Для связи в whatsapp +905441085890

Виды восприятия и методы их изучения — Физиологические принципы восприятия

В учебной литературе по общей психологии можно встретить различные концепции восприятия:

  • Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающее в результате непосредственного действия физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
  • Восприятие — это отражение предметов или явлений в их непосредственном воздействии на органы чувств
  • Восприятие — это отражение в сознании человека предметов и явлений, действующих непосредственно на его органы чувств в целом, а не их отдельных свойств, как в случае с ощущением.
  • Восприятие — это не сумма ощущений, полученных от того или иного объекта, а качественно новый уровень сенсорного восприятия с присущими ему возможностями
  • Восприятие — это форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств

Внимательный взгляд на все эти определения приводит к выводу, что восприятие — это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который происходит в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью отделов анализа мозга. В отличие от ощущений, перцептивные процессы формируют представление о целостном объекте, отражая всю совокупность его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

Уже в акте восприятия каждый объект получает определенное обобщенное значение, находится в определенном отношении к другим объектам. Обобщение — это высшее проявление сознания человеческого восприятия. Акт восприятия раскрывает взаимосвязь между сенсорной и мыслительной деятельностью человека.

Восприятие отражает объекты окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может происходить через действие комплекса стимулов различных анализаторов: зрительного, слухового, двигательного, тактильного.

Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей непосредственно из внешней среды. Одновременно формируются образы, с помощью которых в дальнейшем обслуживаются внимание, память, мышление и эмоции. В зависимости от анализатора различают следующие виды восприятия: зрительное, осязательное, слуховое, кинестетическое, обонятельное, вкусовое. Полученная в процессе активного взаимодействия с объектом информация о его свойствах (форма, размер и т.д.) преобразуется в набор признаков, из которых впоследствии при распознавании восстанавливается целостное представление объектов-образов. Благодаря связям, образующимся между различными анализаторами в процессе обучения, в образе отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов, например, размер предмета, вес, форма, регулярность, что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса.

Построение образа воспринимаемого объекта тесно связано со способом его исследования. В процессе обучения при повторном восприятии объекта изменяется структура действий с объектом (благодаря погружению).

Человеческая деятельность изначально направляется и корректируется только под воздействием внешних объектов. Образ неповторим, конкретен и не опосредован логикой. После того, как образ выполнил свою функцию в регуляции поведения, он теряет свою непосредственную сенсорную основу и включается в жизненный опыт человека, приобретая статус репрезентации. Все, что человек воспринимает, всегда представляется ему в виде целостных образов. Человек в первую очередь воспринимает то, что соответствует его интересам и потребностям. В этом смысле рефлексия должна быть целенаправленной и сама по себе представлять активную деятельность. С этой точки зрения восприятие предстает как пожизненная, формирующаяся система перцептивных актов, с помощью которых человек формирует картину окружающей его действительности и ориентируется в ней

Благодаря тому, что в образе одновременно отражаются такие разнообразные свойства объекта, как его размер, цвет, форма, текстура, ритм, можно сказать, что он является целостным и обобщенным представлением объекта — результатом синтеза многих индивидуальных ощущений. Благодаря своей целостности образ уже способен регулировать осмысленное поведение. Воспринимать объект как образ — значит действовать внутренне по отношению к этому объекту и получать представление о последствиях этих действий.

Этот синтез может происходить как в рамках одной модальности, так и в рамках нескольких модальностей. Благодаря своей целостности образ уже способен регулировать осмысленное поведение. Только благодаря такому объединению изолированные ощущения трансформируются в целостное восприятие, которое переходит от отражения отдельных признаков к отражению целых объектов или ситуаций. Таким образом, главное отличие восприятия от ощущения заключается в предметном восприятии всего, что воздействует на нас, то есть в отражении объекта реального мира в совокупности всех его свойств или целостном отражении объекта.

Помимо сенсорных впечатлений, в процессе восприятия участвуют также предыдущий опыт, процессы понимания того, что воспринимается, то есть психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. По этой причине восприятие часто называют перцептивной системой человека.

Большую роль в восприятии играет наше желание воспринять тот или иной объект, осознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на достижение лучшего восприятия, настойчивость, которую мы проявляем в этих случаях. Таким образом, внимание и ориентация (в данном случае желание) участвуют в восприятии реального объекта.

Говоря о роли желания воспринимать объекты окружающего нас мира, мы доказываем, что наше отношение к тому, что мы воспринимаем, имеет огромное значение для процесса восприятия. Объект может быть нам интересен или безразличен, то есть он может вызывать в нас различные чувства. Естественно, интересный для нас объект воспринимается нами более активно, и наоборот, объект, который нам безразличен, мы можем вообще не воспринимать.

Виды восприятия и методы их изучения - Физиологические принципы восприятия

Физиологические принципы восприятия

Физиологической основой восприятия являются процессы в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Таким образом, под воздействием раздражителей в нервных окончаниях, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое передается по проводящим путям в нервные центры и, наконец, в кору головного мозга. Здесь она переходит в проекционные (сенсорные) области коры головного мозга, которые являются как бы центральной проекцией нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проецирующая область, формируется определенная сенсорная информация.

Механизм, описанный выше, является механизмом генерации ощущений. Следовательно, ощущения можно рассматривать как структурный элемент процесса восприятия. Собственные физиологические механизмы восприятия участвуют в процессе формирования целостного образа на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где завершается формирование образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функции проективных зон.

Физиологическая основа восприятия усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной активностью, эмоциональными переживаниями и различными мыслительными процессами. Следовательно, начиная от органов чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, идут к нервным центрам, где они захватывают различные зоны коры головного мозга и взаимодействуют с другими нервными раздражителями. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействуя друг с другом и широко охватывая различные зоны коры головного мозга, составляет физиологическую основу восприятия.

С практической точки зрения, основная функция восприятия — распознавание объектов, то есть отнесение их к той или иной категории. На самом деле, распознавая объекты, мы делаем вывод о многих скрытых свойствах объекта. Каждый предмет имеет определенную форму, размер, цвет и т.д. Все эти свойства важны для его распознавания.

В настоящее время принято выделять несколько этапов в процессе распознавания объектов, одни из которых являются предварительными, а другие — окончательными. На предварительных этапах перцептивная система использует информацию от сетчатки и описывает объект на языке элементарных компонентов, таких как линии, края и углы. На последних этапах система сравнивает это описание с описаниями форм различных типов объектов, хранящихся в зрительной памяти, и выбирает наилучшее соответствие. А во время распознавания большая часть обработки информации недоступна сознанию как на предварительной, так и на заключительной стадии распознавания.

Основные свойства восприятия

Основные свойства восприятия должны включать следующее: Объективность, целостность, структура, постоянство, осмысленность, апперцепция и активность.

Предметность — это способность отражать предметы и явления реального мира не в виде совокупности не связанных между собой ощущений, а в виде отдельных объектов. Объективность не является врожденным свойством восприятия. Это свойство появляется и совершенствуется в процессе онтогенеза, начиная с первого года детства. Объективность проявляется в том, что объект представляется нам именно как отдельное физическое тело, изолированное в пространстве и времени. Это свойство наиболее ярко проявляется в явлении выделения фигуры (предмета или объекта восприятия) из фона. Объект — это то, на чем фокусируется восприятие в данный момент, а фон — это все, что образовано другими объектами, которые действуют на нас одновременно, но отступают на «задний план» по сравнению с объектом восприятия.

Каждая картина целостна. Это относится к внутренней органической взаимосвязи между частями и целым в изображении. В отличие от ощущений, которые воспроизводят отдельные свойства объекта, восприятие дает целостную картину объекта. Оно формируется на основе обобщения информации, полученной в виде различных ощущений об отдельных свойствах и качествах объекта. Сенсорные компоненты настолько тесно взаимосвязаны, что формируется единый сложный образ объекта, даже если непосредственно задействованы только отдельные свойства или части объекта. Эта картина создается условно и рефлекторно путем сочетания различных сенсорных впечатлений (т.е. целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта, полученная информация мысленно развертывается в целостную картину конкретного объекта.

Важно отметить, что восприятие целого и его частей зависит не только от индивидуальных характеристик, но и от множества других факторов — например, от предыдущего опыта и отношения.

Его структурированность (или обобщенность) также связана с целостностью восприятия. Это означает отнесение каждого изображения к классу объектов, носящих это имя. В этом влиянии образа класса отражается влияние языка (который включает в себя универсальный опыт) и личный опыт человека. С расширением личного перцептивного опыта образ, сохраняющий свою индивидуальность и связь с конкретным объектом, приписывается все большей совокупности объектов определенной категории, то есть классифицируется с возрастающей достоверностью. Для этого необходимо обобщение, обращение к классу подобных объектов, хранящихся в памяти, что означает переход от настоящей ситуации к другой; понимание реальности через призму лично обобщенной схемы реальности.

Обобщение и классификация обеспечивают надежность правильного распознавания объекта независимо от его индивидуальных характеристик и предубеждений, которые не выводят объект из класса. Обобщение восприятия позволяет не только классифицировать и распознавать объекты и явления, но и предсказывать некоторые свойства, которые не воспринимаются непосредственно.

Следующее свойство восприятия — постоянство. Именно относительная независимость образа от физических условий восприятия проявляется в его неизменности. Форма, цвет и размер объектов воспринимаются нами как постоянные, хотя сигналы, поступающие в органы чувств от этих объектов, постоянно меняются. Как известно, размер проекции объекта на сетчатке зависит от расстояния между объектом и глазом и угла зрения. Однако известные объекты кажутся нам постоянного размера независимо от этого расстояния (в определенных пределах). Восприятие цветов зависит от многих факторов: Освещение, фон, интенсивность. Однако цвет известных объектов всегда воспринимается одинаково. Аналогичным образом, форма знакомых объектов воспринимается как постоянная, независимо от условий наблюдения. Важность постоянства очень велика. Без этого свойства любое наше движение, любое изменение расстояния до объекта, малейший поворот головы или изменение освещенности почти неизменно изменили бы все основные признаки, по которым человек узнает объект. Мир перестал бы быть средством познания объективной реальности.

Следующее свойство восприятия — его осмысленность. Хотя восприятие происходит через прямое действие стимула на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное значение. Человеческое восприятие тесно связано с мышлением. Связь между мышлением и восприятием выражается прежде всего в том, что осознанно воспринять объект — значит мысленно назвать его, то есть отнести его к определенной группе или классу, связать с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся обнаружить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется простым набором стимулов, действующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшей интерпретации имеющихся данных.

Процесс понимания воспринимаемой информации может быть представлен структурно-логической схемой. На первом этапе процесса восприятия мы выделяем набор стимулов из потока информации и решаем, что они относятся к одному и тому же конкретному объекту. На втором этапе мы ищем в памяти комплекс признаков, сходных или одинаковых по составу ощущений, на основании которых мы можем идентифицировать объект. На третьем этапе воспринимаемый объект относят к определенной категории, после чего начинается поиск других признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения. Наконец, на четвертом этапе делается окончательный вывод о том, что это за объект, приписывая ему еще не воспринятые свойства, характерные для объектов того же класса, что и он. Таким образом, восприятие — это в значительной степени интеллектуальный процесс.

Восприятие зависит не только от природы стимула, но и от самого субъекта. Не глаз и ухо воспринимают, а конкретный живой человек. Поэтому на восприятие всегда влияют особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией.

Большую роль в апперцепции играют знания человека, его предыдущий опыт, предыдущая практика. Содержание восприятия определяется также поставленной перед человеком задачей и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Существенное место в апперцепции занимают также установки и эмоции, которые могут изменить содержание восприятия.

Другим, не менее существенным свойством восприятия как психического процесса является активность (или избирательность). Она заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один объект или конкретную группу объектов, а другие объекты реального мира составляют фон нашего восприятия, то есть не отражаются в нашем сознании.

Классификация типов восприятия

В психологии существует несколько классификаций типов восприятия.

Первый способ классификации — по модальности — по типу анализатора, который в основном задействован в данном типе восприятия.

Различаться по модальности (анализаторов): а) зрительные, б) слуховые, в) тактильные, г) обонятельные, д) вкусовые.

Визуальное восприятие — это восприятие, которое происходит в основном в системе зрительного анализа. Человек воспринимает целостный образ предмета сразу, видя его. Зрительная система способна воспринимать сложные формы объекта одновременно (синхронно). Зрительная система человека и животных позволяет им воспринимать не только отдельные черты объектов, но и целые геометрические формы или структуры. Для обеспечения длительности хранения изображения необходимо движение глаз Неподвижный глаз слеп. Зрительное восприятие участвует в восприятии пространства и движения.

Слуховое восприятие — это восприятие в системе слухового анализа. В ходе социальной истории человечества сформировались две системы слухового восприятия: система ритмико-мелодического (или музыкального) кода и система фонематического кода (или система звукового кода речи). Обе системы организуют звуки, воспринимаемые человеком, в сложные системы слухового восприятия. Слуховое восприятие — это активный процесс, в котором задействованы моторные компоненты. При слуховом восприятии моторные компоненты отделены от слуховой системы и выделяются в особую систему песни в голосе для прослушивания музыки и произнесения для прослушивания речи. Слуховое восприятие участвует в восприятии времени.

Тактильное восприятие — это восприятие, основанное на кожных и двигательных ощущениях. При тактильном восприятии объекта информация от отдельных признаков объекта постепенно (последовательно) преобразуется в целостный (одновременный) образ объекта. Для того чтобы перейти от оценки отдельных признаков к тактильному восприятию всего объекта, рука должна быть в движении, т.е. пассивное тактильное восприятие заменяется активным ощупыванием объекта.

Обоняние — это восприятие запахов с помощью обоняния (носа). Приятные запахи мы воспринимаем как аромат или запах, а неприятные — как вонь. Психофизиологическое состояние человека оказывает сильное влияние на обоняние. При определенных условиях может возникнуть извращенное восприятие запахов, когда некоторые знакомые вещества внезапно становятся сильно неприятными.

Вкусовое восприятие — осуществляется с помощью вкусового анализатора (языка). Это в значительной степени связано с обонянием — при затрудненном носовом дыхании вкусовая чувствительность снижается. Это происходит из-за потери информации — мозг воспринимает пищу целостно, со всеми анализаторами, и потеря информации из любого из них снижает восприятие целостной картины.

Второй способ — различать по характеру деятельности восприятия (а) непроизвольные (непреднамеренные), (б) произвольные (намеренные).

Непроизвольное (непреднамеренное) восприятие — это восприятие без намерения, без цели. Он действует как компонент другой деятельности.

Восприятие является волевым (намеренным) — оно связано с постановкой конкретной задачи, цели. Она характеризуется целенаправленностью, планированием и последовательностью. В этом случае восприятие — это когнитивная перцептивная деятельность (наблюдение). Добровольное восприятие в большинстве случаев более эффективно, чем недобровольное. Непроизвольное восприятие — это высшая психическая функция, которая является врожденной только у человека.

Третий способ — по типу и продолжительности: а) одновременные, б) последовательные.

Одновременное восприятие — пространственно расширенное, одномоментное, обобщенное, целостное. Например, целостное восприятие всей аудитории лектором, когда он читает лекцию.

Последовательное восприятие — отсроченное во времени, пошаговое наблюдение. Например, поиск ошибок в контрольном диктанте.

По объекту восприятия: размер, глубина, форма объектов.

Восприятие размеров объектов определяется размером их изображения на сетчатке и расстоянием до глаза наблюдателя.

Существует два механизма, с помощью которых глаз адаптируется к тому, чтобы видеть в фокусе объекты на разных расстояниях: Аккомодация и конвергенция. При восприятии близких предметов происходит сокращение мышц, что уменьшает степень натяжения хрусталика, и его форма становится более выпуклой (аккомодация). Определенное состояние аккомодации вызывает определенную степень схождения зрительных осей (конвергенцию), и наоборот, определенная степень аккомодации соответствует той или иной конвергенции зрительных осей. Взаимодействие между размером изображения объекта на сетчатке и напряжением глазных мышц в результате аккомодации и конвергенции является условно-рефлекторным сигналом размера воспринимаемого объекта. Однако полностью объяснить восприятие расстояния до объекта с помощью этих процессов не представляется возможным.

Бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами) играет важную роль в восприятии глубины и объемного восприятия. Глубинное восприятие — это визуальное восприятие мира в трех измерениях. Это восприятие расстояния объектов от наблюдателя и восприятие трехмерности самих объектов.

Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализатора. Механизмы включают врожденную способность нейронов в коре головного мозга избирательно реагировать на элементы изображения, имеющие определенную насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину. Восприятие формы требует выделения объекта из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделения контура, то есть ограничивающих, пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре. Одним из факторов, влияющих на восприятие формы предметов, является жизненный опыт человека, полученный в результате движений рук по контуру и поверхности предметов, перемещения человека и частей его тела в пространстве.

Аккомодация (от лат. accomodatio — приспособление) — это изменение кривизны хрусталика глаза в зависимости от расстояния объекта от сетчатки. Увеличение кривизны хрусталика соответствует аккомодации в ближнем диапазоне, а уменьшение — в дальнем. Изменения кривизны хрусталика осуществляются специальной цилиарной мышцей.

Конвергенция — это встреча зрительных осей глаз на объекте или в точке зрительного пространства. Как правило, между зрительными осями образуется определенный угол. Этот угол несет информацию о расстоянии до объекта.

Сложные формы восприятия

К сложным формам восприятия относится классификация восприятия по формам существования материи — восприятие пространства, времени, движения.

Восприятие времени.

Можно отметить, что восприятие времени имеет различные аспекты и происходит на разных уровнях. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности последовательности, которые основаны на элементарных ритмических явлениях, называемых «биологическими часами». К ним относятся ритмические процессы, происходящие в нейронах коры головного мозга и подкорковых образований. Чередование процессов возбуждения и торможения, возникающее при длительной нервной деятельности и воспринимаемое как волнообразное попеременное усиление и ослабление звука при длительном прослушивании. К ним относятся такие циклические явления, как сердцебиение, ритм дыхания, а через более длительные промежутки времени — ритм чередования бодрствования и сна, наступление голода и тому подобное. Все вышеперечисленные условия лежат в основе самых простых, непосредственных оценок времени. Их следует отличать от сложных форм восприятия времени, основанных на выработанных человеком «эталонах» оценки времени. К таким эталонам относятся такие меры времени, как секунды, минуты, а также ряд эталонов, сформированных в практике восприятия музыки. Точность восприятия времени, передаваемого таким образом, может быть значительно повышена. Как показали наблюдения за музыкантами (Б.М. Теплов), парашютистами и летчиками, она может заметно обостриться в процессе практики, когда человек начинает сравнивать едва заметные промежутки времени. Оценку длинных интервалов (время суток, время года и т.д.) следует отличать от оценки коротких интервалов, т.е. ориентации в длинных временных интервалах. Эта форма оценки времени особенно сложна по своей структуре. Интересно отметить, что различные факторы могут несколько изменить оценку хода времени. Некоторые биологические изменения, например, повышение температуры тела, могут привести к переоценке времени, а снижение температуры — наоборот, к недооценке. То же самое происходит под влиянием мотивации или интереса к определенным тестам, а также под воздействием различных наркотиков. Седативные препараты, замедляющие физиологические процессы, способствуют недооценке временных периодов, а возбуждающие препараты и галлюциногены, ускоряющие психические процессы и обработку сигналов мозга, наоборот, влекут за собой преувеличение оценки времени.

Пространственное восприятие.

Пространственное восприятие основано на работе специального аппарата — аркад (или вестибулярного аппарата), который находится во внутреннем ухе. Этот аппарат, тонко реагирующий на отражение трех основных плоскостей пространства, является его специфическим рецептором. Он тесно связан с аппаратом глазных мышц, и любое изменение в вестибулярном аппарате вызывает рефлекторные изменения в положении глаза. Эта тесная взаимная связь между вестибулярным и глазодвигательным аппаратом, приводящая к опто-вестибулярным рефлексам, является частью системы, которая делает возможным пространственное восприятие. Второй аппарат, обеспечивающий восприятие пространства и, в частности, глубины, — это бинокулярный зрительный аппарат (бинокулярное зрение: в одном глазу улавливается двухмерное изображение объекта, которое немного отличается от изображения в другом глазу, что позволяет мозгу объединить эти два изображения в трехмерное изображение). Глубина (расстояние) объекта воспринимается особенно успешно, когда за объектом наблюдают оба глаза. Для восприятия предметов изображение рассматриваемого объекта должно попадать на соответствующие точки сетчатки, а для этого необходима конвергенция обоих глаз (совпадение зрительных осей глаз на объекте или на одной точке зрительного пространства). Если два глаза расположены неправильно, возникает впечатление расстояния или стереоскопический эффект; если точки сетчатки двух глаз расположены более неправильно, возникает двойное видение объекта. Третьим важным компонентом пространственного восприятия являются законы структурного восприятия: восприятие целостных геометрических фигур или структур, целостность восприятия цвета и законы восприятия формы (описанные гештальт-психологами). Кроме того, существует последнее условие — влияние устоявшегося предыдущего опыта. Восприятие пространства не ограничивается восприятием глубины. Его важнейшим компонентом является восприятие расположения объектов по отношению друг к другу. Пространство, которое мы воспринимаем, никогда не бывает симметричным, а всегда более или менее асимметрично. Одни объекты находятся вверху, другие внизу; одни дальше, другие ближе; одни справа, другие слева. Различные пространственные расположения объектов в этом асимметричном пространстве часто имеют решающее значение. Примером могут служить ситуации, когда нам нужно ориентироваться в расположении помещений, поддерживать план пути и так далее. В ситуациях, когда мы можем полагаться на дополнительные визуальные подсказки (расположение вещей в коридорах, различный внешний вид зданий на улицах), такая ориентация в пространстве легко достигается. Если убрать эту дополнительную визуальную поддержку, то ориентироваться становится значительно сложнее (в случае абсолютно одинаковых станций метро, где есть два противоположных выхода, которые ничем не отличаются). Ориентация в таком асимметричном пространстве настолько сложна, что одних только механизмов, описанных выше, недостаточно. Это требует дополнительных механизмов, прежде всего, выделения «ведущей» правой руки, на основе которой индивид осуществляет комплексный анализ внешнего пространства и системы абстрактных пространственных обозначений (правая — левая). На определенном этапе онтогенеза, когда ведущая правая рука еще не определена, а система пространственных обозначений еще не освоена, симметричные стороны пространства долгое время остаются перепутанными. Такие явления, характерные для ранних стадий любого нормального развития, проявляются в так называемом «зеркальном письме», которое встречается у многих трех-четырехлетних детей и задерживается, если ведущая рука по каким-то причинам не выделяется. Сложный набор аппаратов, лежащих в основе пространственного восприятия, требует столь же сложной организации аппаратов, осуществляющих центральную регуляцию пространственного восприятия. Этими центральными аппаратами являются третичные зоны коры головного мозга, или «зоны перекрытия», которые объединяют работу зрительного, тактильного, кинематического и вестибулярного анализаторов.

Восприятие движения.

Любая деятельность предполагает движение в пространстве, и каждое движение происходит во времени. Эти измерения взаимосвязаны, и их восприятие зависит как от наших сенсорных способностей, так и от точек отсчета, которые мы устанавливаем при оценке измерений. Мы воспринимаем движение объекта в основном потому, что, когда он движется на фоне, это вызывает последовательное возбуждение различных клеток сетчатки. Когда фон однороден, наше восприятие ограничено скоростью движения объекта: Человеческий глаз фактически не способен наблюдать движение светового луча со скоростью менее 1/3о в секунду (что соответствует перемещению на ширину большого пальца вытянутой руки за 6 секунд). Поэтому невозможно непосредственно наблюдать за движением минутной стрелки на ручных или настенных часах: Он перемещается всего на 1/10о в секунду.

Восприятие и оценка движения основаны на последовательном использовании информации, поступающей из нескольких различных источников. Некоторые из них позволяют установить сам факт движения, другие оценивают его направление и скорость. Наличие или отсутствие движения в зрительном поле определяется нейронами — детекторами движения. Эти нейроны обладают генетически предопределенной способностью генерировать импульсы при обнаружении движения объекта в зрительном поле. О направлении движения можно судить по направлению движения отраженного объекта на поверхности сетчатки, а также по последовательности сокращения-расслабления определенной группы мышц глаза, головы и туловища при выполнении следящих движений за объектом. То, что восприятие движения и его направления физиологически связано с движением изображения на сетчатке, доказывается существованием иллюзии движения, которая обычно возникает, когда два светящихся точечных объекта, расположенных на относительно небольшом расстоянии друг от друга, загораются через короткие промежутки времени один за другим в поле зрения. Когда временной интервал между освещением первого и второго объектов становится меньше 0,1 секунды, создается иллюзия движения источника света из одного положения в другое, из первого положения во второе, и визуально субъект может даже проследить траекторию соответствующего движения. Чаще всего мы воспринимаем движение объекта, когда он движется на фоне. Поэтому для восприятия движения мы можем дополнительно использовать индикаторы, относящиеся к фону — элементам, перед которыми или за которыми движется наблюдаемый объект.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Особенности формирования межличностных взаимоотношений младших школьников с нарушением слуха — Психологические и образовательные особенности детей с нарушением слуха
  2. Психические процессы развития ребенка
  3. Закрытая кадровая политика
  4. Оценка своей значимости и эмоциональный комфорт в коллективе
  5. Педагогическое общение в доу
  6. Индивидуальные особенности представления
  7. Методы общей психологии
  8. Виды восприятия и методы их изучения — Восприятие как деятельность
  9. Виды психических процессов, их группирование
  10. Психологические теории внимания