Для связи в whatsapp +905441085890

Вокальная работа с младшими школьниками в урочной и внеурочной деятельности — Ценность хорового пения

В последние годы наблюдается оправданный рост интереса к музыкальному образованию. Это обосновано тем, что хор также играет важную роль в современной музыке, где вокальные партии часто используются в качестве бэк-вокала, не говоря уже о самоценности вокальной музыки, красоте, непередаваемой гармонии вокального пения. Но для достижения необходимого высокого уровня вокального исполнения, большой музыкально-педагогической работы с певцами, певцов нужно воспитывать с раннего возраста и развивать в них необходимые вокальные и вокально-хоровые навыки.

Проблема воспитания голоса исследовалась в работах таких ведущих музыкальных педагогов, как Г. Гладкой, Н. Тевлина, Н. Черноиваненко, Л. Дмитриева, О. Апраксиной, Л. Безбородовой, Г. Стуловой и многих других. Однако тема формирования голоса у младших школьников настолько важна для формирования музыкальной культуры ребенка в целом, что ее можно рассматривать бесконечно, и все равно останутся пробелы и узкие места. Кроме того, методика обучения вокалу младших школьников постоянно обновляется, каждый педагог, занимающийся данной проблемой, привносит в процесс обучения что-то свое, обновляет существующие методики, обобщает предыдущий опыт своих коллег. Поэтому необходимо постоянно наблюдать за изменениями в теории и практике музыкального образования, что-то брать на личный опыт, анализировать, применять на практике, входить в процесс развития вокальных способностей в определенной группе. Этим и обусловлена актуальность данной темы.

Развитие музыкальное оказывает незаменимое влияние на общее развитие: формирует эмоциональную сферу, развивает воображение, волю, фантазию, обостряет восприятие, активизирует творческие силы ума и энергию мысли даже у самых ленивых детей. Но в реальной педагогической практике общего образования в целом и начального образования в частности музыкальному воспитанию уделяется неоправданно мало внимания. Хотя в этом возрасте формируется музыкальный слух и музыкальная память (Н.А.Ветлугина), основа эстетической культуры, развитие которой требует организации новых моделей обучения, а, следовательно, нового качества процесса развития музыкальных способностей. Решить эту проблему можно, приобщая детей к музыкальному искусству через пение как наиболее доступный вид музыкальной деятельности.

В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащается опыт ребенка. Кроме того, воспитательные задачи связаны с формированием личности школьника. Современная наука доказала, что дети, занимающиеся пением, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность выражать свои чувства непосредственно в песне, и этот эмоциональный всплеск дает ему жизненную энергию.

При всем многообразии сфер деятельности современной школы тезис о важности музыкального образования отстаивается с большим акцентом. Приобщение младших школьников к музыкальному искусству, воспитание нравственных и эстетических чувств, формирование взглядов, убеждений, духовных потребностей происходит на уроках музыки и особенно актуально сегодня. Таким образом, поя, слушая музыку, обучаясь ритму, играя на детских музыкальных инструментах, ученики знакомятся с произведениями, учатся понимать их, приобретают знания, умения и навыки, необходимые для их эмоционального восприятия и выразительного исполнения.

Успех работы педагога в решении задач общего музыкального образования во многом зависит от того, насколько глубоко он осознает воспитательное значение хорового пения, владеет методами и приемами вокального развития школьников, знает особенности детского голоса, умеет организовать работу по овладению песенным материалом. Таким образом, уровень певческой культуры учащихся выше у учителей, которые в своей профессии руководствуются тем, что «русский народ — народ певцов, песенников». Без учителя музыки сегодня практически невозможно сохранить певческие традиции. Через хоровую деятельность ребенок приобщается к музыкальной культуре, а совместное пение — это прекрасная психологическая, моральная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств.

Вокальная работа с младшими школьниками в урочной и внеурочной деятельности - Ценность хорового пения

Ценность хорового пения

Среди многочисленных видов искусства для детей трудно переоценить привлекательность и эффективность хорового пения, эстетический характер которого создает благоприятные условия для целостного воспитания юной личности.

Пение обладает огромной оздоровительной силой. Известный венгерский композитор З. Кодаи писал: «Замечательное качество пения» заключается в дисциплине нервов, тренировке гортани и легких — все это ставит пение рядом с физической подготовкой. И то и другое необходимо ребенку каждый день, не меньше, чем пища.» Д.Б.Кабалевский подчеркивает, что хоровое пение, как активная форма музыкального воспитания, само по себе является предметом искусства, требующим творческой рабочей обстановки и оригинальной хоровой организации учащихся на уроке. Под организацией хора он подразумевает создание такой среды, которая одновременно обеспечивает успех классного хора и способствует развитию у учащихся навыков хорового пения и любви к этому виду исполнительской деятельности. «Каждый класс — это хор! — Вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление».

Целью хорового пения на уроках музыки в начальной школе является поощрение творческого самовыражения младших школьников через хорошее исполнение.

Постановка голоса в хоре — самая важная часть всей работы хора с детьми. Самым важным условием хорошей постановки голоса является желание учителя музыки научить юных учеников петь. Идеальный случай — когда у учителя красивый голос. Затем вся работа строится на демонстрациях, проводимых самим преподавателем. Но и другие формы работы позволяют успешно решать задачи постановки голоса. В таких случаях учитель часто использует демонстрацию с помощью ребят. В результате сравнения лучшие образцы отбираются для демонстрации. В каждом хоре есть дети, которые от природы поют правильно, с красивым тембром и правильным звукообразованием. Систематически применяя индивидуальный подход к хористам, помимо коллективной работы над голосом, педагог постоянно следит за вокальным развитием каждого. Но даже при самой правильной постановке вокальной работы, она приносит разные результаты разным хористам. Мы знаем, что как не существует двух внешне одинаковых людей, так не существует и двух одинаковых голосовых аппаратов.

Хорошо известно, какое огромное значение придается вниманию в процессе освоения любого материала. «Внимание» — это направленность психической деятельности и ее фокусировка на объекте особой важности (стабильной или ситуативной) для человека. Развитие вокальных и хоровых навыков требует постоянного внимания, а значит, интереса и усердия со стороны хоровых певцов. Пению, как и любому другому искусству, нужно учиться, терпеливо и настойчиво.

Вокальная работа в детском хоре имеет свои особенности по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта особенность обусловлена главным образом тем, что организм ребенка, в отличие от организма взрослого, находится в постоянном развитии и поэтому меняется. Многолетняя практика показала, что пение в детстве не только не вредно, но и полезно. Речь идет о вокально правильном пении, которое возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппарата. Правильно проведенное пение улучшает здоровье детей.

Работа с младшими школьниками

Для младших школьников характерен ограниченный диапазон голосов. Си первой октавы — Ре — Ми-бемоль второй октавы. Здесь трудно определить тембр голоса на слух. Редко встречаются ярко выраженные сопрано и еще реже альты. Перед студентами стоит задача выучить жесты дирижера и выработать хорошую реакцию на них (внимание, дыхание, вступление, дистанция, фермата, пиано, форте, крещендо, диминуэндо и т.д.). Особое внимание здесь следует уделить дыханию — широкому дыханию во фразах. Каждый урок обычно начинается с пения. Все выученные песни записаны на доске. Иногда используется прием относительный: вместо неудобной тональности со многими написанными на доске знаками ближе всего удобная, например, вместо ре-бемоль мажора в ре мажор, вместо фа минора в ми минор и т.д.

Обязательно нужно учитывать особенности возраста детей.. Например, в младших классах дети довольно быстро устают, и их внимание ослабевает. Для того чтобы сконцентрировать их внимание, необходимо чередовать разнообразные методические приемы, активно использовать игровые моменты, строить весь урок по восходящей линии.

Урок музыки должен проходить бодро и эмоционально. Использование комплекса различных методов и приемов должно быть направлено на развитие основных качеств певческого голоса детей, стимулируя, прежде всего, слуховое внимание и активность, осознанность и самостоятельность.

Дифференциация качеств вокального звука и элементов музыкальной выразительности, а также собственно вокальное исполнение основывается на использовании учащимися всех видов умственной деятельности. Даже представление «в уме» звука до его воспроизведения голосом — это сложный психический процесс, требующий анализа и обобщения, внимания, мышечной памяти и т.д. Для реализации данного подхода к развитию детского голоса педагогу необходимо знать голосовые возможности детей от рождения до мутационного возраста и понимать задачи голосовой работы для каждого этапа обучения.

Необходимым условием формирования вокальных способностей является также правильный выбор репертуара, и педагог должен позаботиться об этом заранее, потому что это очень важно: от того, что будут петь дети, зависит, как они будут петь. Чтобы выбрать правильный репертуар, учитель должен помнить о целях, поставленных перед детьми, и выбранное произведение должно быть направлено на отработку определенных навыков. Репертуар должен отвечать следующим требованиям:

1) Быть образовательными по своей природе.

2) Быть очень артистичным по натуре.

3) Соответствовать возрасту и пониманию детей.

4) Соответствовать возможностям данного исполнителя, исполнительской группы.

5) Быть разнообразными по характеру и содержанию.

6) Выбранная сложность, т.е. каждое произведение должно продвигать или закреплять учеников в приобретении тех или иных навыков.

Во время прослушивания учитель просит ребенка спеть любую песню. Достаточно одного стиха. Это задание проверяет интонацию и способность оставаться в тоне, память, диапазон и часто музыкальную среду, в которой растет ребенок (узнаваемую по репертуару, который есть у ребенка). Проверка чувства ритма проходит в форме игры под названием «ECHO». Один ученик придумывает небольшую мелодию, а группа учеников должна повторить ее вокально или на инструменте, либо дети хлопают или отстукивают ритм карандашом, следуя указаниям учителя.

Занятия должны начинаться вовремя, необходимо предотвращать опоздания детей на занятия, чтобы привить им привычку к пунктуальности.

Необходимо практиковать «музыкальное» приветствие в своей работе. Можно исполнить ранее сочиненную мелодию или речитатив. Это будет элементом спектакля-оперы. Можно, конечно, не делать ничего из вышеперечисленного, но тогда будет отсутствовать тот оттенок уникальности, который должен быть у каждого класса.

При выборе наиболее эффективных методов вокальной работы с детьми в музыкальном классе педагог опирается на опыт прогрессивных методистов прошлого и настоящего.

Приёмы развития слуха и голоса

Приемы развития слуха, направленные на тренировку слухового восприятия и вокально-слухового восприятия:

  • слуховая концентрация и прослушивание демонстрации учителя, а затем анализ услышанного;
  • Сравнение различных версий спектакля с целью выбора наилучшей;
  • Введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности только на основе личного опыта учащихся;
  • Поют «следуя по цепочке»;
  • Моделирование шага движениями руки;
  • отражение мелодической линии с помощью рисунка, схем, знаков руки, нотации
  • тональную настройку перед началом пения;
  • устный диктант;
  • разделение особо трудных интонаций на специальные упражнения, выполняемые в разных ключах со словами или вокализацией
  • Смена ключа с целью найти наиболее удобный для детей ключ, в котором их голоса звучат лучше всего.

2.основные приемы вокализации с точки зрения звукообразования, артикуляции, дыхания, выразительности подачи:

  • Вокализация вокального материала с легким звуком стаккато на гласную «U» для уточнения интонации во время атаки ноты и при переходе от ноты к ноте, а также для снятия форсирования;
  • Вокализация песен со слогом «лю» для выравнивания тембра, достижения кантилены, оттачивания фразировки и т.д;
  • При пении восходящих интервалов верхняя нота поется в нижней позиции, а при пении нисходящих интервалов нижняя нота должна петься в верхней позиции;
  • расширение ноздрей на входе (а лучше перед вдохом) и удержание их в таком положении во время пения, что обеспечивает полную активацию верхних резонаторов; это движение активизирует мягкое нёбо и делает эластичные ткани более упругими и твердыми, что способствует отражению звуковой волны во время пения и, соответственно, срезу звука
  • специфический контроль за дыхательными движениями;
  • произнесение текста активным шепотом, что активизирует дыхательные мышцы и создает ощущение поддержки звука дыханием
  • беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешние звуки, которые активизируют артикуляционный аппарат и помогают в восприятии звуковой нормы;
  • пение текста на одной и той же высоте с немного приподнятым голосом по отношению к диапазону разговорного голоса; внимание детей должно быть сосредоточено на стабилизации положения гортани для получения разговорного голоса;
  • Вариативность заданий при повторении упражнений и запоминании песенного материала в зависимости от типа звукопроизношения, вокализованного слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т.д.

При организации работы в классе, будь то разучивание новой песни, отработка старой или закрепление определенного навыка, особое внимание уделяется следующим общим моментам.

Детям необходимо развивать хорошую дикцию. Дикция (греч.) — произношение. Формирование хорошей дикции основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных звуков. При работе над артикуляцией с детьми младшего школьного возраста учитель обычно старается научить детей произносить согласные как можно более четко и ясно. Это очень важно, потому что четкость согласных помогает им понять текст. Также необходимо формирование и произношение гласных звуков. Также необходимо обучать сокращению. Редукция — ослабление артикуляции звука. Неточное произношение гласных звуков — редуцированные гласные и длительность звука на гласных, нейтрализация гласных, произношение в разных регистрах с меньшей степенью редукции, чем в речи. Быстрое произношение согласных с их оттягиванием внутри слова на следующий гласный. Хорошее певческое произношение характеризуется особым способом дыхания.

Освоение музыкального фольклора

Песенный репертуар также подбирается с учетом возможностей голосового аппарата ребенка. Постоянная переоценка степени сложности выполняемого материала приводит к использованию неправильных приемов фонации и постановки звука, что в конечном итоге может привести к тяжелым нарушениям органов дыхания и речи.

Начало обучения в школе — это период, когда ребенок психологически готов к началу учебной деятельности. Он охотно воспринимает самые простые песенки, преподнесенные в игровой манере, что создает условия для развития творческих способностей. В то же время, естественная близость речевой и певческой фонации младенца создает наиболее благоприятные условия для начального этапа вокального развития. Естественное звучание голоса ребенка в это время полностью соответствует норме, к которой следует стремиться.

Занятия с малышами и начинающими в более старшем возрасте основаны на простых песнопениях, которые органично сочетаются с простыми игровыми движениями. Главная задача при реализации — добиться единства слова, песни, движения, воспринимаемых не как сумма компонентов, а их синтез, новые качественные показатели. Практика показывает, что решить ее можно только в том случае, если учителю удается создать необходимый эмоциональный настрой детей.

Развитию необходимых певческих навыков способствуют различные вспомогательные упражнения. Преподаватель выбирает их, исходя из своего опыта и навыков команды.

В комплекс входит набор навыков, развиваемых с первых уроков, в том числе певческое дыхание. Как известно, для дыхания очень важна правильная осанка: дети должны быть внимательны и стоять прямо, двигаться легко и естественно, не опуская головы.

Даже самые маленькие объясняют в игровой форме, как сделать вдох. Для включения в процесс дыхания предлагается работа диафрагмы, как бы надувание шаров — при этом брюшная стенка должна четко выступать вперед. Затем воздух постепенно выпускается через рот тонкой струйкой. Нажимая животом на потолок, дети громко и активно говорят «Ай!» Обязательно с определенным эмоциональным настроем (удивленно, жалостливо, плаксиво, радостно, укоризненно…).

Одним из основных исполнительских приемов, используемых в народной практике, является «цепное дыхание». Обучение ему можно начинать с первого класса школы, даже для тех детей, которые научились рисовать только тоном.

Если на первых порах чрезвычайно важно добиться унисонного звучания, объединяющего все тенора детских голосов, то с накоплением знаний, умений и навыков происходит переход к полифонии. Это довольно сложный процесс, который вносит значительный вклад в развитие элементов импровизации.

При изучении музыкального фольклора используются различные формы, стимулирующие творческую инициативу детей. Одна из главных целей — способствовать развитию способности создавать вариации из известных заданных элементов, «соединять старые вещи в новую комбинацию». Синкретический характер музыкального фольклора устанавливает три основных типа в развитии творческой активности детей: импровизация поэтического текста, движений, музыкального текста и его варьирование.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Структура педагогического процесса
  2. Взаимодействие преподавателя и студента
  3. Образование как объект педагогической науки
  4. Учет особенностей развития общения детей при планировании разных видов деятельности
  5. Воспитательная работа в студенческих общежитиях
  6. Задачи воспитания
  7. Особенности фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
  8. Ключевые особенности ФГОС
  9. Система оценки образовательных результатов
  10. Воспитание детей в педагогическом процессе доо