Для связи в whatsapp +905441085890

Учение Гераклита — Путешествие по жизни Гераклита Ефесского

Учение Гераклита — не только один из образцов древнегреческого материализма, но и примечательный пример древнегреческой диалектики. Гераклит был современником неудавшегося восстания греческих городов, завоеванных персами против победителей.

Гераклит иногда воспринимался современниками как грубый, высокомерный человек, не потрудившийся объяснить свои головоломки мышления и рассуждений. Греки называли его темным. Остается неясным, называли ли его Темным, потому что он писал поэтическим, не очень понятным языком, или потому что он был склонен к афоризмам, которые звучали парадоксально, иногда вызывающе. Или потому, что он поставил загадки для своих читателей, слушателей, не предлагая решения, следуя своему убеждению, что «природа любит прятаться». Или потому что он любил каламбуры.

Учение Гераклита - Путешествие по жизни Гераклита Ефесского

Путешествие по жизни Гераклита Ефесского

Жизнь Гераклита, родившегося по соседству с Милетусом-Полисом в Эфесе, для нас практически неизвестна. Он жил в середине VI — начале V века до нашей эры. Его вершина (сорокалетие) падает в 504-501 г.г. Согласно записям, он происходил из знатной королевской псократической семьи, но отказался от своих прав и привилегий в пользу брата и вел довольно уединенную, даже затворническую жизнь, проводя свои последние годы в горах в пещере.

Очевидно, что Гераклит обладал очень высокой самооценкой, полагая, что только он открыл божественное познание мира, только он понял истинный смысл мироздания, общества и человека. Об этом свидетельствует его жесткая критика древнегреческих мудрецов — Гомера, Гесиода, Пифагора, Ксенофана и Архилоха, которые предшествовали Гераклиту и были с ним современниками. По его мнению, все они были недостойны превознесенного титула «мудрый», ибо не постигли того, что понял сам Гераклит. Вообще, эфесский мыслитель считал, что он и так играет роль оракула, через уста которого говорит сама мудрость, и что он имеет право критиковать мыслителей, общепризнанных в греческом мире, и особенно простых эллинов, которые заботятся только о хлебе насущном и даже не задумываются о необходимости приобщения к высшему знанию. Таков смысл его знаменитого афоризма: «Лучшие люди предпочитают одно всем: вечную славу преходящим вещам, а большинство людей становятся обжорливыми, как скот». Гераклит здесь символизирует в некотором смысле древнегреческое понимание фигуры философа — оторванного от земных проблем и занятого только одним — поиском истины.

Традиция сохранила образ мудрого Гераклита, очень умного одинокого человека, который презирал мужчин (и тех, кто прославился как мудрецы), потому что не понимал того, что они сами говорили и делали. Интерпретируя учение Гераклита с точки зрения общего мирового плача о мимолетности жизни и обо всем, что происходит в мире, популярная философия увидела в нем прототип «плачущего мудреца», точно так же, как она нашла в Демокрите тип «смеющегося мудреца». Мудрость Гераклита, отделенная от многознающего невежества людей и живущая рядом с простой мудростью бытия, представлена характерной сценой: Некоторые странники, желая созерцать знаменитого мудреца, останавливаются у порога жалкого жилища, смущенного видом неприглядного человека, греющегося у очага. «Входите, они слышат, и здесь тоже обитают боги» (Аристотель, «По частям животных»).

Гераклит выразил себя настолько лаконично и полисемантично, что получил прозвище «темный». Его изречения часто напоминают популярные загадки или оракулы, которые, по словам Гераклита, «…не говорят и не скрывают, а дают знаки». Некоторые считают, что Гераклит намеренно написал свое произведение («Музы и о природе») в темноте и положил его в храм Артемиды в Ефесе, чтобы спасти от невежественной толпы. Другие видят здесь саму темноту и тайну того, что должно быть сказано. Аристотель объясняет неясность высказываний Гераклита их синтаксической неопределенностью, в результате чего высказывание может быть прочитано по-разному. Изречения Гераклита действительно раскрывают сложную структуру и особую поэтику. Они насыщены аллитерацией, каламбурами, внутренне связаны хиазмами, инверсиями и разобщенным синтаксисом или паратаксом, что характерно для структуры внутренней речи, то есть речи, которая обращена не столько к другим, сколько к себе, которая прислушивается к себе, готова переосмыслить и вернуться к элементу мыслительной тишины. Когда трагик Еврипид спросил Сократа о работе Гераклита, тот ответил: «То, что я понял, было великолепно, то, что я не понял, я тоже нахожу, и, кроме того, для этого нужен прямой Делоссиан».

Диоген Лаэрт сообщает нам, что Гераклит «презирал людей, отступил и начал жить в горах, питаясь травами». Он также пишет, что в добровольном изгнании философа посетил ученик Парменида Мелиссес и «познакомил Гераклита с Ефесянами, которые не хотели его знать». Он также пишет, что «изгнание» философа было посещением Ефесян, которые не хотели его знать.

Биографы подчеркивают, что Гераклит «никого не слушал». Гераклит никого не слушал. Очевидно, он был знаком с взглядами философов милетической школы, Пифагора, Ксенофана. У него, вероятно, тоже не было прямых учеников, но его интеллектуальное влияние на последующие поколения древних мыслителей было значительным. Сократ, Платон и Аристотель были знакомы с творчеством Гераклита, а его последователь Кратилос становится героем диалога Платона.

Мрачные и спорные легенды об обстоятельствах смерти Гераклита («он приказал намазать себя навозом и умер во время лжи» и «он пал жертвой собак») интерпретируются некоторыми учеными как доказательство того, что философ был похоронен по зороастрийскому обычаю. Следы зороастрийского влияния обнаружены также в некоторых фрагментах Гераклита.

Гераклит — один из основателей диалектики.

Диалектика в философии Гераклита

Гераклит известен не только своими интересными и глубокими размышлениями об оригинале. Он еще более известен как великий древнегреческий диалектик (слово «диалектика» здесь употребляется в значении, данном ему более поздними философами). Аристотель же использует слово «динамика», имея в виду философов, начиная с Дзено. Но представляется оправданным использовать его и в связи с рассуждениями более ранних авторов, и, конечно же, Гераклита в частности). Диалектические мысли и идеи, эмбриональные и спонтанные в концепции первых греческих философов, получают более ясную артикуляцию и развитие вместе с Гераклитом. Как и его предшественники, диалектика Гераклита — это, прежде всего, утверждение и фиксация вечности происходящих в мире изменений. В Гераклите идея перемен, характерная для ранних греческих философов, трансформировалась в универсальную мысль, философскую идею. Все меняется, и меняется все время; нет предела вариациям; они всегда, везде и во всем; все суммируется в известной формуле суммирования, приписываемой Гераклиту: «Все течет, все меняется». Какой бы простой и банальной ни казалась эта формула человеку наших дней, она показалась необычной, новаторской и мудрой, когда впервые представила результаты тысячелетних наблюдений, размышлений человека об окружающем мире и собственной жизни во всесторонней, обобщенной форме. Переход здесь очень тонкий. Например, наблюдение за рекой может легко подтолкнуть мыслящего человека к мысли о переменах. В Гераклите река является не более чем символом, благодаря которому вселенская мысль утверждается в понятной форме. То же самое относится и к другим гераклитским символам огня, войны (вражды) и т.д. Связь мысли Гераклита с символами и образами была характерной чертой его философии и всей греческой философии мудрости. Это диалектика изменения изображений и символов. Хотя идея перемен представляется универсальной и абстрактной в фрагментах, приписываемых Гераклиту, она ассоциируется с запоминающимися образами, которые делают философскую мудрость ясной и яркой. Гераклит, например, описывает солнце как «ежедневно новое, но также всегда и постоянно новое». В другом случае Гераклит говорит: «Одно время одни и те же воды впадают в одни и те же реки, другое время они впадают в разные воды». Поэтому, согласно Гераклиту, нельзя дважды входить в одну и ту же реку.

Особенность гераклитовской диалектики состоит в том, что здесь идея перемен сочетается с идеей единства и борьбы противоположностей. Предшественником этого подхода был Анаксимандер. Гераклит как бы извлекает из кишечника внутреннюю логику первобытного, идею единства и борьбы противоположностей и развивает ее в деталях, философски. Идея Единого — и, следовательно, уменьшение до Единого, до единства — граничит с идеей отделения Единого и отделения противоположностей от него. По словам Ипполита, «услышав не мою речь, а эту речь (логотип), надо признать, что мудрость заключается в том, чтобы знать все как одно целое». Гераклит утверждает не просто существование противоположностей, а их небытие и универсальность. Противоположности везде. Эта идея воплощена Гераклитом не только в некоторых космических формах, но и в этических и эстетических. Для Гераклита существование противоположностей является основой существования и гармонии мира.

Противоречие объединяет — это гераклитский парадокс.

Другая диалектическая идея — это борьба, «вражда» противоположностей. Гераклит был изобретателем идеи борьбы противоположностей как конструктивного философского принципа. В Гераклитах счета, борьба, разлад, война имеют глубокое отношение к рождению, к появлению на свет, к процветанию, то есть к самой жизни. «Нужно знать, что война — это обычное дело, что вражда — это обычный порядок вещей, и что все возникает через вражду и зависит от обстоятельств». Здесь Гераклит снова вступает в полемику с Гомером, который, прося о том, чтобы «прошла вражда между богами и людьми, наложил проклятие на рождение всех существ без его ведома, ибо они рождаются из-за противостояния и антагонизма». (Свидетельство и комментарий Плутарха.) Три основные диалектические идеи, выделенные из корпуса фрагментов Гераклита, внутренне связаны друг с другом, перетекают друг в друга, где диалектика тоже уже проявляется — в виде диалектики философских идей. С тех пор как мы приняли вместе с Гераклитом идею-образец вечных перемен: Нельзя дважды ступить в одну и ту же реку, тогда логично заключить в несколько иной форме: Мы входим в одну и ту же реку и не входим в нее, мы существуем и не существуем. Одно состояние уступает место другому: «Холодно согревается, горячо прохладно, мокрое высыхает, пересохшее поливается». Таким образом, идея универсальной изменчивости приобретает иной облик, она становится тезисом единства противоположностей. Согласно Гераклиту, изменение — это союз крайностей, прежде всего существования и небытия, но также разрушения и появления. Уничтожение одного — это внешний вид другого.

Противоположности едины, неразделимы. Гераклит пытается объяснить это небытие сложными, непонятными и простыми примерами. Он говорит о простых людях: «Они не понимают, как враг гармонирует с самим собой: обратный союз (гармония), как лук и лира». Существует так много интерпретаций этого гераклитового образа. Под перевернутым союзом (гармонией) лука и лиры он, вероятно, имел в виду лук и лиру как противоположности, «вражду» и единство разрушения, смерти и красоты, разделяющую войну, понимаемую в широком смысле как вражду и раздор, и объединяющую красоту, символизируемую лирой. Каждый из этих предметов (смычок и лира) является символом единства между двумя зримо связанными концами. Музыка и гармония создаются именно потому, что лира соединяет две струны. Лук — это изогнутая палка с двумя соединенными концами. Другими словами: Объекты существуют только тогда, когда две одинаково противоположные части соединяются. (Заявление Порфира: «…гармония тянется в противоположных направлениях» и «стреляет луком» посредством противоположностей. С помощью этих визуальных образов Гераклит делает «видимым» идею разделения Единого и взаимодействие противоположностей. Есть и более «конкретные» интерпретации образа лиры Гераклитов. Например, Платон считает (и многие авторы с ним согласны), что лира символизирует возможность гармонии между низкими и высокими тонами, которая, несмотря на противоположности, может быть приведена в гармоническое согласие посредством мелодии.

В фрагментах корпуса Гераклита есть изображения, связанные с технологией или наукой, которые символизируют ту же идею.

Диалектика вошла в историю философии и культуры, а затем продвинулась и через аргументацию, показавшую относительность восприятия человеком мира и самого себя, которая подарила философам и интересующимся философией идеологические, логические, математические парадоксы, головоломки, противоречия и трудности. Ко времени Гераклита философия уже накопила множество подобных парадоксов и головоломок. Эти формы мысли, которые по мере развития философии становились все более сложными и разнообразными, свидетельствовали не только о накопленных противоречиях и трудностях в философском объяснении мира, но и о своеобразных точках роста диалектики. Это в равной степени относится и к парадоксам Гераклита, и к апориям Зенона Элевферии, и к антиномам Канта.

Гераклит, если судить по некоторым сохранившимся фрагментам, построенный в его работах готовность знать неожиданное, скрытое, отчужденное, и парадоксальное. По свидетельству Клемента Александрийского, Гераклит сказал: «Понятного и недостижимого вы не узнаете». «Непостижимым» могло быть и известное греческое знание мира и понятия, согласно которым различные качественные состояния несовместимы. Гераклит находит возможным связать их с противоположностями. Может ли одна и та же вода в одно и то же время быть одновременно чистой, пригодной для жизни и питья, и грязной, непригодной для всего этого? Греки, скорее всего, отвечали на такие вопросы уверенно и однозначно в негативном ключе, и, наверное, задавались вопросом, почему кому-то приходит в голову задавать их. Но у Гераклита был готов неожиданный и парадоксально положительный ответ: «Оскверненные и чистые, говорит Гераклит, одно и то же; то, что пригодно для питья, и то, что непригодно для питья, одно и то же». «Море, говорит он, самое чистое и грязное: рыбу можно спасти и выпить, людей — смертельно и непитьево». Таким образом, противопоставляя обыденное сознание философским парадоксам, Гераклит неоднократно отстаивал идею единства и идентичности противоположностей. Аристотель считал, что диалектика Гераклита оказала большое влияние на Платона. Трудно не поверить Аристотелю — ведь он был учеником Платона. В интеллектуальных судьбах многих более поздних философов, таких разнообразных, как Гегель и Ницше, мы видим глубокое влияние гераклитовских идей и образов. Долговечная заслуга Гераклита в том, что он изобразил мир многих смертных вещей и мир человека как жидкий, изменчивый, жидкий, и разделен на противоположности, в то же время сохраняя идею единства и естественного порядка в неизмеримом космосе, который всегда был загадочным, не до конца известным и неведомым.

Она отличалась от философии Элеатики, которая также была известна своими открытиями и интеллектуальными инновациями. Это привело древнюю мысль к одной из величайших идей, философской идее существования. Но она не смогла совместить бытие и движение.

Гераклит: Идея логотипов

Философ Гераклит представляет Логос как нечто, чье познание требует особых усилий и предполагает изменение обычного отношения сознания. Логос — это «слово», «речь» самой вечной природы. Это самый важный фрагмент Гераклита, переданный Секстом Эмпириком: «Сия — речь (логотипы), которая является вечной, не понимается людьми до тех пор, пока они не услышат ее, и после того, как они услышат ее один раз, ибо хотя все люди имеют прямой доступ к этой речи (логотипам), они подобны невеждам, ибо они знают, переживая те самые слова и вещи, которые я описал, делясь ими, как они есть». Что касается остальных мужчин, то они не знают, что делают в реальности, как и те, кто спит, не помнят. То, что можно узнать о Логотипах, особенно о фрагментах Гераклита, остается скрытым от большинства людей. По большей части, они никогда не слышали об этом. Если ты расскажешь им об этом, они вряд ли сразу поймут. Парадокс, однако, заключается в том, что люди находятся в постоянном общении с Логосом, который управляет всеми вещами, но «с тем, с которым они находятся в постоянном общении….». С кем они конфликтуют» (Свидетельство Марка Аврелия).

Согласно Гераклиту, Логос — это то, что присуще всему, и всем управляет всем и через все. Кажется, что это одна из первых формулировок, в которой идея первобытного сочетается с идеей универсального закона, который регулирует все. Эти две идеи, до сих пор сплавленные, неразделенные, но имеющие тенденцию к разобщенности, составляют смысл термина «логотипы». В перспективе, отделение логотипов от природы, как всего существующего, и от огня, как элемента «оригинального» материала, очень важно и интересно. Тенденция здесь предполагает возможность разграничения деятельности по описанию и изучению природы, возможность отличать философию от физики, от физического объяснения. В Гераклите, однако, все три элемента объединены. И их всех объединяет идея первобытного, хотя в этом они уже отличаются.

Опыт предыдущей философии доказал, что оригинал не может быть идентифицирован ни с какой-либо конкретной вещью, ни с каким-либо конкретным материальным элементом. Впоследствии должно было быть установлено, что оригинал не может быть объединен с материей в целом. Чем больше философов задавались вопросом: как объединить мир и человека, а в человеке его тело и дух, как объединить в понятии первоначального человека и природу, тем более необходимым было найти такой принцип, который объединил бы каждое тело, в том числе и тело человека, и тело, связанное с ним, но не тождественное ему, которое древние мыслители уже называли душой. В дальнейшем трудные поиски всеобщего единства мира и человека будут усилены как в философии, так и в культуре в целом. Это привело бы к формулированию проблемы бытия. В основе этих соображений, которые впоследствии становятся неотделимыми от философии как таковой, лежат мысли, парадоксы, загадки и противоречия, сформулированные Гераклитом и Элеацием.

Гераклиту интересно, что такое человеческая душа, то есть человеческие мысли, страсти и волнения. Кстати, огонь, как и оригинал, приемлем и для Гераклита, потому что ему кажется, что душу можно сравнить с огнем. Согласно Гераклиту, человеческая душа — это невидимый, динамичный огонь. Сходство души с огнем побуждает Гераклит оживить природу. Так он говорит: «Мы не видим этой души (то есть огня) в вещах. Но все вещи имеют огонь; огонь — это вселенская первобытная субстанция и в то же время душа мира, душа вещей. В человеческом теле душа принимает форму страсти, размышления, мысли, страдания и так далее. Здесь, прежде всего, идея первобытного находит свое окончательное развитие. Действительно, греческие философы понимали таким образом оригинал: Он управляет всем через все. Это универсальный, всеохватывающий элемент для человека и природы, тела и души, вещей и мыслей. Как нам найти этот поистине универсальный элемент?

Мы не должны думать, что Гераклит был первым, кто думал о душе и о духовном. Мудрецы Милетии также размышляли о душе. По всей видимости, Гераклит критически отнесся к их рассуждениям. В отношении любого человека, который самодовольно провозгласил бы, что он знал душу, Гераклит говорит: «Пределы души, которые вы не можете найти, независимо от того, в каком направлении вы потеете: настолько глубока ее мера»; здесь Гераклит отражает идеи «бесконечного» воздуха, соотносящегося с «бесконечной» землей Ксенофана. Пока не было стабильного термина для воздуха). Когда Гераклит говорит о «сухой» и «увлажненной» душе, его философские определения перемежаются с нравственными сентенциями. Душа, согласно Гераклиту, рождается из влаги. Однако он не должен оставаться мокрым. Сухая душа — самая мудрая и лучшая. Душа, которая всегда мокрая, — это несчастье, как видно в пороке, как пьянство. «Если взрослый человек напивается и его ведет [домой] неграмотный молодой человек, и он теряет свой путь и не понимает, куда идет, его душа промокла».

Душа интерпретируется Гераклитом как основная основа человеческой жизни и знаний. Например, у всех зрячих и слышащих людей есть глаза и уши, но они видят и слышат по-разному. «Глаза и уши — плохие свидетели людей, когда их души варвары. В человеческом сердце происходит реальное противостояние желаний. Трудно бороться с сердцем, — плачет Гераклит, — за то, что он хочет, он покупает за счет души».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Судьба марксизма в XX в — Рождение марксистской философии
  2. Происхождение и становление нравственности
  3. Особенности познания духовного
  4. А.И. Герцен. «Письма об изучении природы» — Биография Герцена
  5. Философия политического сознания
  6. Философия и мифология — Социально-исторические истоки философии
  7. Блаженный Августин
  8. Многообразие пространственно-временных уровней бытия
  9. Экзистенциал
  10. Джордж Герберт Мид, американский философ, представитель прагматизма