Для связи в whatsapp +905441085890

Учение З. Фрейда — История учения Зигмунда Фрейда

Многие западные и российские исследователи утверждают, что психоаналитическое учение Фрейда основано на фактах клинического наблюдения за истеричными больными и созерцания основателя психоанализа собственной мечты. Истоки психоанализа, убеждены они, лежат в психиатрических, физиологических концепциях конца 19 века. Что касается философских идей, то они не оказали никакого влияния на Фрейда, поскольку он не только предвзято относился к абстрактным рассуждениям философов, но и никогда по-настоящему не обращался к философским трактатам.

Другие исследователи считают, что некоторые философские идеи вполне могли повлиять на появление различных психоаналитических концепций. Среди философов, чьи размышления о человеке послужили толчком к возникновению учения Фрейда, — Аристотель, Платон, Шопенгауэр, Ницше и другие.

Важно отметить, что не все теоретики разделяют миф, когда-то созданный и поддерживаемый сейчас, об исключительно научных предположениях психоанализа. Конечно, дальнейшее развитие психоаналитических идей Фрейда сопровождалось переосмыслением лечения истеричных больных, которое было распространено в конце XIX века.

Но было бы неправильно проследить происхождение психоаналитического учения Фрейда к его медицинской практике и к тем идеям и теориям, которые он извлек из неврологии, физиологии и других научных дисциплин. В этом отношении можно согласиться с заявлением Эс. Заявление Цвейга: «Фрейд был не более чем производным от медицины, чем Паскаль — от математики, а Ницше — от классической филологии». Этот источник, несомненно, придает его произведению определенную окраску, но не определяет и не ограничивает его значение.

Теоретики психоаналитического уклона долгое время считали Фрейда ученым, который первым открыл сферу бессознательного и тем самым революционизировал науку. Эта точка зрения широко распространена, но далека от истины.

Учение З. Фрейда - История учения Зигмунда Фрейда

История учения Зигмунда Фрейда

Зигмунд Фрейд был австрийским невропатологом, психиатром и психологом, основателем психоанализа. Окончил медицинский факультет Венского университета. В 1876-1882 гг. он работал в Венском физиологическом институте и с Э. Брюке, где познакомился с взглядами школы Гельмгольца, чьи энергетические идеи Фрейд позднее применил в психологии. В 1885-1886 гг. работал в клинике Сальпетриер в Париже под руководством Жана-М. Шарко. В 1881 году ему было присвоено звание доктора медицины. С 1902 года он был профессором Венского университета. В 1908 году вместе с Э. Блейлером и С. он основал компанию, в которую входили и Э. Блейлер. Г. Юнг «Jahrbuch für psychoanalytische und psychopathologische Forschung» и в 1910 году Международное психоаналитическое общество, за которое в 1930 году он был удостоен литературной премии имени Гёте. Гёте в 1930 г. эмигрировал в Великобританию после оккупации Австрии нацистской Германией (1938 г.).

Ранние работы Фрейда были посвящены локализации функций мозга и другим проблемам физиологии и анатомии головного мозга, афазии (1891) и полиомиелита (1891-1897). В 1884 году он одним из первых открыл обезболивающее действие кокаина, которое стимулировало развитие теории местных анестетиков. Под влиянием французской психотерапевтической школы (Шарко и Бернхайм) с начала 1990-х годов он занимался проблемой неврозов (особенно истерии) как расстройств без органической основы, а также психотерапевтическими методами лечения и их психологическими основами. Вместе с Дж. Бройером он исследовал психологические механизмы истерии и предложил катартический психотерапевтический метод, т.е. ответ, основанный на выявлении бессознательных ощущений травматического характера в состоянии гипноза.

С 1895 г. разработал метод лечения невроза (психоанализ), основанный на методе свободных ассоциаций и анализе неправильных действий и снов как средства проникновения в бессознательное.

Фрейд одним из первых начал изучать психологические аспекты развития сексуальности, он выделил ряд качественно разных этапов этого развития, каждый из которых, по мнению Фрейда, может служить источником бессознательного конфликта, выражающегося в неврозах и извращениях.

В 1900 году Фрейд выдвинул общую психологическую теорию строения психического аппарата как энергетической системы, динамика которой основана на конфликте между различными уровнями психики, прежде всего между сознанием и спонтанными бессознательными влечениями.

Необоснованно расширяя сферу психоанализа, Фрейд попытался распространить его принципы на различные сферы человеческой культуры — мифологию, фольклор, искусство — вплоть до интерпретации религии как особой формы коллективного невроза.

В целом идеологическое развитие взглядов Фрейда перешло от «физиологического материализма» и механизма школы Гельмгольца, через утверждение автономии экстрасенсов, к антропологическим конструкциям, близким к натуралистическим вариантам философии жизни. Влияние идей Фрейда затронуло самые разные направления буржуазной философии и социологии.

Последний год своей жизни Фрейд провел в Лондоне, где ему с большим трудом удалось бежать из оккупированной нацистами Австрии. Фрейд умер 23 сентября 1939 года в возрасте 83 лет.

Многие западные и российские исследователи утверждают, что психоаналитическое учение Фрейда основывалось на фактах клинического наблюдения за истеричными больными, а основатель психоанализа принимал во внимание собственные мечты. Согласно им, истоки психоанализа лежат в психиатрических, физиологических концепциях конца 19 века. Что касается философских идей, то они не оказали никакого влияния на Фрейда, поскольку он не только предвзято относился к абстрактным рассуждениям философов, но и никогда по-настоящему не обращался к философским трактатам.

Другие исследователи полагают, что некоторые философские идеи вполне могли повлиять на появление различных психоаналитических концепций.

Среди философов, чьи размышления о человеке послужили толчком к возникновению учения Фрейда, — Аристотель, Платон, Шопенгауэр, Ницше и другие.

Важно отметить, что не все теоретики разделяют миф, когда-то созданный и поддерживаемый сейчас, об исключительно научных предположениях психоанализа. Конечно, дальнейшее развитие психоаналитических идей Фрейда сопровождалось переосмыслением лечения истеричных больных, которое было распространено в конце XIX века. Но было бы неправильно проследить происхождение психоаналитического учения Фрейда к его медицинской практике и к тем идеям и теориям, которые он извлек из неврологии, физиологии и других научных дисциплин.

Психоанализ Фрейда

Принципы медицинского психоанализа были сформулированы австрийским ученым Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Его неоспоримой исторической заслугой было то, что он положил начало систематическому, правильному научному изучению бессознательного. Эта новая, по сути философская доктрина оказала сильнейшее влияние на общественное сознание, на развитие естественных и гуманитарных наук, и особенно на медицинскую психологию и философию. Без идеи бессознательного трудно представить сегодня современную психологию, психиатрию, культурологию, философию, поистине всю духовную культуру человечества.

Психоаналитическая доктрина имеет много аспектов. Прежде всего, это учение о человеке, хотя оно и не ограничивается этой темой. Зародившись в утробе психиатрии как новый подход к лечению неврозов с помощью катарсиса или психического самоочищения, психоанализ перерос в новую область медицины и философской антропологии. 3. Фрейд, как практикующий врач, исследовал причины и природу неврозов. Он обнаружил скрытый (бессознательный) слой человеческой психики, который, как правило, был неизвестен и ранее никем не изучался. Постепенно психоанализ прошел путь от медицинского метода лечения неврозов до уровня научной психологии, а затем и до нового философского течения мысли. Это позволило концептуализировать личностные и социокультурные факторы в саморазвитии личности. «Фрейд — основатель поистине научной психологии, — писал американский философ Э. Фромм (1900-1980), его преемник, — и его открытие бессознательных процессов и динамической природы характера является уникальным вкладом в науку о человеке, навсегда изменившим представление о нем».

Было 3. Фрейд показал всем, что «человек не хозяин своего дома». В человеческой душе (психике) доминирует бессознательное. Ученый, выделивший в последнем несколько глубоких слоев (слоев) — бессознательное, подсознательное (preconscious), сознательное и «супер-я», — создал новую, оригинальную модель личности, которая представляет собой сочетание трех элементов: «Это», «Я» и «Супер-Эго». «Это» — врожденный слой психики, который лежит за нижними пределами человеческого сознания и включает в себя всевозможные биофизиологические предпочтения, инстинкты, такие как сексуальные влечения, естественные страсти. Это самый низкий, но самый мощный, «дикий» слой психики (подобно основанию айсберга), психическое «я» — основа жизнедеятельности всех человеческих личностей. Как бессознательное влечение, оно даёт человеку главный заряд мощной психической энергии. Люди смутно чувствуют импульсы этой энергии, побуждающие их к деятельности в той или иной сфере. Последнее может быть как разрушительным, так и творческим. Таким образом, Фрейд первым показал, что в человеке существуют мощные внутренние силы, которые противостоят его разуму (сознанию).

Подсознание (или предсознание) представляет собой уже сформировавшийся психический слой. Она несравненно шире и выше, чем бессознательное. Поэтому категория «подсознание» в не меньшей степени, чем категория «бессознательное», является фундаментальной темой в учении Третьего Фрейда. Это состояние человеческой психики, похожее на бессознательное в том, что оно тоже скрыто и, когда оно выражено, неявно. Бессознательное относится к двум внутренним (психическим) сферам влияния и поведения человека. В первом случае поведение, доведенное до автоматизма путем тренировок, выполняется как бы само по себе, бессознательно (например, езда на велосипеде). Подсознание, однако, мыслимо в любое время, и соответствующее поведение объяснимо. В другом случае поведение сначала бессознательное, но потом может стать предметом понимания, осмысления. Подсознание — это восприятие, которое человек просто не воспринимает, а его присутствие чувствует и признает. Подсознание распознается только в крайних случаях, например, в неправильных действиях или во сне.

Высший слой человеческой психики — сознательный разум, или «я». По мнению Фрейда, «я» — это сфера сознания человека и его самого в этом мире. И нет органического наслоения сознания на подсознание и бессознательное в психике человека.

Существует острый конфликт между бессознательным и сознательным, который провоцирует формирование другого слоя в психике индивида. Это можно назвать социально-духовным слоем. Находясь на вершине человеческой психики, он оказывает на нее очень сильное влияние — это «супер-я». Важно отметить, что «супер-я» вообще нельзя считать супер-сознанием. «Супер-самостояние» — это априорный нравственный закон, внешние социальные требования, которые индивид присваивает и становится своей личной собственностью. «Супер-самостояние» — это, если угодно, внутриличностная совесть человека. Соответствующее психическое состояние Фрейд назвал «внутренней цензурой личности», которая постепенно формируется и закрепляется в его сознании в результате усвоения им социально и духовно значимых нравственных норм и религиозных заповедей, а также высших идеалов, общечеловеческих ценностей и так далее. Поэтому сознанию или «мне» всегда суждено быть между бессознательным и «суперэго», т.е. между бессознательной внутренней энергией «ида» и влиянием высших сил нравственной и культурной цензуры индивида, сформированного обществом. Таким образом, сознание появляется между молотом и наковальней. Суперэго» вводит и «утверждает» социальное происхождение человеческой личности. Под влиянием «супер-я» он социализируется в личность.

По мнению Фрейда, при определенных условиях бессознательные импульсы и другие инстинктивные влечения (среди которых особое место занимают сексуальные) лежат в основе почти всех проявлений индивидуального разума, в том числе самых низких, а зачастую и самых возвышенных и благородных. Но бывает и так, что творческая энергия человека во всех сферах его жизни «засоряет» психическую энергию фрейдистского типа либидо (латинское libido — страсть) — чувственное желание, бессознательное сексуальное влечение, желание, наклонение. Однако, в отличие от природного инстинкта самосохранения, он может быть заменён чем-то духовно возвышенным через сложную психическую трансформацию, т.е. сублимацию (латинское sublimare — поднимать, возвышать). Именно сублимация определяет фундаментальное начало формирования творческой деятельности человека во всех сферах его деятельности: в науке, медицине, искусстве, философии и, в конечном счете, во всех социальных проявлениях его жизни.

Половое влечение, дающее человеку мощный заряд внутренней (психической) энергии, функционирует как в двух частях. Во-первых, будучи сублимированным, он не реализуется человеком, но эффективно одухотворяет его жизненную активность и подавляет «темное» сексуальное влечение. А благодаря действию «супер-самостояния» — ауры, порожденной в индивидууме его общиной, культурой, традициями и т.д. — нижние побуждения трансформируются и становятся вполне благородными. В этом смысле бессознательное в виде содержащейся в нем сексуальной энергии становится источником определенных творческих импульсов в жизни и деятельности. Сублимация, таким образом, представляется не более чем эффективным средством высвобождения сексуальной (тёмной) энергии и целенаправленного преобразования её в положительные формы и выражения социально-творческой энергии индивидуума. Сублимация действует как «психический генератор» личности, влияющий на рост социально-культурного прогресса. Благодаря этому личность достигает замечательных успехов в выбранной области деятельности. Но это также зависит от врожденной энергии полового влечения и направления сублимации. Все эти наблюдения позволили Третьему Фрейду дать философское представление о роли последнего как эффективного коммутационного фактора.

Однако либидо может быть просто грубо вытеснено из человеческой психики. Это смещение прямо противоположно сублимационному эффекту. В этом случае он никуда не переходит, но и не исчезает сам по себе, а углубляется где-то в глубины психики, где остается в латентном состоянии до тех пор, пока не наступят некие «благоприятные» условия, а именно: ослабление или временный арест внутреннего цензора — «суперэго», совести. Грубое подавление либидо поражает человеческую психику и вызывает в ней агрессию. Она вгоняет энергию сексуального желания в более глубокие слои психики, что часто приводит к психологическим расстройствам и неврозам. Лучший способ избавиться от этого скрытого бессознательного состояния — это понять его сознанием, для этого необходимо провести тонкий психоанализ по методу интроспекции (латинский интроспектр — заглянуть внутрь). Это своего рода признание, когда пациент, ведомый психоаналитиком, «вспоминает» свои ошибочные мысли, желания и освобождается от их вредных последствий.

Однако следует отметить, что новые определения ни в коем случае не заменили полностью старые, а наоборот, начали сосуществовать с ними.

Это все, что присуще человеку. Это инстанцированное вещество подчинено принципу удовлетворенности.

Поначалу он иррационален и управляется инстинктом желания и доминирует принцип удовольствия.

Я (эго) в сознании

Я (эго) в сознании. На стадии зрелости и развития человека, а также во взаимодействии с внешним миром часть «я» претерпевает изменения и превращается в «я» (эго). Эго» разрабатывает набор механизмов для адаптации к социальной среде и удовлетворения ее потребностей. Эго» является посредником между стимулами, которые законно приходят из внешней среды, и стимулами, которые приходят из бессознательного, из «эго» (id). Эго — это система, выполняющая функцию самосохранения организма и контроля инстинктивных требований.

Суперэго — это сфера себя, то есть нормы, правила, принципы поведения, установленные обществом. Суперэго, так сказать, сгущает зависимость ребенка от родителей: их требования и запреты.

В отличие от теоретиков, которые стремились найти причину человеческого поведения во внешней среде, Фрейд считал, что именно Я (т.е. бессознательное) приводит в движение все психические процессы, является мощным стимулом для творчества человека и культурных достижений всего человечества. В качестве ядра бессознательного он выделяет половое влечение, либидо (на латыни — «желание», «влечение»).

Причины невротических расстройств следует искать в забытых сексуальных переживаниях детства, которые не исчезают сами по себе и оставляют неизгладимый отпечаток на психике человека.

В отличие от животных, человек, благодаря своему сознанию, живет не только по принципу удовольствия; он ограничивает свои желания, даже подавляет их, когда их удовлетворение угрожает его выживанию. Сознательное «я» (эго) — это, так сказать, поле битвы двух сил: «я» (id), которое приходит из сферы биологического привода, и «супер-эго» (супер-эго), которое является отношением общества. Этот конфликт между «желаниями и стремлениями» и запретами, нормами и традициями общества вызывает невротические расстройства.

Согласно Фрейду, сфера эго находится под давлением ида и супер-эго, боясь ида, чтобы не быть перегруженной страстями, желаниями и стремлениями, и супер-эго, идеалы которого непонятны. Эго» выходит из этого напряжения с помощью «защитных механизмов»: подавления, рационализации, сублимации и т.д.

Механизм подавления проявляется в том, что мысли, чувства, информация невольно подавлены из сознания в бессознательную сферу. Переехав в ИД, они уже не так разрушительны для самого себя, хотя продолжают мотивировать поведение человека, оказывать на него давление, переживаются в виде ощущения тревоги.

Регрессия — переход на более примитивный уровень мышления и поведения.

Рационализация — объяснение, «оправдание» своих нелепых действий.

Сублимация — это перенос, т.е. переключение запрещенной сексуальной или агрессивной энергии на социально приемлемые виды деятельности, дающие психологическое и интеллектуальное удовлетворение: Творчество в науке, искусстве и т.д.

Эти механизмы лежат в основе саморегуляции психики и позволяют людям избежать психических заболеваний. Сексуальные влечения и желания, при подавлении от сознания, только и ждут благоприятной возможности для самоутверждения; они очень непосредственно участвуют в создании высших культурных, художественных, этических, эстетических и социальных ценностей человеческого разума.

Фрейд уточняет свое понимание сексуальности по мере развития его идей. Он дает более широкое толкование, охватывающее все царство человеческой любви (родительская любовь, дружба, вселенская любовь и т.д.). Более широкая сексуальность — это «драйв жизни» (Эрос). В более поздних работах автор психоанализа приходит к выводу, что в бессознательном психическом строе, полярном для Эроса, есть еще один «первичный» драйв, а именно деструктивный драйв, агрессия, «смертельный драйв» (Танатос).

Libido, по словам Фрейда, податливый; он перемещается от одного объекта к другому и появляется в виде серии «частичных дисков».

В раннем детстве между сексуальностью мальчика и девочки нет никаких различий. Однако в возрасте от 3 до 5 лет у ребенка развивается Эдипов комплекс, названный в честь древнего героя Эдипа, который по неведению убил своего отца и женился на матери, за что был жестоко наказан богами. По мнению Фрейда, Эдипов комплекс является важнейшим мотивом развития младенческого сознания. Маленький мальчик один хочет завладеть матерью, находит присутствие отца помехой и радуется, когда отец отсутствует. В девочке этот комплекс проявляется в нежной привязанности к отцу и бессознательной необходимости оттолкнуть мать, занять ее место. В ранних работах Фрейд называл это комплексом «Электра». С появлением в семье новых детей Эдипов комплекс развивается в семейный: ребенок не хочет новых детей, которые оттолкнули бы его от матери; он часто заявляет о своей ненависти к младшим братьям и сестрам. Такие бессознательные чувства становятся одним из важных источников чувства вины, которое так часто мучает невротиков.

По мере взросления человек должен отойти от родителей и перестать быть ребенком; только тогда он сможет стать членом социальной системы. «Для сына задача состоит в том, чтобы отделить его либидирующие желания от матери и, таким образом, выбрать чужой реальный объект любви, и примириться с отцом, когда он в ответ на детский протест впадает в подчинение ему. Эти задачи стоят перед каждым, но удивительно, как редко они могут быть решены правильно психологически и социально. А у невротических детей такое решение совсем не удается: сын всю жизнь преклоняется перед властью отца и не способен передать свое либидо инопланетному сексуальному объекту. При соответствующем изменении отношений такая же участь может постигнуть и дочь.

Согласно обобщенной теории 3. обобщенная теория Фрейда позволяет предположить, что в древности дети полигамной общины восставали против неограниченной власти своего отца, убивали и ели его в заговоре. Позже, когда они осознали важность убийства, они испугались, что с ними случится то же самое. Затем они разделили между собой сферы влияния, и каждый из них установил (идолопоклонствовал) авторитарную власть умершего отца в своей новообразованной семье, т.е. сделал его символом тотемизма. Их дети обвиняли своего мертвого деда, а не их, в произволе. Позже символ отца был заменен разными животными в племенах. Так возник тотемизм, одна из первых религий.

Разрабатывая модель человека, в которой бессознательное играет большую роль, Фрейд рассматривал все общественные отношения и взаимодействие человека и культуры через свою призму. В то же время его концепция культуры чрезвычайно широка. Человеческая культура — это все, что возвышает человеческую жизнь над своей биологической основой. Фрейд не проводит существенного различия между культурой и цивилизацией, поскольку они являются силами, противостоящими индивидууму. Он убежден в противоречии между человеческой природой, сексуальными и агрессивными импульсами и культурой, обществом, цивилизацией: «Примечательно, что люди, как бы ни были неспособны к изолированному существованию, тем не менее, чувствуют себя гнетущим бременем тех жертв, которые культура требует от них ради возможности жить вместе»!

Культура Фрейда основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного. С запретами культура начала несколько тысячелетий «своего пробуждения от первобытного животного состояния». Фрейд исследовал общее развитие человека, изучая психические процессы, протекающие в организме человека в период его развития от детства до взрослой жизни.

Таким образом, ученый приходит к следующим выводам:

Во-первых, все люди, в большей или меньшей степени, невротики;

Во-вторых, каждый ребенок в своем индивидуальном развитии проходит через стадию невроза: «Мы знаем от человеческого ребенка, что он не может успешно пройти через этап своего культурного развития, не пройдя через стадию невроза, которая в одних случаях более выражена, а в других менее выражена».

В-третьих, стадия невроза характерна и для первобытного человека. Все народы проходят через это в своем культурно-историческом развитии. фрейд-психоанализ бессознательной души.

Последователи Фрейда

Из учения Фрейда. Учение Фрейда о психоанализе показывает, что они причудливым образом переплетают метафизическое (философское) понимание общей сущности человеческой психики и реальные пути и средства организации здорового образа жизни индивида на личностном уровне. По словам Фрейда, природа наделила человека родовыми, психологически обусловленными желаниями. Удовлетворение этих желаний в конечном итоге приводит к формированию личности. Таким образом, фрейдизм эволюционировал от частной неврологической концепции лечения к новому современному направлению философского осмысления личности как физиопсихосоциальной сущности. Это приводит к выводу, что все пациенты должны лечиться на основе понимания их личности. Таким образом, философское учение 3-го Фрейда основательно модернизировало конкретные научные методы, схемы организации и регулирования психической деятельности.

Один из преемников Фрейда, швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг (1875-1961), перешел к рассмотрению более широкого спектра человеческой психики, а именно того, как бессознательное простирается за пределы человеческого «я», конкретного человека. Он предпринял беспрецедентную дифференциацию фрейдистского «я». Ученый поставил вопрос о том, законно ли Фрейд сводил всю бессознательную человеческую деятельность к биологически унаследованным инстинктам. По мнению Юнга, человеческие инстинкты не являются биологическими, а скорее имеют культурный и символический характер. Ученый предположил, что структура внутреннего мира человека многослойна. Ментальный мир содержит индивидуальное сознание жизненного опыта и более глубокий врожденный пласт — коллективное бессознательное, которое является репрезентацией общего опыта всех предшествующих поколений людей в виде архетипов или универсальных, унаследованных прототипов, символов, стереотипов, таких как «дух сердца», «мудрец», «богатырь», «родина», «русская душа». Таким образом Юнг доказал, что бессознательное имеет родовое происхождение.

Архетипы Юнга относятся к коллективной жизни людей и уходят корнями в психику каждого человека и передаются из поколения в поколение. «В отличие от личного бессознательного, которое в некотором смысле является относительно поверхностным слоем чуть ниже порога сознания, — утверждал К. Г. Юнг, — коллективное бессознательное не является сознательным при нормальных обстоятельствах, так что даже с помощью аналитических техник невозможно вызвать память, потому что она не была ни подавлена, ни забыта». Коллективное бессознательное само по себе вообще не существует; скорее, это не что иное, как возможность, передаваемая нам с незапамятных времен некой формой мнемических образов, или, говоря анатомически, структурой мозга. Врождённых идей нет, но есть врождённая возможность идей, которая определяет границы даже самого смелого воображения, фиксирует, как бы, категории деятельности воображения…». Таким образом, психическое ядро личности образуется внутренним коэволюционным развитием индивидуального и коллективного бессознательного. Следует отметить, что предположения К.Г. Юнга о существовании некоторых специфических архетипов требуют дальнейшего философского осмысления и научного обоснования.

В конце 1930-х годов в результате сочетания психоанализа с социологической, этнологической и антропологической теориями сформировался нео-фрейдизм. Так называемый принцип социального детерминизма стал отправной точкой нового философского течения в психологии. По мнению К. Хорни, из биологизирующего отношения основателя психоанализа не следует, как можно помочь человеку в его духовном росте. В некотором смысле, ученый реабилитирует бессознательное и пытается опровергнуть обвинение в деструктивности и антисоциальности. Конечно, бессознательное разрушительно, но только потому, что его породило социальное окружение. «Мы возвращаемся к старой медицинской мудрости, — пишет К. Хорни, — которая утверждает, что целительные силы присущи как телу человека, так и его душе, и что при болезнях тела и души врач должен просто помогать удалять то, что вредно, и помогать целительным силам». Ценность психоаналитической терапии состоит в том, что она, ослабляя разрушительные силы, дает шанс созидательным силам индивида появиться».

Американский социальный психолог и философ Эрих Фромм охарактеризовал позицию Хорни как антропологическую. Он выступал за развитие гуманистически ориентированного психоанализа, апеллировал к социальным чувствам индивида и предполагал, что человек — это прежде всего социальное существо. Э. Фромм резко раскритиковал чрезмерную абсолютизацию Фрейдом роли бессознательного. Фрейд подверг резкой критике чрезмерную абсолютизацию роли бессознательного в индивидуальной жизни человека и придал ей социологическое измерение. Именно этот ученый стал первым радикальным реформатором психоанализа. Фрейд. Э. Фромм доказал, что основным подходом к изучению человеческой личности должно быть понимание отношения индивида к социальному миру, к другим людям, к миру природы и к самому себе. Различие между биологическим подходом 3. подходом Фрейда к формированию человека как личности, антропологической концепцией К. Хорни и E. Социально-философское понимание Фроммом одной и той же проблемы является весьма существенным и фундаментальным. По мнению последнего, человек является социальным существом с самого начала своей жизни. Социальная структура и естественная природа предстают в ней как равные сущности: социальное и духовное существуют параллельно, на паритетной основе. В этом контексте Fromm даже удалось открыть целую галерею новых социальных типов и персонажей.

Э. Фромм обладал глубоким философским пониманием социальных и политических конфликтов своего времени. Он назвал свое собственное понятие «радикальный гуманизм». Это имя говорит само за себя и отсылает к отрицанию любого сверхчеловеческого (но не сверхличностного) происхождения как основной задачи Искателя. Радикальный гуманизм, по мнению Фромма, — это доктрина истинного существования (или экзистенциализма) человека, истинным прародителем которого был К. Маркс. Для К. Маркса человек живет до тех пор, пока он одержим творением, и своими собственными усилиями преображает мир. Поэтому вывод Фромма ясен: учение Маркса одушевлено гуманистическими ценностями. Сторонники радикального гуманизма выступают за то, чтобы человек не подчинялся никакой высшей силе. Именно последний факт привел их к защите гуманистической направленности марксистской философии. «Маркс касается кантийского принципа, что человек всегда должен быть своей целью, и никогда не может быть средством для достижения цели». Но Маркс, — пишет Э. Фромм, — разворачивает этот принцип еще дальше, утверждая, что человек не должен становиться средством достижения не только целей других, но даже средств своего собственного индивидуального бытия».

Сегодня фрейдистские марксисты стали последовательными приверженцами идей психоанализа в их применении к личности и к человеческому обществу. Они, как и Fromm, призывают к изменению образа жизни человека, к созданию нового общества и нового человека, перед которым открываются реальные возможности для оптимального развития и совершенствования в здоровой социальной атмосфере. Социально-культурный феномен Фромма в психике человека, который он называет «менталитетом» (фр. mentalite — образ мыслей, мировоззрение), кстати, получил достаточно глубокое понимание. Она осуществляет глубокий синтез индивидуального и коллективного сознания, включая элементы бессознательного. Если мы имеем в виду менталитет современной личности, то он формируется на основе философских и религиозных взглядов, народных традиций, самобытной духовной культуры, качества социальной среды и, в свою очередь, оказывает на них свое влияние.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Профессиональная компетентность педагога образовательной организации в условиях реализации ФГОС
  2. Релаксация сознания
  3. Защита сознания
  4. Психология и философия
  5. Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения
  6. Имплицитная теория личности
  7. Развивающие игры как средство подготовки детей к обучению в школе
  8. Психолого-педагогическая деятельность в детских и молодежных объединениях
  9. Исследование внимания в когнитивной психологии
  10. Высшие и низшие психические процессы