Для связи в whatsapp +905441085890

Вольф Соломонович Мерлин, советский психолог, автор теории интегральной индивидуальности — История изучения феномена индивидуальности в философии двадцатого века

Традиция индивидуализации личности имеет давнюю традицию. Известно, что слово персона происходит от латинского термина «persona», обозначающего маску актера в театре, который играет свое, строго индивидуальное, отличное от других. Позже персону стали понимать как юридическое лицо, затем как конкретную личность в психологическом смысле, и, наконец, персона стала абстрактной личностью с набором общепризнанных характеристик.

Одно из первых определений личности как индивидуальности принадлежит неоплатоническому философу Боэцию (ок. 480-524): «Личность по своей природе является разумной индивидуальной субстанцией». На современном философском языке это означает, что человек, то есть личность, — это уникальность индивида, основанная на наличии у него разума.

Подход историков к вопросу личности в Средние века по-прежнему элитарный и эволюционистский: они интересуются исключительно выдающимися личностями периода и рассматривают, как личность и индивидуализм постепенно эволюционируют по мере приближения к новому времени. «Архаический индивидуализм» является неотъемлемой характеристикой членов германо-скандинавского общества языческого периода. Установление классовой корпоративности в христианскую эпоху и учение о гордыне как тягчайшем из грехов ограничивали развитие индивидуальности. Таким образом, невозможно составить представление о плавном ходе индивида в изучаемый период. В исторической науке до сих пор преобладает идея, что «открытие личности» действительно произошло только в эпоху Возрождения, когда гуманисты выдвинули новую концепцию личности. В Средние века, если принять эту точку зрения, человек, по сути, был лишен индивидуальности и якобы был полностью поглощен классом, к которому он принадлежал.

В средневековом обществе корпоративные и сословные связи между людьми были очень сильны, так что даже выдающиеся личности, как правило, действовали как представители той корпорации, той системы, над которой они главенствовали, как главы феодального государства и церкви. С другой стороны, в эпоху Возрождения индивид становится гораздо более независимым и все чаще представляет самого себя, а не ту или иную ассоциацию.

Процесс все большего отрыва человека от своих изначальных связей достиг своего наивысшего уровня именно в эпоху Возрождения. (Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV века — последняя четверть XVI века, в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века).

Ренессанс — это прежде всего революция в системе ценностей, в оценке и отношении ко всему сущему. Существует убеждение, что человек является высшей ценностью. Такой взгляд на человека определил важнейшую особенность культуры Ренессанса — развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. Подчинение человеческой личности феодальным и церковным властям заменяется принципом свободного развития индивидуальности. Человек — это центр всего мира. Человек не может быть ограничен ничем в том, что он делает и создает. Человек — это и индивидуум, и микрокосм. Человек также является личностью.

Личность — это свобода. Именно эпоха Возрождения подарила миру ряд выдающихся личностей, обладавших ярким темпераментом, широким образованием, выделявшихся среди остальных своей волей, решительностью, огромной энергией. Среди известных философов можно назвать, например, Н. Кузанского, Т. Кампанеллу, Н. Коперника, М. Монтеня, Т. Мора, Э. Роттердамского, Д. Бруно, М. Лютера и т.д..

Вольф Соломонович Мерлин, советский психолог, автор теории интегральной индивидуальности - История изучения феномена индивидуальности в философии двадцатого века

История изучения феномена индивидуальности в философии двадцатого века

Концепцию индивидуальности можно назвать ренессансной по своему происхождению и духу. Не в том смысле, что Ренессанс развил эту концепцию (она появилась гораздо позже), а в том, что деятели Возрождения фактически явили миру ее содержание, хотя, конечно, и до этого жили разносторонне одаренные люди. Ренессансное сообщество творцов культуры было как бы наброском, предвестником того, чем должно было стать все человечество в далеком будущем: бесконечным разнообразием многогранных личностей.

Не следует забывать, однако, что культура Ренессанса во многом оставалась элитарным образованием, требующим опеки богатых покровителей и вступившим в период аристократического возрождения с конца XVI века. Тем не менее, для большинства западных мыслителей, размышляющих над проблемой индивидуальности, эпоха Возрождения была общим культурным ориентиром, с которым они связывали как свои идеалы, так и упреки в адрес развивающегося разделения труда.

Само слово «индивидуальность», как и слово «личность», появилось около двух-трех сотен лет назад. Когда они говорили об индивидуальности, они имели в виду экземпляр человека, отдельную биосоциальную данность. Утверждалось, что люди не похожи друг на друга только из-за физических различий. Они также отличаются по темпераменту, нраву и наклонностям. Отсюда желание как-то упорядочить эту множественность.

Как отмечает российский историк и культуролог Л.М. Баткин, «рациональность сознания, совесть, оплодотворенная идеей индивидуальности, понималась как знание (сообщение) только в голове человека. И в то же время, выходя за пределы индивидуальных сознаний, перекатываясь через них и как бы унося их в своем вечном потоке. Но каждый отдельный маленький кусочек мировой рациональности считался больше собственного целого, ибо содержал, а иногда пытался дополнить его — собой. Каждая культура не могла не задуматься над этим парадоксом сознания, над отношением к нему универсального разума и отстраненного частичного существования.

Поэтому мысль Ренессанса эволюционировала от понятия «индивид» к понятию «индивидуальность».

«Ни об одной культуре до наших дней нельзя было сказать, что стержнем и основой ее развития был поиск индивидуальности, стремление уловить и утвердить независимое достоинство того или иного индивидуального мнения, вкуса, таланта, образа жизни, то есть самоценность отличия. Получив первый импульс в эпоху итальянского Возрождения, пройдя через ряд сложных трансформаций в XVII веке, только в конце эпохи Просвещения (одни историки относят начало этой эпохи к концу XVII века, другие — к середине XVIII века) эта идея полностью оформилась и в прошлом веке начала пробивать себе дорогу на европейской почве, постепенно смело теряя необычность.

Понятия «индивидуальность» и «личность» проросли в современности (этот период иногда называют эпохой научной революции) с определенной синхронностью, и в повседневной жизни их только смешивали, как если бы они были синонимами. Как культурные, социальные, логические проекции радикально изменившихся отношений между личностью и обществом, личностью и миром, эти понятия во многом родственны, но в целом, по своей сути, различны.

Новая экономическая и политическая реальность европейской истории нашла самое непосредственное выражение в идее личности. Содержание категории «индивидуальность», которая охватывала все сферы жизни, от государственной до бытовой, было пронизано пафосом уникальности и неповторимости каждой личности, что напрямую было связано с утверждаемым в то время принципом свободы личности.

Индивидуальность не только заключается в различных способностях, но и представляет собой определенную целостность. Богато одаренный человек обладает не только одним набором, одной совокупностью, но и ансамблем различных способностей. При этом, как правило, один из его талантов возвышается над всеми остальными и определяет оригинальный способ их сочетания. Это обстоятельство было усилено эстетической теорией XIX века.

Иоганн Вольфганг фон Гете (1749-1832) и философы эпохи романтизма (Фридрих Шлегель, Новалис и Фридрих Шлейермахер) в своих размышлениях о тайне художественного творчества пришли к выводу, что гармоничное разнообразие способностей достигается благодаря реализации особого призвания, «гения», который отличает конкретную личность.

О самом Гете как личности немецкий философ-идеалист Вильгельм Виндельбанд (1848-1915) говорит в своей лекции: «С первого взгляда каждому ясно, что в его лице мы имеем дело с мощной натурой, с неповторимой индивидуальностью, со своеобразной реальностью, с независимым, самодостаточным и неподвижным существом. С другой стороны, мы видим, что эта индивидуальность посвящена универсальной деятельности, находясь в тесном контакте со всей духовной вселенной. Оно живет и творит как единое целое, оно расширяется до пределов бесконечного.

И нам интересно, что думал этот человек об отношении единичного к целому, о месте человека во вселенной — о старой загадке, как глубоко в конечном основании вещей лежат корни индивидуальности? Мы видим, что каждое отдельное существо вытекает из жизни целого и возвращается в нее; и все же каждый из нас ощущает себя особой реальностью, определенной самой по себе, вне этого мимолетного проявления.

Индивидуальность

Что значит отдельный человек, спрашиваем мы, во вселенной — что значит отдельный человек для целого? Что думал об этом Гете? В великолепной рапсодии «Природа» он говорит о природе: «Кажется, что она все устроила для человека и совсем не интересуется людьми.

Размышления Гете и романтиков содержали, пожалуй, самое яркое описание индивидуальности и позволили раскрыть это понятие. Но они также показали, что эта идея далеко не исчерпывает человеческую деятельность. Они указали на другую структуру этой деятельности, через и под эгидой которой созревает, разворачивается и гармонизируется сама индивидуальность. Мы говорим о структуре личности, определяющими характеристиками которой являются именно интенциональность, целеустремленность и проективность.

Индивидуальность не вытекает непосредственно из различий индивидов, она не тождественна уникальности индивида. Немецкий философ Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) заявил, что идея индивидуальности как уникальности является формальной и не относится к сфере науки. Он писал, что индивидуальные души естественным образом отличаются друг от друга бесконечным числом случайных модификаций. Но эта бесконечность представляет собой некую другую бесконечность.

Согласно немецкому философу Л. Фейербаху (1804-1872), «индивидуальность — это неделимость, единство, цельность, бесконечность; с головы до ног, от первого атома до последнего, насквозь, везде я — индивидуальное существо». Другими словами, именно такие понятия, как «целостность», «единство», «неделимость», «идентичность», «авторство», «укорененность в мире», «своя форма жизни» и т.д., составляют сущностное определение человека. — являются частью сущностного определения человеческой индивидуальности.

Сегодня современное общество вовлекает человека в круговорот различных процессов, связей, отношений, навязывает ему определенные образцы, стандарты жизни и деятельности. В этих условиях очень важно защищать и развивать уникальность, самобытность человеческой личности, сохранять индивидуальность человека.

Понятие «индивидуальность» играет важную роль в социальном познании, в раскрытии сущности общественных явлений, механизма действия социальных законов. Интересы современной науки и практики требуют всестороннего изучения человеческой индивидуальности, поскольку она является особой формой существования человека в обществе, и от ее развития в конечном счете зависит развитие общества.

Концепция стадий социально-исторического развития К. Маркса (1818-1883), в которой история выглядит как деятельность людей, преследующих свои цели, отмечала зависимость общественных отношений, структур, институтов от взаимного существования людей, от форм их обособления, индивидуализации, самоутверждения. Сколько людей, столько и индивидуальных целей, которые, согласно Марксу, так или иначе определяются социальными условиями бытия.

К. Маркс отмечал, что, рассматривая историю человечества, мы видим, что развитие общества выступает в некотором роде (и, возможно, в конечном счете) как процесс становления и совершенствования человеческой индивидуальности. Только с отделения человеческой индивидуальности от первоначальной социальной сплоченности и неразличимости начинается история, которая, к тому же, неотделима от процесса индивидуации.

Маркс выделял три стадии исторического совершенствования человеческой индивидуальности в связи с развитием общества. Начальная стадия характеризуется отношениями личной зависимости, свойственными первым формам общества, в которых производительность индивидов развивается лишь в незначительной степени и избирательно.

Во второй основной форме, характеризующейся личной независимостью, основанной на материальной зависимости, впервые формируется система всеобщего социального обмена, всеобщих отношений, всеобъемлющих потребностей, всеобщих потенций. На третьей стадии возникает свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, социальной производительности в общественное благо.

«Свободная индивидуальность, основанная на всеобщем развитии индивидов и на превращении их в коллективную, общественную производительность в своем содружестве, есть третья ступень», — писал К. Маркс. «Человек… свободен не в силу отрицательной силы избегать того или иного, а в силу положительной силы проявлять свою истинную индивидуальность….».

Таким образом, история распорядилась так, что Маркс воспринимается в интеллектуальной культуре человечества прежде всего как философ, как идеолог масс и классов. Миллионы людей видят в нем выразителя интересов определенного класса, пролетариата, рабочих, борцов против класса буржуазии, «эксплуататоров» и т.д. На этом фоне роль личности в марксизме как-то отступает на второй план, более того, марксистская концепция часто представляется как нечто антииндивидуальное. Признаться, сам К. Маркс давал много причин и поводов для создания такого образа Маркса — идеолога класса и отвергателя индивидуальности.

Согласно этой концепции, развитие социальных отношений между людьми идет от прямых зависимостей между людьми, через опосредованные реальные зависимости, предполагающие индивидуальную независимость, к отношениям, обусловленным развитием человеческих индивидуальностей. В этом отношении исторический процесс предстает как результат индивидуальной деятельности людей, как результат развития человеческой индивидуальности.

И социальная история людей всегда является лишь историей их индивидуального развития, независимо от того, осознают они это или нет. Поэтому общество заинтересовано в росте индивидуальности человека и должно направлять все возможные средства и силы на этот рост.

К ним относится, прежде всего, образование, которое непосредственно влияет на формирование человека во всей его полноте, самоопределение и самоутверждение. С самых ранних лет своей жизни человек должен осознавать важность своей индивидуальности, стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию.

Проблема структуры индивидуальности в философии двадцатого века

Структура индивидуальности предполагает ее инструментальные проявления (характер и способности) и продуктивные свойства (выбор между различными мотивами, позициями, ролями, поиск средств и приемов овладения собственным поведением, выработка защитных механизмов и способов разрешения противоречий между своим и желаемым, личный вклад в смысловую сферу других людей и т.д.). Формирование индивидуальности рассматривается как процесс персоногенеза личности, то есть индивидуальность фактически является определенной характеристикой личности на высокой стадии ее развития.

В отечественной психологии проблемы индивидуальности разрабатывались в исследованиях Бориса Герасимовича Ананьева (1907-1972), русского психолога, который предложил систему знаний о человеке, интегрирующую данные различных наук о человеке (особенно как о личности).

Академик Б.Г. Ананьев, создавший ленинградскую школу психологов, в своих работах уделял большое внимание диалектике индивидуального развития человека. Он рассуждал, что каждый человек обладает светящейся индивидуальностью, которая является неотъемлемой чертой, объединяющей его природные и личностные характеристики. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, ее способности, предпочитаемая сфера деятельности. В личности есть базовые и программные характеристики. К основным относятся темперамент, характер, способности человека.

Через базовые характеристики раскрываются динамические свойства психики (эмоциональность, быстрота реакции, активность, пластичность, чувствительность) и формируется определенный стиль поведения и деятельности личности. Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее программирующие свойства — ориентация, интеллект и самосознание.

Индивидуальность имеет свой внутренний психический мир, самосознание и саморегуляцию поведения, который формируется и действует как организатор поведения Я. Б.Г. Ананьев представил индивидуальность как единство и взаимосвязь свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности.

«Социальное становление человека не ограничивается формированием личности; становление человека как субъекта познания и деятельности происходит в условиях жизни….. ».

«Наиболее сложные образования — личность и индивидуальность — формируются на основе природных характеристик человека как индивида, причем структура органических потребностей и темперамент являются природными характеристиками высокого порядка, а возрастные и половые особенности индивидуального развития — особым классом первичных природных характеристик.»

Таким образом, индивидуальность человека — это сложная структура, которая представляет собой целостное образование с определенной организацией свойств. Функционирование такого образования возможно только при взаимодействии различных свойств, которые являются компонентами этой структуры. Первый уровень — природная основа (психофизиологический уровень), второй — психологические свойства личности, и третий, самый высокий — социально-психологические свойства.

По мнению М.К. Тутушкиной (1932-2005), основным блоком в структуре личности является индивидуальный опыт личности, который реализуется в знаниях, умениях, навыках, привычках и деятельностных характеристиках личности. Контролирующим блоком в этой системе является самовосприятие. Все выделенные уровни в структуре индивидуальности интегрируются в единое целое в соответствии со следующими характеристиками:

  1. соподчиненный или иерархический, при котором более сложные и общие социально-психологические свойства подчинены более элементарным и частным психофизиологическим и психологическим свойствам;
  2. координационное свойство, где взаимодействие происходит на принципах четности, что допускает ряд степеней свободы для коррелирующих свойств, то есть относительную автономность каждого из них. Основные блоки, которые можно выделить в этой структуре:
  • индивидуальные психологические характеристики человека. К ним относятся особенности и тип нервной системы, темперамент, определяющий динамическую сторону личности, и характер, определяющий стабильную сторону личности;
  • общие и специальные способности человека, которые имеют естественную основу в свойствах нервной системы и потенциале;
  • структура интеллекта как целостного многоуровневого образования, которое складывается из определенных элементов познавательной деятельности человека;
  • Ориентация личности, основанная на определенной иерархии потребностей, интересов и убеждений;
  • социальные характеристики личности, включающие моральные качества и социальную активность.

Таким образом, в психологии существует несколько традиций понимания индивидуальности. Первоначально индивидуальность рассматривалась как сингулярность, уникальное сочетание черт личности, которые различаются по степени выраженности, но присущи всем без исключения.

Однако яркой особенностью является гипертрофия, и с этой точки зрения, чем ярче индивидуальность, тем ближе человек к патологии. Поэтому такое понимание индивидуальности — это определение вектора возможных патологических изменений в личности. Другое понимание индивидуальности относится к проработке черт личности, которые присущи только индивидууму, генетически обусловлены или вызваны случайными обстоятельствами.

В этом случае индивидуальность выступает как некое дополнение к личности — носителю существенных характеристик и качеств, и определяется как совокупность индивидуальных и личностных черт, отличающих одного человека от другого. Наконец, третье понимание индивидуальности связано с работами Б.А. Ананьева, который видел в ней принципиально новый уровень в структуре личности.

Особенности изучения феномена индивидуальности в философии и психологии ХХ века

В современной науке нет четкого определения человеческой индивидуальности. Диапазон различных интерпретаций этого понятия достаточно велик — от сведения индивидуальности к личности до отождествления с личностью. Между тем, сущность индивидуальности связана с целостным представлением о человеке, который рассматривается в единстве всех его качеств и атрибутов.

Одна из проблем с определением понятия «индивидуальность» заключается в том, что слово «индивидуальность» относится как к самому человеку, так и к уникальной комбинации характеристик, которая делает его уникальным. Это часто приводит к терминологической путанице. Другой фундаментальной проблемой в определении термина является интеграция широко расходящихся взглядов на индивидуальность, которых придерживаются различные школы и подполя психологии. Так, в дифференциальной психологии индивидуальность трактуется как совокупность индивидуально-психологических характеристик, в психологии личности и социальной психологии — как особое личностное образование и так далее.

Индивидуальность в философии — это уникальная неповторимость человека, включающая в себя как природные, так и социальные характеристики. Философ И.И. Резвицкий понимает целостность индивидуальности как взаимосвязь общего, особенного и единичного в человеке. «Как целостная система — индивидуальность включает в себя:

  1. общие характеристики, присущие человеку как члену биологического вида и человеческого общества;
  2. особенности, присущие ему как члену определенной социально-экономической формации;
  3. единичные атрибуты, обусловленные спецификой их биологической организации и социальной микросреды».

Эти черты и качества, взятые во внутренней взаимосвязи и целостности, составляют индивидуальность человека и характеризуют его как конкретное существо. Единство и целостность индивидуального и общего, природные и социальные характеристики человека составляют его идентичность «Я». Сущность индивидуальности связана с самобытностью человека, с его способностью быть самим собой, быть независимым, суверенным, автономным качеством.

Благодаря индивидуальности человек выделяет себя в относительно самостоятельную «точку бытия», проявляет себя творчески, становится субъектом исторической, гражданской и личной жизни, потенциально воплощает в себе все характеристики человеческого вида и проявляет себя как индивидуализированный род (уникальный).

Индивидуальность — это особая форма существования человека в обществе.

Индивид не совпадает с обществом, с группой, с другими, а является особенностью, ведущей свою собственную жизнь внутри социального целого. Как личность, человек выражает индивидуальный стиль действий, реализует свой собственный образ жизни.

Индивидуальность — это авторство в своей жизни: в мировоззрении, в стиле действий, в социальном поведении. В индивидуальном бытии человек несет ответственность не только за отдельные слова и поступки, но и за жизнь в целом.

Даже для того, в котором он физически не участвовал — для истории уникальным, неповторимым, неповторяемым в индивидуальности являются не внешние характеристики человека, не его внешность, не его манера общения с другими, а образ жизни, оригинальные формы жизнедеятельности, бытия в обществе. Индивидуальность — это человек как субъект или автор своей собственной жизни в ее тотальности.

«Индивидуальность — это целостное понятие, выражающее особый способ бытия индивидов, при котором они обладают внутренней целостностью и относительной независимостью, что позволяет им активно (творчески) и своеобразно выражать себя в окружающем мире на основе раскрытия своих талантов и способностей».

С психологической точки зрения, индивидуальность человека — это многогранное явление. Для его описания используется ряд терминов, каждый из которых подчеркивает ту или иную особенность индивидуальности. Любая индивидуальность прежде всего выступает как нечто единичное. Однако она не сводится к сингулярности. Сингулярность лишь указывает на факт существования индивидуальности, на ее наличие, но качественной определенности индивидуального бытия здесь нет.

Поэтому определение индивидуальности через сингулярность является ее формальным признаком, не имеющим ничего общего с ее истинным содержанием.

Индивидуальность также характеризуется сингулярностью, которая определяет «лицо» человека. Но сама уникальность, как и единичность, не является существенным свойством индивидуальности.

Следует ли относить особенности протекания психических процессов или способностей человека к свойствам индивидуальности? Как оценить характеристику, которая имеет сходство для одних людей и различия для других? На научном, а не бытовом уровне понятие индивидуальности требует более глубокого контент-анализа, который был проведен рядом отечественных психологов.

Основным научным центром, где проводятся исследования индивидуальности, является город Пермь. Основатель центра, профессор Вольф Соломонович Мерлин, выдающийся российский психолог, основатель и руководитель оригинальной научной школы, автор более двухсот публикаций по психологии индивидуальных особенностей человека и их роли в различных видах деятельности, разработал теорию интегральной индивидуальности — «Интегральные особенности индивидуальных особенностей человека».

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Феномен лидерства в неформальных группах
  2. Деструктивное поведение
  3. Взаимосвязь эмоционального интеллекта руководителя среднего звена с удовлетворенностью трудового коллектива — Взаимоотношения менеджера и подчинённых
  4. Описание профессии и психограмма — Сущность профессиографии
  5. Провокативная психотерапия
  6. Задачи нейропсихологии
  7. Манипуляция. Защита от манипуляции
  8. Защитная организация личности в норме и патологии
  9. Воображение
  10. Виды способностей