Для связи в whatsapp +905441085890

Виды представлений -Классификация

Представление — это психический процесс отражения предметов или явлений, которые не воспринимаются в данный момент, а реконструируются на основе предыдущего опыта человека. По мнению С.Л. Рубинштейна, воспроизведение сенсорно-перцептивных образов приводит к возникновению представлений. Соответственно, репрезентация — это воспроизведенное изображение объекта.

В зависимости от того, что лежит в основе представления, существуют различные типы репрезентаций: 1) репрезентации памяти (репрезентации, сформированные в результате непосредственного восприятия объекта или явления в прошлом) и 2) репрезентации воображения (репрезентации, сформированные в результате информации, полученной в прошлых восприятиях, и их более или менее творческой переработки).

Воображение возникает в результате практической деятельности человека. Они всегда являются результатом обобщения отдельных перцептивных образов и характеризуются различной степенью обобщения. Идеи с наивысшей степенью обобщения называются общими идеями. В этом отношении они напоминают понятия и фактически являются переходом от чувственных и перцептивных образов к понятиям.

П. Павлов в своих исследованиях показал, что представления очень часто формируются по механизму условного рефлекса и сигнализируют о конкретных явлениях действительности. Другими словами, они являются первыми сигналами реальности, на основе которых человек осуществляет свою сознательную деятельность.

Индивидуальные особенности представлений проявляются в преобладании того или иного представления, которое люди обычно используют при визуализации образов объекта. Как правило, человек не задумывается о том, какие представления у него есть в качестве ведущих. Между тем, информированность об этом может быть очень полезной для приобретения определенных знаний, успешной профессиональной деятельности, взаимопонимания в деловом общении и т.д.

У человека может быть несколько ведущих типов восприятия. Динамика восприятия в процессе индивидуального развития
человека еще недостаточно изучена. Собранные к настоящему времени экспериментальные данные показывают, что:

-Первые представления у людей появляются примерно в возрасте полутора лет;

-Аудиомоторные и лингвистические представления быстро развиваются к двум годам. Обеспечивает быстрое усвоение языка;

-В возрасте 5-6 лет хорошо развито зрительное восприятие (ребенок больше узнает о мире через зрительные образы).

Восприятие можно развивать. Для этого необходимо собрать перцептивную информацию в определенной области. Например, невозможно получить представление о возможной причине неисправности телевизора, если вы никогда не изучали его устройство и принцип работы.

Б.М. Теплов указывал, что классифицировать представления можно по следующим признакам:

1) по содержанию (математические, географические, технические, музыкальные представления);

2) по степени обобщенности (частные и общие представления).

Другие исследователи утверждают, что классификацию представлений можно провести по степени проявления волевого усилия. Однако, поскольку в основе репрезентаций лежит прошлый перцептивный опыт, наиболее распространенная классификация основана на классификации типов ощущений и восприятия.

Виды представлений -Классификация

Классификация

Характерной особенностью визуальных представлений является то, что в одних случаях они очень конкретны и передают все видимые качества (цвет, форму, объем), в других случаях в визуальных представлениях доминирует одна сторона, а в третьих они очень расплывчаты или вообще отсутствуют.

Визуальные представления часто лишены объемности и представлены в виде изображений — цветных или бесцветных. Характер визуальных представлений зависит от содержания и практической деятельности, в ходе которой они создаются. Визуальное восприятие играет центральную роль в обучении искусству и важную роль в педагогическом процессе (например, изучение литературы требует привлечения воображения для успешного усвоения материала).

Слуховые представления делятся на типы и подтипы:

Речевые представления (подтипы: фонетическая и тембровая интонация), музыкальные представления (подтипы: представления о соотношении звуков по высоте и длительности).

Фонетические представления имеют большое значение в изучении иностранных языков. Представления тембра и интонации помогают представить тембр голоса и характерные особенности интонации человека, а также важны в работе актера или при обучении ребенка выразительному чтению.

Моторные репрезентации не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с текущими ощущениями. Когда часть тела представляется движущейся, происходит слабое сокращение соответствующих мышц, которое может быть зарегистрировано с помощью чувствительного электрофизиологического оборудования.

Моторные представления делятся на две группы:

1) зрительно-моторные — представления движения всего тела или отдельных его частей (являются результатом слияния моторных ощущений со зрительными образами);

2) слухо-моторные или речевые представления (являются слиянием речевых моторных ощущений со слуховыми образами слов).

Пространственные представления относятся к тем случаям, когда пространственная форма и расположение объектов представлены четко, а сами объекты представлены неопределенно — схематично и бесцветно. Пространственные представления в основном визуально-моторные. В повседневной жизни они сопровождают нас, когда мы прокладываем маршрут из одной точки населенного пункта в другую. Образ маршрута постоянно присутствует в нашем сознании. Различают плоскостные и трехмерные пространственные представления.

Одно из главных различий между представлениями и перцептивными образами заключается в том, что перцептивные образы могут быть только единичными (содержать информацию только о конкретном объекте). Представления могут быть как единичными — представления, основанные на наблюдении одного объекта, так и общими — представления, которые обобщают и отражают свойства множества похожих объектов.

В зависимости от степени выраженности волевого усилия принято различать волевые и неволевые представления. Добровольные представления — это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия в интересах поставленной цели. Непроизвольные представления возникают спонтанно, без активации воли и памяти человека.

Основные характеристики и функции представления

Наглядность — характеризует представления как сенсорно-визуальные образы действительности, которые близки к образам восприятия. Но поскольку репрезентации — это воспроизведенные и пересмотренные образы объектов, воспринятых в прошлом, они гораздо бледнее, чем восприятие.

Фрагментарность — обусловлена тем, что восприятие полно пробелов; одни части и черты представлены ярко, другие — нечетко, третьи вообще отсутствуют (при представлении чьего-либо лица четко воспроизводятся те черты, на которые было направлено внимание; другие слегка выделяются на фоне неопределенного образа).

Непостоянство и быстротечность — любой образ имеет тенденцию исчезать из поля сознания, несмотря на усилия удержать его. Та или иная деталь представляемого образа находится на переднем плане сознания.

Обобщение — представления всегда являются обобщенными образами, даже в случае представления конкретных объектов (образ в представлении характеризуется выделением постоянных признаков объекта и изображением их с наибольшей яркостью, а признаки, характерные для частных воспоминаний, отсутствуют или представлены очень слабо).

Репрезентация как когнитивный процесс выполняет функции ментальной регуляции поведения человека. К ним относятся сигнальные, регуляторные и настроечные функции.

Функция сигнала заключается в том, что в каждом случае отражается не только образ объекта, который ранее действовал на органы чувств, но и разнообразная информация о субъекте, которая под влиянием определенных действий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением. Когда человек в своей жизнедеятельности сталкивается с каким-либо явлением или объектом действительности, у него формируются представления о том, как выглядит этот объект или явление, а также о свойствах этого объекта или явления. Эти знания впоследствии становятся основным сигналом ориентации.

Регулирующая функция заключается в отборе необходимой информации о предмете или явлении, которое ранее воздействовало на органы чувств. Этот выбор осуществляется с учетом реальных условий предстоящей деятельности: активируются именно те аспекты (например, моторные репрезентации), на основе которых поставленная задача решается наиболее успешно.

Функция настройки проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от типа взаимодействия с окружающей средой. Моторное воображение обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Функция настройки подразумевает определенный эффект обучения моторных представлений и способствует формированию алгоритма деятельности.

Существование различий между людьми в качестве представлений отражено в теории «типов представлений». Согласно этой теории, всех людей можно разделить на 4 группы: с преобладанием зрительного, слухового, моторного и смешанного типов.

При извлечении текстовой информации люди с преобладанием визуальных представлений представляют себе страницу книги с напечатанным на ней текстом и способны мысленно прочитать текст. Аналогичным образом, цифровая информация также представлена в виде письменного или печатного изображения.

Люди с преобладанием слуховых представлений, запоминающие текст, «слышат» произнесенные слова. Числа также запоминаются как слуховые образы.

Люди с преобладанием моторных представлений проговаривают про себя текст или цифры перед воспроизведением.

Психологические исследования показывают, что люди с ярко выраженными репрезентативными типами встречаются довольно редко. У большинства людей есть представительства всех этих типов. Индивидуальные различия выражаются не только в преобладании того или иного типа репрезентации, но и в особенностях репрезентаций. У некоторых людей восприятия всех типов характеризуются большой яркостью, живостью и полнотой (таких людей относят к имагинативному типу).

Другие — бледные и схематичные. Кроме того, все люди обладают способностью использовать любой тип представлений при выполнении различных видов деятельности.

Зрительные и двигательные представления

Большинство человеческих восприятий связано со зрительным восприятием. Характерной особенностью зрительного восприятия является то, что в некоторых случаях оно очень специфично и передает все видимые свойства объектов: Цвет, форма, объем. Но чаще всего в визуальных представлениях доминирует одна сторона, а другие либо очень нечеткие, либо вообще отсутствуют.

Характер зрительных восприятий человека зависит, прежде всего, от содержания и характера практической деятельности, в которой они возникают. Таким образом, зрительное восприятие играет центральную роль в изучении изобразительного искусства, ведь не только рисование по памяти, но и живопись с натуры невозможны без хорошо развитого зрительного восприятия.

Визуальное восприятие также играет важную роль в образовательном процессе. Даже изучение такого предмета, как литература, требует привлечения воображения для успешного усвоения материала, который, в свою очередь, во многом зависит от визуальных представлений.

В области слуховых представлений решающее значение имеют представления языка и музыки.

Речевые представления, в свою очередь, можно разделить на несколько подтипов: фонетические представления и тональные речевые представления.

Фонетические представления возникают, когда слово представляется на слух без конкретного голоса. Эти типы репрезентаций очень важны при изучении иностранного языка.

Тон-интонационные репрезентации речи возникают, когда человек представляет себе тембр голоса и типичные особенности интонации человека. Этот тип представления имеет большое значение в работе актера и в школьной практике при обучении детей выразительному чтению.

Суть музыкального представления заключается в основном в представлении отношений тонов по высоте и длительности, поскольку музыкальная мелодия определяется отношениями высоты тона и ритма. Для большинства людей момент тембра отсутствует в музыкальных представлениях, потому что знакомый мотив обычно не играется на музыкальном инструменте и не поется голосом, а как бы звучит «вообще», в неких «абстрактных звуках». Однако в случае высококлассных профессиональных музыкантов тембральные окраски могут проявляться в музыкальных представлениях с полной ясностью.

Моторные репрезентации — это еще один класс репрезентаций. Они отличаются от зрительных и слуховых представлений по способу возникновения, поскольку никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с реальными ощущениями. Каждый раз, когда человек представляет себе движение какой-либо части тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Таким образом, в каждом двигательном представлении есть рудиментарные движения, которые дают человеку соответствующие двигательные ощущения. Но ощущения, получаемые от этих рудиментарных движений, всегда составляют неразрывное единство с теми или иными зрительными или слуховыми образами.

Таким образом, моторные репрезентации можно разделить на две группы: Репрезентации движений всего тела или отдельных его частей, а также вербальные моторные репрезентации. Первые обычно являются результатом слияния моторных ощущений со зрительными образами.

Речевые моторные представления — это слияние речевых моторных ощущений со слуховыми образами слов. Следовательно, моторные репрезентации являются либо визуально-моторными репрезентациями (репрезентации движения тела), либо моторными репрезентациями (речевые репрезентации).

Необходимо отметить, что слуховые репрезентации также очень редко бывают чисто слуховыми. В большинстве случаев они связаны с моторными ощущениями рудиментарных движений речевого аппарата.

Следовательно, слуховые и моторные представления речи являются качественно схожими процессами: и те, и другие являются результатом слияния слуховых образов и моторных ощущений. В этом случае, однако, можно сказать, что моторные репрезентации в равной степени связаны со слуховыми образами и моторными ощущениями.

Таким образом, получается, что все основные типы человеческих представлений каким-то образом связаны между собой, а деление на классы или на типы достаточно условно. Можно говорить об определенном классе (типе) репрезентаций, когда выделяются визуальные, аудиальные или моторные репрезентации.

Индивидуальные особенности представления и его развитие

Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного рода. У одних людей преобладают зрительные, у других — слуховые, а у третьих — моторные представления. Существование различий в качестве репрезентаций между людьми отражено в учении о репрезентативных типах.

Согласно этой теории, всех людей можно разделить на четыре группы в соответствии с преобладающим типом восприятия:

1) Люди, предпочитающие визуальные представления;
2) люди с преобладанием слуховых представлений;
3) Люди с преобладанием моторного восприятия;
4) Люди со смешанными представлениями.

В последнюю группу входят люди, которые используют каждый тип репрезентации примерно в равных пропорциях.

Человек с доминированием зрительных представлений, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, на которой этот текст напечатан, как будто он мысленно читает его. Когда ему нужно запомнить какие-то цифры, например, номер телефона, он представляет, что он написан или напечатан.

Человек с доминированием слухового типа запоминает текст так, как будто слышит слова. Он также запоминает числа как слуховой образ.
Человек с доминированием моторных представлений, который запоминает текст или пытается запомнить несколько цифр, произносит их мягко.

Следует отметить, что люди с ярко выраженными представлениями встречаются крайне редко. У большинства людей в большей или меньшей степени представлены все эти типы, и довольно сложно определить, какой из них является ведущим у конкретного человека. Более того, индивидуальные различия в данном случае выражаются не только в преобладании представлений определенного типа, но и в идиосинкразии этих представлений. Например, восприятие всех типов у одних людей очень яркое, живое и полное, а у других — более или менее бледное и схематичное.

Людей с преимущественно ярким и живым восприятием относят к так называемому образному типу. Такие люди характеризуются не только большой визуализацией своих представлений, но и тем, что в их психической жизни представления играют чрезвычайно важную роль. Например, когда они вспоминают какие-либо события, они мысленно «видят» образы отдельных эпизодов, связанных с этими событиями; когда они думают или говорят о чем-то, они часто используют зрительные образы и т.д.

Все люди имеют возможность использовать любой вид представительства. Более того, человек должен уметь использовать любой тип репрезентации, поскольку выполнение конкретной задачи, например, освоение учебного материала, может потребовать от него использования репрезентаций определенного типа. Поэтому целесообразно разработать представления.

Сегодня нет данных, которые позволили бы нам четко определить время, в которое у детей формируются первые представления. Вполне возможно, что уже на первом году жизни представления, хотя все еще тесно связанные с восприятием, начинают играть значительную роль в психической жизни ребенка. Однако ряд исследований показал, что первые воспоминания детей о событиях жизни появляются примерно в возрасте полутора лет. Поэтому именно в это время можно говорить о появлении у детей «свободных представлений», а к концу второго года жизни визуальные представления уже играют значительную роль в жизни ребенка.

Языковые (слухо-моторные) представления также достигают относительно высокого уровня развития на втором году жизни, поскольку без них невозможен процесс овладения языком и быстрый рост словарного запаса ребенка, который можно наблюдать в этом возрасте. В этот же период появляются первые музыкальные слуховые представления, которые выражаются в запоминании мелодий и их самостоятельном пении.

Представления играют чрезвычайно важную роль в психической жизни ребенка дошкольного возраста. Большинство исследований показали, что ребенок дошкольного возраста обычно мыслит визуально, с помощью картинок. Память в этом возрасте также во многом строится на воспроизведении идей, поэтому первые воспоминания большинства людей носят характер образов, зрительных представлений. Однако первые представления у детей довольно бледные.

Несмотря на то, что представления более значимы для ребенка, чем для взрослого, у взрослого они более яркие. Это говорит о том, что в процессе онтогенеза человека происходит эволюция зрительных представлений.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Понятие «мотив», «мотивация». Классификация мотивов обучения
  2. Влияние темперамента младших школьников на взаимоотношения между сверстниками и учителем — Современное состояние проблемы изучения межличностных отношений в группе
  3. Феномен каузальной атрибуции в социальной психологии
  4. Интернет-зависимость в подростковом возрасте
  5. Психологические особенности развития воображения в процессе обучения
  6. Природосообразные технологии обучения чтению и письму Кушнира
  7. Защитный механизм: компенсация
  8. Методы формирования благоприятного социально-психологического климата
  9. Педагогический анализ методов воспитания
  10. Исследования защитных механизмов Зигмундом Фрейдом