Для связи в whatsapp +905441085890

Ван Янмин и его учение о сердце; традиционная философия в новое время — Китайский философ, представитель неоконфуцианства, создатель оригинальной философской доктрины в русле «учения о сердце», литератор, военачальник и государственный деятель

Ван Шоужэнь, по прозвищу Бо-ань, более известный под псевдонимом Янмин (31.10.1472, уезд Юйяо, провинция Шаосин, пров. Шаосин, провинция Чжэцзян, — 09.10.1472г. Чжэцзян, — 09.01.1529, Наньань, провинция Цзянси (англ. Цзянси), крупнейший неоконфуцианец династии Мин (1368-1644), основатель оригинальной философской доктрины в русле «учения сердца» (синь шу), выдающийся писатель, полководец и государственный деятель.

После идеологического господства в эпоху Мин его учение подверглось резкой критике в эпоху Цин (1644-1911), но в конце XIX века, вместе с «движением реформ» (1895-1898) и во многом под влиянием роли янминизма (оомэйгакуха) в модернизации и укреплении Японии (см, По мнению китайской интеллигенции, роль янминизма (оомэйгакуха) в модернизации и укреплении Японии (см., например, оценку Сунь Ятсена [81, c. 220]), он возродился как активная идеологическая сила на родине. В глазах реформаторов, находившихся в оппозиции к маньчжурскому правлению, учение Ван Янмина символизировало вершину развития национальной (ханьской) мысли и привлекло внимание таких ведущих идеологов национального обновления, как Кан Юэй (1858-1927), Тан Ситтун (1865-1898), Лян Цичао (1873-1929) и Сунь Ятсен (1866-1925), поэтому после свержения маньчжурского правления в 1911 году наметилась явная тенденция к восстановлению маньчжурского правления. Тенденция к восстановлению его философского лидерства была очевидна. Непосредственный свидетель тех судьбоносных событий, иезуитский миссионер и исследователь китайской религии и философии Л. Вигер (1856-1933) писал: «Сегодня его (Ван Янмина. — А.К.) учение рассматривается японцами как цветок конфуцианства и высоко ценится на этом основании. С установлением республики его доктрина получает широкое распространение в Китае и, похоже, обречена на триумф в нем… Тем более что этот субъективизм хорошо согласуется с современными теориями, завезенными (в Китай. — А.К.) в последнее время» [104, с. 255-256]. Нечто подобное происходило и в Корее: «с 1905 года Пак Ын Сик возглавил буржуазное реформистское движение в конфуцианстве, которое было попыткой истолковать конфуцианство в духе идей Ван Янмина и поставить его на службу буржуазному преобразованию страны» [13, vol. В свете сказанного представляется неслучайным, что первая публикация о янминизме на английском языке появилась в 1893 году [97] в Японии в контексте освещения японских философских школ, среди которых он занимал видное место. А первые специальные статьи о нем были опубликованы сразу после Синьхайской революции (1911) — в 1913 и 1914 годах — современником революции, американским миссионером Ф.Г.Хенке, который преподавал в Нанкине [99; 100] и благодаря усилиям которого два года спустя в крупной монографии 1916 года появился первый перевод основных работ Ван Янмина [101]. Очевидно, такая оперативность отражала особую актуальность темы.

В СССР наблюдение, аналогичное сделанному ранее Л.Вигером, было опубликовано в 1936 году в «Большой советской энциклопедии» будущим послом СССР в Китае А.А.Петровым (1907-1949), который отметил, что среди китайской «буржуазной молодежи» учение Ван Янмина пользуется популярностью [70, с.754]. Впоследствии эта популяризация была подавлена военно-революционными катаклизмами.

Ван Янмин и его учение о сердце; традиционная философия в новое время - Китайский философ, представитель неоконфуцианства, создатель оригинальной философской доктрины в русле «учения о сердце», литератор, военачальник и государственный деятель
Ван Янмин и его учение о сердце; традиционная философия в новое время — Китайский философ, представитель неоконфуцианства, создатель оригинальной философской доктрины в русле «учения о сердце», литератор, военачальник и государственный деятель

Китайский философ, представитель неоконфуцианства, создатель оригинальной философской доктрины в русле «учения о сердце», литератор, военачальник и государственный деятель

Главные философские сочинения: «Чуань си лу» («Записи преподанного и воспринятого»), «Да сюэ вэнь» («Вопросы к «Великому учению»», русский перевод А. И. Кобзева // Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982 год), «У цзин и шо» («Собственное мнение о «Пяти канонах»») и другие.

Идеи Ван Янмин отличает преемственная связь с учением Лу Цзююаня (XII век), основоположника «учения о сердце», однако сам Ван Янмин был склонен подчёркивать свою идейную связь с учением главного оппонента Лу Цзююаня – Чжу Си. В ранний период Ван Янмин, следуя доктрине Чжу Си, стремился к практическому осуществлению тезиса о «выверении вещей», однако после своего «внезапного просветления» пришёл к выводу, что «сердце (синь) и есть принцип (ли)» и что «выверять вещи» следует в собственное сердце. Понятие принципа (ли) встало у Ван Янмин в один ряд с этическими идеалами «должной справедливости», «благопристойности», «благонадёжности» и т.п. При этом Ван Янмин ссылался на авторитет конфуцианских канонов.

Выдвинутая Ван Янмин доктрина «совпадающего единства знания и действия» предполагает понимание познавательных функций как действий, или движений, и истолкование поведения как прямой функции знания: знание есть действие, но не наоборот; моделью для такого отождествления послужило единство сознания и поступка в моральном акте, на который и было направлено основное внимание Ван Янмин. Его тезис о «доведении благосмыслия до конца» — синтез понятий «доведение знания до конца» из конфуцианского канона «Да сюэ» и «благосмыслие» (варианты перевода — «врождённое знание», «естественное знание», «интуитивное знание» и т.п.) из «Мэн-цзы». «Благосмыслие» — «то, что [человек] знает без рассуждения» — у Ван Янмин тождественно «сердцу» и имеет пространный смысловой диапазон: «душа», «дух», «познание», «знание», «чувства», «воля», «сознание» и даже «подсознание». Оно самородно и беспредпосылочно, надындивидуально, присуще каждому и в то же время интимно, не может быть передано другим; отождествляется с неисчерпаемой и безгранично вместимой «Великой пустотой», обусловливает всякое знание; является средоточием «небесных принципов», основой врождённого нравств. чувства и долга. Таким образом, конфуцианский тезис о «доведении знания до конца», который в чжусианской традиции осмыслялся как призыв к максимальному расширению познания, Ван Янмин толковал с привлечением категории «благосмыслие» и положения о «совпадающем единстве знания и действия» как максимально полное воплощение в жизнь высших нравственных идеалов.

Гносеологические воззрения Ван Янмин нашли выражение в его «четырёх постулатах», сформулированных им в беседе с учениками на мосту Небесного источника в 1527 году: «Отсутствие и добра и зла — такова сущность (буквально – тело) сердца. Наличие добра и зла — таково движение помыслов. Знание добра и зла — таково благосмыслие. Совершение добра и устранение зла — таково выверение вещей». Первый постулат отражает решение Ван Янмин общеконфуцианской проблемы природы человека: он определяет её как абсолютно благую и потому находящуюся за пределами соотносительных добра и зла.

Школа Ван Янмина. Развитие В. Я. ряда идей Лу Цзююаня дало основание для соединения их учений: Лу – Ван школа (Лу – Ван сюэ пай). Её представителей принято подразделять на семь региональных группировок, важнейшими среди которых в XVI веке были чжэцзянская (Цянь Дэхун, Ван Цзи и др.), цзянсиская (Не Бао, Ло Хунсянь и др.) и тайчжоуская (Ван Гэнь, Ло Жуфан, Ли Чжи и др.) школы. В конце XVI — первой половине XVII века помимо тайчжоуской школы наибольшим влиянием пользовались три противостоящих ей учения: 1) учение «[о знании, на чём] остановиться, [и умении] совершенствоваться» Ли Цая, ученика Цзоу Шоуи; 2) учение дунлиньской школы; 3) циш

Уче­ние Ван Ян­ми­на и клас­си­че­ская ки­тай­ская фи­ло­со­фия

Основные дис­кус­сии сре­ди ян­ми­ни­стов кон­ца эпо­хи Мин раз­вёр­ты­ва­лись во­круг во­про­сов о со­от­но­ше­нии ду­хов­ной «пер­во­сущ­но­сти» и «нрав­ст­вен­ных уси­лий», о свя­зи «[ин­ди­ви­ду­аль­ной] при­ро­ды» и «серд­ца» с доб­ром, злом и «выс­шим бла­гом», о спо­со­бах об­на­ру­же­ния и прак­тической реа­ли­за­ции «ис­тин­ной», доб­рой и «бла­го­смыс­лен­ной» при­ро­ды че­ло­ве­ка. По ха­рак­те­ру ре­ше­ния этих про­блем ян­ми­ни­сты раз­де­ля­лись на три боль­ших те­че­ния.

Пред­ста­ви­те­ли пер­во­го (его ос­но­во­по­лож­ни­ки – Ван Цзи, Ван Гэнь, наи­боль­шее раз­ви­тие оно по­лу­чи­ло в тай­чжоу­ской шко­ле) счи­та­ли ка­ж­дую отдельную лич­ность «ак­ту­аль­но со­вер­шен­ной», го­то­вой к «мгно­вен­но­му про­свет­ле­нию» и ну­ж­даю­щей­ся лишь в сво­бод­ном и дея­тель­ном про­яв­ле­нии сво­его вро­ж­дён­но­го все­бла­го­го «ес­те­ст­ва» в обы­ден­ной жиз­ни. Ото­жде­ст­в­ляв­шая­ся с «от­сут­ст­ви­ем/не­бы­ти­ем» и «пус­то­той/вме­сти­мо­стью» ду­хов­ная «пер­во­сущ­ность» трак­то­ва­лась ими как об­ра­зую­щая не­раз­рыв­ное един­ст­во с по­все­днев­ны­ми нравств. уси­лия­ми. Ис­точ­ник «ис­тин­ных» идей и чувств ус­мат­ри­вал­ся в пол­ной сво­бо­де и воз­мож­но­сти аб­со­лют­но­го от­ри­ца­ния. Из со­дер­жа­ще­го­ся в «че­ты­рёх по­сту­ла­тах» Ван Янмин от­сут­ст­вия до­б­ра и зла на уров­не «сущ­но­сти серд­ца» Ван Цзи вы­во­дил от­сут­ст­вие до­б­ра и зла и на уров­не «ве­щей/дел», а Ло Жу­фан и Ли Чжи при­шли к апо­ло­гии спон­тан­но са­мо­про­яв­ляю­ще­го­ся, ин­туи­тив­но муд­ро­го «дет­ско­го серд­ца». Это те­че­ние, час­то от­кры­то смы­кав­шее­ся с чань-буд­диз­мом и дао­сиз­мом, обыч­но ква­ли­фи­ци­ру­ет­ся как от­даю­щее при­ори­тет «дей­ст­вию».

Сто­рон­ни­ки вто­ро­го, про­ти­во­по­лож­но­го, те­че­ния (его ро­до­на­чаль­ни­ки – Не Бао и Ло Хун­сянь) стро­го раз­де­ля­ли ду­хов­ную «пер­во­сущ­ность» и нравств. уси­лия, счи­тая, что вы­яв­ле­ние «со­вер­шен­ной при­ро­ды» лич­но­сти тре­бу­ет по­сте­пен­но­го са­мо­уг­луб­ле­ния в без­мя­тежно­сти и «по­кое». В «до­ве­де­нии бла­го­смыс­лия до кон­ца» они ви­де­ли не еди­но­вре­мен­ный акт, а осо­бый ме­ди­та­тив­ный про­цесс, при­во­дя­щий к внутреннему «про­свет­ле­нию». Это на­прав­ле­ние обыч­но ква­ли­фи­ци­ру­ет­ся как «квие­ти­ст­ское», от­даю­щее при­ори­тет «по­кою».

Третье те­че­ние (у ис­то­ков его стоя­ли зять Ван Янмин – Сюй Ай и его зем­ляк Цянь Дэ­хун, а так­же Цзоу Шо­уи и Оу­ян Дэ) со­став­ля­ли сто­рон­ни­ки «ор­то­док­саль­но­го» ян­ми­низ­ма, так­же раз­де­ляв­шие ду­хов­ную «пер­во­сущ­ность» и нравственного уси­лия, но от­стаи­вав­шие их гар­мо­нию в стрем­ле­нии из­бе­жать край­но­стей двух других те­че­ний. Они про­по­ве­до­ва­ли тра­диционные пу­ти лич­но­го со­вер­шен­ст­во­ва­ния как воз­вра­ще­ния к са­мо­му се­бе че­рез слу­же­ние лю­дям. Из по­ло­же­ний «че­ты­рёх по­сту­ла­тов» о на­ли­чии до­б­ра и зла на уров­нях «ве­щей/дел», зна­ния и во­ле­вых по­мы­слов Цянь Дэ­хун вы­во­дил их на­ли­чие и на уров­не «сущ­но­сти серд­ца» (кон­цеп­ция «че­ты­рёх на­ли­чий»).

Мань­чжур­ское за­вое­ва­ние и об­щее из­ме­не­ние ду­хов­но­го кли­ма­та в Ки­тае во второй половине XVII века при­ве­ли к рас­па­ду шко­лы Ван Янмин, до это­го идей­но до­ми­ни­ро­вав­шей. На­чав­шее­ся в XVI веке про­ник­но­ве­ние идей Ван Янмин в Япо­нию и Ко­рею при­ве­ло в XVII веке к воз­ник­но­ве­нию там собственных ян­ми­ни­ст­ских школ, ока­зав­ших силь­ное влия­ние на раз­ви­тие фи­лософской мыс­ли в этих стра­нах, осо­бен­но в Япо­нии, где пре­иму­ще­ст­вен­ное раз­ви­тие со­ци­аль­но-прак­тические сто­ро­ны ян­ми­низ­ма по­зво­ли­ло ему стать идео­ло­ги­ей «ре­во­лю­ции Мэй­дзи» (1867-1868), мо­дер­ни­зи­ро­вав­шей стра­ну.

В Но­вей­шее вре­мя воз­дей­ст­вие идей Ван Янмин ис­пы­та­ли Кан Ювэй, Тань Сы­тун, Сунь Ят­сен, Фэн Юлань и другие китайские мыс­ли­те­ли.

Ван Янмин и его учение о сердце

В XV веке учение неоконфуцианцев, продолжая оставаться влиятельным, приобрело несколько иное содержание благодаря влиянию виднейшего мыслителя Ван Янмина, известного также под именем Ван Шоужэня (1472-1529). Если Чжу Си значительное внимание уделял классификации изучаемых вещей-явлений (гэ у), интересовался космологическими проблемами и искал рациональные объяснения различных природных явлений (изменению геологических структур, затмениям и т. д.), то Ван Янмин был склонен подчеркивать значение интроспекции и даже медитативной практики для достижения самопознания, без которого внешнее знакомство со многими предметами могло оказаться бесполезным. Не случайно в последующие эпохи находились критики, склонные упрекать его в излишней приверженности к созерцательной жизни в буддийском стиле, что якобы могло вести к утрате обществом воли к сопротивлению внешней угрозе (со стороны “варваров”) и даже упадку морали.

Несмотря на эти критические замечания, для ученых последующих веков Ван Янмин оставался центральной фигурой в истории умозрения минской эпохи, занимая в этом смысле то же место, что и Чжу Си в сунской философии. Значение его идей никогда не ставилось под сомнение, более того, виднейшие китайские мыслители уже нашего времени считали, что “его учение в той или иной степени должно войти в состав будущей (идеальной) китайской культуры”.

Наиболее оригинальным в учении Ван Янмина должно быть, по-видимому, признано его знаменитое положение о том, что “вне сердца-ума” (синь вай) не существует в действительности ни принципа-ли, ни предметов-явлений (у), ни занятий-деятельности (ши). При этом Ван Янмин считает сердце-ум не органом в физиологическом смысле, а своего рода органом познания, тело-сущность которого (ти) – совершенное благо. Присутствие подлинного блага в сердце (что должно быть нормой, но может быть блокировано человеческими страстями, юй) делает человека способным к познанию благих же вещей-явлений, поскольку они есть явления для сердца же. Напротив, “сердце злого человека утрачивает свою первосущность” (бэнь-ти), и тем самым превращает своего обладателя в существо не только порочное, но и бессознательное. Поэтому для познания пригоден лишь “этический субъект”, “добрый человек”.

+Второй характерной чертой философии Ван Янмина считают трактовку им знания как созидающего действия. Смысл тезиса философа о “совпадающем единстве знания и действия” – в демонстрации действенного характера знания, стремлении доказать, что знание есть действие, а не наоборот, что существенно повышало статус знания и шире – сознательного начала в человеке. Ван Янмин для обозначения существенного единства знания и действия предложил даже специальный термин – лян чжи, что может быть интерпретировано, как “благосмыслие”, под которым подразумевается некий дискурсивно невыразимый “творческий акт в себе”, “субстанциальная сущность и трансформирующая активность одновременно”. По определению самого философа, лян чжи – это “эссенциальный (семенной) дух созидательных изменений (цзао хуа чжи цзин лин)».

Традиционная философия в Новое время

Падение Минской династии в 1644 году и завоевание Китая малообразованными маньчжурскими вождями, установившими свое господство под именем династии Цин, просуществовавшей до 1911 года, привело к известному замешательству в образованных кругах китайского общества – традиционные институты оказались слишком слабы, чтобы выдержать натиск вооруженной силы. Раздавались голоса, утверждавшие, что ослабление имперской власти в значительной степени предопределено излишним увлечением философией и медитативным стилем жизни, причем обвинения раздавались не только по адресу даосов и буддистов, но и их противников – философов консервативного лагеря. Даже непререкаемый авторитет Чжу Си мог быть поставлен под вопрос, а в его сочинениях отыскивали следы компромисса с даосской и буддистской мыслью. Как и во времена монгольского владычества, династии Юань (1206-1368), философия временно отошла на второй план, уступив место другим занятиям. Возникло новое течение, провозгласившее примат древней литературы, подлинный смысл которой предстояло познать заново. Эта тенденция, получившая в истории наименование Ханьсюэ, что может быть переведено как “изучение наследия”, в известной степени следовала в русле традиции китайского умозрения, которое склонно было возвращаться к собственным истокам всякий раз, когда внешние события принуждали усомниться в жизненности тех или иных философских новшеств. Однако главными интересами эпохи следует все же, по-видимому, считать не собственно философствование, а развитие, и весьма успешное, вспомогательных дисциплин, таких, как историческая география, библиография, лингвистические исследования, связанные с изучением языка предшествующих эпох и т. д. Кризис, разразившийся в середине XIX века и получивший общее название эпохи “опиумных войн”, когда Китай впервые в широких масштабах столкнулся с идеями совершенно неизвестного мира – Запада, знаменует окончание эпохи автохтонного развития китайской культуры и ее неотъемлемой части – умозрения. Дальнейшая эволюция китайской мысли должна рассматриваться в контексте взаимодействия с новыми идеями, сформировавшими в сознании образованной части китайского общества совершенно новое понятийное пространство.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Понятие как основная форма рационального познания
  2. Изменение представления об истине в философии — Классическая концепция истины
  3. Пьер Абеляр
  4. Понятие субстанции в метафизике 17-18 века, в трудах Декарта, Спинозы, Лейбница. Критика понятия субстанции Юмом
  5. Сознание в философии. Постановка проблемы сознания в философии
  6. Общественные отношения как связи субъектов коллективной деятельности и продукт социального взаимодействия
  7. Смысл жизни и назначение человека
  8. Гуманизм и религия
  9. Историко-философские подходы к решению проблемы социокультурной обусловленности познания
  10. Мартин Бубер и его философия