Для связи в whatsapp +905441085890

Учение Платона о человеке и космосе — Формирование философских взглядов Платона

Платон — великое явление в истории мировой культуры. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель — философ, ученый, писатель — он принадлежит всему человечеству. Платон — один из учителей философии. Учителем его делает не только тот факт, что в начале IV века до н.э. он основал вблизи Афин школу, названную Академией, которая просуществовала несколько столетий. Платон создал и развил один из двух основных типов философского мировоззрения. Платон был создателем философского идеализма. Материализм был разработан и реализован как философское мировоззрение Демокритом, старшим современником Платона. Идеализм как доктрина и мировоззрение, фундаментально противоположное материализму, был впервые признан и разработан Платоном. С тех пор вся последующая история философии была историей борьбы материализма и идеализма, «линии Платона и Демокрита».

Учение, созданное Платоном, сложное и обширное. Она охватывает темы природы, человека, человеческой души, знания, социально-политического устройства, языка, искусства — поэзии, скульптуры, живописи, музыки, красноречия и образования. Если греки в целом были создателями «тестовой системы» философии, то Платон создал «тестовую систему» идеализма.

Среди множества предметов, составляющих эту систему, были и такие, которые настолько занимали Платона, что он разрабатывал их не только как философ, но и как ученый. Это были специальные вопросы математики, астрономии, музыкальной акустики.

Многогранность его талантов поражает. Он был не только философом в сочетании с ученым. В этом, опять же, философ и ученый неотделимы от художника, поэта, драматурга. Платон изложил свои философские и научные идеи в литературных произведениях. Он излагал свои идеи в диалогах, которые представляют собой философские комедии и драмы.

Платон — один из учителей человечества. Без его книг мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру — мы также хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, каковы трудности его стремлений и достижений, какова их завораживающая сила. ‘ По сей день платоновская мысль может рассматриваться просто как греческая мысль, а вся доплатоновская мысль является лишь подготовкой к Платону.

О Платоне можно было бы писать трактаты — настолько интересна его всеобъемлющая работа. В своей работе я постараюсь осветить основные аспекты философии Платона: учение о бытии и небытии, гносеологию, социальные взгляды Платона, а также показать уникальность мыслителя в истории человечества.

Платон родился в 427 году до н.э. на острове Эгина. В юности будущий философ получил обширное образование, которое соответствовало представлениям классической древности о современном идеальном человеке. Он брал уроки у лучших учителей. Чтению и письму Платон научился у грамматика Дионисия, музыке — у Драконта, ученика знаменитого Дамона (который сам учил Перикла), а гимнастике — у борца Аристона. Аристоклом этого выдающегося борца называли либо из-за широкой груди и крепкого телосложения, либо из-за широкого лба (греч. platys = широкий, широкоплечий, platos = широкий). Так исчез Аристокл, сын Аристона, и появился Платон. Его занятия борьбой были настолько успешными, что юноша принял участие в традиционных играх Перешейка, где даже получил приз. В молодые годы Платон увлекался живописью, писал изящные эпиграммы и трагедии. Особенно ему нравились комедиографы Аристофан и Софокл, что побудило его написать собственную комедию, учась у них правдивому изображению персонажей, которым он отдавал предпочтение. Значительное влияние на его поэтические устремления оказала знаменитая комедия сицилийца Пифагора Эпихарма (4-5 вв. до н.э.). Сохранилось двадцать пять эпиграмм, приписываемых Платону.

Учение Платона о человеке и космосе - Формирование философских взглядов Платона

Формирование философских взглядов Платона

Однажды молодой Платон стал свидетелем одного из уличных разговоров Сократа. Под сильным впечатлением от этой встречи он оставил свои прежние занятия, сжег свои поэтические произведения, присоединился к Сократу и стал одним из его «жаждущих слушателей» и учеников.

Встреча с Сократом произошла в 408 году до н.э., Платону в то время было 20 лет. С тех пор и до казни учителя в 399 году до н.э. Платон был одним из его «постоянных собеседников и верных друзей».

К моменту встречи с Сократом Платон, очевидно, был знаком с ведущими течениями философской и политической жизни, со взглядами Гераклита, пифагорейцев, итальянских философов и софистов. Его первым учителем философии считался афинянин Кратил (который довел до крайности учение Гераклита о текучести всего сущего и пришел к выводу о ненадежности и относительности знания вообще). Платон не стал Кратилом, но не без его влияния присоединился к гераклитовским идеям о подвижности и текучести вещей и явлений (в их противопоставлении неизменному миру-причине, вечному Логосу). Платон научился философии из бесед с Сократом. Сократ дал своему ученику то, чего ему не хватало: твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются через соприкосновение с добрым и прекрасным, трудный путь самосовершенствования. Видимо, именно беседы Сократа стали образцом и темой философских произведений Платона — диалогов, в которых Сократ всегда является главным действующим лицом. Конечно, платоновский Сократ не полностью совпадает с реальным Сократом, ведь диалоги Платона — это философские произведения, а не запись протокольных бесед Сократа. Платон не придумал своего Сократа, он пытался по-своему понять и философски осветить поступки и мысли своего наставника. По словам Н. С. Нерсесянца, «все произведения Платона пронизаны сократовским стилем поиска истины, сократовским способом философствования, сократовским пониманием значения и роли философии в жизни человека, постоянной ориентацией на образ человека, гражданина, философа, воплощенный в шкале Сократа». Ранний период творчества Платона начинается со смерти Сократа и заканчивается первой поездкой Платона на Сицилию. В это время он написал «Апологию Сократа», «Критона», «Протагора», 1-ю книгу «Государства», «Лахета», «Лисия» и «Парменида». В диалогах, называемых «сократовскими», в целом доминируют взгляды, метод и подход Сократа — рационализм: поиск общих понятий, глубокий интерес к моральным проблемам (такие вопросы, как: Добродетель, добро, мужество, почитание законов, любовь к отечеству и т.д.). Платон постоянно пишет в форме диалога, который, согласно А. Ф. Лосев «является воплощением в литературной форме знаменитых бесед Сократа, в которых он задает вопросы, ищет ответы, пытается определить отдельные нравственные понятия, а затем складывает их вместе и делает вывод о единстве, которое их объединяет». В переходный период (387 — 366 гг. до н.э.) были написаны «Менон», «Горгиас», «Ион», «Гиппий Великий», «Гиппий Малый» и «Кратил». Здесь, впервые устами Сократа, Платон начинает излагать свои собственные мысли, которые он развивал в основанной им Академии. Так возникает образ платоновского Сократа. Этот новый Сократ «является результатом философской независимости Платона».

Учение о бытии и небытии

Учение Платона — это идеализм; согласно его утверждениям, реально существует не чувственный объект, а только его духовная, нематериальная сущность, которая не воспринимается органами чувств. В то же время это учение является объективным идеализмом, ибо, согласно Платону, «идея» существует сама по себе, она существует как нечто общее для всех объектов. У Платона слово «идея» используется для обозначения сущности объекта, а также для обозначения «формы», «очертания», «вида», «рода». Идея» (или «форма») — это форма, которая воспринимается не органами чувств, а разумом — «…неизменные сущности могут быть восприняты только посредством рефлексии — они невидимы и необозримы». Одним из важных постулатов онтологии Платона является разделение реальности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. »Идеи присутствуют в природе в виде образцов, а другие вещи похожи на них». Материальный мир, который нас окружает и который мы воспринимаем с помощью органов чувств, является лишь «тенью» и производным от мира идей, то есть материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, появляются, проходят и изменяются (и поэтому не могут быть действительно реальными), тогда как идеи неизменны, неподвижны и вечны. Каждый из них «единичен и самосущ, всегда неизменен и идентичен, и не подвержен ни малейшему изменению ни при каких обстоятельствах». За эти качества Платон признает их «истинным, действительным бытием и возводит их в ранг единственного предмета истинного знания». Чтобы объяснить многообразие чувственного мира, Платон вводит понятие материи. Материя, согласно Платону, является «восприемницей и, как бы, кормилицей всякого рождения». Платон считает, что материя может принимать любую форму, поскольку она абсолютно бесформенна и неопределенна, так как ее назначение «хорошо воспринимать во всем своем объеме отпечатки всех вечно существующих вещей» и, соответственно, «по своей природе быть чуждой всем формам». Согласно Платону, «идеи» — это истинно существующее бытие, тогда как материя — это небытие, и без «идей» материя тоже не могла бы существовать.

Между миром идей как истинно реального бытия и небытием (т.е. материей как таковой) лежит, согласно Платону, «видимое бытие» (т.е. мир истинно реальных, чувственно воспринимаемых видимостей и вещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Поскольку, согласно Патону, мир чувственных вещей занимает «среднее положение» между царством бытия и небытия, поскольку он является продуктом этих двух царств, он в некотором смысле объединяет противоположности, является единством противоположностей: Бытие и небытие, тождество и нетождество, неизменное и изменчивое, неподвижное и подвижное, причастность к Единому и Многому.

Платон уделяет много внимания вопросу «иерархизации идей». Эта иерархизация представляет собой определенную систему порядка объективного идеализма. Асмус А. Ф. показывает следующее разделение идей у Платона. Во-первых, «идеи» высших ценностей — «идеи» добра, истины, прекрасного и справедливого. Во-вторых, «идеи» физических явлений и процессов: Огонь, покой, движение, цвет, звук и т.д. В-третьих, существуют «идеи» и для определенных классов существ, таких как животное и человек. В четвертой части Платон иногда допускает существование «идей» для предметов, произведенных человеком. В-пятых, большое значение в теории «идей» Платона имели «идеи отношений». Высшая идея идей — это абстрактное благо, тождественное абсолютной красоте. В каждой материальной вещи нужно найти оттенок идеальной красоты, ее суть. Если человек преуспеет в «видении разумом», как A. F. Лосев выражает это, прекрасное единично, «он узнает прекрасное среди многих вещей». Таким образом, можно постепенно подняться до самого общего понятия добра. «Идея блага — самое важное знание, — читаем мы в «Государстве», — благодаря которому справедливость и все остальное становится подходящим и полезным».

Гносеология Платона

Учение Платона о знании неотделимо от его учения о бытии, его психологии, космологии и мифологии. Доктрина познания оказывается мифом. Согласно Платону, наша душа бессмертна. Прежде чем вселиться на землю и обрести физическую оболочку, душа созерцала и хранила знание об истинно существующем Бытии. Человек будет знать, не учась ни у кого, а только отвечая на вопросы, то есть черпая знания в себе, поэтому он будет помнить. Таким образом, согласно Платону, суть процесса познания заключается в том, что душа запоминает идеи, которые она уже наблюдала. Платон писал: «А поскольку в природе все связано друг с другом и душа познала все, ничто не мешает тому, кто помнит что-то одно — люди называют это знанием — самому найти все остальное, если только он будет неустанно искать.» Поэтому природа души должна быть связана с природой «идей».

Истинный смысл обретается только с помощью мышления. Мысль, с другой стороны, — это процесс памяти, независимый от чувственного восприятия, абсолютно независимый. Чувственное восприятие порождает лишь мнение о вещах. В этом отношении процесс познания определяется Платоном как диалектика, то есть искусство говорить, искусство задавать вопросы и отвечать на них, делать воспоминания. Другими словами, это рациональное постижение истинно существующих родов бытия или идей — «самое совершенное знание». Диалектика у Платона — это путь или движение мысли через неистинное к истинному. Пробудить душу к созерцанию может такое впечатление или мысль, которая замыкает в себе противоречие. «То, что действует одновременно на ощущение и его противоположность, я определил как стимулирующее, — говорит Платон, — а то, что так не действует, не вызывает мысли». Первая половина задачи диалектического исследования, в платоновском понимании, состоит в том, чтобы дать определенное, четко сформулированное определение «рода». Необходимо, по словам самого Платона, «охватить все общим взглядом, чтобы собрать в единую идею то, что везде несходно, чтобы через определение каждого из них стал ясен предмет учения». Вторая половина той же задачи — «разделить на виды, на естественные составляющие, стараясь не раздробить ни одну из них».

«»Диалектика Платона была важным этапом в развитии логики. Согласно Платону, знание возможно не для всех. «Философия», буквально «любовь к мудрости», невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием (боги уже обладают им), ни для того, кто вообще ничего не знает (невежда думает, что ему не нужно никакого знания). Поэтому философ — это тот, кто стоит между полным знанием и невежеством, стремясь подняться от менее совершенного знания к все более совершенному.

Тема диалога «Teetet» — вопрос о природе знания. Диалог опровергает три, по мнению Платона, несостоятельных решения этого вопроса: 1) знание — это чувственное восприятие, 2) знание — это правильное мнение, 3) знание — это правильное мнение со смыслом. В первом вопросе Платон исходит из учения о необусловленной текучести и относительности всего сущего. Чувственному как текучему должно предшествовать нечто нетекучее и нечувственное, поэтому знание не тождественно чувственному восприятию. Во-вторых, знание не может быть определено как истинное мнение, независимо от отношения истинного мнения к ложному.

Социальные взгляды Платона

Социально-политическая философия Платона, его учение о политике, государстве и праве является неотъемлемой частью всей платоновской философии. Мир идей является онтологической основой и смысловым контекстом мира вещей и явлений, утверждает идеализм Платона, поэтому идея выступает в качестве руководящего принципа, стандарта, модели и образца его организации.

Несколько произведений Платона посвящены социально-политическим вопросам: диалоги «Государство», «Законы» и «Политик». Здесь он говорит о модели «идеального», наилучшего состояния, которое, по мнению философа, является отражением идеального бытия, которое служит реализацией мира идей, как возможного и доступного людям.

В данной статье мы рассматриваем основные положения социально-политического мировоззрения Платона на примере анализа одного из самых значительных произведений философа — диалога «Государство».

Представляя в своем труде проект идеального, справедливого государства, Платон исходит из соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Трем основам человеческой души — рациональной, дикарской и желающей — соответствуют три аналогичные основы — рассудочная, защитная и практическая, а последним соответствуют три класса — правители, воины и производители (ремесленники и крестьяне).

Согласно его теории, государство возникает потому, что человек как индивид не в состоянии обеспечить свои основные потребности. Эта глубокая идея заложена в первоначальном определении государства, данном Платоном: «Нуждаясь во многих вещах, многие люди собираются вместе, чтобы жить вместе и помогать друг другу: такое общее поселение мы называем государством».

Изучая реальные человеческие потребности (в пище, в жилье и т.д.) и формы их удовлетворения через труд, Платон приходит к идее разделения труда как основы государства. Чтобы обеспечить справедливость в делах полиса, необходимо добиться иерархического подчинения различных принципов в интересах целого. Таким образом, рациональный элемент (философы) должен править; воинственный элемент (воины) должен быть вооруженной защитой, подчиняющейся философам; эти два элемента управляют элементом удовольствия (ремесленники, крестьяне). Таким образом, Платон указывает на преимущества реализации принципа разделения труда в качестве аргумента в пользу предлагаемого им разделения классов. У Платона это выражалось в идее безупречного исполнения гражданином единственного долга, соответствующего его сословию. Такой «человек не позволит ни одному из начал в своей душе взять на себя обязанности другого или раздражаться от взаимного вмешательства. Философ ставит его на совершенно естественную основу. Он пишет: «… «Каждому … мы поручили ему только одну задачу, для которой он приспособлен по своей природной склонности.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Уиллард Ван Орман Куайн, американский философ, математик
  2. Просветительская философия в Европе в XVIII веке
  3. Философия периода кризиса античного общества (скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм)
  4. Владимир Сергеевич Соловьев, российский философ, поэт, публицист
  5. Будда (просветленный), основатель буддизма
  6. Основные характеристики русской философии
  7. Доказательства бытия бога Фомы Аквинского
  8. Познание, его возможности и границы
  9. Анри Бергсон, французский философ
  10. Основные школы натурфилософского периода: ионийская, элейская, пифагорейская