Для связи в whatsapp +905441085890

Устное народное творчество как средство развития детской речи — Материалы для примерной программы курса «Детская литература» в педагогических учебных заведениях

Сказки Пушкина появились в период расцвета его творчества. Они не предназначались для детей, но почти сразу вошли в круг детского чтения.

«…Детей, о которых поэт даже не думал, когда писал своего «Салтана», «Золотого петушка» и «Княжну», он ввел в свою духовную жизнь, доказав еще раз, что народная поэзия в ее высших совершенствах часто бывает поэзией для детей», — писал К.И. Чуковский.

В 1830 г. Пушкин начал работу над сказкой о медведе «Как в теплую весеннюю пору», которая осталась незавершенной. В 1831 году он закончил «Сказку о царе Салтане» и «Сказку о попе и его умельце Балде». В 1833 году он написал две сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». В 1834 году была опубликована «Сказка о золотом петушке».

Пушкин создавал свои сказки на основе фольклорного материала. Сказка «Сказка о попе и его слуге Балде» очень похожа по сюжету на народную сказку «Слуга Шабарша». Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан со сказкой «Жадная старуха» и был передан Пушкину собирателем фольклора и писателем В.И. Далем. «Сказка о царе Салтане» напоминает народную сказку «О дивных детях». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» очень похожа на сюжет народной сказки «Волшебное зеркало». Обращаясь к устному народному творчеству, Пушкин видит в нем неисчерпаемые возможности для обновления литературы.

Поэт искал свой путь к овладению великой поэтической формой. Он пересматривает все современные эстетические теории, которые считались незыблемыми. Таким образом, Пушкин считает сказку великим эпическим жанром литературы, в отличие от многих своих современников, которые считали ее незначительным, неактуальным жанром. Живя в ссылке в Михайловском, поэт писал своему брату Льву: «Какая прелесть эти рассказы! Каждый из них — это стихотворение. При создании сказок Пушкин не обращался к какой-то одной теме, как многие его современники, а собирал и перерабатывал наиболее яркие варианты и мотивы русского и зарубежного фольклора.

Сказки Пушкина — это повествовательные произведения, в которых показан острый конфликт между светлым и темным мирами. Примером может служить «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне-Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Оно было написано в 1831 году и впервые опубликовано в 1832 году в третьей части «Стихотворений Пушкина».

Это была первая сказка Пушкина, появившаяся в печати. Он был воспринят неоднозначно. Не все современники поняли новаторство поэта и увидели в нем рождение нового поэтического жанра. Это произведение — не подражание или переложение народных сказок, а их прямое наследование не только во внешних чертах, но и в реалистической основе и глубоком социальном содержании. С самого начала она предлагает тонкое сатирическое снижение образа царя: «Во все времена развлечений он стоял за забором…».

Из-за цензуры Пушкин не мог более открыто высмеять высокородного любителя подслушивать. Но в грубой прозе «Сказки о царе Салтане» поэт четко обозначил черты его характера: «Царь имел привычку допоздна гулять по городу и подслушивать речи своих подданных. Он с приятной улыбкой подошел к младшей сестре, взял ее за руку и сказал: «Будь царицей и подари мне царевича!». Затем, обратившись к старшему и среднему, он сказал: «Ты ткачиха при моем дворе, а ты кухарка.

Устное народное творчество как средство развития детской речи

Материалы для примерной программы курса «Детская литература» в педагогических учебных заведениях

Изучение детской литературы является неотъемлемой частью комплекса литературоведческих дисциплин. Программа курса детской литературы включает изучение фольклора, творчества русских писателей-классиков, детских писателей XX века, художников, иллюстрирующих детские книги, а также произведений зарубежных писателей для детей. Материал программы представлен в исторической последовательности: от произведений устного народного творчества до современной детской литературы.

Поскольку учебные программы различаются по количеству часов, отведенных на курс, и существует значительное несоответствие между размерами классов на дневном, вечернем и заочном отделениях, программа позволяет не только сокращать излагаемый материал, но и создавать целые разделы для изучения в качестве самостоятельных дисциплин на спецкурсах и факультативах, как, например, глава «Роль дизайна и иллюстрации в детской книге».

Программа составлена с учетом того, что студенты изучили курсы основ теории и истории всеобщей литературы, а также основы педагогики и психологии детей. Цели курса: Изучение студентами русской и переводной детской литературы; освоение теории и закономерностей исторического развития детской литературы и детского чтения; приобретение навыков критической оценки творчества детских писателей и отдельных произведений, адресованных детям; овладение умением отбирать книги для разных возрастных групп; разработка методов пропаганды детской книги среди родителей.

На практических занятиях студенты анализируют произведения детской литературы по указанию преподавателя и готовят короткие самостоятельные доклады. В дополнение к практическим занятиям в программу включены контрольные работы.

Освоение программы связано с развитием навыков, предусмотренных при изучении дисциплины. В результате изучения данного курса студент должен обладать такими компонентами компетенции, как:

Классификация жанров детского фольклора; основные периоды в истории русской и зарубежной детской литературы и современные тенденции ее развития; теоретические основы и структурно-типологические особенности детской литературы; содержание и художественные особенности детской литературы (фольклорной, русской, мировой); индивидуальные жанрово-стилевые особенности произведений значительных детских авторов и произведений, вошедших в детское чтение.

Самостоятельно оценивать соответствие произведения психологическим и возрастным категориям юных читателей; выявлять связи национальной детской литературы с устным народным творчеством и мировой литературой; при поддержке библиотечно-библиографической структуры использовать и подбирать необходимую научную и справочную литературу, материалы по теме; анализировать художественные произведения в контексте других искусств и в свете общих принципов филологического анализа текста;

Анализировать художественное произведение с учетом возрастных и психологических особенностей детей, которым оно предлагается для чтения; навыки учебно-познавательного общения с ребенком по поводу прочитанного; выразительного чтения произведений детской литературы.

Современные методы обучения основаны на балльной системе текущего и итогового контроля успеваемости студентов. Мы предлагаем вариативную семестровую оценку курса по 100-балльной шкале за 18 рабочих недель, 4 академических часа в неделю (2 ак.ч. — лекции; 2 ак.ч. — семинары).

Зачеты/оценки выставляются по балльной системе. Оценки такие: Посещение занятий, участие в семинарах, подготовка докладов и презентаций на семинарах или в письменной (электронной) форме, чтение поэзии по памяти, успешное написание творческой экзаменационной работы.

Русская детская литература Возникновение и развитие детской литературы в России

состояние культуры и просвещения на Руси в XI-XV веках;уважение к чтению, книге, грамотности, характерное для летописей и рукописных сборников того времени.

Развитие культуры и просвещения в 16 веке. возникновение детской литературы. Первые русские книги для детей. Алфавитные словари, азбуки. Азбука В. А. Бурдова (1634, 1637), «фряжские» или «немецкие листья». Карион Истомин был первым русским автором детских книг, а его «Букварь» (1661, 1694) стал результатом развития книжного дела для детей в средневековой Руси. Влияние детской литературы этого периода на детскую литературу более поздних периодов.

Реформы Петра I в области культуры, образования и их отражение в детской литературе. Издание учебной литературы в 18 веке. Книга «Честное зеркало юности, или Показание к житейским нравам» (1717). Особенности его стиля и конструкции. Прогрессивные тенденции и классовые элементы.

Особенности детской литературы этого периода и ее отличие от литературы для взрослых читателей. Научно-популярные книги для детей по различным отраслям знаний (география, естествознание, история); энциклопедии: «Детский атлас» (1768), «Краткое изложение всех наук» (1764) и т.д., переводы энциклопедии «Мир в картинках» Я.А. Коменского: «Видимый свет», «Зрелище Вселенной» (1778, 1793, 1808). Краткое описание энциклопедии. Значение этой книги в развитии российских энциклопедий для детей.

Просветительская и литературная деятельность Н.И. Новикова, его роль в становлении детской литературы и чтения в России. Публикация первого детского журнала «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789). Участие Николая Михайловича Карамзина в журнале. Демократический и национальный характер журнала. Идейно-тематическое и жанровое своеобразие содержания.

Развитие теории и критики детской литературы.

Традиции русских писателей-просветителей XVII-XVIII веков в детской литературе XIX века. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов о значении детской книги в воспитании ребенка.

В. Г. Белинский о специфике детской литературы (статьи и рецензии 1830-1840-х годов: «Елка», «Новая библиотека для воспитания», под редакцией Петра Редькина. Третья книга»). В.Г. Белинский против дидактических книг для детей («Сто новых повестей для детей с нравственными уроками в стихах» Б. Федорова, «Прогулка с детьми вокруг земного шара» В. Бурьянова). Требование расширить круг чтения для детей и молодежи (статья «Несколько слов о чтении романов»). Роль В.Г. Белинского в создании теории и критики детской литературы.

Развитие взглядов Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова на детскую литературу В.Г. Белинского во второй половине XIX века. Их деятельность в области детской литературы. Статьи и рецензии Н. Г. Чернышевского («О том, какие книги следует читать детям», «Сборник чудес, сказок из мифологии», «Новые сказки»); Н. А. Добролюбова («Стихи для детей в 22 отделах», «Школа», «История рыцарства»). Борьба с ограничительными тенденциями в детском чтении. Разработка вопросов специфики детской литературы. Требования к прогрессивной детской книге.

Принципы биографической литературы, воплощенные в книгах Н. Г. Чернышевского «Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и труды», Н. А. Добролюбова «А. В. Кольцов. Его жизнь и произведения». Значение идей Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова для формирования демократической критики детской литературы. Влияние принципов критики В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова на распространение детского чтения в XIX веке (в том числе произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Чедрина, Л.Н. Толстого и др.) Обогащение детской литературы новыми темами, жанрами, идеями. Новые герои: дети крестьян, ремесленников, городской бедноты.

Журналистика для детей. Журнал «Подснежник», его значение для развития детской литературы и обогащения круга детского чтения.
Детская литература первой половины 19 века.

Распространенность поэзии в детской литературе и детском чтении. Конкретность образов, романтика действий, эмоциональность и музыкальность поэзии, созданной для детей и включенной в детское чтение. Борьба против сентиментальных, морализаторских произведений для детей. Обогащение детской литературы и детского чтения.

Психолого-лингвистические основы формирования художественно-речевых способностей детей 5—6 лет

Усвоение языка — это сложный и длительный процесс. Дифференциация функций и форм языка происходит в дошкольном возрасте, и обучение оказывает важное влияние на этот процесс. Овладение монологом как более сложной формой речи начинается в средней группе детского сада через обучение пересказу и рассказыванию и получает свое высшее выражение в старшей группе через обучение творческому рассказыванию.

Известно, что возможности детской связной речи наиболее полно реализуются в художественно-речевой деятельности — деятельности, возникающей у ребенка под влиянием литературного или фольклорного произведения . Традиционно художественно-речевая деятельность дошкольников рассматривается как средство развития образности и выразительности языка, активизации поэтического слуха детей (С.М. Чемортан, О.С. Ушакова, О.В. Акулова, Л.В. Ворошнина, Н.Е. Гавриш и др.) Однако в последнее время с помощью художественно-языковой деятельности решается более широкий круг проблем. Так, одни исследователи рассматривают художественно-речевую деятельность как источник развития творческого потенциала детей (М.Н. Силаева, В.В. Давыдов), другие используют метод моделирования при обучении пересказу и рассказыванию (О.М. Дьяченко) или опорную схему рисования при заучивании стихотворения (Е.А. Ставцева) для развития не только языка, но и образного, ассоциативного мышления.

В процессе художественно-речевой деятельности ребенок приобретает навыки выразительной речи, обогащается умственно, развивает способность чувствовать художественный образ, улавливать ритм поэтического слога. Индивидуальное выполнение литературных произведений и создание собственных творческих рассказов побуждает детей к поиску средств образного языка, помогает им выразить свое отношение к сюжету, к героям.

Исследования психологов, литературоведов и педагогов показали, что художественно-речевая деятельность дошкольников является активным и эффективным средством эстетического освоения окружающей действительности. Так, Л.С. Выготский отмечал, что раннее вовлечение детей (не только особо одаренных) в активную творческую деятельность очень полезно для их общего художественного развития и отвечает их потребностям и возможностям.

Художественно-речевая деятельность является наиболее естественной и органичной средой для развития речи ребенка, поскольку в ней присутствуют все компоненты связной речи: жестово-мимические реакции, диалогическая и монологическая речь, словесная импровизация, литературный текст как модель речевого подражания. Кроме того, художественно-языковая деятельность удовлетворяет потребность детей в возрождении и артистизме и дает дошкольникам ориентиры языковой культуры.

Исходя из поставленной цели (воспитание творческой активности в художественно-речевой деятельности дошкольников как основы их литературного и языкового развития), главным для руководства ребенком при восприятии текста должно быть подражание образу, созданному автором текста или придуманному ребенком. Этого можно достичь с помощью заданий, стимулирующих творческую и мыслительную активность детей.

В практике детского сада развитие художественной речи у дошкольников происходит двумя путями: в процессе повседневного общения со сверстниками и в условиях специального обучения.
Обучение детей художественной речи — это довольно сложный процесс, состоящий из нескольких направлений:

  • 1) прямая или косвенная деятельность учителя (знакомство с художественными произведениями, обучение способам действия);
  • 2) деятельность самих дошкольников.

Парциальные программы обществоведческой подготовки дошкольников

Обзорные вопросы. Вспомните содержание обучения обществознанию для учащихся средней школы (ГОС 1998, 2004, 2009). Нужно ли специально готовить дошкольников к дальнейшему изучению обществознания? Обоснуйте свой ответ. Какие направления можно использовать для работы по обществознанию с детьми дошкольного возраста? Наметьте примерный выбор тем. Перечислите методы, приемы и формы соответствующей работы, которые вы будете использовать.

Задача формирования у детей представлений о правилах дорожного движения в той или иной степени решается как в общеразвивающих, так и в парциальных программах дошкольного образования, и является неотъемлемой частью процесса ознакомления воспитанников с окружающей социальной действительностью. Среди вопросов социологии, которым уделяется особое внимание в процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста, можно выделить:

  • 1) различение природных объектов и продуктов, включая знакомство со свойствами и качествами материалов, из которых изготовлены предметы рукотворного мира;
  • 2) закладывание основ нравственности, воспитание у ребенка доброты, любви и уважения к людям; соблюдение правил этикета, направленных на формирование культуры поведения за столом и в общественных местах;
  • 3) Формирование начал маскулинности и фемининности в процессе половой социализации мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте;
  • 4) Разнообразие музейных экспозиций в рамках музейного образования (эстетическое и патриотическое воспитание детей в процессе посещения музея, создание мини-музея и т.д.) .
  • 5) правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста;
  • 6) ознакомление с основами экономики и т.д.

Одним из существенных аспектов социологической работы с детьми старшего дошкольного возраста является эстетическое, духовно-нравственное воспитание, формирование коммуникативных навыков. Это ядро системы личностно-ориентированного обучения, разработанной И. Ф. Мулько: темы «Я и моя семья», «Мир взрослых», «Среди сверстников», «Мир предметов», «Я и природа» (схема 1.6).

Программа «Я, ты, мы» (О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина) направлена на формирование эмоциональной сферы и социальной компетентности ребенка. Она включает: пропаганду моральных норм поведения, умение строить свои отношения с другими детьми и взрослыми, уважительное отношение к ним, поиск адекватного выхода из конфликтных ситуаций, уверенность в себе, способность адекватно оценивать собственные возможности.

Другими словами, курс социально-эмоционального воспитания направлен на осознание детьми своей уникальности и неповторимости, знакомство с языком чувств и эмоций и формирование коммуникативных навыков. В будущем она станет основой для воспитания свободных, ответственных граждан страны, обладающих чувством достоинства и уважением к окружающим, способных принимать собственные решения и с пониманием воспринимать позиции и точки зрения других людей. Курс носит универсальный характер: он может быть использован как родителями, так и в работе дошкольных учреждений всех видов, а также как эффективное дополнение к любой программе дошкольного образования; может быть включен в контекст занятий по ознакомлению детей с окружающим миром, по развитию речи, по изобразительной деятельности и ручным навыкам, по музыкальному и физическому воспитанию; может быть использован в процессе организации индивидуальной и групповой работы с воспитанниками в течение дня, в сюжетно-ролевых и других играх. Это объясняется социальной направленностью темы преподавания (Таблица 1.23).

Материал в разделах тесно связан и постоянно пересекается, что позволяет тьютору варьировать содержание программы и ее последовательность, а также при необходимости отклоняться от предложенной структуры. Таким образом, важным аспектом общения (раздел 3) является рефлексия (раздел 2) и умение отстаивать свою точку зрения (раздел 1). Однако в порядке изложения перечисленных тем есть определенная логика.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Роль художественного слова и литературы в природоведческой работе с дошкольниками
  2. Методы стимулирования познавательной деятельности студентов
  3. Педагогические условия формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОВЗ в ДОО
  4. Механизмы развивающего обучения
  5. Деятельностный подход в педагогике
  6. Система непрерывного педагогического образования
  7. Методика разработки дидактических тестов
  8. Компоненты профессиональной культуры педагога (аксиологический, личностный, технологический)
  9. Василий Александрович Сухомлинский, советский педагог-новатор
  10. Классификация инновационных моделей