Для связи в whatsapp +905441085890

Вклад К. Г. Юнга в историю психиатрии — Биография

Аналитическая психология — одна из школ глубинной психологии, основанная на концепциях и открытиях швейцарского психолога Карла Густава Юнга (1875-1961) о человеческой психике.

Юнг предложил довольно полную и впечатляющую систему взглядов на природу человеческой психики. Его труды — 20 томов неполного собрания сочинений, опубликованных на немецком и английском языках, — включают глубоко разработанную теорию структуры и динамики психики (сознательной и бессознательной), всеобъемлющую теорию психологических типов и подробное описание универсальных психических образов, возникающих в самых глубоких слоях бессознательной психики.

В связи с вышесказанным, целью данного исследования является прояснение сути учения К. Юнга, касающегося аналитической психологии, и, конечно же, отличие его взглядов от учения Фрейда.

Информационной базой исследования являются учебные и публицистические материалы по культурологии, психологии и т.д.

Работы Фрейда, несмотря на их противоречивый характер, вызвали желание группы ведущих ученых того времени поработать с ним в Вене. Некоторые из этих ученых в конечном итоге отошли от психоанализа и психоаналитической психотерапии в поисках новых подходов к пониманию человека и лечению неврозов и депрессии. Карл Густав Юнг был самым известным из перебежчиков из лагеря Фрейда.

Как и Фрейд, Юнг посвятил себя изучению динамических бессознательных влияний на поведение и опыт человека.

Однако, в отличие от первого, Юнг утверждал, что содержание бессознательного — это нечто большее, чем подавленные сексуальные и агрессивные влечения.

Согласно теории личности Юнга, известной как аналитическая психология, индивиды мотивируются внутрипсихическими силами и образами, истоки которых уходят глубоко в эволюционную историю. Это врожденное бессознательное содержит глубоко укоренившийся духовный материал, который объясняет универсальное стремление человека к творческому самовыражению и физическому совершенству.

Аналитическая психология Юнга описывает личность как результат взаимодействия стремлений и врожденных предрасположенностей и уделяет большое внимание объединению противоположных психических сил для поддержания психического здоровья.

Другим источником разногласий между Фрейдом и Юнгом является отношение к сексуальности как к доминирующей силе в структуре личности. Фрейд трактовал либидо прежде всего как сексуальную энергию, тогда как Юнг рассматривал его как рассеянную творческую жизненную силу, проявляющуюся в различных формах, например, в религии и стремлении к власти. То есть, в понимании Юнга, энергия либидо концентрируется в различных потребностях — биологических или духовных — по мере их возникновения. Как и Адлер, Юнг отверг утверждение Фрейда о том, что мозг — это «cecum половых желез».

Взгляды Юнга на человеческую личность являются, пожалуй, самыми сложными, неортодоксальными и полемичными в глубинной психологии, психотерапии и психоанализе. Он создал уникальную теорию, представляющую большой научный интерес, которая явно отличается от всех других подходов к изучению личности.

Отойдя от теории Фрейда, Юнг обогатил наше понимание содержания и структуры личности, а также истоков неврозов и депрессии. Хотя его концепции коллективного бессознательного и архетипов трудны для понимания и эмпирически непроверяемы, они продолжают очаровывать многих людей. Его понимание бессознательного как богатого и жизненно важного источника мудрости вызвало новую волну интереса к его теории среди современного поколения студентов и профессиональных психологов и психотерапевтов.

Более того, Юнг был одним из первых, кто признал положительный вклад религиозного, духовного и даже мистического опыта в развитие личности. В этом заключается его особая роль как пионера гуманистического течения в персонологии.

Так кто же этот бунтарь?

Вклад К. Г. Юнга в историю психиатрии - Биография

Биография

Карл Густав Юнг родился в 1875 году в Кессвиле, Швейцария. Он вырос в Базеле, Швейцария. Единственный сын швейцарского реформатского пастора, он был очень интровертным ребенком, но отличным учеником. Он много читал, особенно философскую и религиозную литературу, и наслаждался уединенными прогулками, во время которых удивлялся тайнам природы. В школьные годы, вспоминает Юнг, он был полностью поглощен снами, сверхъестественными видениями и фантазиями. Он был убежден, что обладает тайным знанием будущего; ему также казалось, что в нем сосуществуют два разных человека.

Юнг изучал медицину в Базельском университете и получил медицинскую степень по психиатрии в 1900 году. В том же году он занял должность ассистента в Цюрихской клинике для душевнобольных, где также руководил лечением неврозов и депрессии под руководством Юджина Блейлера, автора термина «шизофрения». Интерес Юнга к сложной психической жизни больных шизофренией и к психотерапии шизофрении вскоре привел его к работам Фрейда. Узнав о толковании снов, Юнг начал регулярно переписываться с Фрейдом. В конце концов, они встретились в доме Фрейда в Вене в 1907 году. Этот визит Юнга к Фрейду стал началом тесных личных и профессиональных отношений. Образование Юнга произвело глубокое впечатление на Фрейда. Он считал, что Юнг мог идеально представлять психоанализ в мировом научном сообществе, поскольку не был евреем. Юнг был принят как «старший сын» с титулом «наследник и наследный принц». В 1910 году он был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Однако в 1913 году, по классическому эдипову сценарию, двое ученых разорвали свои отношения. В следующем году Юнг покинул пост президента Психоаналитической ассоциации и вышел из ее состава. Разделение произошло по личным и теоретическим причинам. Больше они не встречались.

В течение следующих четырех лет Юнг пережил тяжелый психический кризис, который ослабил его настолько, что он отказался читать лекции в Цюрихском университете. Он был буквально одержим изучением собственных снов, толкованием сновидений и фантазий, что, по мнению некоторых ученых, сводило его почти с ума. Только после окончания Первой мировой войны он смог прервать свое путешествие по лабиринтам внутреннего мира, чтобы создать новый подход к изучению личности и, соответственно, к психотерапии — подход, сосредоточенный на стремлениях и духовных потребностях человека. Все свои последующие работы и творческую активность Юнг объяснял влиянием этого периода мучительного самоанализа глубин своего бессознательного. Его автобиография «Воспоминания, сны, размышления» начинается со слов: «Моя жизнь — это история самопроявления бессознательного.

Трагическим эпизодом в жизни Юнга стали обвинения в его симпатиях к нацистам. Юнг страстно отвергал эти нападки и в конце концов был оправдан. Остаток своей жизни он провел, путешествуя и читая лекции по всему миру. Изучение различных культур Америки, Африки и Азии дало ему возможность расширить свое понимание человеческой природы. Его аналитическая психология и юнгианское лечение неврозов и депрессии со временем нашли очень широкую аудиторию в разных странах, а многие из его книг актуальны и сегодня.

Юнг умер в 1961 году в возрасте 86 лет в Куснахте, Швейцария. Но его жизнь была подобна комете, и след, который он оставил на небосклоне психологии, не меньше, чем Млечный Путь на небосклоне Земли.

Аналитическая психология: основные понятия и принципы

Пересмотр Юнгом психоанализа и психоаналитической психотерапии вылился в сложную компиляцию замысловатых идей из таких разных областей знаний, как психология, психотерапия, философия, астрология, археология, мифология, теология и литература. Такая широта интеллектуального поиска в сочетании с непростым и загадочным писательским стилем Юнга является причиной того, что его психологическую теорию очень трудно понять. Тем не менее, давайте попытаемся понять это.

Юнг утверждал, что душа (термин, аналогичный личности в теории Юнга) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Эго — это центр сферы сознания. Это компонент психики (души), который включает в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность и постоянство и воспринимаем себя как человеческие существа. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы можем видеть результаты нашей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное содержит конфликты и воспоминания, которые когда-то были осознанными, но теперь подавлены или забыты (что приводит к неврозам и депрессии). Оно также включает в себя те чувственные впечатления, которым не хватает яркости, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, концепция Юнга о личном бессознательном и механизме возникновения неврозов и депрессий весьма схожа с концепцией Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда и подчеркнул, что личное бессознательное содержит комплексы или собрания эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, которые индивид выносит из своего прошлого личного опыта или из опыта предков, который он унаследовал. Согласно идеям Юнга, эти комплексы, сгруппированные вокруг наиболее общих тем, могут оказывать довольно сильное влияние на поведение индивида. Это помогает психологу, психотерапевту, понять многие вещи: Например, человек с комплексом власти может тратить значительное количество психической энергии на деятельность, которая напрямую или символически связана с темой власти. То же самое верно и для человека, который находится под сильным влиянием матери или отца, или под властью денег, секса, или какого-то другого вида комплекса. Сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение и мировоззрение человека. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного уникален для каждого из нас и обычно доступен сознанию. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс может стать сознательным и оказывать неумеренное влияние на жизнь человека.

Наконец, Юнг предположил существование более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное — это хранилище скрытых следов памяти человечества и даже наших гуманоидных предков. Она отражает мысли и чувства, которые присущи всем людям и являются результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, «коллективное бессознательное содержит все духовное наследие человеческой эволюции, возрожденное в структуре мозга каждого человека». Таким образом, содержание коллективного бессознательного формируется благодаря наследственности и является одинаковым для всех людей. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом.

Архетипы

Юнг предположил, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, называемых архетипами (буквально, «первичные модели», греч. αρχετυπον от «αρχη» — «начало» и «τυποζ» — «образ»). Архетипы — это врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности это не воспоминания или образы как таковые, а именно предрасполагающие факторы, которые заставляют людей проявлять универсальные паттерны восприятия, мышления и действия в своем поведении в ответ на объект или событие. Врожденной здесь является тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на определенные ситуации — например, когда неожиданно сталкиваешься со своими родителями, любимым человеком, незнакомцем, змеей или смертью.

Среди множества архетипов, описанных Юнгом, — мать, ребенок, герой, мудрец, божество солнца, оруженосец, Бог и смерть. Юнг считал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенный тип чувств и мыслей по отношению к рассматриваемому объекту или ситуации. Например, восприятие ребенком своей матери включает аспекты ее реальных качеств, окрашенных бессознательными представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как забота, плодовитость и зависимость. Кроме того, Юнг предположил, что архетипические образы и идеи часто отражаются в снах, а также распространены в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. В частности, он подчеркнул, что символы, используемые в различных культурах, часто имеют поразительное сходство, поскольку они происходят от архетипов, общих для всего человечества. Например, во многих культурах он сталкивался с изображениями мандал, которые являются символическими воплощениями единства и целостности самости. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему толковать сны пациентов.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется маске, аниме и анимусу, тени и самости.

Маска или персона (от латинского слова «persona», означающего театральную маску, лицо) — это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Маска относится к множеству ролей, которые мы играем в соответствии с социальными требованиями. В юнгианских терминах маска служит для того, чтобы произвести впечатление на других или скрыть от них нашу истинную сущность. Маска как архетип необходима нам для того, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Юнг предупреждал, однако, что если этот архетип становится слишком важным, человек может стать поверхностным, неглубоким, сведенным к простой роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

В отличие от роли, которую маска играет в нашей адаптации к окружающему миру, архетип тени представляет подавленную темную, злую и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Однако у тени есть и положительные качества. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творчества в жизни индивида. Согласно Юнгу, функция эго заключается в том, чтобы направлять энергию тени, сдерживать вредную сторону нашей природы до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

В архетипах анимы и анимуса выражается признание Юнгом врожденной андрогинной природы человека. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, а анимус представляет внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательную мужскую сторону. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что у мужчин и женщин вырабатываются как мужские, так и женские гормоны. Этот архетип, считал Юнг, развивался на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта общения с противоположным полом. Многие мужчины были хотя бы частично «феминизированы» годами жизни с женщинами, в то время как с женщинами все наоборот. Юнг, как психолог и психотерапевт, настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не препятствовать развитию личности в направлении самореализации. Другими словами, мужчина должен проявлять свои женские качества наряду с мужскими, а женщина должна проявлять как мужские, так и женские качества. Если эти необходимые качества остаются неразвитыми, результатом будет односторонний личностный рост и функционирование.

Эго-ориентация

Самым известным вкладом Юнга в психологию является его описание двух основных ориентаций или жизненных установок: Экстраверсия и интроверсия. Согласно теории Юнга, в человеке одновременно сосуществуют обе ориентации, но одна из них обычно становится доминирующей. Экстравертированное отношение показывает направленность интереса на внешний мир — других людей и вещи. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро налаживает отношения и связи, при этом движущей силой выступают внешние факторы. Интроверт, с другой стороны, погружен в свой собственный внутренний мир мыслей, чувств и переживаний. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению и стремится отдалиться от объектов, поскольку его интерес сосредоточен на себе. Согласно Юнгу, не существует такого понятия, как экстраверт и интроверт сами по себе. Обычно они оба присутствуют и находятся в оппозиции друг к другу: если один предстает как доминирующий и рациональный, то другой — как подчиненный и иррациональный. Сочетание ведущих и помогающих эго-ориентаций приводит к появлению людей, чьи модели поведения безопасны и предсказуемы.

Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что эта пара противоположных ориентаций не может адекватно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в нее психологические функции. Он выделил четыре основные функции: мышление, чувство, ощущение и интуиция.

Юнг относил мышление и чувства к рациональным функциям, поскольку они позволяют человеку формировать суждения о своем жизненном опыте. Мыслящий тип оценивает ценность определенных вещей на основе логики и аргументов. Являясь противоположностью функции мышления, чувство информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусируется на эмоциональной стороне жизненного опыта и оценивает ценность вещей с точки зрения «плохо или хорошо», «приятно или неприятно», «мотивирует что-то или вызывает скуку». Согласно Юнгу, когда мышление выступает в качестве направляющей функции, личность ориентирована на построение рациональных суждений, цель которых — определить, является ли оцениваемый опыт истинным или ложным. А когда чувство является ведущей функцией, личность ориентирована на вынесение суждений о том, является ли опыт в первую очередь приятным или неприятным.

Вторую пару противоположных функций, восприятие и интуицию, Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно «схватывают», регистрируют события во внешнем (восприятие) или внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их значение. Чувство — это непосредственное, безоценочное реалистичное восприятие внешнего мира. Перцептивный тип в первую очередь воспринимает вкус, запах и другие ощущения от стимулов во внешнем мире. Интуитивный тип, напротив, характеризуется подсознательным и бессознательным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки и улавливает суть жизненных событий. Юнг утверждал, что когда направляющей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке феноменов, как будто фотографирует ее. С другой стороны, когда направляющей функцией является интуиция, человек реагирует на бессознательные образы, символы и скрытый смысл опыта.

Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Однако, как только одна из ориентаций личности (экстраверсия или интроверсия) обычно доминирует и осознается, так и только одна функция из пары рациональное или иррациональное обычно доминирует и осознается. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Любая из функций может быть ведущей. Соответственно, наблюдаются мыслящие, чувствующие, ощущающие и интуитивные типы людей. Согласно теории Юнга, целостная или «индивидуализированная» личность использует все противоположные функции, чтобы справиться с жизненными обстоятельствами.

Две ориентации эго и четыре психологические функции взаимодействуют, образуя восемь различных типов личности. Таким образом, экстравертный мыслитель фокусируется на объективных фактах, имеющих практическое значение в его окружении. Обычно он производит впечатление холодного и догматичного человека, который живет по заданным правилам. Вполне возможно, что прототипом экстравертного типа мышления был Фрейд. Интровертный интуитивный тип, с другой стороны, сосредоточен на реальности своего внутреннего мира. Этот тип склонен к эксцентричности, отстраненности и безразличию к окружающим. В данном случае Юнг, вероятно, имел в виду себя как прототип.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Абстрактное логическое мышление — Абстрактное мышление в процессе познания
  2. Нарушения речевой сферы при поражениях и дисфункциях мозга — История изучения нарушений речи, вызванных заболеваниями головного мозга
  3. Виды общей психологии
  4. Агрессивные эмоции — Механизмы агрессии: эмоции в агрессивном поведении
  5. Факторы формирования приверженности персонала культуре организации
  6. Особенности детско-родительских отношений в семье с ребёнком дошкольного возраста
  7. Развитие личности в периоды возрастного кризиса
  8. Типы нарушений эмоционально-волевой сферы. Виды психопатий
  9. Гиперактивность с дефицитом внимания у детей
  10. Групповая динамика и ее психологические механизмы