Для связи в whatsapp +905441085890

Влияние деятельности человека и прошлого опыта на восприятие

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Психические состояния и их характеристика в отечественной и зарубежной психологии
  2. Общение и его роль в процессе деятельности
  3. Самосознание личности и особенности его проявления и особенности его проявления в экстремальной ситуации
  4. Объединения людей и их особенности в экстремальных условиях деятельности
  5. Образ физического Я в структуре сознания женщины/мужчины
  6. Проявление эффекта «другой расы» при восприятии изображений лица
  7. Восприятие в процессе общения
  8. Психические аспекты невербального проявления эмоций
  9. Межкультурные различия в выражении эмоций
  10. Психологические особенности проявления агрессивности

Введение

При рассмотрении данной темы я буду руководствоваться не только психологическими теориями, но и философскими доктринами

Для того чтобы облегчить решение столь глубокого вопроса, я разделю его на две части Именно само понятие восприятия будет рассмотрено как с чисто психологической, так и с медицинской точки зрения Ведь психология играет важную роль в медицине, а медицина — в психологии Эти два понятия логически дополняют друг друга.

Ко второй теме мы подойдем с философской стороны, поскольку философия является глубоким и мудрым предшественником психологии.

Современная психология имеет под собой прочные слои различных философских учений.

Концепция восприятия

Восприятие — это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств.

Невозможно воспринимать без восприятия. Однако, помимо сенсорных впечатлений, восприятие также включает в себя прошлый опыт человека в виде идей и знаний.

Процесс восприятия происходит в сочетании с другими психическими процессами личности: Мышление (мы осознаем, что находится перед нами), Говорение (мы называем объект восприятия), Ощущение (мы имеем определенное отношение к тому, что воспринимаем), Желание (мы произвольно организуем процесс восприятия определенным образом).

Основными характеристиками восприятия являются постоянство, объективность, целостность и обобщенность.

Постоянство — это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности: Мы воспринимаем форму, цвет и размер объектов как неизменные, несмотря на то, что сигналы, поступающие в органы чувств от этих объектов, постоянно меняются.

Важной особенностью восприятия является его субъективность. Объективность восприятия проявляется в том, что мы воспринимаем объект как отдельное физическое тело, изолированное в пространстве и времени. Каждое изображение интегрировано. Это относится к внутренней органической взаимосвязи частей и целого в изображении. Восприятие целого влияет на восприятие его частей. Обобщаемость означает приписываемость к классу объектов, имеющих имя. Основной закон восприятия: основной закон восприятия заключается в его непосредственной связи с работой мышц, с различными видами движений, несущих многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах. Другим важным законом является относительная стабильность уже сформированных образов, особенно когда их функция связана с мышлением.

Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является общая продуктивная, опосредованная языком инструментальная деятельность людей.

Это деятельность, которая требует сотрудничества, общения и взаимодействия между людьми. Индивидуальное сознание в начале человеческой истории, вероятно, возникло (сейчас, спустя десятки тысяч лет, трудно судить) в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того, чтобы люди что-то делали вместе, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместного труда. Аналогичным образом, в процессе онтогенеза возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его формирования также необходима совместная деятельность и активное общение взрослого и ребенка, а также выбор, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала филогенетического и онтогенетического становления и развития человеческого сознания его субъективным носителем является язык, который сначала выступает как средство общения (коммуникация), а затем становится средством мышления (обобщение); сначала появляется коллективное сознание, затем индивидуальное. Индивидуальное сознание ребенка формируется на основе и при условии существования коллективного сознания через его присвоение (интернализацию, социализацию).

Особое значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание подразумевает, что человек воспринимает не только внешний мир, но и самого себя, свои ощущения, образы, восприятия и чувства. В начале своего развития человеческое сознание направлено на внешний мир. Человек осознает, что находится за пределами того, что он видит, и воспринимает этот мир как отдельный и независимый от него с помощью органов чувств, данных ему природой.

Позже появляется рефлексивная способность, то есть сознание того, что человек может и должен стать для себя объектом познания. Такова последовательность этапов развития сознания в филогенезе и онтогенезе. Первую тенденцию в развитии сознания можно назвать рефлексивной. Второе направление относится к развитию мышления и постепенной ассоциации мыслей со словами.

Человеческая мысль с развитием все больше и больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим происходит развитие языка, с помощью которого полученные знания обозначаются. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом, и, наконец, когда развиваются науки, они становятся понятиями. Слово-концепт — это единица сознания, а направление, в котором оно возникает, можно назвать концептуальным.

Каждая новая историческая эпоха по-особому отражается в сознании современников, и по мере изменения исторических условий существования человека меняется и его сознание. Таким образом, филогенез их развития может быть представлен в исторической перспективе. Но то же самое происходит и с человеческим сознанием в процессе его онтогенетического развития, когда индивид, благодаря рукотворным произведениям культуры, все глубже и глубже проникает в психологию живших до него народов. Эту тенденцию в развитии сознания можно назвать исторической.

Сознательное и бессознательное

Помимо сознания, у человека есть еще и бессознательное. Это те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему влиянию на поведение сходны с сознательными психическими, но не осознаются.

Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью.

Именно память управляет мышлением, воображением, вниманием и определяет содержание мыслей человека в данный момент, их образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно проявляется в решении творческих задач, а бессознательный язык — это внутренняя речь.

Существует также бессознательная мотивация, которая влияет на направление и характер действий, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Реакции, действия, психические явления. Одной из групп таких явлений являются ошибочные действия: Оговорки, описки, ошибки в написании или восприятии слов на слух.

Вторая группа бессознательных явлений основана на непроизвольном забывании имен, обещаний, намерений, предметов, событий и других вещей, которые прямо или косвенно связаны с неприятными для человека переживаниями.

Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к категории представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: Мечты, сны, грезы.

Каждый из типов бессознательных явлений по-своему связан с поведением человека и его сознательной регуляцией.

Первый тип бессознательного является лишь нормальным звеном в общей системе психической регуляции поведения и возникает на пути передачи информации от органов чувств или из хранилищ памяти к сознанию (коре головного мозга).

Второй тип бессознательного также можно рассматривать как определенный этап на этом пути, но движется он по нему, как бы, в обратном направлении: от сознания к бессознательному, особенно к памяти.

Третий тип бессознательного относится к мотивационным процессам и возникает при встрече разнонаправленных.

Психологические защитные механизмы

Что такое «защитные механизмы»?

Поскольку, как уже описывалось, согласно Фрейду, в человеческой психике существует постоянный конфликт между уровнями личности, то для того, чтобы облегчить чувство напряжения и вины, вызванное этим конфликтом, человеческая психика выработала ряд защитных механизмов, направленных на бессознательное подавление или недопущение в сознание информации, которая противоречит цензуре «сверх-Я» и может травмировать личность.

Прежде всего, это сдвиг. Этот термин обозначает механизм подавления и последующего исключения или вытеснения из сознания импульса, вызывающего у человека чувства напряжения, страха и тревоги.

Этот механизм отличается от сознательного подавления любого осознанного желания («Я знаю о желании почесаться, но я намеренно и сознательно подавляю его»). Механизм подавления имеет дело с бессознательными импульсами. Например, человек должен принять трудное, мучительное решение. Он долго собирается, готовится к этому решению, тщательно все обдумывает, не может решиться на конкретный поступок. Все это наполняет его напряжением, тревогой и беспокойством. А потом «вдруг» он «забывает» об этом деле. Существует временное «третье» решение, и оно не является сознательным уклонением от решения. Это не лицемерие. Благодаря механизму подавления нежелательная информация, которая беспокоит и тяготит человека, на время исчезает, освобождая его психику.

Следующим защитным механизмом является формирование контрреакции. Здесь имеется в виду трансформация неприемлемой тенденции, непереносимой для сознания, в противоположную. Примеров более чем достаточно. Например, подросток увлекается девочкой, что вызывает насмешки и воспринимается крайне негативно в его окружении, мнение которого для него в этом возрасте слишком значимо. Затем знак «плюс» превращается в знак «минус». Подросток становится агрессивным именно по отношению к объекту привязанности. Он/она становится «преследователем, гонителем, мучителем» той самой девушки. Само чрезмерное подчеркивание чувств или поведения (не просто игнорирование, а преследование) служит доказательством механизма формирования противоположной реакции. Возможно, этот механизм лежит в основе возникновения аверсивных чувств по отношению к человеку, который сделал много хорошего и важного, но не испытал самых приятных качеств человека и не пережил лучших периодов в его жизни.

Нарушение мотивационного компонента восприятия

Еще в 1946 году С.Л. Рубинштейн писал, что восприятие отражает всю многогранную жизнь личности, поэтому следовало ожидать, что перцептивная деятельность меняется, когда меняется и отношение личности.

Роль измененного компонента личности в восприятии может быть раскрыта несколькими способами:

(а) путем анализа возмущений в самом процессе восприятия;

б) путем создания специальной экспериментальной техники, позволяющей изменить смыслообразующую функцию перцептивного мотива.

Тезис о «личном доступе» к восприятию был разработан, в частности, рядом зарубежных психологов. Можно выделить следующие основные направления, характерные для данного подхода.

Первый заключается в том, что восприятие рассматривается как избирательный процесс, определяемый взаимодействием объективных свойств, стимуляции и внутренних мотивационных факторов (школа «Новый взгляд»).

Так, Дж. Р. Брунер и Л. Постман различают автохтонные и директивные факторы восприятия. Первые непосредственно определяются свойствами сенсорной системы человека, формируя представление об относительно простых свойствах объекта. Директивные факторы восприятия отражают прошлый опыт человека, его эмоциональные состояния, установки и потребности.

Роль внутреннего направляющего фактора в предложенной авторами когнитивной теории восприятия играет «гипотеза», в то время как другие авторские понятия включают «установки», «ожидания», «схемы» и т.д. Влияние этих факторов вызывает избирательность, сенсибилизацию или предвзятость восприятия.

Другое направление представлено буквой G. Виткин и его коллеги задались вопросом о корреляции между способом восприятия человека и его личностной организацией. По мнению представителей этого направления, при выполнении различных перцептивных задач испытуемые демонстрируют некоторые характерные режимы восприятия. Так, при выполнении задания, в котором необходимо было правильно воспринять элемент перцептивного поля, одни испытуемые принимали за «точку отсчета» проприоцептивные ощущения собственного тела, а другие ориентировались в основном на впечатления от «внешнего» зрительного поля. Г. Виткин назвал эту особенность восприятия зависимостью (независимостью) от «поля», которое, по мнению автора, связано с определенной структурой личности. Таким образом, было подчеркнуто, что в восприятии психически больных людей особенно выражена описываемая зависимость или независимость от «поля».

К третьему направлению следует отнести работы зарубежных авторов, которые пытаются доказать, что восприятие обеспечивает адаптацию личности к внешнему миру и отражает уровень ее адаптации.

Такое понимание перцептивной функции вытекает из концепции личности в американской психологии: «личность» трактуется как некая интегративная система, которая обеспечивает целостность и последовательность индивидуального поведения и которая постоянно находится в опасности быть разрушенной либо запретными влечениями, либо требованиями внешнего мира.

Наличие такого постоянного конфликта порождает определенную неугомонность. По мере его увеличения в действие приводятся механизмы «психологической защиты», цель которых — устранить источник тревоги и вернуть человека в состояние комфорта. Не касаясь проблемы психологической защиты (впервые описанной 3. Фрейдом и А. Фрейд), которая требует специального рассмотрения, остановимся лишь на той ее форме, которая привлекает внимание современных исследователей перцепции за рубежом и называется «перцептивная защита».

Механизм «перцептивной защиты», как отмечают многие авторы, связан со степенью структурированности перцептивного материала. Неопределенные, конфликтные или незнакомые ситуации, требующие перестройки поведенческих схем и адаптации к новым ситуационным обстоятельствам, могут привести к повышению уровня тревожности. «Нетерпимость к неопределенности» вызывает дефензивность восприятия.

Заключение

Наконец, хотелось бы упомянуть о таком течении, как гносеология. Гносеология — гнозис — знание — наука о знании, в которой изучается природа знания, отношения знания и действительности, раскрываются условия достоверности и истинности знания, возможности познания мира. Коррелятом гносеологии в системе мир-человек являются познавательные субъект-объектные отношения. Категориями гносеологии являются истина, достоверность, сознание, познание, субъект и объект, чувственное, рациональное, интуиция, вера. Гносеология изучает общее в познавательной деятельности безотносительно к тому, что это за деятельность — обыденная, профессиональная или иная.

Эпистемология — это теория научного знания, которая является частью гносеологии. Онтология является предпосылкой для теории познания. Все философские системы так или иначе связаны с гносеологией, а некоторые из них сводят к ней всю философию и отвергают онтологию. Самоопределение гносеологии как раздела — Кант, Критика чистого разума. Она отличается от психологии тем, что психологические процессы, такие как мышление, интуиция и т.д., связаны прежде всего с жизнедеятельностью человека, в то время как гносеология представляет средства постижения истины, познавательные способности или формы существования знания.

Гносеологическая проблематика — соотношение сознания и материи, соотношение чувственного и логического, проблема отражения, раскрывает сущность человеческого процесса познания. Всегда играла важную роль,

Неокантианство, механицизм — единственная философия.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что прошлое человека имеет не только медицинское, но и философское значение. В конце концов, человек зависит как от сознательной, так и от бессознательной жизни.

В сознательной жизни мы накапливаем опыт и знания, которые направляются биологическим развитием. Генетический код, развитие нервной системы и окружающая социальная жизнь играют важную роль в этой категории.

В бессознательной жизни преобладание принадлежит нашему подсознанию. Ведь подсознательный ум, хранит всю информацию, как о нашем теле на данный момент, так и о духовном развитии человека.

С рассвета цивилизации человека интересует его душа и все этапы эволюции от перерождения до истинного сознания.

Человек как совершенная материя способен не только накапливать опыт прошлого, но и заново открывать все тайны прошлого.

Список литературы

  1. Б. В. Зейгарник «Нарушение восприятия».
  2. Ф.Т. Михайлов, Г.И. Царегородцев, За порогом сознания. Москва: Госудолитиздат, 1961.
  3. Буржуазная философия XX века. Москва, Политиздат, 1974.
  4. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М., Политиздат, 1977.
  5. Руткевич А.М. От Фрейда до Хайдеггера. М,. Политиздат, 1985.