Для связи в whatsapp +905441085890

Творчество как позитивная девиация — Социальные нормы и ценности

В условиях социальной незащищенности и социальных рисков в российском обществе усилились такие негативные моменты, как отсутствие стабильности и кризис во всех сферах экономической, социальной и психологической жизни. В совокупности эти изменения в политической и экономической жизни и возросшая активность членов общества, направленная на понимание жизни в ее индивидуалистическом проявлении, возродили интерес к эволюции человека не только как биологического вида, но и в процессе его становления как личности. Эта ситуация проявляется также в усилении поисковой активности отдельных членов общества, направленной на понимание экзистенциальных вопросов бытия.

Личность в его формировании переживает два параллельных процесса: Социализация и индивидуализация, которые в моменты, важные для формирования личности, вступают в конфликт, так что человек сталкивается с необходимостью экзистенциального выбора: идти по пути удовлетворения биологической потребности в безопасности, выбирая соответствие социальным нормам, или выйти за эти рамки, следуя стремлению к самореализации, реализации своего творческого потенциала. В процессе разрешения этого конфликта формируется социальная идентичность личности, приобретение которой проявляется в достижении органической, целостной связи био-физиологической личности с социальной системой, которая поднимается до уровня духовного.

Своевременное выявление и решение психических проблем имеет большое значение для общего эмоционального благополучия отдельной личности и для профилактики возможных психических расстройств у населения в целом. Для этого в нашей стране создаются различные психологические службы, в том числе центры психологической консультации. Более того, знание основных причин возникновения девиантного поведения, механизмов его развития и методов нивелирования необходимо не только психологам, педагогам, врачам и социальным работникам, но и особенно родителям, поскольку семья является основным, если не решающим, фактором, провоцирующим возникновение девиаций на психологическом и поведенческом уровне.

Творчество как позитивная девиация - Социальные нормы и ценности

Социальные нормы и ценности

Поведенческие элементы — социальные ценности и нормы — представляют наибольший интерес для социологии. Они во многом определяют не только характер взаимоотношений людей, их нравственные ориентиры, их поведение, но и дух общества в целом, его уникальность и отличие от других обществ. Разве это не уникальность, которую поэт имел в виду, когда восклицал: «Есть русский дух… есть запах России»?

Общественные ценности — это такие жизненно важные идеалы и цели, которые, по мнению большинства в данном обществе, должны быть достигнуты. Такими ценностями в разных обществах могут быть, например, патриотизм, уважение к предкам, трудолюбие, ответственное отношение к бизнесу, свобода предпринимательства, законопослушность, честность, любовь к браку, верность в браке, терпимость и доброжелательность в человеческих отношениях, богатство, власть, образование, духовность, здоровье и так далее.

Такие ценности общества проистекают из общепринятых представлений о добре и зле, о том, что такое добро и что такое зло, что должно быть достигнуто и чего следует избегать и т.д. Укорененные в сознании большинства людей, социальные ценности, как бы, определяют их отношение к определенным явлениям и служат своеобразным ориентиром в их поведении.

Например, если идея здорового образа жизни прочно укоренилась в обществе, то большинство его представителей будут негативно относиться к производству продукции с высоким содержанием эфира растениями, к физической бездеятельности людей, к неправильному питанию, к пристрастию к алкоголю и табаку.

Конечно, не у всех одинаковое понимание добра, пользы, свободы, равенства, справедливости и т.д. Например, для одних государственный патернализм (когда государство заботится о своих гражданах и контролирует их до мельчайших деталей) является высшей справедливостью, для других — нарушением свободы и бюрократического произвола. Поэтому отдельные значения могут отличаться. Но в то же время в каждом обществе развиваются и общие, превалирующие оценки жизненных ситуаций. Они формируют социальные ценности, которые, в свою очередь, служат основой для развития социальных норм.

Победить (от латинского Praevaleo — победить, превзойти) — победить, иметь преимущество.

В отличие от социальных ценностей, социальные нормы имеют не только ориентирующий характер. В одних случаях они похожи на рекомендации, в других непосредственно требуют соблюдения определенных правил, регулирующих поведение людей и их сосуществование в обществе. Все разнообразие социальных норм условно можно разделить на две группы: неформальную и формальную. Неформальные социальные нормы — это естественно встречающиеся в обществе модели правильного поведения, которые ожидаются или рекомендуются к соблюдению без принуждения. Они включают такие элементы духовной культуры, как этикет, обычаи, обряды (например, крещение, посвящение, погребение), церемонии, ритуалы, хорошие привычки и нравы.

Этикет (от французского этикета, церемониал) означает установленный порядок поведения; правила вежливости, принятые в обществе.

Церемония (от латинского cerimonia, caerimonia-радость; культовый ритуал) — установленный церемониальный порядок совершения чего-либо.

Ритуал (от латинского ritualis — церемониал) — порядок совершения любого обрядового действия (свадьба, похороны и т.д.); церемониал.

Манеры (от французского maneuver — манера, манера поведения) — внешние формы поведения (например, респектабельная привычка выносить мусор в мусорную корзину, неважно, как далеко он находится и особенно, когда никто его не видит) и т.п.

Отдельно в этой группе часто выделяются общественные нравы или их моральные, нравственные нормы. Они наиболее ценятся и уважаются людьми, и те, кто их окружает, находят это особенно болезненным, если они не наблюдают за ними. Например, во многих обществах считается аморальным, когда мать оставляет своего маленького ребенка на произвол судьбы, или когда взрослые дети делают то же самое в отношении своих родителей или пожилых людей.

Соблюдение неформальных социальных норм обеспечивается властью общественного мнения (неодобрение, осуждение, презрение, бойкот, остракизм и т.д.), а также собственным здравым смыслом, самообладанием, совестью и личным чувством долга.

Мораль (от лат. Mores-mores, нравы, поведение) — относится к морали (нравственности).

Бойкот (от бойкота, во имя англичанина Чарльза Бойкота (1832-1897), против которого эта мера была впервые применена в 1880 году ирландскими жильцами из-за его жестокого обращения) — разрыв отношений с кем-то в знак протеста против чего-то.

Понятие и виды отклонений

Термины «отклонение» и «девиант» происходят от латинского «deviation-deviation». Значит, девиация — это девиантное поведение людей. Она рассматривается как в широком, так и в узком смысле. Девиантным поведением в широком смысле слова может быть любое действие, не соответствующее нормам и социальным стереотипам, распространенным в обществе. В узком смысле, девиантное поведение — это любое негативное и не одобряемое отклонение от социальных норм. И это то, что интересует социологию, потому что именно негативное отклонение бросает определенный вызов обществу и требует от него адекватного ответа.

Существует мнение, что девиантное поведение является преходящим, неразвитым вариантом психобиологической патологии. И основной принцип его диагностирования следует признать, с одной стороны, отсутствием характеристик нормы поведения, с другой — отсутствием психологических характеристик. Однако диагностика девиантного поведения имеет определенные сложности, обусловленные социокультурными особенностями интерпретации девиантного поведения, и игнорирование любой психодиагностической составляющей неизбежно приводит к предвзятости и субъективизму.

Стереотипы (из греческих стереотипов — жесткий +типос-печать) — (1) печатная форма для перепечатывания; (2) установившиеся среди людей, неизменные, общие закономерности суждений.

Теории девиантного поведения

Существует три типа теорий о том, почему происходит девиантное поведение. Каждый из них основан на определенных теоретических представлениях о природе отклонения.

Первая включает в себя теории физического типа (К. Ломброзо, У. Шелдон и Э. Кретчмер). Их общая посылка заключается в том, что люди, имеющие определенный тип физического строения, склонны к асоциальному поведению. Однако история показывает, что эта закономерность не на сто процентов верна, и в криминальной практике существует множество примеров ужасных преступлений, совершаемых людьми с ангельским обликом.

Второй тип: психоаналитические теории. Они основаны на работе З. Фрейд. Основная идея заключается в том, что отклонения возникают в результате нарушения защитного механизма между бессознательным и сознательным. Нарушение защитного механизма связано с внутриличностными конфликтами, которые происходят в сознании человека между собой и бессознательным или между сверхъестественным и бессознательным.

В-третьих, социологические (или культурологические) теории. Проблемы адаптации возникают из-за нарушений в процессе социализации индивида (социализация — это процесс усвоения индивидом потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, норм поведения, принятых в обществе, к которому он принадлежит). Если социализация успешна, то нормы общества становятся нормами индивида. Е. Дюркгейм, состояние отсутствия норм. Суть этого явления заключается в том, что человек не имеет руководящих принципов при выборе линии нормативного поведения.

Роберт К. Мертон слегка дополнил и изменил концепцию Дюркгейма. Его нововведения выражались в том, что отклонение вызвано несоответствием между социокультурными целями и социально принятыми средствами их достижения. Он также разработал типологию поведения людей в соответствии с их отношением к целям и средствам:

  1. Конформист — принимает цели и средства общества;
  2. Новатор — принимает цели общества, но пытается их достичь неинституциональными средствами;
  3. Ритуальный — абсолютист означает «забыть» цели, ради которых все и началось;
  4. Изолированный тип — игнорирует как принятые обществом цели, так и средства (например, алкоголики, наркоманы, бомбисты);
  5. Повстанцы — попытки создания новой системы норм и новых средств их достижения;

Аномия (от греческого A-отрицательный префикс +номос-прав), что буквально означает беззаконие.

Все эти типы присутствуют в разных пропорциях в каждой личности. Соответственно, назначение одного из этих компонентов должно осуществляться на основе доминирующего компонента. Если учесть важность этих типов для общества, то выделить более важный практически невозможно, поскольку каждый из них играет свою роль. Например, конформисты обеспечивают стабильность общества, а повстанцы — его развитие.

Социологи ищут причины девиантного поведения в разных направлениях:

  1. В несовершенстве человеческой природы и различных пороках людей (эгоизме, чрезмерном желании удовлетворить свои желания, желании выделиться, зависимости и т.д.);
  2. В их биологических и психологических особенностях (особенности отдельных организмов, генетическая предрасположенность некоторых особей к отклонениям, психологические дефекты, психопатия и т.д.);
  3. Наконец, в сознательных условиях жизни (воспитание, образование, среда обитания человека, возможности работать, зарабатывать хорошие деньги, культурный досуг и т.д.);

(1) связанные с генезисом, т.е. происхождением, историей происхождения чего-либо; (2) связанные с генетикой, наукой, изучающей наследственность и изменчивость организмов (ген является материальным носителем наследственности; единицей наследственной (генетической) информации).

Психопатия (от греческого psyche: soul+pathos: disease, illness) — это расстройство умственной деятельности.

По ментальным характеристикам населения ученые классифицируют население России следующим образом18 . Особенности интеллектуального уровня граждан современной России:

  • самая высокая интеллектуальная элита ≈ 15% (% от общей численности населения).
  • Люди с интеллектом выше среднего ≈33.5% (% от общей численности населения).
  • -Люди со средними интеллектуальными данными ≈10% (% от общей численности населения)
  • -Человек с уровнем интеллекта ниже среднего ≈ 24.5% (% от общей численности населения).
  • -умышленно нетрудоспособен ≈17%(% от общей численности населения).

В этом контексте интересны также результаты исследований о причинах преступности. Исследователи обнаружили такой же «дефектный ген» у подавляющего большинства преступников (почти 80%). Это может означать, что истоки преступного поведения могут быть прослежены до генетики, и что наиболее негативные отклонения чаще всего обнаруживаются у умственно отсталых людей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Учитывая, что 22% россиян страдают тяжелыми психическими отклонениями или болезнями, обществу есть о чем задуматься.

Эта ситуация аномалии характерна и для российского общества с 1990-х годов, когда на трудном пути к свободе, рынку и демократии оно прошло сложный процесс: (а) смирилось со старыми догмами; (б) переосмысления и пересмотра социальных норм, ценностей и взглядов; (в) восприятия и усвоения новых, прогрессивных элементов человеческой культуры.

Люди часто «дрейфуют» по этому пути до двух крайностей. С одной стороны, можно выбрасывать слишком много (как говорится, «выбрасывать ребенка с водой из ванны»). А с другой стороны, можно брать «грязную воду» из новых ценностей и «грязную пену» из новых ценностей вместе с «чистой водой». Поэтому потеря доброты, сочувствия, самоотверженности, тоска по взаимопомощи, забота о благополучии Отечества, честность, порядочность вполне ощутимы. Что это такое, кроме «выплюнуть ребенка»? И, к сожалению, есть много примеров «грязной пены». Это взрыв преступности, мошенничества, обмана, коррумпированных государственных служащих всех мастей. Это безудержное пьянство, наркомания, проституция, курение среди девочек. Это рост цинизма, жестокости, равнодушия и пренебрежения интересами других людей, семейного насилия, социального сиротства и отказа от детей и т.д.

Догма (от греческого догма — мнение, учение) — непреложная истина, принятая на вере.

Особенно беспокоит думающих людей ухудшение «детской статистики». Сегодня, по разным оценкам, из 37 миллионов детей в России 2-3 миллиона (5-8%) бездомных. Количество умственно отсталых детей катастрофически возросло: За последние 10 лет она увеличилась в двадцать раз. Насилие в отношении детей также растет. Только в 1996 году было зарегистрировано 17 000 посягательств на жизнь детей, 200 детей были убиты родителями (!) и 1500 детей подверглись сексуальному насилию.

Даже то, как люди общаются друг с другом, меняется в худшую сторону: молодые люди говорят грубо и непристойно; когда они встречаются, то спешат поговорить о своих вещах и едва слушают друг друга; фразы типа «ваши проблемы» стали модными, воняя холодным отчуждением…..

Таким образом, совместное проживание в обществе требует такта и взаимного уважения, соблюдения определенных правил, моральных и правовых норм.

В то же время, к сожалению, не все готовы считаться с такими требованиями и склонны к девиантному поведению.

Такт (от латинского Tactus — прикосновение, чувство) — чувство, действия, которые предполагают лучшую линию поведения по отношению к другим.

Положительное и отрицательное отклонение

Однако необходимо различать положительные, отрицательные и отрицательные (от латинского отрицательного — отрицательные) отклонения.

Положительное отклонение — это такое девиантное поведение, которое считается необычным, странным или даже «ненормальным», но в целом не одобряется. Это может включать в себя героические поступки, самопожертвование, чрезмерную преданность чему-то или кому-то, чрезмерное усердие, повышенное сострадание и сочувствие и т.д.

Ярким примером является международная благотворительная деятельность американского предпринимателя и общественного деятеля Джорджа Сороса (р. 1930). Только в России Фонд Сороса потратил более 350 миллионов долларов за десять лет (1987-1997). Или другой пример, менее масштабный, но все же показательный, — это самоотверженное поведение человека, который дал приют бездомным животным в своей квартире.

Отрицательные отклонения, с другой стороны, представляют собой те поведенческие отклонения, которые вызывают реакцию неодобрения и/или осуждения со стороны большинства людей. К ним могут относиться терроризм, вандализм, воровство, предательство, жестокое обращение с животными и т.д.

Следует отметить, что отклонение от норм не всегда означает что-то плохое (в средние века, например, все новое в большинстве случаев было отклонением от норм и в большинстве случаев сурово наказывалось), если бы таких «позитивных» отклонений не было, то не было бы и социального процесса.

Терроризм (от латинского террора — страх, террор) — это угнетение оппонентов с помощью насилия.

В то же время, как мы знаем, все всегда относительно, и люди часто субъективны и резки в своих оценках и склонны «прикреплять ярлык» к любому, кто не вписывается в их представление о норме. Именно поэтому часть общества может найти в девиантах обычных «моржей» (пловцов в проруби), бегунов , одиноких путешественников (таких, как мужественный русский Федор Конюхов (1951 г.р.)), активистов Гринпис или даже людей, которые не отказывают себе в пользе и удовольствии ходить пешком на работу за десяток миль.

Существуют также индивидуальные отклонения от нормы, которые не опасны для других. Например, вы можете захотеть надеть платье в кричащем цвете. Это вызовет неодобрение и негативное осуждение со стороны окружающих, особенно пожилых людей, но это не принесет им вреда.

Бегун (от английского «jogger» — двигаться прыгая, тряся) человек, который бежит.

«Гринпис» — это международная экологическая организация, которая защищает окружающую среду от вредного воздействия человека. Основан в 1971 г. в Ванкувере (Британская Колумбия, Канада) небольшой группой людей, выступавших против испытаний ядерного оружия США на Аляске (США). Имеет около 3 миллионов взносов, выплачиваемых членам. Штаб-квартира находится в Амстердаме, Нидерланды.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Теоретические проблемы специальной психологии
  2. Константин Дмитриевич Ушинский, русский педагог
  3. Абсолютное сознание — Появление концепции сознания
  4. Профессиональная деформация педагога
  5. Специфика невербальной коммуникации
  6. Кризис 3 лет у ребенка
  7. Психолого-педагогические особенности моральной оценки поступков у школьников
  8. Сплоченность группы
  9. Виды и техники слушания — Активное слушание. Техники активного слушания
  10. Психотерапия материнской любовью