Для связи в whatsapp +905441085890

Воображение и его теории в зарубежной и отечественной психологии

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Проблема восприятия в отечественной и зарубежной психологии
  2. Особенности восприятия в экстремальной ситуации
  3. Представления и их исследования в психологической науке
  4. Виды представлений об экстремальной ситуации и их характеристика
  5. Особенности проявления представлений в экстремальных условиях
  6. Воображение и особенности его применения в условиях экстремальной ситуации
  7. Теории внимания в отечественной и зарубежной психологии
  8. Особенности проявления внимания в экстремальной ситуации
  9. Теории памяти в отечественной и зарубежной психологии
  10. Память и ее проявление в экстремальной ситуации

Введение

Восприятие обеспечивает представление фактической объективной реальности, то есть той объективной реальности, с которой мы взаимодействуем в данный момент. Память также дает представление об объективной реальности, но только в той мере, в какой мы взаимодействовали с ней в прошлом. Таким образом, и наше восприятие, и наша память могут отражать реальность независимо от наших действий, но первое отражает только ту реальность, которая достигает нас в настоящем, а второе — ту, которая достигла нас в прошлом.

Однако самой важной характеристикой человека является то, что его поведение не ограничивается узким диапазоном реальности, заданным конкретным прошлым и настоящим. Человек выходит за пределы того, что дано сразу, и создает новую реальность. Воображение или фантазия делают это возможным. Поскольку нас не удовлетворяет то, что объективно дано в виде содержания восприятия и памяти, мы начинаем воображать новое содержание, создавать новые представления, которые не являются отражением объективной реальности, данной восприятием, а расширяют ее границы, создавая новую реальность посредством воображения.

Целью данной работы является анализ воображения и его психологических механизмов. Цель: проанализировать воображение и его психологические механизмы; рассмотреть виды, формы и функции воображения.

Концепция воображения

Как действующий субъект, человек не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преобразует природу, создает объекты, которых в ней нет. Но человек не смог бы всего этого сделать, если бы не мог ясно представить себе результат своих действий. Чтобы изменить мир на практике, мы должны уметь изменять его мысленно, в представлении. Эта способность создавать в уме новые образы называется воображением. Процесс воображения проявляется в создании чего-то нового — новых образов и мыслей, на основе которых создаются новые действия и предметы. Это создание того, чего еще не существовало в реальности.

Воображение — это психический процесс создания образов объекта или ситуации путем реструктуризации существующих представлений. Это часть индивидуального сознания, один из когнитивных процессов. Она особым и уникальным образом отражает внешний мир, позволяет не только программировать будущее поведение, но и представлять себе возможные условия, в которых это поведение будет осуществляться.

Воображение выражается в:

  • Построение образа средств и конечного результата деятельности субъекта;
  • Разработка программы поведения, когда проблемная ситуация не ясна;
  • Создание образов, которые не программируют, а заменяют деятельность
  • Получение изображений, соответствующих описанию объекта.

Воображение — одна из основных характеристик человека. Она наиболее четко показывает разницу между человеком и его животными предками. Философ Е.В. Ильенков писал: «Само воображение, или способность воображать что-либо, есть одна из не только драгоценных, но и универсальных, общих способностей, отличающих человека от животного. Без этого невозможно сделать ни одного шага, и не только в искусстве. Без силы воображения было бы невозможно пересечь даже одну улицу в потоке автомобилей. Без воображения человечество никогда бы не запустило ракеты в космос. восклицал Дидро: «Воображение! Без этого нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни интеллектуалом, ни мыслящим существом, ни человеком…… Воображение — это способность создавать образы. Человек без этой способности был бы дураком» Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. М., 2003..

Физиологическую основу воображения составляют остаточные (следовые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В результате этой сложной нейронной активности в перцептивном процессе не возникает новых комбинаций временных связей, сформированных в предыдущем опыте и составляющих основу репрезентаций образа. Учебник. Минск, 2008.

Сила воображения присуща только людям. Он порождается работой и развивается на ее основе. Особенность воображения заключается в переработке предыдущего опыта. В этом отношении он неотделим от процесса запоминания. Он преобразует то, что хранится в памяти. Воображение тесно связано с процессом восприятия. Он участвует в восприятии, влияет на формирование образов воспринимаемых объектов. Это обогащает новые образы, делает их более продуктивными. Наиболее тесные связи существуют между воображением и мышлением. Это особенно заметно в проблемной ситуации. Главная ценность воображения заключается в том, что оно позволяет представить себе результат работы до ее начала, тем самым направляя человека в процессе деятельности.

Классификация воображения

Классификация воображения осуществляется по степени его активности, то есть возможности сознательно и произвольно направлять его ход и содержание. На основании этого проводится различие между пассивным и активным воображением.

В случае пассивного воображения проводится различие между снами, дневными грезами и грезами; в случае активного воображения — между репродуктивным и творческим воображением. В этой последовательности каждая последующая форма воображения подразумевает возрастающую степень осознания и контроля.

Видения, которые человек видит во сне или галлюцинациях, совершенно не зависят от его желания (или нежелания) увидеть этот конкретный образ. Точно так же мы не можем контролировать содержание сна, и его содержание часто стирается в памяти, оставляя лишь смутные воспоминания о нем. Сон — это продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет привели ученых к мысли, что сны даже необходимы для нормального функционирования нашего мозга. Когда человек лишен сновидений, это может привести к психическим расстройствам. Продуктом больной или нездоровой психики являются галлюцинацииГригорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. М., 2003..

Галлюцинация — это также пассивное, непроизвольное воображение. У психически ненормальных или не совсем здоровых людей фантастические образы приобретают черты реальности. Для психически больного человека они конкурируют с тем, что он действительно воспринимает. Когда к нему приходит давно умерший родственник, он разговаривает с ним, как с живым, и ни на секунду не сомневается в его существовании. Такие «сны наяву» называются галлюцинациями.

Сны — это пассивные, но осознанные фантазии. Это мечты, которые не имеют ничего общего с желанием их исполнить. Люди мечтают о чем-то приятном, радостном, манящем, и в дневных снах прослеживается четкая связь воображения с потребностями и желаниями…..

Мечта — это создание образа желаемого будущего, необходимое условие для преобразования действительности, толчок, мотив для деятельности, окончательное завершение которой было отложено. Сон всегда направлен в будущее, на перспективу жизни и деятельности конкретного человека. Мечта позволяет человеку очертить будущее и организовать свое поведение для его реализации. Чтобы представить себе будущее (то есть то, чего еще нет), человек не может обойтись без воображения, без способности строить новый образ. Особенностью сновидения является построение тех образов, которые еще не реализованы, а иногда и не могут быть реализованы. Образы, которые люди создают в своих снах, характеризуются следующими чертами: яркий, живой, конкретный характер, с большим количеством деталей и особенностей; слабое выражение конкретных способов реализации мечты, причем эти способы и средства представлены в самых общих чертах; эмоциональная насыщенность образа, его притягательность для сновидца; стремление сочетать мечты с чувством уверенности в их реализуемости, со страстным желанием воплотить их в реальность.

Активное воображение — это процесс сознательного построения образов в сочетании с сознательно поставленной целью в любой деятельности. Этот тип воображения возникает в раннем возрасте и наиболее развит в детской игре. В зависимости от степени оригинальности активное воображение делится на репродуктивное и творческое.

Репродуктивное воображение, как и репродуктивное мышление, связано с воссозданием образов, созданных другими людьми. Это могут быть описания природы или персонажей из литературного произведения, музыкальные образы, рисунки автомобилей и зданий. При таком воспроизведении произвольно регулируется не только само содержание, которое в каждом случае достаточно индивидуально, но и яркость и живость этих образов, которая зависит от мотивации зрителя или слушателя, а также таланта автора. Чем больше субъективности привносит читатель в образы, созданные воображением на основе имеющихся описаний, тем активнее становится сам процесс воображения и превращается в своего рода со-творчество.

Творческое воображение — это самостоятельное создание новых образов, реализуемых в оригинальных продуктах деятельности. Изображения создаются без привязки к готовому описанию или традиционному образу.

Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых раньше не существовало.

Особый вид творческого воображения — это фантазия. Здесь желаемое будущее не связано напрямую с настоящим. Фэнтези включает в себя образы сказок и научной фантастики. Фантазия изображает предметы и явления, не существующие в природе. Как сказки, так и научная фантастика являются результатом творческого воображения. Но их авторы не видят средств для достижения того, что ставит перед ними их воображение. Каждый предмет, каким бы обыденным и невообразимым он ни казался, в той или иной мере является результатом работы воображенияТам же.

Существует большая связь между воображением и человеческим разумом. Развитие воображения неотделимо от развития всей личности. Воображение, как и любой аспект человеческого разума, можно тренировать и развивать. Воображение развивается особенно в тех видах деятельности, где воображение необходимо. У каждого есть «маленькое воображение», но каждый человек выражает свое воображение или фантазию по-разному, в зависимости от направленности человека — его интересов, его знаний, его эмоциональной предрасположенности.

Механизмы воображения

В образах, возникающих в воображении, всегда присутствуют черты уже известных образов человека. Но в новом образе они преображаются, изменяются, сочетаются в необычных комбинациях. Суть воображения заключается в способности замечать и подчеркивать определенные черты и характеристики в предметах и явлениях, а также переносить их на другие объекты. Существует несколько техник воображения.

Комбинирование — сочетание отдельных элементов различных изображений предметов в новые, более или менее необычные комбинации. Комбинация — это творческий синтез, не простая сумма уже известных элементов, а процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ.

Особым видом комбинации является агглютинация — сочетание признаков, которые на самом деле не являются родственными. Наиболее распространенными примерами агглютинации являются изображения сфинкса и кентавра, в которых человеческие черты сочетаются с чертами льва (сфинкс) и лошади (кентавр). Агглютинации также часто используются в аллегорических образах, в стихах (полумудрец — полуневежда), подчеркивая сложность, противоречивость созданного образа Богданова И.В., Лазарева С.В. и др. Психология и педагогика: учебник. М., 2003..

Подчеркните. Эта техника основана на том, что часть целого искусственно (иногда преувеличенно) подчеркивается и получает главную роль в полученном изображении. Например, это образы политиков, бизнесменов, созданные в виде марионеток. Автор показывает основные черты изображаемого человека, чтобы читатель мог их узнать. Этот прием активно используют пародисты на сцене, имитируя «оригинал» голосом, движениями и т.д. В.М. Козубовский, Общая психология: познавательные процессы. Общая психология: когнитивные процессы. Минск, 2008.

Типирование. Типирование основано на формировании образа, который приобретает черты, характерные для многих обобщенных объектов, становясь их «полномочным представителем». В литературе это происходит, например, когда необходимо описать собирательный образ героя целой эпохи.

Гиперболизация. Этот прием предполагает намеренное значительное преувеличение или преуменьшение свойств и элементов предметов, их размера, количества и т.д. (трехголовый змей, сказочные великаны) Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. Учебник. Минск, 2008.

Индивидуальные различия и развитие воображения

Воображение имеет субъективную сторону, которая связана с индивидуально-личностными характеристиками человека (в частности, с его доминирующим полушарием мозга, типом нервной системы, особенностями мышления и т.д.). Люди различаются в этом отношении: живостью образов; глубиной переработки образов реальности в воображении; типом доминирующего канала воображения.

Предполагается, что развивать процессы воображения можно, но в пределах, связанных с генотипически обусловленными способностями индивида. Развитие воображения включает его совершенствование по следующим характеристикам: разнообразие, многообразие процессов воображения; оригинальность образов воображения, оцениваемая другими людьми; уровень детализации построения образов воображения; эмоциональная реакция других людей на продукты воображения данного видаКозубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. Учебник. Минск, 2008.

У некоторых детей воображение развивается уже в возрасте 2-3 лет, без специального обучения в этом направлении. Другим не помогают специальные методики даже в пожилом возрасте. В связи с этим психологи выдвигают гипотезу о некой врожденности воображения. Однако у людей с воображением, занимающихся творческой деятельностью, наблюдается улучшение качественных характеристик имагинативных процессов. Это говорит о том, что можно развить воображение Там же.

Общие закономерности развития воображения таковы.

Первые образные представления ребенка связаны с перцептивными процессами и игровой деятельностью. Полуторагодовалому ребенку еще не интересно слушать истории (сказки) от взрослых, потому что у него еще нет опыта, который порождает перцептивные процессы. Однако можно наблюдать, как в воображении играющего ребенка, например, чемодан превращается в поезд, молчаливая, равнодушная кукла — в плачущего, обиженного мужчину, подушка — в любящего друга.

В период формирования речи малыш еще активно использует воображение в своих играх, в его жизни стремительно расширяются наблюдения. Однако все это происходит как бы само собой, непреднамеренно.

От 3 до 5 лет «растут» добровольные формы воображения. Воображаемые образы могут возникать как в ответ на внешний стимул (например, по просьбе других), так и по собственной инициативе ребенка. В то же время имагинативные ситуации часто бывают целевыми, с конечной целью и заранее продуманным сценарием — В.М. Козубовский, Общая психология: Когнитивные процессы. Общая психология: когнитивные процессы. Минск, 2008.

Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, вызванным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и применения их на практикеТам.

Индивидуальные качества воображения ярко выражены в процессе творчества. В этой сфере человеческой деятельности воображение приравнивается к мышлению в терминах значений. Важно, что для развития воображения необходимо создать для человека условия, в которых есть свобода действий, независимость, инициатива, раскованность.

Заключение

С помощью воображения человек отражает реальность, но в других, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Воображение преобразует реальность и создает на этой основе новые образы. Воображение тесно связано с мышлением, поэтому оно способно активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, заданные представления и идеи. В целом, воображение связано со всеми аспектами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.

Воображение играет гораздо большую роль в жизни человека, чем это иногда представляется. Творческая деятельность немыслима без воображения. Оригинальные формы автомобилей, фантазии на тему «луча инженера Горина» и передачи изображения на расстояние (современное телевидение), мечты Э. Циолковского о межпланетных полетах и многое другое давно бы остались за пределами цивилизации, если бы человечество не было способно к фантазии. Революционные перевороты в России, осуществленные большевиками в 1917 году, сопровождались не только чисто теоретическими разработками, но и образами «завтрашнего дня». Современность в искусстве, межконтинентальные сражения, разыгрываемые военными на штабных картах, угроза надвигающейся экологической планетарной катастрофы — все это плоды человеческого воображения. «То, что сейчас доказано, когда-то существовало только в воображении», — заметил английский поэт и художник У. Блейк.

Список литературы

  1. Богданов И.В., Лазарев С.В. и др. Психология и педагогика: учебник. — Москва: Издательский дом РУДН, 2003.
  2. Григорович Л.а., Марцинковская Т. 2. Григорович Л.а. Марцинков Т.Д. Педагогика и психология. — Москва: Гардарики, 2003.
  3. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. — Москва: Academa, 2003.
  4. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. Учебник. — Минск: Амальфия, 2008.
  5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. — Санкт-Петербург, 2006.
  6. Общая психология. — Санкт-Петербург: Питер, 2004.