Для связи в whatsapp +905441085890

Воображение детей — Особенности воображения: его функции, формы и значение

Творческая деятельность включает в себя всю человеческую деятельность, результатом которой является не воспроизведение прошлого опыта впечатлений и действий, а создание новых образов или действий. Если бы человеческая деятельность ограничивалась простым воспроизводством, человек был бы существом, ориентированным только на прошлое, способным адаптироваться к будущему лишь постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, озабоченным будущим, формирующим его и изменяющим свое настоящее. Обычно под воображением понимают все то, что не является реальностью. Однако на самом деле воображение проявляется как основа всей творческой деятельности во всех аспектах культурной жизни и делает возможным художественное, научное и техническое творчество.

Воображение детей - Особенности воображения: его функции, формы и значение

Особенности воображения: его функции, формы и значение

Воображение — это особая форма психики, которая может существовать только у людей. Она постоянно связана с человеческой способностью менять мир, преобразовывать реальность и создавать что-то новое.

Обладая богатым воображением, человек может жить в разных временах, чего не может позволить себе ни одно другое живое существо в мире. Любое воображение создает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Воображение, предвидя будущее, может создать образ, картину того, чего вовсе не было. Иногда именно воображение определяет программу деятельности человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственному труду, к различным формам его деятельности.

В научной литературе существует множество подходов к определению воображения.Воображение детей дошкольного возраста.

С.Л. Рубинштейн пишет: «Воображение — это отход от прошлого опыта, преобразование данного и порождение на этой основе новых образов».

Л.С. Выготский определил, что «воображение не повторяет ранее накопленных впечатлений, а строит новый ряд из ранее накопленных впечатлений». Внесение новых впечатлений в наши впечатления и изменение этих впечатлений таким образом, что возникает новый образ, которого раньше не было, является, таким образом, основой той деятельности, которую мы называем воображением.»

По мнению Е. И. Игнатьева «основная особенность процесса воображения состоит в преобразовании и обработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего формируется новое представление.» Процесс воображения — это процесс преобразования и обработки данных и материалов прошлого опыта, в результате которого формируется новое представление.

А «Философский словарь» определяет воображение как «способность создавать в сознании человека новые чувственные и мыслительные образы на основе преобразования впечатлений, получаемых от действительности».

Как видно из определений, существенной чертой воображения является способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что тогда невозможно провести различие между воображением и мышлением. Ведь человеческое мышление нельзя просто отождествлять с воображением, потому что создание новых знаний и идей может происходить без участия воображения.

Воображение — это процесс создания новых образов, происходящий на визуальном уровне. Одно течение рассматривает воображение как форму сенсорного отражения, а другое считает, что воображение порождает не только новые сенсорные образы, но и новые мысли.

Одной из характерных особенностей воображения является то, что оно связано не только с мышлением, но и с чувственными данными. Воображение не существует без мысли, но оно не сводимо к логике, поскольку всегда предполагает преобразование чувственного материала.

Таким образом, очевидно, что воображение — это и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и что такое преобразование происходит в органическом единстве чувственного и рационального.

Воображение бывает пассивным и активным в зависимости от степени выраженности активности.

Пассивное воображение характеризуется созданием образов, не привязанных к жизни, программ, которые не выполняются или вообще не могут быть выполнены. Пассивное воображение может быть преднамеренным (создает образы/мечты, не связанные с волей, которая могла бы способствовать их реализации) и непреднамеренным (наблюдается при ослаблении активности сознания, при его расстройствах, в состоянии полусна, во сне).

Активное воображение может быть творческим и восстанавливающим. Творческое воображение — это создание нового оригинального и синтез накопленных человеческих знаний. Возникновение творческого воображения на работе предполагает самостоятельное создание образов, которые реализуются в продуктах деятельности, и является неотъемлемой частью технического, художественного и другого творчества.

Воссоздающее воображение — на основе воспринятой знаковой системы, вербальной, числовой, графической и т.д., наполнение знаковой системы человеческими знаниями (чтение художественной литературы). В его основе лежит создание тех или иных изображений, соответствующих описанию.

Чтобы понять психологический механизм воображения, Л.С. Выготский выделяет четыре основные формы, связывающие деятельность воображения с действительностью.

Первая форма заключается в том, что «любое творение воображения всегда строится из элементов, взятых из реальности и содержащихся в предыдущем опыте человека. Конечно, избушка на курьих ножках существует только в сказках, но элементы, из которых построен этот сказочный образ, взяты из реального человеческого опыта, и только их сочетания несут на себе отпечаток сказочной конструкции, то есть такой, которая не соответствует действительности.

Вторая форма — это связь между готовым продуктом воображения и каким-то сложным явлением действительности, т.е. воображение создает новые комбинации на основе опыта. Достигается двойная и взаимная зависимость воображения и опыта. Если в первом случае воображение основано на опыте, то во втором случае сам опыт основан на воображении.

Третья форма связи проявляется двумя способами. С одной стороны, каждое чувство, каждая эмоция имеет тенденцию воплощаться в знакомых образах, соответствующих этому чувству. Когда ребенок входит в комнату в сумерках, он принимает висящее платье за незнакомца или разбойника, пробравшегося в дом. Образ грабителя, возникающий в воображении ребенка, нереален, но страх, который испытывает ребенок, его испуг — это очень реальный, действительный опыт для ребенка.

Суть последней, четвертой формы связи заключается в том, что конструкция воображения может представлять нечто принципиально новое, чего не было в человеческом опыте и что не соответствует реальному объекту.

Люди так много мечтают, потому что их разум не может быть «безработным». Он продолжает функционировать даже тогда, когда в мозг человека не поступает никакой новой информации, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время начинает работать воображение, и человек не может остановить его по своему желанию.

Воображение в жизни человека

Первая функция воображения — это представление реальности в картинках и умение использовать их для решения проблем. Эта функция воображения связана с мышлением и органически включена в него.

Вторая функция воображения — регулирование эмоциональных состояний. С помощью своего воображения человек может удовлетворить многие потребности, хотя бы частично, и снять вызванное ими напряжение. Эта жизненно важная функция особенно подчеркивается и развивается в психоанализе.

Третья функция воображения связана с его участием в волевой регуляции когнитивных процессов и состояний человека, особенно восприятия, внимания, памяти, языка и эмоций. С помощью искусно созданных образов человек способен направлять свое внимание на необходимые события. С помощью образов он может управлять своим восприятием, воспоминаниями и высказываниями.

Четвертая функция воображения — формирование внутреннего плана действий, способность выполнять его в уме, манипулируя образами.

Наконец, пятая функция — это планирование и программирование деятельности, создание таких программ, оценка их правильности и процесс реализации.

Однако главной функцией остается участие в творческом процессе.

Таким образом, воображение — это важная психическая функция преобразования окружающего мира на основе прошлого опыта. Воображение функционирует как своеобразное отражение особенностей личности человека, его психологического состояния или настроения. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность.

Особенности воображения у детей дошкольного возраста

Характеризуя детское воображение как богатое или бедное, следует помнить, что на этот счет существуют различные точки зрения.

Л. С. Выготский и С.Л. Рубинштейн считают, что поскольку основным источником воображения является реальный, практический опыт, то, естественно, у ребенка он будет беднее и примитивнее, чем у взрослого. Воображение ребенка развивается постепенно, в процессе накопления жизненного опыта, и все образы воображаемой деятельности, какими бы причудливыми они ни были, основаны на впечатлениях из реальной жизни. Поэтому нельзя сказать, что воображение ребенка богаче, чем у взрослого. Этого мнения придерживаются и другие психологи.

Воображение ребенка начинает развиваться очень рано, оно слабее, чем у взрослого, но занимает большое место в его жизни.

До трехлетнего возраста воображение существует внутри других психических процессов; его фундамент закладывается в них. В возрасте трех лет происходит формирование вербальных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящей деятельности.

В 6-7 лет воображение активно. Имитируемые образы появляются в различных ситуациях и характеризуются содержанием и спецификой. Появляются элементы творчества.

Н.Н. Палагина рассматривает второй год жизни — период обостренного интереса к предметам и их изменениям, активной предметной деятельности, период богатства по форме и содержанию совместной деятельности ребенка и взрослого, начало формирования языка — как сенситивный период развития воображения. Период развития воображения характеризуется высокой степенью креативности.

Этот период развития воображения характеризуется активным перекомбинированием предметной среды и созданием воображаемых ситуаций.

На третьем году жизни происходит формирование вербальных форм воображения. Автор отмечает такие особенности развития воображения в это время, как игровое отношение к слову, овладение словесными источниками игры, отрыв условного действия от предметной опоры и выражение его в символической форме, в словах.

Четвертый год жизни знаменует собой выделение мира фантазий. На этом этапе отмечается усиление динамики образов, активное соотнесение воображаемых образов с заданными условиями и обстоятельствами, попытки наладить взаимодействие персонажей в игре режиссера.

Основная ценность этого периода заключается в формирующейся тенденции отстраненности ребенка по отношению к собственным фантазиям. Однако ребенок не достигает полной отслойки даже на пятом году жизни.

Развитие воображения на ранних этапах дошкольного детства подробно рассматривается в работах О.М. Дьяченко. Автор выделяет два вида воображения — аффективное и познавательное — и прослеживает его развитие с 2,5-3 лет.

Автор связывает познавательное воображение со специфическим отражением объективного мира, преодолением противоречий в представлениях ребенка о действительности, завершением и уточнением целостной картины мира.

На ранних этапах детства (до 5 лет) познавательное воображение первоначально связано с совладанием с новыми действиями с предметами, с обращением к предметам-заместителям, а чуть позже — с развитием ролевых игр, рисования, конструирования, и в этом возрасте носит репродуктивный характер.

Аффективное воображение, по мнению автора, направлено на устранение негативных переживаний и освоение позитивных паттернов человеческих отношений и эмоций. В период детства до пяти лет аффективное воображение связано с игрой ребенка со своими переживаниями и действует в большей степени как защитный механизм для усвоения смыслов социального поведения.

Особенности воображения детей в возрасте 6-7 лет во многом сходны с особенностями проявления этой функции у детей в возрасте 4-5 лет, но существенно отличаются по содержанию и значимости для развивающейся личности ребенка, так как этот возрастной период предъявляет особые требования к развитию, связанные с подготовкой к учебной деятельности.

В возрастном периоде 5-7 лет следует отметить две важные функции и линии развития воображения.

Первый связан с овладением рисунком и символической деятельностью и определяется ролью механизмов воображения в овладении ребенком волевым вниманием, памятью и логическим мышлением.

Вторая функция воображения связана с ориентировочно-исследовательской результативно-познавательной деятельностью, она позволяет ребенку понимать и чувствовать значение человеческих действий, действий других людей и своих собственных действий для себя и для других, мысленно проигрывать различные варианты действий и переживать значение их последствий.

Деятельность воображения оказывается очень сложной и зависит от целого ряда самых разных факторов. В самом общем виде воображение можно определить как способность к рекомбинации образов. Принцип удовольствия, доминирующий в раннем детстве, отражается в фантазиях и грезах ребенка. До определенного возраста сознание ребенка свободно от реальности и служит только его желаниям и чувственным наклонностям.

Отправной точкой развития ребенка является мышление, не направленное на реальность, то есть бредовое мышление или фантазия. Детский эгоцентризм — это переходная стадия от фантазий к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем больше его мышление направлено на воображаемое удовлетворение своих желаний. Только в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней.

Мощный шаг в развитии воображения, делается в связи с усвоением языка. Язык освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и закреплению представлений об объекте; именно язык дает ему возможность представить, обдумать и мысленно преобразовать тот или иной объект, которого он не видел.

Ребенок может выразить словами то, что не соответствует его реальному восприятию; таким образом, он может чрезвычайно свободно перемещаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами. Таким образом, главным средством воображения, как и мышления, является язык. Воображение становится возможным благодаря языку и развивается вместе с ним. Таким образом, это не первичная функция, изначально заложенная в ребенке, а результат его психического и, прежде всего, языкового развития.

Воображение играет гораздо большую роль в жизни ребенка, чем в жизни взрослого. Она проявляется гораздо чаще и позволяет гораздо легче «уйти» из реальности. И самое главное — дети верят в то, что они изобретают.

Их воображаемый и реальный миры не разделены такими четкими границами, как у взрослых.

Переживания, вызванные воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и гораздо сильнее, чем для взрослых.

Дети в возрасте 3-5 лет могут сетовать на судьбу серого козлика и колобка, угрожать злому волшебнику и пытаться победить его в ходе игры, придумывать способы убежать от хитрой лисы и так далее. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказках, в словах, на сцене), вызывает у него самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасением. Многочисленные детские страхи, распространенные в этом возрасте, можно объяснить силой и живостью воображения ребенка.

Повышенная эмоциональность — важный признак воображения дошкольника. Выдуманные персонажи приобретают для ребенка личный смысл и начинают жить в его сознании как абсолютно реальные.

Таким образом, воображение играет большую роль в жизни ребенка и имеет свои особенности: Она приобретает произвольный характер, предполагающий создание плана, его планирование и реализацию. Воображение становится особой деятельностью, переходящей в фантазию, ребенок овладевает методами и средствами создания образов.

Воображение движется к внутреннему плану, испытывает потребность в визуальной поддержке для создания образов.

Условия и методы развития воображения

Проблема развития воображения в раннем возрасте все больше привлекает внимание ведущих отечественных и зарубежных психологов, как проблема формирования творческих способностей детей.

Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, О.Н. Дьяченко подтвердили возможность формирования воображения на самых ранних этапах онтогенеза. В работах этих авторов воображение рассматривается как форма деятельности, выражающаяся в изменении и гибком использовании элементов опыта.

Как высшая психическая функция, воображение формируется в совместных действиях ребенка и взрослого через механизм социального наследования.

Законы формирования воображения наиболее подробно описаны в работах Н.Н. Палагина с самых ранних этапов онтогенеза. По мнению автора, генетическими условиями для развития воображения являются первоначальная активность ребенка, потребность в новых впечатлениях, а также потребность в общении и самоутверждении, что приводит ребенка к усвоению форм деятельности в рамках определенной культуры.

Формирование воображения происходит через создание воображаемых ситуаций и образов в совместной деятельности взрослого и ребенка.

Генетической клеткой, из которой вырастает воображение и к которой оно постоянно обращается, по мнению автора, является условное действие.

Механизм «как будто» инициирует процессы воображения, слово придает ему качественно новые характеристики: оно позволяет создать обособленный мир воображения, отделенный от действия и личного участия воображающего ребенка.

Исследования Н.Н. Палагина представляют собой наиболее полное и всестороннее исследование закономерностей развития воображения ребенка в возрасте от одного года до четырех — пяти лет. Автор рассматривает формирование особого образного мира в игровых действиях и в вербальном общении.

Развитие воображения в игровых действиях включает в себя варьирование повседневных действий по значениям действий, создание воображаемых ситуаций из произвольных источников, детализацию действия изобразительными действиями и мимикой, контроль собственного поведения на основе взятой роли, ориентацию в ролевой игре на правило и схему взаимоотношений.

В отношении вербальной коммуникации воображение развивается по линии варьирования слов, вербальной характеристики образов, представления позиции собеседника, вербальной игры с образами, учета заданных условий при вовлечении в воображаемые события.

Развитие воображения на ранних этапах дошкольного детства подробно рассматривается в работах О.М. Дьяченко.

Автор стремится использовать такие методы развития, которые в целом учитывают репродуктивно-защитную, заместительную природу воображения. Цель этой работы — научить детей создавать сложные образы воображаемой реальности, связанные с переживанием мира, спокойствия и глубокой радости. Игры на воображение, в которых дети создают сложные образы, довольно сложны в исполнении, поскольку требуют навыков умственной тренировки и звукового и музыкального сопровождения. Некоторые дети нуждаются в двигательной поддержке в процессе воображения.

Воображение питает душу ребенка и делает его умственную жизнь богатой и насыщенной. Яркие образы, полностью поглощающие сознание ребенка, фокусируют внимание на процессе деятельности, а не на ее результате. И детская игра, и решение интеллектуальных задач пронизаны образными представлениями.

Развитие у 5-7-летних детей механизмов воображения — вариативности, моделирования, схематизации, детализации — создает основу для формирования знаково-символической функции. В отечественной литературе неоднократно высказывается мысль о том, что совершенствование механизмов воображения ярко проявляется в развитии знаково-символической функции.

Воображение 5-7-летнего ребенка характеризуется отстраненным миром фантазий. Ребенок четко различает реальный мир и мир образов, которые он создает.

В ролевой игре и других видах творческой детской деятельности (изобразительная деятельность, перцептивный и эмпирический процесс сказок) создаются яркие фантазийные образы.

Когнитивная линия развития воображения связана с освоением рисунка и символической деятельности и с особой ролью создаваемых образов по отношению к освоению ребенком каких-либо познавательных функций.

Аффективная линия развития воображения связана с овладением средствами эмоционального контроля, а также с эмоциональным предвосхищением последствий действий в различных ситуациях, которые позволяют открывать и переживать смысл собственных действий и требований других людей. Развитие когнитивных и аффективных форм воображения у детей способствует не только изменению самой функции воображения, но и многогранному развитию личности ребенка.

В старшем дошкольном возрасте воображение поднимается на новую, более высокую ступень развития. Именно в этом возрасте воображение достигает своего истинного расцвета.

Под решающим влиянием воспитания опыт ребенка еще более обогащается, давая ему возможность отражать в своих играх и изобразительной деятельности более широкий спектр окружающей действительности.

Воображение не развивается само по себе, а требует определенных условий и, прежде всего, организации правильной воспитательной работы. При отсутствии должного руководства развитие воображения сильно задерживается или идет в нежелательном направлении.

Становясь более творческим и целенаправленным (что выражается, например, в подчинении воображения требованиям взятой на себя роли, правилам игры), воображение постепенно приобретает относительную независимость от внешней активности ребенка. Продукты воображения мы находим в детской игре, когда ребенок заменяет реальные предметы воображаемыми. Воображение наиболее ярко проявляется в сюжетно — ролевой игре. И в этой деятельности воображение работает в нескольких направлениях.

Во-первых, дети по-новому используют предметы, наделяя их разнообразными воображаемыми функциями.

Во время урока один предмет может принимать до 10 различных значений. Например, обычный носовой платок может быть флагом, одеялом или шарфом. Дети проявляют необычайную изобретательность в создании игровой среды. Одна и та же комната превращается то в океан, то в поле боя, то в магазин. Во-вторых, большое влияние на ребенка оказывает воображаемая картина. Чего стоит — или перевести скучное занятие в план ролевого действия, как его тут же охотно выполняет ребенок.

Очень яркое воображение у дошкольников в игре про режиссера. Даже трехлетние дети любят распределять роли между игрушками и разыгрывать с ними различные действия.

Зарождаясь и формируясь в игре, воображение переходит на другие виды деятельности. Наиболее ярко это проявляется в рисовании и сочинении историй и рифм.

Один из важнейших способов развития воображения — расширение опыта детей в области концептуального мышления.

Воображение питает формирование знака — символическую функцию сознания, строится из элементов, взятых из действительности, поэтому находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия опыта.

Таким образом, развитие воображения венчает процесс формирования образа, поскольку сам процесс воображения заключается в создании новых образов и идей путем переработки существующих представлений и понятий.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Цели и ценностные ориентации личности
  2. Психологическое взаимодействие и его модели
  3. Психологические особенности профессиональной деятельности фармацевта
  4. Приемы коррекционной педагогики
  5. Личность в группе
  6. Любовная аддикция как патологическое нарушение динамики любви
  7. Методология и методы психологического исследования
  8. Актуальные проблемы психологии мышления — Специфика мыслительного процесса
  9. Развитие внимания
  10. Психологические основы бизнес-тренинга как метода профессионального обучения