Для связи в whatsapp +905441085890

Воображение детей — Функции воображения

В сложной структуре человеческой психики есть замечательное качество — воображение, или фантазия. Когда человек с помощью восприятия и мышления переживает свойства, взаимосвязи и отношения реально существующих вещей, явлений, то в воображении отражается и то, что было, но о чем человек не может свидетельствовать, и то, что есть, но по каким-то причинам недоступно, и то, чего нет, но может быть. То, что отражается в воображении, — это также и то, что никогда не произойдет, никогда не сбудется. Другими словами: В воображении человек выходит за пределы реального мира во времени и пространстве: он может соединять и разъединять несопоставимое и несопоставимое, перемещать вещи, события, процессы из настоящего в будущее, в прошлое, из одного пространства в другое.

Воображение — это психический процесс создания образов объектов, ситуаций и обстоятельств путем объединения существующих знаний человека в новую комбинацию.

Воображение не может развиваться в пустой комнате. Чтобы начать воображать, человек должен видеть, слышать, получать впечатления и сохранять их в памяти. Чем больше знаний, тем богаче опыт человека, тем разнообразнее его впечатления, тем больше возможностей для комбинирования образов. Воображение возникло в процессе трудовой деятельности человека. Предвидеть результаты работы можно было только «опережая» то, что делается в данный момент. С развитием и усложнением трудовой деятельности совершенствовалось и воображение: оно рисовало картины более отдаленного будущего, отдаленных результатов. У современного человека нет границ познания, работы мысли, безграничного воображения и фантазии. Воображение в его конкретном буквальном смысле может быть только у человека. Только тот человек, который как субъект социальной практики действительно преобразует мир, развивает настоящее воображение. Любое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано нам в восприятии. Это изменение и преобразование выражается, с одной стороны, в том, что человек, отталкиваясь от знаний и опираясь на опыт, формирует образ того, чего он сам никогда не видел в реальности.

Воображение может предвосхищать будущее, создавать образ, образ того, чего не существует. Так, М.В. Водопьянов или И.Д. Папанин могли представить в своем воображении полет на Северный полюс и высадку на него, когда это была только мечта, которая еще не осуществилась и о которой неизвестно, может ли она осуществиться. Воображение тоже может достичь такого отрыва от реальности, чтобы создать фантастический образ, ярко расходящийся с действительностью. Но даже в этом случае он в определенной степени отражает эту реальность. А воображение плодотворно, когда оно преобразует реальность, принимая во внимание ее существенные аспекты и наиболее важные черты. Поэтому даже в этой форме, отклоняющейся от реальности до степени фантазии, воображение не разрывает связь с реальностью. Таким образом, воображение — это не абстрактная функция, а естественно возникающая сторона сознательной деятельности. Именно на этой основе развивается тот или иной навык, поскольку воображение формируется в конкретной творческой деятельности. Фактическое восприятие реальности часто трансформируется воображением под влиянием чувств, желаний, симпатий и антипатий. Эти трансформации затем приводят к искажению, а иногда и к более глубокому осознанию реальности.

Воображение — одно из основных качеств человека. В нем наиболее ярко проявляется разница между человеком и животными предками. Философ Э.В. Ильенков писал: «Само воображение, или способность воображения, есть одна из не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без него невозможно сделать ни шагу, не только в art….. Без силы воображения было бы невозможно даже перейти улицу сквозь поток машин. Человечество никогда бы не запустило ракеты в космос без воображения. восклицал Дидро: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни простым человеком… Воображение — это способность вызывать образы. Человек, лишенный этой способности, был бы глупцом. Благодаря воображению человек отражает реальность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и взаимосвязях. Воображение преобразует реальность и создает на этой основе новые образы. Воображение тесно связано с мышлением, поэтому оно способно активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, заданные представления и идеи. В целом, воображение связано со всеми аспектами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.

Воображение является когнитивным процессом и основано на аналитико-синтетической деятельности человеческого мозга. Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явлений, синтез — объединить их в новые, ранее невиданные комбинации. Результатом является образ или система образов, в которых реальная действительность предстает перед человеком в новой, преобразованной, измененной форме и содержании. Каким бы новым ни было то, что создает воображение человека, оно неизбежно исходит, опирается на то, что есть в реальности. Поэтому воображение, как и вся психика, является отражением мозгом окружающего мира, но только отражением того, что человек еще не воспринял, отражением того, что станет реальностью в будущем. Физиологической основой воображения является образование новых комбинаций из временных нейронных связей, уже сформированных в коре полушарий головного мозга.

Главное значение воображения заключается в том, что без него весь человеческий труд был бы невозможен, потому что невозможно работать, не представляя себе конечный результат и промежуточные результаты. Без воображения невозможен прогресс в науке, технике или искусстве.

Воображение детей - Функции воображения

Функции воображения

Воображение имеет ряд специфических функций в жизни человека. Первый из них — это умение представлять реальность в образах и использовать их при решении задач. Эта функция воображения связана с мышлением и органически включена в него. Вторая функция воображения — регулирование эмоциональных состояний. С помощью своего воображения человек способен удовлетворить многие потребности, хотя бы частично, и снять вызванное ими напряжение. Эта жизненно важная функция особенно подчеркивается и развивается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в волевой регуляции когнитивных процессов и состояний человека, особенно восприятия, внимания, памяти, языка и эмоций. С помощью умело вызванных образов человек может направить внимание на необходимые события. С помощью образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертой функцией воображения является формирование внутреннего плана действий — способность осуществлять его в уме посредством манипулирования образами. Наконец, пятая функция — это планирование и программирование деятельности, создание таких программ, оценка их правильности, процесс реализации.

Виды производительности.

В психологии различают следующие виды воображения: непроизвольное или пассивное воображение — новые образы возникают под влиянием мало осознаваемых или неосознаваемых потребностей. Это сны, галлюцинации, дневные грезы, состояния «безумного спокойствия». Волевое или активное воображение — это процесс сознательного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот тип воображения возникает в раннем возрасте и получает наибольшее развитие в детской игре. В игре дети берут на себя различные роли (пилот, водитель, врач, баба-яга, брокер и т.д.). Необходимость строить свое поведение в соответствии с приятной ролью требует активной работы воображения. Также необходимо представить себе недостающие предметы и саму игровую ситуацию. По оригинальности добровольное (активное) воображение делится на рекреационное или репродуктивное и творческое.

Реконструктивное или репродуктивное воображение — это построение образа предмета или явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме или картине. В процессе реконструктивного воображения создаются новые образы, но они субъективно новые, для конкретного человека, а объективно уже существуют. Они уже воплощены в определенных культурных объектах. При чтении художественной литературы, изучении географических, исторических и других описаний всегда необходимо воссоздать то, что есть в этих источниках, с помощью воображения. Любой зритель, читатель или слушатель должен обладать хорошо развитым воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать автор, рассказчик. Отличной школой для развития творческого воображения является изучение географических карт. К.Паустовский писал: «Еще в детстве у меня было пристрастие к географическим картам. Иногда я мог часами сидеть над ними, как над увлекательной книгой. Я исследовал русла неведомых рек, причудливые морские побережья, проникал в глубь тайги … Постепенно все эти места оживают в моем воображении с такой ясностью, что кажется, я мог бы писать вымышленные путевые дневники о разных континентах и странах. Досуговые фантазии играют важную роль в жизни человека. Она позволяет людям обмениваться опытом, без которого социальная жизнь была бы немыслима. Это помогает каждому из нас постигать опыт, знания и достижения других.

Творческое воображение — это самостоятельное создание новых образов, реализуемых в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без использования готового описания или традиционного изображения. Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых раньше не существовало. Но их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько яркие, реальные, что вы начинаете считать их живыми.

Особый вид воображения — это мечта. Сон всегда направлен в будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет зарисовать будущее и организовать свое поведение для его реализации. Нельзя представить будущее (то есть то, чего еще нет) без воображения, без способности строить новый образ. Более того, мечта — это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто в будущее, а в желаемое будущее. Сновидение не дает немедленного объективного продукта деятельности, но всегда является стимулом к деятельности. К.Г. Паустовский говорил, что сущность человека — это мечта, которая живет в сердце каждого. «Ничто так не скрывает человека, как его мечта. Возможно, потому, что она не выносит ни малейшей насмешки, а уж тем более прикосновения равнодушных рук. Только единомышленник может поверить в свою мечту». Образы типа сновидений содержат человеческие идеалы — образы, которые служат картинами жизни, поведения, отношения и деятельности. Идеал — это образ, представляющий наиболее ценные и значимые характеристики и качества личности. В образе-идеале выражается тенденция развития человека. Другим видом творческого воображения является фантазия или мечтательность. Здесь желаемое будущее не связано напрямую с настоящим. Образы фантазии включают сказочные фантазии и научно-фантастические образы. Фантазия изображает предметы и явления, не существующие в природе. Как сказки, так и научная фантастика являются результатом творческого воображения. Но их авторы не видят путей достижения того, что заложено в их воображении.

Воображение — это присущая только человеку возможность создавать новые субъективные и осмысленные образы (репрезентации) действительности. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает реальность. С помощью воображения, однако, происходит мысленный выход за пределы непосредственно воспринимаемого. Его основная функция — представить ожидаемый результат до того, как он будет реализован. С помощью воображения мы формируем образ объекта, ситуации, состояния, которые никогда не существовали или не существуют в данный момент.

Виды производительности

Воображение характеризуется активностью, результативностью. Воображение может быть как реконструктивным (создание образа объекта по его описанию), так и творческим (создание новых образов, требующих подбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образных представлений происходит различными способами. Как правило, они используются человеком (и особенно ребенком) неосознанно.

Первый такой тип — агглютинация, то есть «слипание» различных, не связанных между собой частей в повседневной жизни. Примером может служить классическая сказочная фигура человека-животного или человека-птицы.

Вторая возможность — гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение объекта или его отдельных частей. Примерами могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гулливер, Мальчик-с-пальчик.

Третий известный способ создания образов воображения — схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Четко проработаны основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.

Четвертый способ — типизация. Для него характерно выделение существенных, повторяющихся, в чем-то однородных фактов и воплощение их в конкретном образе. Например, есть профессиональные изображения рабочего, врача, инженера и так далее.

Пятый метод — акцентирование. В созданном изображении часть, деталь, деталь выделяется, особенно подчеркивается. Классический пример — карикатура, шарж.

Основой для создания любых образов воображения является синтез и аналогия.

Аналогии могут быть близкими, непосредственными и отдаленными, ступенчатыми. Например, внешний вид самолета напоминает взлетающую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль — это отдаленная аналогия морскому судну. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения построены многочисленные методики диагностики воображения и его развития.

Воображение и чувства.

Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа воображения вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Хорошо известно, как дети воспринимают сказки. Их переполняют эмоции, сила которых не уступает эмоциональной картине взрослых в самые важные моменты жизни. А детские игры? Она просто не имеет смысла для ребенка, если у него нет яркого эмоционального фона, и в то же время игра полностью основана на активной работе воображения. Связь воображения и эмоций проявляется и у взрослых. Каждый из нас хотя бы раз в жизни получал высокое эмоциональное удовлетворение от сновидения. Человек мечтает о том, что привлекает, доставляет удовольствие, удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. А мечта, как картина желаемого будущего, является классической формой воображения.

Воображение и чувства (эмоции) неразделимы в жизни ребенка. Влияние чувств на воображение и наоборот давно замечено учеными. Уже в прошлом веке французский психолог Т. Рибо обнаружил, что все формы творческого воображения содержат сильные эмоциональные моменты. Л.С. Выготский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил в следующих словах: «… каждое чувство, каждая эмоция стремится воплотиться в образах, соответствующих этому чувству»… Эмоции собирают, так сказать, впечатления, мысли и образы, которые соответствуют настроению человека. Богатая эмоциональная жизнь, таким образом, стимулирует развитие воображения. Второй закон, выведенный Л.С. Выготским, называется «законом эмоциональной реальности воображения», он гласит, что «всякое построение воображения обратно отражается на наших чувствах, и если это построение не соответствует самой действительности, то все же вызываемые им чувства являются реальными, действительно пережитыми, волнующими человека. С проявлением обоих законов связаны многие «странности» в поведении детей. Хорошо известно, как дети любят придумывать и рассказывать различные «страшные истории». Нередко дети оказываются напуганы своими собственными историями, сюжет и герои которых превращаются для ребенка в фантастическую реальность. Действует закон эмоциональной реальности воображения. Этому закону мы обязаны многими конфликтами, которые часто возникают в детских играх. Сильные эмоции, сопровождающие игру, рожденные образами фантазии, придают этим изображениям статус реальности. Ребенок отождествляет воображаемую роль и действие с реальной личностью своего приятеля.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: Используя богатство эмоциональных состояний ребенка, можно успешно развивать его воображение, и наоборот, можно формировать у ребенка культуру чувств через целенаправленную организацию его воображения.

Воображение и интересы.

Воображение тесно связано с интересом. Интерес можно определить как эмоциональное проявление когнитивной потребности. Она выражается в направленности человека на определенную деятельность, которая имеет для него особое значение. Началом формирования интереса является эмоциональная привлекательность объекта окружающей действительности. Интересы имеют огромное значение в жизни человека. Поскольку интересы проявляются в положительных эмоциях человека, они вызывают чувство удовлетворения от работы. Они позволяют сосредоточить внимание на работе и повысить эффективность. И.П. Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Известно, что чем больше заинтересованность ученика в обучении, тем успешнее проходит любой учебный процесс.

Формирование множества интересов очень важно для развития ребенка. Следует отметить, что для дошкольника и школьника в целом характерно познавательное отношение к миру. Ему «интересно все». Такая своеобразная ориентация имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с различными видами деятельности, активизирует его разнообразные способности. Однако ребенок не может по-настоящему научиться, увидеть, «попробовать все», и здесь на помощь приходит воображение.

Фантазия значительно обогащает опыт ребенка, знакомя его в воображаемой форме с ситуациями и сферами, с которыми он не сталкивается в реальной жизни. Это провоцирует его или ее на развитие принципиально новых интересов. С помощью воображения ребенок попадает в такие ситуации и пробует такие действия, которые недоступны ему в реальной жизни. Это дает ему дополнительный опыт и знания в житейской и профессиональной сфере, в научной и нравственной, определяет для него смысл того или иного объекта жизни. В итоге это формирует разнообразные интересы. В своей наиболее яркой форме воображение сливается с интересом к игре. Именно поэтому многие методики, направленные на развитие интересов, основаны на принципе воображения в игровой деятельности. Воображение не только развивает интересы в широте и обеспечивает их разносторонность, но и углубляет уже сформировавшийся интерес. С помощью методических приемов, основанных на воображении, можно значительно повысить успешность ребенка в желаемой деятельности.

Воображение и талант

Никакая творческая деятельность невозможна без воображения. Творчество — это сложный психический процесс, который связан с характером, интересами и способностями человека. Воображение — это его фокус, его центр. В свою очередь, развитие творческого процесса обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка. Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя творческий процесс, ребенок испытывает целый спектр положительных эмоций, как в процессе деятельности, так и в результате полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких как память, мышление, восприятие, внимание. В то же время воображение само по себе значимо участвует в процессе обучения, поскольку оно на 90 процентов состоит из открытия нового. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усвоить моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и так далее. Через создание творческих работ ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, своих личностных качеств, понимает их по-новому, проникается их смыслом и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность у ребенка формируется эстетическая восприимчивость к миру, понимание красоты.

Все дети, особенно старшие дошкольники и ученики начальной и средней школы, любят заниматься искусством. Им нравится петь и танцевать, лепить и рисовать, сочинять музыку и рассказы, заниматься народными ремеслами и т.д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, счастливее. Дети способны к творческой работе не только независимо от места и времени, но особенно независимо от личных комплексов. Взрослые часто критически относятся к их творческим способностям, стесняются их проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне выражать себя в художественной деятельности. Они любят выступать на сцене, участвовать в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.

Творческая деятельность особенно важна для одаренных и талантливых детей. Для одаренного ребенка воображение — самая важная черта характера. Она требует постоянной активности воображения. Нетривиальные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации, необычные ракурсы при рассмотрении проблем — все это характерно для одаренного ребенка и является результатом воображения. Такие дети показывают более высокие результаты по сравнению со своими сверстниками. И они достигают этих результатов гораздо легче. Они более чувствительны к окружающему миру.

Для всех детей характерна особенно высокая чувствительность определенных психических функций в определенные периоды времени. Эти периоды, как мы уже указывали, называются «чувствительными периодами». В эти периоды определенная функция (например, язык, зрительно-действенное мышление или логическая память) наиболее восприимчива к стимулам из внешнего мира, легко поддается тренировке и интенсивно развивается. Такие периоды выделяются в психологии для всех функций. В эти периоды все дети показывают особые показатели в результатах, основанных на соответствующих функциях. Программы эстетического воспитания должны учитывать периоды сенсибилизации.

Воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, формирует осознание моральных норм через стимулирование эмоций. Все это — компоненты личности. Личность ребенка постоянно формируется под влиянием всех жизненных обстоятельств. Однако в жизни ребенка есть одна особая область, которая предоставляет особые возможности для развития личности — это игра. Важнейшей психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия. Через воображение игровых ситуаций и их реализацию ребенок формирует ряд личностных качеств, таких как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Работа воображения компенсирует неадекватные, но реальные возможности ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

Занимаясь творчеством (для которого воображение также имеет первостепенное значение), ребенок формирует такое качество, как духовность. В духовности воображение участвует во всех видах познавательной деятельности и сопровождается особенно положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такого важного личностного качества, как оптимизм.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте

Начало развития воображения ребенка связано с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые проявляет способность заменять одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Воображение развивается в играх, в которых символические замены производятся довольно часто и с помощью разнообразных средств и примеров.

Развитие воображения детей в дошкольном возрасте оценивается не только по представлениям и восторгам, которые дети принимают в игре, но и путем анализа материальных продуктов их творчества, особенно поделок и рисунков.

В первой половине дошкольного детства у ребенка доминирует репродуктивное воображение, которое механически воспроизводит полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, которые ребенок получает через непосредственное восприятие действительности, слушая истории, сказки, просматривая видео и фильмы. В этом виде воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к воспроизведенному в воображении материалу. Сами образы — воображение этого типа реконструирует реальность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе. Как правило, на картинках воспроизводится то, что произвело на ребенка эмоциональное впечатление, вызвало у него вполне определенные эмоциональные реакции, оказалось особенно интересным. В целом, воображение детей дошкольного возраста все еще довольно слабое.

Маленький ребенок, например, трехлетний, еще не способен полностью восстановить образ по памяти, творчески преобразовать его, расчленить отдельные части воспринимаемого образа и затем использовать их как фрагменты, из которых можно составить что-то новое. Для детей младшего дошкольного возраста характерна неспособность видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной. Если попросить шестилетнего ребенка разместить предметы на одной части плоскости и одновременно поместить их на другую часть плоскости, повернутую под углом 900 к первой, дети этого возраста обычно испытывают большие трудности. Им трудно мысленно преобразовывать не только пространственные, но и простые плоскостные изображения. В старшем дошкольном возрасте, когда дана произвольность памяти, воображение превращается из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, в ее творческое преобразование. Он соединяется с мышлением, участвует в планировании действий. В результате деятельность детей приобретает сознательный, целенаправленный характер. Основным видом деятельности, в котором проявляется творческое воображение детей и активизируются все познавательные процессы, становятся ролевые игры.

Воображение, как и любая другая психическая деятельность, проходит определенный путь развития в онтогенезе человека. О.М. Дьяченко показал, что воображение ребенка в своем развитии подчиняется тем же законам, которым подчиняются другие психические процессы. Подобно восприятию, памяти и вниманию, воображение также превращается из непроизвольного (пассивного) в добровольное (активное), постепенно трансформируется из непосредственного в опосредованное, а основным инструментом для его освоения со стороны ребенка являются сенсорные нормы. К концу дошкольного возраста у ребенка, творческое воображение которого развилось достаточно быстро (а такие дети составляют примерно пятую часть детей этого возраста), воображение представлено в двух основных формах: а) произвольное, самостоятельное порождение ребенком идеи и б) возникновение воображаемого плана ее реализации.

Помимо когнитивно-интеллектуальной функции, воображение ребенка имеет еще одну, аффективно-защитную функцию. Она защищает растущую, легко ранимую и плохо защищенную душу ребенка от слишком суровых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции воображения ребенок лучше познает окружающий мир и легче и успешнее решает поставленные задачи. Эмоционально защитная роль воображения заключается в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, чего трудно достичь через реальные практические действия.

У детей дошкольного возраста обе важные функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному. Начальный этап в развитии воображения можно отнести к возрасту 2,5-3 года. На этом этапе воображение, как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию, начинает превращаться в добровольный, опосредованный знаками процесс и разделяется на когнитивное и аффективное.

Когнитивное воображение формируется в результате отделения образа от объекта и обозначения образа словами. Аффективное воображение формируется в результате становления и осознания ребенком своего «я», психологического отделения «я» от других людей и от выполняемых действий.

На первой стадии развития воображение связано с процессом «объективизации» образа через действие. Благодаря этому процессу ребенок учится управлять своими образами, изменять их, уточнять и совершенствовать, и таким образом регулировать собственное воображение. Однако ребенок еще не способен планировать ее заранее, составлять программу предстоящих действий. Эта способность проявляется у детей только в возрасте 4-5 лет.

Аффективное воображение детей в возрасте от 2,5-3 до 4-5 лет развивается по несколько иной логике. Во-первых, дети символически выражают свои негативные эмоциональные переживания в персонажах сказок, которые они слышали или видели. После этого ребенок конструирует воображаемые ситуации, которые сгущают угрозы для его «Я» (детские сюжетные фантазии о себе как о якобы наделенном особыми положительными качествами).

Наконец, на третьем этапе развития этой образной функции возникают замещающие действия, выполнение которых может снять возникшее эмоциональное напряжение; формируется и начинает действовать на практике механизм проекции, с помощью которого ребенок начинает приписывать неприятные знания о себе, собственные негативные, морально и эмоционально неприемлемые качества и действия другим людям, окружающим предметам и животным. В возрасте около 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает такого уровня, что многие из них способны фантазировать и жить в воображаемом мире.

В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

  1. постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность ребенка дошкольного возраста. Чем больше сторон действительности раскрывается перед детьми, тем больше у них возможностей для развития и закрепления устойчивых познавательных интересов.
  2. постепенное расширение и углубление познавательных интересов в пределах одной и той же сферы действительности. Чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их ребенок, а затем влиять на формирование его интересов. Следует отметить, что для устойчивого интереса недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой реальности. У него должно быть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует вовлечение дошкольника в совместную деятельность со взрослыми.

Возникающее в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создает положительную окраску деятельности ребенка и способствует развитию интереса к ней. Но в этих ситуациях необходимо пробудить собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и усвоении новых знаний. Необходимо задавать ребенку вопросы и побуждать его к активному мышлению.

Накопление знаний, опыта является лишь предпосылкой для развития творческого воображения. Любое знание может стать бесполезным бременем, если не знать, как с ним обращаться, выбирать необходимое, что приводит к творческому решению проблемы. И для этого необходима практика принятия таких решений, возможность использовать сохраненную информацию в своей деятельности.

Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими чертами, как оригинальность и богатство создаваемых образов. Одной из важнейших характеристик такого воображения является способность направлять представления в нужное русло, подчинять их конкретным целям. Неспособность управлять идеями, подчинять их целям приводит к тому, что лучшие идеи и замыслы умирают, не найдя воплощения. Поэтому наиболее важной линией в развитии воображения ребенка дошкольного возраста является развитие направленного воображения.

Воображение маленького дошкольника следует за темой, и все, что он создает, фрагментарно, незавершенно. Взрослые должны помочь ребенку научиться не фантазировать фрагментарно, а воплощать свои идеи, создавать небольшие, но законченные произведения. Для этого родители могут организовать ролевую игру и в процессе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также организовать коллективное сочинение сказки: каждый из игроков говорит несколько предложений, а взрослый, участвующий в игре, может направлять развитие сюжета и помогать детям завершить идею. Полезно иметь специальную папку или альбом, в который можно поместить наиболее удачные рисунки, сказки, написанные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направить свое воображение на создание законченных и оригинальных работ.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Социально-психологический анализ невербальной коммуникации
  2. Психологические основы организации общения детей дошкольного возраста
  3. Педагогическая задача: пример и решение
  4. Групповая психологическая коррекция
  5. Приемы ТРКМ
  6. Особенности возникновения стереотипов
  7. Психодиагностика межличностных отношений
  8. Теории человеческой мотивации
  9. Педагогическая акмеология
  10. Методы психотерапии