Для связи в whatsapp +905441085890

Виды современной идеологии — Сущность идеологического многообразия

Статья 13 Конституции Российской Федерации 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие и многопартийная система. 4. Общественные объединения равны перед законом. 5. Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Вышеуказанная статья устанавливает меру и принципы политической и идеологической свободы в Российской Федерации. Следует сразу отметить, что данная мера предоставляет необычайно широкую свободу деятельности отдельных лиц, партий, общественных объединений.

Идеология — это система политических, правовых, религиозных и философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения между людьми. Характерной особенностью идеологии является то, что она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена на установление, изменение или преобразование существующего порядка и отношений в обществе.

Идеологическое многообразие понимается как право личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений.

1) свободно вырабатывать теории, взгляды и идеи, касающиеся экономического, политического, правового и иного устройства Российской Федерации, иностранных государств и мировой цивилизации в целом.

2) пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации: печати, радио, телевидения, а также путем издания монографических и научно-популярных трудов, работ, статей и т.д.

3) проявлять активность во внедрении идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы партий, готовить законопроекты, иные документы, предусматривающие меры по совершенствованию общественно-политического строя Российской Федерации.

4) публично отстаивать свои идеологические взгляды, вести активную полемику с другими идеологиями.

5) требовать через суд или иные государственные органы устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие.

Конституционный принцип, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, закрепляет равенство идеологий в обществе. Ни одна из них не имеет приоритета, который был бы закреплен государством официально законом или иным способом. Граждане России имеют право придерживаться той или иной идеологии и предпринимать активные действия по ее реализации в жизни. Но этот выбор делается ими осознанно, добровольно и самостоятельно. В то же время государство не может навязывать гражданам какую-либо идеологию как общеобязательную, которую они должны под страхом уголовного или иного наказания разделять, изучать, пропагандировать.

Отсутствие государственной или обязательной идеологии нельзя понимать в том смысле, что государственная власть в целом действует вне и независимо от каких-либо идеологических взглядов или идей, она находится как бы вне идеологической борьбы в обществе, стоит над ней.

Зависимость государственной власти от идеологических установок тех, кто ее осуществляет, а также последствия, к которым могут привести и приводят ситуации, когда разные государственные органы или лица придерживаются разных идеологических взглядов, наиболее ярко иллюстрируются отношениями между бывшим Верховным Советом Российской Федерации и Президентом Российской Федерации в 1993 году.

Именно способность государственного аппарата проводить в жизнь идеологические взгляды заставляет социальные группы и партии вести активную борьбу за интеграцию своих сторонников в различные государственные структуры, что еще раз убедительно продемонстрировали выборы в Федеральное Собрание.

Действенной гарантией принципа идеологического многообразия является принцип политического многообразия и многопартийности, закрепленный в ч. 3 данной статьи Конституции.

Виды современной идеологии - Сущность идеологического многообразия
Виды современной идеологии — Сущность идеологического многообразия

Сущность идеологического многообразия

Равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве государственных требований к уставам общественных объединений, к порядку их регистрации и прекращения деятельности. Так, устав, положение или иной основополагающий акт общественного объединения должен определять цели, задачи, структуру и территорию деятельности общественного объединения, условия и порядок приема и выхода членов, их права и обязанности, полномочия, порядок формирования и сроки полномочий руководящих органов, источники формирования фондов и иного имущества общественного объединения и его организаций.

Равенство общественных объединений перед законом проявляется также в равенстве их прав в общественной и хозяйственной деятельности.

Во-первых, это возможность свободного распространения информации о своих целях и деятельности, участие в формировании органов государственной власти и управления и в выработке их решений, представление и защита законных интересов своих членов и осуществление иных полномочий в соответствии со своим уставом и законодательством РФ.

Во-вторых, это права всех общественных объединений учреждать средства массовой информации, осуществлять издательскую деятельность, создавать предприятия и хозрасчетные организации для выполнения уставных задач, иметь в собственности здания, сооружения, жилье, оборудование, инвентарь, имущество для культурно-просветительных и оздоровительных целей. Денежные средства могут формироваться в равной мере за счет вступительных и членских взносов (если это предусмотрено уставом общественного объединения), добровольных взносов, пожертвований, поступлений от лекций, выставок, лотерей, спортивных и иных мероприятий, доходов от производственной, хозяйственной, издательской и иной деятельности, не запрещенной законом.

В части 5 статьи 13 Конституции приведен перечень оснований, запрещающих создание и деятельность общественных объединений. Если при регистрации устава проверяются цели общественного объединения, то после его регистрации — его действия. И то, и другое возложено на учреждения Министерства юстиции РФ, которые вправе требовать от руководящего органа общественного объединения представления его решений, направлять своих представителей для участия в деятельности, осуществляемой общественными объединениями, получать от членов общественных объединений и других граждан объяснения по вопросам, связанным с соблюдением законодательства и устава общественных объединений.

Федеральный закон «Об общественных объединениях», принятый Государственной Думой РФ 14 апреля 1995 года, предусматривает обязанности общественных объединений: соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, свой устав и иные учредительные документы; ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием фактического места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования; предоставлять сведения о руководителе общественного объединения.

Функции и уровни идеологии

Для более четкого понимания сущности идеологии в жизни человека, в функционировании социальной системы, необходимо определить ее функции.
Познавательная функция идеологии означает, что в различных теоретических формах идеологии осуществляется познание мироздания, общества, человека, а также систематизация полученных знаний. Таким образом, происходит творческое развитие идеологии. Никто не будет отрицать, что в таких теоретических формах идеологии, как философия, политология, социология, политэкономия, этика, эстетика и т.д., происходит познание мира, места и роли человека в мироздании и т.д.
Оценочная (аксиологическая) функция дает вполне конкретную оценку, исходя из социальных интересов, различного рода ценностей и норм поведения, а именно: моральных, эстетических, правовых, политических, экономических и т.д.
Программно-целевая функция идеологии показывает цели, разрабатывает программы их достижения и тем самым регулирует поведение людей в обществе (например, шариат как норма поведения мусульманина).
Футурологическая функция моделирует будущее развитие общества, дает представление о лучшем устройстве общества, к которому должны стремиться все граждане.
Интегрирующая функция подразумевает, что идеологии интегрируют знания и на основе высших знаний и ценностей объединяют индивидов в большие социальные группы, придавая целостность и стабильность обществу как социальному организму.
Регулятивная функция идеологии. Идеология регулирует поведение и деятельность индивидов и групп во всех сферах жизни общества.
Защитная функция идеологии проявляется в борьбе идеологий, когда идет бескомпромиссная идеологическая борьба и психологическая война идеологий. В настоящее время происходит конкуренция и сосуществование идеологий в контексте столкновения цивилизаций Востока и Запада.
Социально-организующая функция определяет принципы организации и управления жизнью общества. Фактор идеологии «встроен» в мир социальной жизни и человеческой культуры, что очень хорошо видно в развитых и сложных цивилизациях.
Помимо перечисленных выше функций, современные идеологи выделяют и другие функции. Например, В. Н. Кузнецов отмечает теоретическую, прогностическую, эвристическую и практическую функции, и как он пишет: «…практическая функция идеологических практик четко ориентирована на поддержку человека, семьи, общества и государства:

  • ??идеология способствует пониманию людьми общих целей и целей другого человека;
  • ??идеология снижает духовную и социальную напряженность;
  • ??идеология помогает людям понять необходимость срочных перемен в обществе и государстве;
  • ??идеология способствует сохранению и развитию традиций, идеалов, ценностей, норм, пониманию обязанностей, ответственности и долга;
  • ??идеология помогает понять и усвоить суть смысла жизни каждого человека;
  • ??идеология формирует и разъясняет значение и содержание российской мечты, важной для отдельного человека и общества в целом;
  • ??идеология поддерживает понимание достоинства и честности для человека, для семьи, для общества и для государства» Кузнецов В.Н. Идеология: Социологический аспект. С. 65..
    Помимо характерных признаков и функций идеологии, следует также различать уровни идеологии.
    Теоретический уровень идеологии предполагает разработку, внедрение и функционирование в сознании индивидов фундаментальных знаний и ценностей, лежащих в основе той или иной идеологии. В большей степени этот уровень разработки и функционирования идеологической доктрины связан с профессиональными идеологами, специально занимающимися разработкой фундаментальных идей и принципов идеологии.
    Второй уровень идеологии связан с разработкой и внедрением общедоступных идеологических знаний и ценностей, приемлемых для массового изучения и внедрения в сознание народных масс. Этот уровень часто отождествляется с массовой идеологической пропагандой и агитацией, поэтому ряд исследователей определяет этот уровень как пропагандистский.

Сущность идеологического многообразия

Определяя сущность идеологии в целом, следует отметить, что идеология — это не только и не столько учение об идеях, сколько гораздо более широкое объемное явление общественной жизни, которое представляет собой и теоретическое мировоззрение, и систему положений, установок, норм поведения, вытекающих из мировоззрения, и определенную систему идеологического воздействия. К идеологии также следует отнести идеологические институты и организации, которые вырабатывают и внедряют в сознание народа идеологические знания и ценности. Но самое главное, идеологию можно определить как систему знаний и ценностей, лежащих в основе формирования, развития и становления общества.
С этой точки зрения мы увидим, что любое общество основано на определенной системе знаний и ценностей, без этой системы знаний общество просто не существовало бы. Идеологические знания — это как раз то, что отличает человеческое общество от животного стада, точно так же, как знания, освоенные и добытые индивидом, определяют сущность человека и отличают индивида от животного существа. Какие идеологические знания лежат в основе развития общества, такое и общество. На протяжении многих тысячелетий идеологические знания и ценности проявлялись в различных формах, в виде мифа, религии, философии и других идеологических учений.
Сущность идеологии проявляется в ее свойствах, качествах и характеристиках. Определяя идеологию как особую социальную структуру общества, можно выделить следующие характерные признаки идеологий. Важнейшей особенностью идеологии является то, что она всегда давала целостную картину мира, акцентируя внимание на месте и роли человека в этом мире. Все известные нам идеологии, повлиявшие на ход развития человеческих цивилизаций, обязательно давали целостную картину мира. Ибо идеологии мира прежде всего формировали мировоззрение индивидов, а затем, дав определенную картину мироздания, определяли регуляторы поведения человека в мире в соответствии с представлениями о месте и роли человека в мироздании. Как известно, Священное Писание иудеев и христиан, как основа библейской идеологии, начинается с того, что Бог сотворил мир за шесть дней. Другие религиозные идеологии Древнего Египта, Вавилона, Индии обязательно давали картину мира и процесса его сотворения в религиозной интерпретации. Религиозные и светские идеологии, особенно в эпоху Нового времени, давали детально проработанные картины мироздания. Наиболее полную картину мира мы видим в философских системах Декарта, Спинозы, Шеллинга, Гегеля, Гумбольдта. В 20 веке подобную религиозно-светскую картину мира представляет Тейяр де Шарден в своей знаменитой работе «Феномен человека». Если обратиться к светским идеологиям, то в большей или меньшей степени представления о мире и роли человека в нем обязательно присутствуют в идеологических учениях. Так, марксистский диалектический материализм как раз и давал материалистическую картину мира при рассмотрении проблем материи, пространства, времени, движения, сознания, соотношения природы и общества и т.д. Даже идея Ф. Ницше о вечном возвращении легла в основу ницшеанской картины мира. К сожалению, в современной России, когда возник спор об идеологии, ряд авторов отвергли идеологическую особенность идеологии: «Идеология — это не всеобъемлющая картина действительности, объединяющая всех и каждого в силу своей правдивости» Алексеева Т.А., Капустин Б.Г., Пантин И.К. Перспективы интегральной идеологии // Политические исследования. 1997. № 3. С. 16.. Однако, как мы выяснили, идеологии всегда давали людям целостное представление о мире, обществе и человеке, это и есть мировоззренческий аспект любой идеологии. Как отмечает С. Г. Кара-Мурза: «Картина мироздания, «естественный порядок вещей» во все времена были самым важным аргументом в воздействии на сознание в любом обществе. Картина мироздания служит основой, на которой строятся представления об идеальном или допустимом устройстве общества…

Понятие общественных объединений

Статья 30 Конституции Российской Федерации закрепляет, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений.
Основным нормативным актом, регулирующим правовой статус общественных объединений, является Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изменениями от 17 мая 1997 года). Действие настоящего Федерального закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, коммерческих организаций и созданных ими некоммерческих союзов (ассоциаций).
Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения или воздерживаться от вступления в них, а также право свободного выхода из общественных объединений.
Граждане имеют право создавать общественные объединения по своему выбору без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения в соответствии с правилами их уставов. Созданные гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном Законом, и приобретать права юридического лица, либо действовать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Статья 5 Федерального закона определяет понятие общественных объединений: — Общественное объединение — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения.
Учредители, члены и участники общественных объединений (ст. 6 Федерального закона).
Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, созывающие съезды (конференции) или общие собрания, на которых принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольные органы. Учредители общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и обязанности.
Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионные органы общественного объединения и контролировать деятельность его руководящих органов в соответствии с его уставом.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методологическое сомнение в философии р. Декарта
  2. Культурно-философская антропология
  3. Проблемы воспитания в этике Просвещения — Главные фигуры педагогики Просвещения
  4. Общество и человечество, нация и семья
  5. Философия как форма духовного освоения мира
  6. Становление логического позитивизма
  7. Активность, действенность сознания и самопознания человека в философии Фихте — Развитие понятий активности (бытия и небытия) в философии
  8. Развитие античной механики в Александрийском Мусейоне
  9. Аристотель как основатель системы наук — Краткая биография Аристотеля
  10. Концепции социальной философии