Для связи в whatsapp +905441085890

Вертгеймер Макс, один из основателей гештальтпсихологии — Гештальт-психология

Макс Вертхаймер (15 апреля 1880 года, Прага — 12 октября 1943 года, Нью-Йорк) был одним из основателей гештальтпсихологии.

Гештальт-психология — это школа психологии начала 20-го века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 г. Гештальт-психология Вертгеймер Восприятие.

Вертхаймер представляет продуктивное мышление, ориентированное на задачу, следующим образом. Существует начальная ситуация и конечная ситуация. Тогда возможны два варианта — начальная ситуация и конечная ситуация:

  1. является структурно неправильной или неполной (структурная неполнота), или
  2. «слишком сложная или неорганизованная, или имеет простую, но навязанную извне структуру».

Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), которые в принципе не выводятся из образующих их компонентов. Гештальты имеют свои собственные свойства и законы, особенно «закон группировки» и «закон взаимосвязи» (иллюстрация/фон).

Кристиан фон Эренфельс (1859-1932), предшественник гештальтпсихологии, в начале прошлого века подчеркивал, что «целое — это реальность, отличная от суммы его частей». Гештальт — это пространственно-визуальная форма воспринимаемых вещей, существенные свойства которых не могут быть поняты путем суммирования свойств их частей. По мнению Келлера, ярким примером этого является мелодия, которая узнаваема даже при транспонировании в другие тональности. Когда мы слышим мелодию во второй раз, мы узнаем ее благодаря памяти. Но если его тональность меняется, мы все равно узнаем мелодию как ту же самую.

Макс Вертхаймер, выдающийся немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии, родился в Праге 15 апреля 1880 года. В возрасте 10 лет он поступил в пражскую гимназию, которую окончил в 1898 году.

В течение 2,5 лет (с 1898 по 1901 год) он изучал право в Пражском университете и посещал лекции по психологии, музыке, философии, физиологии и истории искусств.

Заинтересовавшись психологией, он изучал философию и психологию в университетах Праги (Эренфельс, Марти), Берлина и Вюрцбурга с 1901 по 1904 год.

В 1905 году ему была присуждена докторская степень за диссертацию, которую он написал под руководством О Кюльпе.

С 1905 по 1912 год он работал в психологических институтах в Берлине, Вюрцбурге и Франкфурте, в физиологических институтах в Праге и Вене, в психиатрических клиниках в Праге, Франкфурте и Вене, а также в этномузыкологическом институте в Берлине.

В 1906 году он вступил в спор с К.-Г. Юнгом по поводу техники свободных ассоциаций.

Переехав во Франкфурт летом 1910 года, он заинтересовался восприятием движения, но столкнулся с трудностями при объяснении его со структуралистской точки зрения. Его работа привлекла внимание К. Коффки и В . Кёлер. Вместе с ними в период с 1910 по 1914 год он разработал основные идеи теории гештальной психологии и провел ряд важных экспериментов.

В 1912 году он стал частным лектором во Франкфурте. С 1916 по 1922 год он работал частным лектором в Берлине. В это время он впервые встретился с Альбертом Эйнштейном.

В 1921 году он стал одним из основателей журнала Psychologische Forschung (другими соучредителями были Келер, Коффка, Гольдштейн и Груле).

В 1923 году Макс Вернтхаймер женился на Анне Каро, которая родила ему четырех детей: Рудольф родился в 1924 году, Валентин в 1925 году, Михаэль в 1927 году и Лиза в 1928 году.

В 1929-1933 годах он был профессором психологии во Франкфуртском университете.

В 1933 году он эмигрировал в США через Чехословакию.

В 1933-1943 годах он был выборным членом Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке («Университет в изгнании»).

В 1943 году он закончил свою книгу «Продуктивное мышление». В ней, с точки зрения гештальтпсихологии, экспериментально изучается процесс решения проблемы, который описывается как процесс выяснения функционального значения отдельных частей в структуре проблемной ситуации. Для Кёлера эта книга — лучшее напоминание о М. Вертхаймере. Книга была опубликована после смерти Вертгеймера в 1945 году.

М. Вертхаймер умер в Нью-Рошелле, штат Нью-Йорк, 12 октября 1943 года.

Вертгеймер Макс, один из основателей гештальтпсихологии - Гештальт-психология

Гештальт-психология

Гештальтпсихология выросла из изучения восприятия. Он сосредоточен на характерной для психики тенденции к организации опыта в понятное целое. Например, когда мы воспринимаем буквы с «пробелами» (недостающими частями), разум пытается заполнить эти пробелы, и мы узнаем всю букву.

Гештальтпсихология обязана своим возникновением немецким психологам Максу Вертхаймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Келеру, которые представили программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Принципу психологии разделения сознания на элементы и конструирования из них сложных психических явлений они противопоставили идею цельности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. Согласно этим теоретикам, объекты, составляющие наше окружение, воспринимаются органами чувств не как отдельные предметы, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются свойствами ее частей. Сама фигура является функциональной структурой, которая организует множественность отдельных явлений.

Все вышеперечисленные качества восприятия: константы, фигура и фон, вступают в отношения друг с другом и создают новое качество. Это гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • Близость (стимулы, расположенные близко друг к другу, с большей вероятностью будут восприниматься вместе),
  • Сходство (стимулы, похожие по размеру, форме, цвету или виду, с большей вероятностью будут восприниматься вместе),
  • Целостность (восприятие стремится к упрощению и связности),
  • Завершенность (отражает тенденцию к завершению фигуры, чтобы она приобрела законченный вид),
  • Смежность (пространственная и временная близость стимулов. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое),
  • Общие черты (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие в той же степени, что и обучение и прошлый опыт. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно контролируют нашу интерпретацию ощущений).

Фигуры — это всегда целые, законченные структуры, с четко очерченными контурами. Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутыми или незамкнутыми очертаниями, является основой гештальта. Одним из фундаментальных свойств гештальта является стремление к завершенности, которое проявляется, в частности, через эффект Зейгарник.

При описании гештальта также используется понятие важности. Целое может быть важным, а конечности — неважными, и наоборот. Фигура всегда важнее фона. Важность может быть распределена таким образом, что все конечности одинаково важны, что является редким случаем, например, в некоторых орнаментах.

Члены фигуры могут иметь различные звания. Например, в окружности ранг 1 соответствует центральной точке, ранг 2 — точке на окружности, а ранг 3 — любой точке внутри окружности. Каждый гештальт имеет свой центр массы, который выступает либо как центр массы (например, центр в диске), связующая точка, отправная точка (эта точка как бы служит началом построения целого, как основание колонны), либо направляющая точка (например, наконечник стрелы).

Качество «переносимости» проявляется в том, что образ целого сохраняется, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это разные ноты одной мелодии, или он может быть утрачен, даже если все элементы сохранены, как в живописи Пикассо (например, кот Пикассо).

Закон беременности (prgnanz) был постулирован как основной закон группировки отдельных элементов. Лаконичность (от латинского praegnans, означающего содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, которое означает завершенность гештальтов, достигших сбалансированного состояния, «хорошей формы». Беременные гештальты имеют следующие характеристики: закрытые, однозначные границы, симметрия и внутренняя структура, имеющая форму фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные фигуры, такие как «фактор родства», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы».

Закон «хорошей» формы, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда предрасположено воспринимать преимущественно то, что является наиболее простым, однородным, замкнутым, симметричным, что содержится в основной пространственной оси, из общепринятых представлений. Отклонения от «хороших» форм воспринимаются не сразу, а только при интенсивном наблюдении (например, примерно равносторонний треугольник воспринимается как равносторонний, почти прямой угол — как прямой).

Перцептивные константы

Постоянство размера означает, что воспринимаемый размер объекта остается постоянным, независимо от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может казаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев она формируется на основе нашего собственного опыта. Например, в 1961 году Колин Тернбулл вывез пигмея, жившего в густых африканских джунглях, на просторы африканской саванны. Пигмей, который никогда не видел предметы на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопления насекомых, пока его не подвели ближе к животным.

Постоянство формы означает, что воспринимаемая форма объекта остается постоянной при изменении его формы на сетчатке глаза. Достаточно взглянуть на эту страницу сначала прямо, а затем косо. Несмотря на изменение «образа» страницы, восприятие ее формы остается неизменным.

Постоянство яркости заключается в том, что воспринимаемая яркость объекта остается постоянной при изменяющихся условиях освещения. Конечно, при условии, что объект и фон одинаковы.

Простейшая форма восприятия заключается в разделении зрительных ощущений на объект — фигуру, которая расположена на фоне. Отделение фигуры от фона и удержание объекта восприятия происходит с помощью психофизиологических механизмов. Клетки мозга, получающие визуальную информацию, реагируют более активно, когда смотрят на фигуру, чем когда смотрят на фон (Lamme, 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон всегда отодвинут назад, и фигура более насыщена содержанием, более яркая, чем фон. Мы думаем о фигуре, а не о фоне. Но его роль и место в восприятии определяются личностными и социальными факторами. Это делает возможным феномен обратимой фигуры — когда, например, во время длительного восприятия фигура и фон меняются местами.

История гештальтпсихологии начинается с публикации работы М. Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912), которая бросила вызов привычному представлению о существовании отдельных элементов в акте восприятия. В экспериментах испытуемым последовательно предъявлялись два световых стимула (один раз вертикальная или косая полоса (А), другой раз горизонтальная полоса (В)). Когда временное расстояние между A и B значительно, оба стимула воспринимаются последовательно. Когда стимулы менялись очень быстро, испытуемые воспринимали угол; при умеренной скорости они видели, как первый — «косая» или вертикальная линия — переходит в горизонтальное положение. Испытуемые не могли отличить это кажущееся движение от реального, даже при специальном руководстве. Вертхаймер также описал феномен «чистого движения», когда испытуемые четко видят движение, но не воспринимают движущийся объект. Это было названо стробоскопическим движением.

Сам факт видимого движения не был новым. Ранее уже отмечалось, что последовательное перемещение объекта может привести к восприятию непрерывного движения. Новым было объяснение этого факта. Согласно Вертгеймеру, когда в мозге возбуждается определенная точка «А», вокруг нее создается зона, в которой также сказывается действие стимула. Если за точкой «А» вскоре следует возбуждение точки «В», между ними возникает короткое замыкание, и возбуждение передается от точки «А» к точке «В». Феноменально эти процессы соответствуют восприятию движения от «А» к «hcB». Идеи Вертгеймера стали отправной точкой для развития гештальт-теории.

Сразу после этого, вокруг Вертгеймера, и особенно в 1920-х годах, в Берлине сформировалась Берлинская школа гештальтпсихологии: М. Вертхаймер, К. Коффка (1886—1941), В. Келер (1887—1967), К. Левин (1890—1947). Исследования включали восприятие, мышление, потребности, аффекты и волю.

Возникновение и развитие гештальтпсихологии

Впервые термин «гештальт-качество» был использован Г. Эренфельсом в 1890 году в исследовании восприятия. Он выделил специфическую особенность гештальта — свойство транспозиции (передачи). Однако Эренфельс не стал развивать теорию гештальта и остался на позициях ассоциативизма.

Новый подход к целостной психологии был реализован психологами Лейпцигской школы (Феликс Крюгер (1874-1948), Ганс Фолькельт (1886-1964), Фридрих Зандер (1889-1971), создавшими школу психологии развития, в которой было введено понятие комплексного качества как целостного опыта, пронизанного чувством. Эта школа существовала в конце 10-х — начале 30-х годов.

История гештальтпсихологии началась в Германии в 1912 году с публикации работы М. Вертхаймера «Experimentelle Untersuchungen zur Bewegungswahrnehmung» (1912), которая бросила вызов привычному представлению о существовании отдельных элементов в акте восприятия.

Сразу после этого вокруг Вертхаймера сформировалась Берлинская школа гештальтпсихологии, особенно в 1920-х годах: Макс Вертхаймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941) и Курт Левин (1890-1947) в Берлине. Исследование включало в себя восприятие, мышление, потребности, аффекты и волю.

В 1921 году Вертхаймер, Келер и Кофка, представители гештальтпсихологии, основали журнал «PsychologischeForschung» (Психологические исследования). В нем публикуются результаты исследований этой школы. С этого времени начинается влияние школы на мировую психологию. Большое значение имели обобщающие статьи М.Вертгеймера в 20-е годы. М.Вертгеймера «О доктрине гештальта» (1921) и «О теории гештальта» (1925). (1925) и К.Левина «Намерения, воля и потребность. Плодотворные исследования продолжались до 1930-х годов, когда в Германию пришел фашизм. Вертхаймер и Келер в 1933 году и Левин в 1935 году эмигрировали в Америку. Здесь развитие гештальтпсихологии в области теории не достигло большого прогресса. В 1950-х годах интерес к гештальтпсихологии ослаб. Однако в последующие годы отношение к гештальтпсихологии изменилось.

Гештальтпсихология оказала большое влияние на психологическую науку в США, на Э. Толмена и на американские теории обучения.

Гештальтпсихология исследовала целостные структуры, составляющие психологическое поле, и разработала новые экспериментальные методы. И в отличие от других психологических течений (психоанализ, бихевиоризм), представители гештальтпсихологии по-прежнему считали, что объектом психологической науки является изучение содержания психики, анализ познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности.

Основная идея этой школы заключалась в том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, а целостные фигуры, фигуры, свойства которых не являются суммой свойств их частей. Это опровергло прежнее представление о том, что развитие психики основано на формировании все новых ассоциативных связей, которые соединяют отдельные элементы вместе, образуя идеи и концепции. Как отметил Вертхаймер, «…теория гештальта возникла на основе конкретных исследований…». Вместо этого была выдвинута новая идея о том, что познание связано с процессом изменения, трансформации целостных гештальтов, определяющих способ восприятия внешнего мира и поведения в нем. Поэтому многие представители этого направления уделяли больше внимания проблеме психического развития, так как отождествляли само развитие с ростом и дифференциацией гештальтов. Исходя из этого, они видели в результатах исследования генезиса психических функций доказательство правильности своих постулатов.

Идеи, разработанные гештальт-психологами, были основаны на экспериментальном изучении когнитивных процессов. Это была также первая (и долгое время практически единственная) школа, начавшая строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности, поскольку метод психоанализа, используемый глубинной психологией, не мог считаться объективным или экспериментальным.

Методологический подход гештальтпсихологии базировался на нескольких основах — концепции психического поля, изоморфизме и феноменологии. Концепция поля была заимствована ими из физики. Изучение природы атома, магнетизма, в те годы открыло законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целые системы. Эта мысль стала руководящей идеей для гештальт-психологов, которые пришли к выводу, что ментальные структуры расположены в виде различных схем в ментальном поле. В то же время гештальты могут изменять себя, становясь все более адекватными объектам внешнего поля. Может измениться и поле, в котором перестраиваются прежние структуры, так что субъект приходит к принципиально новому решению проблемы (познанию).

Ментальные гештальты изоморфны (подобны) физическим и психофизическим гештальтам. То есть процессы, происходящие в коре головного мозга, аналогичны тем, которые происходят во внешнем мире и осознаются нами в наших мыслях и опыте, как аналогичные системы в физике и математике (так, круг изоморфен овалу, но не квадрату). Поэтому схема проблемы, данная во внешнем поле, может помочь субъекту решить ее быстрее или медленнее, в зависимости от того, облегчает или затрудняет она реструктуризацию.

Исследование процесса познания. Работы М. Вертгеймера

Одним из ведущих представителей этого направления был Макс Вертхаймер. После окончания средней школы он изучал философию в Праге, а затем в Берлине. Его знакомство с Г. Эренфельсом, который впервые ввел понятие гештальт-качества, повлияло на исследования Вертхаймера. После переезда в Вюрцбург он работал в лаборатории О. Кюльпе, вместе с которым в 1904 году защитил диссертацию. Однако он отошел от объяснительных принципов Вюрцбургской школы и начал исследования, которые привели его к поддержке позиций новой психологической школы.

В 1910 году в Психологическом институте во Франкфурте-на-Майне он познакомился с Вольфгангом Келером и Куртом Коффкой, которые сначала стали испытуемыми в экспериментах Вертгеймера по теории восприятия, а затем его друзьями и коллегами, в сотрудничестве с которыми были разработаны основные положения нового психологического направления — гештальтпсихологии. После перевода в Берлинский университет Вертхаймер преподавал и занимался исследованиями, посвятив себя в основном изучению мышления и установлению основных принципов гештальтпсихологии, которые изложены в основанном им (вместе с Келером и Коффкой) журнале Zeitschrift für psychologische Forschung. В 1933 году, как и Левин, Келер и Коффка, он был вынужден покинуть фашистскую Германию. Эмигрировав в США, он работал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, но не смог основать новую ассоциацию единомышленников.

Первые работы Вертхаймера были посвящены экспериментальному исследованию визуального восприятия.

Давайте более подробно остановимся на этом исследовании. Используя тахистоскоп, он последовательно воздействовал на два стимула (линии или кривые) с разной скоростью. Когда интервал между экспозициями был относительно большим, испытуемые воспринимали стимулы последовательно, а когда интервал был очень коротким, они воспринимались как данные одновременно. При воздействии в оптимальный интервал (приблизительно 60 миллисекунд) у испытуемых возникало восприятие движения, то есть они воспринимали объект, перемещающийся из одной точки в другую, в то время как им были представлены два объекта, расположенные в разных точках. В определенный момент испытуемые начали воспринимать чистое движение, т.е. они не осознавали, что движение происходит, но без движения объекта. Это явление было названо феноменом Фи. Именно этот термин был введен для того, чтобы подчеркнуть уникальность этого явления, его несводимость к сумме ощущений, а физиологической основой этого явления Вертгеймер признал «короткое замыкание», возникающее в соответствующем временном интервале между двумя зонами мозга. Результаты этой работы были обобщены в статье «Экспериментальные исследования видимого движения», опубликованной в 1912 году.

Данные, полученные в этих экспериментах, стимулировали критику ассоциативизма и заложили основу нового подхода к восприятию (а позднее и к другим психическим процессам), который Вертгеймер основал вместе с В. Келлером, К. Коффкой и К. Левином.

Таким образом, принцип цельности был выдвинут в качестве основного принципа формирования психики, в отличие от ассоциативного принципа элементов, из которых по определенным законам формируются образы и понятия. Обосновывая руководящие принципы гештальтпсихологии, Вертхаймер писал, что «существуют контексты, в которых то, что предстает как целое, не является производным от элементов, которые существуют поверхностно как отдельные части и затем соединяются вместе, но то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого».

Исследования восприятия, а затем и мышления, проведенные Вертгеймером, Коффкой и другими гештальт-психологами, позволили открыть фундаментальные законы восприятия, которые со временем стали общими законами каждого гештальта. Эти законы объясняли содержание психических процессов через все «поле» действующих на организм стимулов, структуру всей ситуации в целом, что позволяло соотносить и структурировать между собой отдельные образы, сохраняя их основную форму. При этом отношения образов объектов в сознании не были статичными, неподвижными, а определялись динамичными, изменяющимися отношениями, устанавливаемыми в процессе познания. гештальтпсихология познание Вертгеймер индивид

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Особенности развития личности у ребенка и подростка
  2. Глоссарий по психологии
  3. Бюлер Шарлотта, психолог, доктор философии, специалист по детской психологии — Шарлотта Бюлер — основоположник психологии жизненного пути
  4. Методы психологического исследования и психологического воздействия на личность
  5. Проблема детско-родительских отношений в неполных семьях
  6. Детско-родительские отношения
  7. Психологическое сопровождение предстартовой тревожности юных спортсменов с позиции гендерного подхода
  8. Психология личности
  9. Гуманистическая и экзистенциальная психология
  10. Формирование самооценки у старших дошкольников в процессе игровых занятий