Вклад А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского в развитие российской педагогики

Предмет: Педагогика

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Концептуальные идеи русского национального воспитания и педагогики (XVII-начало XX века)
  2. Национальный идеал в образовании России 19 века
  3. Основные тенденции развития образования в современном мире
  4. Инновационные педагогические технологии
  5. Педагогическая технология В.М. Монахова
  6. Теория и технология развивающего обучения
  7. Принципы педагогики сотрудничества Ш.А. Амонашвили и их реализация в современной воспитательной практике
  8. Педагогический анализ авторских воспитательных концепций В.А. Караковского, И.П. Волкова, М.П. Щетинина, И.П. Иванова и др
  9. Технология проблемного обучения в школе
  10. Технология развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И.П. Иванов, И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер)

Введение

Качественно новый этап педагогической мысли в России, современная педагогика, имеющая направленность на формирование всесторонне развитой, гуманной и нравственной личности, начавшийся в 90-е годы XX века, определил необходимость обращения к истокам отечественной педагогики для понимания ее идеалов, духовных и культурных ценностей, их использования в современных социокультурных и психолого-педагогических процессах с корректировкой по времени, уточнением, углублением и рассмотреть вклад в их развитие прогрессивных деятелей второй половины XIX века. Представители прогрессивной зарубежной и русской классической педагогики стремились воспитать гуманного человека с помощью человеческой деятельности; они видели возможность приобщить новые поколения в процессе воспитания к общечеловеческим ценностям.

Исследователи народной педагогики Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., показали взаимовлияние и взаимозависимость официальной и народной педагогики, дополняющих и обогащающих друг друга.

Характерной чертой их педагогических систем является гуманизм. Целью нравственного воспитания в этих системах является формирование того, что они считают самым важным качеством гуманизма. Их труды, объединяющие теорию и практику гуманистического воспитания, являются важным руководством в формировании нравственных качеств молодого поколения, в том числе гуманистической культуры личности. Давайте рассмотрим образовательные подходы к каждому из них в отдельности.

К.Д. Ушинский

Одним из основоположников русской народной педагогики и реформаторов начальной школы является К.Д. Ушинский (1824-1871). Следует помнить, что большинство исследований, проведенных в годы советской власти, анализировали педагогическую систему Ушинского однобоко и тенденциозно, используя в качестве рычагов партийную науку и коммунистическую идеологию. При этом гуманные ценности всего человечества были проигнорированы. Духовно-педагогическое значение основ воспитания личности, разработанных Ушинским, преуменьшалось. При раскрытии содержания образования, методов обучения и воспитания учащихся были предприняты попытки сопоставить его положения с теорией и практикой коммунистического воспитания. Не была признана ведущая тенденция в развитии педагогического мировоззрения — тенденция движения к гуманистической педагогике. В свете вышесказанного новое прочтение творчества Ушинского становится актуальным с точки зрения гуманистических ценностей, народной культуры и активной реализации его идей в практике духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Значительный педагогический опыт К.Д. Ушинского в воспитании на основе традиционной народной культуры и успешное создание им системы воспитания в соответствии с культурно-историческими национальными ценностями создали условия для объективного и всестороннего изучения наследия К.Д. Ушинского.

Идея народного образования является стержнем педагогической теории К.Д. Ушинского. Единство универсального и национального образования.

В педагогической системе великого русского педагога К.Д. Ушинского ведущее место занимает его учение о цели, принципах и сущности воспитания. Важнейшей составляющей нравственного совершенствования личности является, как утверждает К.Д. Ушинский. Ушинского, идея народности, которую он выдвинул во многих работах, таких как «О нравственном элементе в русском воспитании», «Три элемента школы», «Труд в его духовном и педагогическом значении», «О пользе педагогической литературы», «Вопросы начальной школы». «Общий взгляд на происхождение наших народных школ», «Воскресные школы», особенно в работе «О популярности в общественном образовании», он заявил, что «образование, если оно не должно быть бессильным, должно быть популярным», что «образование, созданное самим народом и основанное на народных принципах, обладает той воспитательной силой, которой лишены лучшие системы, основанные на абстрактных идеях или заимствованные у других людей». ].

Образование он рассматривал как «творение истории», социальное, общественное явление и считал, что оно имеет свои объективные законы, знание которых необходимо педагогу для рационального осуществления своей деятельности. Но для того, чтобы знать и соблюдать эти законы, необходимо изучить сам «объект воспитания». «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, она должна прежде всего изучить его во всех отношениях», — писал Ушинский.

Ушинский считал, что решающим в этом процессе является воспитание и что развитие ребенка совершается в процессе его воспитания и образования. Человек становится личностью благодаря воспитанию. «Воспитание, — писал Ушинский, — усовершенствование, может широко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных».

Воспитание рассматривается Ушинским как целенаправленный, сознательный процесс «управления личностью», цель которого — подготовить человека к жизни и активной деятельности, воспитать гармонически развитую личность, способную сочетать свои интересы с интересами своего народа и всего человечества. Из областей воспитания огромную роль играет, по мнению Ушинского, нравственное воспитание, оно — центр его педагогической концепции. Это важнее, чем наполнить головы знаниями. Ушинский пишет, что обогащение знаниями принесет много пользы, но, к сожалению, я никак не верю, что ботанические или зоологические знания? может сделать гоголевского Городничего «сытым человеком». Воспитание, по мнению Ушинского, лишенное нравственной силы, разрушает человека. Важно воспитать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, характер и волю как мощный рычаг, способный изменить не только душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания также необходимо преодолевать такие чувства и качества, как упрямство, лень, скука, карьеризм, лицемерие, лень.

Важными задачами нравственного воспитания являются:

  • Формирование мировоззрения, нравственных знаний, правильных взглядов на жизнь и формирование системы убеждений, которые Ушинский считает важнейшим способом поведения человека;
  • Развитие нравственных чувств, особенно эстетических. Высшим, пламенным чувством в человеке, «его общественным цементом» Ушинский называл патриотическое чувство, которое «последнее, даже в негодяе погибает»;
  • Формирование навыков и привычек поведения. По словам Ушинского, благодаря хорошим привычкам человек «все выше и выше поднимает нравственный каркас своей жизни». Процесс его формирования длительный, требует настойчивости и терпения. Нравственное воспитание не должно строиться на страхе наказания, скучных «устных наставлениях». Методы и средства обучения зависят от его содержания и цели. Что касается метода веры, то его нужно использовать умеренно, чтобы не навязывать свои убеждения и, по словам Ушинского, пробуждать жажду этих убеждений. В то же время он предостерег от навязчивых увещеваний и уговоров, которые часто не доходят до сознания детей. Особая роль в системе нравственного воспитания KD. Ушинский назначил умственный и физический труд учащихся, их разнообразную деятельность.

Образование, считал он, если оно хочет угодить человеку, должно способствовать тому, чтобы дети были духовно развиты, морально (нравственно) совершенны, эстетически развиты, физически здоровы. Все эти качества, по его мнению, должны культивироваться и развиваться в соответствии с принципом узости.

Ушинский учил, что воспитание достигнет цели и будет способствовать развитию национального самосознания, жизни народа в целом, если оно будет иметь национальный характер. Под национальным характером он понимал такое воспитание, созданное самим народом и основанное на народных принципах, выражающее стремление народа сохранить свою национальную самобытность и способствовать ее прогрессивному развитию во всех сферах социально-экономической жизни. История, характер и черты, культура, географические и природные условия определяют направленность образования с его ценностями и идеалами.

Образование должно быть самобытным, национальным, дело народного образования должно находиться в руках самого народа, который организует его, руководит и управляет школой, народ определяет содержание и характер образования, все население должно быть охвачено образованием, а истинная национальность выражается прежде всего в родном языке. Принцип народности связан с задачами формирования личности и воспитания у детей любви к Родине, Отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, силы воли, чувства собственного достоинства в его правильном понимании и эстетического отношения к жизни. Все эти качества идут от народа и соотносятся с его характером и традициями, помогают формировать национальное самосознание народа, принцип народности должен реализовываться через преподавание краеведения в школе: истории своей страны, географии, изучение русских писателей и поэтов, природы России.

Ушинский критиковал всех тех, кто недооценивал богатый, многовековой опыт великого русского народа в области образования, кто, игнорируя интересы народа, механически навязывал европейскую, особенно немецкую, педагогическую теорию и практику. Только народное образование, развивавшееся веками, сохраняет свою самобытность и уникальность. «Мы напрасно хотим изобрести образование: Образование существует в русском народе до тех пор, пока существует народ, с которым он родился, с которым рос, отражает в себе всю его историю, все его лучшие и худшие качества. Это почва, из которой вырастали новые поколения россиян, сменяя друг друга. Ее можно оплодотворить, улучшить, приспособить к ним, к их собственным требованиям, силам, недостаткам, но ее никогда нельзя создать заново», — писал Ушинский.

Русская аристократия, как известно, подражала вкусам и манерам иностранной аристократии, ко всему отечественному относилась нигилистически, детей в семьях воспитывала по французскому, английскому и немецкому образцу, отчуждая их от всего отечественного как «простых людей». Такая тенденция преобладала в школах-интернатах, где знание французского языка и литературы было показателем «хороших манер». Все это препятствовало развитию образования на самостоятельной, национальной основе. Истинное образование, подчеркивал педагог К.Д. Ушинский, было сохранено простым народом, трудолюбивыми людьми и патриотами, которые ценили все родное — язык, его устное творчество, пение, природу, героическое прошлое, стремление к свободе.

И он не только вел непримиримую борьбу против навязывания чуждой русскому народу системы образования в виде критики, но строил свою оригинальную систему образования на основе идеи народности, на жизненных потребностях русского народа

Но мы ошибемся, если будем считать Ушинского сторонником закрытия и изоляции России и ее культуры от остального мира. По мнению Ушинского, в области развития педагогических идей есть достижения, которые не принадлежат только одному народу, например, идеи общественного воспитания, школьные системы, различные методические правила обучения и т.д., но эти достижения должны быть приспособлены к требованиям каждого народа в отдельности.

По мнению К.Д. Ушинского, как бы ни старались, школьное образование не может быть изолировано от жизни. Она влияет на убеждения и преподавателей, а формирование у учеников их стремлений определяет выбор учебного материала. Социальная педагогика, подчеркнул он, не ведет за собой историю, а следует за ней. Нравственный идеал общества также является образовательным идеалом. Она определяется конкретными социально-историческими условиями. Образовательный идеал — это одна из форм понимания жизни, а его реализация — одна из форм ее изменения.

Ушинский считал, что идеал человека развивается на основе развития всей жизни народа. В связи с этим сущность национальности развивается и изменяется в принципе национальности в образовании. Однако, по мнению Ушинского, этот принцип всегда будет сопровождать весь ход развития нации. Идеал человека, созданный народом, развивается исторически и в большей или меньшей степени воплощается в каждом сыне народа.

Образование будет действительно народным во всей своей полноте, когда им будет руководить сам народ и когда сама система народного образования будет зависеть от самого народа, от его мнения и практического руководства.

Родной язык как педагогический инструмент

Основополагающим в педагогической системе Ушинского является его учение о родном языке как важнейшем источнике, — факторе и средстве воспитания человека. Язык — это творение самого человека, творение народа, его истории, он воплощает жизнь самого народа, его историю, его чаяния. «Язык — это самое живое, самое богатое и самое прочное звено, которое связывает выжившие, живущие и будущие поколения людей в великое, исторически живое целое. Она не только выражает жизненную силу народа, но и является самой этой жизнью».

Ушинский отмечал огромное значение народного искусства в воспитании и образовании детей. На первое место он поставил русские народные сказки, пословицы, поговорки и загадки.

Он учил, что, во-первых, путь всего процесса образования и воспитания — это построение его на родном языке, родном слове, и, во-вторых, изучение языка и его богатства должно быть одной из главных целей всего образования и воспитания, если это образование служит интересам народа.

Таким образом, Ушинский придавал большое педагогическое значение — изучению родного языка. Но Ушинский отводил родному языку равную, если не большую роль в нравственном воспитании детей. Отдавая решающее значение родному языку в развитии детей, Ушинский, конечно, главное внимание уделял построению начального образования исключительно на родном языке. Он рассматривал родной язык не только как основной предмет, но и как основу для всех предметов в начальной школе. Он утверждал, что школа, в которой преподавание ведется на иностранном языке, задерживает естественное развитие сил и способностей детей, что она бессильна и бесполезна для развития детей и народа.

Работа, основа образования.

Ушинский подчеркивал очень положительное влияние физического труда на физическое развитие ребенка. Он считал, что человек формируется и развивается благодаря труду. Для него, во-первых, труд — это основа и средство человеческого существования, а во-вторых, это источник физического, умственного и нравственного совершенствования человека. Поэтому труд является основным фактором и средством воспитания человека духовно, физически, социально (граждански) и нравственно.

Указание на большое значение труда в подготовке учащихся к практической деятельности. Ушинский занял абсолютно правильную позицию: «Воспитание должно не только привить ученику уважение и любовь к труду: оно должно привить ему привычку к труду».

Для того чтобы воспитать в детях эти качества, необходимо связать все воспитание и обучение с жизнью народа, с его трудовой деятельностью. Эта связь должна улучшить как саму жизнь, так и самого студента.

Придавая большое значение теории и практике воспитания в вопросе о том, считать ли обучением трудовую деятельность, Ушинский признавал неизбежность резкого разделения труда на физический и умственный. И, заглядывая в будущее, он рассматривал одну из важнейших проблем в организации трудовой деятельности — соотношение и взаимосвязь физического и умственного труда. Он отметил, что чрезмерный физический и умственный труд вреден как для взрослых, так и для детей и оказывает разрушительное воздействие на молодой организм. Школа труда должна органично сочетать интеллектуальный и физический труд. Интеллектуальная работа активизирует нервную систему и тем самым способствует кровообращению и пищеварению, но она значительно снижает потребность и возможность для физических упражнений; физическая работа, с другой стороны, без умственного напряжения, без мысли об усилиях, превращает человека в робота, придаток машины. Тем более полезным для человека, по мнению педагога, является сочетание умственного и физического труда.

Создавая материальные блага, труд должен способствовать развитию нравственности, возвышению души, тогда он оказывает освежающее и бодрящее воздействие на чувства человека.

Построение начальной школы в соответствии с принципами национальности

В духе идеи народничества Ушинский и ставил и решал вопрос о школе, ее роли и целях. Поэтому в некотором смысле его учение о школе можно назвать учением о государственной школе. Поскольку человек — существо социальное, его подготовка к жизни лучше и проще всего осуществляется, вероятно, через общественное образование. Основным органом этого образования должно быть специально созданное учебное заведение — школа. К. Д. Ушинский считал необходимость создания народной школы требованием, продиктованным развитием народной жизни и общественного мнения. Народное образование, углубляя национальность человека, способствует развитию самобытности народа и оказывает сильное влияние на развитие общества, его экономики и культуры.

Ушинский был убежден, что школа, основанная на идее народности, может способствовать изменению условий жизни народа, и что хорошо организованное народное образование окажет влияние на повышение уровня экономической жизни.

Ушинский считал обязательное образование очень важным не только с узко педагогической точки зрения, но в нем, прежде всего, он видел мощный фактор прогресса нации и страны. Прежде всего, он подчеркнул огромное значение начальной школы для приобщения к культуре в деревне. Народная школа, по словам Ушинского, призвана дать народу основательное базовое образование, открыть ему глаза на действительность. В свете этих соображений Ушинский горячо поддерживал развитие сети земских школ. Отдавая этим школам большое преимущество перед официальной государственной системой образования, Ушинский выразил уверенность, что земская школа поможет человеку идти по широкой дороге, будет способствовать пробуждению заложенных в нем талантов.

Образование женщин.

Частью идеи народности в образовании К.Д. Ушинского был вопрос об образовании женщин, без которого он не мог представить себе систему народного образования.

Вопрос о положении женщин был одним из центральных в прогрессивном общественном движении 50-60-х годов. Крепостные отношения сильно влияли на их положение в обществе. Для К.Д. Ушинского как демократического педагога женское образование стало частью его общей борьбы за просвещение народа.

Ушинский внес ценный вклад в развитие педагогического мировоззрения. Он основал идею народного образования, которая легла в основу оригинальной русской педагогики. Его учение о роли родного языка в духовно-нравственном воспитании и образовании детей, о народной школе, его теория дошкольного воспитания детей оказали огромное влияние не только на современные, но и на последующие поколения педагогов многонациональной России.

Антон Семенович Макаренко (1888—1939) был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания молодого поколения на основе марксистско-ленинского учения, его имя широко известно в разных странах, его педагогический эксперимент, имеющий, по словам Максима Горького, мировое значение, изучается повсеместно. За 16 лет деятельности в качестве руководителя колонии имени Горького и коммуны имени Дзержинского Макаренко воспитал в духе коммунистических идей более 3000 молодых граждан Советской страны. Многочисленные произведения Макаренко, в частности, «Педагогическая поэма» и «Флаги башен», были переведены на многие языки. Большое количество последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов во всем мире.

Основные принципы педагогической теории и практики Макаренко

А. Макаренко считал, что четкое знание педагогом цели воспитания является самым необходимым условием успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества образование, подчеркивал он, должно быть воспитанием активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Макаренко утверждал, что достижение этой цели вполне возможно. «… Воспитать нового человека — счастливая и выполнимая задача для педагогики», — имел он в виду марксистско-ленинскую педагогику.

Уважение к личности ребенка, доброжелательное отношение к его потенциальной способности распознавать добро, становиться лучше, проявлять активное отношение к окружающему миру — вот что лежало в основе педагогических инноваций Макаренко. Своим студентам он адресовал горьковский призыв «как можно больше уважения к личности и как можно больше требований к ней». Чтобы быть обычным в 20-е годы призывом к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свое: любовь и уважение к детям должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна «требовательная любовь», сказал он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и во всей воспитательной системе Макаренко, является одним из его основополагающих принципов. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, его способности. Он старался «проецировать» лучшее в человеке.

Сторонники «свободного образования» выступали против любого наказания детей на том основании, что «наказание воспитывает раба». Макаренко справедливо выступал против этого, говоря, что «безнаказанность манит тирана», и считал, что разумно выбранное, умело и редко применяемое наказание, кроме, конечно, телесных, вполне допустимо.

А. С. Макаренко решительно боролся против педологии. Он одним из первых выступил против сформулированного педологами «закона фаталистической обусловленности судьбы детей наследственностью и неизменной средой». Он доказал, что любой советский ребенок, которого обижают или портят ненормальные условия жизни, может исправиться, если ему обеспечить благоприятную среду и правильные методы воспитания.

В каждом советском учебном заведении студентов должны были ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед и давать им радостную реалистическую перспективу. Ориентация на будущее, по Макаренко, — важнейший закон социалистического строительства, оно целиком ориентировано на будущее, соответствует жизненным устремлениям каждого человека. «Воспитать человека — значит воспитать его, — говорит Макаренко, — о перспективных способах сделать его счастливым завтра». Мы можем написать целую методичку об этой важной работе. Эта работа должна быть организована по «системе перспективных линий».

Центральная проблема педагогической практики и теории Макаренко Центральной проблемой педагогической практики и теории Макаренко, как отмечала Н.К. Крупская, была организация и воспитание детского коллектива.

Октябрьская революция принесла с собой неотложную задачу воспитания коммунистического коллективизма, и, естественно, идея воспитания в коллективе занимала умы советских педагогов в 1920-е годы.

Большой заслугой Макаренко было то, что он разработал целостную теорию организации и воспитания детей и личности в коллективе и коллективом. Макаренко видел главную проблему воспитательной работы в правильной организации коллектива. Марксизм, — писал он, — учит нас, что мы не можем рассматривать человека вне общества, вне коллектива. Важнейшей характеристикой советского человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с другими людьми, работать и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива.

А. Макаренко настойчиво искал такие формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям советской педагогики и способствовали формированию творческой, целеустремленной личности. Коллективные формы воспитания отличали советскую педагогику от буржуазной. «Главное отличие нашей воспитательной системы от буржуазной, может быть, в том, — писал Макаренко, — что коллектив наших детей должен расти и богатеть, видеть лучшее завтра и стремиться к нему в радостном напряжении целого, в упорной мечте о радости». Возможно, в этом кроется настоящая педагогическая диалектика. Необходимо, считал Макаренко, создать совершенную систему больших и малых коллективных единиц, разработать систему отношений и взаимозависимости, систему влияния на каждого воспитанника, а также создать коллективные и личные отношения между педагогами, воспитанниками и руководителем учреждения. Самый важный «механизм» и педагогический инструмент — это «параллельное действие». — одновременное влияние преподавателя на группу и через нее на каждого студента.

Определяя педагогическую сущность коллектива, Макаренко сказал, что у коллектива должна быть общая цель, чтобы заниматься разнообразной деятельностью, должны быть органы, направляющие его жизнь и работу.

Главным условием сплоченности и развития команды он считал наличие у ее членов осознания перспективы движения вперед. Когда цель достигнута, необходимо ставить другую, еще более радостную и перспективную, но обязательно в сфере общих перспективных целей, стоящих перед советским обществом, а именно — построение социализма.

А. Макаренко первым сформулировал и научно обосновал требования к педагогическому коллективу учебного заведения и правила его взаимоотношений с коллективом учащихся.

По мнению Макаренко, искусство руководства коллективом заключается в том, чтобы увлечь его определенной целью, что требует совместных усилий, работы, напряжения. В этом случае достижение цели приносит огромное удовлетворение. Ведь детскому коллективу нужна веселая, радостная, жизнерадостная атмосфера.

Заключение

Народная педагогика является составной и неотъемлемой частью общей духовной культуры народа. Слова великого русского педагога К.Д. Ушинского о том, что «образование существует в русском народе столько веков, сколько существует сам народ», вполне применимы ко всем другим народам. В то же время они отмечают, что народная педагогика появилась в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и оказала влияние на ее ранние формы

А.С. Макаренко, исходя из собственного опыта работы учителем начальных классов, был убежден, что педагогика возникает в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркнул, что «семейное, трудовое обучение является самым важным для будущей квалификации человека».

Что касается системы воспитания Сухомлинского, то это все.

Система образования близка к природе, ориентирована на жизнь, и в этом ее сила. Он подчеркнул необходимость и важность изучения моральных идей и вытекающих из них воспитательных взглядов людей.

. Их усилиями создавалась концепция целей и средств воспитания гуманного человека в детстве; их объединяло стремление защитить и утвердить человеческое достоинство, свободу, индивидуальность, найти пути гуманизации человека и условий его существования. Они внесли значительный вклад в решение проблемы гуманизации молодого поколения, заложили основы теории и практики нравственного воспитания школьников, раскрыли сущность и особенности формирования личности, восприимчивой к человеческой жизни, придавая особое значение в этой работе активной позиции ребенка.

Список литературы

  1. Гревцева Г.Ю. К.Д. Ушинский о народном образовании / К.Д. Ушинский и развитие современной науки и практики: материалы региональной межвузовской конференции. — Челябинск, 2004.
  2. Салтанов Е.Н. Труд и нравственное воспитание в педагогике К.Д.Ушинского//Педагогика. 4. 2004 г.
  3. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 томах. Т. 1/ Составлено С.Ф. Егоровым. Под редакцией С.Ф. Егорова. — Под редакцией С.Ф. Егорова. М.: Педагогика, 1998.
  4. Усова А.В. К.Д. Ушинский о воспитании: значение его идей в наши дни / К.Д. Ушинский и проблемы современного образования: материалы научно-практической конференции. 26 октября 1999г. — Челябинск, 2000.
  5. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 томах. Том 8 М., 1950 г.
  6. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х томах. Том 2 / под редакцией А.И. Пискуновой. — М., 1974 г.
  7. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании / Ушинский К. Д. Ушинский / Составлено по. П.А.Лебедев. M., 1998.
  8. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biografia.ru/.
  9. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www. Gala-d.ru/.
  10. Для подготовки данной статьи были использованы материалы сайта http://www. 5ballov.qip.ru/
  11. При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www. Mixzona.ru/.