Для связи в whatsapp +905441085890

Виды психических процессов: воля — История изучения понятия воли

Человек, который осознает необходимость действовать и принимает решение, не всегда переходит к его реализации. Объяснить этот переход только мотивацией невозможно, так же как невозможно объяснить, почему люди иногда ничего не делают для реализации своих планов, решений, удовлетворения иногда даже остро и эмоционально ощущаемых интересов. Если люди с одинаковыми знаниями и способностями, имеющие сходные убеждения и взгляды на жизнь, начинают решать стоящую перед ними задачу с разной степенью решительности и интенсивности, или если, столкнувшись с трудностями, одни из них прекращают действовать, а другие действуют с удвоенной энергией, то эти явления связаны с проявлениями их воли.

Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить действие, которое он сам считает уместным и необходимым в данной ситуации.

Воля — это психический процесс сознательного управления деятельностью, который проявляется в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели.

Преодоление препятствий и трудностей требует так называемого волевого усилия — особого нервно-психологического состояния напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Как и все психические явления, воление является формой отражения. Отражаемым объектом в волевом процессе является цель деятельности в ее соотнесении с собственной реально осуществляемой деятельностью, которая обеспечивает достижение этой цели.

Воля — это сознательная регуляция поведения и деятельности человека, которая выражается в способности преодолевать внутренние и внешние трудности при осуществлении целенаправленных действий и поступков. Воля соотносится со всем сознанием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляция своей активности в сложных условиях жизнедеятельности. Саморегуляция основана на взаимодействии процессов возбуждения и торможения нервной системы. Соответственно, психологи выделяют еще две функции — активирующую и тормозящую — как конкретизацию вышеуказанной общей функции. Иногда первую функцию называют стимулирующей или побуждающей.

Волевые или добровольные действия развиваются из непроизвольных движений и действий. Самые простые из непроизвольных движений — это рефлекторные движения, такие как сужение и расширение зрачков, моргание, глотание, чихание и т.д. К этому же классу движений относятся подергивание руки при прикосновении к горячему предмету, непроизвольный поворот головы в направлении услышанного звука и т.д.

Наши выразительные движения обычно непроизвольны: мы поднимаем брови и открываем рот, когда удивлены; мы улыбаемся, когда довольны; в гневе мы непроизвольно сжимаем зубы, нахмуриваем брови и так далее.

К волевому поведению также относятся импульсивные действия, бессознательные, нефиксированные реакции, не подчиненные общей цели, например, на звук за окном, на объект, который может удовлетворить потребность, и так далее. Особенностью волевого поведения является переживание состояния «я должен», а не «я хочу», хотя, конечно, необходимо учитывать и возможность совпадения волевого и импульсивного поведения («я хочу выполнить свой долг»). Поэтому, образно говоря, наша жизнь — это постоянная борьба между волевым и привычным, привычным поведением. В отличие от непроизвольных, преднамеренные действия, которые более характерны для человеческого поведения, направлены на достижение конкретной цели.

Виды психических процессов: воля - История изучения понятия воли

История изучения понятия воли

Для сравнительного понимания волевого действия необходимо учитывать динамику научных взглядов на этот процесс. В этом контексте, вслед за Г.Л. Тульчинским, необходимо подчеркнуть, что воля — и как понятие, и как реальный фактор поведения — исторична.

«Волевая» проблема начала формироваться в контексте проблемы свободы воли и поначалу не имела ярко выраженного онтологического оттенка, а ограничивалась областями этики, гносеологии и психологии. Понятие «воля» не сразу получило нормативный терминологический эквивалент (именно поэтому грекам иногда ошибочно отказывали в каком-либо понятии воли). У Платона «воля» впервые становится особым объектом рефлексии и понимается как синтез рациональной оценки и стремления (последнее выделяется как отдельная способность души). Аристотель разработал «анатомию» волевого акта, рассматривая волю как специфическую причинность, отличную от «чистой» интеллектуальной сферы (созерцательного разума) и от «чистых» аффектов. Основным свойством души является стремление; воля — это единственный вид стремления, который исходит из рациональной части души и является «синтезом» разума и стремления. Сфера воли соответствует «практическому» разуму, который отражает и направляет деятельность: чисто интеллектуальный акт отличается от акта стремления, в котором момент стремления более акцентирован. Аристотель терминологически оформил классическую традицию, очертив семантическую сферу «волевой» лексики («воля», «выбор», «решение», «произвол», «цель» и т.д.). Теория Аристотеля как по содержанию, так и по терминологии.

Почти не изменилась в эллинистический период. Только ранние стоики (особенно Хрисипп), которые говорили о стремлении разума, отождествляли формируемое разумом стремление или волю, которая противостоит страсти, с суждением. Неоплатонизм, не предложив никаких фундаментальных инноваций в области проблемы воли, переместил ее в сферу онтологии.

Уже с III века до н.э. классическая традиция обрела внутреннюю целостность. Более того, в латинской традиции стремление «отделить» и даже довольно четко разграничить дух и волю прослеживается очень рано.

Средневековая проблема воли не выходила за рамки августинианства, аристотелианства и их возможных комбинаций. Примером умеренного августинизма является позиция Ансельма Кентерберийского. Аристотелевские мотивы преобладают у Альберта Великого и Фомы Аквинского. Для Альберта воля — это «причина самой себя», способность разума к самоопределению; воля и разум — это разные, но тесно связанные между собой способности души. Фома сочетает тезисы Аристотеля с августиновскими реминисценциями: Воля — это, по сути, акт интеллектуального самоопределения.

В классической традиции воля предстает как относительно независимая функция или проявление разума. Конфликт разума и воли» здесь едва ли мыслим, а противопоставление «волевого» иррациональному, напротив, само собой разумеется. Метафора «воли» подчеркивает прежде всего интеллектуально-императивный аспект, важность твердого рационального намерения, активного мышления, стремления к реализации цели.

В основе «волюнтаристской» традиции лежит онтологическое понимание воли и тезис: не воля является принадлежностью разума, а разум является принадлежностью воли. Волюнтаристский» потенциал классической традиции был полностью реализован Августином, Дунсом Скотусом и Фихте, которые вплотную подошли к границе, отделявшей эту традицию от ее противоположности. Элементы собственно волюнтаристской традиции можно найти у Бёме. Переход к нему был довольно постепенным.

Античность и Средневековье не знали воли в современном понимании. Таким образом, древний мир знал идеал мудрого, но отнюдь не волевого человека. Правила поведения соответствовали рациональным началам природы и жизни и правилам логики. Поэтому, согласно Аристотелю, действие следует из логического умозаключения. Надо сказать, что подобные взгляды на природу завещания существуют и сейчас. Например, Чхартишвили выступает против особого характера воли, считая, что понятия цели и сознания являются категориями интеллектуального поведения, и, по его мнению, здесь не нужно вводить новые понятия.

На самом деле, даже Средневековье не знает личной воли. Обряд exoris, экзорцизм, является значимым в этом отношении. Обряд exoris, изгнание дьявола, свидетельствует о том, что человек считался исключительно пассивным агентом, «полем», на котором с ним сталкиваются внешние силы.

В Средние века воля была наделена самостоятельным существованием и даже персонифицировалась в определенных силах, которые превращались в добрых и злых существ. Эти силы, в свою очередь, рассматривались как проявления определенного духа, который имел не менее определенные цели. Знание этих сил — вплоть до узнавания имени определенного ангела или дьявола — открывало путь к «истинному» действию.

Такое понимание воли обусловлено тем, что традиционное общество фактически отрицает самостоятельное начало поведения. Человек в нем выступает лишь как род, программа, по которой жили предки. Право на отклонение признавалось только за некоторыми членами общины, например, за шаманом — человеком, общающимся с духами предков, с потусторонним миром; за кузнецом — человеком, обладающим силой огня и металла; за разбойником — преступником, выступающим против данного общества и т.д.

Вероятно, в этом контексте понятие воли возникает одновременно с личностью в новую эпоху, эпоху «ренессансных страстей». Как будто человеку дано право творить и даже ошибаться. Только отклоняясь от нормы, отделяясь от вида, он становится личностью. Главная ценность личности — свобода воли.

Абсолютная свобода

Абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма, «философии существования». Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Отправной точкой этой концепции является абстрактный человек, который стоит вне социальных связей и отношений, вне социокультурной среды. Существование такого «брошенного на произвол судьбы» человека рассматривается как «индивидуальное приключение» без смысла, а сам человек как «бесполезная страсть». Такой человек не связан с обществом никакими моральными обязательствами или ответственностью. Таким образом, он не только аморален и беспринципен, но и безрассуден и безответственен. Любая норма действует для него как нивелирование и угнетение. Согласно Ж.П. Сартру, только спонтанный, немотивированный протест против любого вида «социальности» может быть подлинно человеческим, и этот протест может быть ситуативным, нерегулируемым, не связанным никакими рамками организаций, программ, партий и т.д. Абсолютизация свободы воли лишила экзистенциализм возможности найти общую основу для человеческого существования и завела в тупик спонтанных, агрессивных, иррациональных принципов, которые настраивают человека против культуры, истории и общества и лишают его существование смысла, цели и ответственности.

Человек, совершающий действие, отвергающее все установленные нормы и ценности, обязан утверждать другие. Если он отрекается от конкретной культуры, то только ради другой, не менее самобытной. Как это ни парадоксально, но антисоциальное поведение также обусловлено культурой: пьянство, наркомания и т.д. Все они организованы определенным образом. Все они организованы определенным образом, имеют свою свободу от норм, правил, ценностей и ритуалов.

Определенный интерес в этой связи представляет трактовка воли И.П. Павловым, который рассматривал ее как «инстинкт» (рефлекс) свободы», как проявление жизненной активности, когда она сталкивается с препятствиями, ограничивающими эту активность. Как «инстинкт свободы», воля обладает таким же стимулирующим поведение эффектом, как инстинкты голода и опасности. «Без него, — писал И.П. Павлов, — любое малейшее препятствие, встречаемое животным на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни». Однако для человеческого поступка таким препятствием может быть не только внешнее препятствие, ограничивающее двигательную активность, но и содержание его собственного самосознания, контролирующие интересы и т.д. В этом качестве, согласно ГЛ, воля раскрывается как инстинкт свободы. Тульчинского на всех уровнях психофизиологической целостности личности выполняет функцию подавления одних потребностей и стимулирования других, способствует проявлениям характера, самоутверждению личности от умения постоять за себя до самопожертвования.

Психоаналитическая концепция, на всех этапах своего развития от Фрейда до Фромма, неоднократно пыталась конкретизировать понятие воли как особой энергии человеческого действия. Для них источником человеческого действия является особая биологическая энергия живого организма, преобразованная в психическую форму. Для самого Фрейда это бессознательное и иррациональное «либидо», психосексуальная энергия полового влечения. Фрейд объяснял поведение человека сначала «культивированными» проявлениями этой жизнеутверждающей силы, а затем ее борьбой с таким же бессознательным стремлением человека к смерти.

Развитие этих взглядов в концепциях учеников и последователей Фрейда имеет большое значение. Так, К. Лоренц видит энергию воли в первоначальной агрессивности человека. Если эта агрессия не реализуется в социально разрешенных и санкционированных формах действия, она становится социально опасной, поскольку может привести к немотивированным преступным действиям. A. Adler, C. G. Jung, K. Horney, and E. Фром связывает проявление воли с социальными факторами. Для К.Г. Юнга — это универсальные архетипы поведения и мышления, заложенные в каждой культуре; для А. Адлера — стремление к власти и социальному доминированию; для К. Хорни и Е. Фромм стремление личности к самореализации в культуре.

Вопрос о природе воли по-разному трактуется в идеалистической и материалистической философии, и соответственно определяет подходы к проблеме развития воли в психологии.

Идеалисты рассматривают волю как психическую силу, не связанную с деятельностью мозга или окружающей средой. Они утверждают, что воля абсолютно свободна. Человек может поступать по своему усмотрению в любом случае, не обращая внимания ни на что. Такой взгляд на природу воли называется индетерминистским (необусловленным). По сути, такое понимание природы воли ведет к ее божественному происхождению.

Сторонники материалистического подхода к природе воли подчеркивают естественную зависимость человека от материальных условий его жизни, от причинно-следственных связей, в которые он вовлечен. Такой подход называется детерминистским (т.е. условным) пониманием природы воли. Однако при таком подходе существуют два принципиально различных способа понимания детерминизма воли: механистический детерминизм и диалектический материалистический детерминизм.

Сторонники механистического детерминизма считают, что человек, его развитие, как и любая другая часть природы, подчиняется неизменным и неизменным законам необходимости, существующим в материальном мире. Из этого они делают вывод, что у человека нет свободы воли и он беспомощен бороться с тем, что вечно предопределено. В конечном итоге это приводит к фатализму.

Диалектический материализм решает проблему свободы и необходимости принципиально иначе. Признавая необходимость как причинно-следственную обусловленность процессов и явлений существующего мира, марксизм-ленинизм признает и свободу воли человека. С этой точки зрения, свобода воли — это познанная необходимость человека.

Фактически, различные концепции психоанализа предполагают абсолютизацию отдельных, хотя и существенных, потребностей как источников и главных противоречий человеческого действия. Возражения вызывают не столько сами преувеличения, сколько общая трактовка движущих сил, которые, по мнению приверженцев психоанализа, направлены на «самосохранение» и «поддержание целостности» человеческой личности. Человек может действовать вопреки интересам своей биологической целостности и сохранения, как показывают примеры человеческого героизма в экстремальных ситуациях.

Физиологические основы воли

Волевые действия, как и вся умственная деятельность, являются функцией мозга. По своему физиологическому механизму они являются рефлекторными действиями.

Причина их появления лежит снаружи, в окружающем мире. И.М. Сеченов отмечал, что «все сознательные движения… называемые обычно волевыми, являются в строгом смысле «отраженными», то есть рефлексами. В основе волевых движений лежит сложная система нейронных связей моторной области коры головного мозга (расположенной в ее теменной части) с корковыми окончаниями анализаторов, лобными долями коры и ретикулярной формацией подкорки. Двигательная область коры головного мозга постоянно «бомбардируется» информацией от корковых концов анализаторов. Информация от анализатора, поступающая в двигательную зону, служит своеобразным пусковым механизмом двигательного ответа.

Материальной основой волевых движений является деятельность так называемых гигантских пирамидальных клеток, которые расположены в одном из слоев коры головного мозга в области передней центральной извилины. Импульсы движения зарождаются в этих клетках, откуда волокна образуют массивный пучок, который идет вглубь мозга, спускается вниз, проходит внутри спинного мозга и, наконец, достигает мышц на противоположной стороне тела (пирамидный тракт). Когда поражается та или иная из этих клеток, человек страдает параличом соответствующих органов движения.

Однако произвольные движения выполняются не изолированно друг от друга, а в сложной системе целенаправленных действий. Большую роль в этом играют отделы, обеспечивающие двигательную чувствительность. Если поражены участки, расположенные за передней центральной извилиной, человек перестает ощущать собственные движения и поэтому не может выполнять даже относительно простые действия: например, поднять предмет, находящийся поблизости. Трудности, возникающие в этих случаях, характеризуются тем, что человек подбирает неправильные движения. Плавность и непрерывность действий обеспечивается участками мозга, расположенными перед передней центральной извилиной. При поражении этой части коры головного мозга у человека наблюдается значительная неуклюжесть движений и утрата имеющихся навыков.

Решающую роль в организации волевых действий играет вторая сигнальная система, выполняющая регуляторную функцию. Второсигнальные связи являются как бы промежуточными звеньями между концами анализаторов и двигательной областью мозга. Стимулы второй сигнальной системы, которые исходят от других людей, произносятся вслух или внутренне проговариваются человеком, служат «пусковыми сигналами» волевого акта, регуляторами волевого акта. Важную роль играют лобные доли, в которых, как показали исследования, происходит сравнение достигнутого в каждый момент времени результата с ранее созданной целевой программой. Повреждение лобных долей приводит к абулии (болезненному безволию).

Ретикулярная формация поддерживает фокус оптимальной возбудимости в области коры головного мозга, связанной с выполнением определенного типа волевого движения.

В целом, воление является условно рефлексивным. Различные ассоциации формируются и закрепляются на основе временных нейронных связей. Полученная информация о действиях сравнивается с уже существующей программой. Если полученная информация не соответствует программе, созданной в коре головного мозга, то меняется либо сама деятельность, либо программа. Рефлекторная природа регуляции волевого поведения предполагает, что оптимальный центр возбуждения возникает в коре головного мозга, который служит носителем цели действия. Очаг оптимальной возбудимости, присутствующий в коре головного мозга, требует постоянного притока энергии. Ретикулярная формация отвечает за снабжение коры головного мозга энергией и служит своего рода аккумулятором. Таким образом, волевое поведение является результатом взаимодействия множества сложнейших физиологических процессов мозга и влияния окружающей среды.

Структура добровольной акции.

Волевая деятельность всегда состоит из определенных актов воли, в которых содержатся все свойства и качества воли. Волевые действия могут быть простыми и сложными.

Простые — это те, в которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, что и каким способом он достигнет. Например, чтобы делать записи по своим учебным предметам, ему нужны общие тетради. Студент решает получить их. У него есть деньги, которые ему нужны. Он идет в ближайший книжный магазин, где, как он знает, есть отдел канцелярских товаров с нужными ему блокнотами, и покупает их. Приведенное здесь действие имеет в своей структуре следующие компоненты: цель — купить тетради; мотив — использовать их для записей на лекциях; средства — деньги, необходимые для покупки тетрадей; способ выполнения действия — студент сам идет в книжный магазин, а может попросить друга, который ходит в книжный магазин, сделать такую покупку.

В этом действии можно четко выделить следующие этапы: 1) осознание цели и желание ее достичь (тетради нужны для записей, их нужно купить); 2) осознание возможностей достижения цели (деньги, необходимые для покупки тетрадей, есть, тетради есть в ближайшем книжном магазине); 3) принятие решения (студент решает купить тетради); 4) исполнение решения (он идет в книжный магазин и покупает общие тетради). Часто этапы 1, 2 и 3 объединяют, при этом эту часть волевого действия называют подготовительным этапом, а этап 4 — исполнительным. Простой волевой акт характеризуется тем, что выбор цели, решение выполнить действие определенным образом происходит без борьбы мотивов.

В сложных волевых действиях выделяют следующие этапы: 1) осознание цели и желание ее достичь; 2) осознание ряда возможностей достижения цели; 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в качестве решения; 6) реализация принятого решения.

Этап «осознания цели и стремления к ее достижению» не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне, и ее достижение обязательно для исполнителя, то остается только осознать ее, сформировав в себе определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на этом этапе, когда человек способен выбирать цели или, по крайней мере, порядок их достижения. Борьба мотивов, возникающая в сознании целей, является не структурным компонентом волевого действия, а определенным этапом волевой деятельности, к которому относится действие. Каждый мотив проходит стадию желания (когда цель выбирается самостоятельно), прежде чем стать целью. Желание — это идеально существующее (в сознании человека) содержание потребности. Желать чего-либо — это прежде всего знать содержание стимула.

Каждое желание, прежде чем стать целью волевого действия, подвергается внутреннему обсуждению, в ходе которого рассматриваются аргументы «за» и «против», взвешиваются условия, способствующие и препятствующие осуществлению желания. В воображении человек забегает вперед и мысленно предвидит результат своего действия. Поскольку в каждый данный момент у человека есть различные значимые желания, одновременное удовлетворение которых объективно невозможно, происходит столкновение противоположных, несовпадающих мотивов, между которыми необходимо сделать выбор. Такая ситуация называется столкновением мотивов. На стадии осознания цели и стремления к ней борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этой стадии, снимается.

Этап «осознание совокупности возможностей достижения цели» фактически является актом мышления, частью волевого акта, результатом которого является установление причинно-следственных связей между возможностями совершения волевого акта в существующих условиях и возможными результатами.

Личные волевые качества

На следующем этапе возможные пути и средства достижения цели соотносятся с системой ценностей человека, включая убеждения, чувства, нормы поведения и ведущие потребности. Каждый возможный путь обсуждается с точки зрения того, как он вписывается в систему ценностей человека. Результатом этого этапа является четкое понимание плюсов и минусов каждого возможного пути. По мере того, как появляются мотивы, подтверждающие или отрицающие анализируемые возможности, напряжение нарастает, поскольку человек снова оказывается перед выбором.

Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек понимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание является одним из результатов второго этапа), но в то же время не может принять его из-за своих моральных чувств или принципов. Другие пути менее экономичны (человек это тоже осознает), но идти ими соответствует его системе ценностей. Результатом разрешения этой ситуации является следующий шаг — принятие одного из вариантов в качестве решения. Для него характерно снижение напряжения по мере разрешения внутреннего конфликта. Здесь уточняются средства, методы и порядок их использования, т.е. осуществляется детальное планирование. Затем начинается реализация того, что было запланировано на этапе выполнения принятого решения.

Однако этап реализации принятого решения не освобождает человека от необходимости приложения волевых усилий, и порой не менее значительных, чем при выборе цели действия или способов ее выполнения, поскольку практическая реализация намеченной цели вновь связана с преодолением препятствий. Они могут возникать из-за предметов, материальных процессов, людей, времени, пространства. В то же время могут возникнуть препятствия личного характера, такие как усталость, болезнь, отсутствие знаний и навыков. Внешние и внутренние препятствия, отражаясь в сознании, создают напряженную конфликтную ситуацию (реальную действительность или субъективное состояние человека), которая разрешается либо последовательным движением в направлении цели и, соответственно, сохранением волевого усилия, либо отказом от практической деятельности, отказом от волевого усилия и, наконец, от цели.

Однако следует подчеркнуть, что отказ от практической деятельности не всегда является показателем отсутствия у человека силы воли. Если человек перестает стремиться к цели, потому что не хочет, не может справиться с возникшим напряжением или приостанавливает практическую деятельность без достаточно веской причины, это является показателем слабости воли. Если у человека есть серьезные причины прекратить стремление к цели, его нельзя назвать слабовольным. Например, обстоятельства могут существенно измениться, могут возникнуть новые условия, и выполнение ранее принятого решения может стать нерациональным. Здесь требуется сознательный отказ от принятого решения.

Волевой человек должен уметь при необходимости отклониться от запланированного действия, принять новое решение, иначе это будет не волеизъявление, а бессмысленное упрямство.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два последствия: Первая — достижение определенной цели; вторая — человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее о способах достижения цели, затраченных усилиях.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая внешние и внутренние препятствия, человек развивает волевые качества, которые характеризуют его как личность и важны для учебы, работы.

К волевым качествам относятся: Решительность, решительность, смелость, храбрость, инициативность, настойчивость, независимость, упорство, дисциплина.

Целеустремленность — это волевое качество человека, которое выражается в подчинении его поведения устойчивой жизненной цели и в готовности использовать все свои силы и способности для достижения этой цели. Частные цели, как необходимые шаги на пути к достижению главной цели, обусловлены этой перспективной целью; все ненужное и лишнее отбрасывается. Следует, однако, иметь в виду, что у некоторых людей целеустремленность принимает индивидуальное направление Они также ставят перед собой четкие цели, но их содержание отражает только личные потребности и интересы.

Решительность — это волевое качество человека, которое выражается в быстром и продуманном выборе цели и определении путей ее достижения. Решительность особенно проявляется в сложных ситуациях принятия решений, связанных с риском. Противоположность этой черты нерешительность может проявляться в бесконечной борьбе мотивов, в постоянном пересмотре уже принятых решений.

Мужество — это способность человека преодолевать страх и растерянность. Мужество проявляется не только в действиях в момент опасности для жизни человека; мужественный человек не будет бояться трудной работы, большой ответственности и страха перед неудачей. Мужество требует здравого, разумного отношения к действительности. Истинное мужество волевого человека — это преодоление страха и учета надвигающейся опасности. Мужественный человек осознает свои возможности и достаточно продумывает свои действия.

Настойчивость — это характеристика воли человека, которая выражается в способности доводить до конца принятые решения, добиваться поставленной цели, преодолевая все препятствия на пути. Упрямство следует отличать от негативного качества воли — упрямства. Упрямый человек признает только свое мнение, свои доводы и старается руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти доводы могут быть ошибочными.

В данном случае воля человека — это сильное, волевое качество, проявляющееся в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противоположным отрицательным качеством является импульсивность, склонность действовать по первому побуждению, необдуманно, не обдумывая свои действия.

Мужество — это сложная черта личности, которая подразумевает не только смелость, но и настойчивость, упорство, уверенность в себе, в правоте своего дела. Мужество проявляется в способности человека добиваться поставленной цели, несмотря на опасность для жизни и личного благополучия, преодолевать невзгоды, страдания и лишения.

Инициатива — это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это активная и мужественная гибкость действий и поступков человека в соответствии со временем и условиями.

Независимость — это волевое качество личности, которое выражается в способности по собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и практически реализовывать принятые решения. Независимый человек не поддается попыткам склонить его к действиям, которые не совпадают с его убеждениями. Противоположное качество независимости — внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не способен критически рассматривать советы других, он сопротивляется им, он принимает любой совет от других, даже самый неадекватный.

Дисциплина — это волевое качество человека, проявляющееся в сознательном подчинении собственного поведения социальным правилам и нормам.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Когнитивная социальная психология
  2. Психология больших социальных групп
  3. Психологические защиты личности
  4. Психологические особенности возрастных групп
  5. Примеры невербальной коммуникации
  6. Должностная инструкция психолога и специфика работы в интернатных учреждениях
  7. Практическая деятельность психолога
  8. Зависть как фактор деструкции межличностных отношений в организации
  9. Мимика как элемент невербальной коммуникации
  10. Адаптация детей с ограниченными возможностями — Понятие социализации детей с ограниченными возможностями