Для связи в whatsapp +905441085890

Внимание и установка — Основа метода

Выдающийся грузинский философ и психолог Д.Н. Узнадзе подтвердил старый принцип: блестящая идея основана на простом наблюдении и элементарном эксперименте. Следующий психологический эксперимент лег в основу его теории установки.

Испытуемому предлагают два предмета, различающихся по объему, например, меньший мяч в правой руке и больший в левой. После 10-15 экспозиций испытуемый получает сферы одинакового объема и должен сравнивать их друг с другом. Оказывается, он не замечает их равенства: мяч кажется ему большим в руке, в которую он получил меньший мяч в предыдущих опытах.

Дмитрий Николаевич Узнадзе обучался в Лейпцигском университете (1909 г.). где учился у В. Вундта, И. Фолькельта, П. Барта. В 1913 году окончил историко-филологический факультет Харьковского университета экстерном. Он учился как раз в то время, когда там правила языковая школа АА. Повеселись. В результате это оказало серьезное влияние на лингвистические исследования Узнадзе с точки зрения теории отношений. В частности, он написал специальную статью о внутренней форме слова.

Узнадзе изначально отвергает традиционную точку зрения психологии как науки о сознании. Если предположить, что знание, чувство и воля являются сознательными действиями, то переход от физических к субъективным психическим процессам совершенно непонятен, а вопрос о соотношении физического и субъективного ставится неправильно, психолог будет вынужден учитывать параллелизм тело и признать душу, поскольку в смысле традиционной психологии невозможно вообразить переход от физического к духовному. Узнадзе отвергает идею параллелизма и отрицает возможность отождествления разума и сознания. Если он пойдет дальше, он осознает необходимость допустить существование формы психического, которая не совпадает с сознательной формой его существования и даже предшествует ей.

Он также отвергает «психологию бессознательного» Фрейда. который не понимает того важного факта, что бессознательная и сознательная психическая жизнь — это только две последовательные формы развития единой психики. Психоанализ не дает положительной характеристики бессознательного. Проблема развития психики практически исчезает.

Узнадзе обвиняет психологию, которая не интересовалась проблемой происхождения психического как бессознательного процесса и не исследовала, как возникает этот процесс и как он протекает. Возникает активное состояние. Ученый считает, что вопрос о связи сознательного и бессознательного впервые поднимается в научной школе, связанной с его именем. «Уровню осознанных психических процессов обязательно предшествует деятельность психики, которая происходит без участия сознания. Существует … предсознательная стадия развития психики … Стадия развития психики, предшествующая сознанию, — это установка. «

Внимание и установка - Основа метода

Основа метода

Означает бессознательную готовность испытуемого воспринимать будущие события и действия в определенном направлении; возникает, когда есть потребность и ситуация ее удовлетворения, когда субъект взаимодействует с окружающей средой.

Позиция такая: «В результате предыдущего исследования у субъекта создается определенное состояние, которое нельзя охарактеризовать как феномен сознания. Особенность этого состояния в том, что оно предшествует возникновению определенных фактов сознания … Хотя это состояние не является сознательным, оно представляет собой своего рода тенденцию к определенному содержанию сознания.

Правильнее было бы назвать это состояние установкой. предмета. Почему? Во-первых, это не отдельное содержание сознания, противостоящее и относящееся к другим значениям сознания, а некое целостное состояние субъекта. Во-вторых, это не просто цель его духовной жизни, а момент его динамической решимости. И, наконец, речь идет не о конкретном, отдельном содержании состояния субъекта, а о его целостном направлении в определенном направлении к определенной деятельности. Одним словом, это установка субъекта в целом, а не какой-либо его индивидуальный опыт — его основная реакция, его первичная реакция на последствия ситуации, в которой он должен ставить и решать проблемы. «


Итак, если вы позволите теме прочитать текст, например на латыни, а затем, когда он привыкнет к этому тексту, предложите ему несколько русских слов, состоящих из букв, имеющих общий с латынью начертание, затем тему какое-то время и эти слова читаются как латынь.

Как показали эксперименты Узнадзе, для возникновения установки достаточно двух элементарных условий — реальной потребности в субъекте и ситуации, в которой она удовлетворяется. То или иное состояние сознания, его конкретное содержание растет только на основе этого отношения. Отношение не связано с содержанием сознания, поэтому охарактеризовать его как сознание невозможно.

Исходя из этих теоретических основ, Узнадзе отвергает ряд «догматических» предпосылок традиционной психологии.
Во-первых, он критикует постулат непосредственности, который был перенесен из физики в психологию без всяких оснований. По его словам, причины изменений следует искать в мире психических явлений как таковых, то есть психические явления обусловлены психическими причинами. Самой большой критикой Узнадзе была ассоциативная психология, которая думает о чисто психологической связи элементов. Это представляет собой тот же недостаток для гештальт-психологии.

Согласно второму эмпирическому постулату, который, по мнению Узнадзе, также ошибочен, условия и образ жизни животных в той или иной степени их развития являются результатом долгой серии «проб и ошибок» столь же длинные серии, проведенные более ранними поколениями. Даже гештальт-психологи отвергли концепцию «проб и ошибок» и выдвинули идею инсайта. Узнадзе, анализируя ее структуру, сводит ее к структуре позы.

Хотя представители гештальтпсихологии и К. Левин развивали тему потребностей и ситуаций деятельности с его «теорией поля», они остались со степенью абстрактного рассмотрения этих проблем. Узнадзе переосмысливает факты, обнаруженные этими исследователями, в соответствии со своей концепцией гештальт-психологии.

Если нет ситуации, то установки не будет. Без наличия общего и скоординированного воздействия ситуации и потребности у субъекта нет оснований для того, чтобы занять позицию и быть готовым к действию. Узнадзе согласен с Левиным в его представлении о «захватывающем характере определенного набора идей».

Критика традиционной психологии

Узнадзе последовательно раскрывает свойства позы (облучение, передача из одной сенсорной области в другую, обобщение) и не забывает подчеркивать, что «поза — это не феномен сознания». К тому же это не особая функция органов восприятия, а общее состояние человека. Это подтверждают факты его широкого разоблачения и обобщения. «В нашей стране, — отмечает Узнадзе, — существует определенное государство, которое не является содержанием сознания, но может влиять на него». В наших экспериментах это состояние воспроизводится в результате воздействия компонентов, и тот факт, что сферы одинакового объема воспринимаются как неравные, является естественным результатом активности этого — бессознательного — состояния. «

Узнадзе направил свою критику традиционной психологии против ее тенденции напрямую связывать ментальные элементы в рамках сознания, не принимая во внимание бессознательное влияние, а именно установку. Он подчеркнул, что связь осуществляется опосредованно через установку как глубокую ментальную основу. В то же время, выявив свойства позы, он отвергает концепцию бессознательного в целом и концепцию бессознательного в психоаналитической интерпретации в частности как ненужную. Узнадзе видит слабую сторону теории Фрейда в том, что он ввел антагонизм между сознательным и бессознательным. Согласно теории установки, сознательные и бессознательные процессы одинаковы по природе и структуре.

После того, как Узнадзе изучил психологический механизм установки, он исследует ее устойчивость, силу, динамику, статику, пластичность, шероховатость, излучение, обобщение, постоянство, изменчивость, стабильность, лабильность и интермодальность. На основе многочисленных экспериментов он создает последовательную теорию интерпретации структуры психического.

Возникновению сознательных психических процессов предшествует состояние, которое Узнадзе не считает нементальным. Назвать это состояние только физиологическим было бы недостаточно. Это так же умственно. Это положение называется позой, и оно означает готовность человека к определенной деятельности. Возникновение этой активности зависит от потребности, которая действительно работает в конкретном организме, и от объективной ситуации, в которой потребность удовлетворяется. Но применительно к ситуации и потребности оказывается, что установка первична, это целостное, недифференцированное состояние.

В начальной фазе поза обычно проявляется в виде диффузного недифференцированного состояния. Чтобы получить определенную дифференцированную форму, необходимо прибегать к многократным измерениям ситуации. В итоге установка исправлена. Выявляется его своеобразная форма — твердая стойка.
Инсталляция, созданная Узнадзе в разных условиях, показала одни и те же закономерности. В связи с этим ученый отметил ряд особенностей установки, в том числе индивидуальные отличия, и выделил:

• статическая и динамическая установка;
• жесткие и пластмассовые;
• нестабильный и стабильный;
• постоянные и переменные.

Внимание, как вторичное явление установки

Узнадзе исследует паттерны отношения не только у людей, но и у животных и приходит к выводу, что способность реагировать на окружающую среду в виде определенного отношения является наиболее характерной чертой живого организма, независимо от стадии развития. он на. Осанка — примитивная, но также важная форма реакции живого организма на воздействия окружающей среды.

Исходя из этого, Узнадзе пытается свести все поведенческие проблемы и все психические процессы к одной позиции. «Всякое поведение, независимо от того, как и где оно не происходит, определяется не напрямую влиянием окружающей действительности, а прежде всего — косвенно — интегральным отражением этой последней в субъекте деятельности, т.е. Индивидуальное поведение и всякая умственная деятельность — явления вторичного происхождения. «

Внимание, в частности, является второстепенным явлением. Старая психология сознания видела в уме свою функцию. Узнадзе пересматривает свое внимание в отношении своей теории. «В любой момент времени субъект входит в психику субъекта, который действует через окружающую среду при определенных условиях, и он переживает с достаточной ясностью только то, что происходит в основном потоке его текущего отношения. Это означает, что то, чего не может внимание, то, что считается формальной силой, становится функцией установки и, таким образом, оказывается не только формальным, но и чисто семантическим понятием.«

Позиция, по словам Узнадзе, включает в себя объективацию акта, который объективизирует объективный мир. Объективация — это конкретный акт, который на основе человеческой деятельности превращает объект или явление в особый независимый объект наблюдения. В то же время объективация не создает объекты — они существуют в объективной реальности независимо от наших действий. Объективация преобразует существующие объекты в объекты, на которых человек фокусирует или, точнее, объективирует свое внимание.

Узнадзе употребляет термин «объективация» в особом значении: не как переход изнутри вовне, от субъекта к объекту, а как результат этого процесса, как создание объекта, с которым взаимодействует человек . Выделение объекта из круга первичных восприятий на основе позы — это акт внимательности.

Он считает тот или иной уровень отношения характерным для каждого живого существа. Ментальный уровень объективации присущ человеку как такому существу, которое мыслит, формирует основы культурной жизни и действует как создатель культурных ценностей.

Жизнь на уровне позы, которую Узнадзе представляет как непрерывный поток изменений, непрерывное формирование нового: поза не знает ничего, что повторяется, ничего идентичного … »С точки зрения инсталляции, это Основным принципом реальности является принцип становления, исключающий любую мысль о неизменной тождественности явлений.

Реальность отражается в психике только в тех сегментах, которые необходимы для развития потока активности для удовлетворения реальных потребностей живого организма; сама эта реальность или одна из ее сторон остается полностью вне внимания субъекта, это не его объект, это не объект, который специально привлекает его внимание.

На этой основе умственные действия растут, целенаправленно, по возможности со всесторонним отражением объективированной таким образом реальности. В духе теории установки Узнадзе интерпретирует все остальные психические процессы и свойства. В этом случае иногда используются положительные достижения рефлексотерапии. Он отмечает, что трудное действие порождает интеллектуальные процессы.

Два уровня активности

Ученый выделяет два уровня мыслительной деятельности: уровень установки, на котором, помимо аффективных, можно обнаружить ряд плохо дифференцированных элементов восприятия и воспроизводства, и уровень объективации, на котором мы имеем дело с активными формами. умственной деятельности — мышления и воли.

Уровень отношения заключается в обычных действиях, обычном поведении. На уровень объективации нужно только подняться, когда перед человеком стоит новая задача, требующая соответственно нового решения. Затем необходимо обратиться сначала к акту объективации, а затем, на его основе, к мыслительным процессам, призванным найти каркас, реализация которого возложена на нашу волю. Этот контраст между установкой и объективизацией был бы более четко определен, если бы термин «объективация» не трактовался неоднозначно не только самим Узнадзе, но и многими философски мыслящими психологами.

Но проблема отношения и объективации оказывается центральным пунктом психологической теории Узнадзе. Эти концепции должны выражать несостоятельность человеческой психики. Способность объективировать освобождает человека от прямой зависимости от естественных установок, открывает путь к самостоятельной объективной деятельности и дает ему возможность независимого, объективно оправданного влияния на обстоятельства и управление ими.

Узнадзе, однако, утверждает, что природные характеристики человека, особенности его осанки все еще существуют в нем в «отдаленной» форме, и поэтому ведущая ценность в человеческой деятельности больше не присутствует. Здесь он поясняет: « отстранение «Не совсем ясно как существенный диалектический акт. Отказ» в диалектике означает сохранение позитивного.

Следовательно, идея взаимосвязи между природным и культурным, животным и чисто человеческим не раскрывается до логического конца: природа и культура остаются в некоторой степени разорванными на разные области человеческого существования.
Узнадзе утверждает, что на уровне объективации человек становится, так сказать, независимым от своей природы и начинает управлять обстоятельствами в соответствии с их объективной природой. Он отказывается от своей прямоты, когда признает, что естественное отношение все еще может ощущаться в действиях человека на культурном уровне. Это отношение находит свое выражение в личном опыте испытуемого и влияет на него в соответствующем направлении.

Различие между установкой и объективацией заключается в том, что первая по своей природе бессознательна, а вторая связана с сознательными процессами. Между прочим, эти поляризованные концепции указывают на то, что категориальная структура психологической системы не может основываться только на одной категории. Они действуют парами или даже целыми группами.
Узнадзе отмечает, что субъект обращается к объективации только тогда, когда это необходимо, например, когда указывается задача, которую нельзя решить под непосредственным руководством установки. Однако, если проблема может быть решена непосредственно на основе отношения, проблема будет решена только путем мобилизации соответствующих отношений.

Отношение ведет к объективации, объективизация наполняет отношение содержанием. В этом контексте Узнадзе отмечает, что расширение сферы человеческих отношений в принципе не знает границ. Сюда входят не только отношения, которые развиваются непосредственно на основе актуальных проблем и ситуаций их удовлетворения, но и те, которые когда-то возникали на основе лично обновленных объективаций или были косвенными с помощью образования — изучения данных из науки и технологий.

Объективация возникает именно на человеческом уровне развития психики. Когда человек сталкивается с трудностью, он перестает проявлять активность в привычном направлении и сосредотачивается на анализе этой трудности.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Вербальные и невербальные признаки тревожности у детей дошкольного возраста
  2. Личностно-адаптационный потенциал и его сущность
  3. Архетипы женщины — Основные архетипы и их характеристика по Юнгу
  4. Функциональное состояние организма
  5. Психологическая готовность к рождению первенца у супругов
  6. Техника ведения переговоров
  7. Жозеф нюттен, бельгийский психолог
  8. Особенности социализации детей с ДЦП
  9. Копинг-стратегии как механизм совладания со стрессом
  10. Методики диагностики мотивационной структуры личности