Для связи в whatsapp +905441085890

Влияние психологических защит на семью — Концепции механизмов психологической защиты

Концепция механизмов психологической защиты была упомянута в теории З. Фрейд упоминал. В своей теории он уделил много внимания феномену тревоги. Он сказал, что основная психодинамическая функция тревоги заключается в том, чтобы помочь человеку избежать базовой идентификации неприемлемых импульсов в себе и способствовать удовлетворению этих импульсов в надлежащее время. Защитные механизмы эго помогают выполнять эти функции и защищают человека от его страхов. Защитные механизмы — это бессознательные реакции, которые защищают человека от неприятных эмоций, таких как страх и чувство вины, эго-защитные тенденции, которые искажают или скрывают от человека угрожающие импульсы. Дальнейшее изучение психологических защит было связано с именем А. Фрейд. Понятие психологической защиты было впервые введено в рамках психоанализа в работе A. Фрейда «Эго и механизмы защиты». В структуре психоаналитической теории психологические защитные механизмы считались бессознательными, которые в процессе развития личности приобретали способность достигать компромисса «Я» между противоборствующими силами «ОНО» и «суперэго», а также внешней реальностью. Эти защитные механизмы представляют собой конкретные дискретные «маневры», способы мышления, к которым прибегает мозг, чтобы избавиться от болезненного эмоционального материала. Защитные механизмы пациента являются очень важным источником сопротивления в психотерапии. Анна Фрейд описала работу многих таких защитных «маневров». Защиты избегают реальности (подавление), исключают реальность (отрицание), переопределяют реальность (рационализация) или обращают реальность вспять (реактивные образования). Защита переносит внутреннее чувство во внешний мир (проекция), отделяется от реальности (изоляция) или уходит от реальности (регрессия).

Теперь давайте перечислим психологов, которые участвовали в раскрытии концепции созависимости. К ним относятся: М. Битти, А. Терентьева, В.А. Петровский, Л. Смит, В.В. Решетников и др.

Согласно М. Битти, созависимость — это «эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, возникающее в результате того, что человек в течение длительного времени подчиняется деспотичным правилам, которые препятствуют открытому выражению чувств, а также открытому обсуждению личных и межличностных проблем» Согласно А. Терентьевой, созависимость — это «психологическая зависимость, подчинение себя, чувств, ожиданий, убеждений и восприятия действительности человеку с химической зависимостью».

Следует отметить, что тема созависимости и психологических защитных механизмов как составляющей этого явления в настоящее время очень актуальна. Исследования показали, что не только зависимые, но и созависимые люди нуждаются в психологической помощи. Не только взрослые члены семьи являются созависимыми, но и детям следует уделять особое внимание, так как развитие ребенка в неблагоприятных условиях приводит к появлению психологических защитных механизмов, отчуждению, неуверенности в себе и неспособности играть определенные роли.

Влияние психологических защит на семью - Концепции механизмов психологической защиты

Концепции механизмов психологической защиты

Прежде чем определить этот термин как механизмы психологической защиты, мы должны рассмотреть значение слова «защита». Защита — это комплекс действий, направленных на снижение или устранение любых изменений, угрожающих целостности и стабильности биопсихологической личности. Поскольку эта стабильность воплощена в эго, которое всячески стремится ее сохранить, его можно считать агентом в этих процессах. В целом, это защита от внутренних потрясений и особенно от представлений, связанных с этими потрясениями. А также защита от ситуаций, которые вызывают такое возбуждение, что нарушают душевное равновесие и поэтому неприятны для эго. Также подразумевается защита от неприятных аффектов, которые действуют как защитный сигнал. Процесс защиты реализуется через защитные механизмы, которые в той или иной степени интегрированы в эго.

Защиты — это способы, с помощью которых душа защищает себя от внутренних и внешних напряжений. Защиты избегают реальности (подавление), исключают реальность (отрицание), переопределяют реальность (рационализация) или обращают реальность вспять (реактивные образования). Защита переносит внутреннее чувство во внешний мир (проекция), разделяет реальность (изоляция) или уходит от реальности (регрессия). В любом случае, либидинозная энергия, необходимая для поддержания защиты, сильно ограничивает подвижность и силу эго. «Они (защиты) связывают психическую энергию, которая могла бы быть использована для более полезной деятельности эго. Когда защита становится очень влиятельной, она начинает доминировать над эго и снижает его мобильность и адаптивность. Наконец, когда защита не срабатывает, у эго нет точки отступления или опоры, и его охватывает страх. Концепция механизмов психологической защиты является важной для современной психотерапии и психологии. Если в качестве аналогии рассмотреть механизмы физиологической защиты, которые имеют место при развитии любого биологически обоснованного заболевания. Механизмы психологической защиты являются адаптивными и могут быть направлены на то, чтобы оградить сознание пациента от психотравмирующих воспоминаний и чувств, но они также могут создавать препятствия или внутреннее сопротивление психотерапевтической обработке проблемного опыта. Все люди, включая пациентов психотерапии, прибегают к «защитным механизмам», чтобы избавиться от болезненных чувств и воспоминаний, не допускать их в свое сознание. Эти защитные механизмы представляют собой конкретные дискретные «маневры», способы мышления, к которым прибегает мозг, чтобы избавиться от болезненного эмоционального материала. Защитные механизмы пациента являются очень важным источником сопротивления в психотерапии. Анна Фрейд в своей книге «Оно и защитные механизмы» описала работу многих таких защитных «маневров». С тех пор ее список значительно вырос.

Защитные механизмы — это бессознательные реакции, которые защищают человека от неприятных эмоций, таких как страх и чувство вины, эго-защитные тенденции, которые искажают или скрывают от человека угрожающие импульсы.

Первичные защитные процессы

Примитивное управление. Когда младенец перевозбужден или взволнован, он просто засыпает. Взрослая версия того же явления может наблюдаться у людей, которые изолируют себя от социальных или межличностных ситуаций, заменяя напряжение, возникающее при взаимодействии с другими людьми, стимуляцией, которая исходит от фантазий о своем внутреннем мире. Очевидным недостатком защиты себя посредством изоляции является то, что она удерживает человека от активного участия в решении межличностных проблем. Люди, которые постоянно уходят в свой внутренний мир, испытывают терпение тех, кого они любят, сопротивляясь общению на эмоциональном уровне. Основное преимущество изоляции как защитной стратегии заключается в том, что, хотя она и обеспечивает психологический уход от реальности, она практически не требует искажения реальности. Человек, полагающийся на изоляцию, находит утешение не в непонимании мира, а в дистанцировании от него. И несмотря на отсутствие склонности к выражению собственных чувств, такой человек может быть очень чувствителен к чувствам других.

Отказ. Еще один ранний способ справиться с неприятностями — отказаться признать их существование. Отрицание — это попытка не принимать как реальность событие, которое беспокоит эго. Взрослые склонны «мечтать» о том, чтобы некоторые события были не такими, как они есть, или чтобы они не происходили на самом деле. Этот полет в фантазии может принимать различные формы, некоторые из которых объективному наблюдателю кажутся абсурдными. Человек, для которого отрицание является основной защитой, всегда настаивает на том, что «все хорошо и все к лучшему».

Всемогущий контроль. Мы предполагаем, что для новорожденного мир и «я» составляют единое целое. Это означает, что новорожденный воспринимает источник всех событий в некотором смысле как внутренний; если младенцу холодно, а человек, ухаживающий за ним, замечает это и каким-то образом согревает его, у младенца есть превербальный опыт волшебного получения тепла от самого себя. Осознание того, что контроль находится в других, отдельно от него, вне его самого, еще не возникло. У некоторых людей потребность чувствовать себя всемогущими и интерпретировать все, что с ними происходит, как результат их собственной неограниченной силы, является совершенно непреодолимой. Когда личность организована вокруг стремления и получения удовольствия от ощущения, что они могут эффективно демонстрировать и использовать собственное всемогущество, а все этические и практические соображения отходят на второй план, есть основания считать такого человека психопатичным.

Примитивная идеализация (и девальвация). Один из способов, которым ребенок может защитить себя от этих непреодолимых страхов, — верить, что кто-то, какая-то благотворная, всемогущая сила обеспечит защиту. Мы все склонны к идеализации. Мы носим в себе остаточную потребность приписывать особые достоинства и силу людям, от которых мы эмоционально зависим. Нормальная идеализация является неотъемлемой частью зрелой любви. Примитивное обесценивание является неизбежной оборотной стороной потребности в идеализации. Поскольку в человеческой жизни нет ничего совершенного, архаичные формы идеализации неизбежно приводят к разочарованию. Чем больше идеализируется объект, тем более радикальная девальвация его ожидает, чем больше иллюзий, тем суровее опыт их крушения.

Вторичная оборона

Поскольку практически любая психологическая процедура может быть использована в качестве защиты, ни один обзор защит не может считаться полным. По этой же причине любой выбор оборонительных операций из имеющихся возможностей представляется произвольным. Мы решили описать «зрелые» защиты или защиты «высшего порядка» в соответствии с двумя критериями: (1) частота, с которой они упоминаются в психоаналитической клинической литературе и практикующими врачами, и (2) их корреляция с индивидуальными паттернами характера. В работе З. Фрейда «Эго и защитные механизмы» описаны отрицание, подавление, реактивное образование, репрессия, рационализация, интеллектуализация, регрессия, инверсия, обращение против себя, идентификация с агрессором и сублимация. В более поздней книге Лафлина определены 22 основные и 26 дополнительных защит, а также некоторые «специальные» защиты. В DSM-III-R перечислены 18 механизмов психологической защиты.

Перемещение (сдвиг). Самым основным из так называемых защитных механизмов высшего порядка является смещение. Суть вытеснения — это мотивированное забывание или игнорирование. Вытеснение удаляет потенциально тревожное событие, идею или восприятие из сознания, препятствуя возможному разрешению. Подавленный элемент остается частью души, хотя и бессознательно, и остается проблемой. Подавление не происходит раз и навсегда, а требует постоянных затрат энергии для поддержания подавления, и подавляемый человек постоянно ищет выход. Более поздняя аналитическая теория применила термин «репрессия» к внутренним идеям, а не к травме. Репрессия рассматривалась как средство, с помощью которого ребенок справляется с нормальными с точки зрения развития, но нереализуемыми и пугающими желаниями.

Как и другие бессознательные защитные механизмы, подавление начинает вызывать проблемы только тогда, когда оно:

  • Не справляется со своей функцией (например, надежно удерживает тревожные мысли в сознании, чтобы человек мог заниматься своими делами, приспосабливаясь к реальности);
  • Мешает определенным положительным аспектам жизни;
  • Действует, исключая другие, более успешные варианты преодоления трудностей.

Регрессия. Регрессия — это возвращение к более раннему, соответствующему возрасту психосексуальному функционированию, чтобы избежать конфликтов, возникающих на более поздней стадии развития. Регрессия к оральным и анальным отношениям с целью избежать эдиповых конфликтов — очень распространенное явление в клинике. В этом случае тревога ослабляется путем регрессии от реалистичного мышления к поведению, которое снижало тревогу в предыдущие годы. Регрессия — это более примитивный способ преодоления проблем. Снимая напряжение, он часто оставляет источники тревоги неразрешенными. Регрессия — это более примитивный способ справиться с ситуацией. Это снижает напряжение, но часто оставляет источники беспокойства неразрешенными. Келвин Холл приводит длинный список регрессивных моделей поведения. Например, люди позволяют себе время от времени регрессировать, чтобы снять тревогу или, как они говорят, «выпустить пар». Они: курят, напиваются, переедают, выходят из себя, грызут ногти, ковыряют в носу, читают таинственные романы, ходят в кино, нарушают законы, ведут себя по-детски, портят вещи, мастурбируют, занимаются необычным сексом, жуют жвачку или табак, одеваются как дети, водят машину быстро и рискованно, верят в злых и добрых духов, любят дремать посреди дня, драться и убивать себя, делать ставки в лотереях, мечтать, бунтовать против власти и подчиняться, играть в азартные игры, стоять перед зеркалами, действовать импульсивно, искать козла отпущения и делать тысячу других «детских» вещей.

Концепции механизмов психологической защиты в работах зарубежных и отечественных психологов

На мой взгляд, раскрытие темы следует начать с работ З. Фрейда, где упоминаются понятия механизмов психологической защиты их природа.

Первые результаты Фрейда в лечении расстройств, которые имели скорее психиатрическое, чем физиологическое происхождение, вызвали его интерес к происхождению тревоги. Основная проблема души — как справиться с беспокойством. Тревога вызывается ожидаемым или предсказуемым ростом напряжения или неудовольствия; она может возникнуть в любой ситуации (реальной или воображаемой), когда угроза для какой-то части тела или души слишком велика, чтобы ее игнорировать, справиться с ней или обезвредить.

Основываясь на этой теории, Фрейд выделил следующие типы тревоги:

Реалистичное беспокойство. Эмоциональная реакция на угрозу и осознание реальных опасностей внешнего мира.

Невротические страхи. Эмоциональная реакция на угрозу того, что неприемлемые импульсы из ид станут сознательными.

Когда эго испытывает угрозу наказания со стороны суперэго, возникающая эмоциональная реакция называется моральной тревогой.

А следующее развитие суперэго приводит к социальной тревоге, которая возникает из-за угрозы исключения из группы сверстников из-за неприемлемых установок или действий. Основная психодинамическая функция тревоги заключается в том, чтобы помочь человеку избежать базовой идентификации неприемлемых импульсов в себе и способствовать удовлетворению этих импульсов со временем.

Защитные механизмы эго помогают выполнять эти функции и защищают человека от его страхов.

Фрейд считал, что эго реагирует на угрозу влечения двумя способами:

  • Путем блокирования выражения импульсов в сознательном поведении;
  • Искажая их таким образом, что их первоначальная интенсивность значительно уменьшается или отклоняется.

«Когда эго вынуждено признать свою слабость, оно испытывает тревогу — реалистическую перед лицом внешнего мира, моральную по отношению к суперэго, невротическую по отношению к силе страстей ид».

Именно желание избежать страха предшествует появлению защитных механизмов. Следует отметить, что люди редко используют только один защитный механизм — обычно они используют множество механизмов, чтобы разрешить конфликт или уменьшить тревогу. Ниже рассматриваются некоторые основные стратегии защиты.

Водоизмещение. Фрейд считал репрессию первичной защитой эго не только потому, что она является основой для формирования более сложных защитных механизмов, но и потому, что она обеспечивает самый прямой путь избавления от тревоги. Иногда описываемое как «мотивированное забывание», подавление — это процесс удаления из сознания мыслей и чувств, вызывающих страдания. В процессе вытеснения люди не осознают свои конфликты, вызывающие тревогу, и не вспоминают травмирующие события в прошлом. Устранение тревоги путем подавления не проходит бесследно. Фрейд считал, что подавленные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессознательном, и требуется постоянная затрата психической энергии, чтобы предотвратить их прорыв в сознание.

Психологические защитные механизмы у созависимых членов семьи

С конца 1970-х годов термин «созависимость» широко используется для описания психологического состояния, которое развивается у членов семьи химически зависимого человека (наркомания, токсикомания, алкоголизм и другие). Это понятие используется как для описания психического состояния отдельных членов семьи, так и для характеристики внутрисемейных отношений в целом.

Согласно М. Битти, созависимость — это «эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, возникающее в результате длительного воздействия на человека деспотичных правил, препятствующих открытому выражению чувств и откровенному обсуждению личных и межличностных проблем.

По мнению А.В. Терентьевой, созависимость — это «психологическая зависимость, подчинение себя, своих чувств, ожиданий, убеждений и восприятия действительности состоянию человека с химической зависимостью.

Смит утверждает, что «взаимозависимость (созависимость) — это состояние в рамках реального существования, которое в значительной степени является результатом адаптации к реальности. Это укоренившаяся реакция на стресс, которая со временем становится образом жизни, а не способом выживания. Даже когда источник стресса прекращает свое влияние, созависимый человек продолжает вести себя в своем окружении так, как будто угроза угнетения сохраняется. В этом контексте отметим, что именно сохранение форм и особенностей поведения, характерных для созависимых, является основной причиной срывов у зависимых. Еще одним очень важным моментом, имеющим отношение к разъяснению феномена созависимости и его определению, является использование слова «зависимость». Поэтому мы считаем, что созависимость — это целостная модификация поведения и сознания, обусловленная присутствием зависимого субъекта в контексте личности. То есть, созависимый заинтересован в воспроизведении сложившихся отношений.

В.А. Петровский предлагает использовать взаимодополняющие термины «объективный» и «субъективный» для описания отношения созависимого. Объективно, созависимый не заинтересован в том, чтобы зависимый бросил наркотики или алкоголь. Напротив, субъективно созависимые крайне не заинтересованы в сохранении зависимости. Следует отметить, что семантический континуум пары «объективное-субъективное» не идентичен континууму «сознательное-бессознательное». Созависимый может быть даже бессознательно заинтересован в выздоровлении зависимого, но не иметь объективной заинтересованности, и в этом случае созависимый будет вынужден изменить свое поведение. Таким образом, созависимый может как сознательно, так и бессознательно «всей душой» желать выздоровления зависимому, но объективно не заинтересован в этом. Сознание созависимого может не интересоваться «болезнью» близкого человека, но сторонний наблюдатель может заметить отсутствие интереса к выздоровлению зависимого, потому что выздоровление означает необходимость изменить поведение и найти новые формы взаимодействия. Объективная независимость созависимого проявляется в виде беспокойства, дискомфорта и растерянности, когда зависимый начинает меняться и отходить от наркотиков или алкоголя. Основанием для выделения объективно-субъективной незаинтересованности как особой типологии позиции созависимого по отношению к зависимому является склонность созависимого воспроизводить модификацию поведения и сознания, отмечаемую в общении с зависимым. Таким образом, мы можем различать объективную и субъективную потребность в изменении или разрешении ситуации в созависимости. Объективное — субъективное, зависимость — независимость и тенденция к изменению или неизменность отношений выступают в качестве осей, в координатах которых может быть описана позиция созависимого по отношению к зависимому.

В связи с вышесказанным, можно выделить некоторые существенные параметры феномена созависимости:

  • В случае созависимости нарушается возможность открытого выражения чувств и обсуждения личных и межличностных проблем;
  • На поведенческом уровне созависимость проявляется в виде стереотипных форм реагирования. В этом случае происходит выхолащивание и обеднение эмоциональной сферы личности;
  • Созависимость — реактивный процесс, целью которого является устранение внутриличностного конфликта, стоящего на пути саморазрушительного поведения.

Созависимость — это зависимость близких наркомана от изменений, которые происходят в их состоянии и поведении, как только в их сознании актуализируется образ наркомана.

Можно отметить, что суть созависимости раскрывается в идеях М.М. Решетникова о «клеточной структуре» депрессии.

Основываясь на представлениях о психической структуре человека, состоящей из «ид», «эго» и «суперэго», М.М. Решетников описывает глубинную сущность депрессии следующим образом: «Мы знаем, что самость бесструктурна, бесформенна, является представителем сферы инстинктов (в основном асоциальных), не имеет причинно-следственных связей, представлений о пространстве и времени (все «существует» в неопределенном времени), а ее активность подчинена только одному принципу — удовольствию (и удовлетворению потребностей, «несмотря ни на что!»). Он контактирует с реальностью только через самость, которая является своего рода «оболочкой» по отношению к себе. Основная функция самости, которая развивается из него (когда «катализируется» родительской любовью), — это проверка реальности и взаимодействие с ней. Самость социализирует (также сублимирует) требования ид и делает их приемлемыми для индивида и его суперэго. Суперэго развивается частично из эго и частично через интроекцию родительских и других социальных запретов, моральных норм и установок. То есть, обычно мы можем представить себе эту гипотетическую структуру личности как «клетку» с «ядром» Оно в центре, окруженную «оболочкой» Я (и внутри этой оболочки есть некоторые «содержания» — содержания Я), а поверх этой оболочки есть еще одна «оболочка» супер-эго с его содержаниями (содержания супер-эго). Если самость была изначально «сломана» или даже просто «разбита» в детстве, то у нее изначально нет «содержаний», а если и были, то эти содержания (содержания самости) «перетекли» под «оболочку» сверхсамости и слились с содержанием последней (которая более «вязкая» и мощная, во всяком случае — у нормально социализированной личности — доминирующая). В результате фрагментированное «я» (не имеющее собственного содержания) не только мечется, но и «зажато» между имперскими влечениями (стремлением к удовольствию) Оно и не менее жесткими требованиями сверхморального сверх-Я (и у него, этого Я, нет времени на общение с внешним миром. Эта самость пуста и горька; весь ее запрос к внешнему миру основан в основном на потребности в любви, безграничной любви, какой она представляется, и которая невозможна ни в терапии, ни вне ее). Таким образом, используемые здесь термины «обладание потерей», «сломанная самость», «фрагментированная самость», «разрушенная самость» — это именно то, что характеризует людей, формирующих созависимые отношения! Каждый из них пережил совершенно естественную для ребенка зависимость от отношения родителей или тех, кто их заменил. Каждый из них испытывал основной, самый важный дефицит — дефицит любви. Слишком холодное и отстраненное отношение родителей, слишком контролирующее и доминирующее, слишком критичное и принижающее или слишком непоследовательное, разрушает хрупкое «я», которое начало формироваться на основе обратной связи, получаемой маленьким ребенком в связи с его самопередачами. Система Я-концепции, хотя еще не полностью сформировалась, уже была повреждена или разрушена. Каждый человек, который развивается таким образом, «имеет потерю» и поэтому вечно находится в поисках любви, в которой он нуждался, но так и не смог получить.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Внимание и творчество
  2. Современная когнитивная психология
  3. Психодинамическая теория личности
  4. Система психологических наук
  5. Психологические особенности подросткового возраста
  6. Определение и феноменологические проявления синдрома профессионального выгорания — Профессиональное выгорание. Термин и определение
  7. Психология семьи
  8. Межличностные отношения лидеров-подростков
  9. Методы исследования темперамента
  10. Виды сознания человека