Для связи в whatsapp +905441085890

Учение Канта о формировании самосознания развивающейся культурной жизни

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Понятие субстанции в философии Нового времени
  2. Философия Нового времени
  3. Философия французского Просвещения
  4. Характеристика философии французского Просвещения
  5. Теория морали Канта
  6. Философская религия Л. Фейербаха
  7. Понимание культуры в немецкой классической философии
  8. Специфика философского осмысления проблемы человека в философии
  9. Русская философия XIX века
  10. Западничество и славянофильство и выбор пути развития русской культуры

Введение

Начнем с уточнения социокультурного контекста, в котором формировались культурные представления Канта.

В XIX веке произошел окончательный крах феодализма как системы определенных экономических, политических и социальных отношений, возникновение капитализма как новой системы, более совершенной, чем феодализм, который восторжествовал сначала в Англии, Северной Америке и Франции, а затем и в других странах Европы и Южной Америки.

Стремительный рост технических возможностей, радикальные изменения в быту и образе жизни сопровождались всеобщей эйфорией и буйным энтузиазмом прогресса. В массовом сознании того времени были распространены представления о том, что движение по пути прогресса не имеет границ, что с ростом технического перевооружения труда и созданием более совершенной материально-технической базы все проблемы, в том числе и социальные, будут решены. Литература, музыка, философия самым непосредственным образом реагировали на изменения в экономике и политике. Вкус и мировоззрение буржуазии становятся определяющими, что отражается в смене художественных стилей и направлений. В конце девятнадцатого века классицизм был почти полностью вытеснен из всех отраслей интеллектуального производства. В театре героическая трагедия была заменена мелодрамой, а героическая опера — лирической оперой и опереттой.

В первой трети века водевиль начал процветать и стал популярным театральным зрелищем для всех слоев населения — от знатных аристократов до городской бедноты. Пьеса «Карнавал» Роберта Шумана, цикл фортепианных пьес Шиллера, оперы «Тангейзер» и «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера. В литературе сентиментализм сменяется сначала романтизмом, а затем — реализмом. Кумиром читающей публики вместо Шатобриана, Ричардсона, Жермены де Сталь, Шарля Нодье становятся Виктор Гюго, Жорж Санд, Бальзак. Молодые люди «общества» читают уже не «Печали юного Вертера» Гете; не «Дон Жуана» Байрона; не стихи Шелли, а романы Бальзака, Александра Дюма, Стендаля; исторические хроники Проспера Мериме. Изменяется стиль изображения, композиция приближается к внешнему ходу жизни. Представление о типичном трансформируется, появляются новые элементы в понимании красоты. Литература приобретает ярко выраженное социальное содержание и все чаще демонстрирует критическое отношение к окружающей действительности. В архитектуре ампир постепенно теряет свою чистоту и уступает место эклектичному смешению архитектурных стилей. За ним следует стиль бидермейер, который отражает художественные вкусы бюргерской среды. Интенсивность культурного обмена возрастает. В первой трети века проводятся первые международные конгрессы, организуются первые международные выставки, быстро растет число переводных изданий, расширяется круг людей, говорящих на двух и более языках. Европейская культура проникает в страны Востока, Азии и Африки, где формируется местная интеллектуальная элита, ориентированная на европейскую ориентацию. Одновременно происходит процесс «регионализации культуры», который находит свое выражение в конституировании национального искусства, литературы, музыки и языка, в осознании специфики национальных культур и их отличий друг от друга. Создаются условия для появления в ближайшем будущем в ряде европейских стран национального драматического театра, национальной оперы, национальной художественной галереи.

В социально-философских и гуманитарных науках в первой половине XIX века происходят значительные изменения. Прежде всего, меняется ее лидер. Она становится исторической наукой, которая быстро развивается. Его теоретики устанавливают принцип исторического подхода к реальности, о которой в предыдущие эпохи знали мало или практически ничего. Жизнь человечества начинает восприниматься как единый процесс, проявляющий определенные закономерности. Их поиск определяется как цель исторического познания, которое не ограничивается фиксацией уже произошедших событий, а стремится постичь их внутреннюю логику. Еще одним показателем происходящих изменений является перемещение центра философской мысли из Франции, которая на протяжении XVIII века была бесспорным лидером в этой области знаний, в Германию. Здесь, примерно в середине века, формируется такое мощное течение, как немецкий классический идеализм.

Жизнь Иммануила Канта

Анализ взглядов Иммануила Канта (1724—1804) на культуру необходимо начать с работы всей его жизни. Абсолютное большинство просвещенных людей считают Канта основателем немецкой классической философии, создателем системы трансцендентального идеализма, сформулировавшим основные вопросы, на которые должна отвечать философия: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек?

Некоторые знают его как величайшего этика, автора знаменитого «категорического императива»: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь силу принципа всеобщего закона». Категорические императивы — это безусловные и универсально действующие заповеди, которым должен подчиняться каждый человек в любой ситуации, независимо от его желаний. Категорический императив существует как моральный закон в человеке, как «голос разума», который «понятен даже самому простому человеку», как наличие в человеке высокой моральной силы — его совести. Согласно Иммануилу Канту, мораль не связана с чувствами, она полностью рациональна. Нравственное чувство — это только интерес к моральному закону и уважение к нему. Категорический императив — это выражение чистого практического разума, который не подчиняется способности желания.

Кант также является автором не менее известного афоризма о нравственном законе. В «Критике практического разума» И. Кант пишет: «Две вещи всегда наполняют душу новым и более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и дольше мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и нравственный закон внутри меня…».

Но Кант многое сделал для понимания природы культуры, для выяснения того, как культура связана с человеком, каковы механизмы и законы ее развития, чем она отличается от природы, каковы цели культуры. Кант первым поставил вопросы о самостоятельной ценности культуры, о различии между культурой и цивилизацией, о фундаментальном противоречии современного общества, в котором все более очевидным становится разрыв между уровнем нравственного развития индивидов и уровнем их цивилизации.

Кант был первым, кто отметил различия в темпах развития разных сфер культуры, он предложил свою оценку эпохи Просвещения. Он также сформулировал идею о необходимости исторического взгляда на культуру и утвердил мысль о том, что стремление к овладению культурой является одной из фундаментальных человеческих ценностей.

Иммануил Кант был великим немецким философом и естествоиспытателем, прожившим всю свою жизнь в Кенигсберге. Кант родился 22 апреля 1724 года в Кенигсберге, Восточная Пруссия, в семье мелкого ремесленника, где он жил и развивался некоторое время. Предки Канта были истинными немцами, но сам он, по неизученным причинам, предпочитал версию о своем польско-литовском происхождении. Записи показывают, что в доме Канта-старшего (Кант записан как его отец) «царил дух строгой набожности и благочестия»: совершались обязательные три ежедневные молитвы, Рождество праздновалось всей семьей, а детям запрещалось подолгу смотреть на лошадей. Ближайшие соседи и родственники жалели маленького Канта — он был очень маленьким, гораздо меньше своих сверстников, только голова у него была большая — и при каждом удобном случае старались передать ему сладкий секрет. Известно также, что Иммануилу было предсказано стать священником, и только слабое здоровье их отпрыска помешало его родителям исполнить свои честолюбивые желания. Следует добавить, что Кант (в его собственном написании) был чрезвычайно слабым и болезненным ребенком, так что даже когда он пытался забраться на подоконник (откуда он мог часами наблюдать за жизнью на улице), он всегда падал. Никто не мог гарантировать, что существо доживет до следующего утра. Однако, несмотря на все это, Иммануил с раннего детства и до старости оставался чрезвычайно пунктуальным человеком. Никогда ничего не забывая, он всегда помнил: Если он оставлял какой-либо небольшой предмет (перо, носовой платок или пять талеров) в одной из комнат между ними, он немедленно возвращался и забирал его. Сам философ говорил: «Пять талеров, которые я думаю, ничем не отличаются от пяти талеров, которые у меня в кармане!». Пунктуальность и услужливость этого гения мысли были поистине беспредельны. Широко известно, что когда Кант.

Кант ел один раз в день и устраивал званые обеды, на которые приглашал всех, кто ему хотя бы раз понравился. Иногда случалось, что Кант, увидев на улице только приятное лицо, тут же приглашал его на обед.

Никто из гостей не подозревал, что великий философ весь день не брал в рот мака, и все удивлялись его, казалось бы, неестественному, но на самом деле вполне законному аппетиту.

Короче говоря, все правила жизни Иммануила Канта сводились к двум основным правилам:

  1. Никогда не делай того, чего не должен делать;
  2. Делай то, что должен делать, и делай это последовательно.

Например, если вы написали «Критика чистого разума» — отлично, тогда напишите «Критика практического разума» и так далее.

Несмотря ни на что, давайте поговорим о его личных склонностях и причудах. По свидетельству современников, Кант очень любил ходить пешком. В детстве он мог без устали любоваться городскими видами через окно, втайне мечтая о том, что однажды ему посчастливится покинуть родные стены и отправиться в трудное путешествие, чреватое приключениями и опасностями. Наконец-то достигнув совершеннолетия, Кант начал свои ежедневные прогулки по Кенигсбергу — разумеется, в строго назначенное время.

Конечно, нельзя утверждать, что этот замечательный человек отказывал себе в удовольствии гулять на 2-3 минуты дольше обычного, но то, что он выходил из дома в один и тот же час, кажется бесспорным. Несомненно также, что во время прогулки Кант не упускал из виду главного, не хотел пропустить ни одного приятного лица и уже предвкушал ужин.

Иногда, совершенно случайно, на пути величайшего филантропа Германии, по словам очевидцев, ему благожелательно улыбалась женщина так называемого легкого и непринужденного поведения, и К. тут же отворачивался или делал вид, что что-то пишет в своем блокноте, с которым никогда не расставался. Возможно, однако, он был настолько занят своими мыслями, что не заметил ничего постороннего. Иммануил Кант никогда не был женат. 12 февраля 1804 года Кант умер в преклонном возрасте. Такой была жизнь этого выдающегося человека, гуманиста и просветителя. Виндельбанд В. История новой философии в ее отношении к общей культуре и к конкретным наукам.

Вехами жизни Канта стали его книги. За 50 лет преподавательской и научной деятельности Кант опубликовал десятки книг, среди которых такие всемирно известные работы, как «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», «Метафизика нравов», «Религия только в пределах разума», «О первоначальном зле в человеческой природе» и другие. Эти произведения относятся к философской классике. Практически в каждой из перечисленных работ он так или иначе касается проблем теории культуры, но вопросы теории культуры в основном полностью разработаны в серии коротких статей и рецензий, написанных Кантом примерно в то же время. Это такие работы, как «Идея всеобщей истории в мировом гражданстве», «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?», «Предполагаемое начало человеческой истории», а также рецензия на книгу «Идеи по философии человеческой истории» немецкого философа Иоганна Гердера (1744-1803). В ней Кант излагает свою концепцию философии истории и, следовательно, природы культуры и законов ее развития. «Критика способности суждения» Канта — одна из важнейших работ в области культуры, особенно богатая идеями о культуре и ее сущности.

Кантовская телеология. Кант о месте человека в мире

Иммануил Кант подходит к проблеме культуры, задаваясь вопросом о том, существует ли в природе целеустремленность, есть ли у нее конечная цель. Отвечая на этот вопрос, Кант фактически создает свою собственную телеологию, с помощью которой он не находит Бога в природе и не открывает никаких законов, описывающих ее развитие. Главная проблема Канта — место человека в мире. «Когда мы осматриваем всю природу, мы не находим в ней, как и в природе, ни одного существа, которое могло бы претендовать на то, чтобы быть конечной целью творения…».

Согласно Канту, никакое животное не может быть конечной целью, поскольку растительный и животный мир существует для человека, который различными способами использует то, что дала ему природа. «Здесь, на земле, человек является конечной целью творения». По мнению Канта, у человека может быть много целей, которые могут меняться в процессе онто- и филогенеза. Но у него должна быть конечная цель, которая придает смысл его существованию. Такой конечной целью, по мнению Канта, является культура. «Только культура может быть конечной целью, которую мы справедливо приписываем природе по отношению к человеческому роду». Позже эта идея была подхвачена, в частности, украинским философом Н.А. Бердяевым, который провозгласил, что не в политике, не в экономике, а в культуре реализуются цели общества. «Высшие цели жизни — не экономические, не социальные, а духовные». Бердяев Н. Культура трактуется Кантом как особое смысловое измерение человеческой деятельности, как конечная цель, к которой должны быть направлены усилия всего человечества и отдельного человека.

Таким образом, культурология Иммануила Канта органично вырастает из его телеологии. Это ее отличительная особенность, которая выделяет ее из других теорий культуры.

«Культура духа» и «культура образования» Канта

Кант считает, что культура существует в виде «культуры способностей» и «культуры воспитания». Если первое позволяет достигать целей, то второе — выбирать их. Она позволяет человеку избежать «капризов похоти», освобождает его от привязанности к вещам, позволяет ему понять, что является истинным, а не ложным смыслом его бытия.

«Не всякая культура достаточна для достижения конечной цели природы. Культура способностей — это, конечно, самое важное субъективное условие для того, чтобы вообще иметь возможность продвигать цели. Но этого все равно недостаточно…».

Согласно Канту, «культура разума» формируется в процессе исторической практики. Условием его формирования является неравенство между людьми. Только когда существует такое неравенство, желание стать более совершенным пробуждается в большинстве людей, которые склонны удовлетворять свои потребности без особого воображения и искусства, потому что, видя, как живут другие, они стремятся жить так же. Но существование неравенства вообще, а тем более неравенства, когда высшие живут в роскоши, а низшие в нищете, Кант считает очень опасным. Это источник всевозможных катаклизмов и потрясений, поэтому любая социальная система должна стремиться минимизировать негативные последствия имущественной дифференциации.

Наиболее совершенным, с этой точки зрения, является гражданское общество, в котором действует закон и в котором существуют наилучшие условия для развития природных талантов каждого человека. Но возникновение гражданского общества возможно только при наличии системы государств, которые строят свои отношения друг с другом на основе международного права и обязуются разрешать возникающие противоречия исключительно мирными средствами. Если создание такого союза невозможно, то альтернативой является война всех против всех, поскольку амбиции, власть и эгоизм власть имущих в отсутствие законов неизбежно приведут к экспансионистским устремлениям. Однако, несмотря на ужасные бедствия, которые приносит каждая война, ее можно рассматривать, по словам Канта, как «еще одну причину развивать все таланты до высшей степени, чтобы служить культуре».

«Культура воспитания», утверждает Кант, также приобретается человеком в процессе практики. Его присутствие, утверждает немецкий мыслитель, не следует оценивать по тому, что человек знает, насколько он успешен в науках и искусствах. «…Роскошь в науках также является питательной средой для тщеславия, потому что множество склонностей, которые она порождает, остаются неудовлетворенными».

Полемика Канта с Жан-Жаком Руссо

Изящные искусства и науки, пишет Кант, делают людей только более цивилизованными, но не более культурными. Они, по его мнению, готовят человека к открытию его истинной сущности, смысла его бытия. Человек становится культурным только тогда, когда он начинает жить и действовать не по законам природы, а по законам морали, когда он руководствуется не инстинктом, а категорическим императивом. Поэтому мораль — это не продукт культуры, а цель культуры. Исходя из того, что мораль, по Канту, является сферой автономии человеческого разума, культура обнаруживается только в сфере свободы. Только тот человек, который способен ставить цели и делать свободный выбор, может называться культурным человеком. Соответственно, культурным является только то общество, которое обеспечивает свободную волю своих граждан, принимающих моральные принципы как руководство к действию. Это главный вывод, к которому приходит Кант при рассмотрении вопроса «Что такое культура?».

Неотъемлемой частью концепции культуры Канта являются его идеи о природе цивилизации. Кант совершенно однозначно фиксирует ее принципиальное отличие от культуры, высшим проявлением и последним словом которой является идея «морали». Кант связывает цивилизацию с внешними проявлениями человеческой цивилизованности, с усвоением норм этикета, с усвоением правил этикета и т.д. «Мы слишком цивилизованы в смысле всякой вежливости в общении друг с другом. Но нам еще многого не хватает, чтобы считаться морально совершенными». Таким образом, быть цивилизованным, согласно Канту, вовсе не означает быть культурным. В этом Кант был полностью солидарен с французским философом Жан-Жаком Руссо (1712-1778). Руссо считал, что состояние варварства, в котором оказались жители Америки, Африки и других континентов, предпочтительнее того состояния, которым так гордятся цивилизованные страны Европы, где счастье ничтожного меньшинства оборачивается несчастьем абсолютного большинства.

Цивилизация, согласно Канту, основана не на свободе, а на формальной дисциплине, которая регулирует жизнь индивидов в обществе.

Согласно взглядам Канта, мировая история начинается с выхода человека из состояния природы и заканчивается его переходом к нравственному состоянию. В этих границах разворачивается и вся история человеческой культуры, которая неизбежно должна завершить культурную огранку личности, иначе она неизбежно погибнет от того разделения людей, которое она пропагандирует.

Итак, путь человечества лежит от цивилизации к культуре. Если первая — низшая, то вторая — высшая ступень в историческом развитии человечества. Переход к культуре означал бы достижение всеобщей гармонии и мира, установление новой системы отношений не только между государствами, но и между людьми. Нетрудно заметить, что Кант предлагает совершенно иное — этическое — решение проблемы, чем то, которое выработали его предшественники, особенно мыслители Просвещения. Последние, как и мыслители античности и эпохи Возрождения, предполагали, что овладение культурой поможет человеку достичь счастья и благополучия гораздо больше, чем овладение природой. По их мнению, в стремлении к счастью человек совершенствует свои природные задатки, ищет и изобретает разнообразные средства для удовлетворения своих потребностей. Это и есть цель культуры. Руссо, например, думал так.

Для Канта тезис о том, что целью человеческой деятельности является достижение счастья путем удовлетворения всех естественных потребностей, неприемлем в принципе. Он считал, что истинная цель человека заключается не в получении личной выгоды, а в сохранении себя как нравственного существа. Одна из формулировок категорического императива звучит так: «Поступай так, чтобы максимум твоей активности был направлен на достижение собственного совершенства и счастья других». Это порождает совершенно иное понимание природы культуры, которая, под руководством Канта, становится средством нравственного самосовершенствования человека. Путь к вершине культуры, по Канту, — это путь к нравственному человеку, способному понимать свои поступки не с точки зрения удовольствия и удовлетворения, а с точки зрения выполнения своих обязанностей перед обществом, государством, семьей и самим собой. Другими словами, цель культуры — заменить природный каприз капризом разума, установить верховенство долга над всеми чувственными порывами отдельного эмпирического индивида.

Заключение

В данном реферате мы рассмотрели учение Канта о моральной ценности культуры. Философия Канта позволяет мысленно постигать быстро меняющийся мир, формирование массового сознания, влиять на поведение людей. Учение И.Канта гуманистически ориентировано и имеет глубокое этическое содержание. Основной философской проблемой этого учения является проблема человека и его места в мире. Кант подошел к этой проблеме философски глубоко, многомерно, новаторски, исходя из подлинных интересов и свободы самого человека.

Однако гарантией того, что человек не свернет с правильного пути, Кант считает благоразумие того, кто понимает необходимость и выгодность следования велениям категорического императива. И в борьбе между моральным принципом и природным инстинктом в человеке, инстинктивный подход часто берет верх.

Жизнь постоянно доказывает нам, что в ситуации выбора между абстрактным моральным абсолютом и индивидуальным счастьем большинство людей выбирают личное счастье. Выбор в пользу долга может сделать только героическая личность, такая как сам Кант, но не обычный человек, который ставит собственное благо превыше всего. Культурология и этика Канта преграждают путь к истинной судьбе для большинства людей, озабоченных элементами личной жизни. И проблема философов после Канта заключалась в том, чтобы придать культуре новый статус — не разделителя, а объединителя, примиряющего естественное и рациональное в человеке.

Список литературы

  1. Асмус В.Ф. Кант // Философский энциклопедический словарь,- М.: Советская энциклопедия, 1983.
  2. Бердяев Н. Судьба России — М.: Советский писатель, 1990.
  3. Богдашевский Д. Философия Канта.-Киев, 1898.
  4. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и специальными науками. В 2-х томах. Том 2. От Канта до Ницше.- М.: Терра-Канон Пресс, 2000.
  5. Виндельбанд В. Философия в немецкой интеллектуальной жизни XIX века. — М., 1993.
  6. Гогоцкий С. О.. Обзор системы философии Гегеля. — Киев, 1860 год.