Для связи в whatsapp +905441085890

Виды психических процессов: мышление — Психологическая природа мыслительного процесса

В настоящее время изучение мышления является одной из основных задач психологов. Это связано с изначальным постулированием единства сознания и связей между его отдельными звеньями. Первоначально изучение мысли приписывалось скорее философам и другим наукам, которые так или иначе с ней взаимодействовали. Мысль относилась к категории как идеального, так и материального. Установив границы, психология начала изучать процесс мышления как материальный.

Психология рассматривает мышление не как проявление разума, а как процесс деятельности, который разворачивается посредством системы языка, и только потом приобретает некоторые свернутые формы, и таким образом принимает характер внутренних умственных операций. Мы считаем, что современное исследование мысли требует более тщательного изучения и анализа, что объясняется развитием всех отраслей человеческого бытия и еще более стремительным развитием в будущем. Человеческая жизнь постоянно ставит перед нами острые и неотложные задачи и проблемы. Появление таких проблем, трудностей означает, что вокруг нас еще много неизвестного, непонятного, скрытого в реальности. Это требует глубокого познания мира, открытия новых процессов, свойств и связей человека и всего, что его окружает. «Тем не менее, каждый человек что-то думает о себе. Но как он может проверить правильность своих мыслей. Вероятно, он должен сравнить свое представление о себе с самим собой. Но человек знает только свои мысли, а не самого себя».

Процесс мышления по своей внутренней структуре является действием или актом деятельности. Она направлена на решение конкретной задачи. Эта задача содержит цель для мыслительной деятельности человека, соотнесенную с условиями, которыми она задана. Фактический акт мышления о предмете исходит из различных мотивов. Момент, когда начинается процесс мышления, является проблемной ситуацией. В то же время возникает потребность что-то понять. Удивление или недоумение, противоречие, вопрос или проблема — вот что обычно запускает процесс мышления. «Знания и способность овладеть ими являются предпосылками для продуктивного мышления и развития разума».

Именно такие ситуации вовлекают личность в мыслительный процесс. Итак, ситуация возникла, и она является фактором возникновения, но если в этом деле есть начало, то должен быть и определенный конец. Конец достигается, когда поставленная задача решена. Случай, когда поставленная задача не решается, воспринимается субъектом как провал или неудача. Процесс мышления в целом является сознательно регулируемым процессом. Эмоциональное состояние мыслителя, напряжение в начале и удовлетворение в конце напрямую связаны с динамикой мыслительного процесса. В целом, весь процесс естественным образом связан со всей душевной жизнью человека. Мышление своеобразно окрашивается под влиянием определенных эмоциональных состояний субъекта, в том числе любой интеллектуальный процесс исходит из потребностей и интересов человека.

Процесс мышления — это активный, целенаправленный акт воли. Решение проблем требует значительных волевых усилий для преодоления трудностей мышления. Сознательная целенаправленность по сути характеризует процесс мышления. Осознание задачи перед началом мышления определяет весь процесс мышления. Это своеобразная система сознательно регулируемых умственных операций. Мышление сравнивает, соотносит каждую мысль с задачей, на решение которой направлен мыслительный процесс. Мышление как сознательный процесс характеризуется проверкой, критикой и контролем. Привилегией мышления как сознательного процесса является возможность признания ошибки. Все мыслительные процессы осуществляются в обобщениях. Обобщения выражаются в понятиях — конкретном содержании мысли. Концепты не изолированы, а функционируют в сочетании с визуальными аспектами репрезентации и с языком, который также является своего рода визуальным или слуховым образом. Визуальные элементы включены в процесс мышления. Они включены в виде изобразительных представлений, в виде диаграмм и в виде слов. Концептуальное мышление работает со словами, поскольку оно вербально. Процесс мышления включает в себя слабо и сильно обобщенные изобразительные представления. Носителями семантического содержания и смысла могут быть как абстрактное значение слова, так и визуальный образ.

«Таким образом, мы можем мыслить не только абстрактными понятиями, но и образами, что с особой ясностью доказывает существование метафор и художественного мышления в целом».

Виды психических процессов: мышление - Психологическая природа мыслительного процесса

Психологическая природа мыслительного процесса

Изображение, как и фотография предмета, имеет семантическое содержание. Образ, воспринимаемый или воображаемый субъектом, обычно возникает в связи с определенным значением, выраженным в слове: он обозначает объект. Сам образ интеллектуализируется, принимая на себя семантические функции и включаясь в мыслительный процесс. Обобщенное значение образа преобразует чувственное содержание мыслительного процесса, на первый план выходят признаки, связанные со значением, а случайные отходят на второй план. В результате образ воспринимается как более совершенное средство выражения мысли. Переход от репрезентации к схеме является заключительным этапом интеллектуализации образа. Схема играет важную роль. Мы не всегда мыслим развернутыми словесными формулировками; мысль часто предшествует слову. Когда мысль работает быстро, мы как будто отмечаем место этой мысли в какой-то системе, а затем перемещаем ее. Случай, когда мы оперируем мыслью на основе схемы, только способствует предвосхищению еще неразвитой мыслительной системы в нашем сознании. На основе такой схемы мы можем работать только с наброском, не обременяя себя деталями самой мысли. Когда человек думает быстро, он думает именно так. Однако для мышления в понятиях наибольшее значение имеет язык, слово. Мышление в понятиях — это в основном вербальное мышление. Слово — это форма существования мысли, ее непосредственная данность. Значение слова, его обобщение — это акт мышления. Процесс мышления протекает в сложном сочетании наглядно-образного содержания представлений. Словесное обозначение содержания мышления в этом случае выходит за рамки непосредственной наглядности. Преимущество слова в том, что чувственный и визуальный компонент слова имеет только семантическое значение содержания. Только поэтому он может быть пластичным носителем содержания мысли в понятиях. Как правило, человек начинает воспринимать слова как звуковые образы только тогда, когда не понимает их смысла. По этой причине слово является наиболее подходящим средством для обозначения интеллектуального содержания мысли.

В самых разнообразных формах происходит одно из самых сильных сплетений: логическое мышление в понятиях и визуальное содержание. Логико-абстрактное мышление неотделимо от всей сенсорно-визуальной основы. Единство логического и сенсорно-имплицитного заключается в том, что мышление исходит из сенсорно-визуального и содержит эксплицитные элементы, в то же время эксплицитно-имплицитное содержание содержит семантическое содержание. Они как будто взаимопроникают и сливаются друг с другом. Будучи сущностно и качественно отличным от всех других психических процессов и сохраняя специфику мышления, мыслительный процесс всегда вплетен в целостность психической жизни. Она входит в связи и пронизывает все стороны психической деятельности — потребности и чувства, волю и намерения, зрительные образы-представления и вербальную форму языка. Концентрация на решении проблемы или задачи остается специфической для мысли как мыслительного процесса, ибо мысль как ее содержание — обобщенное отражение наиболее существенных сторон человеческого бытия в понятиях, выводах, суждениях — способна привести к осознанию наиболее глубоких объективных отношений мира.

Основные операции и фазы мыслительной деятельности

Проблемная ситуация, с которой начинается процесс мышления, свидетельствует о том, что исходная ситуация недостаточно дана в восприятии субъекта. Его аспект случаен, он находится в связях, которые еще не существуют. А для того чтобы решить эту проблему в результате мыслительного процесса, необходимо прийти к более адекватному познанию аспектов поставленной задачи. Мышление направляется к нему с помощью разнообразных операций. Эти операции представляют собой различные взаимосвязанные и переходные стороны процесса мышления. Этими операциями являются сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение. Все операции являются различными сторонами основной операции мышления — раскрытия все более значимых объективных связей и отношений.

Сравнение, сопоставление вещей, явлений, их свойств, выявляет различия и тождества. Обнаруживая различия одних вещей и идентичность других, сравнение приводит к своего рода классификации. Сравнение часто может быть основной формой познания. В то же время это элементарная форма познания. Тождество и различие являются основными категориями разумного познания, появляясь сначала как внешние отношения. Более глубокое познание требует раскрытия внутренних связей, существенных свойств и закономерностей. И это осуществляется через другие аспекты мыслительного процесса или виды мыслительных операций — анализ и синтез.

Анализ, мысленное расчленение объекта, ситуации, явления и выявление составляющих его элементов, сторон, моментов, частей. С помощью анализа субъект отделяет явления от случайных и несущественных контекстов, в которых они часто даны в восприятии.

Синтез восстанавливает целое, которое может быть расчленено анализом, путем выявления более или менее существенных связей и отношений элементов, выделенных анализом. Анализ расчленяет проблему, синтез по-новому объединяет данные для ее решения. Мышление, анализ и синтез, идет от смутного представления о предмете к концепции, в которой анализ раскрывает основные элементы, а синтез — существенные связи целого. Анализ и синтез, как и все операции мышления, возникают сначала в терминах действия. Теоретическому анализу предшествует практический анализ вещей в действии, который разбивает их на части для практических целей. В логическом контент-анализе анализ и синтез связаны между собой. И эта связь неразрывна. Анализ без синтеза обычно приводит к механическому сведению целого к сумме его частей. А синтез без анализа невозможен, ибо он должен восстановить в мысли целое в существенной взаимосвязи его элементов. И это уже отличает анализ. Анализ и синтез постоянно переходят друг в друга, они должны покрывать друг друга как две стороны целого. Но они также могут попеременно выходить на первый план. Это обусловлено, прежде всего, характером материала. Если исходные данные не точны и их содержание не ясно, то на начальном этапе неизбежно будет преобладать анализ. Но если в начале процесса мышления все данные поступают с достаточной ясностью, то мысль преимущественно пойдет по пути синтеза. В конституции некоторых людей может быть выраженная тенденция к анализу или синтезу. В анализе преобладают аналитические умы, главная сила которых — ясность и точность. Есть преимущественно синтетические умы, главная сила которых — широта синтеза. Но в действительно великих умах, которые производят ценную научную мысль, анализ и синтез более или менее уравновешивают друг друга.

Абстракция — это выделение, обособление и вычленение какого-либо аспекта, свойства, момента явления или предмета в существенном отношении и абстрагирование от остального. Абстракция в действии, предшествующая абстракции в мысли на практике. Поскольку действие обязательно абстрагируется от целого ряда свойств объектов, выбирая в первую очередь те, которые более или менее непосредственно связаны с потребностями человека, именно это и является существенным для практического действия. Примитивная сенсорная абстракция абстрагируется от некоторых сенсорных свойств объекта или явления и выбирает из них другие сенсорные свойства или качества.

Обобщение или генерализация

Рассматривая предметы, человек может определить их форму, абстрагируясь от их цвета, или, наоборот, определить их цвет, абстрагируясь от их формы. Из-за бесконечного разнообразия реальности ни одно восприятие не способно охватить все ее стороны. Примитивная сенсорная абстракция, выражающаяся в отвлечении одних сенсорных сторон действительности от других, осуществляется, таким образом, в каждом процессе восприятия и неизбежно связана с ним. Эта изолирующая абстракция тесно связана с непроизвольным вниманием. Примитивная сенсорная абстракция возникает в результате избирательной функции внимания, связанной с организацией действия. Высшую форму абстракции следует отличать от примитивной сенсорной абстракции, не разделяя их. Высшая форма предполагает созерцание абстрактных понятий. От чувственной абстракции затем переходят к абстрагированию от чувственных свойств объекта и выделению его нечувственных свойств, которые выражаются в абстрактных терминах. Отношения между вещами обусловлены их объективными свойствами, которые проявляются в этих отношениях. На этой основе, опосредуя отношения между вещами, мышление может выявить их абстрактные свойства. В своих высших формах абстракция является результатом обнаружения все более существенных свойств вещей и явлений через их связи и отношения. Если мы переходим к абстрактному, которое раскрывается через отношения к конкретным вещам, то мысль не отрывается от конкретного, а в любом случае возвращается к нему. Поэтому возвращение к конкретному, от которого мысль удаляется на пути к абстрактному, в любом случае повлечет за собой обогащение знаний. Отбрасывая конкретное и возвращаясь к нему через абстрактное, познание мысленно реконструирует конкретное во все большей полноте его содержания как переплетение различных абстрактных определений.

Генерализация или обобщение берет свое начало в плане действия, поскольку индивид отвечает на различные стимулы одним и тем же обобщенным действием и производит его в различных ситуациях на основе общности лишь некоторых его свойств. Ибо в разных ситуациях одно и то же действие навязывается разными действиями, но одна и та же схема остается. Такая схема, по сути, является концепцией в действии, а ее неприменение к другой ситуации — своего рода суждением в действии. Но не подразумевается суждение как сознательный акт, необходимо подразумевать само его основание, некий корень и прообраз. Сам процесс обобщения следует понимать как отбор и отсеивание того, что уже дано в исходной форме в содержании чувственно воспринимаемых свойств объекта. Этот процесс нельзя назвать тем, что обогащает и углубляет наши знания, но тем, что объединяет. Обобщение сводится к отбрасыванию специфических, единичных признаков и сохранению тех, которые оказываются общими для множества единичных объектов. Общее представлено в форме повторяющегося единственного числа. Это обобщение, очевидно, не может выйти за пределы сенсорной сингулярности, поэтому оно не раскрывает истинную природу процесса, который приводит к появлению абстрактных понятий. С этой точки зрения мы не можем не заметить, что процесс обобщения представляется нам не как открытие новых свойств, а как простой отбор и сортировка из данных, которые даны изначально. Получается, что процесс обобщения скорее обедняет, чем углубляет и обогащает. Действительно, это в корне неверно. Позитивное ядро заключается в раскрытии основных отношений. По сути, это то, что является общим. Из этого можно вывести, уже как вторичный вывод, повторяемость того, что является общим, его всеобщность для целого ряда или класса отдельных объектов. Важно, чтобы то, что связано, тем самым обязательно повторялось. На этой основе обобщение может происходить через сравнение, которое выявляет общее в ряде предметов и явлений. Таким образом, процесс обобщения происходит на низших уровнях и в его более элементарных формах. Высшие формы обобщения, к ним мысль приходит через посредничество, через выявление отношений, связей, законов развития.

Кратко обсудив процессы, мы переходим к этапам, которые также важны. В разворачивании процесса мышления можно выделить несколько стадий или фаз.

Начальная фаза — это более или менее выраженное осознание проблемной ситуации. Осознание проблемной ситуации может начаться с чувства удивления, вызванного ситуацией, которая произвела впечатление необычной. Удивление может быть вызвано неожиданным отказом от привычного действия или поведения. Проблемная ситуация может сначала появиться в плане действий. Эта трудность в плане действий начинает сигнализировать о наличии проблемной ситуации, а удивление дает эту ситуацию почувствовать. А еще необходимо понять проблему как таковую, что требует работы мышления. Но не нужно представлять, что процесс мышления начинается с того момента, когда ситуация определена. Сама формулировка проблемы уже является актом мышления, который, в свою очередь, требует мыслительной работы. В процессе мышления все моменты диалектически связаны. Это предотвращает их разрыв и расположение в линейном порядке. Сформулировать, в чем состоит вопрос, — это уже подняться до известного понимания. Понять проблему или задачу — значит найти способ или метод ее решения и, возможно, решить ее. Первый признак думающего человека — способность видеть проблему там, где она существует. Появление вопроса — это признак начала мышления и начала понимания.

Обзор и описание различных типов мышления, его уровней

Человеческое мышление включает в себя мыслительные операции различных типов и уровней.

Их познавательная ценность может быть разной. Элементарный акт мышления, с помощью которого ребенок решает свои трудности, не имеет равной познавательной ценности. И системы мыслительных операций, с помощью которых ученый может решить научную задачу о закономерности протекания каких-либо сложных процессов.

Можно выделить различные уровни мышления по степени его обобщения, по тому, насколько глубоко оно идет одновременно от явления к сущности, от определения сущности к более глубокому ее определению. Различные уровни мышления, таким образом, — это визуальное мышление в его элементарных формах и абстрактное, теоретическое мышление. Теоретическое мышление, раскрывающее законы своего предмета, является высшим уровнем мышления. Теоретическое мышление направлено на познание наиболее общих законов и правил. Он работает с самыми общими категориями и понятиями. Всевозможные научные концепции, теории, методологические основы науки являются продуктом такого рода мышления. Теоретическое мышление составляет основу научного творчества. Но было бы совершенно неправильно сводить все мышление исключительно к теоретическому мышлению в абстрактных терминах.

Мы совершаем мыслительные операции не только путем решения теоретических задач, но и путем визуального мышления, поскольку в некоторых случаях мы решаем стоящие перед нами задачи, оперируя в основном визуальными данными. Визуальное мышление и абстрактно-теоретическое мышление объединяются по-разному. Разница между ними относительна и не подразумевает внешней полярности, но она существенна. Все мышление протекает в более или менее обобщенных, абстрактных понятиях, и все мышление включает в себя более или менее яркие чувственные образы; понятие и образ-представление даны в нем в неразрывном единстве. Человек не может мыслить только в представлениях, без понятий, оторванных от чувственных явлений, как и не может мыслить только в чувственно-воображаемых образах, без понятий. Поэтому, правда, невозможно говорить о визуальном и понятийном мышлении как о внешних противоположностях; но все же, поскольку представление и понятие не только связаны друг с другом, но и отличны друг от друга, мы можем выделить в рамках единого мышления, с одной стороны, визуальное мышление, а с другой — абстрактно-теоретическое. Первая отличается тем, что единство представления и понятия, единичного и общего, реализуется в ней преимущественно в форме наглядного образа-представления, а понятие в ней — преимущественно в форме общего понятия.

Поскольку это разные уровни или ступени познания, образное и абстрактно-теоретическое мышление являются в определенном смысле одновременно разными сторонами одного процесса и одинаково адекватными формами познания разных сторон объективной реальности. Понятие абстрактной мысли отражает общее; но общее никогда не исчерпывает частное и единичное; последнее отражается в образе. «Следовательно, идея, последовательно проводимая, особенно в системе Гегеля, будто образ является лишь низшим уровнем познания, который на высшем должен и может быть без остатка заменен понятием, является заблуждением рационалиста, который ошибочно воображает, что можно исчерпать реальность понятием. Следовательно, мы различаем не только два уровня наглядно-образного мышления и абстрактно-теоретического мышления, но и два вида или два аспекта единого мышления; не только идея, но и образ присутствует на каждом уровне мышления, даже самом высоком.

Когда мы работаем с визуальными данными, мы используем визуально эффективное мышление и визуальное воображение. Визуально эффективное мышление — это мышление, которое сводится к реальным, практическим действиям человека в визуально воспринимаемой ситуации. Здесь внутренние, умственные действия сведены к минимуму, а задача решается в основном внешними, практическими действиями с реальными, материальными объектами. Визуальное образное мышление — это мышление, в котором задачи решаются не путем манипулирования реальными, осязаемыми объектами, а путем внутренних действий с образами этих объектов.

В том, что образ обогащает мысль, можно убедиться на примере любой метафоры. Каждая метафора выражает общую мысль; поэтому понимание метафоры требует раскрытия ее общего смыслового содержания в образной форме, так же как использование метафорического выражения требует поиска образов, которые бы адекватно выражали общую мысль. Но как бы это выглядело, если бы образ ничего не вносил в общую мысль. Весь смысл метафоры заключается в новых оттенках выражения, которые вносит метафорический образ; вся ее ценность заключается в том, что она дополняет общую мысль, выражая ее.

Метафорические образы выражения общей мысли имеют смысл лишь в той мере, в какой они содержат больше, чем дает формулировка мысли в подчиненной клаузе. Образное выражение передает множество дополнительных оттенков выразительности, свойственных только ему. Оно передает не только сам факт, но и отношение к нему. Сравнение показывает, что с точки зрения говорящего это не пустяковый случай, а нечто важное и значительное. Он также оттеняет момент спонтанности, независимости события от человеческой воли, и таким образом устраняет момент личной вины.

Метафорический образ-выражение как вполне адекватно выражает общую мысль, так и выходит за ее пределы, внося дополнительные оттенки и моменты, не содержащиеся в общем определении. Таким образом, метафорическое выражение может служить ярким доказательством как единства общей мысли, понятия и образа, так и качественного своеобразия образа, его отличия от понятия. Особенностью поэтического образа в данном случае является не его наглядность, а его выразительная сила. Это определение необходимо для понимания художественного мышления. Давайте рассмотрим художественное мышление. Образ, отражающий единичное и конкретное, одновременно обобщает; поскольку это не анемичная абстрактная схема, а изображение живого конкретного человека, полноценный художественный образ одновременно возвышается до статуса типичного, то есть общего. Было бы ошибкой рассматривать картину только как единичное целое. Картина также в определенной степени является единством единичного и общего; они обязательно связаны в ней в той или иной степени, потому что они связаны в объективной реальности, которую она отражает.

Поскольку образ также выполняет обобщающую функцию в художественном мышлении, образное содержание произведения искусства может быть носителем его идейного содержания. Если бы визуальный образ не мог содержать идейного содержания, то произведение искусства, которое всегда оперирует визуальным, образным материалом, было бы либо лишено идей, либо тенденциозно. Ведь было бы тенденциозно и нехудожественно создавать произведение, содержащее идеологическое содержание помимо образов, общих формул, и было бы глупо, если бы оно вообще не содержало никакого содержания. По сути, каждое художественное произведение не только может, но и обязательно должно иметь тот или иной идеологический смысл, потому что каждое художественное произведение в той или иной степени выражает определенную идеологию. Вопрос в том, насколько идеально оно это делает.»…каждое произведение искусства содержит в себе внутреннюю дихотомию между содержанием и формой, и….. Это форма, с помощью которой художник добивается эффекта, что содержание уничтожается, как бы стирается».

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психологическая практика в школе
  2. Психологические школы
  3. Проектирование образовательных технологий
  4. Внимание, мышление, память
  5. Особенности эмоционального реагирования дошкольников в семьях, переживших развод — Понятие семьи и влияние семьи на психическое развитие детей
  6. Понятие тьютерской деятельности
  7. Процесс обучения
  8. План воспитательной работы с семьей
  9. Принципы истории педагогики
  10. Игра в психологии