Для связи в whatsapp +905441085890

Урок в системе обучения: отечественный и зарубежный опыт — Научные основы педагогических технологий

Среди важных достояний методологической мысли XX века стали идеи общедоступности привыкания к музыке, демократизма музыкального образования и воспитания. В процессе формирования национальных музыкальных культур и развития музыкального образования возникли новые методы педагогического использования национального фольклора, который является основой базового музыкального образования, ритмического воспитания учащихся, инструментального музицирования и т.д.

Музыкальное образование стало средством активизации духовного потенциала личности, компенсирующим недостаток его проявления в других сферах социальной и духовной жизни. По сути, музыкальное образование являлось универсальным средством духовного развития человеческой личности и в определенной степени способствовало гармонизации его социальной сущности. Отметим, что к концу XX века понятие духовности получило дифференцированную духовно-религиозную и духовно-светскую трактовку (Б.Т. Лихачев).

Специфические способы воздействия на музыку, стремление в полной мере реализовать ее огромный педагогический потенциал воплотились в новых системах и методах музыкального образования, имеющих ярко выраженную гуманистическую направленность. Эти системы были личностно-ориентированными и авторскими, что указывало на приоритет личности не только как цели, но и как важнейшего источника образования в широком гуманистическом смысле. Гуманитарная направленность музыки особенно ярко проявилась практически в системах музыкального образования в XX веке. Вместе с этим приобрела значение личностная ориентация систем и методов музыкального образования, которые были разработаны в XIX-XX веках.

Их основным методологическим подходом было использование инновационных методов обучения, поощряющих активное слушание музыки и развитие навыков практического музицирования (как правило, псвского, реже — инструментального). В результате личность становилась не только объектом музыкального воспитания, но и субъектом музыкально-образовательной деятельности, активным участником процесса музыкального творчества. Творческая и креативная направленность стала характерной чертой музыкального образования в современных условиях. Как правило, средства реализации этой функции являются по сути демократическими.

Современные тенденции развития музыкального образования в контексте целостного социокультурного развития общества проявились во второй половине XX века, а именно в развитии культуры и образования в период после Второй мировой войны. Более чем через полвека после их окончания эти тенденции стали очевидными, и независимо от характера и проявлений они определили не только современное состояние культуры и искусства в их взаимосвязи с человеком, но и перспективы этой взаимосвязи, в частности, перспективы развития музыкального образования.

Рассмотрим особенности социокультурного развития общества после Второй мировой войны.

Определяющим фактором в отечественной практике была необходимость восстановления разрушенной войной национальной экономики. Это привело к тому, что восстановлению народного хозяйства, которое было объективно необходимо после войны, уделялось самое пристальное внимание. Однако одним из результатов усиления внимания к восстановлению национальной экономики в последние 20 лет стало отсутствие внимания к сфере культуры и, в частности, к музыкальному воспитанию подрастающих поколений.

Урок в системе обучения: отечественный и зарубежный опыт

Научные основы педагогических технологий

Эффективность любой педагогической технологии во многом зависит от того, на какой научной концепции она построена. Каждая научная концепция педагогической технологии включает либо одно, либо несколько обоснований достижения целей образования с позиций философии, психологии, дидактики или социально-педагогического подхода: ассоциативный рефлекс, теория деятельности, теория обобщения содержания, теория поэтапного формирования умственных действий, теория научения, гештальттеория усвоения, суггестопедическая концепция обучения, теория нейролингвистического программирования, психолого-педагогическая антропология и др.

Источниками педагогических технологий являются:

  • Социальные преобразования и новое педагогическое мышление;
  • Социальные науки, педагогика, психология и другие науки;
  • Отечественный и зарубежный педагогический опыт прошлого и настоящего;
  • Популярная педагогика.

Таким образом, выход на этап развития педагогических технологий, с одной стороны, делает педагогический процесс более организованным и контролируемым, а с другой стороны, открывает перед учителем неограниченные возможности для творческого поиска и совершенствования педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность, построенная на сознательной основе тех или иных педагогических технологий, базируется на определенных принципах.

Педагогический такт как принцип осуществления педагогической деятельности ясен и отчетлив. В любом общении, в том числе и педагогическом, это одно из важнейших условий для избежания или преодоления конфликтов.

Педагогический такт — это чувство меры в поведении и поступках учителя, которое включает в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, самообладание и самоконтроль в общении с детьми, родителями, коллегами по работе. Педагогический такт — одна из форм реализации педагогической этики.

Педагогический такт — это мера профессионального поведения учителя, мера его действий и поступков; важное условие установления правильного общения учителя с учеником, учителя с коллегой; мера в выборе и использовании определенных методов, форм и средств воздействия и взаимодействия.

Сочетание требовательности и уважения к личности ученика является общепедагогическим принципом, очевидно, что его следует вспомнить как принцип педагогических технологий. Личностно-ориентированная и гуманная педагогическая деятельность ориентирована, прежде всего, на уважение к каждому человеку, учет его уникальности и неповторимости. Однако, уважая личность, она предъявляет более высокие и возвышенные требования, способные вывести человека на более высокий уровень его собственного развития и самореализации.

Скрытая педагогическая позиция — это принцип, который подразумевает, что педагогическое влияние эффективно только тогда, когда в подавляющем большинстве случаев позиция учителя (тьютора) не является открытой и демонстративной. Студента следует научить тому, что он получает все сам или почти сам. Педагог поддерживает, советует, стимулирует и поощряет.

Разнообразие форм и средств. Хотя технология определяется как система и последовательность шагов, действий и процедур, она не является стереотипным подходом. Любая имеющаяся на сегодняшний день технология образования требует постоянного поиска и развития технологий, только тогда она будет эффективной и действенной.

Опирайтесь на позитив и создавайте ситуацию успеха. Это то, о чем неоднократно говорится на страницах данного пособия и в современной психолого-педагогической литературе на темы воспитания и образования. Взаимодействие, основанное на создании ситуаций успеха и положительном подкреплении, становится краеугольным камнем всей современной домашней педагогики.

Принимая во внимание общий уровень образования и обучаемости человека. Тоже достаточно самоочевидный принцип, который почему-то часто теряет свою очевидность в реальной педагогической практике. Нельзя определить цели образования и обучения, не зная, какой уровень образования и подготовки имеют учащиеся. Переоценка целей делает их малодоступными и значимыми, недооценка — неинтересными, не вызывает потребности в их достижении, не дает возможности ускорить развитие.

Мировая история развития инклюзивного образования

Изучение мировой истории развития инклюзивного образования необходимо для понимания его современного содержания, смысла и целей его реализации. В данной главе будет рассмотрена мировая и российская история развития образования для людей с ограниченными возможностями, выделены основные этапы, рассмотрена роль отдельных исторических личностей в этом процессе, а также изменения в отношении общества к людям с ограниченными возможностями.Первый этап характеризуется зарождением и становлением образования в древнем мире. С момента возникновения народного образования отношение к возможности обучения людей с физическими и (или) умственными недостатками строилось на основе трудов древних философов, врачей, юристов, историков и первых педагогов. Стоит отметить, что в IV-VI веках нашей эры отношение государства и граждан к людям с выраженными психическими и физическими отклонениями изменилось от агрессивного и нетерпимого к их принятию обществом и первым попыткам их воспитания.

О количестве людей с ограниченными возможностями в древности рассказал академик Российской академии образования Н.Н. Малофеев следующее: «Истинное число людей с выраженными нарушениями в умственном и физическом развитии в древности в настоящее время указать невозможно, но можно предположить, что их было не меньше, а, вероятно, значительно больше, чем в наши дни. Тем не менее, несмотря на их относительную многочисленность, на протяжении тысячелетий эти люди воспринимались обществом как неполноценное меньшинство».

Три основных полюса цивилизации в древнем мире — Египет, Древняя Греция и Древний Рим — изначально не принимали людей с ограниченными возможностями как полноценных членов общества и призывали к их изгнанию и истреблению. Однако с развитием общественных отношений и появлением педагогики эти взгляды изменились — произошел переход от непризнания к сосуществованию и благополучию людей с психофизическими недостатками.

В Древнем Египте врачи изучали болезни различных нозологий и описывали их в своих трудах; есть свидетельства изучения эпилепсии, умственной отсталости и глухоты. Древние египтяне заботились о гражданах с физическими недостатками: Они могли жить в храмах, жрецы которых обучали их музыке и массажу; слепые помогали в культовой деятельности.

В Древней Греции существовали две системы образования — спартанская и афинская. Особенности социальной и общественной структуры в городах Афины и Спарта повлияли на особенности систем образования в этих сообществах и, соответственно, на отношение к неполноценным гражданам.

В спартанской государственной системе образования основными чертами были: сильное влияние государства, единообразие содержания, обязательность, массовый характер образования и авторитаризм. Исходя из этого, целью спартанского воспитания была подготовка сильного, стойкого, мужественного воина, члена военного сообщества. Как и в других известных в мировой истории тоталитарных режимах, судьба инвалидов в такой системе была ничтожной — их убивали или в лучшем случае оставляли на произвол судьбы и влачили жалкое существование. Спартанцы устроили испытание на выживание, оставив новорожденного одного в горах, где его могли убить дикие звери или у него был шанс выжить.

Чтобы доказать это, процитируем древнегреческого историка Плутарха: «Отец не имел права сам воспитывать ребенка — он относил новорожденного в место, называемое «лес», где сидел старший из его рода. Они осматривали ребенка, и если находили его крепким и хорошо сложенным, то приказывали воспитывать его и тут же определяли его к одному из девяти тысяч. Если ребенок был слабым и некрасивым, его отправляли в анотес (так они называли обрыв в тайге (горах. — Е.В.)), считая, что его жизнь бесполезна ни для него, ни для государства, так как здоровья и силы он был лишен с самого начала».

Система образования в древних Афинах, которые славились своей гуманностью, способствовала тому, что общество принимало людей с пороками. В центре афинской образовательной системы того времени находилась личность с ярко выраженной индивидуальной способностью к творчеству. В этом полюсе при храмах существовали специальные школы, где слепых обучали музыке, поэзии и пению.

Педагогические идеи отечественных и зарубежных мыслителей о воспитании, образовании и развитии ребенка

Современник Сократа, Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.), высказывал идеи о целесообразности воспитания и развития детей. В процессе воспитания он отдавал предпочтение развитию у детей мышления, любознательности, постоянной практике, особенно в труде. «Постоянная работа облегчается привычкой», — учил он. «Обучение производит прекрасные вещи только на основе труда; плохие вещи приходят сами собой без труда». «Хорошие люди становятся хорошими больше благодаря практике, чем от природы». «Образование — это украшение в удаче и убежище в несчастье».

Выдающийся мыслитель Древней Греции Платон (427-348 гг. до н.э.) в своих многочисленных трудах, особенно в трактатах «Государство» и «Законы», изложил педагогическую систему образования и воспитания граждан. Он учил, что человек характеризуется тремя частями: рациональной, волевой, чувственной. Одна из них доминирует, что зависит от того, какой мир идей жил в душе до того, как она поселилась в физической оболочке. Люди, в которых преобладает разум, отличаются добродетелью мудрости, люди, в которых преобладает воля, — добродетелью мужества, а люди, в которых преобладает чувственность, — добродетелью воздержанности. Одни становятся философами, другие — воинами, третьи — ремесленниками. Каждая категория выполняет свои обязанности и не вмешивается в дела других категорий. Такая система предполагает государственное образование детей.

Платон предложил следующую организацию образования:

  • В возрасте от 3 до 6 лет дети собираются вместе, чтобы поиграть под руководством женщин.
  • С 6 до 12 лет дети учатся читать, писать, считать, петь, играть на музыкальных инструментах в государственных школах.
  • С 12 до 16 лет мальчики обучались в Палаэстре — школе, где упор делался на всестороннее физическое развитие.
  • С 16 лет упор делается на такие предметы, как арифметика, астрономия, геометрия, которые способствуют военной подготовке.
  • В возрасте от 18 до 20 лет юноши проходят специальную военную физическую подготовку.

В трудах Платона можно найти много полезных советов и рекомендаций. Например, «Физические упражнения, выполняемые даже против воли, не приносят вреда телу, но никакая насильственная наука не остается закрепленной в душе»; «…Обучай детей наукам не силой, возлюбленный мой, а игрой; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен».

Ученик Платона, философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), разработал свою теорию воспитания свободнорожденных граждан. Его образовательная концепция была подкреплена его личным опытом воспитания Александра Македонского.

Воспитание, согласно Аристотелю, — это единый процесс, имеющий три стороны: физическую, моральную и духовную. Эти стороны образования соответствуют трем сторонам души: рациональной (мышление, познание), животной (чувства, желания), растительной (питание, размножение).

Аристотель предпринял первую в истории попытку дать возрастную периодизацию воспитания. Он выделил три основных возрастных периода:

  • С рождения до 7 лет;
  • с 7 лет до полового созревания (14 лет);
  • С 14 лет до 21 года.

Аристотель считал, что такое разделение было эквивалентом образования.

Аристотель уделял большое внимание дошкольному воспитанию и особенно игре. До 7 лет дети получают образование дома, а с 7 лет мальчики идут в школу. Аристотель рассматривал образование как средство укрепления государственной системы и поэтому считал, что оно должно быть «делом государства, а не частной инициативы».

Культурно-историческая школа

Отечественные ученые-психологи В. В. Рубцов, А. А. Маргопис, В. А. Гуружапов разработали проект культурно-исторической школы как школы нового типа. При определении понятия школы мы учитывали такие базовые ограничения, как социокультурные нормы сознания и деятельности, определяющие тип современного индивида, культурно-исторические нормы передачи образцов сознания и деятельности, воплощенные в организационных законах исторически значимых типов школ и их опыте построения учебного и воспитательного процессов, законы возрастного развития детей, существующие образовательные модели и актуальный международный опыт

Авторы отмечают, что важной особенностью современного общества является быстрое разрушение ранее существовавших социальных институтов, традиционных форм разделения труда и сложившихся сообществ людей. Одновременно происходит процесс формирования новых типов сообществ и видов деятельности, их социокультурный захват и пересечение, и, как следствие, создание принципиально нового многомерного социокультурного пространства. В этих условиях люди все чаще вынуждены выходить из ситуации функционирования в условиях социальной общности и определенного вида деятельности и одновременно включаться в различные виды деятельности и социальные общности. Она требует средств и способов сознания и деятельности, под влиянием которых он будет формировать способности:

  • Не для одного конкретного вида деятельности, а для многих;
  • понять принципы функционирования не только одной социальной общности, но и многих;
  • участвовать в деятельности различных социальных сообществ с их правилами.
  • координировать различные виды деятельности и одновременно заявлять о себе в различных социальных сообществах, и в конечном итоге влиять на развитие этих сообществ
  • Создавайте новые социальные сообщества по мере необходимости и разрабатывайте соответствующие мероприятия.

Исходя из этого, разработчики считают, что культурно-историческая школа, отвечая современным социокультурным тенденциям, связана прежде всего с идеей воспроизводства в отдаленной форме актуальных форм исторических типов сознания и деятельности, что обеспечивает последовательное усвоение исторически сложившихся обобщенных форм и способов деятельности. Различают следующие формы:

  • Мифологические формы сознания с присущим им мифотворчеством как вид деятельности, жанровая форма сообщества и обучение как ритуал;
  • Мастерское сознание с ремеслом как видом деятельности, мастерское общество как форма сообщества и школа-мастерская как исторический тип с присущим ему взаимодействием в системе мастер-ученик;
  • научное сознание с исследованием как видом деятельности, научным сообществом как видом сообщества, студенческой лабораторией как видом исторической школы, активной системой наставничества;
  • продуктивное сознание с проектированием как видом деятельности, сообщество разнопрофильных специалистов как форма сообщества, проектно-программная школа как исторический тип школы.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Организация сотрудничества младших школьников на учебном занятии
  2. Образование как социокультурный феномен
  3. Проблема обучения и развития в разных подходах
  4. Специфика возрастных особенностей подростка в сфере обучения и воспитания
  5. Содержание и методика формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
  6. Задачи музыкального воспитания детей
  7. Основные виды педагогической деятельности
  8. Методика организации и проведения деловой игры
  9. Моделирование как метод научного исследования
  10. Классификация методов профессионального обучения по Л Г.Семушиной