Для связи в whatsapp +905441085890

Владимир Сергеевич Соловьев, российский философ, поэт, публицист — Социальные и идейно-теоретические истоки философии В.С. Соловьева

Историческая тема занимала исключительно важное место в творчестве крупнейшего русского религиозного философа XIX века В.С. Соловьева.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) — философ, поэт и публицист. Сын выдающегося русского историка С. М. Соловьева. Окончил историко-филологический факультет Московского университета, защитил магистерскую диссертацию в 1874 году.

В последние годы жизни философ разрабатывает систему религиозной этики, занимается проблемами теории познания и истории философии, переводит труды Платона, подводит итоги собственной истории философских исканий. В. Соловьев является основателем русской метафизики универсализма, и влияние его идей на последующую русскую религиозно-философскую мысль было исключительно глубоким.

Таким образом, целью данной работы является анализ философии В.С. Соловьева.

Данная цель реализуется путем решения следующих взаимосвязанных задач:

  • Исследовать социальные и идейно-теоретические истоки философии В.С. Соловьева;
  • Охарактеризовать философию «всеединства» как попытку создания всеобъемлющего мировоззрения.Владимир Сергеевич Соловьев, русский религиозный философ, поэт, публицист и критик. Сын С.М. Соловьева.

Учился на физико-математическом, затем на историко-филологическом факультетах Московского университета, который окончил в 1873 году; в 1874 году защитил в Петербурге магистерскую диссертацию «Кризис западной философии. Против позитивистов», а в 1880 году — докторскую диссертацию «Критика абстрактных начал». После выступления против смертной казни в марте 1881 года (в связи с убийством Александра II «Народной волей») В. Соловьев был вынужден оставить преподавательскую деятельность.

В 80-е годы выступал в основном как публицист, ратуя за объединение «Востока» и «Запада» через воссоединение церквей, борясь за свободу совести и против национально-религиозного гнета; сотрудничал (с 1883 года) в либеральном «Вестнике Европы». В 90-е годы занимался философской и литературной работой; переводил Платона, возглавлял философский раздел в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.

Как мыслитель и утопист Соловьев оказался на перекрестке различных духовных течений. Воспринимая свое философское творчество как обоснование «веры отцов» на «новой ступени разумного сознания», он столкнулся с непосильной задачей соединить научно-позитивный и рационалистический «дух времени» с религиозной традицией.

В своей философии, отвергающей материализм революционно-демократической мысли. Соловьев предпринял самую значительную в истории русского идеализма попытку соединить в «великом синтезе» христианский платонизм, немецкий классический идеализм (главным образом Ф.В. Шеллинга) и научный эмпиризм. Однако постоянная реконструкция этой заведомо противоречивой метафизической системы показывает, что на самом деле она служила лишь умозрительным «оправданием» жизненно-нравственных исканий и мифо-поэтических мечтаний Соловьева. Полагая, что «нравственный элемент… Соловьев связывал философское творчество с положительным разрешением жизненного вопроса «быть или не быть правде на земле». Правду он понимал как осуществление христианского идеала. Соловьев признавал только относительную общественно-историческую правду как принадлежащую социалистическому учению.11 Кувакин В.А. Философия В.Соловьева. — М., 1988. — С. 109.

Владимир Сергеевич Соловьев, российский философ, поэт, публицист - Социальные и идейно-теоретические истоки философии В.С. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев, российский философ, поэт, публицист — Социальные и идейно-теоретические истоки философии В.С. Соловьева

Социальные и идейно-теоретические истоки философии В.С. Соловьева

В конце 1970-х и в 1980-е годы, в условиях дефицита времени и поиска новых путей преобразования России, Соловьев противопоставил как радикально-демократическому, так и позднему славянофильскому и официально-консервативному движениям социальные позиции, близкие к либеральному народничеству. Однако его умеренно-реформаторские взгляды соседствовали с мистико-максималистской проповедью «теургических подвигов», направленных на «избавление» материального мира от разрушительного влияния времени и пространства, превращение его в «нетленный» космос красоты, и с историософской теорией христианского «богочеловеческого процесса» как полного спасения человечества («Чтения о Богочеловеке», 1877-81). В дальнейшем развитие социальной темы переросло в теократическую утопию, политическим следствием которой для В.С. Соловьева является союз папы и русского царя как юридическая гарантия «богочеловеческого дела» (например, «История и будущность теократии», 1887). Крах этой утопии изображен в философской исповеди В.С. Соловьева «Жизненная драма Платона» (1898) и в «Трех разговорах» (1900). Конец жизни Соловьева отмечен приливом катастрофических предчувствий и отходом от прежних философских построений в сторону христианской эсхатологии.

Соловьев берется за космическую тему неортодоксальным христианским способом — на основе платоновского мифа об эротическом восхождении. В своем трактате «Смысл любви» (1892-1894) Соловьев хочет «повторить речь Диотимы» из «Ордалий» Платона в том смысле, что совершенная половая любовь способна восстановить целостность человека и мира и ввести их в бессмертие. Пантеистическая и эволюционистская космология Соловьева созвучна космическо-трансформационным идеям Н.Ф. Федорова и К.Э. Циолковского.

Определенная гармонизация этих двух исходных тем — космической и социальной — призвана служить метафизике Соловьева: собственно философскому учению о «всеведении» и религиозно-поэтическому учению о Софии. Вслед за ранними славянофилами в их ревизии «западной философии» как отвлеченного рассуждения и отрицательной метафизики, В.С. Соловьев противопоставляет ей в сфере гносеологии «цельное знание» (интуитивное образно-символическое постижение мира на основе нравственного усилия личности), а в сфере онтологии — «положительное всеединство», свободное объединение в абсолюте всех одушевленных элементов бытия как божественного прообраза и искомого состояния мира. Однако это единство не только мыслилось философом, но и романтически представлялось ему в лице Софии — «вечной женственности», личная мистическая любовь к которой как бы освящала эротическую утопию Соловьева. Стихотворения «софийного цикла», посвященные «подруге вечной» — мистической возлюбленной, — интимное средоточие лирики В.С. Соловьева, появившееся позднее, продолжая традиции Ф.И. Тютчева, А. А. Фета, А. К. Соловьева, его личный облик, странничество, беспомощность в жизни и аскетизм сделали его в глазах символистской художественной интеллигенции героем легенды, воплощением перелома эпохи.11 Философия: Учебник для высших учебных заведений. / Под ред. проф. Лавриненко. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — С. 287.

Философия “всеединства” как попытка создания всеобъемлющего мировоззрения

Русский философский Ренессанс, или Возрождение русской религиозно-идеалистической философии, опирался на два основных идейных источника: с одной стороны, на предшествующее развитие мировой философии и культуры, а с другой — на длительный процесс развития русской философской мысли.

Будучи тесно связанной с магистральной линией в развитии национальной философии, русская религиозно-идеалистическая философия начала XX века шла, так сказать, по пути славянофилов. Однако она отличалась от них своей позитивной оценкой современной западной философской мысли. Хотя и западные, и славянофильские идеи были важны для русского религиозно-философского ренессанса, настоящими его духовными отцами были Ф.М. Достоевский и В.С. Соловьев. Идея Соловьева о возможности достижения единства русского православия с западной религией и культурой повлияла на философские построения Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Л.И. Шестова.

Владимир Соловьев (1853-1900) создал собственную религиозно-идеалистическую систему. О широте и разносторонности интересов Соловьева можно судить по его многочисленным произведениям.

Владимир Соловьев (1853-1900) создал собственную религиозно-идеалистическую систему. О широте и разносторонности интересов Соловьева можно судить по его многочисленным работам. Основные положения его философии были изложены в его первых работах: магистерской диссертации «Кризис западной философии (против позитивизма)» (1874) и докторской диссертации «Критика отвлеченных начал» (1880). Соловьев излагает онтологию и гносеологию универсализма главным образом в «Философских элементах цельного знания» (1877), а также в «Первых началах творческой философии» (1897—1899). Свои идеи об историческом процессе он изложил в работах: «Чтения о богочеловечестве» (1877— 1881), «История и будущее теократии» (1885—1887), «Теократическая философия» (1899), «Три силы» (1877) и др. Основные положения этической концепции сосредоточены в «Оправдании добра» (1897-1889). Они затрагиваются и в других работах.

Этическим проблемам посвящены работы Соловьева «Красота в природе» (1899), «Общий смысл искусства» и др. «Национальный вопрос в России» (1883—1891) и «Китай и Европа» (1890) содержат взгляды философа на политико-философские вопросы. Кроме этих работ Соловьев написал и другие труды по философии. В своих магистерской и докторской диссертациях Соловьев утверждал, что познание человеком своей истории носит односторонний характер. Европейская философия и наука расчленили действительность, настроили мир против человека и поэтому не смогли достичь целостного знания, считал мыслитель. Ни эмпиризм, ни рационализм, провозглашенные европейской философией как путь к истинному знанию и ограниченные рамками логического мышления, не дают такого знания, они лишь соприкасаются с объектом, не проникая в него. Такое знание поверхностно, внешне и относительно. Для открытия абсолютной истины необходимо установить внутренний контакт со всеобщим, что может быть достигнуто только через непосредственное интуитивное внутреннее созерцание, веру. Рационализм и эмпиризм включены Соловьевым в процесс познания как подчиненные моменты.

Конструируемое воображение

нальности мы видим в Шекспире и Байроне, в Беркли и Ньютоне; плоды же английского национализма — всемирный грабеж, разрушение и убийство «11 Бучило Н.Ф. Чумаков А.Н. Философия: Учебник. ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНИК. М.: PER SE, 2002. — С. 241..

Национализм, по Соловьеву, начинается с ложно понятой идеи патриотизма, когда отстаивается и утверждается идея исключительности своего народа, его самобытности и неповторимости по отношению к другим народам. Такой национализм, отстаивающий только интересы своей нации и культивирующий идею исключительности своего народа, ведет его к гибели. Спасти ситуацию может только христианство, как наиболее совершенная религия, стоящая выше национальной.

Национализму, разрушающему нацию («по выгоде и самомнению»), философ противопоставил принцип христианского самопожертвования, то есть самопожертвования во имя и на благо других людей и народов. Наряду с самопожертвованием Соловьев указывал на другую «силу» самоутверждения людей — самоотречение, то есть отказ от своей исключительности и подчинение чужим идеям.

Историческая тема в творчестве крупнейшего русского религиозного философа 

Только национальное самоотречение, по мысли философа, а не национальное самолюбие дало русскому народу образовательные средства для совершения им всемирно-исторической задачи.

На новом этапе развития российского общества Соловьёв под самоотречением видел отказ от православной исключительности и установление непосредственного взаимодействия с католической церковью, которая как внешняя сила якобы должна была дать импульс для решения многих духовных проблем России. Он считал, что “…для духовного обновления России необходимо свободное и открытое общение с духовными силами церковного Запада”.1

Выступая за отмену российским правительством всяких ограничений для взаимодействия католицизма и православия, он считал, что в общении должен победить сильнейший. И если у православия не окажется сил противостоять католицизму, так есть ли нужда его защищать? Так ставил вопрос Вл. Соловьёв.

Присущая Соловьёву свободная постановка проблем развития России и русского народа, произвольная интерпретация его истории не находили понимания в российском обществе как в официальных кругах, так и в среде интеллигенции, а тем более в религиозных кругах. Хотя по существу Соловьёв пытался по-своему решить проблему кризиса православия, который заметно проявлялся, в частности, в отходе образованных людей от религии11 Островский Э.В. Основы философских знаний. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2004. — С. 327..

В письме императору Александру III К.П. Победоносцев писал, что совершенно обезумевший Вл. Соловьёв своими деяниями только способствует ослаблению и развалу Российского государства. Император, согласившись с таким заключением, добавил, что философ является «чистейшим психопатом». Священный синод запретил Соловьёву выступать по церковным вопросам. Этическая и эстетическая концепция. В этической концепции Соловьёва первоосновами нравственности выступают стыд, жалость (сострадание) и благоговение. Все этические категории являются модификациями этих “первичных” нравственных чувств. Предметом нравственной философии является понятие добра как правды. Смысл жизни — в служении добру, в его “историческом делании” и оправдании.

Соловьев выступал за уважение “нравственного достоинства личности”, за неотъемлемое право каждого человека на собственное развитие “своих положительных сил”.

Никакой человек ни при каких условиях и ни по какой причине не может рассматриваться как средство для каких бы то ни было посторонних целей — он не может быть средством или орудием ни для блага другого лица, ни для блага целого класса, ни, наконец, для так называемого общего блага, т.е. блага большинства других людей.

Взаимные нравственные обязанности должны соблюдаться не только между отдельными людьми, но и между народами, что требует необходимой взаимосвязи политики и морали.

Совершенное добро, к которому должен стремиться человек, есть добро не для отдельной личности, а для всего человечества. Проблема отношения личности и общества ставится Соловьёвым в связи с задачей исторического процесса как совместное осуществление добра. На это направлена деятельность государства. В праве, по Соловьёву, закрепляется принудительное требование минимального добра — “минимум нравственности”, обязательный для всех. Однако идеал совершенного добра дает только христианство, оно указывает человеку его абсолютную задачу.

Целью христианской политики, считал Соловьёв, должно быть уничтожение экономического рабства и эксплуатации человека человеком, достижение справедливой организации труда и распределения и т.п.

Являясь частью учения о всеединстве, этика Соловьёва утверждает, что источником абсолютного добра на земле является Бог. Человек выступает носителем нравственности в том случае, если он свободно подчиняет свою волю Богу, стремится к “абсолютному добру” и устроению богочеловеческого царства на земле.

Мистически истолкованная любовь в философии Соловьёва — панацея от всех социальных проблем, практическое воплощение всеединства в отношениях между людьми. Идея всеобщей «общечеловеческой любви», призывавшая к самоотречению, к соединению в Боге, должна была привести к “совершеннейшему добру” не только для отдельной личности, но и для всего человечества.

В эстетике исключительным предметом искусства Соловьёв видел красоту — это добро и в то же время истина, чувственно воплощенная в материальном бытии. Всеединство, которое выступает в сфере нравственной как добро, проявляется в чувственных формах внешней действительности как прекрасное. Задача художника — не только воспроизводить, но и просветлять, обновлять, улучшать жизнь. Искусство должно быть чисто от низменного и ложного, “но никак не от идейного содержания и жизненного значения”. Искусство должно быть подчинено процессу осуществления “Царства Божьего” на земле, оно должно служить религиозному реформаторству. Художник служит совершенной красоте и только через нее — добру11 Уткина Н.Ф. Тема всеединства в философии Вл. Соловьева // Вопросы философии. 1989. № 6. — С. 33..

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Понятие, структура и особенности научного познания
  2. Религиозно-философская полемика между нестяжателями и иосифлянами
  3. Уиллард Ван Орман Куайн, американский философ, математик
  4. Просветительская философия в Европе в XVIII веке
  5. Философия периода кризиса античного общества (скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм)
  6. Будда (просветленный), основатель буддизма
  7. Учение Платона о человеке и космосе
  8. Основные характеристики русской философии
  9. Доказательства бытия бога Фомы Аквинского
  10. Познание, его возможности и границы