Для связи в whatsapp +905441085890

Волевые качества личности и их проявление в экстремальной ситуации

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Использование речи в ведении полемики и дискуссии
  2. Речь и её проявление в условиях экстремальной ситуации
  3. Теории эмоций в зарубежной и отечественной психологии
  4. Эмоции и их проявление в экстремальных условиях деятельности
  5. Теории воли в отечественной и зарубежной психологии
  6. Психические состояния и особенности их проявления в экстремальной ситуации
  7. Эмоциональный стресс и его проявление в экстремальных условиях деятельности
  8. Теории личности в зарубежной психологии и их характеристика
  9. Теории личности в отечественной психологии и их характеристика
  10. Проблема психологической структуры личности

Введение

В связи с общим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим для человека проблемам в психологии, в последние годы волевым качествам уделяется повышенное внимание. Было время, в восемнадцатом и девятнадцатом веках, когда эта проблема была одной из центральных в психологических исследованиях. В начале двадцатого века, в связи с общей кризисной ситуацией в этой науке, изучение воли стало второстепенным. Эта проблема оказалась наиболее сложной для постановки и решения на новой методологической основе. Но игнорировать его и вообще оставить без внимания было невозможно, потому что воля относится к тем психическим явлениям (вместе с воображением), жизненная роль которых не может быть особо доказана.

По этой причине в начале XX века и в последующие десятилетия изучение воли продолжалось, хотя и не так широко и активно, как раньше, но с той же интроспекцией в качестве основного метода выявления связанных с ней явлений.

Однако из-за неудовлетворенности общим состоянием исследований силы воли многие ученые в первые десятилетия этого века стремились полностью отказаться от этой концепции как якобы ненаучной и заменить ее поведенческими характеристиками или другими, которые можно операционализировать и проверить, то есть теми, которые можно наблюдать и оценивать. Таким образом, американская поведенческая психология заменила понятие воли понятием «поведенческой настойчивости» — настойчивости человека в выполнении начатых им поведенческих действий, в преодолении препятствий, возникающих на этом пути. Это упорство, в свою очередь, объяснялось такими чертами личности, как решительность, терпение, настойчивость, твердость, последовательность и т.д.

Сегодня, читая работы таких выдающихся психологов прошлого, как У. Джеймс в США и С.Л. Рубинштейн в России, приходишь к выводу, что воля — это вполне реальное явление, имеющее свои специфические, легко обнаруживаемые и описываемые научным языком характеристики. Что это такое?

Аристотель ввел понятие воли в систему категорий психологии для того, чтобы объяснить, как поведение человека осуществляется в соответствии со знанием, которое само по себе не имеет никакой побудительной силы. Аристотель рассматривал волю как фактор, который вместе с влечением может изменить ход поведения: инициировать его, остановить, изменить его направление и темп.

Одной из существенных особенностей волевого акта является то, что он всегда связан с затратой усилий, принятием решения и его реализацией. Воля включает в себя борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевой акт всегда можно отличить от других. Решение о завещании обычно принимается перед лицом конкурирующих, разнонаправленных приводов, ни один из которых не может окончательно возобладать без принятия решения о завещании.

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение этих влечений другим, более значимым и важным целям, способность подавлять желания и импульсы, возникающие непосредственно в данной ситуации. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и моральные ценности, на убеждения и идеалы.

Другим признаком волевого характера действия или деятельности, управляемой волей, является наличие продуманного плана его выполнения. Действие, которое не имеет плана или совершается не по заранее разработанному плану, не может считаться волевым. «Волевой акт — это…. Сознательное, целенаправленное действие, с помощью которого человек реализует стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим планом.»

Существенными особенностями волевого действия являются повышенное внимание к этому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Имеется в виду, что волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Напротив, успешное выполнение волевого действия обычно сопровождается моральным удовлетворением от того, что оно было успешно выполнено. У. Джеймс написал по этому поводу следующее: «Широкий мир, окружающий нас со всех сторон, задает нам всевозможные вопросы и испытывает нас всевозможными способами». Некоторые из этих испытаний мы преодолеваем простыми действиями, а на некоторые вопросы отвечаем четко сформулированными словами. Но на самый глубокий вопрос, который когда-либо задавал нам мир, нет другого ответа, кроме молчаливого сопротивления воли и сжатия волокон нашего сердца, когда мы как бы говорим: «Пусть будет так, но я все равно это сделаю».

Часто волевые усилия человека направлены не столько на победу и овладение обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, которые становятся неуравновешенными и эмоционально возбудимыми, когда им приходится действовать вопреки своим природным или характерным данным.

Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто в мире еще не добился выдающегося успеха, не обладая выдающейся силой воли. Человека отличает от всех других живых существ то, что он обладает сознанием и интеллектом, а также волей, без которых его способности остались бы пустой оболочкой.

Концепции воли Основные психологические теории воли

Понимание воли как реального фактора поведения имеет свою историю. Во взглядах на природу этого психического явления можно выделить два аспекта: философско-этический и естественнонаучный. Они тесно переплетены между собой и могут рассматриваться только во взаимодействии друг с другом.

В античности и средневековье проблема воли не рассматривалась с позиций, характерных для ее современного понимания. Древние философы рассматривали целенаправленное или осознанное поведение человека только с точки зрения его соответствия общепринятым нормам. В античном мире идеал мудреца признавался превыше всего, поэтому древние философы считали, что правила поведения человека должны соответствовать разумным принципам природы и жизни, правилам логики. Таким образом, согласно Аристотелю, природа воли выражается в формировании логического вывода. Например, в «Никомаховой этике» предпосылка «все сладкое должно быть съедено» и условие «это яблоко сладкое» приводят не к конъюнкции «это яблоко должно быть съедено», а именно к выводу о необходимости конкретного действия — съесть яблоко. Поэтому источник наших сознательных действий находится в человеческом разуме.

Следует отметить, что подобные взгляды на природу воли имеют свое обоснование и поэтому существуют и сегодня. Чхартишвили, например, выступает против особой природы воли, поскольку считает, что понятия цели и сознания являются категориями интеллектуального поведения и, по его мнению, нет необходимости вводить здесь новые понятия. Такой взгляд обоснован тем, что мыслительные процессы являются неотъемлемой частью волевых актов.

На самом деле, проблема воли не существовала как самостоятельная проблема даже в Средние века. Человек рассматривался средневековыми философами как исключительно пассивное начало, как «поле», в котором сталкиваются внешние силы. Более того, воля в Средние века очень часто наделялась самостоятельным существованием и даже персонифицировалась в определенных силах, которые превращались в добрых или злых существ. Но даже в этой интерпретации воля понималась как проявление разума, который ставит перед собой определенные цели. По мнению средневековых философов, знание этих сил, будь то добрых или злых, открывает путь к познанию «истинных» причин поступков конкретного человека.

Следовательно, понятие воли в Средние века стало больше ассоциироваться с некими высшими силами. Такое понимание воли в Средние века было связано с тем, что общество отказывало определенному члену общества в возможности самостоятельного поведения, то есть независимого от традиций и установленного порядка. Человек считался простейшим элементом общества, а набор качеств, которые современные ученые запечатлели в термине «личность», служил программой, по которой жили предки и по которой должен жить человек. Право отступать от этих норм предоставлялось только определенным членам общества, таким как кузнец — человек, которому подвластна сила огня и металла, или разбойник — преступник, бросивший вызов данному обществу, и так далее.

В рамках проблемы воли в истории науки по-разному объяснялись механизмы человеческого поведения.

В 1883 году появилось учение под названием «волюнтаризм», в котором воля признавалась как особая, сверхъестественная сила. Такое понимание воли берет свое начало в философии Эпикура, Блаженного Августина, Джона Данса Скотуса и Е. Хартманн. Как самостоятельное философское направление волюнтаризм сформировался в работах Шопенгауэра, а затем проник в психологию (особенно широкое распространение он получил в конце XIX-XX веках).

В то же время многие философы и психологи отвергали волюнтаризм. Таким образом, еще Спиноза, а затем Кант и Гегель доказали, что воля должна быть детерминированной. Здесь философы неизбежно столкнулись с проблемой свободы воли. Последний представитель немецкой классической философии, Л. Фейербах, как и его предшественники, искал научное решение проблемы свободы воли. Физиологи и психологи также занимались этой проблемой. И.М. Сеченов считал волевое поведение не только детерминированным, но и рефлексивным. Л.С. Выготский писал, что волевое поведение по своей сути является социальным поведением и что воля — это максимум послушания. Поэтому отсутствие свободы в принятии решений еще не означает отсутствие воли.

Обсуждение проблемы свободы воли переросло в научную дискуссию о свободе выбора, которую вели В. Виндельбанд, У. Джеймс, Г.И. Челпанов, Ф. Лерш, В.Э. Франкл и другие. По мнению Е. П. Ильина, ближе всего к пониманию свободы воли и свободы выбора подходит позиция В. Франкла, который утверждает, что некоторые физические причины могут влиять на человека, но «человечность человеческого поведения» определяется не этими причинами, а субъективными причинами. Именно субъективные причины определяют выбор человека. Но свобода выбора не является произвольной, это не «свобода от», а «свобода для». Свобода — это один из аспектов человеческого существования, другим аспектом которого является детерминизм. Поэтому В. Франкл дает следующую формулировку: свобода вопреки детерминизму.

Основой выбора, основой принятия решений является мотив. Следовательно, проблема свободного выбора — это также проблема мотивации поведения.

Концепция воли как детерминанты поведения имеет длительную историю развития от Аристотеля, Галена, Декарта, Т. Гартмана, И.М. Сеченова, Г.И. Челпанова, Л.С. Выготского и других до С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Узнадзе, Б.В. Зейгарник и др. Несмотря на то, что взаимосвязь между мотивацией и волей сегодня широко признана, в истории исследований этой проблемы можно выделить как минимум три различных подхода:

  1. практически определяет мотивацию и волю;
  2. не отождествляет мотивацию и волю, хотя и не отрицает, что между ними существует тесная связь;
  3. вообще ставит под сомнение связь между волей и мотивацией.

Есть и другие проблемы, которые широко обсуждаются в теориях воли. Это проблема воли как особой формы психической регуляции (M.Y. Басов, Л.С. Выготский, В.И. Селиванов, Л.М. Веккер, А.Ц. Пуни, Б.Н. Смирнов, Р. Мэй, В.К. Калин и др.), воля как механизм преодоления внешних и внутренних препятствий и трудностей (К.Н. Корнилов, Б.Н. Смирнов, П.А. Рудик, П.В. Симонов) и др.

Таким образом, воля как психологический механизм представляет собой многофункциональное явление, позволяющее человеку сознательно контролировать свое поведение.

Волевые свойства человека

 В соответствии со сложностью волевой деятельности, различные волевые качества человека также сложны и разнообразны. Среди наиболее важных из этих качеств можно выделить, во-первых, инициативность. Часто говорят, что «первый шаг труден». Способность хорошо и легко подходить к делу по собственной инициативе, не дожидаясь предложений со стороны, является ценным качеством воли. Определенная интенсивность и яркость мотивов играет существенную роль в инициативе; интеллектуальные данные также имеют немаловажное значение. Обилие и яркость новых идей и планов, богатство воображения, рисующего эмоционально привлекательные картины перспектив, которые может открыть новое начинание, в сочетании с интенсивностью мотивов и активностью стремлений делают некоторых людей похожими на бродяг в той среде, в которую они попадают. От них постоянно исходят новые начинания и новые импульсы для других людей.

Прямой противоположностью им являются ленивые натуры. Взявшись за дело, вялые люди также способны продолжать, иногда не без упорства, но первый шаг для них всегда особенно труден: они менее всего способны начать что-то сами и без стимуляции извне, взяться за дело по собственной инициативе.

Вслед за инициативой, которая характеризует человека по тому, как он осуществляет первый этап волевого действия, необходимо отметить самостоятельность как существенную черту воли. Его прямой противоположностью является восприимчивость к посторонним влияниям, легкая внушаемость. Подлинная независимость воли предполагает, как показывает анализ внушаемости, негативизма и упрямства, ее сознательную мотивацию и обоснованность. Неприятие чужого влияния и внушения — это не своеволие, а подлинное проявление собственной независимой воли, поскольку человек сам видит объективные причины поступать так, а не иначе.

Необходимо отличать решительность от самостоятельности и мотивации принятия решений, которая является качеством, проявляющимся в самом принятии решений. Решительность выражается в скорости и особенно уверенности, с которой принимается решение, и в твердости, с которой оно сохраняется, в отличие от колебаний, подобно маятнику, раскачивающемуся то в одну, то в другую сторону, что свидетельствует о нерешительности человека. Нерешительность может проявляться в длительных колебаниях перед принятием решения и в непостоянстве самого решения.

Сама нерешительность может иметь различную природу в зависимости от роли импульсивности и обдуманности. Взаимосвязь между импульсивностью и обдуманностью, импульсивностью и намеренностью, аффектом и интеллектом, а также аффектом и интеллектом является основополагающей для волевых характеристик человека. В частности, она определяет различные идиосинкразии решимости у разных людей. Решительность обусловлена не столько абсолютной, сколько относительной силой импульса по сравнению с тормозящей силой сознательного контроля. Это связано с темпераментом.

Импульсивный тип определяется не абсолютной силой импульсов, а их доминированием или преобладанием над интеллектуальными моментами обдумывания и рассмотрения. Благоразумный тип не обязательно характеризуется абсолютной слабостью импульсов, но преобладанием или преобладанием интеллектуального контроля над ними. Решительность у некоторых людей сводится просто к импульсивности, что обусловлено относительной силой импульсов в сочетании со слабостью интеллектуального контроля. Высший вид решительности основан на наиболее благоприятном, оптимальном соотношении между большой импульсивностью и все еще доминирующей силой сознательного контроля.

Но как решение не завершает акт воли, так и решимость не является конечным качеством воли. Вполне существенные волевые качества личности проявляются в исполнении. Прежде всего, здесь играет роль энергия, то есть та концентрированная сила, приведенная в действие, при которой говорят об энергичном человеке, и, прежде всего, настойчивость в выполнении принятого решения, в борьбе со всеми возможными препятствиями для достижения цели.

Некоторые люди сразу делают большой напор в своих действиях, но вскоре «выдыхаются», могут сделать только короткую прогулку и очень быстро сдаются. Ценность такой энергии, которая может брать препятствия только с импульсом и разрушается, как только встречает сопротивление, требующее длительного усилия, мала. Она становится по-настоящему ценной только в сочетании с настойчивостью. Настойчивость проявляется в неустанной энергии в течение длительного периода времени, невзирая на трудности и препятствия. Настойчивость, наряду с решительностью, является особенно важным качеством воли. Когда люди говорят, не делая различий, о сильной воле, они обычно имеют в виду эти два качества — решительность и настойчивость, то, как человек принимает решение и как он его выполняет. И когда они говорят о слабости воли или отсутствии воли, они имеют в виду прежде всего неспособность принять решение и неспособность бороться за его выполнение. Поскольку это два принципиально разных качества воли, мы можем выделить два разных вида отсутствия воли: 1) нерешительность, то есть неспособность принять решение, и 2) отсутствие настойчивости, то есть неспособность бороться за выполнение решения.

Такая нерешительность или нестабильность обычно проявляется у людей, которые не могут гореть в том деле, которым занимаются, или легко воспламеняются, но быстро остывают. Когда импульс, который человек привносит в борьбу за цель, воспламеняется страстью и озаряется эмоциями, он выливается в энтузиазм.

Поскольку в волевых актах по достижению цели мы часто сталкиваемся не только с внешними препятствиями, но и с внутренними трудностями и противодействиями, возникающими при принятии, а затем реализации решения, существенными качествами воли в личности являются самообладание, настойчивость, самоконтроль. В процессе принятия решений они обеспечивают преобладание высших мотивов над низшими, общих принципов над сиюминутными импульсами и минутными желаниями, в процессе достижения — необходимое самоограничение, пренебрежение усталостью и другими ради достижения цели. Эти качества воли в значительной степени зависят от отношений между аффектом и интеллектом, желанием и сознательным контролем.

Развитие волевых движений позволяет ребенку совершать первые рациональные, правильные волевые акты, направленные на реализацию желания, на достижение цели.

Даже первое осмысленное действие ребенка, направленное на определенный объект, решение «задачи», является примитивным «волевым» актом. Но от этого примитивного действия до высших форм избирательного волевого действия еще очень далеко. Столь же несостоятельно утверждение, будто в раннем детстве, в возрасте 2-4 лет, воля уже созрела, и встречающееся в литературе утверждение, что воля, как и разум, является неологизмом подросткового возраста. В действительности волевые действия возникают у ребенка очень рано; совершенно неправильно представлять даже трехлетнего ребенка как чисто инстинктивное существо, не имеющее зачатков воли. В действительности развитие воли, начиная с раннего возраста, проходит долгий путь. На каждом этапе этого развития воля имеет свои качественные характеристики.

Первые желания ребенка вызываются непосредственно сенсорными стимулами, которые особенно сильно окрашены эмоциями.

Способность представлений вызывать желания значительно расширяет диапазон мотивов ребенка и естественным образом ведет к развитию избирательного действия. Однако эта избирательность изначально не основана на сознательном выборе, как у взрослого человека.

Эмоции ребенка непосредственно переходят в действия, поэтому избирательность изначально означает лишь некоторое разнообразие мотивов, между которыми поэтому иногда возникает борьба. Много шансов на победу в этой борьбе поначалу дают непосредственно действующие сенсорные стимулы над более отдаленными, данными только в представлении, и особенно эмоциональные над более нейтральными. Только в ходе дальнейшего развития ребенок становится способным действовать вне эмоционально привлекательных стимулов. Это требует определенного самоконтроля. Было бы фактически неверно и практически вредно считать маленьких детей вообще неспособными к самоконтролю и изображать их, как это иногда делается, обязательно маленькими дикарями, живущими на необузданных инстинктах и импульсивных побуждениях. Иногда дети обнаруживают самоконтроль очень рано — уже в 3 года. Она проявляется в отказе делать что-то приятное, но также в обостренной решимости ребенка сделать что-то неприятное. Однако это не сразу и не всегда доступно.

Готовность сделать что-то вопреки непосредственному эмоциональному стимулу — отказаться от чего-то приятного, сделать что-то неприятное — при этом иногда возникает у ребенка очень рано — уже на 3-м году жизни. Вначале, конечно, она вызвана не абстрактными причинами, как это иногда бывает у взрослых, а послушанием, привычкой, подражанием, чувством долга, пробуждающимся очень рано у детей, и в случае его нарушения чувством вины перед взрослыми. Но в этом самоконтроле, который развивается на 4-5-м году, есть ценное зерно. Его нужно культивировать.

С наступлением дошкольного возраста — 3 года, иногда раньше — у некоторых появляется более выраженное стремление к независимости, в зависимости от индивидуального темперамента.

Примерно в это же время, однако, ребенок осознал, что не всегда можно делать то, что хочется. Собственное «я хочу» противопоставляется «надо» и «нельзя» взрослых, с которыми приходится считаться.

Характер правил, которым подчиняется поведение ребенка, и его отношение к ним меняются на разных этапах развития.

Изначально правило поведения регулярно соблюдается ребенком только в том случае, если оно укоренилось в его памяти в виде привычки. Элемент привычки, навыка играет особенно важную роль в младенчестве, поскольку для маленького ребенка, естественно, было бы слишком трудной задачей постоянно и сознательно регулировать свое поведение в соответствии с общими правилами.

Физиология воли

 Волевые акты, как и все психические явления, связаны с деятельностью мозга и, наряду с другими аспектами психики, имеют материальную основу в ниде нейронных процессов.

Материальной основой волевых движений является деятельность так называемых гигантских пирамидальных клеток, которые расположены в одном из слоев коры головного мозга в области передней центральной извилины и которые во много раз превосходят по размерам другие окружающие их нервные клетки. Эти клетки часто называют «клетками Беца» в честь профессора анатомии Киевского университета В. А. Беца, который впервые описал их в 1874 году. От них исходят импульсы движения, а оттуда волокна образуют массивный пучок, который идет вглубь мозга, спускается вниз, проходит в спинном мозге и, наконец, достигает мышцы на противоположной стороне тела (пирамидный тракт).

Все пирамидальные клетки можно условно разделить на три группы в соответствии с их расположением и функцией. Так, клетки, посылающие импульсы к нижним конечностям, расположены в верхних отделах передней центральной извилины, клетки, посылающие импульсы к руке, расположены в средних отделах, а клетки, активирующие мышцы языка, расположены в нижних отделах,

Губы, гортань. Все эти клетки и нейронные пути образуют двигательный аппарат коры головного мозга. При повреждении одних или других пирамидальных клеток возникает паралич соответствующих двигательных органов.

Волевые движения выполняются не изолированно друг от друга, а в сложной системе целенаправленных действий. Это происходит благодаря определенной организации взаимодействия отдельных участков мозга. Важную роль играют области мозга, которые, хотя и не являются моторными, отвечают за организацию моторной (или кинестетической) чувствительности, необходимой для регуляции движения. Эти области расположены в задней части передней центральной извилины. При их поражении человек перестает ощущать собственные движения и поэтому не может выполнять даже относительно простые действия, например, поднять находящийся рядом предмет. Трудности, возникающие в этих случаях, характеризуются тем, что человек подбирает неправильные движения.

Одного лишь выбора движений недостаточно для того, чтобы действие было выполнено умело. Должна быть преемственность в этапах движения. Эта плавность движений обеспечивается активностью премоторной области коры, которая лежит перед передней центральной извилиной. При поражении этой части коры головного мозга пациент не чувствует паралича (как при поражении передней центральной извилины) и не испытывает затруднений при выполнении движений (как при поражении участков коры, расположенных после передней центральной извилины), но наблюдается значительная неуклюжесть. Человек больше не владеет движениями, как раньше. Он также перестает овладевать приобретенным навыком, а развитие сложных двигательных навыков в таких случаях невозможно.

В некоторых случаях, когда поражение этой части коры головного мозга распространяется на глубину мозгового вещества, наблюдается следующее явление: Выполнив движение, человек не может его никак остановить и выполняет его в течение некоторого времени много раз подряд. Например, готовясь написать цифру «2» и выполнив движение, необходимое для написания верхнего круга цифры, человек с таким поражением продолжает то же движение и, вместо того чтобы закончить написание цифры, пишет большое количество кругов.

Помимо упомянутых выше областей мозга, важно отметить структуры, которые контролируют и поддерживают направленность волевых действий на достижение цели. Каждое волевое действие управляется определенными мотивами, которые должны сохраняться на протяжении всего движения или действия. Если это условие не выполняется, то выполняемое движение (действие) прерывается или заменяется другим. Важную роль в сохранении цели действий играют участки мозга, расположенные в лобных долях. Это так называемые префронтальные участки коры, которые возникли последними в эволюции мозга. При их поражении возникает апраксия, которая проявляется в нарушении волевой регуляции движений и действий. Человек с таким повреждением мозга, начав выполнять действие, немедленно прерывает его или изменяет в результате случайного воздействия, которое делает невозможным выполнение волевого действия. В клинической практике был описан случай, когда такой пациент, проходя мимо открытого шкафа, зашел в него и стал беспомощно озираться, не зная, что делать дальше: Одного лишь вида открытых дверей шкафа было достаточно, чтобы изменить свое первоначальное намерение и войти в шкаф. Поведение таких пациентов становится неконтролируемым, бессвязные действия.

Раннее детство

Развитие волевого поведения у маленького ребенка связано с выполнением когнитивных актов и с подражанием взрослым. Манипуляции с вещами приводят ребенка к установлению важного факта, что определенные события могут произойти после определенных действий. Теперь он совершает эти действия так, чтобы эти события произошли, то есть намеренно, целенаправленно.

Борис (1 год) поднимал и отпускал крышку металлического кофейника 84 раза. Под действием пружины крышка отвалилась, издавая при этом громкий щелкающий звук. Ребенок вздрагивал и снова поднимал крышку, как бы проверяя корреляцию своего движения с падением крышки и звуком.

До двухлетнего возраста дети не могут воспроизвести знакомое действие без реального объекта действия (например, не имея ложки, чтобы показать, как ею пользоваться). Поэтому существенным шагом в развитии волевых качеств является формирование способности представлять отсутствующие объекты, так что поведение ребенка определяется не только настоящей ситуацией, но и ситуацией, которая будет представлена (Л. Божович, 1960).

В возрасте 3 лет 94% детей могут выполнить действие без реального предмета.

В возрасте от 2 до 3 лет закладываются основы регулятивной функции языка. Большое значение для формирования волевых действий у ребенка имеет развитие сильной и эффективной реакции на два важных словесных сигнала от взрослых — слово «надо», которое требует совершить действие даже против воли ребенка, и слово «нельзя», которое запрещает действие, желаемое ребенком.

Однако побуждение и торможение действий в этом возрасте все еще в значительной степени определяются реальными внешними стимулами.

С. Л. Рубинштейн отмечает, что было бы неправильно считать маленьких детей неспособными к самоконтролю и изображать их маленькими дикарями, бесконтрольно живущими инстинктами и импульсивными влечениями. Дети обнаруживают самоконтроль уже в трехлетнем возрасте. Она проявляется в отказе делать что-либо приятное, а также в решимости сделать что-то неприятное, если это необходимо. Примерно в это время (в возрасте 3-4 лет) ребенок начинает понимать, что не всегда можно делать то, что хочется. Это означает, что дети способны к самоконтролю. В то же время им все еще трудно сделать выбор (например, между двумя игрушками).

В возрасте 3 лет, а иногда и раньше, у детей появляется сильное стремление к независимости «Я могу сделать это сам» — малыш решительно протестует против вмешательства и помощи родителей.

Маленькому ребенку гораздо труднее подчиниться просьбе не делать что-то, чем приказу сделать что-то другое. Поэтому полезнее, когда взрослые выражают свои требования в позитивной, а не негативной форме: «Ты большая девочка, покажи мне, как ты можешь это сделать».

Дети в возрасте 3 лет проявляют настойчивость и терпение, когда у них все идет хорошо.

С.Л. Рубинштейн пишет, что настойчивость проявляется в младенчестве. Правда, он определяет настойчивость как многократное повторение одного и того же эмоционально привлекательного действия. Ильин считает, что истинная настойчивость у детей проявляется гораздо позже, о чем свидетельствуют конкретные занятия 6-8-летних детей спортом, музыкой.

Заключение

Понятие «воля» преследует психиатрию, психологию, физиологию и философию. На личностном уровне воля проявляется в таких качествах, как сила воли, энергия, настойчивость, упорство и т.д. Их можно рассматривать как первичные или базовые волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, характеризующееся всеми или большинством качеств, описанных выше. Воля обеспечивает и проявляется в выполнении двух взаимосвязанных функций — мотивационной и тормозной. Воля понимается как сложный психический процесс, вызывающий активность человека и побуждающий его к совершению направленного действия.

Развитие воли в человеке связано с такими действиями, как:

  • Трансформация непроизвольных психических процессов в добровольные;
  • приобретение контроля над собственным поведением;
  • а также с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более сложные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые со временем требуют значительных волевых усилий.

Воля — это способность человека преодолевать препятствия для достижения цели. В частности, это такие черты характера, как решительность, целеустремленность, настойчивость, смелость. Эти черты характера могут способствовать достижению как социально полезных, так и антисоциальных целей.

В настоящее время психологическое изучение воли делится на несколько научных направлений: в бихевиоризме изучаются соответствующие формы поведения; в мотивационной психологии в центре внимания находятся внутриличностные конфликты и способы их преодоления; в психологии личности акцент делается на выделении и изучении соответствующих волевых черт личности. Изучение воли также связано с психологией саморегуляции человеческого поведения. Иными словами, в новейший период истории психологии эти исследования не прекратились, а лишь утратили свое былое единство, терминологическую определенность и уникальность. В то же время они расширили и углубили тематический охват, применяя новые концепции, теории и методы. В настоящее время многие ученые пытаются возродить учение о воле в целом, придать ему интегративный характер.

Социокультурная модернизация и переход экономики на рыночные отношения вызывают необходимость нового подхода к проблеме социальной самореализации личности.

Самая сложная ситуация в наше время — это ситуация людей, переживающих период полового созревания. Потребность подростков в самоопределении, стремление к самоутверждению, самосовершенствованию, с одной стороны, стимулируется процессами в обществе, с другой стороны, ограничивается отсутствием социальной поддержки в определении своего места в системе социально-профессиональных отношений.

Общество говорит своим членам, что они свободны и независимы, что они могут строить свою жизнь по собственной воле и что они могут получить то, что хотят, если будут активны и энергичны. В действительности все эти возможности ограничены для большинства людей, поскольку современное общество основано на принципе индивидуальной конкуренции.

Поэтому вопросы изучения и развития воли в подростковом возрасте сегодня особенно актуальны.

Список литературы

  1. Рубинштейн «Основы общей психологии».
  2. С.Р. Немов «Психология».
  3. Джеймс У. «Научные основы психологии».
  4. Ильин «Психология воли».
  5. Высоцкий А.И. «Добровольческая деятельность школьников и методы ее изучения».
  6. Маклаков Общая психология