Для связи в whatsapp +905441085890

Урок модерации как реализация деятельностного подхода в обучении — Модернизация форм обучения

Новое содержание образования на этапе модернизации потребовало обновления форм обучения. Помимо знаний, умений и навыков, обучение родному языку должно помочь учащимся приобрести опыт познавательной деятельности на основе языка, опыт речевой деятельности в различных ситуациях общения, опыт формирования речи. Но особая роль отводится родному языку в духовно-нравственном воспитании молодежи, а это предполагает приобретение учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. И здесь именно урок развития языка может стать ответом на потребности новой школы.

Урок развития речи — это урок русского языка, на котором моделируются различные речевые ситуации, решаются как личностно значимые коммуникативные задачи, так и социально значимые задачи. Этот опыт приобретается в классе в диалогах, в языковых играх, в драматизации и других формах педагогического языкового общения. Таким образом, создается единая языковая среда с высоким потенциалом развития.

Характерной чертой российской школы всегда была духовность, внимание к нравственному становлению растущего человека, поэтому она накопила множество различных методов и форм социализации личности как на уроках, так и во внеурочное время. В традиции нашей школы — создание рукописных книг, сборников детских стихов, выпуск газет, когда результатом коллективной и индивидуальной деятельности становится результат, значимый как для личности, так и для окружающей среды, когда приобретается опыт творческой речевой деятельности и эмоционально-ценностной ориентации.

Помимо системы обучения, эффективным воспитательным и развивающим эффектом обладают дополнительные формы совместной коллективной деятельности студентов. Эти формы не отрицают, а дополняют традиционную систему обучения, в которой особое место должны занимать вспомогательные занятия по языку как занятия, обеспечивающие опыт языкового творчества и речевой деятельности во всех ее формах и проявлениях.

Образовательный потенциал российской школы в этом смысле чрезвычайно высок. У российских лексических педагогов, в силу особого исторического пути нашей страны, есть замечательный опыт написания с детьми рукописной «Книги памяти», страницы которой состоят из детских сочинений о родственниках, о дедах, прошедших войну. Бесценный опыт языковой работы, направленной на воспитание личности, описанный В. А. Сухомлинским.

Методика внеклассной воспитательной работы по русскому языку богата примерами. Достаточно обратиться к страницам журналов «Русский язык в школе» и «Русская литература», в которых постоянно публикуются материалы на эту тему. Опыт работы с детскими театрами, драматизациями; перекомпоновка и инсценировка сказок. Оформление стендов, информационных бюллетеней, выступлений с новостями. Стенды и газеты с лучшими композициями, лучшие работы — это еще и опыт применения знаний, навыков, опыт творческой деятельности и ценностных ориентаций.

В этом смысле зарубежные образовательные технологии также представляют интерес. Например, британская школа, реализуя компетентностный подход к обучению, предлагает метод «портфолио» (метод создания «портфеля достижений ученика»), метод «парламентских дебатов» и метод проектов.

Урок модерации как реализация деятельностного подхода в обучении

Модернизация форм обучения

В большинстве стран мира классная комната по-прежнему является основной формой обучения в школах, но она претерпевает изменения. Необходимость введения новых форм работы в классе вытекает из задачи развития познавательной и творческой активности детей. В классной практике учащиеся все чаще работают индивидуально или в группах, а не со всем классом одновременно, как это было в прошлом. По этой причине многие школы изменили обстановку в классе, рассадив учеников группами за столами для совместной работы и свободно расставив мебель так, как это наиболее подходит для данного вида деятельности.

Одаренные и слабоуспевающие дети могут обучаться по индивидуальным программам; все учащиеся в специальных школьных учебных центрах пользуются персональными компьютерами, видеосистемами и магнитофонами. В распоряжении учителя и учеников имеется ксерокс для размножения необходимых материалов, а для школ подготовлено множество учебных пособий различного рода для индивидуальной работы учащихся.

Индивидуальное обучение наиболее эффективно, но существуют проблемы общения. Они видят свое решение в использовании совместных, «кооперативных» форм обучения в дополнение к индивидуальной работе.

Большое внимание уделяется экскурсиям, предприятиям, музеям. Подготовка к ним заключается в том, что студентам заранее предоставляется информация и анкета или набор заданий. Экскурсия заканчивается своеобразным отчетом учащихся: дискуссией, эссе, рисунком и т.д.

Таким образом, преподавание — традиционная форма обучения — приобретает новые черты, которые помогают ученику самостоятельно приобретать знания.

Изменения в методах преподавания. Устные методы обучения по-прежнему занимают лидирующие позиции, слово учителя и учебник остаются основными средствами передачи информации. Но монолог учителя постепенно заменяется диалогом, дискуссией, беседой, задаванием проблемных вопросов, которые используются учителями на разных уровнях образования (Великобритания, Канада, США и др.), даже в начальной школе.

Методы преподавания играют решающую роль в развитии творческого мышления и творческой активности студентов.

Одним из методов обучения является самостоятельная работа учащихся; ее традиционным видом является домашняя работа, которую учащиеся всех стран выполняют либо дома, либо в школьной библиотеке без участия учителя.

Известный «метод проектов» — выполнение учеником определенного задания с использованием самостоятельно подобранной литературы, материалов из музеев, архивов и т.д., активно включается в школьную практику в сочетании с другими. Таким образом, ученики приобретают способность собирать и обрабатывать информацию.

С 1970-1980-х годов в школах в учебных целях используются игровые методы: игровые упражнения, драматические, ролевые, сюжетные игры; они организуются как при изучении гуманитарных, так и естественных наук. Игра пробуждает в детях эмоциональное отношение, стимулирует их воображение и творчество, активизирует имеющиеся знания, развивает познавательный интерес. Многие игры были разработаны для школьного обучения. С помощью рисунков, схем, портретов, текстов студенты воспроизводят исторические события, решают острые социальные проблемы.

Позиция учителя во время игры: он дает правила игры, старается добиться активного вовлечения каждого ученика в игру, организует обсуждение результатов. Наиболее полезным является вовлечение студентов в совместное обсуждение сценария и правил игры.

Новейшие технологические средства меняют имидж школы. В развитых странах в конце XX века почти 100% школ имели компьютеры, они уже используются в детских садах, многие школьники работают с компьютерами дома. Наряду с видеодисками, компьютеры служат средством развития мыслительной деятельности учащихся; специальные компьютерные программы для школьников позволяют развивать навыки грамотности и счета, а также предоставлять информацию по различным дисциплинам и вовлекать детей в ролевые игры. Существует индивидуализация обучения.

Система Д. Б. Кабалевского и ее значение для модернизации музыкального образования в современной России

Современное развитие педагогики искусства и музыкальной педагогики в частности — ее характерные особенности и перспективные тенденции — немыслимо без рассмотрения его в контексте фундаментальной новаторской музыкально-педагогической концепции Дмитрия Борисовича Кабалевского — выдающегося современного композитора, музыканта-исполнителя, дирижера, ученого, энтузиаста и педагога, общественного деятеля. Многогранность его таланта проявилась в различных сферах его многогранной деятельности, прежде всего в обширном и разнообразном композиторском творчестве. Он является автором пяти опер, одной оперетты, тринадцати симфонических произведений, семи инструментальных концертов, многочисленных ансамблей и других инструментальных произведений, шести кантат и ораторий, фортепианной музыки для детей и юношества, романсов, песен, музыки для кино, радио и театральных постановок. Произведения Кабалевского вошли в золотой фонд отечественного музыкального искусства и являются неотъемлемой частью учебного и концертного репертуара. Кроме того, Кабалевский был прекрасным пианистом и дирижером, талантливым педагогом, высокоинтеллектуальным и нравственным человеком.

Активная творческая и самоотверженная деятельность Кабалевского и его коллег в 70-е годы XX века привела к необходимости коренного преобразования отечественной системы музыкального образования школьников. Композитор выдвинул основные идеи по коренному изменению содержания и методов массового музыкального воспитания школьников. Они были воплощены в уникальной национальной музыкально-педагогической концепции и разработанной на ее основе новой программе «Музыка» для общеобразовательных школ.

Концепция Кабалевского, основанная на научных идеях Б.В. Асафьева, ряда передовых отечественных музыкальных педагогов — Н.Л. Гродзенской, В.Н. Шацкой и других, собственных научных разработках и большом личном практическом опыте, легла в основу его последней — «педагогической симфонии». Она радикально изменила содержание уроков музыки, превратив их в уроки искусства и открыв широкие возможности для самостоятельной и творческой работы учителя. Эта концепция предложила новый способ организации деятельности школьников на уроках искусства и развития их ассоциативного и образного мышления, целостности и живости восприятия, эмоциональности и разнообразных исполнительских способностей.

Концепция Д. Б. Кабалевского дала мощный импульс к обновлению организации, содержания, методов и форм внеклассной и внешкольной работы. В своей концепции Кабалевский поднялся над идеологией своего времени и поднял школьное музыкальное образование до высот понимания музыкальной культуры как центра общечеловеческих ценностей.

Новаторские устремления Д. Кабалевского в области массового музыкального образования не только теоретически воплотились в его фундаментальной музыкально-педагогической концепции, но и получили блестящее практическое подтверждение, доказав свою жизнеспособность и педагогическую эффективность. Восемь лет подряд академик с мировой известностью и авторитетом приезжает в обычную школу № 209 г…. Москва, где он проводил уроки музыки со студентами. Таким образом, каждый такой урок был открытием — для учеников, коллег, сотрудников [2].

Кабалевский впервые обратился к культурологическому подходу и закрепил его в области музыкального образования. Этот подход, как уже говорилось выше, сформировался в мировой и отечественной науке в 60-70-е годы XX века и ощущался композитором как руководство к действию. Глубина и широта культурологического подхода привлекла Кабалевского, позволила ему пересмотреть цель, задачи и содержание музыкального воспитания молодого поколения. Культурологический подход в последней трети XX века привел к обновлению идейных основ и путей практического реформирования отечественного музыкального образования, активизировал развитие отечественного эстетического и педагогического мышления, способствовал новой интерпретации музыкально-педагогических идей. Культурологический подход также тесно связан с тенденцией гуманизации и гуманитаризации современного образования. Таким образом, музыкально-педагогическая концепция Кабалевского оказала заметное влияние на развитие всей отечественной системы образования.

Модернизация процесса обучения в современной школе

В условиях решения стратегических задач перехода России на мировой уровень и стандарты основными качествами личности, которые необходимо развивать в процессе обучения студентов, являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нетипичные решения.

В рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Президент Российской Федерации Д.А.Медведев 4 февраля 2010 года подписал распоряжение о строительстве школы будущего. Образование в нем должно быть инновационным и серьезно отличаться от традиционного.

Образование должно быть направлено, прежде всего, на то, чтобы студенты могли самостоятельно выбирать свой профессиональный путь и были готовы учиться самостоятельно на протяжении всей жизни.

Для российских студентов это означает следующее. Во-первых, учитель не остается «рупором» на протяжении всего учебного процесса (80-90% урока), авторитетно указывая ученикам, что делать, и якобы требуя от них безукоризненного выполнения его указаний.

Во-вторых, студенты работают самостоятельно более 80-90% учебного времени в соответствии с собственными целями и задачами. Их не учат. Они учатся самостоятельно. В-третьих, студент руководствуется своим опытом, своими способностями. Он понимает, что его будущее во многом зависит от его порядочности и патриотизма.

Высокотехничный конкурентный мир ставит перед образованием школьников серьезную задачу — ставить перед собой серьезные цели и добиваться их, умело реагировать на различные жизненные ситуации.

Школа будущего — это учебное заведение, отвечающее целям опережающего развития. Важно изучить технологии[1], которые пригодятся в будущем. Образование школьников будет перестроено очень сильно и, прежде всего, быстро. В противном случае Россия будет сильно отставать от ведущих стран в области образования.

Реорганизация школьного образования затронет не только учителей, но и, в первую очередь, учеников. Они будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научить их изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственное мнение[2], решать проблемы и помогать друг другу.

Обучение должно быть организовано по-разному в начальной, основной и старшей школе.

Новой школе нужны будут новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие психологию детей и особенности развития учеников, хорошо знающие свой предмет.

Задача учителя в образовании меняется. Он должен помочь детям найти себя в будущем и стать независимыми, творческими и уверенными в себе людьми. Для этого преподаватели должны быть особенно чуткими и внимательными к интересам учеников.

Управление обучением, развитием и образованием изменится коренным образом. Директор или завуч, как и любой учитель, больше не будет играть роль человека, принимающего решения по всем вопросам.

Урок является основной формой организации преподавания русского языка. Проблема типологии и структуры уроков — традиционная проблема отечественной методологии. Большой вклад в разработку теоретических и практических вопросов организации обучения в современный период внесли такие известные методисты, как М.М. Разумовская, Б.Т. Панов, Н.А. Пленкин, Г.Н. Припис и др.

Современная ориентация программ на языковое развитие учащихся влечет за собой задачу дальнейших методических исследований, связанных с определением места и роли развивающего обучения языку в системе преподавания русского языка. Это имеет большое значение для всех уровней школьного образования, потому что развитие языка как образовательной цели, как средства формирования языковой личности является сквозной линией, проходящей через программы по русскому языку с 1 по 11 класс.

С одной стороны, развитие языка является одним из аспектов изучения русского языка, и элементы развития языка вплетены в каждый урок. С другой стороны, в системе развития языка традиционно для средней школы предусмотрен специальный урок: «Работа по развитию языка ведется на всех уроках школьного курса русского языка и на специальных уроках связного развития речи, на которых отрабатываются определенные коммуникативные и языковые навыки в соответствии с программой».

Типы и структура традиционных уроков

Типы уроков могут быть назначены в зависимости от особенностей познавательной деятельности учащихся, степени их самостоятельности, методов обучения, конкретных педагогических задач, решаемых в ходе урока. Наиболее распространенная классификация уроков по основным дидактическим целям: урок изложения и усвоения новых знаний, урок закрепления знаний, урок развития умений и навыков, обобщающий урок, урок проверки и коррекции знаний, умений и навыков, комбинированный урок.

Почему в младших классах рекомендуется использовать урок комбинированного типа?

Наиболее распространенным, особенно в начальной и средней школе, является последний тип урока. Структура комбинированного урока может быть различной и зависит от решаемых дидактических задач. Обычно выделяют шесть этапов (см. табл. 4.5): введение; проверка, которая служит связью с предыдущими уроками (может отсутствовать); основной — введение новых знаний, формирование отношений; следующий, непосредственно за ним — закрепление знаний и формирование умений; диагностика (может не выделяться, а сочетаться с предыдущим) и финал, в котором подводятся итоги и намечается дальнейшая работа. Вводный мотивационный урок решает задачи актуализации личного опыта и знаний учащихся для знакомства с темой, помощи в постановке цели и личностном самоопределении учащихся по отношению к теме, разработки плана ее выполнения. Такое занятие может содержать элементы проблемной лекции и дискуссии и включать следующие этапы: краткий обзор пройденного; введение в новую тему; постановка цели; разработка плана дальнейшей работы по освоению темы; домашнее задание (желательно, чтобы задание включало осмысление проблем темы на уровне реального психологического опыта).

Уроки, вводящие новые знания (могут быть последовательными или чередоваться с уроками закрепления знаний, в зависимости от объема и содержания темы), направлены на связь с научными знаниями и обогащение субъективного опыта ученика. К ним относятся: Ссылка на результаты домашнего задания, рецензия (при необходимости), знакомство с новым материалом; усвоение нового материала; закрепление; домашнее задание (обычно обзор теоретического материала урока, рассмотрение дополнительных вопросов, решение продуктивных и творческих задач, подготовка к дискуссии).

Уроки закрепления знаний, формирования навыков и умений включают: Введение в урок; обзор теоретического материала; решение практико-ориентированных учебных задач, участие в тренировочных упражнениях, дискуссии, проведение мини-исследования и т.д.; рефлексия и обсуждение результатов; домашнее задание (обычно для решения аналогичных задач, завершения начатой на уроке работы или (перед обобщающим обзорным уроком) проведения творческой, исследовательской, рефлексивной работы, более сложной по характеру).

Урок обобщающего повторения служит целям повторения и обобщения (достраивание знаний по предмету до целостной системы, которую можно вести в практической деятельности), а также диагностики и коррекции результатов освоения предмета. Он включает в себя три этапа: Введение в занятие, основная часть (обобщенная лекция, решение творческих задач, презентация и защита творческих проектов, «круглый стол», семинар и т.д.), заключение — анализ ответов и работ студентов преподавателем, рефлексия студентов о своих успехах, подведение итогов по теме, рекомендации по самостоятельной работе и определение перспектив.

Если в ходе обобщающего урока проверяется и оценивается степень достижения поставленных целей, то это замыкает цикл освоения темы. Если необходима дополнительная проверка эффективности понимания темы, проводится специальный урок.

Урок проверки знаний и навыков обычно посвящен контрольной работе. Она включает в себя, помимо контрольной работы, вводную, разъяснительную и создание положительной психологической атмосферы. Следующий урок рекомендуется начать с анализа работы ученика и направить его на решение задачи повышения мотивации ученика к обучению и познавательной активности, а также, при необходимости, на коррекцию результатов освоения темы.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методика формирования системных знаний о домашних и диких животных у детей дошкольного возраста
  2. Система воспитания в трудовой колонии им. М.Горького
  3. Современные тенденции развития воспитания за рубежом и в России
  4. Особенности педагогического общения
  5. Особенности управленческой культуры руководителя образовательной организации
  6. Взаимосвязь культуры и образования
  7. Методики и технологии работы социального педагога
  8. Воспитание безопасного поведения дошкольников
  9. Влияние взаимодействия учителя и младшего школьника на успешность в обучении
  10. Возрастные и индивидуальные особенности развития