Для связи в whatsapp +905441085890

Воображение и особенности его применения в условиях экстремальной ситуации

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Особенности восприятия в экстремальной ситуации
  2. Представления и их исследования в психологической науке
  3. Виды представлений об экстремальной ситуации и их характеристика
  4. Особенности проявления представлений в экстремальных условиях
  5. Воображение и его теории в зарубежной и отечественной психологии
  6. Теории внимания в отечественной и зарубежной психологии
  7. Особенности проявления внимания в экстремальной ситуации
  8. Теории памяти в отечественной и зарубежной психологии
  9. Память и ее проявление в экстремальной ситуации
  10. Теории мышления и их характеристика в отечественной и зарубежной психологии

Введение

Целью данного реферата является анализ воображения и его психологических механизмов.

Цель:

  1. Проанализировать воображение и его психологические механизмы.
  2. Рассмотреть виды, физиологические основы и функции воображения.
  3. Изучить индивидуальные особенности воображения и его развитие.

Методы исследования. Теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, методы исследования теоретического уровня — анализ, синтез, обобщение.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением того, что непосредственно воспринимается. Человек может представить в образах то, что он непосредственно не воспринимал, то, чего вообще не существует, и даже то, что не может существовать в реальности в данной конкретной форме. Таким образом, не каждый процесс, происходящий в изображениях, может быть понят как процесс воспроизводства. Действительно, каждое изображение в какой-то степени является и опосредованным, измененным воспроизведением, хотя и очень отдаленным, и трансформацией реального. Эти две тенденции воспроизводства и трансформации, которые всегда присутствуют в некотором единстве, тем не менее, противоречат друг другу. И если воспроизведение является главной чертой памяти, то трансформация становится главной чертой воображения. Воображать — значит преобразовывать.

Активные существа, люди не только созерцают и осознают, но и изменяют мир, преобразуют его. Чтобы преобразовать реальность на практике, нужно уметь преобразовывать ее мысленно. Эта потребность удовлетворяется воображением и его механизмами. Воображение неотделимо от нашей способности менять мир, эффективно преобразовывать реальность и создавать что-то новое. Поэтому прав был А.М. Горький, когда говорил, что «именно вымысел и воображение возвышают человека над зверем» — вымысел прежде всего как воображение.

Под воображением в самом широком смысле слова мы иногда подразумеваем любой процесс, происходящий в образах. В этом случае память, воспроизводящая образы ранее воспринятых вещей, оказывается «лишь разновидностью воображения» (Ф. Кейр, А. Селли, П. П. Блонский и др.). Отсюда мы приходим к различию между репродуктивным и творческим воображением и к отождествлению первого с памятью.

Поскольку, с одной стороны, воображение всегда в какой-то степени опирается на прошлый опыт, а с другой стороны, образное воспроизведение обычно, как показали исследования, в какой-то степени трансформирует воспроизводимое, то связь между воображением и образной памятью, несомненно, существует. Но не менее неоспоримым является и существование различий между ними. Если мы начнем с широкого понимания воображения как охватывающего любой умственный процесс в образах, то именно потому, что этот термин будет включать в себя память, необходимо будет, внося двойственность в термины, обозначить воображение в его отличии от памяти в более узком и конкретном смысле. Поэтому более уместно сохранить термин «воображение» для обозначения этого последнего специфического процесса. Воображение — это уход от прошлого опыта, это преобразование данного и создание на этой основе новых образов, которые являются одновременно продуктами и прототипами творческой деятельности человека.

Природа и виды воображения

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся материальная и духовная культура человечества является продуктом воображения и творчества людей. Воображение также играет важнейшую роль в развитии и совершенствовании человека как биологического вида. Она выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает ему будущее.

Воображение — это способность представлять себе отсутствующий или фактически несуществующий объект, удерживать его в своем сознании и мысленно манипулировать им.

Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разных временах, чего не может позволить себе ни одно живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, которые произвольно пробуждаются усилием воли; будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основным компонентом наглядно-образного мышления, которое позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать проблемы без непосредственного вмешательства практических действий. Она во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия либо невозможны, либо затруднительны, либо просто непрактичны или нежелательны.

От восприятия, которое представляет собой процесс приема и обработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, завершающийся формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют действительности, в них есть элементы фантазии и вымысла. Когда воображение рисует в сознании такие образы, которым ничто или мало соответствует в реальности, это называется фантазией. Более того, когда воображение направлено на будущее, оно называется мечтой.

Мечта

Воображение содержится в творческой деятельности, но не всегда процесс воображения сразу же реализуется в практических действиях человека. Часто этот процесс принимает форму особой внутренней деятельности, которая заключается в создании образа того, что человек хотел бы реализовать. Такие образы желаемого будущего называются мечтой.

Мечта — это необходимое условие для реализации творческих сил человека по преобразованию реальности. Он служит побудительной причиной или мотивом для деятельности, окончательное завершение которой откладывается по тем или иным причинам. Поэтому каждый предмет, сделанный руками человека, воплощенный в своей оригинальности, является воплощенной мечтой человека,

Роль воображения в практической продуктивной деятельности человека велика, но не всегда заметна. В каждом из них можно увидеть даже самый обычный предмет, овеществленный, воплотивший мечту многих поколений людей, которые остро нуждались в таких вещах. Чем длиннее история вещи, чем больше она изменилась, тем большее количество человеческих снов она содержит. Осуществленная мечта приводит к новой потребности, а новая потребность — к новой мечте.

Каждое новое достижение производственной деятельности, новая вещь поначалу кажется совершенной, но при освоении обнаруживаются недостатки, и человек начинает мечтать о лучшем, тем самым стимулируя процесс своего предметного воплощения. Четыре века назад обычное оконное стекло было несбыточной мечтой. В то время можно было только мечтать о прозрачном материале, который пропускал бы свет, как воздух. Такой прозрачный материал был получен благодаря усовершенствованию технологии производства стекла. Однако с течением времени обнаружились недостатки стекла. Например, стекло не пропускает ультрафиолетовые лучи: Дети, живущие в комнате с таким стеклом, не имеют крепких костей, солнечные лучи, отфильтрованные через стекло, практически безопасны для вредных микробов. Низкая прочность стекла особенно опасна при авариях. Новые достижения в производстве стекла порождают новые потребности, которые принимают форму мечты о стекле, пропускающем ультрафиолетовые лучи, о стекле, прочном как сталь. И эти мечты сбываются и порождают новые мечты.

Типы воображения.

Воображение характеризуется активностью, результативностью. Притворство реальности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Для более полного изложения видов и способов воображения можно воспользоваться схемой.

Воображение может быть как воссоздающим (создание образа предмета по его описанию), так и творческим (создание новых образов, требующих подбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образных представлений происходит различными способами. Как правило, они используются человеком (и особенно ребенком) неосознанно. Первый такой способ — агглютинация, то есть «склеивание» различных частей, которые в повседневной жизни не складываются вместе. Примером может служить классический сказочный персонаж — человек-зверь или птица.

Второй способ — гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение объекта или его отдельных частей. Примерами этого являются следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гулливер, Мальчик-с-пальчик.

Третий известный способ создания образов фантазии — схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, а различия сглаживаются. Основные черты сходства четко проработаны. Это произвольный схематический рисунок.

Четвертый способ — типизация. Для него характерен акцент на главном, повторение схожих в некоторых отношениях фактов и воплощение их в конкретном образе. Например, есть профессиональные фотографии рабочего, врача, инженера и т.д.

Пятый метод — акцентирование. В создаваемом изображении подчеркивается часть, деталь. Классический пример — карикатура.

Основой для создания любой образности является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль — это отдаленная аналогия морскому судну. Многочисленные методики диагностики воображения и его развития основаны на использовании синтезов, аналогий и построений имагинальных образов.

Активное воображение — характеризуется тем, что человек, пользующийся им, вызывает соответствующие образы по собственному желанию усилием воли.

Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, независимо от воли и желания человека.

Продуктивное воображение характеризуется тем, что в нем реальность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или имитируется. В то же время эта реальность творчески реализуется в изображении.

Репродуктивное воображение — при его использовании задача состоит в воспроизведении реальности как она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше похоже на восприятие или память, чем на творчество.

Процесс воображения в практической деятельности человека в основном связан с процессом художественного творчества. Таким образом, направление в искусстве, называемое натурализмом и отчасти реализмом, можно соотнести с репродуктивным воображением. Например, по картинам И.И. Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его картинах выписаны с «документальной» точностью. Точно так же работы демократических живописцев второй половины XIX века И. Крамского, И. Репина, В. Петрова, как бы резко ни были социализированы, представляют собой стремление к форме, максимально приближенной к копии реальности.

Физиологические основы воображения

Разнообразие типов воображения показывает, что их физиологические механизмы представляют собой сложные нервные процессы в коре головного мозга. Их основу составляют остаточные (следовые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В результате этой сложной нейронной активности в прошлом опыте формируются новые комбинации временных связей, которые составляют физиологическую основу воображаемых образов, не возникавших в реальном перцептивном процессе.

Эти новые комбинации нейронных связей могут возникать по разным причинам:

  • или бессознательно, в результате персеверации (спонтанного усиления) временных связей в определенных корковых центрах под влиянием некоторых случайных стимулов, действующих на эти центры в момент ослабления регуляторного контроля со стороны высших отделов коры, особенно при устранении или ослаблении функции второй сигнальной системы реальности (сновидения, галлюцинации);
  • или в результате сознательных усилий человека по конструированию нового образа, что невозможно без повышения интенсивности остаточных возбуждений в соответствующих корковых центрах, их регуляции и контролируемой связи с деятельностью других центров (все виды волевого воображения). В то же время вторая сигнальная система с ее многочисленными возможностями избирательного временного связывания берет на себя главную роль в работе коры головного мозга.

Образование новых комбинаций временных связей как физиологическую основу имагинативного процесса нельзя понимать как случайное, механическое соединение остаточных возбуждений, неизменных по своей физиологической структуре, в тех или иных корковых центрах, сформированных в процессе восприятия и закрепленных в них. Эти новые комбинации представляют собой реорганизацию существующих нервных процессов, формирование качественно новой структуры временных связей как результат подлинно творческой работы мозга.

Воображение основано на работе не отдельных нервных центров, а всей коры головного мозга. Это верно не только в отношении добровольного, но и непроизвольного воображения: даже во сне образы воображения не являются хаотичным скоплением бессмысленных, изолированных представлений, а всегда образуют в той или иной степени целостную, осмысленную, пусть и причудливую, картину. Это показывает, что даже неконтролируемое второй сигнальной системой формирование новых комбинаций временных отношений во сне является результатом деятельности всей коры головного мозга.

Функции воображения и его развитие

Человеческий разум не может находиться в бездействии, поэтому люди так часто видят сны. Человеческий мозг продолжает работать даже тогда, когда не поступает никакой новой информации, когда ему не нужно решать никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Доказано, что человек не в состоянии остановить поток мыслей, остановить воображение.

В процессе человеческой деятельности воображение выполняет ряд специфических функций (рис.2), первая из которых — представлять реальность в образах и уметь использовать их при решении задач. Эта функция воображения связана с мышлением и органически включена в него.

Вторая функция воображения — регулирование эмоциональных состояний. С помощью своего воображения человек может удовлетворить многие потребности, хотя бы частично, и снять напряжение, которое они вызывают. Эта жизненно важная функция особенно подчеркивается и развивается в таком направлении психологии, как психоанализ.

Третья функция воображения связана с его участием в волевой регуляции познавательных процессов и состояний человека. Искусно созданные образы помогают человеку сосредоточить внимание на нужных событиях, и он способен с помощью образов регулировать восприятие, впечатления, воспоминания, слова.

Четвертая функция воображения — формирование внутреннего плана действий, то есть способность осуществлять его в уме путем манипулирования образами.

Пятая функция воображения — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности и процесс их реализации.

С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма и настраивать их на предстоящую деятельность. Известно, что с помощью воображения, чисто волевым усилием, человек может влиять на органические процессы: изменять ритм дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.д. Эти факты лежат в основе аутотренинга, который широко используется для саморегуляции.

С помощью специальных упражнений и техник можно развить воображение. В творческих областях деятельности — науке, литературе, искусстве, технике и т.д. — Воображение развивается естественным образом в процессе этой деятельности. В аутогенной тренировке необходимый результат достигается специальной системой упражнений, направленных на то, чтобы научиться расслаблять определенные группы мышц, например, мышцы рук, ног, головы, туловища, давления, повышать или понижать температуру тела по желанию, с помощью упражнений на представление тепла, холода.

Индивидуальные особенности воображения и его развитие

Люди обладают разной степенью воображения, и это по-разному проявляется в их деятельности и социальной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, с которыми они чаще всего работают.

Степень развития воображения характеризуется живостью образов и глубиной, с которой обрабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой обработки. О силе и живости воображения легко судить, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например, у авторов сказок. Слабость воображения проявляется в низком уровне обработки представлений. Слабое воображение приводит к трудностям при решении мыслительных задач, требующих способности представить себе конкретную ситуацию. Когда уровень развития воображения недостаточен, насыщенная и эмоционально многогранная жизнь невозможна.

Наиболее ярко люди различаются по степени живости воображения. Если предположить, что существует соответствующая шкала, то люди с чрезвычайно высокой степенью яркости образных представлений, переживаемых ими как зрение, будут находиться на одном полюсе, а люди с чрезвычайно бледными представлениями — на другом. Как правило, высокую степень развития воображения мы находим у людей, которые работают творчески — писателей, художников, музыкантов, ученых.

Значительные различия между людьми проявляются с точки зрения типа доминирующего воображения. Чаще всего встречаются люди с доминированием зрительного, слухового или моторного воображения. Но есть люди, у которых высоко развиты все или большинство видов воображения. Этих людей можно отнести к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень четко отражается в индивидуально-психологических характеристиках человека. Например, люди слухового или моторного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих мыслях, представляя себе несуществующего противника.

Следует отметить, что люди не рождаются с развитым воображением. Развитие воображения происходит в процессе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образных представлений. Воображение развивается в тесной связи с развитием всего человека, в процессе обучения и воспитания, в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

Очень трудно определить конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения. Существуют примеры чрезвычайно раннего развития воображения. Например, Моцарт начал сочинять в четыре года, Репин и Серов хорошо рисовали в шесть лет. С другой стороны, позднее развитие воображения не означает, что этот процесс будет на низком уровне в более зрелые годы. История знает случаи, когда великие люди, например, Эйнштейн, не отличались в детстве развитым воображением, но со временем о них начинали говорить как о гениях.

Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выявить определенные закономерности в его формировании. Таким образом, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет еще не способны слушать даже самые простые истории или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но любят слушать рассказы о том, что пережили сами. Связь между воображением и восприятием в этом феномене прослеживается достаточно четко. Ребенок слушает рассказ о своем опыте, потому что он может ясно представить себе, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением продолжается на следующем этапе развития, когда ребенок начинает обрабатывать полученные впечатления в своих играх и видоизменять ранее воспринятые объекты в своем воображении. Стул превращается в пещеру или самолет, коробка — в автомобиль. Следует отметить, однако, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в своей деятельности, даже если эта деятельность — игра.

Важный этап в развитии воображения связан с возрастом, в котором ребенок овладевает языком. Язык позволяет ребенку включать в воображение не только конкретные образы, но и более абстрактные понятия и термины. Кроме того, язык позволяет ребенку перейти от выражения воображаемых образов в деятельности к непосредственному выражению в языке.

Фаза овладения языком сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что облегчает ребенку выделение отдельных частей объекта, которые он уже воспринимает как самостоятельные и с которыми он все чаще оперирует в своем воображении. Синтез, однако, происходит со значительными искажениями реальности. Не имея достаточного опыта и недостаточной способности к критическому мышлению, ребенок не в состоянии создать картину, близкую к реальности. Главной особенностью этой стадии является непроизвольный характер возникновения имагинативных образов. Чаще всего образные представления формируются у ребенка в этом возрасте непроизвольно, в зависимости от ситуации, в которой он оказывается.

Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Появление активных форм воображения в начале связано со стимулирующей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый просит ребенка что-то сделать (нарисовать дерево, построить дом из кирпичей и т.д.), он активизирует процесс воображения. Чтобы выполнить желание взрослого, ребенок должен сначала создать или воссоздать в своем воображении определенный образ. Более того, этот процесс воображения уже произволен по своей природе, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позже ребенок начинает использовать свое воображение добровольно и без вмешательства взрослых. Этот скачок в развитии воображения отражается прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целеустремленными и ориентированными на действия. Вещи, которые окружают ребенка, становятся не только стимулами для развития предметной деятельности, но и служат материалом для воплощения его образных представлений. В возрасте четырех-пяти лет ребенок начинает рисовать, строить, придавать форму, переставлять и комбинировать предметы в соответствии с собственным воображением.

Еще одно важнейшее изменение в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость постижения предмета приводит к интенсификации процесса реконструктивного воображения. Для усвоения знаний, полученных в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессивное развитие способностей к переработке перцептивных образов в воображаемые образы.

Еще одна причина сильного развития воображения в школьные годы заключается в том, что в процессе обучения ребенок активно приобретает новые и разнообразные представления о предметах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую активность ученика.

Заключение

Целью данного реферата был анализ воображения и его психологических механизмов.

И в заключение следует отметить, что воображение в типологическом и индивидуально-дифференцирующем контексте является чрезвычайно значимым проявлением личности. Прежде всего, степень легкости или трудности, с которой дается трансформация данного, обычно очень показательна для характеристик личности и ее отношения к миру. Некоторые настолько скованы ситуацией, настолько подчинены данности, что любая ментальная трансформация представляет для них значительные трудности. Им трудно, даже мысленно, сдвинуть что-либо с места, даже представить, что что-то может быть по-другому. У них преобладает инерция. Их отношения с окружающим миром несут на себе печать шаблона и рутины. Для других любая ситуация является не столько неизменной данностью, которую необходимо поддерживать, сколько отправной точкой и материалом для преобразующей деятельности личности, что, в свою очередь, глубоко раскрывает характеристику личности и ее отношения с миром.

Вслед за вопросом о том, насколько данный субъект склонен и способен преобразовывать данное в воображении, существенным становится вопрос о природе этого характерного преобразования реальности. Соотношение между ролью, которую играют в воображении данного человека эмоциональность или аффективность, с одной стороны, и критический контроль интеллекта, с другой, является в этом отношении решающим для его способности к воображению. В зависимости от преобладания того или другого выделяют различные типы воображения: с одной стороны, субъективное воображение, которое лишь в слабой степени подвержено критическому контролю мысли и имеет мало отношения к реальности, которую оно обволакивает в фильм воображения; с другой стороны, критическое, реалистическое воображение.

Цель достигнута, задачи выполнены.

Список литературы

  1. Розин В.М. Что такое воображение // Мир психологии. 2001. № 1. С. 238-247.
  2. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси: Мецниереба, 1972. 344 с.
  3. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982а. 96 с.
  4. Линдсей П., Норман Д. Обработка информации у человека: введение в психологию / под ред. А.Р. Лурии. — М.: Мир, 1974.
  5. Рибо Т. Творческое воображение. С.-Петербург: Тип. Н. Эрлих, 1901a. 318 с.
  6. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения // Учебник психологии. — М.: Образование, 1987.
  7. Никифоров О.И. К вопросу о воображении // Вопросы психологии. — 1972. — № 2.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб: Питер, 1999.
  9. Репина Т.А. Развитие воображения // Психология детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1964. с. 24-32.