Для связи в whatsapp +905441085890

Вагнер Владимир Александрович, основатель отечественной сравнительной психологии — Основные методы исследования Вагнера

Вагнер Владимир Александрович — доктор естественных наук (зоология), профессор.
Профессор кафедры зоологии Ленинградского государственного университета.

Основатель российской сравнительной психологии и зоопсихологии.
Окончил юридический факультет в 1874 году и физико-математический факультет в 1882 году. — Он окончил физико-математический факультет Московского университета в 1882 году.
Он работал на Севастопольской биологической станции, в Неаполе, Виллафранке и на других зарубежных станциях.

В 1889 году он представил в Санкт-Петербургский университет в качестве магистерской диссертации монографию «Наблюдения над Araneina», в которой описал свои наблюдения над пауками не только с зоологической, но и с зоопсихологической точки зрения, впервые поставив вопрос об изучении инстинктов этих животных на основании изучения продуктов их жизнедеятельности (гнезд). За это исследование он получил степень магистра и был удостоен премии Российского общества естествоиспытателей.

В 1901 году Владимир Александрович стал доктором зоологии в Санкт-Петербургском университете с диссертацией на тему «Биологический метод в зоопсихологии».

В 1890-х годах преподавал естественные науки в Московском лицее, Екатерининском и Александровском институтах, частной женской гимназии Перепелкиной.

В 1896-1906 годах он возглавлял педагогическое отделение Екатерининского института.

В конце 1890-х годов Вагнер преподавал в Московском университете.

В 1906 году он был назначен директором Императорского коммерческого училища. В Санкт-Петербургском университете он занимал должность приват-доцента.

С 1906 по 1931 год Владимир Александрович был частным лектором.

С 1918 года он получил должность профессора кафедры физики и зоологии Санкт-Петербургского университета. — С 1918 по 1918 год он был профессором кафедры физики и математики физико-математического факультета в Санкт-Петербурге (позднее Ленинградский государственный университет).
Один из организаторов Психоневрологического института в Петрограде и Музея эволюции нервной системы и психики при Институте мозга в Ленинграде.

Он был одним из основателей Санкт-Петербургского психоневрологического института, в 1907 году стал деканом естественнонаучного отделения педагогического факультета, до 1918 года занимал должность вице-президента. В институте он преподавал биологические основы сравнительной психологии.

В 1912 году вместе с Б.Е. Райковым Вагнер стал организатором и редактором журнала «Естествознание в школе».
Он занялся исследованиями в области зоопсихологии и начал применять эволюционный метод.

Разработал метод исследования («биологический метод») для изучения жизнедеятельности животных не в сравнении с человеком и одноклеточными организмами, которые являются двумя крайними генетическими ступенями, а с группами, близкими друг к другу в эволюционном порядке, что позволило проследить качественные и количественные характеристики психики животных в онтогенезе и филогенезе путем установления генетического родства каждой эволюционной ступени.

Вагнер Владимир Александрович, основатель отечественной сравнительной психологии -  Основные методы исследования Вагнера

Основные методы исследования Вагнера

В своей работе «Биопсихология и смежные науки» (Петроград, 1923). В.А. Вагнер выделял следующие методы зоопсихологии и сравнительной психологии: субъективный, биологический, филогенетический, онтогенетический и биогенетический.

Субъективный метод по В.А. Вагнеру в зоопсихологии и сравнительной психологии заключается в измерении психики животных мерилом человеческой психики.
Основная формула субъективного метода была дана Вундтом: она гласит, что единственное правило, по которому мы можем судить о действиях животных, — это измерять их психику мерилом нашей собственной психики. В. Вагнер считал эту формулу безусловно неверной и понимал задачу как раз наоборот: «Мы никогда не должны оценивать действия животных только по меркам нашей собственной психики, если хотим прийти к научным выводам, а не к набору зарисовок и отчетов, которые осторожные натуралисты могут несколько проницательно назвать «анекдотической зоологией».

Биологический метод В.А. Вагнера в зоопсихологии и сравнительной психологии заключается в изучении психики группы существ путем сравнения их поведения с поведением тех существ, которые предшествуют и следуют за этой группой в эволюции. Этот метод начинается с исходной точки, полностью противоположной субъективному методу (не от человека, а к человеку), и придерживается других методов сравнения.

Ученый, который хочет придерживаться этого метода в своих исследованиях, должен помнить, что животные организмы, в смысле их психологии, не являются изолированными живыми существами; они связаны между собой многочисленными нитями. Для того чтобы понять психику любого из них или любой группы, необходимо сравнить ее представителей не с последней формой животных существ, не с человеком, а с формами, которые непосредственно предшествуют и следуют за этой группой. Другими словами, в области сравнительной психологии необходимо сделать то же, что делает сравнительная анатомия для решения части своих проблем, подвергая структуру органов родственных форм сравнению друг с другом и идя от простого к сложному. Такой метод изучения вопросов сравнительной психологии, однако, не исчерпывает объективного биологического метода науки; недостаточно сравнивать проявления психики одних животных с другими в их окончательном развитии, необходимо также сравнивать друг друга, начиная с первых моментов их проявления и кончая их последними моментами.

Отсюда, по мнению В.А. Вагнера, вытекают два вида сравнительного изучения предмета объективным методом:
1) сравнения проводятся на основе материала, основанного на фактах из жизни вида; в этом случае проводником исследования будут данные учения о генеалогическом родстве организмов, с которым связано и развитие психики в животном царстве (изучение сравнительной психологии по этому способу биологического метода можно назвать филогенетическим);
2) сравнения проводятся на материале, основанном на фактах жизни индивида, с момента, когда он начинает психически реагировать на воздействия среды, и до своей смерти (такой прием биологического метода в изучении сравнительной психологии можно назвать онтогенетическим: эволюция психики индивида является его следующей задачей).

Филогенетический метод по В.А. Вагнеру в зоопсихологии и сравнительной психологии заключается в изучении истории развития психики живых существ и выявлении их качественных различий у разных представителей животного мира. Этот метод известен как мощный и важный в сравнительной психологии, как и в вопросах эволюции форм животных в целом. Материал для изучения здесь по сути тот же, что и там: если не все, то многое из того, что появилось, что изменилось, как изменилось, что и как атрофировалось, и что было заменено новым, представлено в той или иной группе животного царства сегодня в той же мере, что и тысячи лет назад. Как мы можем познать законы развития и природу языка европейцев, имея для этого живой язык народов земного шара, так мы можем познать законы сравнительной психологии, изучая ее живые элементы у современных представителей животного мира. Для этого необходима такая масса фактического материала, что филогенетический метод в сравнительной психологии до сих пор был скорее теоретически желательным, чем практически реализуемым.

Онтогенетический метод по В.А. Вагнеру в зоопсихологии и сравнительной психологии заключается в изучении изменений психики у конкретного представителя живых существ в течение его жизни. Онтогенетический метод, как и филогенетический, дает бесценный материал для выяснения многих вопросов зоопсихологии. Под онтогенетическим методом изучения психики животных мы понимаем изучение предмета с помощью материала, представленного этой психикой в различные периоды жизни особи, начиная с момента, когда она начинает психически реагировать на воздействия среды, и до самой смерти. Развитие психики человека — это сфера его непосредственных задач.

Биогенетический метод по В.А. Вагнеру в зоопсихологии и сравнительной психологии заключается в изучении развития особи, которое повторяет развитие вида (онтогенез повторяет филогенез).
Физиологическое поведение представляет собой врожденные, соматические реакции типа тропизма (таксиса). Это наиболее примитивные двигательные реакции, обычно присущие низкоорганизованным организмам, в которых ответ организма на стимул выражается в пространственном перемещении организма в поисках оптимальной экологической ситуации.

Инстинктивное поведение

Инстинкты — это врожденные, генетически закодированные элементы поведения, которые реализуются без предварительного обучения.

Инстинкты являются характерными видовыми признаками и как таковые развились в процессе эволюции, будучи приспособлением к тем особенностям окружающей среды, которые медленно менялись и были оптимальными для вида. Постоянство инстинктивных компонентов поведения обеспечивает стабильность действия важнейших функций жизни, независимо от случайных изменений среды, в которой может оказаться представитель вида.

Врожденные (инстинктивные) компоненты поведения хранят в себе итог эволюционного пути, пройденного видом. Это самое ценное, что приобретается в процессе филогенеза для выживания особей. Такие генетически закодированные программы поведения передаются из поколения в поколение. Поэтому их главная характеристика — стабильность, непоколебимость. Они не должны и не могут меняться просто под влиянием случайных внешних воздействий.

Ориентационно-исследовательское поведение мобилизует и подготавливает организм к проявлению следующих реакций: Формирование временных связей, торможение, приводящее к действию экстраполяционного рефлекса, и т.д. Ориентировочное поведение слабо развито у рыб, амфибий и рептилий; в развитой форме оно встречается только у высших позвоночных — птиц и млекопитающих. Ориентировочный рефлекс изучался многими зоопсихологами классического направления.

Техника их исследования заключается в следующем: Крыс бросали в различные сложные лабиринты, где животные, «исследуя и совершая ошибки», в конце концов, правильно решали задачу — находили выход из лабиринта и получали пищу. При многократном повторении эксперимента количество ошибок уменьшалось, пока они в конце концов не исчезли совсем. На основании результатов экспериментов было доказано, что ориентировочный рефлекс предшествует выработке навыка, то есть является основой обучения.

Ориентировочно-исследовательский рефлекс у животных обычно протекает в три этапа:
1- оборонительно-эксплоративным реакциям предшествуют нервные реакции, которые тормозят или ускоряют действие рефлекса: пассивно-оборонительная реакция или активно-оборонительная реакция,
2- ориентация-исследовательская реакция в истинном смысле — элементы ориентации появляются только после того, как утихает защитная реакция,
3 — реакция угасания.

Элементарно-разумное поведение. Примером элементарно-рассудочного поведения является рефлекс экстраполяции. Теория экстраполяционного рефлекса была подробно разработана Л.В. Крушинским. Он предположил, что животные реагируют не только на определенные стимулы, но и на то место, где этот стимул будет находиться в своем обычном движении в принудительно измененной ситуации через определенный промежуток времени. Теория экстраполяционных рефлексов Л.В. Крушинского была вдохновлена следующим наблюдением: кусок хлеба, который клюет ворона, плывет по ручью, но ручей превращается в железнодорожный тоннель, и хлеб для вороны больше недоступен. Предположим, что вороне присуще только конкретное мышление (т.е. «видеть-реагировать»). Тогда, в этом случае, он должен был просто улететь. Но ворона поступает иначе: она перелетает через насыпь и ждет хлеба на другом конце туннеля. Следовательно, конкретное мышление трансформировалось в абстрактное.

Зоотерапия

Зоотерапия — это лечение человека с помощью животных и продуктов их жизнедеятельности (мед, молоко и т.д.). Однако более распространенным является более узкое определение зоотерапии — как лечение человека через его взаимодействие с различными животными. Зоотерапия используется для лечения и профилактики различных заболеваний (в основном СРК и различных неврозов), а также для реабилитации после болезней и травм. Эта терапия используется в классической (психиатрия, психология, внутренние болезни) и народной медицине, включая биоэнергетическое лечение. Использование животных в качестве терапевтического средства имеет долгую историю. Даже Авиценна в своей книге «Простая медицина» упоминал о положительном воздействии на психику человека при общении с собакой. В зоотерапии часто используются собаки, кошки, лошади (бегемототерапия), реже аквариумные рыбки, птицы, хомяки и другие животные.

В практике психиатров и психологов чаще всего используются методы зоотерапии, особенно с детьми. В США и Великобритании некоторые дома престарелых и детские больницы уже внедряют специальные программы зоотерапии. Домашние животные лечат эмоциональные расстройства у детей и помогают быстрее вылечить заикание. В семьях, где есть животные, дети вырастают более открытыми, общительными и гибкими, с развитым чувством ответственности и долга. Присутствие домашнего животного очень важно для пожилых людей. У этих людей много проблем, связанных с их пониженной социальной активностью и ограниченным кругом общения. Напротив, животные позволяют людям общаться и обсуждать с друзьями и родственниками, что способствует сближению разных поколений. Домашнее животное помогает пожилому человеку почувствовать себя нужным. Они всегда рядом, преданы и привязаны к тому, кто о них заботится. Собака или кошка помогает гармонизировать отношения между супругами, обеспечивает эмоциональную поддержку хозяевам, а также помогает предотвратить семейный стресс и, как следствие, развод.

Собаки являются прекрасным профилактическим средством против сердечно-сосудистых заболеваний. Общение с собакой помогает нормализовать кровяное давление, снизить частоту приступов стенокардии и улучшить прогноз для людей, перенесших сердечный приступ. Он оказался более эффективным, чем вегетарианская диета и физические упражнения. Собаки также используются в качестве собак-поводырей для слепых и слабовидящих людей и в качестве «ушей» для глухих. Роль собак незаменима при поиске и спасении людей, пострадавших по той или иной причине.

Кошка указывает геопатогенные зоны обитания (места ее спячки) и патогенные зоны человека. Общение с ней приводит к прекращению головных болей из-за разгрузки кровеносных сосудов благодаря мурлыканию, поглаживанию шерсти животного, а спящая на воротниковой зоне кошка согревает и расслабляет мышцы головы, шеи и плеч.

Иппотерапия (лечение верховой ездой) применяется в реабилитации пациентов с соматическими (ДЦП и др.), психическими заболеваниями (аутизм, неврозы, некоторые формы шизофрении), родственников после травм. В некоторых нозологиях психогенный фактор езды используется по-разному. Например, при неврозе терапевтический эффект дает ощущение победы, свободы и освобождения; при церебральном параличе очень важен страх не суметь удержаться на лошади и т.д., поскольку он заставляет пациента напрягаться, концентрироваться, корректировать движения, удерживать равновесие и тем самым непроизвольно подавлять патологический центр двигательной стимуляции.

Таким образом, анимал-терапия занимает постоянное место в лечении широкого спектра заболеваний, оказывает положительное влияние на психику человека и должна активно использоваться в практике медицинских психологов

Что в нас осталось от животных?

С научной точки зрения, мы ничем не отличаемся от них, кроме нашего мозга, который делает нас уникальными существами. Нелегко жить с этой двойственной природой — так же, как нелегко понять, что на самом деле представляет собой человек.

Я чувствую себя загнанной лошадью», «моя сестра — настоящий клоун», «мой сосед — упрямый осел», и вообще, как известно, «от человека к человеку — волк»….. Невозможно сосчитать образные выражения, в которых нас сравнивают с животными. Некоторые из них упоминают о жестокости и кровожадности животных. Когда мы хотим подчеркнуть, что в своей жажде власти человек забыл всякую совесть, мы сравниваем его с большим хищником. В других случаях мы ассоциируем животный элемент в нас со свободой, спонтанностью и чистотой.

Популярные тренинги личностного развития, основанные на природе, в которых участники «находят» свое животное-талисман, построены на том же идеализированном подходе. Убежденные материалисты склонны насмехаться над этим, но участие в таких тренингах действительно помогает человеку задействовать новые внутренние ресурсы. Например, толстяк, сравнивший свою неуклюжесть с медвежьей, вживается в роль медведя, встает «на задние лапы», издает рык и начинает чувствовать, как в его теле оживает тяжелая сила и природная грация дровосека. И страдающий от своей застенчивости «встречается» с зайцем, чтобы получить от него дар чуткости, ловкости и милого нрава.

Примитивные верования, анимизм и тотемизм, рассматривали животных как предков или братьев человека. Во многих племенах Центральной Америки существует поверье, что у каждого из нас есть животное-близнец. Если убить этого, то умрет человек. Египтяне представляли своих богов как имеющих тело человека и голову птицы или шакала, а боги древних греков и римлян без колебаний перевоплощались в животных. Только монотеизм (иудаизм, христианство, ислам) символически отделил нас от животных и сделал нас хозяевами природы, которым подчинены все остальные существа.

«Эго» против здравого смысла.
Аристотель определил человека как социальное животное, наделенное разумом. Нам нравится слово «разум». Мы согласны, что мы остаемся млекопитающими, но млекопитающими в виде исключения. Приятно думать, что у нас есть мысли и желания, в отличие от пернатых и рогатых животных, которыми движут инстинкты. Однако эволюция животных, живущих с нами, показывает, что ими движет не только инстинкт. И наши отношения с ними не являются иллюзией. Известно, что некоторые собаки привязываются к людям гораздо сильнее, чем к другим собакам.

«Высшие животные обладают сознанием, хотя и ограниченным, и они помнят свое прошлое», — говорит философ Элизабет де Фонтене, которая давно изучает связь между животными и человеком. — Украденная собака или сидящий в клетке лев помнят свою историю и страдают». Шимпанзе и гориллы способны выучить язык глухонемых (амслен) и общаться на нем друг с другом и с людьми. Коко, горилла, с которой работала психолог Франсин Паттерсон, знает 500 слов и использует около 1 000 знаков. Самое поразительное, что она проявила чувство юмора — по-видимому, уникальное для человека. Например, она может заявить, что она птица и может летать, а затем признать, что она была не права.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Дыхательные техники в психологии
  2. Эмоциональное развитие детей с ограниченными возможностями
  3. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье
  4. Восприятие культуры пищевого поведения подростками — Понятие пищевого поведения и основные виды расстройств пищевого поведения
  5. Оценка и самооценка в школе
  6. Психолого-педагогическое сопровождение личности педагога
  7. Саморегуляция поведения у студентов
  8. Педагогическое конструирование
  9. Виды психотерапии
  10. Психологическая коррекция семьи