Для связи в whatsapp +905441085890

Виды сознания человека — Происхождение категории сознания

Проблема сознания остается одной из самых сложных.

Фундамент современных исследований различных проявлений сознания был заложен людьми доисторических времен и примитивных культур.

Существуют различные исторические и философские интерпретации проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение преобладало в ту или иную эпоху, менялось и понимание сознания.

В древние времена, при господствующем космоцентрическом мировоззрении, внимание человека было полностью сосредоточено на окружающем его мире. Сознание было определено как универсальная связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле сознания, подобно тому, как печать оставляет след на воске. Древний грек не был сосредоточен на своем внутреннем мире. Древняя философия открыла только одну сторону сознания — сосредоточенность на объекте.

Например, Платон писал: «…по всей длине [пещеры] тянется широкое отверстие. Внутри пещеры живут заключенные. С самого раннего возраста им надевают оковы на ноги и шею, чтобы люди не двигались с места и видели только то, что находится прямо перед их глазами, потому что они не могут повернуть голову из-за этих оков. Спины людей обращены к свету, исходящему от огня, который горит далеко вверху, а между огнем и узниками находится верхняя дорога, подобная ширме, за которой фокусники размещают своих помощников, когда они показывают марионеток через экран….. Также представьте, что за этой стеной другие люди несут различные атрибуты и держат их так, чтобы они были видны через стену; они также несут статуи и всевозможные изображения живых существ из камня и дерева….. И самое главное, как вы думаете, видят ли люди в таком положении хоть что-нибудь, свое или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на стену пещеры перед ними?»

В приведенном выше отрывке Платон развивает свою «теорию пещеры», согласно которой человек блуждает в темноте пещеры и видит лишь овеществленные тени идей, имеющих реальное существование где-то за пределами пещеры.

Таким образом, Платон пытается в аллегорической форме показать связь между «первичным» миром идей (предметы, вынесенные за пределы пещеры), «производным» физическим миром (тени вещей в пещере) и человеческим сознанием, которое может воспринимать только тени, но не «истинные» идеи. Сознание, по Платону, — это набор сигналов, поступающих от органов чувств; его задача — сравнивать эти сигналы, определять сходства и различия между ними, противопоставлять особенное и находить общее, чтобы облечь их в одну форму.

Известно, что Сократ обладал даром предвидения, объясняя свои способности личным «даймониумом» — неуловимым, благожелательным, полубожественным существом, чей голос он время от времени слышал с детства.

Что касается ученика Сократа — Платона, то следует отметить, что он проводил строгое различие между простым гаданием (которое является попыткой понять дела Бога с помощью чисто рационального процесса) и истинным пророчеством, как у Сократа (основанным на внутренних «голосах», внетелесных состояниях, снах и трансах).

В культуре христианства существует потребность во внутренней концентрации. Это было вызвано необходимостью общения с Богом через молитву. В него нужно погрузиться с головой. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю. Сознание, таким образом, — это, прежде всего, знание своего духовного опыта. Его содержание включает в себя инцест и страсть, рефлексы и разум, и, наконец, слияние с Богом. Сознание — это нечто среднее между первым и вторым.

Сознание — это способность воспроизводить опыт, подниматься на уровень Бога и свидетельствовать о небытии человека.

Мировоззрение Средневековья можно охарактеризовать как геоцентрическое.

Средневековый еврейский философ Моисей Маймонид считал, что человек от природы обладает природным даром прорицания, а у некоторых людей, — говорил он, — «воображение и прорицание настолько сильны, что верно предсказывают» большинство будущих событий.

В Новое время человек отрекся от Бога, захотел сам быть Богом, царем природы и полагаться на свой разум. Это указывает на возникновение нового духовного опыта человека, в котором человек освобождается от власти сверхъестественного, соглашаясь принять свое происхождение только через естественную эволюцию. По сути, это было началом антропоцентрического мировоззрения. Человек был объявлен началом и причиной всего, что происходит с ним в мире. Он является условием и возможностью мира, мира, который он может понять и в котором он может действовать.

Человек создает мир своей деятельностью. Можно сомневаться во всем, но невозможно сомневаться в том, что я мыслю, следовательно, существую. Поэтому сознание представляется как некий сосуд, в котором уже содержатся идеи и схемы того, что можно найти в мире. Такая доктрина получила название идеализма. Но опыт обращения к внутреннему миру был использован в утверждении, что сознание открыто самому себе, то есть является самосознанием. Сознание отождествляется с мыслью, то есть рационализируется, насколько это возможно. Он может конструировать мир по правилам логики, поскольку сознание тождественно предметному миру.

Виды сознания человека - Происхождение категории сознания

Происхождение категории сознания

В частности, согласно Р. Декарту, «Я — субстанция, существо, природа которого состоит в мысли, которое не нуждается ни в каком месте для своего бытия и не зависит ни от какой материальной вещи….». Я есть, я существую — это и есть подлинность. Но сколько времени? Пока я думаю, ибо возможно, что если я перестану думать, то перестану существовать».

Из сказанного выше следует, что, согласно Декарту, душа не только зависит в своем познавательном аспекте от сознания (только по этому признаку мы постигаем душу), но и что душа существует онтологически в той мере, в какой она мыслит. Таким образом, это полностью идеалистическая теория, основанная на постулате о первичности разума как независимой от природы субстанции, проявлениями которой являются мысль и воля.

Другой мыслитель, Дидро, писал: «Не могли бы вы определить для меня, что такое сущность разумного существа по отношению к самому себе?

Осознавая себя, с первого момента сознания и до настоящего времени…».

В цитируемом фрагменте из диалога Дидро и Ж.-Б. Д-Аламбера речь идет о взаимном отношении бытия и сознания, в данном случае о том, как человек осознает себя. Будучи объективным материалистом, Дидро понимает под «сознанием эго» «ощущения эго и психические процессы ощущения, происходящие в эго». Кроме того, следует отметить, что указание временных границ «с первого момента» и «по настоящее время» обусловлено влиянием концепции постоянного развития, которой подвержен и человек.

Такой ученый, как Гельвеций, также писал о сознании. По его словам, «органы чувств являются источником всех наших знаний….. У нас есть три основных способа исследования: наблюдение за природой, размышление и эксперимент. Наблюдение собирает факты; размышление комбинирует их; опыт проверяет результат комбинаций; каждое наше чувство влечет за собой суждение, существование которого, хотя и неизвестно, когда оно не привлекает нашего внимания, тем не менее, реально».

Философов и естествоиспытателей всегда волновал вопрос об источниках сознания. Сформировались различные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-идеалистическая, феноменологическая, вульгарно-материалистическая и др. Вульгарно-материалистическое течение сводит сознание и мысль к изменениям в материи (некоторые его представители Фогт и Молешотт ссылаются на аналогию мысли с желчью, вырабатываемой печенью), и, наконец, характер мысли определяется пищей, которая влияет на мозг и его работу через химический состав крови. Противоположный подход, объективистско-идеалистический, определяет сознание как независимое от мозга, но определяемое духовным фактором (Бог, идея).

Философско-реалистическое направление в понимании источников сознания выделяет следующие факторы: внешний предмет и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретных чувственно-перцептивных образов. Такая информация — результат взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающий постоянный контакт с ней, социокультурной средой, идеями, общественными идеалами, этическими и эстетическими установками, правовыми нормами, знаниями, средствами, способами и формами познавательной деятельности. Это позволяет человеку смотреть на мир глазами общества.

Духовный мир человека, его/ее собственный уникальный жизненный опыт и переживания. Даже в отсутствие внешних взаимодействий человек способен размышлять о прошлом, строить планы и т.д.

Мозг как макроструктурная природная система, которая на клеточном и тканевом уровне организации материи обеспечивает реализацию общих функций сознания. Доказано, что биохимическое состояние мозга влияет на сознание.

Источником сознания является космическое поле информации и смысла, частью которого является человеческое сознание.

Сознание как основа человеческого существования

Разные ученые по-разному интерпретируют категорию сознания.

Кант, пытаясь решить вопрос о природе сознания, устанавливает взаимосвязь между внешним и внутренним миром. Он определяет сознание как единство синтеза, единство трансцендентальной и эмпирической апперцепции, что в конечном итоге все же не позволяет ему избежать разрыва между чувственным и рациональным.

Согласно Канту, основой содержания сознания являются априорные идеи, которые не выводятся из опыта. Они получаются через созерцание внешнего мира внутренним чувством субъекта. Сознание, получая хаос чувственных явлений извне, вносит в них определенный порядок посредством априорных идей. Априорные формы — это пространство, время, причинность и т.д. Именно это априорное основание, которое, по мнению Канта, присуще всем людям, он называет трансцендентальным сознанием. Кант характеризует это сознание как высший априорный синтез, который предшествует сознательному содержанию опыта.

Исходя из философии жизни, понятие сознания становится неоднозначным и даже двусмысленным.

С одной стороны, сохраняется классическое значение термина, согласно которому сознание тождественно познающему сознанию, как это представлено в концепции самосознающего субъекта предшествующего рационализма. Сознание в этом смысле является неопределенной (т.е. выполняющей ряд условий) сущностью, чем-то вторичным или рефлексивным.

С другой стороны, сознание (иногда говорят и самосознание) понимается как нечто непосредственно схватывающее, понимающее, знающее себя и свою основу. В этом втором смысле сознание и субъективность рассматриваются как особый способ бытия, который не может быть выражен в традиционной субъект-объектной форме. Бытие сознания, поскольку оно не может быть объектом, является, таким образом, объектом не гносеологии, а онтологии.

В современной западной философии онтологическая трактовка сознания и субъективности ведется по нескольким линиям, которые трудно разграничить, поскольку различные линии анализа обычно пересекаются и дополняют друг друга в концепциях отдельных мыслителей.

В этом поиске можно выделить следующие подходы: описание сознания как чего-то неотделимого от непосредственной реальности жизни и даже тождественного ей (философия жизни, концепция жизненного духа Ортеги-и-Гассета); выделение дорефлексивного уровня сознания и описание последнего в его сущностной чистоте и феноменальной эксплицитности (Гуссерль, Сартр); фиксация жизни сознания на феноменально-телесном уровне (Ницше, Мерло-Понти); выявление детерминации сознания через языковые (герменевтика, Витгенштейн) и другие структуры бессознательного порядка (психоанализ, структурализм).

«- Откуда мы знаем, что у нас именно это тело, а не другое, именно это лицо? Что мы стоим, что у нас в руках книга, что цветы благоухают? Вы ответите, что определенные импульсы действуют на наши органы чувств, и по нервным путям соответствующие сигналы поступают в наш мозг. Теперь представьте… что я могу воздействовать на ваш обонятельный нерв так же, как благоухающая гвоздика — что вы почувствуете? Конечно же, запах гвоздики.

И если я сделаю то же самое со всеми вашими нервами, вы будете ощущать не внешний мир, а то, что я протелеграммирую в ваш мозг через эти нервы….. Вы понимаете?

Но тогда возможно и то, что хозяин пыльной лаборатории, где мы стоим на полках, сам является ящиком, построенным другим, еще более высокопоставленным ученым, обладателем оригинальных и фантастических концепций….. И так далее до бесконечности. Каждый из этих экспериментаторов является создателем своего мира, этих коробок и их судеб, имеет власть над своими Адамами и своими Евами, и сам находится во власти следующего бога, который находится на более высоком уровне иерархии…».

Приведенный фрагмент из фантастического рассказа писателя и философа Станислава Лема в аллегорической форме демонстрирует суть солипсистского подхода к решению вопроса о природе сознания. Сторонники солипсизма (в том числе безумный профессор кибернетики Коркоран — создатель «думающих» коробок) утверждают, что в мире нет ничего, кроме человеческого сознания, а вся реальность — это обман наших чувств. Получается, что весь объективный мир, включая людей и тело самого человека, существует только в его сознании. В процитированном рассказе Лем демонстрирует теоретическую возможность практической реализации солипсического сознания.

В целом, сознание — это свойство мозга.

Современная наука располагает достаточным количеством данных, чтобы составить картину эволюции материи, возникновения жизни, появления человека, а вместе с ним — человеческого сознания.

Жизнь на Земле возникла естественным образом в результате эволюции материи, когда появились подходящие условия. В результате длительной эволюции органической природы, ее самоорганизации, возникли все более сложные и совершенные организмы. На определенном этапе эволюции появляется человек, у которого есть мозг, функцией которого является сознание.

Зависимость от мозга

Сознание и умственная деятельность человека зависят от мозга. Это подтверждается, в частности, тем, что при серьезном повреждении некоторых участков мозга нормальная умственная деятельность становится невозможной. Если лобные доли повреждены, человек не может контролировать свои действия. При повреждении затылочных долей нарушается пространственная ориентация. При алкогольном опьянении нарушается координация движений, происходит «помутнение» сознания или даже его отключение. Согласно Аристотелю, пьянство — это добровольное помешательство.

Учение Павлова о двух сигнальных системах имеет большое значение для понимания психической деятельности человека и ее отличия от психики животных. Если первая сигнальная система — это реакция нервной системы на непосредственное воздействие объекта внешнего мира, то вторая — это реакция на слово, которое является обобщенным сигналом, изменяющим конкретный объект, «сигналом сигнала».

Благодаря второй сигнальной системе у человека развивается абстрактно-логическое мышление, что принципиально отличает его от мышления высших животных, которые обладают только наглядно-образным, предметно-ориентированным мышлением.

Если сознание — это свойство материального органа, мозга, то разве он не материален? На этот вопрос положительно ответили немецкие философы в середине 19 века. C. Focht, L. Buechner, and J. Moleschott. Они считали сознание выделением мозга.

Однако, хотя в основе психической деятельности лежат физиологические, биофизические, биохимические и другие материальные процессы, она нематериальна. Это идеальная деятельность, суть которой заключается в отражении цели в идеальных образах, сформированных в сознании. Вещи, свойства и отношения действуют на органы чувств. Полученные раздражители передаются по нервным каналам в кору больших полушарий головного мозга, где возникают материальные, физиологические процессы. Эти процессы являются материальной основой ощущений, восприятий, идей, которые лежат в основе абстрактного мышления. Благодаря языку идеальные образы формируются не только при контакте с реальными объектами, но и с их «заменителями» — словами, воспринимаемыми устно или письменно.

Таким образом, идеальные образы — это результат взаимодействия объекта (или его «заменителя» — слова) с органами чувств. Несмотря на то, что механизм превращения материи в идеал еще недостаточно изучен, есть основания утверждать, что образ не обладает ни материальными свойствами изображаемого объекта, ни нервной системой и мозгом. Восприятия, идеи, концепции — это образы вещей, но не сами вещи.

Будучи высшей формой отражения, сознание развилось из более низких форм в ходе длительной эволюции материи. В результате взаимодействия в неживой природе у взаимодействующих объектов появляются «следы»: «следы» природных явлений — пожаров, наводнений, землетрясений; следы, оставленные на земле протекторами автомобильных колес, обуви и так далее. Эти «следы» можно рассматривать как предпосылку для более совершенных форм отражения.

Живые организмы обладают способностью взаимодействовать с окружающей средой и получать информацию, необходимую для их жизнедеятельности. Растения и одноклеточные простейшие обладают раздражимостью: растения реагируют на изменения температуры, дня, ночи и времени года; амебы, туфельки и другие одноклеточные организмы реагируют на пищевые раздражители. Это допсихическая форма отражения, физиологическая реакция, не связанная с формированием идеального образа.

На более высоком уровне организации жизни возникает качественно новое свойство — чувствительность — способность отражать свойства объектов в виде ощущений. Это уже начальная форма психики.

Высшие животные, психика которых основана на деятельности мозга, способны хорошо ориентироваться в окружающей среде; для них характерно избирательное отражение, которое, по мнению известного физиолога П.К. Анохин имеет предвосхищающий характер: происходит «предустановка» — животное настраивается на будущее событие. Хищник, увидев свою жертву, жертва, увидевшая хищника, мобилизует все резервы своего организма. Нервная система позволяет организму активно строить свое поведение, действовать в окружающей среде, реализовывать определенные цели. На этом этапе своего развития организм освобождается от «привязанности» к внешней среде, он способен строить свое поведение и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.

Высшие животные способны к некоторым видам рациональной деятельности, к конкретному мышлению, но у них нет сознания. Они не осознают своих действий, не могут мыслить абстрактно и руководствуются в основном инстинктами, которые помогают им адаптироваться к окружающей среде.

Высшей формой отражения является человеческое сознание, мозг которого имеет больший объем и гораздо более сложную организацию по сравнению с мозгом животных. Но это не только и не столько. Известны случаи, когда дети, выросшие среди животных, оказывались бессознательными существами. Поскольку у них был совершенно нормальный мозг, они переняли привычки и инстинкты у животных: Они ходили на четвереньках, ели без рук и не умели говорить. Из этого следует, что сознание — это не только функция мозга, но и продукт социальной эволюции.

Формирование сознания

Сознание формируется вместе с формированием человека и человеческого общества. Это подтверждается как историческим (филогенез), так и индивидуальным развитием человека (онтогенез).

В процессе эволюции человек в борьбе за свое существование не мог, подобно животному, ограничиться приспособлением к природе. С помощью созданных им инструментов он влиял на нее: добывал необходимую пищу, одежду и так далее. Совершенствуя орудия труда и используя их, человек изменил не только окружающую действительность, но и свою собственную физическую и психическую природу; он освоил вертикальную походку, усовершенствовал мозг, «очеловечил» эмоции, развил мысль и волю. Работа объединяла людей, создавала условия для их общения друг с другом. Это привело к потребности в средствах общения, формированию языка и членораздельной речи. Труд, общение, язык были важными импульсами для появления и развития человека и человеческого общества. Сознание обусловлено обществом, является его продуктом и не может развиваться в отрыве от общества. Это подтверждает и онтогенез.

Человек с раннего детства усваивает привычки, правила поведения, моральные принципы той социальной среды, в которой он живет. Он овладевает языком, логикой мышления, культурой. Его сознание формируется в процессе трудовой деятельности, под влиянием социальных отношений, существующих в данном обществе, политических и правовых идей, моральных принципов, искусства, науки, религиозных или атеистических взглядов.

Сознание формируется вместе с языком. Каждая мысль выражается и фиксируется в словах и предложениях. Благодаря языку мысли одного человека передаются другим, формируются идеи и теории, которые становятся универсальными элементами общественного сознания.

Внимание характеризуется избирательностью познавательной деятельности, ее направленностью на определенный объект. Внимание организует познание, делает его активным, целенаправленным процессом.

Язык может быть как естественным, так и искусственным. Естественный язык — это язык повседневной жизни, который служит формой выражения мыслей и средством общения между людьми. Искусственный язык создается людьми для каких-то узких нужд.

Язык — это социальное явление. В своей физиологической основе язык, по мнению профессора И.П. Павлова, действует как вторая сигнальная система. Знак языка, обусловленный своей физической природой по отношению к тому, что он обозначает, тем не менее, в конечном счете, обусловлен процессом познания реальной действительности.

Язык — это средство записи, сохранения и передачи накопленных знаний из поколения в поколение. Благодаря языку стало возможным существование и развитие абстрактного мышления. Существование языка является необходимым инструментом обобщающей деятельности мысли. Но язык и мысль не тождественны. Появившись, язык становится относительно самостоятельным и имеет специфические законы, отличные от законов мышления. Таким образом, не существует тождества между понятием и словом, суждением и предложением и т.д. Более того, язык представляет собой определенную индивидуальность языка. Более того, язык представляет собой определенную систему, структуру, со своей внутренней организацией, вне которой невозможно понять природу и значение языкового знака.

Таким образом, для Гегеля язык — это объективированное мышление. Находясь в непосредственном контакте с миром природных явлений, человек, как субъект чувственности, является воспринимающим существом. Вступление в опосредование, то есть в рефлексию, отражение достигается, по Гегелю, только через введение особой, знаковой предметности, слов и понятий, в которых фиксируется устойчивость и всеобщее содержание чувственных впечатлений.

Память, как способность хранить и воспроизводить информацию об объекте, позволяет объединить имеющиеся и приобретенные знания и на этой основе дополнять и углублять их. Благодаря воображению человек создает представления и мысленные ситуации, которые никогда не воспринимались в прошлом. Воображение связано со способностью развивать фантазии, делать предположения и открытия.

Когнитивная деятельность невозможна без языка, в формах которого выражаются и закрепляются результаты познания.

Эмоциональная сфера включает в себя внутренние чувства человека, которые следует отличать от внешних, чувствительных чувств. Это чувства радости, печали, любви, сострадания, ненависти и т.д. Эмоциональная сфера включает аффекты (от лат. душевное волнение, страсть) (гнев, ужас, ярость), состояние чувств (настроение); оно может быть подавленным или радостным, счастливым или печальным; элементарные эмоции (жажда, голод и т.д.).

Эмоциональное состояние субъекта влияет на познавательный процесс, его отношение к объекту, а значит, отражается на результатах познания. Эмоции связаны с познанием, «сопровождают» его, зависят от него. Когниция, в свою очередь, испытывает определенные, положительные или отрицательные эффекты эмоций.

Мотивационно-волевая сфера — это мотивы, интересы, потребности субъекта, которые ориентируют его в познавательной деятельности, а также воля, которая представляет собой способность выбирать цель и внутренние усилия, необходимые для ее достижения. Воля связывает когнитивную и эмоциональную сферы, подчеркивает активный характер познания и направляет его на приобретение новых знаний.

Все сферы сознания взаимосвязаны, и главную роль в познавательной деятельности играет рациональное познание, мышление. Он контролирует сенсорное восприятие, управляет эмоционально-мотивационной и волевой сферой.

Психическая деятельность включает в себя бессознательное, которое понимается как совокупность психических явлений, не осознаваемых человеком. К ним относятся сны, гипнотические состояния, инстинкты, то есть определенные формы поведения, закрепленные биологической наследственностью (например, инстинкт самосохранения). Бессознательное же включает в себя стереотипы автоматического поведения; изначально находясь под контролем сознания, они приобретают бессознательный характер (работа на пишущей машинке, игра на пианино и т.д.).

Существуют и другие бессознательные явления психики, но для теории познания интуиция представляет особый интерес.

Интуиция (лат. — взгляд) — способность постигать истину непосредственно через непосредственное восприятие без рационального обоснования.

В истории философии интуиция понималась по-разному. В некоторых сенсуалистических теориях она понимается как способность непосредственно постигать истину с помощью органов чувств. Это чувственная интуиция, непосредственное сенсорное восприятие, результаты которого не требуют обоснования их истинности (например, восприятие белизны снега или зеленой травы).

Философы-рационалисты — Декарт, Локк, Лейбниц, Спиноза — отстаивали доктрину интеллектуальной интуиции как непосредственного познания разумом определенных утверждений, не требующих доказательств. К ним относятся аксиомы, постулаты (например, логические и математические аксиомы). Таким образом, Декарт рассматривал интуицию как понятие ясного и внимательного ума, порожденного только светом разума.

В этих доктринах интуиция не противопоставляется сенсорному или рациональному познанию; она рассматривается как прямое знание. В иррационалистических, интуиционистских течениях (например, в философии Бергсона), однако, интуиция противопоставляется логике и рациональному знанию и рассматривается как сверхразумная, мистическая деятельность.

В современной науке интуиция рассматривается как форма непосредственного знания, связанная с рационально опосредованным знанием. Интуиция также рассматривается как знание, которое появляется внезапно, когда возникает идея без осознания мыслительного процесса, который привел к ее появлению.

Это можно объяснить тем, что весь процесс мышления не всегда осознается, не осознаются его отдельные звенья, приемы мышления, они подавляются в область бессознательного, выпадают из общей логической цепи, и в то же время результат признается как очевидная истина. Такая интуиция часто встречается в деятельности ученого, художника, врача, юриста.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Влияние психологических защит на семью
  2. Определение и феноменологические проявления синдрома профессионального выгорания — Профессиональное выгорание. Термин и определение
  3. Психология семьи
  4. Межличностные отношения лидеров-подростков
  5. Методы исследования темперамента
  6. Фобии: причины возникновения и влияния на поведение человека
  7. Направления психотерапии — Патопсихология
  8. Педагогические явления в психологии
  9. Методы активного социально-психологического обучения
  10. Взаимосвязь эмоционального выгорания и конфликтности офисных работников