Для связи в whatsapp +905441085890

Влияние развития творческих способностей на развитие интеллектуальных способностей — Формирование способностей

Определяя направления своей работы, многие психологи и педагоги, работающие в сфере образования, стремятся выбрать наиболее эффективные виды деятельности. Одним из таких видов, по мнению многих специалистов, является работа по развитию творческих способностей детей, которые могут проявиться в мышлении, общении и характеризовать личность в целом. Учитывая тот факт, что развитие творческих способностей возможно для всех детей независимо от уровня их интеллектуального развития и способствует более успешному решению любых жизненных проблем, необходимость работы психолога в этом направлении чрезвычайно ценна. Следует отметить, что программы диагностики и развития творческих способностей разрабатываются медленно, и на данный момент их всего несколько. Есть несколько причин для этого. Как правило, репетитор или учитель ориентируется на обычного ребенка, и его проблемы не включают в себя развитие творческих способностей. Учебная программа способствует развитию памяти, а не мышления, не говоря уже о творческом подходе. Между тем, развитие таланта может быть убито или задержано на любой стадии развития. Творческое мышление не обязательно связано только с одним типом мышления (теоретическим, концептуальным и образным, а также практическим, образным и визуально-деятельностным). Это может быть как практично, так и образно. Психологи потратили много времени и сил, пытаясь понять, как человек решает новые, необычные и творческие задачи. Однако на сегодняшний день нет однозначного ответа на вопрос о психологической природе творчества. Наука располагает лишь некоторыми данными, которые позволяют частично описать процесс принятия человеком решения по таким задачам, охарактеризовать условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения. Актуальность темы данной работы заключается в том, чтобы показать связь между развитием творческого мышления и другими видами мышления на этапе дошкольного детства. Дети развивают свои творческие способности постепенно, проходя несколько этапов развития. Эти этапы проходят последовательно: прежде чем ребенок будет готов к следующему этапу, он обязательно должен овладеть качествами, сформировавшимися на предыдущих этапах. Творческое мышление напрямую зависит от стадии развития того типа мышления, который достигает пика на определенной стадии. Следовательно, ребенок должен с младенчества развивать как творческое, так и критическое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождая и периодически освобождая друг друга в каждом акте мышления, ибо понятие творчества неотделимо от понятия интеллекта».

Интеллект (от латинского intellectus — ум, познание) — способность осуществлять процесс познания и эффективно решать проблемы, особенно при решении новых жизненных задач. Существуют общие способности, которые относятся к более общим условиям ведущих форм человеческой деятельности, и специальные факультеты, которые относятся к индивидуальной деятельности.

Общие способности в первую очередь связаны с качествами ума и поэтому часто называются общими умственными способностями или интеллектом. Существует множество определений интеллекта, но до сих пор не существует общепринятой формулы.

В психологической литературе есть как минимум три значения «интеллекта»:

1) общая познавательная способность и способность решать проблемы, которая определяет успех любой деятельности и лежит в основе других способностей;

2) система всех когнитивных способностей человека (от чувства до мышления);

3) способность решать проблемы без внешних проб и ошибок, противоположность способности к интуитивному познанию.

Определение интеллекта как совокупности общих способностей связано с работами С.Л. Рубинштейна, Б.М. Тепловой, Б.Г. Ананьева, В.Н. Дружинина, а также с проблемой изучения интеллекта в разное время, изучаемой Г.Эйзенком, Ф.Галтоном, Дж.Кеттелем, К.Спирменом, в отечественной науке — Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым и др. Но даже в настоящее время эта проблема не решена полностью. На основе работ Ч. Спирмена, Гилфорда, Каттелла, В. Н. Дружинина можно вывести наиболее общее определение интеллекта.

Основным критерием идентификации интеллекта как отдельной реальности является его функция в регулировании поведения. Когда говорят об интеллекте как об определенной способности, он основывается, прежде всего, на его адаптивной ценности для человека.

Согласно второй точке зрения, интеллект ассоциируется со скоростью восприятия или реакции на внешние раздражители.

Сегодня многие психологи рассматривают интеллект как способность человека адаптироваться к окружающей среде. Проблема разграничения интеллектуальных и творческих способностей стала предметом ряда специальных исследований отечественных специалистов (С. Д. Бирюков, А. Н. Воронин, В. Н. Дружин, А. М. Матюшкин, И. П. Ишенко, М. А. Холодная и другие).

Влияние развития творческих способностей на развитие интеллектуальных способностей - Формирование способностей

Формирование способностей

Как формируются способности?

Способностями являются те психологические характеристики человека, от которых зависит успех приобретения знаний, умений и навыков, но не сводятся к наличию этих знаний, умений и навыков у самого человека.

Способности и навыки, способности и знания, умения и навыки не идентичны друг другу. Способности подобны некоторым возможностям в отношении знаний и навыков.

Для того чтобы эта способность стала реальностью, необходимо приложить много усилий и выполнить определенные условия. Условия включают в себя, например:

— …интерес других людей и тех, кто близок к человеку, к проявлению его способностей;

— …качество и организация обучения…

— … педагог, который проводит специальную подготовку и т.д.

Способности проявляются только в той деятельности, которая не может быть осуществлена без наличия этих способностей.

Например, нельзя говорить о способности рисовать, если не было попытки научить его рисовать, если он не смог приобрести ни одного из навыков, необходимых для зрительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисованию и живописи (или музыке, танцам и т.д.) можно выяснить, обладает ли обучаемый навыками, необходимыми для конкретной деятельности.

Важно определить не только то, что ученик демонстрирует умение делать, но и в какой степени он соответствует требованиям деятельности, насколько быстрее, легче и тщательнее он овладевает навыками, умениями и знаниями по сравнению с другими.

Один из самых трудных вопросов, на который можно ответить, — это происхождение способностей: Являются ли навыки врожденными или они формируются в течение нашей жизни? Термины «врожденный» и «естественный» часто понимаются в смысле «происходящий от природы» или «унаследованный». Ответы исследователей на этот вопрос противоречивы и часто диаметрально противоположны. Можно найти такие высказывания, как «нужно родиться математиком, поэтом или музыкантом», и контраргументы, такие как «талант — это J-процентные способности и 99-процентное потоотделение».

Рассмотрим две точки зрения. Доказательство врождённых способностей.

  1. считается, что доказательством наследования способностей является их раннее проявление у ребенка. Например, известно, что музыкальные способности Моцарта появились в 3 года, Гайдна — в 4; Рафаэль появился как художник в 8 лет и др.

(2) Внутренние способности также подтверждаются их повторением у потомков выдающихся людей. Таким образом, существуют целые династии одаренных личностей: Баха, Дарвинов и др. В семье Баха было около шестидесяти музыкантов, двадцать из них выдающиеся; в семье Моцарта — пять; в семье Гайдна — двое. Были театральные династии (Садовские), цирковые династии (Дуровские), династии ученых (Якушкины, Фортунатовы). Однако эти факты могут указывать не столько на биологическое наследование, сколько на наследование определенных условий жизни и ценностей. Речь идет о тех условиях в семье, которые благоприятствуют развитию именно таких способностей.

  1. более строгие факты приводятся в исследованиях с использованием метода близнецов. Сравнивались ментальные представления монозиготных близнецов и простых пар братьев и сестер (братьев и сестер). Корреляция показателей внутри монозиготных (идентичных) пар была очень высокой, у братьев и сестер корреляция значительно ниже.
  2. Впечатляющие результаты были получены в экспериментах на животных с использованием метода искусственного отбора; эти данные свидетельствуют о возможности накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.

Происхождение способностей

Доказательство врожденных способностей.

  1. считается, что доказательством наследования способностей является их раннее проявление у ребенка. Например, известно, что музыкальные способности Моцарта появились в 3 года, Гайдна — в 4; Рафаэля — в 8 лет и т.д.

(2) Внутренние способности также подтверждаются их повторением у потомков выдающихся людей. Таким образом, существуют целые династии одаренных личностей: Баха, Дарвинов и др. В семье Баха было около шестидесяти музыкантов, двадцать из них выдающиеся; в семье Моцарта — пять; в семье Гайдна — двое. Были театральные династии (Садовские), цирковые династии (Дуровские), династии ученых (Якушкины, Фортунатовы). Однако эти факты могут указывать не столько на биологическое наследование, сколько на наследование определенных условий жизни и ценностей. Речь идет о тех условиях в семье, которые благоприятствуют развитию именно таких способностей.

  1. более строгие факты приводятся в исследованиях с использованием метода близнецов. Сравнивались ментальные представления монозиготных близнецов и простых пар братьев и сестер (братьев и сестер). Корреляция показателей внутри монозиготных (идентичных) пар была очень высокой, у братьев и сестер корреляция значительно ниже.
  2. Впечатляющие результаты были получены в экспериментах на животных с использованием метода искусственного отбора; эти данные свидетельствуют о возможности накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.

Доказательство возможности формирования способностей.

Менее точными, но достаточно впечатляющими являются результаты, полученные выдающимися педагогами. Существует множество случаев формирования вокруг учителя большой группы одаренных учеников, количество и уровень которых необъяснимы законами статистики. По словам некоторых видных учителей (М.П. Кравец), некомпетентных детей вообще нет. Если обучение проводится в интересной для ребенка форме или стимулирующим способом, результаты развития способностей будут высокими.

  1. влияние условий окружающей среды на формирование способностей.

Исследование, проведенное Ю. Б. Гиппенрайтер и О. В. Овчинникова умышленно обнаружили более высокие показатели музыкальных способностей у вьетнамцев по сравнению с русскоязычными.

Психологи обнаружили, что поле имеет дискриминационную функцию у вьетнамцев, в то время как у россиян такой функции нет. Отсюда и высшая музыкальность вьетнамцев.

  1. важность условий размножения для податливости. Выбранное поколение «умных» крыс воспитывалось в среде, истощенной впечатлениями, в то время как поколение «немых» крыс воспитывалось в обогащенной среде. В результате производительность второй группы животных была выше.
  2. психологические факторы в развитии навыков.

— Для развития познавательных способностей детей необходимо определенное проектирование окружающей среды. Должны быть созданы условия для взаимодействия детей и взрослых в духе сотрудничества и взаимопомощи. Этот очень важный психологический фактор

Этот очень важный психологический фактор — «интерфейс между пространством ребенка и пространством взрослого» — помогает в многоуровневом развитии способностей детей.

— Генерируются конкретные интеллектуальные эмоции: эмоции презумпции, сомнения и доверия.

— Общение со взрослым в форме диалога, дискуссии, наблюдения и экспериментов имеет решающее значение для ребенка.

— Взрослый передает свой интерес, удивление и восторг от ребенка.

— Когнитивная и интеллектуальная активность ребенка всегда должна ассоциироваться с положительными эмоциями. Учитель должен праздновать каждое достижение ребенка; затем наступает фиксация успеха и желание продолжать развиваться.

Таким образом, вопрос о происхождении способностей, а также о формировании способностей к развитию остается открытым. С одной стороны, есть естественные предпосылки, но степень, в которой эти предпосылки проявятся, зависит от условий индивидуального развития человека.

Формирование и развитие способностей, очевидно, связано с прохождением ребенком через различные чувствительные периоды, с возможным обучением в эти периоды по характеру импринтинга. Каждый ребенок в своем развитии проходит через периоды повышенной чувствительности к определенным воздействиям, чтобы овладеть определенной деятельностью. Так, в 2-3 года у детей развивается устный язык, в 5-7 лет ребенок готов освоить чтение и т.д.

Психологи приходят к выводу, что именно эти периоды благоприятны для решения конкретных задач. Если функция не развивается в благоприятный период, то в дальнейшем она будет тормозиться в своем развитии.

Творческие и интеллектуальные способности

Существует, по крайней мере, три основных подхода к проблеме творчества. Они могут быть сформулированы следующим образом.

  1. творческих способностей как таковых нет. Интеллектуальное богатство выступает как необходимое, но недостаточное условие творческой деятельности человека. Основную роль в определении творческого поведения играют мотивации, ценности, черты личности (А. Танненбаум, А. Олох, Д. Богоявленская, А. Маслоу и др.). Среди наиболее важных черт творческой личности, эти исследователи включают в себя когнитивные способности, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

Особо следует отметить концепцию Д.Б. Богоявленской, которая вводит понятие творческой деятельности личности и считает, что она обусловлена определенным психическим строем, свойственным творческому типу личности. Творчество, по мнению Богоявленской, — это ситуационно не стимулируемая деятельность, проявляющаяся в желании выйти за рамки заданной проблемы. Творческий тип личности присущ всем новаторам, независимо от их профессии: пилотам, художникам, музыкантам и изобретателям.

  1. творческие способности (креативность) — самостоятельный фактор, не зависящий от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Ю.А. Пономарев). В «более мягком» варианте эта теория утверждает, что между уровнем интеллекта и уровнем творчества существует незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является «теория порога интеллекта» Э.П. Торренса: если IQ ниже 115-120, то интеллект и творчество образуют общий фактор; если IQ выше 120, то творчество становится самостоятельной величиной, т.е. нет творчества с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низким творчеством.

Предположение Торранса удивительно хорошо согласуется с данными Д. Перкинса, согласно которым для каждой профессии существует более низкий допустимый уровень развития интеллекта. Люди с IQ ниже определенного уровня не могут овладеть определенной профессией, но если IQ выше этого уровня, то нет прямой связи между интеллектом и уровнем достижений. Личные ценности и черты характера играют главную роль в определении успеха.

3.высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы интеллектуальной деятельности не существует. Это мнение разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Вайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Штернберг и другие).

Эйзенк, основываясь на значительных (но низких) корреляциях между IQ и Гилфордскими тестами дивергентного мышления, считал, что творчество является компонентом общих интеллектуальных способностей. Вайсберг утверждал, что креативное мышление диагностируется качеством продукта, а не тем, как он производится. По его мнению, каждый познавательный процесс опирается на знания прошлого и влечет за собой их трансформацию в соответствии с требованиями задачи.

Творческие способности — способности человека, характеризующиеся готовностью принимать и создавать принципиально новые идеи, которые отходят от традиционных или принятых закономерностей мышления и входят в структуру способностей как самостоятельный фактор, а также способность решать проблемы, возникающие в статических системах.

Хороших результатов можно достичь, используя различные методы в процессе обучения, так как ни один метод не является универсальным. Эффективное педагогическое взаимодействие возможно только при разумном сочетании нескольких методов обучения, не противоречащих друг другу. Задача оптимизации четко сформулирована: выбрать при заданных условиях те методы, которые обеспечивают наиболее эффективное обучение.

Спектр творческих задач, решаемых на элементарном уровне, необычайно широк по своей сложности — от поиска дефектов двигателя или решения головоломки до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении возникает опыт творчества, находит новый путь или создается что-то новое. Здесь требуются особые душевные качества, такие как наблюдение, умение сравнивать и анализировать, умение сочетать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. — все это творческие способности.

Интеллект

Развитие общих способностей человека предполагает развитие его познавательных процессов: Память, восприятие, мышление, воображение.

Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект.

«Интеллект — это глобальная способность действовать разумно, мыслить рационально и хорошо справляться с обстоятельствами жизни» (Векслер), т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Интеллект действует как общий фактор умственной энергии. Спирмэн показал, что успех любой интеллектуальной деятельности зависит от общего фактора, общих способностей. Он выделил общий фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, который служит индикатором специфических способностей. По мнению Спирмена, каждому человеку свойственен определенный уровень общего интеллекта, который определяет, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, все люди обладают разной степенью специфических способностей, которые проявляются в решении тех или иных задач. Впоследствии Эйзенк интерпретировал общий фактор как скорость обработки информации центральной нервной системой (ментальный темп). Для оценки и диагностики общего факторного интеллекта используются тесты скорости Эйзенка, а также тест «прогрессивных матриц» Д. Рейвена, тест интеллекта Каттелла.

Тёрстоунт (1938) использовал методы статистических коэффициентов для изучения различных сторон Общего интеллекта, которые он называл первичными психическими потенциалами. Он определил семь таких потенциалов:

  1. счетная способность, то есть способность работать с числами и выполнять арифметические операции.
  2. вербальная (словесная) гибкость, т.е. легкость, с которой можно объясняться наиболее подходящими словами.
  3. вербальное восприятие, или способность понимать устную и письменную речь.
  4. пространственная ориентация, или способность воображать различные объекты и формы в пространстве.
  5. память.
  6. умение думать.
  7. быстрота восприятия сходств или различий между объектами и изображениями.

Факторы интеллекта или первичных умственных способностей, как показали дальнейшие исследования, коррелируют, взаимосвязаны, указывая на существование одного общего фактора.

Позже Гилфорд (1959) выделил 120 факторов интеллекта в соответствии с тем, для чего нужны умственные операции, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим).

Согласно Кэттеллу (1967), все мы рождаемся с потенциальным интеллектом, лежащим в основе нашей способности мыслить, абстрагироваться и рассуждать. Около двадцати лет этот интеллект достигает своего наибольшего расцвета. Во-вторых, формируется «кристаллический интеллект», состоящий из различных навыков и знаний. Который мы приобретаем по мере приобретения жизненного опыта. «Кристаллический интеллект» формируется именно при решении проблем адаптации к окружающей среде и требует развития одних навыков за счет других, а также приобретения специфических навыков. Таким образом, «кристаллический интеллект» определяется степенью овладения культурой общества, к которому он принадлежит. Фактор потенциального или свободного интеллекта коррелирует с фактором «кристаллического или когерентного интеллекта», поскольку потенциальный интеллект определяет первичное накопление знаний. По мнению Кэттелла, потенциальный или свободный интеллект не зависит от культурного участия. Его уровень определяется уровнем развития третичных областей коры головного мозга. Частичные или частные факторы интеллекта (например, визуализация — манипулирование зрительными образами) определяются уровнем развития отдельных сенсорных и двигательных областей мозга. Каттель попытался построить тест, свободный от культурных воздействий на конкретный пространственно-геометрический материал.

Хебб (1974) смотрит на интеллект с несколько иной точки зрения. Он делает акцент на интеллекте А, который является потенциалом, созданным в момент зачатия, и служит основой для развития интеллектуальных способностей человека. Что касается интеллекта B, то он формируется в результате взаимодействия этого потенциального интеллекта с окружающей средой. Только этот «результирующий» интеллект можно оценить, наблюдая за тем, как человек выполняет умственные операции. Поэтому мы никогда не сможем узнать, каким был интеллект А..

Отметим, что одной из важнейших черт личности является одарённость. Среди различных значений термина «одаренность» наиболее распространенное толкование — «высокий уровень развития способностей». В этом случае способности могут быть очень разными: интеллектуальными, творческими /творческими/, социальными /лидерскими/, моторными /спортивными/ и, конечно же, художественными. Несмотря на все различия в понимании этого термина, большинство авторов /А.М. Матюшкин, Н.С. Лейтес, Б.С. Юркевич, Д. Сиск, Б. Белый и другие/ имеют общее представление о одаренности как об уровне выше среднего.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Теории и технологии развития детской изобразительной деятельности
  2. Моделирование образовательных программ
  3. Структура педагогической деятельности и педагогического мастерства
  4. Становление и развитие трудовой деятельности детей
  5. М.И. Драгомиров о сущности и содержании педагогической деятельности
  6. Основные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в преподавании математики
  7. Оценка уровня воспитанности школьников
  8. Классификация методов воспитания в педагогике
  9. Профессиональный и карьерный рост педагога. Горизонтальная и вертикальная карьера
  10. Открытые школы