Для связи в whatsapp +905441085890

Внимание: явления, функции, виды и свойства — Природа внимания

Все процессы восприятия и мышления направлены на объект, который в них отражается: Мы что-то воспринимаем, о чем-то думаем, что-то представляем или воображаем. В этом процессе не восприятие само по себе является восприятием и не мышление само по себе является мышлением; человек воспринимает и мыслит как личность, которая воспринимает и мыслит. Поэтому в каждом изученном до сих пор процессе всегда есть какое-то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к объекту. Эта связь находит свое выражение во внимании.

Восприятие и воображение, память, мышление, фантазия — каждый из этих процессов имеет свое специфическое содержание; каждый процесс представляет собой единство образа и деятельности: восприятие — единство процесса восприятия — ощущения — и восприятия как образа предмета или явления действительности; мышление — единство мысли как деятельности и мысли как содержания — понятия, общего представления, суждения. Внимание не имеет собственного особого содержания, оно проявляется в восприятии, в мышлении. Это сторона всех познавательных процессов сознания, причем сторона, в которой они предстают как деятельность, направленная на объект.

Поскольку внимание выражает отношение между субъектом и объектом, в нем также присутствует определенная двусторонность; с одной стороны, внимание направлено на объект, а с другой стороны, объект привлекает внимание к себе. Причины внимания к этому, а не к другому объекту находятся не только в субъекте, они есть и в объекте, и даже прежде всего в нем, в его свойствах и качествах; но их нет в объекте самом по себе, как a fortiori их нет и в субъекте самом по себе — они взяты в объекте в его отношении к субъекту, а в субъекте в его отношении к объекту.

Внимание обычно феноменологически характеризуется избирательной ориентацией сознания на определенный объект, который воспринимается с особой ясностью и отчетливостью. Избирательная ориентация является центральным феноменом внимания. Высшие формы внимания характеризуются активностью, спонтанностью субъекта.

Однако такая феноменологически корректная характеристика оставляет необъясненной как связь между двумя атрибутами внимания, так и природу и источники внимания в целом. Они должны быть раскрыты.

Появление внимания в процессе восприятия означает, что человек не только слышит, но и слышит или даже слышит, не только видит, но и смотрит, рассматривает, проверяет; его восприятие преобразуется в оперирование данными, а иногда и их извлечение с определенной целью.

Таким образом, внимание изначально предполагает изменение структуры процесса: от видения к взгляду, от восприятия к наблюдению, от процесса к целенаправленной деятельности.

Наблюдения и специальные исследования показывают, что такое изменение структуры процесса, благодаря которому он приобретает определенную направленность, повышает «ясность», «облегчение», наглядность воспринимаемого, при проверке порогов повышает чувствительность, дает сенсибилизацию.

Эффект сенсибилизации внимания был с большой достоверностью установлен в экспериментах Семеновской в нашем Государственном институте психологии по изучению изменений светочувствительности в период темновой адаптации при сосредоточении внимания на экспериментальной задаче различения световых порогов, отображаемых на адаптометре.

Не первый или второй факт сам по себе, а их соотношение составляет реальное содержание «внимания». Таким образом, внимание — это изменение в структуре процесса, который приводит к сенсибилизации. Эта взаимосвязь между структурой процесса и сенсибилизацией может быть и обратной; причина и следствие могут даже поменяться местами: Сенсибилизация, вызванная определенными условиями, может привести к тому, что активность будет направлена на яркое впечатление, вызванное сенсибилизацией, чтобы определить и проследить его природу. Первая зависимость имеет место преимущественно в так называемом волевом внимании, вторая — в непроизвольном. Когда какое-либо впечатление непроизвольно привлекает внимание в силу своей интенсивности, важности и т.д., оно действует с повышенной силой не потому, что активность субъекта направлена на него; напротив, впечатление или предмет направлены на него, потому что оно возникает особенно; это заставляет субъекта направлять на него внимание: пытаться следовать за ним, выяснить, что это такое, что его вызвало и т.д.

Для того чтобы понять сущность внимания, нам кажется целесообразным обобщить это понятие сенсибилизации таким образом, чтобы оно обозначало не только изменения сенсорных порогов, но и изменения — повышения (и, соответственно, понижения) «восприимчивости» к впечатлениям, мыслям и так далее. Основанием для такого расширения понятия сенсибилизации, то есть его генерализации, может служить предполагаемая общность механизмов этих явлений, которые — согласно этому предположению — связаны с трофическим влиянием вегетативной нервной системы на центральную нервную систему. Сенсибилизация в этом обобщенном смысле определяет ясность и отчетливость, которые обычно проявляются в феноменологических характеристиках внимания.

Внимание: явления, функции, виды и свойства - Природа внимания

Природа внимания

Благодаря такому расширению понятия сенсибилизации, наше определение внимания в перцептивном процессе может быть также применено к мыслительным процессам. Возникновение внимания к определенному набору или системе представленных нам мыслей означает, в свою очередь, что, осознав их или заинтересовавшись ими, мы принимаем активное отношение к ним, начинаем думать о них, оперировать представленными нам данными и участвовать в решении проблемы или задачи, на которую направлен данный тип мышления. Опять же, внимание связано с изменением структуры психических процессов, с их превращением в направленную деятельность. Наличие внимания подразумевает структуру процесса, в котором субъект сталкивается с задачей, содержание которой направляет ход психических процессов; это порождает направленность, характерную для внимания. Субъектом и принятой им задачей направить свои мысли в одно русло, сосредоточить их на одном предмете; это порождает концентрацию, которую обычно называют вниманием. Внимание присутствует, когда субъект сталкивается с задачей, содержание которой определяет направление психических процессов. Невнимательность, или ее отвлечение, рассеянность в собственном смысле слова, обнаруживается тогда, когда задача, стоящая перед субъектом, не регулирует ход его психических процессов, так что направленность его восприятия (того, что он слышит, за чем следит глазами и т.д.) или его мыслей (того, что непроизвольно приходит ему в голову), не регулируемая предметным содержанием объекта, расходится с направлением деятельности, требуемой задачей. Это происходит либо потому, что направленность определяется другой деятельностью, направленной на другую задачу (переключение внимания с одного объекта на другой), либо потому, что мысли субъекта вообще не собираются целенаправленной деятельностью, задачей.

Если, как в случае с непроизвольным вниманием (см. ниже), субъект не ставит себе задачу сознательно, возникновение внимания все же связано с его непроизвольным возникновением. Так, если что-то, вызвав интерес субъекта, возбуждает его внимание, это практически означает, что впечатление, вызвавшее интерес, вызывает сформулированный или несформулированный вопрос, содержащийся в самом интересе: что это? Где? Почему? В этом вопросе уже содержится задание, технически осмысленное содержание которого направляет познавательную активность субъекта на объекты. Таким образом, в данном случае внимание также выражается в определенной структуре деятельности; задача этой деятельности через свое предметно-семантическое содержание регулирует протекание психических процессов и направляет их на определенный объект; последний тем самым выходит на первый план. В этом суть «внимания»: вовлечение в деятельность процессов, регулирующих ее протекание и направленных на определенный объект, в результате чего возникает «сенсибилизация» (в обобщенном смысле) к этому объекту или сенсибилизация к конкретному объекту, значимость которого для субъекта вызывает направленную на него активность.

Избирательная сенсибилизация в отношении того или иного объекта обусловлена общим состоянием организма, особенно нервной системы, которая создает более или менее благоприятные условия для возникновения избирательной сенсибилизации, характерной для внимания. Эта зависимость не односторонняя, а двусторонняя. Селективная сенсибилизация, вызванная появлением значимого для субъекта объекта деятельности, может изменить общий тон деятельности нервной системы и вызвать генерализующий, общий сенсибилизирующий эффект, который, в свою очередь, способствует возникновению селективной сенсибилизации. Здесь, по всей вероятности, действуют общие законы облучения, концентрации и схемы возбуждения.

Внимание тесно связано с активностью. Сначала, особенно на ранних стадиях развития, он непосредственно вовлечен в поведение, в практическую деятельность. Внимание возникает сначала как настороженность, бдительность, готовность действовать по первому сигналу, как мобилизация для восприятия этого сигнала в интересах действия. В то же время, внимание на этих ранних стадиях также означает торможение, которое служит для подготовки к действию.

Возникновение внимания связано с развитием достаточно совершенной тонической рефлекторной иннервации. В развитии внимания существенную роль играет развитие тонической активности: она обеспечивает способность быстро переключаться в состояние наблюдения за объектом.

В той мере, в какой теоретическая деятельность отделяется от практической и приобретает относительную самостоятельность, внимание человека приобретает новые формы: Она проявляется в торможении внешней активности и концентрации на созерцании объекта, а также в углубленном и сосредоточенном внимании на объекте размышления. Если внимание, направленное на внешний объект, которое является подвижным и ориентированным на действие, направлено вовне и быстро следует за объектом и движется, то внимание, направленное на внутреннюю деятельность, выражается вовне как спокойное, фиксированное внимание, смотрящее в одну точку и не воспринимающее ничего постороннего. Но даже за этой внешней неподвижностью внимания скрывается не неподвижность, а активность, только не внешняя, а внутренняя. Внимание — это внутренняя активность под видом внешней неподвижности.

Внимание к объекту, являясь предпосылкой для направления действия на этот объект, в то же время является результатом деятельности. Только когда мы выполняем умственную деятельность, направленную на объект, мы можем удерживать свое внимание на этом объекте. Внимание — это связь ума с объектом, более или менее интимная и устойчивая; оно закреплено в действии, в активности.

Эта должность обоснована в различных областях деятельности. Это подтверждается следующим наблюдением Г. Гельмгольца.

К.С. Станиславский справедливо отметил это в своем сценическом опыте.

«Внимание к объекту, — пишет он, — вызывает естественную потребность что-то с ним сделать. Действие, с другой стороны, еще сильнее концентрирует внимание на объекте. Таким образом, внимание сливается с действием и переплетается, образуя сильную привязанность к объекту.

Теории внимания

Специфическое значение внимания, как выражения отношения человека к объекту, делает это понятие особенно дискуссионным. Представители английской эмпирической психологии, ассоциационисты, вообще не включали внимание в систему психологии; для них не существовало ни личности, ни объекта, а только представления и их ассоциации; следовательно, для них не существовало и внимания. Затем, в конце 19-го и начале 20-го века, концепция внимания играла все более важную роль. Она служит для выражения активности сознания и используется в качестве корректора ассоциативной психологии, которая сводит сознание к механической связи восприятий и переживаний. Но по большей части внимание мыслится как внешняя по отношению ко всему содержанию сила, формирующая материал, данный сознанию извне.

Такое идеалистическое понимание внимания вызывает ответную реакцию. Ряд психологов (Фуко, Делев и др.) полностью отрицают обоснованность этой концепции. Представители поведенческой психологии и гештальтпсихологии предприняли особенно радикальные попытки полностью исключить внимание из психологии.

Первая механистическая попытка упразднить внимание, изложенная в моторной теории внимания Т. Рибо и развитая бихевиористами и рефлексологами, сводит внимание к рефлекторным установкам. Вторая, основанная на теории гештальтпсихологии, сводит феномен внимания к структурной природе сенсорного поля (Рубин).

Несомненно, рефлексивные установки играют существенную роль в первых, наиболее примитивных формах внимания. Хорошо известно, что когда организм подвергается воздействию какого-либо стимула, он обычно рефлекторно адаптируется к наилучшему восприятию этого стимула. Таким образом, когда световой стимул попадает на периферическую часть сетчатки, глаз обычно поворачивается в его направлении так, чтобы он попал в поле лучшей видимости. Когда на барабанную перепонку воздействует звуковой раздражитель, идущий сбоку, следует рефлекторное вращение в направлении источника звука. Важность этих регулировок заключается в том, что они приводят к интенсификации одних процессов за счет торможения других. Таким образом, рефлекторные реакции организма уже создают благоприятные условия для выделения некоторых раздражителей. Рефлексотерапевты обращают внимание на эти рефлекторные реакции растений.

Несомненно, было бы явно ненаучно объяснять внимание в отрыве от таких рефлексивных установок как отправную точку процесса развития. Но также неверно и невозможно объяснить внимание только в терминах этих рефлексивных диспозиций. В своих высших, специфически человеческих проявлениях внимание — это сознательный процесс. Сами человеческие установки далеко не всегда рефлексивны. Они часто формируются на основе сознательных процессов, в которые вовлечено внимание. Таким образом, рефлексивное отношение может быть как причиной и следствием внимания, так и просто его внешним выражением. Но внимание в целом ни в коем случае не сводится к рефлексивным установкам.

Столь же неудовлетворительной, как и эта попытка свести внимание к рефлексивной установке, является попытка свести внимание к структурализму восприятия.

Попытка свести внимание к структурализму восприятия не выдерживает критики по нескольким причинам. Во-первых, существенным во внимании является возможность выделения частей, сторон, моментов — словом, анализ, а не одностороннее преобладание структурного целого; во-вторых, существенной чертой высших форм внимания является абстрагирование, хотя внимание, несомненно, возникает сначала по отношению к сенсорному содержанию и связано с его разделением. Внимание — это абстракция, возможность разрушить структуру восприятия, абстрагироваться от чего-то и сознательно направить взгляд в определенном направлении. Внимание так же тесно связано с операцией абстрагирования, как и со структурой восприятия. Джанет привела случай с пациентом, которому было крайне сложно извлечь булавку из коробки, в которой были перемешаны булавки и пуговицы. Она брала коробку, чтобы выполнить задание, но, как она объяснила, она не могла сосредоточить свои мысли на булавках, потому что пуговицы мешали и отвлекали ее внимание; точно так же она не могла сосредоточиться на пуговицах, потому что булавки постоянно попадались на глаза; в результате она просто беспомощно ходила туда-сюда. Мы не находимся в такой восприимчивости к вещам.

Свести всю проблему внимания к структуре сенсорного поля — значит, в конечном счете, отрицать существование субъекта, противостоящего объектам и активно действующего на них.

Внимание, которое обычно рассматривается только как «функция» или механизм, по сути, является одним из аспектов большой базовой проблемы отношения человека к миру. Наличие у человека высших форм внимания в конечном итоге означает, что он как личность выделяет себя из окружающей среды, противостоит ей и имеет возможность мысленно включать текущую ситуацию в различные контексты, перестраивать ее, выделяя то один, то другой момент как существенный. Внимание в его высших формах характеризует особенность предметного сознания человека.

Вместо того чтобы раскрыть эту фундаментальную взаимосвязь, которая связана с общей ориентацией личности, теория внимания в основном сосредоточилась на вопросе о том, каким функциям оно приписывается. Сторонники волюнтаристской теории видели сущность внимания только в воле, хотя непроизвольное внимание явно противоречит такому пониманию. Другие сводят внимание к фиксации восприятия на ощущениях, хотя волевое внимание часто регулируется в противовес ощущениям. Другие, наконец, пытались объяснить внимание исключительно с точки зрения изменений в содержании самих представлений, не учитывая важность общей направленности личности. Однако суть проблемы в другом: внимание существенно обусловлено соотношением между направленностью деятельности, в которой занят человек, и направленностью его психических процессов. Внимание присутствует там, где направление деятельности совпадает с направлением мыслей, размышлений и т.д. Недостаток внимания относится к его расхождению или разделению. Можно сказать, что внимание выражает специфическое свойство процессов, направление которых определяется деятельностью, в которую оно вовлечено.

Поскольку внимание выражает отношение индивида к объекту, на который направлено его сознание, важность этого объекта для индивида имеет центральное значение для направления внимания на объект.

Когда мы концентрируемся на каком-либо занятии, мы часто игнорируем очень сильные раздражители, не имеющие отношения к этому занятию, такие как громкие звуки и т.д., в то время как мельчайшие детали, имеющие отношение к занятию и интересные для него, привлекают наше внимание. Ученый, заинтересовавшийся проблемой, сразу же обратит внимание на, казалось бы, незначительную деталь, которая ускользнет от внимания другого, не проявляющего интереса к этому вопросу. Любящий взгляд матери сразу заметит малейшие нюансы в поведении ребенка, которые ускользнули бы от невовлеченного стороннего наблюдателя. Все, что может стать переживанием для человека в силу своей личной значимости, имеет особые шансы стать объектом его внимания.

Относительная важность возможных объектов внимания зависит в основном от мотивов интереса. Внимание в значительной степени зависит от интереса. Она связана со стремлениями и желаниями человека, с его общей направленностью и целями, которые он ставит перед собой. Способность человека ставить цели является следующим необходимым условием внимания. Это необходимое условие для перехода от непроизвольного внимания к произвольному.

Физиологические основы внимания

Существенные основы для раскрытия физиологического механизма внимания заложены в учении Павлова о центрах оптимальной возбудимости и в учении А. А. Ухтомского о доминанте. Согласно закону Павлова об индукции нервных процессов, любой очаг возбуждения, возникающий в коре головного мозга, вызывает торможение окружающих участков. В результате возбуждение распределяется неравномерно по всей коре. В любой момент времени в коре головного мозга существует область с «оптимальными» условиями возбуждения. Это творческая область коры головного мозга в любой момент времени. С ним связана самая яркая работа сознания.

«Если бы можно было, — пишет И. П. Павлов, — видеть сквозь черепную коробку и если бы место больших полушарий освещалось с оптимальной возбудимостью, то мы увидели бы в мыслящем, сознательном человеке причудливо неправильные очертания точки света, постоянно меняющейся по форме и величине, окруженной на остальной части полушария более или менее значительной тенью, движущейся над его большими полушариями.

Учение И. П. Павлова о возбуждении, иррадиации и концентрации четко выявило и установило основные закономерности ведущих процессов, происходящих в коре больших полушарий головного мозга.

По мнению А.А. Ухтомского, доминанта — это «общий принцип работы нервных центров». На высших уровнях и в коре полушарий, — пишет А. А. Ухтомский, — доминирует принцип физиологической основы акта внимания и предметного мышления». Ухтомский использует термин «доминирующий возбуждающий центр». При нормальной деятельности центральной нервной системы ее текущие чередующиеся задачи в постоянно меняющейся среде вызывают изменение «доминирующих очагов возбуждения» внутри нее. Доминирующим в данном случае является не топографически единый очаг возбуждения в центральной нервной системе, а определенное созвездие центров повышенной возбудимости на разных этажах головного и спинного мозга и в вегетативной системе. При наличии доминирующего возбуждения побочные субдоминантные стимулы могут усиливать доминирующее, так как влияние доминанты выражается прежде всего в тенденции направлять возникающие возбуждения к доминирующему возбуждающему центру, усиливать его возбужденное состояние и переключать на соответствующий выходной путь (правило усиления доминанты).Но эта связь между доминантой и субдоминантой не является постоянной. Если бы это было так, то доминанта, будучи установленной, оставалась бы неизменной. Тем временем доминанта перемещается из одного созвездия центров в другое. Очаг возбуждения, доминировавший некоторое время, становится субдоминантным, и в результате борьбы субдоминантного очага с доминантным, новый очаг достигает доминирования. Психологически изменение доминирования проявляется в переключении внимания. Психологические исследования показали, что различные слабые раздражители в процессе внимания способствуют его концентрации. А. А. Ухтомский ссылался на эти психологические данные в поддержку своего принципа доминанты и ее отношения к субдоминантам. В частности, Э. Мейман экспериментально установил, что процесс умственной работы протекает более эффективно в обычной обстановке, чем в абсолютной, смертельной тишине. Несколько дополнительных раздражителей, нарушающих монотонность, повышают общий тонус организма; не слишком сильные дополнительные раздражители усиливают основные раздражители, которые переключают их на свой путь. Это положение, имеющее огромное воспитательное значение для рациональной организации труда, подтверждается и повседневным опытом.

Учение И. П. Павлова о центрах оптимальной возбудимости и учение А. А. Ухтомского о доминанте дают ключ к прояснению физиологического субстрата внимания.

Однако вопрос о физиологических механизмах внимания требует дальнейшего изучения, как и вопрос о его психологической природе. Феномен сенсибилизации также делает вероятным участие вегетативных центров в физиологическом механизме внимания.

Основных вида внимания

При изучении внимания необходимо выделить два основных уровня или вида внимания и ряд его характеристик или сторон. Основными видами внимания являются непроизвольное и так называемое волевое внимание. Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками. Она устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В силу природы нашего внимания, интенсивности или новизны воздействующих на него стимулов, его эмоционального содержания и связи с нашими желаниями, потребностями или интересами, определенные объекты, явления или люди захватывают наше внимание и удерживают его в течение определенного периода времени. Это основная форма внимания. Это непосредственный и непроизвольный продукт интереса.

От непроизвольного внимания его отличает волевое внимание. Сам термин одиозен. Кажется, ей суждено воплотить худшие стороны идеалистических теорий: индетерминизм внешне действующих психических сил. Но высшие формы человеческого внимания не более произвольны, чем низшие; они, как и последние, подчиняются закономерностям, которые их определяют, но эти закономерности различны. То, что называется «произвольным» вниманием, является сознательно направленным и регулируемым вниманием, при котором субъект сознательно выбирает объект, на который оно направлено. Этот термин служит для обозначения того главного факта, что человеческое познание, как и человеческая деятельность, поднимается на уровень сознательной организации, а не просто осуществляется спонтанно, под действием сил, действующих извне.

Так называемое произвольное внимание возникает, когда объект, на который направлено внимание, сам по себе не привлекает его. Так называемое произвольное внимание возникает, когда объект, на который направлено внимание, сам по себе не привлекает его.

Непроизвольное внимание обычно представляют как пассивное, а добровольное — как активное (У. Джеймс). Первое контролируется факторами, не зависящими от нас: внезапный шум, яркий цвет, чувство голода; второе контролируется нами самими. Это второе различие, однако, относительно: непроизвольное внимание не является чистой пассивностью и включает в себя активность субъекта, так же как, с другой стороны, добровольное внимание не является чистой активностью; оно тоже обусловлено внешними условиями — объектом — и содержит элементы пассивности.

При проведении различия между волевым и непроизвольным вниманием, однако, нет необходимости отделять и внешне противопоставлять одно другому. Несомненно, волевое внимание развивается из непроизвольного. С другой стороны, непроизвольное внимание развивается из волевого внимания. Непроизвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом. Непроизвольное внимание требуется там, где нет такого непосредственного интереса, и мы прилагаем сознательные усилия, чтобы направить свое внимание в соответствии с задачами, стоящими перед нами, и целями, которые мы ставим перед собой. Когда работа, которой мы заняты и на которую мы сначала произвольно направили свое внимание, становится для нас предметом непосредственного интереса, наше непроизвольное внимание переходит в произвольное. Учет этого изменения от непроизвольного к произвольному и от добровольного к непроизвольному вниманию имеет важное теоретическое и практическое значение для правильной организации труда, особенно учебного.

Следует помнить, что есть виды деятельности, которые по своей природе могут легко вызвать непосредственный интерес и привлечь непроизвольное внимание привлекательностью своих результатов; в то же время монотонность операций, которых они требуют, может сделать их малопригодными для запоминания. С другой стороны, есть виды деятельности, которые в силу сложности их начальных этапов и отдаленности целей, которым они служат, с трудом привлекают внимание, но благодаря своей содержательности и динамичности могут удерживать его долгое время, благодаря богатству постепенно раскрывающегося и развивающегося содержания. В первом случае переход от непроизвольного к произвольному вниманию необходим, во втором — переход от произвольного к непроизвольному происходит естественным образом. В обоих случаях требуются оба вида внимания.

Несмотря на все различия — очень важные — между непроизвольным и произвольным вниманием, только формалистическая абстракция может внешне разделять и противопоставлять их, в реальном же рабочем процессе обычно наблюдается их единство и взаимопроникновение. Таким образом, в педагогическом процессе необходимо, с одной стороны, тренировать непроизвольное внимание, опираясь на непроизвольное внимание, а с другой стороны, формировать интересы учеников и делать обучение интересным, возвращая непроизвольное внимание учеников к непроизвольному. Первый должен основываться на осознании важности учебных задач, на чувстве долга и дисциплине, второй — на непосредственном интересе к предмету. И то, и другое необходимо.

В психологической литературе Э. Титченер говорил о переходе от непроизвольного к добровольному вниманию, когда назвал, помимо «первичного» непроизвольного и «вторичного» добровольного внимания, третий этап в развитии внимания, обозначающий переход от добровольного внимания к, опять же, непроизвольному первичному вниманию.

Геометрическая задача не производит на нас такого сильного впечатления, как раскат грома; раскат грома овладевает нашим вниманием совершенно независимо от нас. При решении проблемы мы продолжаем быть внимательными, но мы должны сами поддерживать свое внимание: это вторичное внимание. Но есть и третья стадия развития: это, по мнению Титченера, возвращение к первой стадии. «Когда мы решаем, например, геометрическую задачу, мы постепенно начинаем интересоваться ею и полностью отдаемся ей, и вскоре задача приобретает такую же власть над нашим вниманием, какую имел раскат грома, когда он возник в нашем сознании». «Трудности преодолены, конкуренты устранены, а отвлекающие факторы исчезли». «Психологический процесс внимания сначала прост, затем он становится сложным; в случаях затягивания, задумчивости он достигает очень высокой степени сложности. Наконец, он снова становится упрощенным».

Этот третий этап, однако, не является возвращением к первому. Это все еще разновидность добровольного внимания, хотя в этих условиях оно не требует усилий для поддержания внимания, поскольку управляется сознательно принятой ориентацией на конкретную задачу. Именно это, а не большее или меньшее усилие, является изначальной, основной чертой того, что мы называем человеческим волевым вниманием, сознательным, регулируемым вниманием.

Основные свойства внимания

Поскольку наличие внимания подразумевает привязку сознания к определенному объекту, его концентрацию на нем, то в первую очередь возникает вопрос о степени этой концентрации, т.е. о концентрации внимания.

Концентрация внимания — в отличие от рассеивания внимания — означает наличие связи с определенным объектом или стороной реальности и выражает интенсивность этой связи. Концентрация — это фокус, то есть центральный факт, в котором выражается внимание. Концентрированное внимание означает, что существует фокус, в котором собирается умственная или сознательная деятельность.

Наряду с таким пониманием фокусированного внимания, в психологической литературе под фокусированным вниманием часто понимают внимание с интенсивной концентрацией на одном или нескольких объектах. Концентрированное внимание в данном случае определяется единством двух признаков — интенсивности и узости внимания.

Связь интенсивности и узости внимания в понятии концентрации основана на предпосылке, что интенсивность внимания и его объем обратно пропорциональны друг другу. Это предположение в целом верно только в том случае, если поле внимания состоит из элементов, не связанных друг с другом. Однако, когда он содержит семантические связи, соединяющие различные элементы, расширение поля внимания за счет дополнительного контента не только не снижает концентрацию, но иногда даже повышает ее. Поэтому мы определяем концентрацию внимания только в терминах интенсивности концентрации и не включаем узость внимания. Вопрос об объеме внимания, то есть о количестве однородных объектов, которые охватывает внимание, является специальной проблемой.

Для определения устойчивости внимания в основном использовался тахистоскопический метод. В тахистоскопе наблюдаемые экспонаты, такие как буквы, цифры и разряды, отображались в течение короткого, точно отмеренного времени.

Согласно ряду исследований, обнаруживших довольно значительные индивидуальные различия в объеме внимания, внимание взрослого человека охватывает в среднем 4-5, максимум 6 объектов; внимание ребенка охватывает в среднем не более 2-3 объектов. Мы говорим здесь о количестве независимых, не связанных между собой объектов (цифр, букв и т.д.). Количество взаимосвязанных элементов, которые объединяются в значимое целое в пределах нашего внимания, может быть гораздо больше. Таким образом, продолжительность внимания — это переменная величина, которая зависит от контекста содержания, на котором человек фокусируется, и от его способности связывать и структурировать материал осмысленным образом. При чтении осмысленного текста объем внимания может существенно отличаться от объема внимания, измеряемого при сосредоточении на отдельных, бессмысленных элементах. По этой причине результаты тахистоскопических исследований внимания к отдельным цифрам, буквам или фигурам не могут быть экстраполированы на объем внимания в естественных условиях восприятия связного, осмысленного материала. На практике, особенно в педагогической и школьной практике, при тщательном учете объема внимания учащихся, чтобы не создать нереальную перегрузку в этом отношении, следовало бы расширить объем внимания за счет систематизации излагаемого материала и выявления его взаимосвязей и внутренних отношений.

Объем внимания тесно связан с распределяемостью внимания. Говоря об объеме, можно подчеркнуть ограничение поля внимания. Другой стороной ограничения, поскольку оно не является абсолютным, является распределение внимания на определенное количество разнородных объектов, которые одновременно фиксируются в центре внимания. Распределение внимания, таким образом, заключается в возможности иметь не один, а два или более очагов внимания. Это позволяет одновременно выполнять несколько серий действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля внимания. По сообщениям, Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов. Некоторые шахматисты могут одновременно играть несколько партий с неослабевающим вниманием. Распределение внимания является профессионально важным признаком для некоторых профессий, например, для текстильщиков, которые должны обслуживать несколько машин одновременно. Это также важно для учителя, который должен уделять внимание всем ученикам в классе.

Распределение внимания зависит от ряда условий, в первую очередь от того, насколько тесно связаны различные объекты и насколько автоматизирована деятельность, между которой необходимо распределить внимание. Чем теснее связаны объекты и чем выше степень автоматизации, тем легче распределить внимание. Способность распределять внимание хорошо поддается тренировке.

При определении концентрации и объема внимания необходимо учитывать не только количественные условия. Из качественных моментов особенно важную роль играет один: связность смыслового содержания. Внимание — как и память — подчиняется различным законам в зависимости от типа материала, на котором оно осуществляется. Это очень сильно влияет на устойчивость внимания.

Устойчивость внимания определяется продолжительностью, в течение которой сохраняется концентрация, т.е. его временной протяженностью. Экспериментальные исследования показали, что внимание в основном подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. По данным некоторых предыдущих исследований, в частности Н. Ланге, периоды колебаний внимания обычно составляют 2-3 секунды, максимум 12 секунд. Осцилляции внимания включают, во-первых, колебания сенсорной ясности. Например, часы, находящиеся неподвижно на одном и том же расстоянии от субъекта, когда он их не видит, кажутся ему то приближающимися, то удаляющимися, потому что он воспринимает их ход более или менее отчетливо.

Эти и подобные случаи колебаний ясности восприятия, очевидно, напрямую связаны с усталостью и адаптацией органов чувств. Колебания внимания при созерцании многозначных фигур имеют другой характер; в них в качестве фигуры попеременно выступает то одна, то другая часть: взгляд скользит из одного поля в другое. В этом можно убедиться, если посмотреть на рисунки, на которых мы видим попеременно то вазу, то два профиля.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психические явления
  2. Агрессия как способ взаимодействия в школьной среде в младшем подростковом возрасте — Понятие агрессии и ее проявления
  3. Влияние возрастного фактора на мотивацию рождения ребенка
  4. Задачи нейропсихологии
  5. Проблемы эмоционального выгорания и личностные особенности работников мчс
  6. Теории интеллекта и его диагностика
  7. Развитие личности, основные цели и задачи
  8. Расстройство эмоций
  9. Сознание и бессознательное
  10. Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста