Для связи в whatsapp +905441085890

Влияние христианства на духовную культуру Европы — Христианство как духовный стержень европейской культуры

Христианство — одна из самых распространенных и развитых религиозных систем в мире. Хотя оно распространено на всех континентах, в первую очередь оно является религией Запада.

Принятие христианства в качестве официальной религии большинством народов Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы произошло в девятом — первой половине одиннадцатого века, то есть в течение относительно короткого исторического периода — от двух до двух с половиной веков. Это всемирно-историческое по своему значению событие — христианизация славянских и неславянских народов в государствах, занимавших тогда половину территории Европы, — стало следствием серьезных изменений в социально-экономическом и политическом развитии общества и оказало очень серьезное влияние на все сферы жизни, включая культуру. Цель данного эссе — проанализировать влияние христианства на европейскую культуру в раннем Средневековье.

Данная тема актуальна, поскольку учит нас понимать и уметь объяснять возникновение и развитие христианских мотивов в современной западной культуре.

Проблема взаимоотношения культуры и религии всегда вызывала большой интерес у мыслителей различных школ и мировоззренческих ориентаций. Об этом писали наиболее авторитетные зарубежные и российские авторы: Н.А. Бердяев, Б.А. Рыбаков, Е.Б. Портной, Д.Д. Фрейзер и другие. Различные проблемы культуры и религии рассматривали такие историки и философы, как А.В. Горский, А.В. Карташов, П.А. Флоренский. В современной российской литературе им посвящено множество различных изданий.

Среди них «История мировой культуры» под редакцией Г.В. Драча большая глава посвящена западноевропейской культуре средневековья, в которой рассматривается, как формировалась эта культура, что составляло ее материальную основу, перечисляются основные идеи христианства. Приводятся основные черты духовной культуры средневековья, в которой доминировала христианская религия.

В «Учебнике по истории мировой культуры» Гриненко Г.В. в разделе европейской культуры средневековья представлено несколько рубрик, в том числе «Изобразительное искусство», «Архитектура» и т.д. Христианство (от греческого christos — помазанник), первоначально зародившееся в Восточном Средиземноморье в еврейской этнической среде как одна из сект иудаизма, впоследствии, хотя и не сразу, но решительно порвало с этой материальной основой, вступив с ней в конфликт. Почти вытесненное со своей родины, христианство обнаружило необычайную силу экспансии. В первом веке нашей эры оно распространилось среди освобожденных рабов, бедняков и бесправных, порабощенных или рассеянных народов Рима. А затем в ходе исторического процесса проникла во все области земного шара.

Историки религии (Л.О. Васильев, И. Келлер и др.) указывают на следующие условия возникновения христианства. Во-первых, оно возникло в достаточно развитом обществе, раздираемом множеством противоречий, и, следовательно, должно было предложить миллионам людей достаточно весомые способы разрешения этих противоречий. Во-вторых, она должна была преодолеть этническую узость, присущую более ранним религиозным системам, и обратиться к самым разным сословиям и группам. Наконец, новая религия должна была обладать высоким интеллектуальным уровнем и аккумулировать в себе достижения предшествующих ей религиозных систем ближневосточно-средиземноморского региона.

Влияние христианства на духовную культуру Европы - Христианство как духовный стержень европейской культуры
Влияние христианства на духовную культуру Европы — Христианство как духовный стержень европейской культуры

Христианство как духовный стержень европейской культуры

Внутренняя жизнь христианства и внутрицерковные отношения отражали ход политической истории. Политическое и культурное разделение Римской империи на Западную и Восточную (III-IV века) привело к постепенному разделению западной и восточной церквей.

Довольно быстрому распространению христианства по Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе (IX — 1-я половина XI вв.) в значительной степени способствовал отказ христианства от этнических и социальных ограничений и жертвоприношений. Основные идеи христианства — искупительная миссия Иисуса Христа, второе пришествие Христа, Страшный суд, небесная награда, установление Царства Небесного. Христианство имеет три направления: Католицизм, Православие и Протестантизм, который в свою очередь включает в себя Лютеранство, Кальвинизм и Англиканство.

Католицизм сформировался в феодальной Европе и в настоящее время является самым многочисленным течением в христианстве.

Вероучение католической церкви основано на Священном Писании и Священном Предании, а среди источников ее вероучения — постановления 21 собора и наставления римских пап. Особое место в католицизме занимает почитание Девы Марии. В 1854 году был провозглашен догмат о непорочном зачатии Девы Марии, свободной от «первородного греха», а в 1950 году папа Пий XII провозгласил новый догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо.

Следует отметить, что с благословения Римско-католической церкви многие культурные традиции «языческой древности», с ее свободомыслием, были преданы забвению и осуждены. Хотя церковная традиция, культивировавшая латынь, сохранила многое из рукописного наследия античности, а исправленное учение Аристотеля стало почитаться наряду с Библией, многое было безвозвратно утрачено, прежде всего духовная свобода. Католические священники ревностно следили за строгим соблюдением церковных догм и ритуалов, безжалостно осуждали и наказывали еретиков. Лучшие умы средневековой Европы погибли на кострах инквизиции.

Жестокий фанатизм и агрессивность католицизма, основанного на строго иерархической централизации власти во главе с папой, вызывали недовольство правителей и нарождающейся буржуазии, что привело к протестам антиклерикальных сил именно в той области, где всемогущество церкви казалось наиболее полным, а именно в культуре. Затем наступило Возрождение, или Ренессанс, которое благодаря своим гениям и гигантам (Данте и Рабле, Рафаэль и Боккаччо, Коперник и Галилей, Эразм Роттердамский и Сервантес, Леонардо да Винчи и Микеланджело и другие) ниспровергло многовековой церковный закон, который был против свободной мысли и научного поиска. Оставив в стороне церковные догмы и их омертвляющую схоластику, деятели Возрождения щедрой горстью черпали из сокровищницы древних культурных традиций, способствуя восстановлению свободы мысли и творчества. Именно Ренессанс в конечном итоге способствовал последующей Реформации, которая привела к протестантизму.

Имея целью уберечь церковь от ударов Ренессанса и противостоять ассимиляции католических элементов ренессансной культуры, Реформация свелась к реформе основ католического христианства. Ее лидеры — Лютер, Кальвин и Мюнцер — оспаривали догмат о непогрешимости папы, продажу индульгенций, мишуру и помпезность католического богослужения, а также преувеличенную роль церкви как посредника между человеком и Богом. Реформаторы заняли позицию религиозного индивидуализма, воплощенную в провозглашении права каждого верующего на свободное чтение и толкование Библии. Именно поэтому во всех протестантских исповеданиях Библия была объявлена единственным источником вероучения, в связи с чем особое значение приобрел перевод Священного Писания на национальные языки. Идея упрощения церковной структуры и богослужения, призыв к церковной строгости и скромности, противопоставление внутреннего морального самоконтроля фанатичной вере — все это импонировало нарождающейся европейской буржуазии и отвечало ее интересам. Протестантизм, как показал в свое время М. Вебер, стал духовной основой и этической нормой зарождающихся буржуазных государств Западной Европы.

Условия возникновения христианства

Достаточно быстрому распространению христианства на территории Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы (IX — первую половину XI в.) в большой степени способствовал отказ христианства от этнических, социальных ограничений и жертвоприношений. Основные идеи христианства — искупительная миссия Иисуса Христа, второе пришествие Христа, Страшный суд, небесное воздаяние, установление царства небесного. Христианство имеет три направления: католицизм, православие и протестантизм, который в свою очередь включает течения — лютеранство, кальвинизм, англиканство.

Католицизм формировался в феодальной Европе и в настоящее время является самым многочисленным направлением в христианстве.

Вероучение католической церкви основывается на Священном писании и священном предании, причем она в число источников вероучения включает постановления 21 собора и указания пап. Особое место в католицизме занимает почитание богородицы — девы Марии. В 1854 г. был провозглашен специальный догмат о «непорочном зачатии девы Марии», свободном от «первородного греха», а в 1950 г. папа Пий XII объявил новый догмат — о телесном вознесении богородицы на небо.

Необходимо отметить, что с благословения римской католической церкви были преданы забвению и осуждены многие культурные традиции «языческой античности» с ее свободомыслием. Хотя церковная традиция, культивировавшая латынь, и сохранила значительную часть рукописного наследия античности, а подправленное учение Аристотеля стало почитаться наряду с Библией, многое было безвозвратно утеряно и прежде всего духовная свобода. Католические священники ревниво следили за строгим соблюдением церковных догм и ритуалов, беспощадно осуждали и карали еретиков. Лучшие умы средневековой Европы гибли на кострах инквизиции.

Жестокий фанатизм и активная агрессивность католицизма, опиравшегося на строго иерархическую централизацию власти во главе с римским папой, вызвали неудовольствие государей и нарождающейся буржуазии, что привело к протесту со стороны антиклерикальных сил, причем именно в той сфере, где всесилие церкви представлялось наиболее полным, — в сфере культуры. Наступила эпоха Возрождения, или Ренессанса, которая в лице своих гениев и гигантов (Данте и Рабле, Рафаэль и Боккаччо, Коперник и Галилей, Эразм Роттердамский и Сервантес, Леонардо да Винчи и Микеланджело, и др.) опрокинула веками создававшийся церковный закон, препятствовавший свободе мысли и научному поиску. Оставив в стороне церковные догмы с их мертвящей схоластикой, деятели Возрождения щедрой пригоршней черпали из сокровищницы культурных традиций античности, способствуя восстановлению свободы мысли и творчества. Именно Ренессанс и в конечном счете способствовал последовавшей позже Реформации, в результате которой возник протестантизм.

Преследуя цель сохранить церковь от ударов, нанесенных ей Возрождением, и выступив против ассимиляции католических элементов ренессансной культуры, Реформация свелась к реформе основ католического христианства. Ее лидеры — Лютер, Кальвин, Мюнцер — резко выступали против догмата о непогрешимости папы, практики продажи индульгенций, мишуры и пышности католического богослужения, наконец, против преувеличения роли церкви как посредника между человеком и богом. Реформаторы выступили с позиций религиозного индивидуализма, нашедшего воплощение в провозглашении права каждого верующего свободно читать и истолковывать Библию. Поэтому во всех конфессиях протестантизма Библия объявлена единственным источником вероучения, причем в этой связи особое значение приобрел перевод Священного писания на национальные языки. Идея упрощения церковной структуры и характера богослужения, призыв к строгости и скромности церкви, к противопоставлению внутреннего нравственного самоконтроля исступленной вере фанатиков — все это импонировало нарождающейся европейской буржуазии и отвечало ее интересам. Протестантизм, как это в свое время показал М. Вебер, стал духовной основой и этической нормой складывающихся буржуазных государств Западной Европы.

Конечно, Реформация отнюдь не означала гибели католицизма. Прибегнув к контрреформации, католическая церковь сумела выстоять, и вплоть до сегодняшнего дня вся ее церковная иерархия во главе с римским папой являет собой серьезную силу, влияние которой ощущается во многих районах мира. Однако эпоха Реформации нанесла католицизму и вообще всесилию христианской церкви такой удар, от которого оправиться было уже невозможно. Времена инквизиции и тотального контроля над мыслью, над духовной жизнью людей со стороны церкви стали уходить в безвозвратное прошлое. Католицизм — следом за протестантской церковью — вынужден был согласиться на то, что богу положено «богово», т.е. весьма определенное место в жизни и деятельности людей, остальное их время и внимание должны уделяться другим делам, не имеющим прямого отношения к религии и не зависящим от ее вмешательства и оценки. Это отделение церкви от государства и от различных сфер деловой активности людей, которое было итогом Реформации, сыграло огромную роль в успешном развитии Западной Европы по капиталистическому пути. Ныне протестантизм во всех его многочисленных направлениях и сектах, распространенных в Западной Европе и США (кальвинизм, лютеранство, баптизм, адвентизм и др.) активно внедряется на территории СНГ.

Роль христианства в развитии европейской культуры

Христианство сыграло двоякую роль в развитии европейской культуры. С одной стороны, великое наследие греко-римского античного мира не дошло до нас в полном объеме, так как памятники античной культуры были безжалостно уничтожены ранними христианами. С другой стороны, христианство оказало огромное влияние на формирование европейской культуры. Безусловно, корни богатой культуры Европы лежат в философии, скульптуре, архитектуре и театре античности, в сарказме Рабле и Эразма, в научных подвигах Коперника и Галилея, во всем том, что на протяжении тысячелетий противостояло христианству и боролось с ним. В то же время нельзя упускать из виду огромное влияние, которое христианство оказало на образ мышления и систему ценностей европейцев. Библия и библейские образы и сюжеты на протяжении веков доминировали в живописи и скульптуре, внеся тем самым огромный вклад в формирование культа обожествленного Христа. Лучшая европейская архитектура — церковная — была призвана прославлять величие Бога и церкви. Музыка католической церкви, такая как фуги и хоралы Баха, а также хорал в православном богослужении, не могли не оказать влияния на музыкальную культуру народов. Библейские афоризмы, образы, сюжеты, краткие и емкие понятия («тяжкий крест», «путь на Голгофу», царь Ирод, предатель Иуда и т.д.) веками формировали и питали системы жизненных представлений, оценок, нравственных понятий. Важнейшие догмы и постулаты церкви о послушании, терпении, воздаянии на том свете формировались в представлениях людей о неизбежности, милостивости царящих на земле порядков. В лучшем случае можно было надеяться на избавление от них после страшного суда и второго пришествия Христа, а до тех пор надо было терпеть и надеяться на награду в Царстве Небесном. Одним словом, на протяжении многих веков, даже тысячелетий, нормы жизни и морали, идеи и ассоциации, культурные традиции и произведения литературы — все это формировалось под сильным влиянием христианской церкви. Не следует забывать, однако, что влияние церкви на традиции, культуру и жизнь народов Европы было различным в западной (католическо-протестантской) и восточной (православной) частях Европы. На Западе протест против всевластия церкви, приведший к Реформации, дал сильный толчок светскому развитию, в то время как на Востоке слияние православной церкви и государства создало более мощную систему незыблемых и нерушимых церковных традиций, сломать которую было гораздо сложнее. И это различие в немалой степени определяет разные пути, темпы и результаты эволюции стран и народов Европы.

Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого существования. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло не отразиться на всей европейской истории. Конечно, вначале христианская свобода реализовывалась в основном в духовно-нравственной сфере. Но затем она нашла практическое поле для реализации и стала выражаться в преобразовании природы и общества, в построении основ правового государства, уважающего права и свободы человека. Сама идея неотъемлемых прав и свобод человека могла появиться только в христианской культуре. Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия, которые стимулировали развитие нового искусства и стали основой естественного и гуманитарного познания. Мы не имели бы привычного европейского искусства без внимания христианства к душе человека и его самым сокровенным внутренним переживаниям.

Смысловые основы современного естествознания также формировались под определяющим вниманием христианской духовности. Христианство устранило смысловой разрыв между «естественным» и «искусственным», ибо мир предстал как творение всемогущего и свободного личного Бога.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Карл Раймунд Поппер, философ, логик и социолог
  2. Hpaвcтвeнно-психологические устои экономики
  3. Организационное оформление науки и инженерии Нового времени
  4. Материя как субстанция. Движение как способ существования материи
  5. Правомерность гуманистической интерпретации процесса
  6. Кибернетическая революция
  7. Алексей Алексеевич Золотарев, религиозный философ, литературный критик
  8. Интуиция как непосредственное знание. Роль интуиции в познавательной деятельности
  9. Понятие исторической корреляции
  10. Гераклит Эфесский, древнегреческий философ