Для связи в whatsapp +905441085890

Виды психических процессов: речь — Сущность языка как психического процесса

В.Г. Крысько в своей работе «Психология и педагогика в схемах и таблицах» дает следующее объяснение понятию «язык».

Речь — это процесс, в ходе которого люди используют язык для общения с другими людьми. Язык имеет свои особенности.

Содержание речи определяется совокупностью выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их смыслом и соответствием действительности.

Разборчивость речи достигается синтаксически правильным построением предложений и использованием пауз в соответствующих местах или подчеркиванием слов с логическим ударением.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной интенсивностью: Он может быть ярким, энергичным или, наоборот, вялым, бледным.

Язык своеобразно открывает сознание другого человека и делает его доступным для многочисленных и тонко нюансированных воздействий. Включенный в процесс реальных практических отношений, совместной деятельности людей, язык охватывает человеческое сознание через сообщение (выражение, воздействие). Благодаря языку сознание одного человека становится самоочевидным для другого.

Основная функция сознания — восприятие бытия, его отражение. Язык и речь выполняют эту функцию особым образом: Они отражают бытие, обозначая его. Речь, как и язык, если рассматривать ее в единстве, является знаковым отражением бытия. Но речь и язык едины и в то же время различны. Они обозначают два разных аспекта единого целого.

Возьмем для примера такое великое и многогранное понятие, как «русский язык». Ведь он включает в себя не только письменный и устный язык, но и образ мышления — особое сознание.

В этом отношении самым ярким примером можно считать русскую письменную и устную речь с русским менталитетом.

Литературный русский язык, язык Пушкина, — это прежде всего язык веры, язык православия как основы государственности. Пушкин считал, что народ пронес его как святыню через все годы тяжелых времен. «Наши предки в течение двух веков, когда они стонали под татарским игом, молились на родном языке русскому Богу, проклиная страшных правителей….. Даже литовские войны не повлияли на судьбу нашего языка; он один остался неприкосновенной собственностью несчастного отечества».

Девятнадцатый век — время тяжелых испытаний для российской государственности: революции, перевороты, смена существующего строя и правительства, политические и экономические реформы. Но не только народ подвергся государственному насилию, впервые в истории России пострадал русский язык. В двадцатом веке она пережила жестокий террор — русская литература была практически уничтожена, существовала в условиях подпольного самиздата или была выслана за пределы СССР, на официальном уровне ее насильственно заменил официальный социалистический реализм. Любая живая, свободная от идеологии мысль, выраженная на великом русском языке, яростно преследовалась. У советского режима были не политические разногласия с русским языком, а скорее поэтические и эстетические. Казалось, что она задумывается о своей образности, возвышенности. Казалось, она распространилась на всю территорию — от Балтики до Тихого океана, но в каком-то сокращенном и декретированном виде. Официальные циркуляры, отчеты, инструкции, репортажи и подобные скучные романы практически убили великую русскую литературу, а вместе с ней пострадал и язык.

Просто подумайте об этом. Всего за один век в русской литературе родились Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов, Ахматова, Цветаева, Пастернак, Мандельштам. Назовите любую другую европейскую литературу, которая в этот период дала бы миру столько имен, а вместе с ними и столько культурных смыслов, без которых невозможно подлинное развитие человечества. И вдруг: пропасть, смысловая пустота. Советская власть убила жизнь в русском языке самым жестоким образом, она убила центральные смыслы, которые были в нем заложены. Это одна из величайших культурных трагедий России за всю историю ее существования. То, что врагам не удалось сделать снаружи, глупцам удалось сделать внутри.

В результате, когда в 1990-х годах была провозглашена свобода устного и письменного слова, мы не услышали никакой речи, кроме тарабарщины и болтовни. Поскольку смыслы были утрачены, мы могли говорить только клише. Ощущался дефицит здравого смысла, выразительных слов, эстетики речи, честности и уверенности в своих словах. Более того, демократизация языка привела к тому, что в общественной коммуникации стали участвовать люди с разным образованием и неравным уровнем языковой культуры. Постепенно сформировался тот образ политической риторики, который мы можем наблюдать сегодня с голубых экранов и высоких трибун.

Сегодня русский язык является одним из крупнейших языков в мире и одним из наиболее развитых языков. А какие нюансы скрываются за русскими словами! Как они многозначны, как совершенна структура нашего языка, как сильно их значение зависит от контекста! В эмиграции Иосифа Бродского часто спрашивали, почему он продолжает писать стихи на русском языке, хотя начал писать эссе на английском. Он ответил, что образный русский язык лучше подходит для поэзии, чем фактологический и лаконичный английский.

Виды психических процессов: речь - Сущность языка как психического процесса

Сущность языка как психического процесса

С поэтом можно только согласиться: Только русский, не знающий истинного значения этого слова, может произнести его в конкретной ситуации и быть уверенным, что его соотечественники обязательно поймут его. И наконец-то они это поймут! В этом особенность русского мышления с помощью языка.

Речь — это деятельность по общению посредством языка, речь — это язык в действии. Язык, как единый с языком, так и отличный от него, представляет собой единство определенной деятельности (общения) и определенного содержания, обозначающего и отражающего бытие. То есть язык — это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мысли.

Речь — это функционирование языка в контексте индивидуального сознания. Язык — это психическое явление, а психология — вспомогательная наука (фундаментальная наука) лингвистики.

Язык в самом широком смысле слова — это универсальный рефлекс на внешние раздражители, а мышление и язык — это проявления реакции мозга на внешние раздражители.

Советская психологическая и физиологическая наука с самого начала характеризовалась материалистическим подходом к интерпретации психологических процессов. Такая точка зрения была широко распространена среди советских психологов 1920-х годов. В этом был убежден выдающийся педагог и психолог дореволюционного образования П.П. Блонский. Ее отстаивал Л.С. Выготский в своих первых работах.

Выготский резко выступает против попыток анализировать целостное языковое мышление, разбивая его на составные части и представляя проблему как проблему соотношения этих составных частей. «Разбивая лингвистическую мысль на составляющие ее части, которые чужды друг другу … Затем эти исследователи пытаются, изучая чистые свойства мысли как таковой, независимой от языка, и языка как такового, независимого от мысли, представить связь между ними как чисто внешнюю механическую зависимость между двумя различными процессами. Такое исследование — анализ «по элементам» — бесплодно, потому что не дает нам ключа к изучению реальных внутренних отношений между мыслью и словом в процессе языка-мышления, языка-деятельности.

Выготский определяет природу происхождения языковой деятельности таким образом, что «мысль … рождается из мотивационной сферы нашего сознания. На пути к вербальному высказыванию он опосредован двумя способами, не только внешними знаками, но и внутренними значениями. А смысл, по Выготскому, — это «единство обобщения и связи, общения и мышления».

Психология языка отличается от лингвистики, которая занимается языком. Как индивидуальное сознание отличается от общественного, психология от идеологии, так и язык отличается от речи. В то же время они связаны друг с другом: как индивидуальное сознание связано с общественным сознанием, психология человека — с идеологией, так и язык, а значит и языковое мышление человека, обусловлено языком. Только через формы общественной мысли, заложенные в языке, индивид может сформулировать свою собственную мысль на своем языке.

Язык или слово — это специфическое единство чувственного и смыслового содержания. Каждое слово имеет семантическое содержание, которое составляет его смысл. Слово обозначает объект (его свойства, действия и т.д.), который оно отражает. Это отражение предметного содержания составляет значение слова. Значение слова, в свою очередь, представляет собой когнитивное отношение человеческого сознания к объекту, которое характеризуется социальными отношениями между людьми.

Язык — это особая, наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. В общении участвуют две стороны — говорящий и слушающий. Говорящий выбирает слова, необходимые для выражения своей мысли, и связывает их по правилам грамматики, и произносит их с помощью органов речи, а слушатель — воспринимает. В обоих случаях должны быть одинаковые правила и средства передачи мыслей.

Человеческий язык очень разнообразен и имеет множество различных форм: внешняя и внутренняя; монолог и диалог, и так далее. Тем не менее, каждая из этих форм обязательно относится к одному из двух основных типов языка: устному или письменному. Следует отметить, что оба типа имеют определенные сходства. Это связано с тем, что в современных языках письменный язык, как и разговорный, является ауральным: знаки письменного языка не выражают прямого смысла, а передают звуковой состав слов.

В отличие от языка, Крысько определяет язык как средство, с помощью которого люди общаются друг с другом.

Но для большинства людей слова «язык» и «речь» неразрывно связаны и часто понимаются как синонимы. Или «речь» — это чисто физиологическое понятие — человеческий орган, а «язык» — лишь продукт этого органа. Правильно ли это? На самом деле, речевая деятельность, которая объединяет эти два термина, является гораздо более глубоким понятием.

Концепция противопоставления языка и речи

В научной практике хорошо известна концепция противопоставления языка и речи, восходящая к женевскому лингвисту Фердинанду де Соссюру. Де Соссюр противопоставляет язык как абстрактную систему и речь как функцию индивида. То есть речевая деятельность противопоставляется «говорению», которое в данном случае рассматривается как индивидуальный акт, реализующий языковую способность как социальную систему. Таким образом, речь и речевые возможности противопоставляются как социальное и индивидуальное; речевая деятельность (речь + речевые возможности) противопоставляется речи как потенции и реализации.

Исследуя эту концепцию, К.Л. Рубинштейн категорически утверждал, что «психологический аспект существует только в языке. Психологический подход к языку как таковому неприменим: это принципиально ложный психологизм, то есть неадекватная психологизация языковых явлений».

Помимо различных интерпретаций дизъюнкции «язык — речь» в современной науке, существуют и другие концепции, которые вообще отвергают эту дизъюнкцию. Почти все эти концепции языка ассоциируются с американской бихевиористской психологией: Они не делают различий между речью и языком, как между текстом и его интерпретацией лингвистом.

Г. На вопрос, что такое язык, Х. Штейнталь ответил: «Это не бездействующая сущность, а текучая деятельность. Мы должны рассматривать его по существу не как удобный инструмент для использования, но как имеющий свою собственную сущность, даже когда он не используется; это свойство или faculty….. Язык — это не что-то существующее, как порох, а процесс, как взрыв…».

Речи (речевой деятельности) можно дать два объяснения. Первый: деятельность представляет собой «поток речи», возникающий в результате пересечения и взаимопроникновения полей речевой деятельности говорящих. Второй: речь — это вид деятельности, а именно «сложная совокупность процессов, объединенных общей направленностью на достижение определенного результата, который одновременно является объективным поводом этой деятельности, т.е. тем, в чем конкретизируется та или иная потребность субъекта».

Вторая интерпретация — «основанная на деятельности», которая принципиально отличается от первой «основанной на континууме». Это подразумевает включение речевой деятельности в общую систему человеческой деятельности. Речевая деятельность рассматривается здесь с учетом всех объективных и субъективных факторов, определяющих поведение носителя языка, во всей полноте ее отношений и отнесений субъекта деятельности к действительности. Реальный процесс, происходящий в коммуникации, — это не установление соответствия между речью и внешним миром, а установление соответствия между обозначаемой деятельностью в конкретной ситуации, то есть между содержанием, мотивом и формой этой деятельности, с одной стороны, и между структурой и элементами речевого высказывания — с другой. Речевой акт — это всегда акт установления соответствия между двумя видами деятельности, а точнее, акт включения речевой деятельности в более широкую систему деятельности в качестве одного из необходимых и взаимозависимых компонентов последней.

Две наиболее важные характеристики любой конкретной человеческой деятельности — это структура и целенаправленность. И как, скажем, политическая деятельность — это не просто набор действий, а строго организованные действия, подчиненные иерархии целей, так и речевая деятельность — это не набор речевых актов или набор «брошенных» высказываний.

Строго говоря, речевой деятельности как таковой не существует. Есть только система речевых действий, которые содержатся в какой-то деятельности — вполне теоретической, интеллектуальной или отчасти практической. Это не имеет никакого отношения только к языку: он не самоцель, а средство, инструмент, даже если он может быть использован по-разному в разных видах деятельности. Но мы будем продолжать говорить о языковой деятельности, несмотря на сказанное, имея в виду, что язык не заполняет собой весь акт «деятельности». Такая терминологическая неопределенность имеет свои преимущества: Упоминание слова «деятельность» заставляет нас постоянно напоминать себе о специфически «деятельностном» понимании языковых явлений.

Таким образом, терминологически вопрос о толковании терминов «язык» и «говорение» остается открытым, поскольку они слишком сильно ассоциативно заряжены. Можно использовать различные заменители: например, «языковая норма» (язык как предмет), «языковая способность» или «языковой процесс», а также термин «речевая деятельность».

Психологические особенности основных типов речи

Внешняя речь — это система звуковых сигналов, знаков и символов, которые человек использует для передачи информации, процесс материализации мыслей. Внешняя речь может быть охарактеризована следующими признаками:

  • Жаргон — стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей;
  • Интонация — совокупность элементов речи (мелодия, ритм, темп, интенсивность, акцентная структура, тембр и т.д.), которые организуют речь фонетически и являются средством выражения различных смыслов, их эмоциональной окраски.

Внешняя речь служит целям общения (хотя в некоторых случаях человек может думать вслух, ни с кем не общаясь), поэтому ее главная особенность — доступность для восприятия (слышания, видения) других людей. В зависимости от того, используются ли для этого звуки или письменные знаки, различают устный (обычный разговорный язык) и письменный язык.

Устный и письменный язык имеют свои психологические особенности. Выступая устно, человек воспринимает аудиторию, ее реакцию на его слова. Письменный язык обращен к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего и прочитает написанное только через некоторое время. У пишущего нет возможности использовать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для лучшего выражения своих мыслей (знаки препинания не заменяют полностью эти выразительные средства), как это происходит в устной речи. Таким образом, письменная речь обычно менее выразительна, чем устная. Кроме того, письменная речь должна быть особенно подробной, связной, понятной и полной, то есть обработанной.

Но у письменной речи есть еще одно преимущество: она позволяет долго и тщательно работать над словесным выражением мыслей, тогда как в устной речи задержки недопустимы, нет времени на шлифовку и окончание предложений. Письменный язык появляется позже устного языка как в истории общества, так и в жизни отдельного человека и формируется на его основе. Значение письменного языка чрезвычайно велико: в нем зафиксирован весь исторический опыт человеческого общества. Благодаря письменности достижения культуры, науки и искусства передаются из поколения в поколение.

Таким образом, внешний адрес включает в себя следующие типы:

  1. вербальные: диалогические и монологические;
  2. в письменном виде.

Устный язык — это общение между людьми, при котором, с одной стороны, слова произносятся вслух, а с другой стороны, люди их слышат.

При характеристике этих двух типов устной речи — разговорной (диалог) и монологической (монолог) — необходимо учитывать не внешнее, а психологическое различие. Внешне они часто могут быть похожи друг на друга. Например, монолог может выглядеть как диалог, если говорящий периодически обращается либо к слушателям, либо к воображаемому оппоненту.

Диалог (от греч. dialogos — разговор, беседа) — это тип речи, состоящий из попеременного обмена знаковой информацией (включая паузы, молчание, жесты) двух или более субъектов. Диалогическая речь — это разговор, в котором участвуют как минимум два собеседника. Эта форма речи является психологически наиболее простой и естественной, она возникает при непосредственном общении двух или более собеседников и состоит в основном из обмена репликами.

Ответ — ответ, возражение, комментарий на слова собеседника — характеризуется краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций. Характерной особенностью диалога является эмоциональный контакт говорящих, их взаимное влияние через мимику, жесты, интонацию и тембр голоса. В повседневном диалоге партнеры не заботятся о форме и стиле высказывания и открыты. Участники публичного диалога учитывают присутствие аудитории и строят свою речь в литературном ключе. В повседневной и обычной беседе диалогическая речь не планируется. Она поддерживается речью. Направление такого разговора и его результаты во многом определяются тем, что говорят его участники, их репликами, комментариями, согласием или несогласием. Но иногда беседа организуется специально для выяснения конкретного вопроса, тогда она носит целенаправленный характер.

Монологи и диалоги могут быть как активными, так и пассивными. Актив — это форма речи, при которой один человек говорит, а речь слушателя находится в пассивной форме. Он включает в себя повторение слов говорящего друг за другом, пока мы слушаем. Здесь она не проявляется внешне, хотя речевая активность присутствует. Часто бывает так, что человек хорошо понимает речь другого человека, но плохо воспроизводит свои собственные мысли. И наоборот, человек может говорить достаточно хорошо, но совсем не слушать другого человека.

Диалогическая речь обычно предъявляет меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, чем монологическая или письменная речь; здесь не требуется специальной подготовки. Это объясняется тем, что собеседники находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому понимают друг друга относительно легко, иногда с полуслова. Им не нужно долго выражать свои мысли в устной форме. Важным условием для собеседников в диалогической речи является умение выслушать высказывания партнера до конца, понять и ответить на его возражения, а не на собственные мысли.

Основным исходным типом устной речи является речь, произносимая одним человеком, при этом слушатели только воспринимают речь говорящего, но не принимают в ней непосредственного участия. Такая речь называется монологической речью или монологом. Например, речь оратора. Монологическая речь психологически очень сложна и требует от говорящего умения связно и строго последовательно излагать свои мысли. В то же время оратор должен обладать способностью следить не только за своей речью, но и за аудиторией.

Монологическая речь характеризуется следующими особенностями:

  • Последовательность и доказательства, обеспечивающие связность мысли;
  • грамматически правильную структуру;
  • выразительность голоса.

Монологическая речь сложнее диалогической по содержанию и языку и всегда требует достаточно высокого уровня языкового развития говорящего. Монолог — это, как правило, публичная речь, обращенная к большому количеству людей. Ораторский монолог диалогичен.

Публичные выступления

Возникновение собственно ораторского искусства в России обычно связывают с созывом Первой Государственной Думы (1906), ведущие деятели которой, как правило, были прекрасными ораторами. Петр Столыпин, глава правительства и организатор аграрной реформы в России, считался образцом политической риторики. Столыпин произнес ряд блестящих речей в Думе, в которых рассуждал о власти и ее роли в общественной жизни: «Власть не может быть рассматриваема как конец….. Власть — это средство сохранения жизни, мира и порядка.

По его мнению, настоящий политик должен обладать благородством и ответственностью лидера государства, но его слова скорее элегантны и артистичны, чем деловиты и решительны, в них мало воли, тогда как политическая речь требует точных указаний, куда двигать общество и страну. Сегодня это уже история, но очевидно, что столыпинская Государственная Дума не смогла объединить народ своими словами, как того требовала политическая ситуация.

Во время перестройки был предложен иной образ оратора, как новый стиль мышления и рассуждений — Горбачев стал говорить по-другому, спонтанно. «Демократический» стиль речи был немедленно подхвачен, и все вожди стали говорить без бумажки. Тем не менее, лишь немногие свежие «ораторы» были готовы к импровизации, и здесь опыт Горбачева показал, что неподготовленное слово обычно обесценивалось, как только оно было произнесено.

Мы все еще пожинаем плоды российской политической риторики. Достаточно послушать несколько речей и политических дебатов… Человек, не способный правильно и связно построить предложение, также вряд ли способен регулировать нашу жизнь. Можно предположить, что цветистость языка — это намеренная уловка. Но дело в том, что носители русской разговорной речи уже давно привыкли отличать пустую заумную белиберду от осмысленной речи и не желают следовать за белибердой.

Избиратели, которых называют безликим словом «электорат», понимают, что политик — это прежде всего оратор, не просто жонглер изящной словесностью, а тот, кто занимает определенную позицию и отстаивает ее в словесном бою. Иногда оратору не грех помолчать, ведь нет ничего важнее правильной паузы в риторике. Но бессловесных политиков не бывает, и умение владеть речью, рассчитывать свои мысли и слова, формировать стиль общественной жизни стилем своей речи — важнейшие качества настоящего политика.

Речевые ошибки сегодняшних популярных трибунов неизбежно замечаются и высмеиваются в обществе, что заставляет их более ответственно относиться к своей речи, развивать и совершенствовать свои ораторские навыки — в политическом диалоге, в дискуссии, в поведении на пресс-конференциях и интервью. Речевая деятельность политиков приобретает индивидуальные черты, которые являются важным элементом предвыборных выступлений.

Становится ясно, что русский человек по своей природе ценит не внешнее красивое красноречие, а ответственность и знание в словах политика. Сегодня стиль выступлений власть имущих становится все ниже, все вульгарнее и больше похож на заигрывание с народом, чем на серьезный разговор. Но доверие — это главная цель любого политического оратора.

Искусство управления, осуществляемое посредством слова, должно быть основано на честности и нравственности. Возможно, что не каждый политик преследует такие цели. Это возможно только в том случае, если политика «не тщеславие, не карьера…. Политика — это искусство объединять людей.

Если сегодня спросить избирателей, кого они ценят среди политических лидеров за красноречие, большинство из них ответит — Владимира Жириновского. В его речи отчетливо видно применение основных ораторских психологических приемов: активные жесты, практическая и наглядная аргументация сказанного. Жириновский никогда не забывает, что в политическом диалоге всегда побеждает тот, кто умеет управлять своей аудиторией. Именно это делает его по сей день одним из самых умных ораторов в политике.

Устный язык вначале был не столь совершенен, как сегодня. Первоначально слова, как и жесты рук, имели очень общее, расплывчатое значение. Одно и то же слово может быть использовано для обозначения различных объектов содержания.

Письменный язык — это графически оформленный язык, организованный на основе буквенных изображений. Она рассчитана на широкий круг читателей, не является ситуативной и требует развитых навыков звуко-буквенного анализа, умения логично и грамматически правильно излагать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Письменная и устная речь, как правило, выполняют разные функции. Устная речь функционирует в основном как разговорная речь в разговорной ситуации, а письменная речь — как деловая, научная, скорее безличная речь, не предназначенная для собеседника, который непосредственно присутствует.

Внутренняя речь (речь «сама по себе») — это речь без звукового оформления, протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее высказывание. Внутренняя речь — это речь, которая не выполняет функцию общения, а лишь обслуживает мыслительный процесс конкретного человека. По своей структуре оно отличается свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения. Внутренняя речь может быть охарактеризована предикатами.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психология стресса и методы его коррекции
  2. Выбор в психологии
  3. Принципы, этапы и технологии психоанализа как технологии коррекционной работы
  4. Внутренний конфликт и его влияние на реализацию управленческой деятельности
  5. Механизмы воображения
  6. Психодиагностический процесс. Этапы психологического исследования
  7. Проблемы когнитивной психологии
  8. Защитный механизм: аскетизм
  9. Культура овладения этическим поведением
  10. Абстрактное логическое мышление — Абстрактное мышление в процессе познания