Для связи в whatsapp +905441085890

Виды психических функций — Теория высших психических функций

Психология как наука обладает особыми свойствами, которые отличают ее от других дисциплин. Как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде его собственных ощущений, образов, идей, феноменов памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психологические явления, которые мы можем непосредственно обнаружить у себя и косвенно наблюдать у других людей.

В научном обиходе термин «психология» впервые появился в 16 веке. Первоначально это была специальная наука, которая занималась изучением так называемых психических или психических явлений, то есть тех, которые каждый человек легко воспринимает в собственном сознании путем самонаблюдения. Позже, в 17-19 веках, сфера исследований психологов значительно расширилась и стала включать в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

В 20 веке психологические исследования вышли за рамки тех явлений, на которых они концентрировались на протяжении веков. В этом контексте название «психология» частично утратило свой первоначальный, довольно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым явлениям сознания. Но до сих пор, в соответствии с многовековой традицией, эта наука сохранила свое древнее название.

Предметом изучения психологии является прежде всего психика человека и животных, которая включает в себя множество субъективных явлений. С помощью некоторых, таких как ощущение и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и язык, человек познает мир. Поэтому их часто называют когнитивными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Они называются психическими характеристиками и состояниями личности и включают потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто пронизывает мир своими когнитивными процессами. Он живет и действует в этом мире, создает его для себя, чтобы удовлетворить свои материальные, духовные и другие потребности, и совершает определенные поступки. Чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь, психические процессы, состояния и характеристики человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть полностью поняты, если их не рассматривать в связи с условиями жизни человека, формированием его взаимодействия с природой и обществом (деятельность и общение). Поэтому общение и деятельность также являются предметом современных психологических исследований.

Психические процессы, характеристики и состояния человека, общение и деятельность изучаются отдельно и обособленно, хотя в действительности они тесно взаимосвязаны и образуют единое целое — человеческую жизнедеятельность.

Эта концепция была разработана Выготским и его школой в 20-30-х годах прошлого века. Одной из первых публикаций стала статья «Проблема культурного развития ребенка» в журнале «Педология» в 1928 году.

Следуя идее о социально-исторической природе психики, Выготский переходит к рассмотрению социальной среды не как «фактора», а как «источника» развития личности. Он отмечает, что в развитии ребенка есть две переплетающиеся линии. Первый идет по пути естественного созревания. Второй заключается в освоении культур, способов поведения и мышления. Средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в ходе своего исторического развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письменность, системы счисления и т.д.).

Виды психических функций - Теория высших психических функций

Теория высших психических функций

Освоение ребенком отношений между знаком и значением, использование языка в обращении с инструментами знаменует собой появление новых психологических функций, систем, которые лежат в основе высших психических процессов и которые фундаментально отличают поведение человека от поведения животных. Опосредованное развитие человеческой психики через «психологические инструменты» характеризуется также тем, что операция употребления знаков, лежащая в начале развития каждой из высших психических функций, всегда имеет вначале форму внешней активности, то есть трансформируется из интерпсихической в интрапсихическую.

Эта трансформация проходит несколько этапов. Начальный этап связан с тем, что человек (взрослый) направляет поведение ребенка с помощью заданного инструмента, направляя реализацию «естественной» непроизвольной функции. На втором этапе ребенок уже сам становится субъектом и направляет поведение другого с помощью данного психологического инструмента (предполагая, что он является объектом). На следующем этапе ребенок начинает применять к себе (в качестве объекта) те модели поведения, которые другие применяют к нему и которые он применяет к ним. Таким образом, пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды — сначала как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя «выходами» лежит процесс интернализации, «раскручивания» функции вовнутрь.

Через интернализацию «естественные» психические функции трансформируются и «сворачиваются», приобретают автоматизм, сознательность и произвольность. Затем, благодаря разработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным противоположный процесс интернализации — процесс экстериоризации, который экстернализирует результаты психической деятельности, впервые реализованной в виде идеи на внутреннем плане.

Принцип «снаружи через внутри» в культурно-исторической теории расширяет понимание ведущей роли субъекта в различных видах деятельности — особенно в процессе обучения и самообучения. Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивидуальных качеств ребенка имеет своим ближайшим источником сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Гениальное предположение Выготского о важности зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволило поставить точку в споре о приоритетах обучения или развития: хорошо только то обучение, которое предшествует развитию.

В свете системно-семантической структуры сознания диалогичность является основной характеристикой сознания. Даже будучи преобразованными во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свой социальный характер — «человек сохраняет функции общения даже наедине с самим собой». Согласно Выготскому, слово относится к сознанию, как маленький мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. «Осмысленное слово — это микрокосм человеческого сознания.

По мнению Выготского, личность — это социальное понятие; она представляет сверхъестественное, историческое в человеке. Она не включает в себя все атрибуты индивидуальности, но ставит личность ребенка и его культурное развитие в равные условия. Личность «не является врожденной, а возникает в результате культурного развития» и «в этом смысле коррелятом личности будет соотношение примитивных и высших реакций». В процессе своего развития человек учится собственному поведению. Необходимым условием этого процесса, однако, является формирование личности, ибо «развитие той или иной функции всегда вытекает из развития личности в целом и обусловлено им.

В своем развитии личность проходит через ряд изменений, которые происходят поэтапно. Более или менее стабильные процессы развития, основанные на литическом накоплении новых потенций, разрушении одной социальной ситуации развития и возникновении других, сменяются критическими периодами в жизни личности, в течение которых происходит быстрое формирование психологических трансформаций. Кризисы характеризуются единством негативных (деструктивных) и позитивных (конструктивных) аспектов и играют роль ступеней в поступательном развитии ребенка. Видимые нарушения поведения ребенка в критический возрастной период — это не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педагогической системе, которая не успевает за быстрым изменением личности ребенка.

Новообразования, появляющиеся в тот или иной период, качественно изменяют психологическое функционирование индивида. Например, появление рефлексии у подростка полностью перестраивает его психическую деятельность. Эта реформация — третий уровень самоорганизации: «В дополнение к первичным условиям конституции индивида (предрасположенность, наследственность) и вторичным условиям его формирования (среда, приобретенные характеристики), здесь (в период полового созревания) возникают третичные условия (рефлексия, самоформирование). Третичные функции составляют основу самосознания. В конечном счете, они также представляют собой реализацию в личных психологических отношениях, которые когда-то были отношениями между людьми. Однако связь между социокультурной средой и самосознанием более сложная и заключается не только во влиянии среды на темпы развития самосознания, но и на тип самого самосознания, характер его развития.

Природа и компоненты высших психических функций

Согласно материалистической точке зрения, развитие психики на уровне человека происходит в основном за счет памяти, языка, мышления и сознания путем усложнения деятельности и совершенствования орудий труда, используемых в качестве средства познания окружающего мира, изобретения и широкого распространения знаковых систем. Помимо низших уровней организации психических процессов, которые даны ему природой, возникают и высшие.

Память.

Наличие восприятий в человеческом сознании указывает на то, что наши восприятия оставляют следы в коре головного мозга, которые сохраняются в течение некоторого времени. То же самое должно быть верно и для наших мыслей и чувств. Запоминание, хранение и последующее воспроизведение или узнавание того, что мы пережили в прошлом, называется памятью.

В процессе запоминания обычно устанавливается связь предмета или явления с другими предметами или явлениями.

Поддерживая связь между прошлыми состояниями психики, настоящим и процессами подготовки будущих состояний, память придает связность и устойчивость жизненному опыту индивида, обеспечивает непрерывность существования человеческого «Я» и тем самым служит одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.

Тосты.

Язык является основным средством человеческого общения. Без него человек не смог бы получать и передавать большое количество информации, особенно той, которая несет большую смысловую нагрузку или определяет о себе то, что не может быть воспринято с помощью органов чувств (абстрактные понятия, явления, не воспринимаемые непосредственно, законы, правила и т.д.). Без письменности человек был бы лишен возможности узнать, как жили, думали и что делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности донести свои мысли и чувства до других. Благодаря языку как средству общения сознание человека, которое не ограничивается личным опытом, обогащается опытом других людей в гораздо большей степени, чем это позволяют наблюдение и другие процессы невербального, непосредственного познания, происходящие через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Благодаря выступлению психология и опыт человека становятся доступными для других людей, обогащая их и способствуя их развитию.

В силу своей жизненной важности язык имеет гтолофуншунальную природу. Это не только средство общения, но и средство мышления, носитель сознания, памяти, информации (письменные тексты), средство контроля поведения других людей и регуляции собственного поведения. В соответствии со своими многочисленными функциями, язык является полиморфной деятельностью, то есть он выступает в своих различных функциональных целях в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и так далее. Хотя все эти формы языка взаимосвязаны, их основное назначение не одинаково. Внешний язык, например, в основном играет роль средства общения, внутренний — средства мышления. Письменная речь в основном используется для запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог — двустороннего обмена информацией.

Отражение.

Прежде всего, мышление — это высший познавательный процесс. Она представляет собой генерацию новых знаний, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, который не существует ни в какой реальности, ни в каком субъекте в любой момент времени. Мышление (в элементарных формах оно существует и у животных) можно также понимать как получение новых знаний, творческое преобразование существующих представлений.

Отличие мышления от других психологических процессов заключается в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую необходимо решить, и активным изменением условий, в которых эта задача ставится. Мышление, в отличие от восприятия, выходит за пределы чувственного восприятия и расширяет границы познания. Мышление предполагает получение определенных теоретических и практических выводов на основе сенсорной информации. Она отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет существующие между ними отношения, которые часто не даны человеку непосредственно, в восприятии. Свойства вещей и явлений, отношения между ними отражаются в мышлении в обобщенном виде, в форме законов и сущностей.

На практике мышления как отдельного психического процесса не существует, оно незримо присутствует во всех остальных когнитивных процессах: Восприятие, внимание, воображение, память, язык. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих когнитивных процессах также определяет уровень развития.

Мысль — это движение идей, раскрывающее сущность вещей. В результате получается не изображение, а конкретная мысль, идея. Конкретным результатом мысли может быть понятие, обобщенный образ класса объектов в их наиболее общих и существенных чертах.

Мышление — это особый вид теоретической и практической деятельности, предполагающий систему включенных действий и операций ориентирующего, исследовательского, преобразующего и познавательного характера.

Восприятие.

Восприятие — это сенсорное представление объекта или явления объективной реальности, которое действует на наши органы чувств. Человеческое восприятие — это не только сенсорный образ, но и осознание того, что объект выделяется из окружающей среды. Восприятие чувственно данного объекта является основной, наиболее существенной отличительной чертой восприятия. Возможность восприятия предполагает наличие у субъекта способности не только реагировать на сенсорный стимул, но и осознавать соответствующее сенсорное качество как свойство данного объекта. Для этого объект должен выделять себя как относительно стабильный источник своих воздействий на субъект и как возможный объект направленных на него действий субъекта. Восприятие объекта, таким образом, требует не только наличия образа со стороны субъекта, но и определенного активного отношения, которое возникает только в результате достаточно высокоразвитой тонической деятельности (мозжечка и коры головного мозга), регулирующей двигательный тонус и обеспечивающей необходимое для наблюдения состояние активного покоя. Восприятие, как уже отмечалось, предполагает достаточно высокое развитие не только сенсорного, но и моторного аппарата.

Человек живет и действует, решает практические проблемы в ходе своей жизни и воспринимает окружающую его среду. Восприятие объектов и людей, с которыми ему приходится иметь дело, условия, в которых протекает его деятельность, составляют необходимую предпосылку для осмысленного действия человека. Практика жизни заставляет человека перейти от непреднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности наблюдения; на этом этапе восприятие уже становится специфической «теоретической» деятельностью. Теоретическая деятельность наблюдения включает в себя анализ и синтез, понимание и интерпретацию того, что воспринимается. Так, в форме наблюдения восприятие, которое первоначально было связано как компонент или условие с конкретной практической деятельностью, в конечном итоге преобразуется в более или менее сложную мыслительную деятельность, в системе которой оно приобретает новые специфические свойства. В другом направлении восприятие действительности перерастает в творческую деятельность, связанную с созданием художественного образа и эстетическим созерцанием мира.

При восприятии человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда не только смотрит, но и рассматривает или изучает, не только слышит, но и слушает, часто активно выбирает установку, обеспечивающую адекватное восприятие объекта; при восприятии, следовательно, возникает определенная деятельность, направленная на приведение образа восприятия в соответствие с объектом, что в конечном счете необходимо, поскольку объект является не только предметом сознания, но и практического действия, контролирующего

Происхождение и психологические характеристики человеческого сознания

Существенным отличием человека как вида от животных является его способность мыслить и рассуждать абстрактно, размышлять и критически оценивать свое прошлое, а также думать о будущем, разрабатывать и реализовывать рассчитанные планы и программы для него. Все это вместе относится к сфере человеческого сознания. К психологическим особенностям человеческого сознания относятся ощущение себя как познающего субъекта, способность мысленно представлять существующую и воображаемую реальность, контролировать и направлять собственные психические и поведенческие состояния, способность видеть и воспринимать окружающую действительность в виде образов.

Восприятие себя как познающего субъекта означает, что человек воспринимает себя как существо, отдельное от остального мира, готовое и способное изучать этот мир, то есть получать о нем более или менее достоверные знания. Человек осознает эти знания как явления, отличные от объектов, к которым они относятся, способен формулировать эти знания, выражать их в словах, понятиях, различных других символах, передавать их другому человеку и будущим поколениям людей, хранить их, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом.

Ментальное представление и концепция реальности является важной психологической характеристикой сознания. Оно, как и сознание в целом, тесно связано с волей. Сознание почти всегда ассоциируется с волевым контролем человека над собственной психикой и поведением.

Репрезентация реальности, которая не существует или не существует в определенный момент (воображение, сны…) выступает как одно из важнейших психологических свойств сознания. В этом случае человек произвольно, то есть сознательно, абстрагируется от восприятия окружающей среды, от посторонних мыслей и направляет все свое внимание на идею, образ, воспоминание и т.д., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он не видит непосредственно или не может видеть вообще.

Основным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместное производство инструментальной деятельности человека, опосредованное языком. Это деятельность, которая требует сотрудничества общения и взаимодействия друг с другом. Индивидуальное сознание возникло в начале человеческой истории в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того, чтобы люди работали вместе, каждый из них должен ясно понимать цель их совместного труда. С самого начала возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится язык, который выступает сначала как средство общения (коммуникация), а затем как средство мышления (обобщение).

Сначала появляется коллективное сознание, а затем индивидуальное, потому что после того, как слово получило свое универсальное значение, оно проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в виде значений и смысловых содержаний. Индивидуальное сознание ребенка формируется на основе коллективного сознания и подчиняется его существованию через присвоение.

Особое значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание подразумевает, что человек воспринимает не только внешний мир, но и самого себя, свои ощущения, образы, восприятия и чувства. Образы, мысли, восприятия и чувства человека материально воплощаются в объектах его творчества и становятся осознанными при последующем восприятии этих объектов. Поэтому творчество — это путь и средство самопознания и развития человеческого сознания через восприятие своих творений.

В начале своего развития человеческое сознание направлено на внешний мир. Человек осознает, что находится за пределами того, что он видит, и с помощью органов чувств, данных ему природой, воспринимает этот мир как отдельный от него и существующий независимо от него. Позже появляется рефлексивная способность, то есть сознание того, что человек может и должен стать для себя объектом познания.

Сознание не дано изначально и производится не природой, а обществом.

На данном этапе истории человеческое сознание развивается с ускорением, вызванным быстрым научным, культурным и технологическим прогрессом. Благодаря успехам науки расширяется сфера человеческого знания и контроля, власти над собой и миром, значительно увеличивается творческий потенциал человека, а значит и его сознание.

Условия для возникновения сознания

Переход к сознанию представляет собой начало нового, более высокого этапа в развитии психики. В отличие от психического отражения, характерного для животных, сознательное отражение — это отражение объективной действительности в ее отрыве от отношений субъекта к ней, то есть отражение, подчеркивающее ее объективные и устойчивые свойства.

В сознании образ реальности не сливается с опытом субъекта: в сознании то, что изображается, функционирует как «пришествие» для субъекта. То есть, когда я осознаю, например, эту книгу или даже мою мысль об этой книге, сама книга не сливается в моем сознании с моим переживанием этой книги, сама мысль о книге с моим переживанием этой мысли.

Выделение отраженной реальности в сознании человека как объективной имеет своей другой стороной выделение внутреннего мира переживаний и возможности развития на этой основе самонаблюдения.

Перед нами стоит задача проследить условия, которые порождают эту высшую форму психики, человеческое сознание.

Причиной гуманизации предков человека является, как известно, возникновение труда и формирование на его основе человеческого общества. Труд, — говорит Энгельс, — создал самого человека».1 Труд также создал человеческое сознание.

Появление и развитие труда, этого первого и фундаментального условия существования человека, привело к трансформации и гуманизации его мозга, его внешних органов деятельности и чувств. «Сначала был «труд», — говорит о нем Энгельс, — а затем, вместе с ним, членораздельная речь — два главных стимула, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно трансформировался в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с мозгом обезьяны, значительно превосходит его по размерам и совершенству. «2 Главный орган трудовой деятельности человека — его рука — мог достичь своего совершенства только благодаря развитию самого труда. «Только благодаря труду, благодаря адаптации ко все большим и большим процессам….. достигла ли человеческая рука той высокой степени совершенства, когда, словно по волшебству, она может оживить картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини? «3

Изучение так называемого проекционного моторного поля очень наглядно показывает, как новые, специфически человеческие особенности отражаются в структуре коры головного мозга. Если осторожно стимулировать различные точки этого поля электрическим током, то по вызванному стимулом сокращению различных групп мышц можно представить себе точное место проекции того или иного органа в этом поле. Пенфилд выразил результат этих экспериментов в виде схематического и, естественно, условного рисунка, который мы воспроизводим здесь. Из этого рисунка, выполненного в масштабе, видно, какую сравнительно большую площадь занимает в мозгу человека проекция таких органов движения, как рука (кисть) и, прежде всего, органов звуковой речи (мышцы рта, языка, органы гортани), функции которых особенно интенсивно развились в условиях человеческого общества (труд, речевое общение).

Под влиянием труда и в связи с развитием мозга также совершенствовались органы чувств человека. Как органы внешней деятельности, они приобрели качественно новые свойства. Чувство осязания было усовершенствовано; очеловеченный глаз стал воспринимать в вещах больше, чем глаза самой дальнозоркой птицы; развился слух, способный воспринимать тончайшие различия и сходства звуков человеческой членораздельной речи.

В свою очередь, развитие мозга и органов чувств оказывало обратное влияние на труд и язык, «давая обоим все больший импульс к развитию».

Индивидуальные анатомо-физиологические изменения, вызванные работой, обязательно обусловлены естественной взаимозависимостью развития организма и изменения организма в целом. Таким образом, возникновение и развитие труда привело к изменениям всего физического облика человека, к изменениям всей его анатомо-физиологической организации.

Конечно, возникновение труда было подготовлено всем предшествующим ходом развития. Постепенный переход к вертикальной походке, зачатки которой можно отчетливо наблюдать и у современных обезьян, и связанное с этим формирование особо подвижных передних конечностей, пригодных для захвата предметов и все более освобождающихся от функции ходьбы, что объясняется образом жизни предков человека, создали физические предпосылки для возможности сложных трудовых процессов.

Процесс работы был подготовлен и с другой стороны. Возникновение труда было возможно только у тех животных, которые жили целыми группами и имели достаточно развитые формы совместной жизни, хотя, конечно, эти формы были еще очень далеки от самых примитивных форм социальной жизни человека. Насколько высоких ступеней развития могут достигать формы обычной жизни у животных, показывают интереснейшие исследования Н.Ю. Кузнецовой. Войтонис и Н.А. Тих, проведенные в Сухумском стаде. Как показывают эти исследования, в обезьяньем стаде уже существует сложившаяся система взаимоотношений и своеобразная иерархия с соответствующей очень сложной системой коммуникации. В то же время эти исследования позволяют еще раз убедиться в том, что при всей сложности внутренних отношений в обезьяньем стаде, они все же непосредственно сводятся к биологическим отношениям и никогда не определяются объективным и субъективным содержанием деятельности животных.

Все эти аспекты в совокупности сформировали основные условия, благодаря которым в ходе дальнейшей эволюции могли возникнуть труд и человеческое общество, основанное на труде.

Системная структура сознания

Выготский первым в отечественной психологии выделил особый класс систем — психологические системы — и поставил проблему их специфики. Системность была одним из главных принципов исследования сознания Выготским на последних этапах его творческой деятельности: идея сознания как единой системы.

Если инструментальная психология Выготского основывалась на понятии отдельных, хотя и взаимосвязанных, функций, то в конце 1920-х годов он пришел к идее интерфункциональной психологии, понятию психологической системы (сам термин появился в 1930-х годах) и ее истории. При этом Выготский критиковал прежнюю психологию, постулировавшую неизменность и постоянство межфункциональных связей сознания, при которой «отдельные психологические функции рассматривались изолированно, а проблема их организации в целостную структуру сознания оставалась вне внимания исследователей». Превратив постулат предшествующей психологии в объект исследования, Выготский поставил перед собой задачу проследить функциональные связи в процессе развития такой психологической системы, как сознание.

В результате исследований, проведенных в рамках инструментальной психологии, он приходит к выводу, что психическое развитие ребенка заключается не столько в развитии каждой отдельной функции, сколько в изменении межфункциональных связей и отношений: «Сознание развивается как целое, а не как сумма частичных изменений, происходящих при развитии каждой отдельной функции. Судьба каждой функциональной части в развитии сознания зависит от изменений в целом, а не наоборот».

Современный психолог И. Тульвинг изучил и представил теоретические основы сознания:

  • Энетическое сознание (процедурная память) — это состояние, в котором мы ничего не осознаем, но регистрируем и реагируем на сигналы из окружающей среды.
  • Ноэтическое сознание (семантическая память) — это состояние, в котором мы осознаем что-то, что не является частью доступной среды, своего рода символическое сознание.
  • Автоноэтическое сознание (эпизодическая память) — это то, что мы знаем о себе, память о событиях личной жизни.

Философы и психоаналитики ранее изучали сознание; Тульвинг же научно обосновал и экспериментально проверил свою классификацию.

Выготский рассматривал сознание как целостную систему, выделяя в качестве ее элементов отдельные психические функции (например, он не говорит о них достаточно явно). Средой для этой системы была микросоциальная система отношений, имеющая исторический характер, в рамках которой происходила трансформация системы психических функций. В этих условиях Выготский отводит решающую роль социокультурным факторам, которые принимают форму систем знаков и значений, имеющих независимый от индивидуального сознания статус и в то же время функционирующих как инструменты для его построения. Выготский уделял большое внимание связям и отношениям между функциями, но в его концепции различные виды связей, в том числе и те, которые образуют системы, еще не были достаточно дифференцированы. Структура этих отношений в самой системе изучалась Выготским только в плане ее генетических преобразований. Выготский рассматривал динамику данной системы в первую очередь с точки зрения ее эволюции, а не функции. У Выготского мы встречаем определенные идеи о характеристиках системы сознания в вертикальном направлении, то есть идеи о различных уровнях системы и их иерархии (что генетически более ранние отношения представляют собой иерархически более низкие уровни). Выготский отдельно разработал понятие самоконтроля и самоопределения системы. Таким образом, идея активности была введена в модель психологической системы, однако она редко упоминалась конкретно в связи с сознанием как психологической системой.

Связь сознания и мозговых процессов:

  1. сознание всегда связано с этими процессами, происходящими в мозге, и не существует отдельно от них.
  2. сознание является высшей формой отражения мира и связано с членораздельным языком, логическими обобщениями, абстрактными понятиями, что свойственно только человеку.
  3. ядром сознания, способом его существования является знание.
  4. работа развивает сознание.
  5. речь (язык) формирует сознание.
  6. сознание — это функция мозга.
  7. сознание многокомпонентно, но образует единое целое.
  8. сознание активно и обладает способностью влиять на окружающую действительность.

Следовательно, характеристики высшей формы жизни, сознания, должны быть благодарны общественно-историческому опыту поколений, труда, языка и знания.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Виды детских страхов
  2. Медикаментозное лечение в психиатрии
  3. Схема психологического анализа
  4. Области применения социально-психологического тренинга и групповой терапии — Классификация CПT как одной из областей применения активных групповых методов
  5. Взаимосвязь учебной самостоятельности и тревожности младших школьников — Факторы развития школьной тревожности
  6. Зоны общения в психологии
  7. Групповая психокоррекция личностного развития дошкольников
  8. Роль травматических ранних переживаний в формировании образа семьи
  9. Управленческая психология
  10. Оптимальные параметры речевого навыка