Для связи в whatsapp +905441085890

Виды воображения — Классификация

Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальность, и создания на этой основе новых представлений. Принято считать, что воображение возникло в процессе работы — особенно человеческой деятельности — из-за необходимости преобразовывать объекты в реальном мире. Процесс воображения всегда неразрывно связан с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением.

Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление мыслительной деятельности. Когда человек сталкивается с задачей воспроизведения представлений о вещах и событиях, которые ранее были в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Однако, когда одни и те же представления воспроизводятся для создания новой комбинации этих представлений или для создания из них новых представлений, мы говорим об активности воображения.

Образы воображения создаются только путем обработки определенных аспектов образов реальности, которые есть у человека. Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятельности человека, поскольку определенная обработка образов действительности имеет место даже в простейшем варианте воспроизведения. Поэтому, когда мы представляем объект или событие, очень часто мы не можем воспроизвести соответствующие факты во всех деталях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных фреймов, а в их целостности и непрерывности. Отсюда происходит своеобразная обработка материала, которая выражается в наполнении идей необходимыми деталями, т.е. З. В процессе воспроизводства начинает проявляться деятельность нашего воображения.

В гораздо большей степени активность воображения присутствует в формировании образов предметов или явлений, которые мы никогда не воспринимали. Активность воображения тесно связана с эмоциональными переживаниями человека. Изображение желаемого может вызвать у человека положительные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем может вывести человека из крайне негативных состояний, позволить ему вырваться из ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее, и Переосмыслить значение ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет очень важную роль в регулировании нашего поведения.

Воображение также связано с осуществлением наших волевых действий. Основная цель воображения как мыслительного процесса состоит в том, что воображение направляет человека в процессе деятельности — оно создает мысленную модель конечных или промежуточных продуктов работы, которая способствует их объективному воплощению.

Кроме того, чем дальше мы отходим от механической работы и приближаемся к творческой деятельности, тем важнее становится наше воображение.

Виды воображения - Классификация

Классификация

Процессы воображения разделяют по степени произвольности (сознательной преднамеренности). На одном полюсе (полностью непроизвольный процесс) находится работа воображения во время сна, то есть сновидения. В сновидениях воображаемые образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных, причудливых сочетаниях, последовательностях. Непроизвольной также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном или трансовом состоянии.     Непроизвольное воображение тоже имеет некоторое (еще до конца не изученное психологами) значение. Зрительные и слуховые образы в снах — не просто отражение или повторение уже увиденного или услышанного. Это еще и обработка, глубокая проработка этих образов. Пусть сознание напрямую не участвует в обработке зрительных и слуховых образов во сне, тем не менее во сне происходит понимание многих вещей, особенно затрагивающих наглядное мышление, а не абстрактно-логическое.     Произвольное воображение имеет для человека более очевидное значение. Оно проявляется, включается в работу тогда, когда перед человеком возникает задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком.     К непроизвольному воображению некоторые специалисты относят и галлюцинации. Однако галлюцинации являются следствием расстройства психической деятельности и к тому же сложно сказать, что эти образы воображаются, они прямо и непосредственно располагаются в восприятии.

В основе работы произвольного воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.

Произвольное воображение различается по ряду видов и форм.     Наиболее важные для психической деятельности человека виды произвольного воображения: — воссоздающее воображение,  — творческое воображение,     — мечта.    

Воссоздающее воображение — как это следует из названия — предназначено для воссоздания в сознании представления о реальном объекте по его описанию. Для качественного воссоздающего воображения характерно максимально полное соответствие описанию. Человек, сам того не замечая, очень часто задействует воссоздающее воображение.    

Наиболее активно воссоздающее воображение работает во время чтения художественной литературы. Читая сухие строки: «Вошла дама, одетая в ярко-зеленые перчатки и с огромной шляпой на голове», мы дополняем этот образ в своем воображении: возрастом (если говорится, что это дама, да еще вычурно одетая, то, возможно, это пожилая особа), остальной одеждой (ведь была же еще какая-то одежда, возможно белое платье, как тогда было модно), обувью (она пришла с улицы, поэтому, возможно, была в сапогах), манерами и прочим. Не все эти мимолетные рассуждения точны, однако без них восприятие произведения было бы невозможным.    

Как видно из предыдущего примера, на работу воображения большое влияние оказывает жизненный опыт и знания человека. Один человек, прочтя «Человек сидел в фиакре», представит черную карету, из которой виднеется лицо мужчины.

Другой человек представит скамейку, на которой сидит мужчина в какой-то одежде, напоминающей фрак.    

Другие характерные примеры работы воссоздающего воображения — чтение (выслушивание) описания некоторого географического места или исторического события и воссоздание соответствующих образов. Здесь также происходит «расшифровка» текстового послания. Однако здесь есть два существенных отличия.

Во-первых, текстовое послание может изобиловать специальными терминами и моделями, делающими невозможным воссоздающее воображение для неподготовленного человека (например: «градус», «широта», «формулярный анализ» и т.п.).

Во-вторых, воссоздаваться могут не реальные образы, а схемы. Если вам говорят: «Представьте озеро Онтарио», то кто-то представит водную гладь с берегами, а кто-то — синий кружочек на карте.     «Пищей» или входящей информацией для воссоздающего воображения может быть не только текст, но и рисунок, схема, чертеж.

В этом случае успешность и качество воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению и опытом чтения схем и чертежей.    

Другой вид произвольного воображения — творческое. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт.    

Следующий, и особенный, вид воображения — мечта. Отличие данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов.

Мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. В мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится.

Мечты    

Сон — это процесс воображения, не входящий в творческую деятельность, т.е. не давать немедленного и непосредственного объективного продукта в виде произведения искусства, научного открытия, технического изобретения и т. д. Основная характеристика сновидения в том, что он ориентирован на будущую деятельность, на желаемое. Во сне может быть даже воображение воображения.

Например, художник может мечтать о том, как он это придумывает, как рисует великий шедевр, какие муки творчества он испытает, какие чувства вызовет эта картина у зрителей. У каждого свои мечты, и порой они очень самонадеянны и абсурдны. Неслучайно слово «мечта» в переводе с английского означает и сон, и сон. Сон бывает нескольких видов. Чаще всего человек строит планы на будущее и определяет во сне, как осуществить задуманное. В этом случае сновидение — это активный, произвольный, сознательный процесс. Это своего рода мечта. Другой вид сновидений возникает в таких случаях, когда он служит заменой активности или даже психологической защиты. Такие мечты навсегда останутся мечтами.

Как правило, одна из причин этого явления кроется в жизненных ошибках, которыми они постоянно страдают. В результате серии ошибок человек отказывается выполнять свои планы, сознательный произвольный процесс, который практически невозможно завершить. Другой вид произвольного воображения, похожий на сон, — это сны. Если человек во сне рисует картины желаемого будущего, то в своих снах человек рисует альтернативное настоящее, например, школьнику, которого только что обидели ученики, может присниться, что было бы, если бы он сейчас был со своим ручным. Лео пришел в школу, потому что тогда все его боялись бы. Сны и мечты часто переходят друг в друга.

В некотором смысле сны можно рассматривать как мечты о настоящем или даже как сны о прошлом. Часто, особенно у людей с развитым воображением, сны начинают заменять деятельность и проникают в душевную жизнь человека. Это уже может указывать на определенные нарушения психического здоровья. Преобладание сновидений в духовной жизни человека может привести его к отрыву от реальности, социальной изоляции и отступлению в вымышленный мир. Этот уход, в свою очередь, замедляет умственное и социальное развитие этого человека, что может еще больше усугубить социальное несоответствие, что, в свою очередь, может усилить потребность войти в мир снов. Это создает замкнутый круг, из которого зачастую невозможно выйти без посторонней помощи.
Все процессы воображения, такие как восприятие, память, мышление, носят аналитико-синтетический характер.

Образы творческого воображения создаются с помощью различных техник. Один из этих приемов — объединение элементов в единое новое изображение. Комбинация — это не простая сумма уже известных элементов, а творческий синтез, в котором элементы трансформируются, изменяются и отображаются в новых пропорциях.

Итак, фотография Наташи Ростовой была взята у Л.Н. Толстой на основе глубокого анализа характеристик характеров двух близких ему людей — его жены Софьи Андреевны и ее сестры Татьяны. Менее сложным, но тоже очень продуктивным методом создания нового образа является агглютинация (от лат. aglluninary — клеить) — совокупность свойств, качеств, частей разных предметов, несовместимых в реальной жизни (русалка, сфинкс, кентавр, пегас, избушка на куриных бедрах). В технике с помощью этой техники созданы аккордеон, троллейбус, танк-амфибия, гидросамолет и т. д.

Особый способ создания образов воображения — подчеркнуть все характеры объекта — заострить, выделить, преувеличить. Этот прием широко используется в мультфильмах и мультфильмах. Одна из форм акцента — гиперболизация — метод уменьшения (увеличения) самого объекта (великана, героя, дюймовочка, гнома, эльфа) или самого объекта.

Виды воображения

Познавательное воображение позволяет детям творчески осваивать схемы и значения человеческих действий, начиная с индивидуальных впечатлений от реальности, создавать целостную картину события или явления и дополнять ее. Это особая форма объективного мышления, позволяющая предвидеть изменения в действительности. Познавательное воображение проявляется при выполнении каких-либо действий (детская игра с куклами и т. д.).

Аффективное воображение используется в ситуациях противоречия, когда создание воображаемой ситуации устраняет разочарование. Проявляется, когда человек вспоминает свой опыт (у детей — переживание страха при представлении угрожающей ситуации: волк, баба-яга и т. д.)

Некоторые исследователи пытались объединить эти два направления развития воображения и говорить об аффективной природе этого процесса. Даже Т. Рибо (1901) указывал на совпадение интеллектуальных и эмоциональных факторов в воображении.

Л.С. Выготский впервые подчеркивал аффективную природу воображения в своих исследованиях: «Деятельность воображения есть категория аффектов» (1968, с. 69), а в более поздних работах, по мнению Т. Рибо, указывал на единство эмоции и интеллектуальные компоненты.

Л. М.Wecker (2000) описывает аффективное (эмоциональное) воображение как чувство близости к решению, эмоциональную эвристику в ходе умственной деятельности, эмоциональное предсказание следующих фаз в решении умственной задачи.

У людей преобладает когнитивное воображение, у других — аффективное. Разделение воображения на эти типы происходит в возрасте от 2,5 до 3 лет.

У разных людей сила воображения проявляется в основном в разных сферах деятельности: у одних она лучше в области технических изобретений, у других — в области художественного творчества, у третьих — в области науки . Существенную роль в определении того, в каком направлении пойдет использование и развитие воображения, играет направленность личности, ее склонность и способность к тому или иному виду деятельности.

Гальтон отметил, что большинство ученых, с которыми он беседовал, говорили о слабом или полном отсутствии визуального воображения, в то время как ученые со скромным интеллектом часто говорили о ярких и подробных конкретных воображениях. Конкретное воображение не является обязательным требованием для написания рассказов.

Итак, О. Хаксли писал, что у него нет визуального воображения и что слова не вызывают в нем визуальных образов. Плохое или полное отсутствие визуального воображения характерно для психологов и юристов (Gardner H., 1988).Геодезистам (ботаника, зоология, геология) больше присуще конкретное воображение, чем социальное и поведенческое. Кроме того, от художников и скульпторов требуется ярко выраженная конкретная фантазия.

Одно из основных направлений педагогики воображения должно быть направлено на овладение ребенком. Основное средство — перестроить функцию воображения и направить его на создание целостных творческих продуктов, решение реальных творческих задач.

Основным средством построения целостного продукта воображения, на наш взгляд, являются образы, которые создаются. различными способами и значениями слов, которые появляются в различных контекстах и ​​относятся к довольно широкому кругу содержания, а также к планам создания целостных продуктов воображения. формируется и записывается преимущественно в речевой деятельности ребенка или в виде образной модели будущего.

Мечта – это воображение

Назначьте особую форму воображения — сон. Есть известная фраза «человек без мечты, как птица без крыльев», которая отражает роль мечты в жизни человека. Д.И. Писарев писал: «Если бы человек был совершенно свободен от мечтаний … если бы он не мог изредка забегать вперед и созерцать в своем воображении цельную и целостную картину творения, которое только формируется под его руками, — то я совершенно не могу представьте, какой мотивирующий разум заставит человека выполнять и доводить до конца обширную и длительную работу в области искусства, науки и практической жизни »21 Что такое мечта?

В« Психологическом словаре »(1983 г.) ) определяется как «самостоятельное создание новых изображений; Сон — это создание образа желаемого и более или менее далекого». Здесь сон понимается как мысленный процесс.

Понимание сна как мысленного процесса создания образа объекта, который удовлетворяет потребность, или процесса удовлетворения этой потребности широко распространено в повседневной жизни и даже в научном сознании. Например, К. К. Платонов (1986) писал, что мечта — это идея, создающая образы желаемого.

На самом деле об этом писал Б. И. Додонов (1976): «Сон всегда проявляется в воображении, порождающем образы желаемого будущего.

Однако неправильно понимать сон как процесс формирования представления о чем-либо как о форме воображения. На это обратил внимание Н. Д. Левитов (1964). «Невозможно назвать мечту процессом», — писал он. Существует ментальное состояние грез, результатом которого является сон: «Так же, как понимание является результатом мышления, сон является результатом специально направленного творческого воображения» (стр. 99). Хотя я согласен с основной идеей Н.Д. Левитова (мечта — продукт воображения), мне кажется, лучше говорить не о мечтаниях (это черта личности), а о мечтаниях как о своеобразном процессе воображения. Сновидение — это мысленный акт, обозначенный словами «приснилось», «я люблю мечтать». Такой сон часто превращается в сновидения, то есть в нереальные воображаемые действия, действия и их результаты (вспомним Бальзаминова из пьесы А. Н. Островского).

Мечта больше похожа на желание, цель. В Словаре русского языка С.И. Ожегова сновидение четко определено: объект желаний, стремления, душевно тщеславный, воображаемый. В издании «Психология: словарь» 1990 г. написано, что сон — это стимул, мотив для деятельности, которая откладывается в своем окончательном завершении. Отсюда следует, что сон понимается не только в обыденном сознании, но и в психологии как мотив (цель). Например, вы можете сказать: «Я мечтаю поехать на дачу на выходные», то есть я хочу, но не уверен, будет ли это возможно.

При этом мне не нужно ничего придумывать или менять облик дачи; мне достаточно воспроизвести вашу знакомую картинку в своей презентации. Таким образом, повседневное употребление слова «мечта» по большей части не отражает процесс творческого воображения как преобразования действительности.

Точно так же давняя мечта человечества об управлении воздушным пространством, покорении космоса была не чем иным, как желанием. Мечта — это мотивационное явление, отражающее желание человека, которое было отложено на некоторое время, то есть это мотивационная установка о чем я писал в одной из своих книг Не зря Б.И. Додонов писал о замысле мечты.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психологические особенности людей с проблемами опорно-двигательного аппарата
  2. Деформация личности
  3. Восприятие и его свойства
  4. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии
  5. Требования к методам психологии
  6. Проблема одиночества и депрессии в период поздней зрелости
  7. Психотерапия
  8. Расстановки по Хеллингеру
  9. Психологическая структура процесса обучения
  10. Расстройство психических процессов