Для связи в whatsapp +905441085890

В.И. Вернадский. Человек и ноосфера — Концепции эволюции биосферы. Отличие теории Вернадского от других теорий

Выдающийся русский ученый, основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии и биосферных исследований, историк и организатор науки, академик В.И. Вернадский (1863-1945) многие десятилетия работал над синтетической концепцией проективной эволюции социоприродной Вселенной. К сожалению, он не оставил нам обобщающего труда о новом этапе социальной и природной истории — ноосфере. В своих работах он поставил проблему, развил, углубил и создал основы концепции, но если учесть, что его главный труд, посвященный ноосфере — «Научная мысль как планетарное явление» — не был опубликован при жизни, то становится ясно: ученый не был удовлетворен полученными результатами. Правильность такого суждения подтверждается и текстом работы, в котором явно чувствуется поиск Вернадским опорных критериев начала ноосферы, его противоречивые высказывания и кропотливые попытки связать естественнонаучную теорию геохимической миграции вещества и энергии с развитием общества.

Глобальные процессы образования и движения живой материи в биосфере связаны и сопровождаются круговоротом вещества и энергии. В отличие от чисто геологических процессов, биогеохимические циклы с участием живой материи имеют гораздо более высокую интенсивность, скорость и количество веществ, вовлеченных в круговорот.

С изменением плотности населения меняется и степень воздействия человека на окружающую среду. При современном уровне развития производительных сил деятельность человеческого общества влияет на биосферу в целом.

Только тщательная реконструкция генезиса представлений ученого о ноосфере позволяет полностью раскрыть идеологическое значение и эвристический потенциал его концепции. В то же время теоретическое наследие Вернадского отразило сложный путь поиска истины: создание гипотез, их развитие и опровержение. Многолетняя работа над этой проблемой велась в переломный период развития науки, техники, всего обществоведения и естествознания. Наука и практика постоянно корректировали понимание процесса формирования ноосферы. Воспроизведение творческого процесса разработки этой концепции помогает выявить многие недостатки современных трактовок генезиса ноосферы, которые уже преодолены самим ее основателем и проистекают из фрагментарного восприятия творческого наследия Вернадского и русского космизма в целом.

В начале своей деятельности в качестве кристаллографа и минералога Вернадский интересовался проблемой миграции химических элементов, а затем и энергии в природе. Эту проблему он подверг всестороннему анализу — начиная с миграции элементов, атомных частиц и заканчивая «вселенскими» и космическими масштабами обмена веществами и энергией в природе. В результате были выявлены различные факторы миграции химических элементов, роль физических процессов, влияние жизни и «живого вещества» (совокупности живых организмов) на формирование биосферы и обратное влияние природной среды на живые организмы, наконец, место и роль социальной жизнедеятельности в этом процессе, т.е. специфика изменений биогеохимической миграции вещества и энергии под влиянием деятельности человека. Проведение такого многогранного и глубокого исследования потребовало выхода за пределы эмпирического материала и методологии конкретных естественных наук, обращения к гуманитарным наукам, к философским обобщениям.

В данной статье рассматривается и анализируется теория ноосферы и биосферы В.И. Вернадского.

В.И. Вернадский. Человек и ноосфера -  Концепции эволюции биосферы. Отличие теории Вернадского от других теорий

Концепции эволюции биосферы. Отличие теории Вернадского от других теорий

В своей работе «Очерки геохимии» Вернадский писал: «Живое вещество более или менее непрерывно распределено по поверхности Земли, образуя на ней тонкий, но непрерывный слой, в котором сосредоточена свободная химическая энергия, вырабатываемая им из энергии Солнца. Этот слой — оболочка Земли, которую известный австрийский геолог Э. Зюсс почти 60 лет назад назвал биосферой и которая является одной из наиболее характерных черт организованной природы нашей планеты. Только в нем сосредоточена та своеобразная форма нахождения химических элементов, которую мы назвали живой материей. «

В своей книге «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения» он пишет: «Биосфера и ее приблизительный синоним — лик Земли — оба термина, введенные Э. Зюссом, но впоследствии радикально измененные ходом дальнейших исследований, четко определяют основные черты поверхности нашей планеты: близость к космосу, которая не повторяется на нашей Земле, и наличие на ней исключительно живого вещества. «Лик Земли» — это изображение Земли при взгляде с просторов космоса. «

Наиболее распространенным и в то же время наиболее односторонним является взгляд на биосферу, рассматривающий ее только как современную живую пленку (условно — оболочку) планеты, т.е. как достаточно автономную совокупность всех организмов (животных, растений, бактерий), населяющих поверхность Земли и ее гидросферу и проникающих тем или иным способом в приповерхностные зоны атмосферы и литосферы.

Такая биосфера сложным образом коррелирует с тремя другими геосферами Земли, что только усиливает иллюзию ее автономности. Биосфера с точки зрения геологического мировоззрения Вернадского неизмеримо глубже и характеризуется целым рядом фундаментальных параметров.

Б.С. Соколов пишет: «Величайшая заслуга В.И. Вернадского в том, что он, используя, по существу, очень образную метафору, придал совершенно новое значение термину «биосфера». Его учение о биосфере, несомненно, является одним из величайших обобщений естествознания XX в. Ни Ламарк, ни Э. Зюсс, ни Дж. Вальтер, никто из естествоиспытателей XIX в., занимавшихся «сферой жизни», не мог даже отдаленно предположить, какое фундаментальное значение для жизни современного человека имеет разработанная позднее концепция биосферы.

Оно неизмеримо шире, чем такие расплывчатые, пусть и модные термины, как «окружающая среда», «географическая оболочка» и т.д. «

По поводу определения биосферы Вернадский пишет: «Э. Зюсс (1831 — 1914) и геологи того времени были способны рассматривать и проявление жизни, и лик Земли как самостоятельные явления. Теперь нам ясно, что лик Земли не является результатом «случайных явлений», а соответствует определенной резко выраженной геологической оболочке Земли — биосфере — одной из многих других, имеющих определенную структуру, характерную для земных планет. «

Б.С. Соколов пишет: «Биосфера — это не статичная структура «оболочки жизни», которая предстает как вечная данность окружающего нас мира, Прежде всего, это гео-биоисторический процесс — многомерная сфера разворачивания этого процесса — от гипотетических зачатков во Вселенной (реже конкретно на Земле) до конкретных биогеохимических циклов и эволюции живых систем на нашей планете и далее — до почти «апокрифической» экспансии одного вида в полтора миллиона лет, что нарушило весь стиль энергетического бюджета планеты, который формировался спонтанно в течение сотен миллионов лет. «

В своей работе «Об условиях возникновения жизни на Земле», опубликованной в 1931 году, Вернадский поднимает вопрос о первом возникновении жизни, который давно занимал философов. Однако он пытается решить этот вопрос не как философ, а как естествоиспытатель.

В то же время, по мнению Вернадского, к этой проблеме можно подойти научно, но не во всей ее полноте. «Это необходимо учитывать и резко разграничить поле, которое на данный момент подлежит научному управлению. Эта область не будет решением вопроса о механизме возникновения или появления жизни на нашей планете, абиогенеза, но она может стать определением условий, при которых такое возникновение или зарождение возможно в первую очередь. «

Генезис концепции ноосферы В.И. Вернадского

В основе материалистической концепции ноосферы Вернадского лежали представления об объективном процессе преобразования природы человеком «в интересах свободомыслящего человечества как единого целого», ибо ноосфера понималась им как окружающая человека среда, как природное явление, новое состояние биосферы, а ее возникновение — как контролируемый и регулируемый обществом процесс материально-энергетического обмена с природой, т.е. как научно осмысленное преобразование природы. Сами эти идеи впоследствии не были оспорены ни Вернадским, ни его последователями.

Вернадский пришел из геохимии и биохимии к проблеме ноосферы. Такая научная ориентация в изучении роли человека в биогеохимических процессах долгое время преобладала в учении о ноосфере и препятствовала пониманию специфики человека и его социальной жизнедеятельности в геохимической миграции и долгое время была трудно преодолимой. Поскольку метод биогеохимии в первую очередь занимается «влиянием атомов, составляющих живой организм, на геохимию биосферы, на ее атомную структуру», он (биогеохимия) сводит организм к точно определенной мере и числу и позволяет свести его к числовым константам, «точно определяя все явления живого организма и его самого — химически, геометрически и физически». При таком подходе человек рассматривается как часть и специфическая функция биосферы, а реальная специфика влияния общества на природу, заключенная в характере материального производства, то есть в уровне развития производительных сил и в характере производственных отношений, упускается из виду.

Однако в своей работе как естествоиспытатель Вернадский, как и многие другие представители естественных наук, по-своему подходил через данные своей науки к признанию роли материального производства и социально-политической деятельности людей в преобразовании взаимодействия общества с природой. Не всегда четко осознавая принципы общественного развития в раскрытии проблем взаимодействия общества и природы, он в конечном итоге связал постижение ноосферы с движением общества к созданию всемирного союза людей, соответствующего общечеловеческим идеалам равенства всех людей и социального прогресса человечества.

Несмотря на упорные поиски критерия переломного момента в биогеохимической миграции вещества и энергии, определяющего начало формирования ноосферы, Вернадскому не сразу удалось определить его точно и однозначно. В зависимости от того, что он понимал под отправной точкой процесса — появление разумных существ, научной мысли, науки в подлинном смысле слова или объединение человечества в мировое сообщество свободных людей, — сроки начала формирования ноосферы отодвигались все дальше и дальше назад.

Сначала его проявление связывали с первыми признаками разумных действий животных предков человека, с появлением Homo sapiens, затем их представляли как поворотные моменты в истории человеческой деятельности, такие как возникновение земледелия и цивилизации, систематизация знаний в древнегреческой философии и науке, и, наконец, превращение биосферы в ноосферу связывали со взрывом научного творчества, с научными открытиями конца XIX — начала XX века и с перспективой коммунистического мира. И с перспективой коммунистического развития человечества, превращения его в единый союз людей, сознательно преобразующих свою жизнедеятельность в соответствии с гуманистическими идеалами.

По мнению Вернадского, условия для формирования ноосферы и появления человеческого духа как главного условия ее реализации были созданы в ходе естественного процесса кефализации во времена животных предшественников Homo sapiens. Это движение началось миллионы лет назад, в конце третичного периода, но только с появлением человека, несомненно, возникла новая огромная геологическая сила на поверхности нашей планеты.

Наука как важнейший фактор ноосферы

Подход Вернадского к науке несколько необычен. Он считал его геологической и исторической силой, которая изменяет биосферу и жизнь человека. Это главное звено, благодаря которому углубляется единство биосферы и человечества.

Вернадский отводил особое место науке 20-го века. Именно в это время произошел ее небывалый расцвет, своего рода взрыв научного творчества. Наука становится универсальной, мировой наукой, охватывающей всю планету.

Вернадский придавал большое значение гуманистическому содержанию науки, ее роли в решении проблем человечества, ответственности ученых за применение научных открытий. Эти и многие другие идеи Вернадского о роли науки в развитии человечества, в переходе биосферы в ноосферу актуальны и для нашего времени.

Как уже указывалось, Вернадский рассматривал науку как средство развития человечества. Поэтому очень важно, чтобы наука не принимала форму абстракции, имеющей собственное независимое существование. Наука является творением человечества и должна служить на благо человечества. «Ее содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями, создаваемым ими образом мира: она состоит в своей основе прежде всего из научных факторов и их эмпирических обобщений, а главным содержанием — живым содержанием в ней — является научная работа живых людей…» Итак, наука — это социальная, всечеловеческая сущность, основанная на силе фактов, обобщений и, конечно же, человеческого разума.

Мы наблюдаем, как наука начинает все глубже и глубже изменять биосферу Земли, меняя условия жизни, геологические процессы, энергетику планеты. Таким образом, сама научная мысль — это естественное явление. В момент появления новой геологической силы, научной мысли, влияние живого вещества в эволюции биосферы значительно возрастает. Биосфера, созданная научной мыслью Homo Sapiens, переходит в свое новое состояние — ноосферу.

История всей научной мысли — суть создание в биосфере новой геологической силы — научной мысли, которой раньше не было. И этот процесс не случаен, он закономерен, как любое природное явление. «Биосфера XX века трансформируется в ноосферу, которая была создана, прежде всего, ростом науки, научного понимания и основанной на нем социальной работы человечества. Необходимо подчеркнуть неразрывную связь между созданием ноосферы и ростом научной мысли, которая является первым необходимым условием для этого создания. Только при этом условии может быть создана ноосфера.

Важность изменений, происходящих на планете в XX веке, настолько велика, что эквивалентные процессы можно найти только в далеком прошлом. В настоящее время вряд ли возможно оценить всю научную и социальную значимость этого явления, поскольку понять его научно — значит поместить явление в рамки реальной космической действительности. Но мы видим, что наука перестраивается на наших глазах. Биогенный эффект научного мышления могут по-настоящему увидеть только наши далекие потомки: Она не проявится ярко и четко в течение сотен лет.

Появление разума и результат его деятельности — организация науки — является значительным фактом в эволюции планеты, возможно, превосходящим все, что еще наблюдалось. Научная деятельность сегодня приобрела такие черты, как быстрый темп, охват больших территорий, глубина исследований, сила происходящих преобразований. Это позволяет нам ожидать беспрецедентного по масштабам научного движения в биосфере.

Развитие ноосферы как условие развития человечества

Анализируя весь путь, пройденный человеком, Вернадский делает вывод не только с точки зрения натуралиста, но и с точки зрения историка и философа: При формировании ноосферы «вся человеческая работа выполнялась человеческим сознанием, но не осознанно — процесс творения не был осознанным». Это утверждение, по сути, говорит о том, что в становлении ноосферы происходит некое длительное, в основном бессознательное, стихийное накопление научных знаний, овладение производительными силами, развитие самого человека и его трудовых способностей, совершенствование социальных и политических структур, словом, стихийное развитие материальных и духовных условий для целенаправленного, сознательного преобразования биосферы — природы Земли — в интересах всего человечества.

Преодоление стихийности развития науки, техники и воздействия человечества на природу, стихийности человечества как геологической силы и подчинения ее удовлетворению материальных потребностей людей Вернадский связывал с выходом на социальную арену мощного фактора человеческой истории — народных масс как политической сознательной силы. Только объединенные и организованные усилия свободного человечества могут «значительно расширить его власть и влияние в биосфере и создать неизмеримо лучшие условия жизни для следующих поколений сознательной государственной научной работы». Такое новое направление государственной деятельности, — писал ученый, — кажется мне неизбежным». По сути, это государственное проявление перехода от биосферы к ноосфере. При этом Вернадский рассматривал возникновение демократического государства, которое является инструментом и условием преобразования биосферы, как следствие естественно-исторического формирования ноосферы.

Понимание огромной роли социально-политических факторов в деятельности общества и в осуществлении сознательного, планомерного преобразования природного и социального бытия человека явилось поворотным пунктом в развитии идеи ноосферы, дало новый импульс к интенсификации разработки этой проблемы. В своих последних работах и в частной переписке Вернадский значительно продвинул понимание природы, условий и возможностей построения ноосферы. В конце 1940-х годов развитие грандиозной материалистической концепции ноосферы вступило в стадию ее фундаментальной социально-исторической конкретизации.

Проанализировав изменения в положении ученых и науки в обществе, развитие его производительных сил и социальных структур, Вернадский пришел к выводу, что только социальная отсталость не позволила процессу создания ноосферы проявиться в его реальной силе. Однако в результате борьбы народных масс создаются новые формы государственной жизни, характеризующиеся ростом гуманистических, коллективистских отношений. Социализация теперь связана с осознанием ноосферы, сознательным стремлением к ее построению, что открывает возможности для планомерного, целенаправленного развития науки и техники и их максимального использования в интересах народных масс, ибо здесь «создание ноосферы в ее полном выражении… становится целью государственной политики и общественного строя». В этом Вернадский видел «начало перехода к государственному строю сознательного воплощения ноосферы» — овладения природой на благо масс. Осознание возможности создания ноосферы связано с тем периодом в развитии общества, когда развитие общества достигло определенной стадии и люди становятся способными сознательно организовать свою совместную жизнедеятельность: подчинить ее достижению научно обусловленных и системно реализуемых общих целей существования, т.е. гуманистически направленному способу производства и воспроизводства общественной жизнедеятельности и соответствующему ему способу преобразования природной среды. Именно эти условия соответствуют процессу целенаправленного создания человеком условий существования, которые соответствуют его сознанию и должны быть созданы им самим. Поэтому в процессе формирования ноосферы следует различать спонтанную и целенаправленную стадии.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Общество как форма социального воспроизводства
  2. Неоплатонизм и христианство
  3. Бертран Рассел, английский философ, логик
  4. Объективная истина и наука
  5. Управление и развитие
  6. Культурный нигилизм философов-модернистов
  7. Социальная философия и альтернативные варианты развития человечества
  8. Основные понятия философии Ф. Ницше
  9. Схоластика и культура средних веков
  10. Основные антропологические идеи М. Шелера, Х. Плеснера, А. Гелена