Для связи в whatsapp +905441085890

Владимир Иванович Вернандский, советский мыслитель, философ — Понятие будущего и определение его места в философии

Будущее воспринимается как нечто само собой разумеющееся и очевидное. Однако это не так. Прежде всего, необходимо различать физическое и социологическое значение понятия «будущее». В физическом смысле оно относится к времени, которое следует за настоящим временем, которое считается настоящим. Другими словами, будущее — это часть линии времени, совокупность событий, которые еще не произошли, но произойдут. В социологическом смысле оно относится к состоянию людей и их объединений, которое придет на смену их состоянию в настоящем. В обоих смыслах понятие «будущее» соотносится с понятием «настоящее» [1].
Будущее всегда занимало особое место в философии и в человеческом сознании в целом. Согласно одной теории (индетерминизм), будущее не предопределено, и люди могут создавать его сами. Согласно другой теории, будущее предопределено. Согласно циклической модели времени (Вселенной), то, что уже произошло в прошлом, повторяется в будущем.
Многие религии предлагают пророчества о жизни после смерти, а также о конце света. В христианстве конфликт между знанием будущего, Богом и свободной волей человека приводит, например, к доктрине предопределения.
Важность будущего подчеркивается тем, что люди испытывают большую потребность в предсказаниях и прогнозах того, что с ними произойдет. Возможно, что значительная часть развития человеческого мозга — это развитие когнитивных способностей, необходимых для предсказания будущего, то есть воображения, логики и индукции.Предсказание — это наука о предсказании будущего. Философия ставит две проблемы прогнозирования (футурологии): во-первых, будущее не существует как объект; во-вторых, прогнозирование как изучение тенденций развития бытия не является наукой. В то же время любая теория, любая форма общественного сознания требует размышлений о будущем; без надежды на будущее настоящее не имеет смысла. Прогнозирование — это предсказание будущего с помощью научных методов, а также результат самого предсказания.
Футурология — это изучение будущего, включая экстраполяцию существующих технологических, экономических или социальных тенденций или попытку предсказать будущие тенденции.
Футурология — это изучение истории будущего. В то время как история занимается причинами и истоками нашей нынешней ситуации, футурология рассматривает цели, задачи, направление, в котором мы движемся, а также вызовы и возможности, с которыми мы столкнемся.
Футурологи экстраполируют сегодняшние технологические, экономические и социальные тенденции и пытаются предсказать будущие тенденции. Смысл изучения будущего заключается в том, чтобы перейти от пассивного и фаталистического его принятия к активному и уверенному участию в построении желаемого будущего. Футурология также включает в себя нормативную часть — рассуждения о том, как все «должно быть».
Зарождение футурологии связано с появлением идеи государственного экономического и политического планирования, прежде всего в Советском Союзе в 1920-х годах.

Владимир Иванович Вернандский, советский мыслитель, философ - Понятие будущего и определение его места в философии
Владимир Иванович Вернандский, советский мыслитель, философ — Понятие будущего и определение его места в философии

Понятие будущего и определение его места в философии

Появление футурологии как отдельной дисциплины произошло после Второй мировой войны, когда Советский Союз, европейские страны и новые независимые государства Африки и Азии начали масштабные проекты реконструкции и экономического развития. Для этого им понадобились методы изучения будущего, постановки социальных целей, экономического и научного планирования. В США футурология возникла в результате успешного применения практических методов и инструментов системного анализа и планирования в армии во время войны. По сей день футуристы в США менее склонны делать широкие прогнозы относительно будущего всего человечества и планеты.
В конце 1960-х годов сформировалась критическая масса футуристов и начался международный диалог о долгосрочных целях человечества. В 1972 году в докладе Римского клуба «Пределы роста» прозвучало предупреждение о последствиях роста населения, увеличения использования ресурсов и экономического роста. Были созданы международные организации футурологов — Всемирная федерация по изучению будущего и Всемирное общество будущего.
Футурология началась с прогнозирования — попытки предсказать, предвидеть будущее путем выявления тенденций и их экстраполяции или с помощью статистических методов. Но основные футурологические прогнозы в области энергетики, сделанные с помощью таких методов, не смогли предсказать нефтяной кризис 1973 года.
Из-за этой серьезной неудачи футурологи перешли от прогнозирования к составлению сценариев, которые учитывали то, что они называли «многомерными фьючерсами», и начали учитывать не только технологические аспекты, но и, например, более широкую информацию о рынках. Расширение сферы применения методов форсайта (в такие области, как образование, медицина, урбанизация, демография, правоохранительная деятельность) привело к необходимости учитывать социальные аспекты, например, влияние технологий на общество.
В арсенале духа, особенно в его, так сказать, рационалистическом секторе, накопилось множество способов предсказания будущего, хождения вперед по стене времени. Современные прогнозисты используют такие приемы, как «инерционный анализ», связанный с экстраполяцией существующих устойчивых тенденций в обозримое будущее.
Используется метод «тренд-анализа», то есть построение на основе зафиксированных тенденций наиболее устойчивого, всеобъемлющего тренда (тенденции). На этой основе строится «сценарный подход», определяется веер возможностей, перечисляются варианты будущего. Они выстраиваются по принципу: как будет протекать развитие при «таких-то и таких-то» обстоятельствах или как оно будет протекать при появлении новых факторов; наконец, предлагаются «концепции проектов», в которых формулируются представления о том, что и как должны делать люди для достижения поставленных целей. Существует «экспериментальный мониторинг», то есть процедуры для отслеживания динамики изменений.
Конечно, рассуждая о видении будущего, следует помнить, что оно всегда основано на той или иной концепции исторического процесса, его полной предопределенности («провиденциализм») или абсолютной открытости, или на некотором сочетании необходимости и свободы в исторических актах.
Например, широко распространено утверждение, что будущее непредсказуемо. Мы не знаем замысла Всевышнего, говорят богословы; невозможно предугадать давление жизни, говорят социологи; нестабильная Вселенная не дает оснований для разумного и точного предвидения, уверяют академические философы.
Однако с этим нельзя согласиться однозначно. Конечно, весь конкретный узел фактов, взлеты и падения правителей и государств, рождение гениев и гибель тиранов в своей уникальности явно непредсказуемы. Онтологическая неопределенность, стохастичность исторического бытия не позволяет фиксировать будущее с ориентацией на четко выверенный график движения поездов. Даже Пифия, Нострадамус или Ванга остерегались браться за такую задачу.

Будущее человека и человечества с точки зрения известных философов

Интерес к исследованиям будущего неуклонно растет. Практически у каждого философа есть свой взгляд на будущее. Остановимся на позициях некоторых мыслителей.
Николай Федорович Федорович, русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, библиотековед, педагог-новатор, один из основателей русского космизма, заложил основы мировоззрения, способного открыть новые пути к пониманию места и роли человека во Вселенной. В.А. Кожевников и Н.П. Петерсон, друзья и ученики Н.Ф. Федорова, собрали и опубликовали корпус его работ под названием «Философия общего дела». Главное в учении Федорова — это преодоление смерти, смертности и воскрешение в полноте телесного и духовного бытия всех ранее живших. Победа над смертью должна быть достигнута творческими усилиями и трудом Человечества, объединенного в братскую семью. Сам человек должен измениться. Его органы будут преобразованы явлениями души и тела. Человечество научится воссоздавать людей из самых первоначальных веществ, атомов, молекул. Перед человеком, восстановленным в своей полноте, лежит путь к освоению всего космоса. Человек сможет жить во всех средах, принимать все формы и быть гостем во всех мирах, как самых далеких, так и самых близких [4].
Владимир Иванович Вернадский, русский и советский естествоиспытатель, мыслитель и социолог, один из представителей русского космизма, считал, что эволюция не закончилась на человеке как индивидууме, она продолжается по мере объединения человечества в сообщества со все большей дифференциацией индивидуальных функций и соответствующим ростом взаимосвязи. Человечество все плотнее заселяет ограниченное пространство Земли, появляются все новые и новые средства коммуникации [5].
Константин Эдуардович Циолковский, русский и советский ученый-самоучка, исследователь, школьный учитель, основатель современной космонавтики, считал, что современный человек — это незрелое, переходное существо. Скоро на Земле установится счастливый общественный строй, наступит всеобщее объединение, прекратятся войны. Развитие науки и техники радикально изменит окружающую нас среду. Сам человек изменится, став более совершенным существом. Он считал, что проблему будущего развития человечества и его жизнеспособности в целом можно решить только путем сохранения всех накопленных генотипов. Для этого, конечно, необходимо жизненное пространство, но Земли для этого явно недостаточно. Экспансия в Космос — реальный и единственный путь решения будущих проблем человечества, и общество должно осознать это уже сегодня.Космическая философия есть не что иное, как новая версия религиозной «доктрины спасения», которую сам ее автор считал «более оптимистичной», чем все остальные. В основе этой мировоззренческой концепции лежат принципы единства человека и Вселенной, а также проективное отношение к миру, предполагающее глобальное преобразование Земли, космоса и самого человека с помощью разума. «Разум — величайшая сила в космосе», — не уставал повторять К.Э. Циолковский. На основе идеалов и норм техногенной цивилизации К.Э. Циолковский разработал грандиозные проекты преобразования Земли. Их часто рассматривают как предвосхищение модной ныне концепции устойчивого развития. На самом деле речь идет о все большем увеличении техногенной активности с целью «эксплуатации» природы [6].
Немецкий мыслитель Фридрих Ницше в своей работе «Так говорил Заратустра» создал собственный образ измененного, преобразованного человека, назвав его сверхчеловеком. По его мнению, сверхчеловек — это новый, высший биологический вид, превосходящий Homo Sapiens. Он как «идеалистический» тип высшего человеческого вида, как «полусвятой», как «полугений». Сверхчеловек должен быть создан путем утончения, путем строгого отбора и сознательного воспитания человеческих существ. Он должен соединить в себе качества доселе несовместимые: могучую волю, страсть, гордость, жизненную силу, чувственность, самолюбие, инстинкт войны и завоевания, а также творчество, создание другого, способность отдавать и отдавать, жертвенность. Сверхчеловек ориентирован на идеал радикального и многомерного освобождения человека через самосозидание — овладение собственными пробужденными иррациональными силами [7].

Будущее человека и человечества в концепции новейших философских течений

Трансгуманизм — это рациональное мировоззрение, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки, которое признает возможность и желательность фундаментальных изменений состояния человека с помощью передовых технологий с целью устранения страданий, старения и смерти и значительного расширения физических, умственных и психологических возможностей человека. Многие трансгуманисты считают себя трансчеловеками, поскольку возможности человеческого тела и разума уже значительно расширены благодаря использованию разнообразных современных средств. Термин «трансгуман» (transhuman) означает «переходный человек». Трансчеловек — это тот, кто активно готовится стать постчеловеком. Кто-то достаточно информированный, чтобы видеть радикально новые возможности в будущем, готовиться к ним и использовать все существующие возможности для самосовершенствования. Многие трансгуманисты хотят стать постчеловеком. Постчеловек — это потомок человека, измененный новейшими и будущими технологиями до такой степени, что он уже не является человеком с сегодняшней общепринятой точки зрения.
Идеи, близкие к трансгуманизму, высказывались задолго до того, как этот термин получил широкое распространение. Например, изобретатель Семен Корсаков писал об увеличении возможностей разума путем разработки научных методов и специальных устройств. Позже, в конце XIX века, такие философы, как Франческа Уиллард, Николай Федоров и Фридрих Ницше, мечтали о дальнейшей эволюции человека. Сам термин «трансгуманизм» также имеет давние корни. Слово «трансгуманизм» впервые употребил Данте Алигьери в своей «Божественной комедии».
Важным толчком для формирования трансгуманизма стало эссе биолога Дж.Б.С. Холдейна «Дедал: наука и будущее» (1923), в котором он описывает, как научно-технические открытия могут изменить общество и улучшить состояние человека; это эссе вызвало цепную реакцию дискуссий о будущем. Физик Дж.Д. Бернал рассуждал о колонизации космоса и бионических имплантатах, а также об улучшении интеллекта с помощью передовых социологических и психологических методов.
Вторая мировая война изменила направление многих течений, которые сегодня ведут к трансгуманизму. Нацистская идея создания высшей расы и сокращения низших рас на некоторое время преградила путь идее создания нового, лучшего мира. Вместо этого внимание мыслителей было обращено на технический прогресс, в частности на космические путешествия, электронику и компьютеры. Наука стала идти в ногу с предположениями и даже обгонять их.
Термин «трансгуманизм» был впервые введен в 1957 году крупным английским биологом Джулианом Хаксли. В своей книге «Новые бутылки для нового вина» он назвал трансгуманистом человека, который совершенствует себя, чтобы овладеть новыми навыками и способностями. В 1966 году ирано-американский футурист FM-2030 (Ферейдун М. Эсфендиари) назвал трансгуманистами людей, имеющих особое мировоззрение и образ жизни, направленные на самосовершенствование, тех людей, которые используют современную науку и технику для перехода к «постчеловеку» — существу с принципиально новыми способностями.
Одно из первых определений трансгуманизма придумал философ и футуролог Макс Мор. Во-первых, трансгуманизм — это интеллектуальное и культурное общественное движение, которое одобряет возможность и желательность целенаправленного, фундаментального расширения человеческих возможностей, особенно путем разработки и распространения технологий, способных значительно расширить человеческие способности (интеллектуальные, физические и психологические), устранить старение и болезни, а также получить качественно новые возможности. Во-вторых, трансгуманизм — это философская доктрина о последствиях, возможностях и потенциальных опасностях так называемых «новых» технологий, которые позволят человеку преодолеть свойственные ему фундаментальные ограничения. Это также связанное с ним учение о моральных и социальных аспектах развития и применения таких технологий.

Новые бутылки для нового вина

Одно из первых определений трансгуманизма ввел философ и футуролог Макс Мор. Он дает трансгуманизму два определения: Во-первых, трансгуманизм — это интеллектуальное и культурное общественное движение, которое поддерживает возможность и желательность целенаправленного фундаментального расширения человеческих возможностей, особенно за счет развития и распространения технологий, способных значительно усилить человеческие способности (интеллектуальные, физические и психологические), избавиться от старения, болезней и обрести качественно новые возможности. Во-вторых, трансгуманизм — это философское учение о последствиях, возможностях и потенциальной опасности так называемых «emerging» технологий, которые позволят человеку преодолеть характерные для него фундаментальные ограничения. А также смежное учение о моральных и социальных аспектах разработки и применения подобных технологий.

Трансгуманизм — это мировоззрение, способное открыть новые пути для понимания места и роли человека во Вселенной. Основан он на том, что вид Homo Sapiens является не концом, а, скорее, началом эволюции. С точки зрения трансгуманнизма в ближайшем будущем человек столкнется с возможностью настоящего искусственного разума. Будут созданы новые инструменты познания, которые объединят в себе искусственный интеллект с новыми видами интерфейсов. С помощью передовых технологий в недалеком будущем станет возможным замещение биологических органов человека более эффективными искусственными, это поможет ликвидировать болезни, страдания, старение и смерть и значительно усилить свои физические, умственные и психологические возможности. Модификация тела человека позволит расширить сферы существования человечества: выйти в ближний и дальний космос, освоить океана и межзвездное пространство. У людей появится возможность жить неограниченно долго, что означает наступление эры практического бессмертия человека. Предполагается возможное форсирование эволюции человеческой расы, вплоть до непосредственного вмешательства в генотип.

Трансгуманизм — это мировоззрение, а значит, трансгуманисты могут действовать в двух систем теоретизирования — диалектической и метафизической. Диалектическая система основана на принципе единства мира. Поэтому начинают подниматься следующие вопросы: Будет ли трансчеловек обладать душой? Могут ли души быть созданы с помощью новейших технологий или для трансчеловека души просто станут лишним багажом? Метафизическая система теоретизирования основана на принципе дуализма. Трансгуманизму присущ принцип антропоцентризма: проявляется не просто отрицание внешнего божественного влияния на человека, но и возможность для самого человека стать богом.

В настоящее время происходит активное осмысление практически всех сторон действительности с трансгуманистических позиций. Все большее число ученых, философов и социальных мыслителей разделяют идеи трансгуманизма. Во всем мире создаются трансгуманистические организации: Российское трансгуманистическое движение, Всемирная трансгуманистическая ассоциация, Всемирный культурный центр трансгуманизма, Всемирная Ассоциация Трансцендентального Трансгуманизма, Стратегическое общественное движение «Россия 2045».

Появление трансгуманизма подготовлено всем ходом научно-технического и культурного прогресса и открывает перспективы удовлетворения самых сокровенных, самых глубинных желаний человека [10].

Трансгуманизм — не единственное философское течение, изучающее перспективы дальнейшего существования человека и человечества:

Русский космизм — течение отечественной религиозно-философской мысли, основанное на холистическом мировоззрении, предполагающем телеологически определенную эволюцию Вселенной. Характеризуется осознанием всеобщей взаимообусловленности, всеединства; поиском места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов; признанием соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. По мнению космистов, человек будущего — это человек прежде всего совершенный физически. Преображение видится как развитие добавочных органов и свойств тела, позволяющих свободно передвигаться в пространстве, питаться солнечными лучами и т.д.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Позитивизм, его основные проблемы и этапы
  2. Сенсуализм в философии нового времени
  3. Проблема форм социокультурного изменения
  4. Николло Макиавелли, итальянский мыслитель, философ
  5. Почему человек верит в бога?
  6. Временные рамки античной философии
  7. Арабо-исламская философия в средние века
  8. А. Введенский и его философия
  9. Роджер Бэкон, английский философ и естествоиспытатель
  10. Направления социальной философии