Для связи в whatsapp +905441085890

Уровни сознания — Понятие бессознательного

Самый сложный вопрос — об уровнях сознания (точнее, человеческой психики). Лишь относительно небольшая часть умственной деятельности реализуется (контролируется) субъектом, а остальное (как и подводная часть айсберга) остается без сознания. По мнению Фрейда, бессознательное — это психические процессы, которые активно проявляются, но не доходят до сознания человека. Бессознательное, наряду с предсознательным и сознательным, является также самым фундаментальным и значимым моментом в психической системе человека. Бессознательное управляется по принципу удовольствия и включает в себя различные врожденные и подавленные элементы, движущие силы, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и т.д., характеризующиеся бессознательностью, сексуальностью, ассоциативностью и т.п. Согласно мышлению Фрейда, в бессознательном состоянии идет постоянная борьба между Эросом (движущие силы и силы жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатосом (движущие силы и силы смерти, разрушения и агрессии), использующим энергию полового влечения (либидо).

Значительную роль в организации человеческой деятельности играет социальное бессознательное, представляющее репрессированные сферы, свойственные большинству членов общества и содержащие то, что это общество не может позволить своим членам довести до сознания.

Современная психология обычно выделяет несколько классов бессознательного проявления: 1) бессознательные стимулы деятельности; 2) бессознательные механизмы и регуляторы деятельности, обеспечивающие ее автоматический характер; 3) бессознательные подсознательные процессы и механизмы (восприятие и т.д.); 4) бессознательные социальные программы (ценности, диспозиции, нормы). В психоанализе основными методами познания бессознательного являются: анализ свободных ассоциаций, анализ снов, ошибочных действий повседневной жизни, изучение мифов, сказок, фантазий, символов и др.

Уровни сознания - Понятие бессознательного

Понятие бессознательного

Помимо сознательных форм мышления и действия, в человеке есть те, которые лежат, как бы, за порогом сознания и не достигают должной степени интенсивности или возбуждения, чтобы привлечь к себе внимание. Термины «бессознательное», «подсознательное», «бессознательное» часто встречаются в научной и художественной литературе, а также в повседневной жизни.

Понятие экстрасенса гораздо шире, чем понятие сознания, которое имеет градации уровней, которые практически невозможно сосчитать, от высочайшего уровня ясности до удивительной силы озарения и глубины понимания природы вещей, до полусознательного состояния.

Сознание ни в коем случае не истощает всю психику. Существуют также бессознательные психические явления, из которых определенный класс представлен термином бессознательное. Психическая активность может находиться в фокусе сознания, иногда не доходит до уровня сознания (пред-сознательного или пред-сознательного состояния) или опускается ниже порога сознания (бессознательного).

Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, находящихся вне сферы его сознания, необъяснимых и неконтролируемых, по крайней мере на данный момент, покрывается понятием бессознательного.

Зона максимально ясного сознания в умственной деятельности сравнительно невелика. За ним следует группа простого явного сознания, а затем группа минимального сознания, за которой следует бессознательное. Последнее проявляется затем как отношение (инстинкт, притяжение), затем как ощущение (восприятие, воображение, мысль), затем как сомнамбулизм, затем как интуиция, затем как гипнотическое состояние или сон, как состояние аффекта или безумия.

К бессознательным явлениям относятся подражание и творческое вдохновение, сопровождаемое внезапным «прозрением», новой идеей, рожденной как бы подталкиванием изнутри (случаи мгновенного решения проблем, долгое время сопротивлявшиеся сознательному усилию, невольное воспоминание о чем-то, что казалось твердо забытым и т.д.).

Бессознательное — это не мистика, а реальность психической жизни. Физически бессознательные процессы имеют своего рода защитную функцию: они снимают с мозга постоянное напряжение сознания там, где в этом нет необходимости.

Для более четкого определения места проблемы бессознательного в структуре знания важно соотнести явления бессознательного с такими реалиями, которые обозначены категориями «деятельность», «рефлексия», «коммуникация», «личность», «отношение».

Абстрактная схема структуры деятельности, согласно которой мы различаем реальную деятельность, действия и операции, их осуществляющие, может служить одним из оснований для классификации явлений бессознательной психической жизни индивида и подчеркивать место бессознательных психических явлений в структуре деятельности. Составляющей особенностью деятельности является мотив, т.е. некий объект, в котором потребность овеществлена.

Известно, что мотив может быть бессознательным, а психическое отражение самого состояния нужды — также бессознательным. Главной особенностью действия является наличие сознательного предвидения будущих результатов, то есть цели. Однако, помимо этого сознательного предвидения, можно выделить и бессознательное предвидение, которое включает в себя некоторые типы отношений. Таким образом, помимо осознанных и неосознанных мотивов, можно выделить сознательные и неосознанные предчувствия будущих результатов, т.е. цели и установки. Операции в человеческой деятельности также имеют двойственный характер: одни являются продуктом трансформации сознательных действий и могут вернуться в сознание в случае трудностей, другие формируются путем «адаптации» к ситуации и вовсе не приходят в сознание, они функционируют как бессознательные автоматы.

Существование качественно неоднородных явлений бессознательного исключает возможность распространения выводов, полученных при изучении одного из бессознательных явлений, на всю область бессознательного. Сознательные и бессознательные психические феномены представляют собой две формы отражения внешнего мира и, соответственно, две формы контроля, психической регуляции деятельности (сознательная и бессознательная регуляция).

При изучении определённых форм психической рефлексии реальности мы сталкиваемся с необходимостью различать ощущения, которыми человек является сознательным, и ощущения, которыми он не является сознательным.

Аналогичную дифференциацию можно провести и в отношении восприятия достаточно сложных объектов.

Проблема бессознательного в произведениях Зигмунда Фрейда

Зигмунд Фрейд был австрийским ученым, который первым поставил проблему бессознательного на научную основу. По определению Фрейда, «бессознательные поступки человека — это те, которые он совершает, не осознавая их автоматически». Бессознательность — это психическая активность во время сна, гипноза, лунатизма».

В результате длительного наблюдения за своими пациентами Фрейд пришел к выводам, которые изменили прежние взгляды на психику. По его мнению, бессознательное врожденное. Он утверждал, что на поведение человека в значительной степени влияют бессознательные силы, которые он называл «драйвами». По мнению Фрейда, эти стремления имеют свой источник в присущих человеку инстинктах, но прежде всего в подавленных желаниях, то есть желаниях, удовлетворение которых «запрещено» на сознательном уровне и подавлено в бессознательное. Эти желания продолжают действовать без ведома человека и проявляются в виде снов, оговорок, непроизвольных отклонений от адекватного поведения, а также влияют на выбор профессии или творчество.

Мера бессознательного определяется переходом от инстинктивного восприятия реальности к сознательному, что выражается в поведении человека в его конкретных действиях. В человеке всегда есть определенная мера, которая показывает пространство бессознательного. Аналогичным образом, в нас всегда существует мера — как переход из одного состояния в другое. Сознательно, мы всегда можем судить об этом. Например, мера стыда, которая проявляется в покраснении кожи лица. В реальной жизни бывает много моментов, когда человек думает одно, а на самом деле делает другое. Это можно объяснить тем, что импульс сознательного ума казался слабее, чем импульс подсознательного. Полученный импульс пришел к нам из подсознания. Следовательно, действия и функции, выполняемые субъектом, находятся в бессознательном состоянии. Отсюда — потеря контроля, неспособность предвидеть и предсказывать и т.д. Рассмотрим такой пример. Определенный субъект осознает, что курение вредно, и принимает решение бросить его. Однако со временем инстинкт усиливает эмоциональное напряжение субъекта. Это синтезирует тягу, которая выражается в необходимости курить. Это приводит к сознательному противоречию, которое выражается в действии. Формируется цепочка: инстинкт — эмоции — чувства — желания. Очевидно, что независимо от того, какую систему мы возьмем, конечным звеном разложения будет одна и та же цепь.

Если учесть, что человек — существо природы, как и все другие известные нам существа, то он в какой-то степени наделен теми же качествами, что и они. Если учесть, что животные не обладают таким же интеллектом, как люди, то их единственной точкой соприкосновения являются их инстинкты. Как правило, в человеке можно выделить два основных инстинкта: инстинкт самосохранения и инстинкт размножения, которые, в свою очередь, состоят из множества инстинктивных факторов. И эти два инстинкта взаимосвязаны. Инстинкт самосохранения включает в себя следующие подинстинкты: Пища, рост, дыхание, движение, то есть те необходимые жизненные функции, которые заставляют любой организм жить. Первоначально эти факторы были очень важны, но с развитием человеческого разума («Я») эти факторы как жизненно важные утратили свое прежнее значение. Это произошло потому, что человек разработал устройства для получения пищи, он начал использовать пищу не только для удовлетворения своего голода, но и для удовлетворения своей жадности, присущей человеку. С течением времени еда становилась все более доступной для него, и он стал тратить все меньше и меньше времени на ее получение. Человек начал строить для себя дома и другую утварь, и в максимальной степени обеспечивал себе жизнь. Таким образом, самосохранение стало менее важным, и репродуктивный инстинкт, или, как его называет Фрейд, либидо, вышел на первый план. Такие человеческие инстинкты, как агрессивность, стремление вперед, ранее принадлежавшие инстинкту самосохранения, перешли в другое качество, т.е. в либидо. Таким образом, в результате эволюции репродуктивный инстинкт стал главной движущей силой в жизни человека.

Бессознательное является антагонистом сознания и вместилищем подавленных природных инстинктов. По мнению Фрейда, инстинкты — это каналы, по которым течет энергия, формирующая нашу деятельность. Он считал, что эмоции — это выражение инстинкта самосохранения или полового инстинкта (или, как он позже выразился, инстинктов эроса и смерти). Либидо, о котором так много писал и сам Фрейд, и его ученики, — это специфическая энергия, связанная с жизненным инстинктом. Фрейд не назвал своего имени за энергию, связанную с инстинктами смерти и агрессии, но постоянно говорил об их существовании. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те устремления и желания, которые человек по тем или иным причинам не мог реализовать в своей деятельности, вытесняются им в бессознательное и наполняются его содержанием.

Фрейд пытался объяснить проблемы бессознательного с позиции механисто-натуралистического мышления своего времени. Он предположил, что те эмоции, которые не являются явным выражением инстинкта самосохранения или полового инстинкта, тем не менее, являются лишь более скрытыми и сложными проявлениями этих инстинктивных биологических проявлений.

Мотивационная структура личности

Проведенный Фрейдом анализ сложной мотивационной структуры личности привел к созданию трехкомпонентной модели ее структуры. Фрейд рассматривал личность как троицу. Он рассматривал психику как состоящую из трех слоев: сознательного («суперэго»), бессознательного («эго») и бессознательного («ид»), в котором находятся основные структуры личности. В то же время, по мнению Фрейда, содержание бессознательного практически не доступно для понимания ни при каких условиях. В бессознательном слое находится одна из структур личности — «Ио», которая является энергетической основой личности. «Именно бессознательное (глубокие инстинктивные, особенно сексуальные и агрессивные влечения) играет главную роль в определении поведения и состояния человека. Ид» содержит врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к их удовлетворению, к их выписке и, таким образом, определяют деятельность субъекта. Фрейд считал, что два основных врожденных инстинкта бессознательного (инстинкт жизни и инстинкт смерти) находятся в антагонистических отношениях друг с другом и, таким образом, образуют основу фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Этот конфликт бессознателен не только потому, что борьба между инстинктами обычно происходит в бессознательном слое, но и потому, что человеческое поведение обычно вызвано одновременным действием этих двух сил.

Согласно Фрейду, вторая структура личности, «Я», также врождена и находится как в сознательном, так и в предсознательном слое. Содержимое предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это требует значительных усилий. В то время как содержание «id» расширяется, содержание «эго», напротив, сужается, ибо, по мнению Фрейда, ребенок рождается с «океаническим чувством собственного «я», которое включает в себя весь окружающий его мир. Со временем он осознает границу между собой и своим окружением и начинает локализовать свое «Я» к своему телу, уменьшая тем самым объем «Я».

Третья структура личности, «суперэго», не является врожденной, а формируется в течение жизни ребенка. Суперэго» (или «суперэго») — неотъемлемая часть человеческой психики. Как человек живет в обществе, это влияет на него. Если человек — это одиночная клетка, клетка сама по себе не может существовать, она умирает. Эти клетки образуют ткань, которая, в свою очередь, образует орган. Мембраны этих клеток взаимосвязаны. Именно эта совокупность «Я» и составляет «супер-эго». Можно сказать, что «суперэго» — это совокупность всех социальных отношений (которые контролируют поведение человека). Механизм его формирования — отождествление с близким взрослым человеком собственного пола, характеристики и качества которого становятся содержанием «суперэго».

Бессознательное как источник внутреннего конфликта

Фрейд считал, что сложная мотивационная структура личности динамична и по своей природе конфликтна. Конфликт возникает в столкновении бессознательных движений («id») с силой «я» и «суперэго». Суперэго» (общество как враг индивидуума) оказывает давление, а «я» вооружается своими орудиями самообороны.

Из внутренней структуры личности Фрейд пришел к выводу, что между тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, поскольку не только их содержание, но и направления их развития противопоставляются друг другу. Инстинкты, содержащиеся в «Я», стремятся к их удовлетворению и диктуют человеку желания, которые практически невозможно осуществить в обществе. «Суперэго», содержание которого включает в себя совесть человека, самоанализ и идеалы, предупреждает его о невозможности выполнения этих желаний и следит за соблюдением норм, принятых в данном обществе.

Согласно теории Фрейда, «я» приобретает свою первоначальную силу, но параллельно развивается и «я». Человек отличается от своих низших братьев своим умом. В данном случае, разум — это «суперэго». Поскольку инстинкты или «я» служат лишь внутренним наполнителем, «я» можно сравнить с жидкостью. То есть, в строго концентрированном состоянии «Оно» быть не может, ибо в этом случае, когда концентрируются только инстинкты, человек превращается из homo sapiens в homovulgarius, то есть, проще говоря, в животное. Поэтому «Я» или «Суперэго» является подходящим прикрытием, которое сдерживает инстинкты. Именно на этом этапе возникают первые противоречия. Поскольку все развивается, а отдых — относителен, следовательно, «я» и «я» со временем меняются, и в то время как «я» уже определено, «я» продолжает расти по мере развития культуры. Предполагая, что каждый объект и явление соответствует своему времени и месту, психика человека также имеет свое место и время в целом. Проще говоря, психику человека можно сравнить с клеткой, в которой происходят соответствующие явления. Согласно этому, оболочка клетки — это «Я», а внутреннее содержимое — это «Оно» (в этом «Оно» происходит множество мелких процессов). Клетка должна развиваться, и в то время как внутреннее содержание уже сформировалось и претерпевает незначительные изменения, внешняя мембрана продолжает расти и утолщаться по мере развития культуры. Внешне мембрана не может расти, потому что другие клетки (другие индивидуумы) занимают там свое место, поэтому мембрана растет внутрь и сжимает все больше и больше внутреннего содержимого «It». В конце концов, давление внутри становится настолько большим, что внутреннее содержимое пытается разорвать внешнюю оболочку. Этот внутренний конфликт является главным противоречием между психосексуальным «оно» и управляющим «я». Не случайно по мере роста и развития культуры человечество наблюдает все больше и больше неврозов в окружающей его среде.

Таким образом, «Я» становится, как бы, ареной борьбы между конфликтующими тенденциями, продиктованными «Я» и «Суперэго». Такое состояние внутреннего конфликта, в котором человек постоянно находится в состоянии конфликта, делает его потенциальным невротиком. Именно поэтому Фрейд неоднократно подчеркивал, что между нормальностью и патологией нет четкой границы и что постоянное напряжение, которое испытывает человек, делает его потенциальным невротиком. Способность поддерживать свое психическое здоровье зависит от психологических защитных механизмов, с помощью которых невозможно предотвратить конфликт между «я» и «суперэго» (поскольку это практически невозможно), но можно, по крайней мере, смягчить его.

Существуют защитные механизмы — внутренние протекторы. Фрейд выделил несколько защитных механизмов, самый важный из них:

  • Репрессия (компенсация за отсутствие или слабость каких-либо физических или умственных характеристик),
  • регрессия (возвращение к прежним уровням развития),
  • рационализация (оправдание бессознательных побуждений)..,
  • отождествление себя с другим человеком (обладающим чертой, которой субъект не обладает).
  • Проектирование (приписывание своих желаний, страхов и забот другим),
  • сублимация (переключение энергии).

Смещение является наиболее неэффективным механизмом, поскольку энергия, которая течет по инстинктивным каналам, не преобразуется в деятельность, а остается в человеке и вызывает рост напряженности. Желание подавлено в бессознательное, человек его полностью забывает, но остающееся напряжение, пронизывающее бессознательное, ощущается в виде символов, заполняющих нашу мечту, в виде ошибок, писателей, резерваций. Однако, по мнению Фрейда, символ является не прямым отражением подавленного желания, а его преобразованием. Именно поэтому он придавал столь большое значение «психопатологии повседневной жизни», то есть интерпретации таких явлений, как ошибки и мечты человека и его ассоциаций. Отношение Фрейда к символике было одной из причин его несогласия с Юнгом, который считал, что существует прямая и тесная связь между символом и человеческим желанием, и выступал против интерпретаций, придуманных Фрейдом.

Регрессия и рационализация являются более успешными защитными механизмами, так как они позволяют хотя бы частичный разряд энергии, содержащейся в желаниях человека. В то же время регрессия — это более примитивный способ реализации своих желаний, выход из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать жвачку или табак, верить в зло или доброе настроение, стремиться к рискованным ситуациям и т.д. И многие из этих регрессий настолько универсальны, что даже не воспринимаются как таковые. Рационализация связана с стремлением суперэго как-то контролировать создавшуюся ситуацию и придавать ей упорядоченный вид. Поэтому человек, не осознающий истинных мотивов своего поведения, покрывает и объясняет их вымышленными, но морально приемлемыми мотивами.

В проекции, человек приписывает другим желания и чувства, которые он сам испытывает. В том случае, если субъект, которому приписывается ощущение, подтверждает проекцию своим поведением, этот защитный механизм работает вполне успешно, так как человек может распознать эти ощущения как реальные, действительные, но вне его, и не испытывает страха перед ними.

Однако наиболее эффективным механизмом является то, что Фрейд назвал сублимацией. Этот механизм помогает направить энергию, связанную с сексуальными или агрессивными побуждениями, в другое русло для реализации, особенно в художественной деятельности. Механизм сублимации считался основным источником творчества. В принципе, Фрейд считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства и научные открытия. Эта деятельность наиболее успешна, так как предполагает полную реализацию накопленной энергии, катарсис или очищение человека от нее.

Бессознательное и психоанализ

Сознание — это не единственный уровень, на котором представлены психические процессы, характеристики и состояния человека, и не всё, что воспринимается и определяет поведение человека, действительно воспринимается этим человеком. Помимо сознания, есть еще и бессознательное. Это явления, процессы, свойства и состояния, которые схожи с сознательным по своему воздействию на поведение, но не воспринимаются человеком. В соответствии с традицией, связанной с сознательными процессами, их также называют экстрасенсами.

Бессознательное так или иначе представлено практически во всех психических процессах, характеристиках и состояниях человека. Существуют бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия (мышечные ощущения). Существуют бессознательные зрительные и слуховые восприятия, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительных и слуховых центральных системах.

Бессознательная память — это та память, которая ассоциируется с долговременной и генетической памятью. Именно память управляет мыслью, воображением и вниманием и определяет содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы и объекты, на которые направлено его внимание. Неосознанная мысль особенно проявляется в процессе решения творческих задач человека, а бессознательная речь — это внутренняя речь.

Существует также бессознательная мотивация, которая влияет на направление и характер действий, а также многие другие психические процессы, качества и состояния, в которых человек не является сознательным. Бессознательное в человеке — это те качества, интересы, потребности и т.д., которые сознательно не воспринимаются человеком, но которые присущи ему и проявляются в различных непроизвольных реакциях, действиях и умственных явлениях. Одним из таких явлений являются ошибочные действия, оговорки и ошибки. В основе другой группы бессознательных явлений лежит невольное забывание имен, обещаний, намерений, объектов, событий и других вещей, которые прямо или косвенно связаны с неприятными для человека переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личного характера относится к категории представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: Мечты, мечты, грёзы.

Третий тип бессознательных явлений — это те, которые Фрейд называет личным бессознательным. Это желания, мысли, намерения и потребности, которые под влиянием цензуры подавляются из сферы человеческого сознания. Деление психики на сознательную и бессознательную является основной предпосылкой психоанализа. Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод психоанализа.

Психоанализ (от греческой души и разложения) — это течение в психологии, основанное Фрейдом в конце XIX века. — Первая треть XX века. Психоанализ распространился во многих странах как система взглядов на природу человеческой психики, феномены морали, религии, культуры, искусства, науки и общественной жизни. Центральное место в этих взглядах занимает теория бессознательного и полового влечения. Бессознательное проявляется в поведении и психике человека — в бланках, опечатках, снах и т.д. Центральной предпосылкой психоанализа является существование вечной тайной войны между бессознательным, скрытым в недрах индивида (что включает в себя, прежде всего, сексуальное влечение — либидо) и необходимостью выживания в социальной среде, враждебной индивиду.

Психоанализ видит главную проблему в том, что человек не осознает противоречия внутри себя. В ясном осознании собственного «я» своих запрещенных движений, ставших возможными благодаря психоаналитическому дешифрированию смысла невротических симптомов, Фрейд видел средство восстановления душевного здоровья. Проще говоря, психоанализ обнаруживает место в психике, где проявляется давление и формируется то, что называется выпуклостью. Обнаружив это место и устранив возникшее противоречие, восстанавливается здоровая психика человека.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Феномен групповой поляризации
  2. Значение целостности и связности текста в психологии
  3. Психические расстройства, передающиеся по наследству
  4. Степени депрессии
  5. Выход на пенсию как кризисный период — Особенности психического состояния пожилых людей
  6. Развитие познавательной сферы детей в процессе игровой деятельности
  7. Психология семьи и общения, психодиагностика
  8. Дмитрий александрович ошанин, российский психолог
  9. Организация общения с детьми, испытывающими затруднения в общении — Общие особенности трудностей в общении
  10. Прогрессивная деятельность