Для связи в whatsapp +905441085890

Вера и знания — Категории «знания» и «убеждения

Как и все противоположности, знание и вера не могут существовать по отдельности. Что бы мы ни делали, они присутствуют вместе в каждом нашем действии и даже в каждой нашей мысли. Чтобы во что-то верить, нужно как-то знать объект, в который веришь. Знание, в свою очередь, всегда начинается с утверждений, принятых на веру без каких-либо доказательств, с постулатов и аксиом.

В философской мысли средневековья вопрос о связи между верой и знанием был одним из самых важных. Приоритет веры над знанием отстаивали Августин и другие представители патриархата, а также ученые (например, Фома Аквинский), отстаивавшие примат веры над знанием. В эпоху Просвещения и Нового времени разум провозглашался истинным источником знания, а не веры. В немецкой классической философии можно обнаружить, например, отделение Канта от любой другой веры, которое также встречается в науке. Современная философия (позитивизм, неопозитивизм) основана в основном на научном идеале знания, хотя в ряде течений (экзистенциализм, феноменология и т.д.) есть мыслители, которые отстаивают примат веры как способа понимания знания. Проблема взаимодействия веры и знания, религии и науки остается открытой и актуальной в контексте феномена «парадигматического кризиса» научной мысли.

Вера и знания - Категории "знания" и "убеждения

Категории «знания» и «убеждения

Вопрос о знании, его формах, типах и границах занимал центральное место в исторической и философской традиции. Знание — результат процесса познания, понимания человеком реального мира, адекватного отражения объективной реальности в сознании в виде в процессе познания представлений, понятий, суждений, теорий, выявленных и усвоенных законов и принципов организации вещей, образов созданного мира в целом. Возникновение проблемы знания традиционно связывают со временем древнегреческой философии. Платон постулировал знание как один из важнейших факультетов человека и выделил два вида знания — истинное знание и промежуточное знание между наукой и невежеством. Взгляд Бертранда Рассела на историю западной философии и ее отношение к политическим и социальным условиям от древности до наших дней. Проблема знания получила дальнейшее развитие в трудах Аристотеля, который впервые систематизировал методы мышления и сделал их предметом философского анализа. Он проводил различие между «предварительными» знаниями, которые необходимы для обучения, и общими и частными знаниями, проводя различие между знаниями и мнением там же.

Научные знания отличаются от обычных знаний своей систематичностью, достоверностью и глубиной проникновения в природу вещей и явлений. Наука объединяет отдельные знания, полученные в повседневной практике, в гармоничные системы, основанные на ряде оригинальных принципов, в которых представлены основные коммуникации и отношения вещей — научные теории. Для фиксации научных знаний используется научный язык с точными терминами, что позволяет применять математический аппарат для обработки и конденсированного выражения полученных данных. Использование специальных познавательных средств позволяет науке получать знания о таких сторонах и свойствах объективного мира, которые не даются людям в их повседневном опыте.

Научные знания обычно делятся на эмпирические и теоретические. Эмпирические знания — результат эмпирических методов познания — наблюдения, измерения, эксперимента. Обычно она указывает на качественные и количественные свойства объектов и явлений. Стабильное повторение отношений между эмпирическими характеристиками выражается эмпирическими законами, которые часто имеют вероятностный характер. Теоретический уровень научного знания предполагает открытие законов, позволяющих идеализировать восприятие, описание и объяснение эмпирических ситуаций, то есть познание сущности явлений. Теоретические и эмпирические научные знания тесно взаимосвязаны: теоретические знания возникают в результате обобщения эмпирических данных и, в свою очередь, влияют на обогащение и модификацию эмпирических знаний. Эти уровни знаний выражаются, соответственно, эмпирическим и теоретическим языком. В методологии научного познания мы иногда говорим о явном и молчаливом знании. Понятное включает в себя знания, зафиксированные на языке науки — в предложениях и теориях. Неявные знания, то есть знания, не выраженные языком, состоят из навыков и умения читать чертежи, графики, пользоваться оборудованием и инструментами, явных знаний для применения в конкретных ситуациях.

Всепоглощающее стремление к знаниям — это одна из самых возвышенных потребностей мыслящего человека, мощный идеал, который движет человеческой деятельностью. Знание освобождает человека от страха перед природой, богами и смертью. Человек должен иметь убеждения, ценить любовь и дружбу, избегать негативных страстей и ненависти, одним словом, действовать так, чтобы не навредить ни себе, ни другим.

Категория «вера» в философии

Позвольте мне прежде всего воспроизвести определение веры из Нового Завета: «Но вера — это знание того, что ожидается, и уверенность в том, что не видно».

У каждого человека есть вера. С рождения. С незапамятных времен он старался знать, что с ним делать, как им пользоваться и с какой целью. Это подтверждается историей развития человека, большим количеством философских и религиозных учений. Каждый из них предлагает свое понимание этого человеческого явления. Человеческая жизнь без веры как основа личности невозможна, а без веры как смысл жизни пуст. И каждый хочет иметь понимание. Философия знания эмпирическая.

Выражение «человек во что-то верит» означает только то, что он включил в свое мировоззрение часть информации, которую он признал истинной без собственных доказательств, не получив подтверждения ее достоверности из своего повседневного опыта. То есть, вера — это информация, правда которой предполагается нашим словом.

Иногда говорят, что «верит, потому что доверяет источнику полученной информации (авторитетное лицо, общественное мнение, признанная книга)», но мне кажется, что такие высказывания вряд ли можно назвать верой, в подобных случаях высказывание имеет некоторые, хотя порой и недостаточно обоснованные, знания. Вера обходится без всяких «потому», кроме одного — потому что я не могу не верить.

По словам Канта, есть три вида веры. Человеческая прагматическая вера в правоту в том или ином конкретном случае; цена такой веры — «дукат». Вера в общие ценности является доктринальной. Например, вера в то, что на всех планетах Солнечной системы нет жизни. Эта вера, однако, содержит в себе нечто недвижимое. Это можно опровергнуть. Наконец, есть моральное убеждение, в котором вопрос об истинности суждений вообще не возникает. «Эта вера не может быть поколеблена ничем, ибо она снесет мои собственные моральные принципы, которые я не могу оставить, не став презренным в моих собственных глазах». Верить в Бога, говорит Кант, значит не созерцать Его природу, а просто быть добрым.

Необходимо различать религиозную веру и обычную веру, которая основана на обобщенном практическом опыте людей. Первое определяется как верность Богу и последовательное практическое воплощение религиозных идей, ценностей и норм в жизни и не имеет (практического) гносеологического значения. Религиозная вера является неотъемлемой характеристикой человека, более того, это самая существенная характеристика, которая отличает его от всех других живых существ. Религиозная вера абсолютна и не требует никаких рациональных доказательств. Невозможно познать Бога полностью. Бог настолько велик, что человеческий разум не способен постичь Его.

Нормальная концепция самой религиозной веры заключается в том, что, как говорит Х. Гегель Муравьев А.Н. о знании и вере как необходимых предпосылках и моментах формирования научного знания, это не просто знание о Боге, о нашем отношении к Нему и об отношении к Нему мира, о нетленности нашей души; это знание не просто историческое или рациональное знание: это интерес сердца, оно влияет на наши чувства и на определение нашей воли. Отчасти это происходит потому, что наши обязанности и законы по вере дают нам большую силу, представляясь нам как законы Божьи. Таким образом, религиозная вера поднимает мораль и ее мотивы на новую, более величественную высоту. Религиозные мотивы пронизаны утонченными чувствами, которые в истинно верующем человеке предполагают нежные тона человечности и доброты. Так, благодаря этому прекрасному воображению и пьянящей силе духовного искусства (особенно музыки, живописи и иконописи), холодный дух тает, как в солнечных лучах божественной благодати, которая приносит покой и радость бытия.

Второй вид веры заключается в психологической уверенности в правильности содержания высказывания. Эта вера играет важную роль как в повседневной жизни, так и в научном познании. Вариации такого убеждения: от уверенности в чем-то до жизненно важных убеждений. Это убеждение является неотъемлемой частью практической деятельности. Так как человек должен полагаться на свое доверие в условиях, когда есть несколько альтернатив решения.

Но вера также подвержена изменениям в процессе человеческого развития. Эти различия заключаются не только в том, что, например, язычество заменяется христианством, но и в том, что само христианство не поддерживает свой «внешний вид» постоянно, а развивается, пересматривает и полирует доктрины, растворяет течения и секты, каждая из которых, оставаясь христианской по своему содержанию, приобретает специфическую, порой весьма своеобразную форму.

Взаимосвязь между знанием и верой в философию

Проблема взаимосвязи между верой и знанием всегда была одной из центральных проблем философии, поскольку она касается как возможности понимания реальности, так и конечных основ человеческой деятельности.

С самого начала западная философия решительно выступала против всех видов верований, как мифологических, так и банальных. Философия была одновременно и критикой обычного опыта, и способом получения истинных знаний. Между тем, знание, в отличие от мнения, как утверждал Платон, предполагает не только истинность соответствующего предложения, но и его обоснованность. Вера, и самая распространенная, например, вера в то, что завтра будет хорошая погода, может быть как правдой, так и ложью. В любом случае это не может быть полностью оправдано. Только рассуждения из самоочевидных предпосылок и руководствуясь правилами логики могут привести к полному знанию. Что касается веры, то мышления, если оно присутствует в ней в какой-то степени, очевидно, недостаточно, что мешает ей стать знанием, истинным пониманием того, что есть на самом деле.

Понимание этой проблемы коренным образом изменилось в средние века. Взаимосвязь между верой и знанием истолковывается по-разному, по крайней мере, в том, что касается одного вида веры, такого как религиозная вера. Религиозная вера не отменяет рационального знания, но предполагает его, которое, однако, лишено самодостаточности (о понимании связи между религиозной верой и знанием я расскажу подробнее позже).

Принципиально иной контекст философской вовлеченности в решение этой проблемы возник в Новую эру. Для Д. Юм, например, предположения о существовании мира вне моего сознания, о существовании причинно-следственной зависимости явлений, о существовании самого «Я» выражают не знание, а только веру. Последнее, с точки зрения Юма, вполне оправдано в мирском, но не в научном смысле, где необходимо оставить в стороне мнение о том, что мы имеем дело с реальностью, выходящей за рамки опыта, что необходимо искать причины явлений, и что изучение психических явлений предполагает признание существования «Я» Богуславского В.М. скептицизма в философии. Скептические идеи в «эпоху разума».

Идея Р. Декарта о том, что только состояния субъективного сознания являются бесспорными и самоочевидными, логически привела к невозможности установления тезиса о существовании внешнего мира, собственного тела и «других» сознаний. В правду этого тезиса можно только верить. Для Декарта его оправданием может быть только другая вера — религиозная. Поскольку Бог существует, он не может быть самозванцем: мои чувства должны показать, что на самом деле там есть (правда, для Декарта существование Бога — это не просто вопрос веры, оно может быть рационально оправдано так называемым онтологическим доказательством).

Идеология Просвещения

В то же время возникает идеология (или, как ее иногда называют, проект) Просвещения, согласно которой знание, а особенно научное, должно последовательно вытеснять веру во все ее разновидности. Именно знание, а не вера, делает человека свободным. Свободный, просвещенный человек должен быть критичным и самокритичным, ничего не принимать по вере, не признавать никакой власти и полагаться только на силу своего ума.

Между тем, понимание взаимосвязи веры и знания серьезно меняется. Становится очевидным, что наука не только получает знания, но и в принципе не может обойтись без веры. Отношения между верой и знанием не являются взаимоисключающими. Они предполагают друг друга и переплетаются.

Вера, как это сегодня хорошо известно в литературе по философии и истории науки, играет важную роль в научном познании: не только в процессе выдвижения парадигм, теорий, гипотез, но и в их принятии научным сообществом. Знание предполагает обоснованность сделанного утверждения. Можно говорить о принятии в вере некоторых базовых методологических норм и принципов научного исследования (хотя и здесь тоже нет чистой веры, потому что эти принципы, как и принцип причинности, должны постоянно доказывать свою эффективность). Производство научных знаний не может обойтись без полномочий: Речь идет о авторитете научной парадигмы, исследовательской программы. Если этот авторитет постоянно оспаривается, исследования невозможны.

Сегодня понимание взаимосвязи между верой и знанием серьезно меняется. Получается, что наука не только получает знания, но и в принципе не может обойтись без веры. Взаимосвязь между верой и знанием не является взаимоисключающей. Они принимают друг друга и переплетаются между собой Лекторским В. Вера и знания в современной культуре.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Проблема пространства и времени в философии и науке
  2. Социальная философия Монтескье — Биография и политика
  3. Исихазм в древней Руси
  4. Проблема человека в современной философии
  5. Учение об антагонизме классов в марксизме
  6. Функции гносеологии
  7. Эпикур, древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах
  8. Жизнь и учение Г. Сковороды
  9. Субъективные и объективные элементы общества
  10. Николай Яковлевич Грот, русский философ-идеалист