Для связи в whatsapp +905441085890

Ученые-универсалы эпохи Возрождения

Введение

После Средневековья эпоха Возрождения принесла множество научных открытий и достижений, не только технических, но и интеллектуальных. Сознание и понимание людей постепенно меняется, отчасти это связано с научным прогрессом и ростом грамотности населения. Некогда неопровержимые постулаты, основанные на божественном восприятии мира, постепенно опровергаются, а некоторые ученые подвергаются давлению и преследованиям. В то же время в Европе происходило активное развитие товарно-денежных отношений и зарождение новой культуры. В свою очередь, формирование новой культуры было подготовлено общественным сознанием, изменениями в установках различных социальных слоев ранней буржуазии. Аскетизм церковной морали в период активного торгово-промышленного и финансового предпринимательства серьезно расходится с реальной жизненной практикой этих социальных слоев с их стремлением к мирским благам, накопительству, жадностью к богатству. В психологии купцов, вершителей ремесел четко прослеживаются такие черты, как рациональность, осмотрительность, смелость в деловых начинаниях, осознание личных возможностей и больших возможностей. Сформировалась мораль, оправдывающая «честное обогащение», удовольствия мирской жизни, венцом успеха которой был престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков.

Термин «Ренессанс» (возрождение) появился в XVI веке. Эта концепция возникла на основе распространенного в то время исторического мнения о том, что Средние века были периодом безнадежного варварства и невежества, который последовал за разрушением блестящей цивилизации классической культуры. Историки того времени считали, что искусство, некогда процветавшее в древнем мире, возродилось к новой жизни в их время.

Теперь этот термин означал мирскую власть, образование и науку, в отличие от теологии. В новых исторических условиях гуманизм продолжает традиции античного гуманизма, но глубоко отличается от него. Очевидную преемственность с античностью подчеркивали сами итальянские гуманисты — отсюда и термин «Ренессанс» (французское Renaissance, итальянское Rinascimento), означающий возрождение античной культуры.

Общая концепция эпохи Возрождения

Термин «Ренессанс» был впервые введен Джорджо Вазари, архитектором, художником и историком искусства XVI века, для обозначения исторической эпохи, определяемой ранней стадией развития буржуазных условий в Западной Европе. В современном значении термин ввел французский историк XIX века Жюль Мишле.

Среди определений Ренессанса нет общепризнанного. Мыслители, писатели, историки и искусствоведы предлагают свои объяснения этого культурного феномена и указывают на его различные характеристики. Сгруппировав вместе множество различных персонажей, мы можем понять культурное значение эпохи Возрождения:

  • расцвет культуры;
  • культурный переворот;
  • культурный переход;
  • восстановление античности.

Каждый из этих признаков может проявляться независимо от Ренессанса, но только их совокупность образует качественно новый этап в развитии культуры. Поэтому мы можем определить европейское Возрождение как период мощного культурного расцвета, восстановления многих культурных традиций греко-римской античности; решающей культурной перестройки и переходного этапа к новому времени в истории европейской цивилизации. Характерной чертой этой эпохи является светский характер культуры и ее антропоцентризм (т.е. интерес прежде всего к человеку и его деятельности).

Феномен Возрождения связан с целым рядом факторов. Среди них:

  • Исторические причины. Огромное расширение интеллектуальных горизонтов началось, прежде всего, в результате крестовых походов и торговли Италии с Востоком. Исследователи Азии, такие как венецианец Марко Поло, будоражили ограниченное воображение Средневековья широкой панорамой мира и обрамляли открытие Америки Колумбом.
  • Политические и социальные причины. Замена республиканских правительств тираниями или диктатурами, такими как Сфорца в Милане, дом Эсте в Ферраре, Медичи во Флоренции и т.д. Отсюда пышность дворов, более свободные нравы, большая роскошь в искусстве. С другой стороны, буржуазный класс влился в интеллектуальную и социальную жизнь. Так рыцарский идеал сменяется насмешками, разнузданностью и началом свободомыслия. Изменения, которые можно наблюдать в «Декамероне» Бокаччо.
  • Научные причины. Жгучее любопытство, глубокая жажда знаний овладели разумом. Когда душа погружалась в мистические мечты и размышления, разум уступал ей место. Вера не была низвергнута, но появилось желание изучать и понимать природу. Гомер и Вергилий изучались наряду с Библией. Цицерона предпочитали Отцам Церкви. Аристотель и Платон заняли место Альберта Великого и Дунса Скотуса. Галилей и Джордано Бруно были еще не там, но уже не за горами. Человеческий разум хотел исследовать и охватить видимый мир.
  • Первопричина, внутренний импульс. Все эти внешние влияния предстают перед нами как неотъемлемые факторы Ренессанса, но они были объединены еще более мощным фактором, который как бы собрал их вместе. Этот фактор существовал в воле человека того времени, в глубочайшем импульсе его внутренней жизни. Это была новая потребность личности в свободном развитии, без ига и препятствий, в раскрытии себя во всей полноте и независимости.

В то время человек был полон духовной силы. Пикко делла Мирадола писал: «О чудесная и возвышенная судьба человека, которому дано достичь того, к чему он стремится, и быть тем, кем он хочет!». Он нашел отклик у Массимо Фичино: «Человек измеряет небо и землю….. Ни небо не кажется ему слишком высоким, ни центр земли слишком низким….. И раз человек познал строение небесных светил, кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у создателя небесных светил, и что он мог бы каким-то образом создать эти светила, если бы у него были инструменты и небесный материал». Эти слова ясно показывают смелый взлет человеческого восприятия и веры в силу и талант человека эпохи Возрождения.

Рост городских республик привел к увеличению влияния классов, которые не были вовлечены в феодальные отношения: Ремесленники и мастера, купцы, банкиры. Иерархическая система ценностей средневековой, в основном церковной культуры и ее аскетический, смиренный дух были чужды им всем. В городах возникали светские центры науки и искусства, деятельность которых не контролировалась церковью. Новое мировоззрение обратилось к античности и увидело в ней пример гуманистических, а не аскетических взглядов.

Так, рост городов, вызванный развитием общественного производства, основанного на товарно-денежных отношениях, развитием торговых коммуникаций и городской культуры, появлением сословий, свободных от феодальной зависимости, подрывал основы феодализма.

Социально-экономическое положение государств в эпоху Возрождения

Италия. Форма правления — абсолютная монархия. Процветание городов-государств было основано на торговле и финансовых операциях. Италия была оживленным перекрестком торговых путей на Ближний Восток. В результате итальянские купцы и финансисты стали пионерами банковского дела и бухгалтерского учета, города стали богатыми, а искусство и наука получили щедрую поддержку меценатов. Итальянские города сохраняли свою независимость на протяжении веков борьбы за власть между папами и императорами, которые вмешивались в расширяющиеся сферы влияния друг друга. Великие города распространяли свою власть на соседние территории, что сопровождалось слиянием земельной аристократии с новым городским классом купцов и банкиров. К началу пятнадцатого века на территории Италии образовалось пять крупных государств.

Республиканская Флоренция, которая с 1434 года была самым динамично развивающимся из всех итальянских государств. Папа был не только духовным главой западного христианства, но и мирским правителем центральной Италии. В городах-государствах часто происходили конфликты, и даже такие титаны, как Медичи, иногда были свергнуты вершителями власти. Искусство дипломатии стало развиваться как баланс сил, формирование альянсов и коалиций, чтобы помочь обуздать аппетиты иностранных агрессоров.

Германия. Германия в 15 веке была типичной средневековой страной, разделенной на множество карликовых княжеств (курфюршеств). Идеи Реформации мистифицировали развитие светских, жизнеутверждающих тенденций ренессансного искусства в Германии. Хаотизм и разобщенность препятствовали экономическому развитию, хотя немецкие города продолжали играть важную роль в международной торговле. Ситуация в Германии была такова, что все классы: и крестьяне, и мещане, и даже рыцари, — ненавидевшие деспотизм князей, «имперских чиновников», находились в оппозиции. Это тотальное противостояние проявилось в мятежных событиях начала XVI века, в Реформации и Крестьянской войне, где интересы различных классов так сложно и драматично объединились, переплелись и сразу же выявили свою несовместимость.

Франция. К началу XVI века Франция стала одним из самых могущественных государств Западной Европы, с сильной королевской властью, развитой экономикой и быстро развивающейся культурой. Столетняя война с Англией (1337-1453) закончилась победой. Во Франции результаты XV и XVI веков противоположны результатам в Германии: движение Реформации здесь потерпело неудачу, и Франция осталась католической, но государственная централизация была достигнута раньше и полнее, чем в других странах. По сути, в начале шестнадцатого века Франция была абсолютной монархией.

Нидерланды. Формирование нового социально-экономического строя, крушение религиозных догм Средневековья и возникновение нового, светского мировоззрения. Новый общественный строй, возникший в богатых, экономически развитых городах, формировался еще в рамках феодального бургундского государства, и это наложило свой отпечаток на общий характер нидерландской культуры. Голландские города, хотя и не были политически независимыми, издавна были богатыми и сильными, вели обширную торговлю, а затем развивали производство текстиля, ковров и стекла. Крупным центром международной торговли был древний Брюгге, поэтический город каналов; к концу XV века он заглох, уступив первенство оживленному Антверпену.

Научные открытия эпохи Возрождения

Необходимость развития производительных сил породила экспериментальное познание природы, переориентацию философии с теологических и схоластических проблем на вопросы познания природы, а потребность в труде, свободном от внешнего принуждения, породила новые представления о человеке, его свободе и достоинстве.

Новые взгляды на мир и человека позволили сделать выдающиеся научные открытия, создать новые теории и подготовить основу для последующей научной революции, благодаря которой сформировалось классическое естествознание. В то время Н. Копернику была поручена гипотеза гелиоцентризма, которая требовала естественнонаучного и философского обоснования.

Введя понятие о годичном и суточном движениях Земли, теория Коперника сразу же объяснила все основные особенности непонятных видимых движений планет и раскрыла причину суточного движения небосвода.

Самое главное, теория Коперника логически последовательна, ясна и проста. Поиск аргументов в пользу гипотезы Коперника был главной задачей научной революции, которая началась с работ Галилео Галилея (1564 — 1642). Галилей заложил основы новой науки и нового типа мировоззрения. Новая научная методология Галилея может быть сведена к следующему: объективность (учет только количественно измеримых свойств объектов, таких как размер, форма, количество, масса, скорость); экспериментальность (проверка истинности гипотез осуществлялась эмпирическим путем); доказательство.

Леонардо да Винчи внес свой вклад в развитие и обоснование научного опыта. Не книжные схоластические домыслы теологов, а опыт, по его мнению, является основой всех знаний. Титаническая фигура Леонардо да Винчи по праву считается наиболее полным воплощением гения Возрождения, воплощением идеала «героического человека». Его необычайная одаренность лишь подчеркивала особенно значительную степень реализации тех возможностей совершенствования, которые, согласно учению гуманизма, присущи человеку. Поразительная разносторонность таланта Леонардо, одного из величайших мастеров живописи и в то же время фортификатора и градостроителя, гидротехника и мелиоратора, одинаково глубоко интересовавшегося проблемами математики и механики, астрономии и космологии, геологии и палеонтологии, анатомии и ботаники, оптики и перспективы — словом, всем неразрывно окружающим человека миром природы и самим человеком в этом мире, — разносторонность, которая вызывала у современников смесь восхищения и настороженности и которая заставила далеких потомков говорить о его предвосхищении позднейших научных открытий на многие века — если не по степени развития, то по самому факту своего существования вписывается в общую картину художественного и научного творчества эпохи Возрождения.

Немецкий натурфилософ Парацельс был образом ученого-эзотерика эпохи Возрождения. Медицинское учение Парацельса основывалось на натурфилософии, алхимии, астрологии, ботанике и некоторых других науках.

Первые достижения в области математики и астрономии относятся к середине XV века и в основном связаны с именами Г. Пейербаха (Пурбах) и И. Мюллера (Региомонтан). Мюллер создал новые, более совершенные астрономические таблицы (вместо альфонсовских таблиц XIII века) — «Эфемериды» (опубликованы в 1492 году), которыми пользовались Колумб, Васко да Гама и другие мореплаватели в своих путешествиях.

Важный вклад в развитие алгебры, геометрии внес Л. Пачоли, итальянский математик рубежа веков. В 16 в. итальянцы Н. Тарталья и Дж. Кардано открыли новые способы решения уравнений третьей и четвертой силы.

Критическое отношение к авторитетам и опора на опыт ярко проявились в медицине и анатомии. В своем известном труде «О строении человеческого тела» (1543) А. Везалий из Фландрии очень подробно описал человеческое тело, основываясь на своих многочисленных наблюдениях при анатомировании трупов, критикуя Галена и других специалистов. В начале XVI века наряду с алхимией возникла иатрохимия — медицинская химия, разрабатывающая новые лечебные средства. Одним из ее основателей был Ф. фон Гогенгейм (Парацельс). Отвергая достижения своих предшественников, он, по сути, не далеко ушел от них в теории, но как практик внедрил ряд новых лекарств.

В XVI в. Возрождение минералогии, ботаники и зоологии (Георг Бауэр Агрикола, К. Геснер, Чезальпино, Ронделль, Белона), которые в эпоху Возрождения находились на стадии сбора фактов. Большую роль в развитии этих наук сыграли отчеты исследователей новых стран, которые содержали описания флоры и фауны.

В 15 веке картография и география активно развивались, исправляя ошибки Птолемея, на основе средневековых и современных данных. В 1490 году М. Бехайм создал первый глобус. В конце 15 — начале 16 веков поиски европейцами морского пути в Индию и Китай, достижения картографии и географии, астрономии и кораблестроения увенчались открытием побережья Центральной Америки Колумбом, который считал, что достиг Индии (впервые континент под названием Америка появился на карте Вальдземюллера в 1507 году). В 1498 году португалец Васко да Гама достиг Индии, обогнув Африку. Идея достичь Индии и Китая западным путем была реализована испанской экспедицией Магеллана — Эль Кано (1519-1522), который обогнул Южную Америку и совершил первое кругосветное путешествие (на практике было доказано, что Земля — шар!). В 16 веке европейцы были убеждены, что «мир теперь полностью открыт и весь род человеческий познан». Великие открытия преобразили географию и стимулировали развитие картографии.

Одним из главных достижений философской мысли эпохи Возрождения стало возникновение натурфилософии (философии природы), свободной от подчинения теологии. Расцвет натурфилософии Возрождения пришелся на Италию и Германию в XVI веке (Парацельс, Кардано, Телезио, Патрицци, Кампанелла, Бруно), но многие идеи натурфилософии впервые были высказаны в XV веке. Наиболее характерными чертами натурфилософии являются следующие. Наиболее характерными чертами натурфилософии эпохи Возрождения были: натуралистический пантеизм, согласно которому законы, управляющие миром, трактовались как внутренние законы природы, а Бог из внешней сверхъестественной силы становился силой, имманентной природе, растворяющейся в ней; органический взгляд Бруно на мир как на огромный, живой и изменяющийся организм, одушевленный в целом и в своих частях (гилозоизм); понимание человека («микрокосма») как части природы (макрокосма); элементы диалектики в понимании мира как целого и в учении о «совпадении противоположностей» (Николай Куза и Бруно). Другая — философия «совпадения противоположностей» (Николай Куза). Стремление дать целостную и универсальную картину мира столкнулось у мыслителей Возрождения с недостатком реального знания, которое часто заменялось поэтическими аналогиями, антропоморфными и мистическими спекуляциями (учение о «мировой душе», «жизненной силе» и т.д.). Неуемное любопытство побудило мыслителей Возрождения обратиться к мистическим учениям каббалы, к магии и другим «тайным наукам», к астрологии и алхимии. Легенда о Фаусте, возникшая в конце эпохи Возрождения, увековечила тип полуученого-полуфантазера того времени, оживленного авантюрным духом времени. Смешение рациональных идей с наивной фантастикой отличает мышление эпохи Возрождения от более позднего, более систематического и научного по методу.

Гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения нашло отражение как во взглядах гуманистов на образование, так и в педагогической практике лучших учебных заведений. Гуманисты (Эразм Роттердамский, Рабле, Монтень) критиковали схоластическую систему образования Средневековья и противопоставляли ей образование, которое развивает интеллектуально и физически, учит самостоятельному мышлению и воспитывает моральные качества — в соответствии с гуманистической моралью. Они считали необходимым преподавать в школе не только латынь, но и греческий язык, античную литературу и мифологию, а также такие предметы, как математика, история и элементы географии.

Возвращаясь к античному идеалу гармонично развитого человека, педагоги эпохи Возрождения были озабочены физическим развитием детей и выступали против телесных наказаний. Эти идеи содержались в трудах итальянских гуманистов П. Верджерио, Л. Бруни, М. Веджио, англичанина Р. Ашама, французских гуманистов Рабле, Монтеня, Эразма Роттердамского и других. Дальше всех в своих образовательных идеалах пошли социальные утописты (Мор и Кампанелла), которые выдвинули идеи общественного воспитания и обучения, всеобщего образования (на родном языке), равенства образования для мужчин и женщин, сочетания образования с работой и т.д. Величайшим практиком и педагогом эпохи Возрождения был итальянский гуманист Витторино да Фельтре, который пытался реализовать гуманистические идеи в основанной им в 1424 году школе «Дом радости».

Однако школа Витторино да Фельтре и некоторые другие были исключением (школы 15 и 16 веков в целом продолжали оставаться типично средневековыми). Более того, в 16 веке гуманистические школы становились все более формалистичными в изучении грамматики и подражании стилю Цицерона. Гуманистические педагогические идеи были приспособлены к интересам протестантизма в Германии в XVI веке (реорганизация школьного и университетского образования Ф. Меланхтоном), стремление дать школам реальные знания было слабее, чем в Италии и Франции. Педагогические идеи эпохи Возрождения оказали сильное влияние на последующее развитие теории и практики воспитания и обучения. Возрождение научного ренессанса

Прогресс философской и правовой мысли эпохи Возрождения

Прогресс науки в эпоху Возрождения также повлиял на возрождение философской и научной мысли, в том числе и правовой. Признание человека как индивидуальности породило новый поиск обоснования сущности и государства. Возникло гуманистическое течение в юриспруденции, представители которого активно занялись изучением источников действующего права. Процесс рецепции римского права усилился. Начинают развиваться основы исторического понимания и толкования права.

Право понимается прежде всего как концепция права. Высказываются идеи против феодальной раздробленности, за централизацию государственной власти, единое законодательство и равенство всех перед законом. Стремление к самовыражению и правовому мышлению достигает такого предела, что предлагаются утопические теории о государстве, похожие на предложения античных мыслителей. Таким образом, современная наука о государстве и праве начинается со знаменитого флорентийца Макиавелли Пикколо (1469-1527), который ставил своей целью создание стабильного государства в нестабильной социально-политической ситуации в Европе того времени.

Макиавелли различал три формы правления — монархию, аристократию и демократию. Макиавелли считал перечисленные формы неустойчивыми, примером для него был Рим эпохи Республики, где консулы были монархическими, сенат аристократическим, а народные трибуны — демократическими. Для Макиавелли не существует лучшей формы правления, главное, по его мнению, — это результат политических действий. Поэтому для разрешения и предотвращения конфликтов в государстве всегда необходим сильный правитель. Идеи Макиавелли не отрицают предпринимательства, напротив, идеи равенства всех перед законом и предоставления прав только поддерживают развитие экономики, однако, по мнению Макиавелли, оно должно осуществляться под надзором сильного правителя, экономика должна быть под контролем.

Помимо Николло Макиавелли, Томас Мор (1478-1535), Марсилио Фичино (1433-1499) и Дезидерий Эразм Роттердамский (1469-1536) также внесли значительный вклад в философскую и правовую мысль эпохи Возрождения.

На уровне философского осмысления права в эпоху Возрождения происходит процесс преодоления средневековой схоластики с помощью европейской Реформации.

Одной из самых значительных фигур движения Реформации является Мартин Лютер. Лютер установил права и обязанности человека как члена общества с религиозно-моральной точки зрения. Таким образом, свобода совести должна быть одинаковой для всех, не только вера, но и ее предпосылки заслуживают правовой защиты, свобода совести означает свободу слова, печати и собраний.

Возможно, эти права не относятся к экономике, но идея светского государства является одним из элементов конституционного государства, государства, в котором экономика свободна.

Идеала светского государства придерживался также французский юрист и публицист Жан Воден (1530 — 1596). Однако он считал сильную монархию лучшим способом поддержания верховенства закона, поскольку монарх является единственным источником закона и суверенитета. Воден также выделил три формы правления: Монархия, аристократия и демократия.

Томас Мор и Томмазо Компанелла имели особое отношение к правительству и закону.

Томас Мор, канцлер английского короля Генриха VIII, в своей книге «Утопия» резко критикует современное английское общество и описывает жизнь на вымышленном острове. Там господствуют справедливость, мудрое управление, равенство в труде и распределении его продуктов, общественная собственность на средства производства. Томас Мор выступает против отмены частной собственности, в которой он видит главную причину социального неравенства.

Аналогичные идеи развивает итальянский натурфилософ Томаззо Кампанелла. В своей книге «Город Солнца» он показывает реализованный идеальный социальный порядок.

Французский философ Мишель Монтень (1533-1592) считал, что законы создаются людьми и должны обеспечивать счастье и лучшую жизнь для людей. Он разделил все законы на две группы: моральные законы («законы чести») и юридические законы («законы справедливости»). У обоих есть свои человеческие измерения, которые не всегда совпадают. Например, месть законна с точки зрения «законов чести», но недопустима с точки зрения «законов справедливости». Что касается соотношения общего и позитивного права, писаного и неписаного права, он считает, что позитивное право тем эффективнее, чем более адекватно оно выражает требования общего права. И если эти законы последовательны, то нет причин их менять.

Заключение

Наука эпохи Возрождения не оказала большого влияния на производительные силы, которые развивались по пути постепенного совершенствования традиций. В то же время достижения астрономии, географии, картографии стали основными предпосылками для великих географических открытий, которые привели к радикальным изменениям в мировой торговле, колониальной экспансии и революции цен в Европе. Достижения науки эпохи Возрождения стали предпосылкой для возникновения классической науки в современную эпоху.

Однако эпоха Возрождения (особенно XVI век) уже была отмечена крупными научными потрясениями в области естествознания. Их развитию, которое в этот период было непосредственно связано с потребностями практики (торговля, судоходство, строительство, военное дело и т.д.), началом капиталистического производства, способствовали первые успехи нового, антидогматического мировоззрения. Процесс преодоления религиозно-мистических абстракций и догматизма средневековья происходил одновременно в науке и искусстве, а иногда совмещался в творчестве одного человека (ярким примером является творчество Леонардо да Винчи — художника, ученого, инженера). Астрономия, география и анатомия — это те области, в которых наука одержала наибольшие победы.

Великие географические открытия (Х. Колумб, Васко да Гама, путешествия Ф. Магеллана и др.) практически доказали шарообразность Земли и позволили определить очертания большей части суши. Открытия, означавшие революционный переворот в науке, были сделаны в астрономии в середине XVI века: с гелиоцентрической системой мира великого польского астронома Н. Коперника, которая подорвала основы религиозного мировоззрения, «… начинается освобождение естественных наук от теологии…».

Анатомы Падуанского университета под руководством А. Везалия заложили основы научной анатомии в XVI веке, начав систематические анатомические вскрытия. Испанский ученый М. Серветус был близок к открытию циркуляции крови в организме. В медицине происходит пересмотр взглядов, господствовавших в средние века, создаются новые методы лечения болезней (Парацельс, основатель ятрохимии и др.). Был сделан ряд открытий в математике, особенно в алгебре: найдены методы решения общих уравнений 3-й и 4-й силы (итальянские математики Дж. Кардано, Ш. Ферро, Н. Тарталья, Л. Феррари), разработана современная буквенная символика (французский математик Ф. Виет), введены десятичные дроби (голландский математик и инженер С. Стевин) и др. Механика получила дальнейшее развитие (Леонардо да Винчи, Стевин и др.). Объем знаний растет и в других областях науки. Таким образом,

Великие географические открытия дали огромное количество новых фактов не только по географии, но и по геологии, ботанике, зоологии, этнографии; знания по металлургии и минералогии, связанные с развитием горного дела (труды немецкого ученого Г. Агриколы, итальянского ученого В. Бирингуччо) и др. Первые успехи в развитии естественных наук, философское мышление эпохи Возрождения подготовили возникновение экспериментальной науки и материализма в 17 и 18 веках. Переход от науки и философии эпохи Возрождения (с ее трактовкой природы как поливалентной, одушевленной и даже живой) к новому этапу ее развития — к экспериментально-математическому естествознанию и механистическому материализму — произошел в научной деятельности английского философа Ф. Бэкона, итальянского ученого Г. Галилея.

Список литературы

  1. С.С. Авсринцев. Судьбы европейской культурной традиции при переходе от античности к средневековью // История культуры Средних веков и Возрождения. М., 1976. С. 17-64
  2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989
  3. Гарен Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1982
  4. Европейская философия в XV-XVII веках: учебник для вузов / Соколов В.В. М.: Высшая школа. 2003 — 428с
  5. История философии: мыслители, концепции, открытия: Учебник для вузов / Канка В.А. М.: Логос. 2005 — 432с
  6. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978
  7. Антология мировой философии. Т.2. — М.: 1990.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Социальные и философские воззрения античных, средневековых мыслителей и мыслителей эпохи возрождения
  2. Почвенничество
  3. Основные проблемы патристики
  4. Иоанн Дамаскин
  5. Давид Фридрих Штраус, немецкий теолог и философ-младогегельянец
  6. Фалес, древнегреческий мыслитель, один из родоначальников античной философии
  7. Поиск пути развития в философии зарубежного востока XX века
  8. Смена поколений ЭВМ и новые методы исследования в технических науках
  9. Mapкc, Энгельс, Ленин о происхождении и сущности государства — Сущность и характеристика государства в марксистской теории
  10. Эстетические категории