Для связи в whatsapp +905441085890

Виды толпы — Типы толпы и модели поведения

Массовая психология стала объектом большого и растущего внимания исследователей (социологов и социальных психологов) во второй половине 19 века и начале 20-го, вызванного волной социальных и психологических конфликтов, движений и революций в Европе. Сначала отдельные, а затем и многие социологи были вынуждены отойти от прежней трактовки социальной жизни в этот период, они все больше склонялись к осознанию необходимости изучения исторических событий с учетом психологии массовых движений.

Изучение спонтанного массового поведения привело к формированию двух основных школ социальной психологии: немецкой Völkerpsychologie (М. Лазарус, Г. Штейнтель, В. Вундт) и франко-итальянской Massenpsychologie (Г. Лебон, Г. Тарде, В. Парето, С. Сигеле). В России массовые явления изучали М.Г. Михайловский, В.М. Бехтерев и А.Л. Чижевский.

В СССР этот вопрос считался неактуальным и почти перестал изучаться, в то время как в Западной Европе и Америке ученые продолжали интересоваться проблемой спонтанного поведения. В домоводстве переход к систематическому пониманию проблемы спонтанного массового поведения начинается в середине 90-х годов двадцатого века.

Поскольку в ходе развития учения о стихийном поведении толпы возникли различные подходы к пониманию толпы, прежде чем приступить к характеристике поведения толпы, рассмотрим подходы к понятию толпы и ее видам.

Существуют различия между пониманием толпы с политической и психологической точек зрения. Институты политической власти склонны рассматривать толпу как любое массовое проявление протеста, не санкционированное властями. Обычно «массовая истерия», «коллективные волнения», «бунты», «восстания», «реформаторские движения» и «революционные выступления» объединяют вместе. Единственное, что авторы выделяют как общее для вышеперечисленных явлений, — это близость людей и влияние этой близости на их поведение.

Это очень широкая интерпретация, не позволяющая нам выработать характеристики толпы, которые принципиально отличают ее от других человеческих скоплений. Действительно, и собрание, и театральная аудитория при определенных условиях могут превратиться в толпу, но при этом они приобретают совершенно новые качества.

Существует множество попыток определить, что такое толпа. Вот некоторые из них.

Так, Я. Щепаньский, подчеркивая социологические признаки, считал, что толпа — это «временное скопление большого количества людей на территории, допускающее прямой контакт и спонтанно реагирующее на одни и те же стимулы сходным или идентичным образом». С.К. Рощин дал очевидное определение — «с психологической точки зрения толпа — это изначально неорганизованное (или слабо организованное) скопление людей, не имеющих (или не имеющих) общей предполагаемой цели и обычно находящихся в состоянии эмоционального возбуждения». Согласно определению Я.А. Шерковина, толпа — это «внешне неорганизованная общность людей, характеризующаяся высокой степенью конформизма среди составляющих ее лиц, действующих крайне эмоционально и единодушно».

Приведенные определения дополняют друг друга. В целом, толпа рассматривается как множество людей, не связанных общей целью и единой позиционно-ролевой организацией, но объединенных общим центром внимания и сходством эмоционального состояния.

Виды толпы - Типы толпы и модели поведения

Типы толпы и модели поведения

Основными механизмами спонтанного поведения являются: взаимное заражение, внушение и массовое подражание индивидов друг другу. Совместное действие этих трех механизмов обеспечивает эмоциональное «возбуждение», которое приводит субъекта в состояние, в котором он теряет способность контролировать себя и оказывается во власти сильных иррациональных импульсов.

Согласно закону Г. Лебона о «духовном единстве толпы», человек, независимо от его образа жизни и рода занятий, находясь в толпе, будет думать, чувствовать и действовать совершенно иначе. В толпе человек способен на такую жестокость и насилие, которые он никогда бы не совершил в одиночку. Теперь он думает и действует так, как диктует состояние «коллективной души» толпы. Так, история Дикого Запада знаменита «линчеваниями», когда разъяренная толпа вешала пойманного преступника. Часто это был не настоящий преступник, а невиновный человек. Но он попал под «горячую руку» мафии и совершил неподобающие действия, которые не были подражанием мафии. Когда тем, кто линчевал этого человека, предложили совершить аналогичные действия, но самостоятельно, они категорически отказались, не представляя, что могут это сделать.

По той же причине психологических особенностей человеческого поведения, для казни осужденных приводили с оружием 6 и более человек. Когда они стреляли, каждый из них втайне надеялся, что это была не его пуля, а пуля другого стрелка (поэтому не я убил, а другой), что воспринималось нервной системой более спокойно и не откладывалось в ящик «угрызения совести».

Происходит деиндивидуализация.

Деиндивидуализация — это потеря самосознания и страх перед оценкой. Деиндивидуализация происходит в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не фокусируются на личности.

Когда высокий уровень социального возбуждения сопровождается размыванием ответственности, люди могут отодвинуть привычные границы и потерять чувство индивидуальности. Результатом могут быть действия, варьирующиеся от легких запретов (ругань на судью, крики во время рок-концерта) до импульсивного самовыражения (групповой вандализм, оргии, кражи) и разрушительных социальных взрывов (полицейское насилие, уличный вандализм, линчевание).

По уровню активности толпы делятся на пассивные, активные и агрессивные.

Пассивная толпа . Характерной особенностью является отсутствие (сокрытие) эмоционального возбуждения. В таких условиях люди лишь слабо связаны между собой информацией и поэтому не могут действовать сообща. Они спокойно ждут чего-то и двигаются относительно независимо друг от друга (толпа на вокзале).

Вот пример особой характеристики пассивного поведения аудитории.

Молодого человека ударили ножом в живот, когда он возвращался домой. После того, как нападавшие покинули машину, остальные 11 пассажиров молча наблюдали, как молодой человек умирает от потери крови.

Женщина случайно упала в магазине и сломала ногу. Она страдала и просила о помощи. Потоки покупателей проходили мимо нее в течение 40 минут, пока, наконец, один человек не помог ей добраться до больницы. Шокирует то, что в вышеупомянутых случаях ни один человек не попытался помочь.

Экспериментально установлено, что присутствие других людей значительно снижает возможность вмешательства. До 1980 года было проведено около 50 экспериментов, и было установлено, что в 90% случаев свидетели были склонны помогать, когда они были одни. Феномен социального торможения при оказании помощи в чрезвычайных ситуациях проявляется в группе в виде трех социально-психологических процессов. 1) Общественная ингибиция. Человек старается избегать действий, которые могут заставить его чувствовать себя неловко в присутствии других людей. 2) Информационное социальное влияние — перенимание поведения других людей. В толпе часто сразу видно, что нужна помощь. Наблюдая за действиями других присутствующих, человек может решить, что вмешательство нежелательно. 3) Диффузия ответственности. Если субъект наблюдает за событием в одиночку, он несет полную ответственность за жертву. С другой стороны, присутствие рядом других людей ослабляет чувство ответственности.

Активная толпа. Это толпа людей, находящихся в состоянии эмоционального возбуждения, которое создает психологическую готовность людей к совместным действиям. Они формируют схожие социальные установки по отношению к определенным видам поведения. В активной толпе связи между людьми становятся более прочными, обмен информацией — более интенсивным. В состоянии внутренней активности толпа психологически готова к совместным действиям, но еще не активна.

Агрессивная толпа. Этот тип толпы характеризуется высоким уровнем эмоционального возбуждения, внутренней и внешней активностью. Со временем у этой толпы развивается новое состояние, связанное с накоплением психологического напряжения, чувства отчаяния, гнева и так далее. Основной характеристикой агрессивной толпы является деструктивное, разрушительное поведение по отношению к объектам или людям. Примером могут служить спортивные болельщики — фанаты.

В зависимости от типа поведения, существуют обычные, конвенциональные, актерские и экспрессивные типы толпы.

Случайная толпа

Его возникновение связано со случайным событием, с интересом к определенному событию, например, к автомобильной аварии.

Обычная толпа. Основой для формирования поведения такой толпы является признание некоторых специфических правил в ее поведении. Обычно такая толпа собирается по случаю какого-то заранее объявленного события. В этом случае людьми движет определенный интерес, и они готовы следовать некоторым нормам, которые издавна приняты в подобных ситуациях. Например, они могут быть зрителями футбольного матча. Внешне такая толпа имеет все атрибуты съезда: билеты, закрепленные места, соответствующие барьеры. Однако внутри собравшиеся люди не являются посетителями консерватории. Как отмечает Д. В. Ольшанский, — такая толпа остается «условной» до определенного момента, когда у полиции райдера достаточно сил, чтобы ограничить проход болельщиков к станции метро. Внутренние «правила поведения» фанатов таковы, что они могут вытеснить полицию. От «обычной толпы» не останется и следа — она эволюционирует в следующий вид толпы, толпу действия.

Действующая толпа. Действия толпы могут быть агрессивными, паническими, вымогательскими (мародерство). Причиной его действий часто является ненависть к кому-то, необходимость убежать от опасности, желание завладеть какими-то ценностями или состояние экстаза во время религиозных ритуалов, концертов и карнавалов.

Выразительная толпа. В толпе такого типа людей объединяют общие чувства (радость, гнев, протест, печаль и т.д.). Это собрание людей, выражающих что-то эмоционально. В приведенном выше случае толпа по поводу дорожной аварии может превратиться в экспрессивную толпу, выражающую, например, свое недовольство безобразной организацией дорожного движения и бездарной работой дорожной полиции. Обсудив детали происшествия и удовлетворив таким образом любопытство, такая толпа быстро создает объект, через который начинает выражать эмоции.

Все типы толпы объединяет высокая динамика, изменчивость. Они могут легко переходить из одного состояния в другое, поэтому ими довольно легко и в то же время сложно управлять.

Каждый человек обязательно выступает как член массовых явлений, конечные «цели» политических проектов — объединения людей, подчиняющихся политике. Изменения в законодательстве, социальные реформы, военные конфликты или смутные времена влияют на каждого политического деятеля, даже если он не считает себя таковым.

Население страны состоит из массы людей, которые подчиняются политике для удовлетворения потребности в поддержании жизни в поле сосуществования людей разных национальностей, профессий, социального положения. Для населения характерна психология политических чувств.

Толпа формируется из случайных людей, которые участвуют в неповиновении власти в момент пика социально-экономического напряжения в обществе. Главная характеристика такой толпы — психология политических страстей. Толпа раздувает и разряжает нервное и психическое напряжение людей, оказавшихся в безвыходной ситуации.

В политической психологии проводится различие между «собранной публикой» и «несобранной публикой». В любом случае, общественность всегда объединена общей целью, что делает ее более управляемой. По словам Г. Лебона, «собрание становится организованной толпой или призрачной толпой, которая представляет собой единое целое и подчиняется закону духовного единства толпы». В публике могут происходить те же явления, что и в толпе, а именно: общее эмоциональное напряжение, потеря рефлексивности, чувство единства и солидарности. Поэтому некоторые типы публики могут легко превратиться в экспрессивную или агрессивную толпу, которая, в свою очередь, может стать бунтарской толпой, если ею завладеют организованные группы, которым удастся направить их действия в нужное русло.

Если общественная проблема не решается, толпа начинает бунтовать — массовые народные волнения, которые являются выражением протеста против властей. Беспорядки сопровождаются нарушением режима жизни, порядка движения, нарушением функционирования всех систем жизнеобеспечения, перерастают в вандализм. Толпа не боится кровопролития и посягательств на жизнь всех тех, кто по каким-либо причинам кажется ей непригодным.

Внешне «несобранная публика» представляет собой лишь «поляризованную массу», то есть большое количество людей, чье мышление и интересы направлены в одну сторону под воздействием идентичных стимулов и которые ведут себя одинаково. Это сходство может проявляться не только в повседневных делах, но и в более важных вопросах, таких как идеология и политика. Несобранная аудитория внешне не проявляет явлений, характерных для толпы или собранной аудитории. В этом случае эмоциональное загрязнение отсутствует, и процесс деиндивидуации не развивается в полной мере. Хотя загрязнение происходит (через средства массовой информации). СМИ активно пытаются деиндивидуализировать аудиторию, но в масштабах толпы этого трудно добиться.

Всевозможные «популяризированные массы» и «несобранные общественности» создают основу для формирования подобных установок. В них заложена готовность некритично воспринимать определенную информацию, заложена основа для формирования мнения по определенным вопросам, развита готовность реагировать на одинаковые стимулы схожим образом. Следовательно, они представляют собой основу для возникновения мнений и установок — макроформ массового политического сознания, а затем и соответствующего поведения.

Особым примером такого развития неопределенной публичной сферы является то, что происходит во время избирательных кампаний, и вытекающее из этого поведение избирателей. Поведение избирателей в целом продолжает оставаться спонтанным поведением и подчиняется общим закономерностям. В конечном итоге, электорат делится на две неравные части. Первая, меньшая часть — это организованный электорат, который действует на основе группового сознания и подчиняется политическим институтам, партиям и организациям, которые контролируют это сознание. Вторая, более значительная часть — это неорганизованный электорат.

Понятие толпы. Механизмы поведения толпы

В обиходе «толпа» — это большое количество людей, находящихся в одном месте в одно время. Хотя, даже интуитивно, мы не стали бы использовать это слово для описания марширующего воинского подразделения или солдат, штурмующих (или обороняющих) укрепленный пост, толпы, собравшейся в консерватории на симфонический концерт, бригады, работающей на большой стройке, сотрудников учреждения на плановом профсоюзном собрании и т.д. и т.п.

Терминологически не совсем правильно называть толпой и прохожих на оживленной городской улице. Но здесь, на улице, произошло нечто необычное. Вдруг появляются жонглеры или артисты с представлением. Или, как в добрые советские времена, дефицитный товар «выбрасывали» на уличный стол. Или человек выпал из окна и разбился. Или прошел сильный дождь. Или — не дай Бог — происходит разборка между бандами с перестрелкой, происходит огромный взрыв….. Когда ситуация разворачивается по такому сценарию, захватывающему, драматическому и даже катастрофическому, может возникнуть особый социально-психологический феномен, который при всем разнообразии своих форм имеет общие характеристики, отличающие толпу от организованных форм социального поведения.

Исходя из этих предварительных соображений, давайте примем первое предварительное определение. Толпа — это собрание людей, которые не объединены общими целями и единой организационно-ролевой структурой, но связаны общим фокусом внимания и эмоциональным состоянием.

Здесь общая цель рассматривается как цель, достижение которой каждым участником взаимодействия положительно зависит от ее достижения другими участниками; наличие такой цели создает предпосылки для сотрудничества. Если цель каждого достигнута, независимо от того, достигнута она другими или нет, взаимодействие отсутствует или минимально (если есть вторичная общая цель: например, получить больше удовольствия во время ожидания). Наконец, если зависимость достижения субъектами одной и той же цели отрицательная, формируется условие для конфликта.

В толпе цели людей всегда совпадают, но обычно они неосознанно являются общими, а когда они пересекаются, происходит резкое негативное взаимодействие. Например, в массовой панике все страстно желают спастись; в корыстной толпе все хотят что-то приобрести, и все друг другу досаждают.

Таким образом, используя социологические категории совокупности (неструктурированная совокупность индивидов) и группы (единый субъект деятельности), совокупность следует отнести к первой категории. Но, конечно, различие между ними не является дискретным. При определенных условиях люди, отличающиеся от остальных по определенным признакам (этнос, класс и т.д.), могут осознать единство интересов и объединиться в историческую или политическую общность; и наоборот, согласованно действующий социальный субъект может раствориться в более крупном обществе.

В нашем случае толпа иногда (в редких случаях) может стать структурированной и приобрести групповое качество, в то время как организованная группа может (чаще всего) выродиться в толпу. Иногда ситуационная общность сочетает в себе настолько разнородные характеристики, что не может быть четко отнесена к какой-либо категории и занимает промежуточное положение на шкале «группа — совокупность». Например, хорошо организованная массовая демонстрация (вспомним советские фестивальные шествия на Красной площади) содержит признаки как группы, так и толпы. Групповые превращения в толпу и обратно также входят в сферу нашего интереса…..

От соотношения системных и стайных свойств (от греч. gregus — стая) во многом зависит разрешение старого спора социальных психологов о том, кто — группа или индивид — склонен принимать более экстремальные решения. Пока в группе преобладают нормативные отношения, она умеряет экстремистские настроения своих членов и принимает более взвешенные решения; но когда свойства толпы начинают преобладать, мышление становится радикализованным.

По словам С. Московичи, древнегреческий политик Солон утверждал, что каждый афинянин — это хитрая лиса, а народное собрание в Пниксе — стадо баранов. Это было подтверждено римлянами: Senatores omnes boni viri, senatus romanus mala bestia (все сенаторы — достойные люди, а римский сенат — злобный зверь). Г. Лебон отметил, что парламенты часто превращаются в толпы, и мы до сих пор видим это по телевидению. Русская пословица: «Человек мудр, а мир глуп» передает ту же мысль о потере здравого смысла человека в толпе.

Круговая реакция и коммуникация

Метаморфоз обусловлен специфическими эффектами, которые представляют собой механизмы формирования массы. Были определены два основных механизма: Слухи и эмоциональный вихрь (эквивалент круговой реакции). Слухи мы обсудим отдельно (Лекция 4-5), а здесь мы рассмотрим механизм эмоционального водоворота.

Представьте себе комнату, полную людей, которые рассказывают очень смешной анекдот, и все громко смеются. Вы только что вошли и еще не слышали шутки, но общее настроение захватывает вас, и вы смеетесь от души вместе со всеми. Это самый простой и безобидный пример взаимного заражения, который называется круговой реакцией.

Но даже заразительное веселье не всегда абсолютно безвредно. Существует разговорное выражение для театральных актеров: «загнанный». Оно означает досадную ситуацию, когда в самый драматический момент шоу кто-то из участников сцены «попадает в поле зрения посмешища». Актер «прыскает от смеха», это совершенно неуместное состояние передается партнерам — и сценический сюжет разрушается…

Есть и более пугающие примеры. В четырнадцатом веке Европа была опустошена «Черной смертью» — эпидемией чумы, унесшей жизни более 20 миллионов человек. Основными средствами лечения, как обычно, оставались горячая молитва, покаяние, целование креста и скрупулезное соблюдение всех церковных ритуалов. В разгар этого бедствия выпал праздник святого Вита, который всегда сопровождался массовыми гуляниями и танцами. Особенно пышными были празднества в Италии. Истощенные и отчаявшиеся люди, напившись вина, начинали ритмично танцевать, доводили себя до истерики и, не в силах остановиться, падали замертво. Жуткое и заразительное веселье переходило из одного городского района в другой, из деревни в деревню, оставляя за собой бездыханные человеческие тела.

Этот кошмарный эпизод, зафиксированный летописцами, нашел свое выражение в художественной литературе (наиболее известен россиянам пушкинский «Пир во время чумы»), но также и в современной психологической и медицинской терминологии, где «пляска святого Витта» обозначает хорошо известный клинический симптом…

В фильме по роману А. С. Фильм А.С. Серафимовича «Железный поток» — хорошая версия подобного эпизода, хотя и в неполном виде. Красные партизаны с колонной мирных жителей — стариков, женщин и детей — бредут по пустыне, спасаясь от белых. Голодные и сильно истощенные люди делают перерыв. Кто-то заводит патефон и играет пластинку, а двое исполнителей, почти лишившись дара речи, громко и заразительно смеются. Сидящие и лежащие вокруг начинают улыбаться, затем смеяться, и смех разносится по всему миру….. В этот момент появляется суровый, интеллигентный инспектор и разбивает патефон, а вместе с ним и пластинку. Зрители понимают, что если бы он не сделал этого вовремя, ситуация вышла бы из-под контроля: истерически смеющиеся люди, не в силах сдерживаться, были бы полностью измотаны…

Таким образом, циркуляторная реакция является взаимным заражением, то есть передачей эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами. Конечно, циркулировать может не только бодрость, но и, например, скука (когда кто-то начинает зевать, такое же желание испытывают и другие), а также изначально более зловещие эмоции: Страх, гнев и т.д.

Чтобы лучше понять, что такое круговая реакция, полезно сравнить ее с общением — контактом между людьми на смысловом уровне. В общении существует определенная степень взаимопонимания, интерпретации текста, участники процесса приходят или не приходят к согласию, но в любом случае каждый остается самостоятельной личностью. Человеческая индивидуальность формируется в коммуникативных контекстах и во многом зависит от разнообразия смысловых каналов, в которые вовлечен человек.

Напротив, эмоциональное вращение стирает индивидуальные различия. Роль личного опыта, личностной и ролевой идентификации и здравого смысла ситуативно снижается. Человек чувствует и ведет себя «как все». Происходит эволюционный регресс: актуализируются низшие, исторически более примитивные слои психики.

«Сознательная личность исчезает, — писал по этому поводу Г. Лебон, — и чувства всех отдельных единиц, образующих целое, называемое толпой, принимают одно и то же направление. Поэтому «в толпе может быть только накопление глупости, а не ума». Аналогичное наблюдение встречается и в работах других исследователей. Например, в 3. Фрейд читает: «Кажется, достаточно, чтобы большая масса, огромное множество людей собралось вместе, чтобы все моральные достижения составляющих ее индивидов сразу растворились, и на их месте остались только самые примитивные, самые старые, самые грубые психологические установки».

Эмоционально вихревой человек более восприимчив к импульсам, источник которых находится внутри толпы и резонирует с доминирующим состоянием, и в то же время менее восприимчив к импульсам извне. Это усиливает барьеры против любой рациональной аргументации. Поэтому попытки воздействовать на массы логическими аргументами могут оказаться в такой момент несвоевременными и откровенно опасными. Здесь необходимы другие методы, соответствующие ситуации, и если вы их не знаете, лучше держаться подальше от масс.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Как окружающие люди влияют на развитие личности
  2. Влияние группы на личность
  3. Психология высшей школы
  4. Психодраматические методы
  5. Дополнительные методы
  6. Выявление детских страхов
  7. Социальная психология
  8. Психологические особенности лиц, состоящих в неофициальном браке
  9. Личность в когнитивной психологии
  10. Выстраивание эмпатического поведения