Для связи в whatsapp +905441085890

Влияние эстетики на развитие личности — Эстетическая и художественная культура личности

Значение эстетического и художественного развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные периоды и требует от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его душевных сил. Именно этот этап переживает сейчас наша страна. Устойчивая сила в проведении реформ определяется не в последнюю очередь эстетическим потенциалом общества и живущих поколений. Именно это обстоятельство делает проблему формирования эстетической и художественной культуры личности и создания для нее благоприятных условий чрезвычайно актуальной.

Важно эффективно противостоять тенденции помещать эстетическую среду на задний план, на периферию сознательных задач. Это имеет очень опасные последствия; это обедняет культурную жизнь общества и обедняет духовную жизнь людей, составляющих его. Никакая выгода чисто материального характера, на которую склонны обращать внимание нынешние реформаторы, конечно же, не стоит такой цены.

Более того, можно утверждать, что без значительного участия эстетического фактора в происходящих преобразованиях, их социальная, человеческая эффективность будет ничтожной.

Эстетическое воспитание личности начинается с первых шагов маленького человека, его первых слов и поступков. Ничто не накладывает такой отпечаток на душу человека, как окружение на всю его жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика — все это впитывается, переносится, закрепляется в сознании.

Эстетическое воспитание происходит на всех этапах развития личности. Чем раньше он попадает в сферу направленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его эффективность.

Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы влиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит? А что такое эстетическая и художественная культура как феномен общественной жизни и индивидуального сознания?

Эстетическая культура — это проявление и спецификация культуры в целом. Культура понимается прежде всего как содержание и процесс жизнедеятельности людей, результат их активной и целенаправленной, если не всегда целенаправленной и успешной, продуктивной социальной деятельности.

Культура выступает как один из ведущих атрибутов планетарной цивилизации, отличающий жизнь человека от жизни других живых существ на Земле и возможных внеземных цивилизаций.

Культура — это фундаментальный, исторически стойкий показатель творческой деятельности человека, коррелятор уровня и качества развития сообществ и отдельных наций, критерий оценки исторического пути и перспектив крупных социальных единиц, каждой отдельной личности. Культура — это «вторая натура».

Она создается людьми, указывает на принципиально иные законы и факторы функционирования общества (как планетарного в целом, так и конкретных наций, государств), в отличие от естественной (первой) природы. Важно подчеркнуть, что вторая природа как культура включает в себя не только материальные и физические, но и духовные (идеальные) элементы. Это определение также отличает культуру от естественной природы. В культуре проявляются духовно-субъективные способности и качества людей.

Эстетическая культура субъектов общества (включая личность) является элементом духовной культуры.

Духовная культура общества включает в себя:

  • Воспроизводство индивидуального и общественного сознания;
  • Народная художественная культура;
  • Искусство как профессиональная форма художественного творчества;
  • эстетическая культура;
  • культура научной жизни;
  • культура образования;
  • культура заботы;
  • культура свободы совести;
  • культура нравственной и духовной жизни;
  • Информационная культура.
Влияние эстетики на развитие личности - Эстетическая и художественная культура личности

Эстетическая и художественная культура личности

Эстетическая культура общества конкретизируется и персонифицируется прежде всего в эстетической культуре личности. Она представляет собой совокупность и меру развития эстетического сознания и мировоззрения, эстетического вкуса, полноту и последовательность его проявления в поведении, общении и деятельности личности.

Другими словами, эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, способностей и норм действия и поведения. Своеобразный качественно-количественный сплав этих компонентов в психической структуре личности выражает степень освоения им эстетической культуры общества и одновременно определяет степень возможной творческой самоотдачи.

Структура эстетической культуры личности состоит из:

  1. Развитие эстетического сознания (знание прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического);
  2. Развитие эстетического мировоззрения (эстетические идеалы, нормы и принципы, эстетические ориентации и интересы, убеждения и верования);
  3. степень совершенства эстетического вкуса;
  4. последовательное воплощение эстетических ценностей в соответствии с эстетическим идеалом.

По содержанию эстетическая культура личности во многом совпадает с эстетической культурой общества или группы. Но он может существенно отличаться от них субъективностью понимания и выражения, преобладанием определенных эстетических ценностей, ориентацией.

Художественная культура — это вид культуры общества, заключающийся в образном и творческом отображении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства.

Она включает функционирование специализированного художественного творчества — искусства; народной художественной культуры; массовой культуры — профессионального и коммерциализированного художественного творчества для больших масс людей и потребления их продукта на основе спроса и предложения; элитарной художественной культуры; художественных субкультур регионов, профессиональных объединений, молодежи и т.д.; художественно-эстетических сторон экономической, политической, правовой и иной деятельности.

Она отражается в сознании людей, художественная культура формирует эстетическое сознание и его культурные формы. Возникновение и развитие эстетической культуры — это постепенный процесс, происходящий под влиянием демографических, социальных, социально-психологических и других факторов. Это механизмы как спонтанного, так и сознательного (целенаправленного) характера, которые в целом определяются средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами.

В случае целенаправленного воздействия на личность, при всех прочих условиях и факторах организации и содержания эстетического воспитания, можно в принципе приблизиться к высокой степени сформированности всех элементов, составляющих эстетическую культуру личности.

Эстетическая культура личности в немалой степени проявляется в сфере быта, общественно-политической, досуговой и других формах жизнедеятельности. Она выступает как важнейший момент общественной и индивидуальной жизни людей.

Его внутренним механизмом является функционирование эстетического сознания личности, ориентация которого в системе эстетических отношений к разнообразным объектам среды выражается через механизм восприятия, переживания, оценки, вкуса, идеала, взгляда, суждения.

Уровень эстетической культуры связан с возможностью адекватной ориентации личности в многообразной системе эстетических и художественных ценностей, соответствующей мотивацией ее эстетической позиции по отношению к ним, что в свою очередь зависит от таких характеристик, как:

  • развитие образного мышления,
  • Обучение навыкам анализа эстетических и художественных явлений в их структурной данности, в единстве феноменальных (внешних) и содержательных свойств (внутренние параметры, эмоциональная отзывчивость и т.д.).

Измерение навыков Выражение

Степень выраженности этих способностей, умений и потребностей в деятельности и поведении человека как раз и характеризует уровень его эстетической культуры.

Наиболее ярко это проявляется в духовно осмысленном общении людей, через их участие в различных формах социального творчества.

Художественная культура является специфическим видом и в определенном смысле доминантой эстетической культуры личности (учитывая особое значение искусства в жизни общества и человека), а ее уровень зависит от степени художественного образования, широты интереса к искусству, глубины понимания и развитой способности адекватно судить о художественных достоинствах произведений.

Все эти качества концентрируются в понятии художественного вкуса — эстетически значимого качества личности, которое формируется и развивается в процессе взаимодействия с искусством. Художественный вкус в его развитом индивидуально-неповторимом проявлении не сводится только к способности эстетического суждения и оценки произведений искусства. Наиболее полно и непосредственно она реализуется в эмоционально-чувственном переживании воспринимаемого предмета искусства, в возникающем состоянии эстетического обладания им.

Благодаря такому состоянию духовное богатство истинных произведений искусства впитывается во внутреннюю духовную структуру личности и значительно обогащает ее, расширяет горизонт чувств и понимания явлений действительности, способствует более глубокому осознанию смысла своего существования и уникальности жизни.

В то же время было бы неправильно ограничивать реальные проявления художественной культуры личности только сферой искусства, его восприятия, переживания и оценки. Помимо искусства, художественный принцип широко распространен в материальном производстве, в повседневной жизни и реализуется в виде красоты и образной выразительности рукотворных предметов и вещей, имеющих практическое и утилитарное назначение. Не случайно В.В.Стасов отмечал: «Подлинное, цельное и здоровое искусство существует только там, где потребность в изящных формах и прочном художественном облике распространилась на сотни тысяч вещей, окружающих повседневную жизнь. Подлинное, не жуткое народное искусство возникло только там, где изящная лестница, и комната, и стакан, и ложка, и чашка, и стол, и шкаф, и плита, и бельмо на глазу, и так далее до последнего предмета: там наверняка найдется что-то значительное и интересное, в мысли и в форме, и в архитектуре, а после и в живописи, и в скульптуре.»

Таким образом, художественная культура личности является важным фактором в организации самого процесса материально-преобразующей деятельности и всей практики труда. Ориентация на творчество, на достижение художественно-образной выразительности создаваемых предметов, на артистизм и мастерство позволяли лучшим представителям ремесленничества в прошлом создавать подлинные шедевры, не уступающие по художественным достоинствам произведениям высокого искусства.

Эта модель, в определенной степени адаптированная в результате массовизации производства, углубления разделения труда и специализации, актуальна и сегодня.

Мастерство, художественное чувство, умение и вдохновение часто позволяют современным простым рабочим добиваться замечательных результатов, что дает основание квалифицировать их труд как деятельность по законам красоты.

Сказанное выше об эстетической и художественной культуре личности приводит нас к мысли о чрезвычайной важности ее целенаправленного формирования в человеке, о месте и роли эстетического и художественного воспитания в общественном воспроизводстве человека.

Цель и задачи эстетического и художественного воспитания

В широком смысле эстетическое воспитание понимается как целенаправленное формирование у человека эстетического отношения к действительности.

Это специфический вид социально значимой деятельности, осуществляемой субъектом (обществом и его специализированными институтами) по отношению к объекту (индивиду, личности, группе, коллективу, сообществу) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии с господствующими в данном конкретном обществе представлениями об их природе и назначении.

В процессе образования человек сталкивается с ценностями и переводит их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале.

Образование через красоту и с помощью красоты формирует не только

  1. Эстетика и ценностная ориентация личности, а также
  2. развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере труда, в повседневной жизни, в поступках, в поведении и, конечно, в искусстве (это следует считать главной целью эстетического воспитания).
  3. развивает когнитивные способности человека.
  4. учит человека воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности.

Исследователи отмечают, что формирование «эстетического мышления» способствует целостному постижению особенностей культуры данного периода на индивидуальном уровне, пониманию их единства и стилистической близости, что, по мнению ученых, является предпосылкой для их теоретического познания.

Эстетическое воспитание, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это является необходимым условием для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание имеет две функции, которые представляют собой единство противоположностей:

  • Формирование эстетической и ценностной ориентации личности;
  • развитие их эстетического и творческого потенциала.

Основные задачи эстетического воспитания можно свести к следующим положениям (из: Апресян Г.З., с.74):

  • Развивать способность воспринимать и переживать красоту природы и социальной реальности; делать видимым в этом социально опосредованное как эстетическое явление;
  • прививать способность не только активно воспринимать произведения искусства, но и понимать и ценить их;
  • Развивать в каждом человеке стремление к умелому использованию своих творческих сил и способностей; развивать потребность в красоте и способность понимать и наслаждаться ею;
  • сознательно бороться за утверждение красоты во всем: в природе и в общественной жизни, в работе, в социальных и личных отношениях, в повседневной жизни и в личном поведении.

Исходя из существующей практики воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

  • эстетическое воспитание, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
  • Художественное образование в его учебно-теоретическом и художественно-практическом проявлении, формирующее художественную культуру личности в единстве способностей, знаний, ценностных ориентаций и вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, направленное на самосовершенствование личности;
  • Культивирование творческих потребностей и способностей. Среди последних особое значение имеют так называемые конструктивные навыки: индивидуальное самовыражение, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и т.д.

Принципы эстетического воспитания.

Рассмотрим некоторые из них применительно к процессу эстетического воспитания.

Связь между образованием и жизнью. Методологически этот принцип основывается на положении о единстве теории и практики, а в связи с формированием эстетических убеждений требует такой организации деятельности учащихся, которая не только реализует усвоенные знания о мире, но и содержит эстетический элемент.

Единство образования, обучения и развития. Этот принцип реализуется в воспитательном характере обучения, единстве школьной и внеклассной деятельности учащихся.

Вся деятельность молодежи должна иметь эстетическую направленность, она должна формировать не только идейно-политические, нравственные, но и эстетические идеалы.

Комплексный подход ко всему делу образования. Этот принцип подразумевает единство объективных и субъективных факторов в процессе формирования эстетически развитой личности.

На практике этот принцип означает единство целей, содержания и методов эстетического воспитания, единство всех этапов воспитательного процесса и всех его сторон.

Сочетание педагогического руководства с самоинициативой, самоопределением и самостоятельностью. Процесс эстетического воспитания педагогически направлен и ориентирован. Однако это предполагает большую активность учеников, которая возрастает, если создаются ситуации, способствующие самостоятельности, общественно полезному самоутверждению.

Систематичность и последовательность образования. Воспитание, представляющее собой сложный, диалектически противоречивый процесс, требует систематического и последовательного взаимодействия воспитателей и воспитанников для формирования различных качеств последних. Этот принцип реализуется в планировании эстетического воспитания, в четкой организации всей педагогической деятельности, в преследовании всех этапов развития эстетических взглядов, убеждений, идеалов, в преемственности содержания, методов и форм воспитания. Этот принцип исключает такую организацию учебного процесса, которая представляет собой простую серию отдельных художественных мероприятий, не связанных между собой и не учитывающих имеющийся эстетический опыт учащихся и их интересы.

С учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Принцип предполагает хорошее знание особенностей возраста учащихся, уровня сформированности эстетических убеждений, что позволяет правильно отобрать содержание воспитательного мероприятия, определить методы и формы его проведения.

Принцип творчества. Развитие творческого потенциала учащегося является сущностью и целью эстетического воспитания. Эстетическое сознание не только отражает эстетические аспекты жизни, но и создает сильную потребность в творчестве. Творчество — это форма самоутверждения, самодеятельности и саморазвития человека. Всякая творческая деятельность эстетична по своей сути, потому что в процессе творчества осознается гармония и красота мира и развиваются творческие способности человека. Воспитание творчества — это развитие самостоятельности, самодеятельности и способности диалектически мыслить и действовать в соответствии с идеалами. Все средства эстетического воспитания позволяют формировать вышеперечисленные качества в условиях деятельности, удовлетворяющей эстетические потребности.

Творческий потенциал формируется наиболее эффективно через систематическое восприятие художественных произведений и в процессе самодеятельного художественного творчества. Э.В. Ильенков в своей работе «О специфике искусства» отмечал, что «эстетически неразвитая личность терпит неудачу как творческая сила: ей свойственен формально-догматический тип интеллекта, что свидетельствует о недостаточном развитии продуктивного воображения, именно потому, что оно специфически развивается и совершенствуется искусством».

Произведение искусства

Искусство — это продукт творчества, и его восприятие требует творческого подхода со стороны получателя. «Причина, по которой искусство может обогатить нас, заключается в его способности напомнить нам о гармонии, которая лежит за пределами досягаемости систематического анализа», — сказал Нильс Бор.

Способность искусства развивать образное мышление, эмоциональную культуру и ценностные ориентации, достигать оптимального единства рационального и эмоционального в духовном мире личности позволяет говорить о его эвристической функции, которая должна широко использоваться в образовательном процессе. Из этого следует, что никакое обновление высшего образования невозможно без специальной программы культурно-эстетической подготовки студентов.

Творческий процесс является важнейшим средством самопознания, поскольку все, что создано человеком, наделено конкретной человеческой субъективностью. Продукт творчества напрямую связан с богатством культуры, с привнесенным в нее человеческим содержанием, а также со степенью и качеством его выражения. Без этого не может быть творчества. Поэтому, чтобы сформировать творческую личность, мы должны стремиться дать ей возможность свободно выражать свою творческую индивидуальность.

С психологической стороны, творческое преобразование мира становится возможным благодаря тому, что результаты этого преобразования имеют особое значение для человека.

Говоря о роли природы, искусства и других средств эстетического воспитания в развитии творчества, следует помнить, что их эстетико-воспитательный эффект в полной мере проявляется в неразрывном сочетании с другими областями воспитания. Вне работы творческо-эстетическое воспитание теряет не только свою основу, но и цель.

Универсальность эстетического воспитания обусловлена тем, что оно стимулирует и развивает все органы чувств человека. Эстетическое воспитание достигает желаемых результатов только тогда, когда для него созданы необходимые физические и психические условия.

Принцип преемственности является одним из наиболее общих законов диалектики и выражает объективные связи между явлениями в процессе прогрессивного развития.

Процесс наследования включает в себя:

  1. Передача результатов предыдущего поколения следующему поколению, творческий пересмотр и использование этого наследия.
  2. Взаимодействие старого и нового опыта, знаний, результатов деятельности; связь между различными этапами развития, с частичным повторением положительных элементов старого, их качественным обновлением, но на более высоком уровне; соединение нового со старым в процессе расширения и углубления знаний, умений и навыков на более высокой научной и практической основе.

Специфика преемственности в области эстетического воспитания может быть выражена как психологическая установка молодежи на обогащение духовного мира как непреходящей ценности, как нравственной основы. Более того, преемственность эстетического воспитания через искусство предполагает переход от национального, народного искусства к международному:

Принцип преемственности имеет следующие аспекты реализации: содержание, метод и организация.

Содержательный аспект подразумевает четкую программу эстетического развития личности ученика с первого по пятый год обучения, методический — последовательность в выборе методов воспитания, организационный — последовательность в этапах воспитательной работы.

Принцип сочетания науки и искусства. Проблемы соотношения науки и искусства, познавательной и эстетической деятельности нашли свое достаточное решение в работах Е.В. Ильенков, М.Ф. Овсянников, М.С. Коган, В.И. Толстой, А.Г. Егоров, В.С. Старовойт и др.

Ученые и художники прошлого (Ф. Бэкон, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, В.Г. Белинский, Л.Н. Толстой и другие) придавали большое значение вопросу о соотношении науки и искусства, объясняя это тем, что они отражают объект — реальную действительность, что они являются результатом творческой деятельности людей, а также тем, что они часто выполняют одни и те же функции. В системе многообразных функций науки и искусства ведущими функциями являются познавательная и воспитательная, эффективность воздействия которых на личность зависит от уровня ее интеллектуального и эстетического развития, перцептивных способностей, эстетического опыта.

На уровень этого развития влияет потребность в научных и художественных знаниях, формирование которых является педагогической проблемой.

Говоря о способности искусства решать познавательные задачи, в науке утверждается, что искусство является средством образования, что содержащаяся в нем познавательная информация огромна и сильно дополняет наши знания о мире, которые мы черпаем из газет, научных трактатов и из реального опыта, что искусство, соединяя наш личный жизненный опыт с опытом других людей, является средством познания и способом личного самопознания.

Научное и художественное отражение действительности является результатом интеллектуального и практического освоения человеком окружающего мира. Искусство и наука в процессе своего воздействия на личность формируют эстетический и научный образ объективной действительности, которые органично дополняют друг друга.

Разница между наукой и искусством заключается в том, что первая дает людям знания о законах объективного существования и развития материального мира, произведения искусства дают нам знания о ценности реальности, которую они имеют для человека.

Связь между наукой и искусством заключается в том, что научное знание включает в себя эстетические компоненты (образное мышление, воображение, эстетические чувства, эстетическое удовольствие). Искусство, с другой стороны, опирается на целостный подход к решению проблем.

Воспитательный эффект искусства возникает из его эстетической функции, из передачи присущих автору оценок и установок, которые неотделимы от эстетических и ценностных качеств. В результате содержание произведения может проникать в глубины сознания и влиять на формирование взглядов, убеждений и идеалов личности.

Образовательная функция науки реализуется через ее когнитивную и мировоззренческую функции. В них диалектически сочетаются научно-познавательные и эмоционально-ценностные моменты. Во всех сферах человеческой деятельности сегодня для оценки работы используются понятия научности, оптимальности, эффективности, в соответствии с которыми человек должен развиваться интеллектуально, нравственно, эстетически.

Все эти принципы образуют целостную систему. Их тесная взаимосвязь обеспечивает эффективность процесса эстетического формирования личности.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Жесты рук
  2. Роль семьи в развитии личности
  3. Производственная практика психолога в школе
  4. Характеристика и примеры толпы
  5. Абсолютные эмоции — Внутренние компоненты эмоций
  6. Эмоции и чувства дошкольника
  7. Психологические особенности воспитания ребёнка в неполной семье
  8. Поведение работников внутренних органов (мчс, полиция) в экстремальной ситуации
  9. Современные подходы и методы психологического консультирования
  10. Борис Михайлович Теплов, советский психолог