Для связи в whatsapp +905441085890

Воображение и способы его развития — Понятие воображения, его виды, функции, механизмы, физиологическая основа

Как действующий субъект, человек не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преобразует природу, создает объекты, которых в ней нет. Но человек не смог бы сделать все это, если бы не имел четкого представления о результате своих действий. Чтобы преобразовать мир на практике, нужно уметь мысленно преобразовать его в представлении.

Сначала человек тщательно знакомится с образом изготавливаемой вещи, строит ее мысленный образ, а затем воспроизводит его при изготовлении аналогичной вещи. Но когда создается совершенно новая вещь, такого образа не существует. Затем он конструирует новый образ. Эта способность конструировать новые образы называется воображением.

Процесс воображения проявляется в том, что человек создает нечто новое — мысли и образы, на основе которых создаются новые действия и предметы. Это создание того, что еще не существовало в реальности.

Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только ранее воспринятые предметы и явления. Это могут быть события, факты, явления, свидетелем которых человек не был и не мог быть. Образы воображения могут содержать неизбежные, желаемые, возможные события и явления. И в то же время нечто новое, созданное в воображении, всегда связано с тем, что реально существует. Образы воображения основаны на представлениях памяти, но подвержены трансформации в воображении. По мнению Р.С. Немова, воображение — это способность представлять себе отсутствующий или нереальный объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

Воображение связано со всеми аспектами человеческой деятельности, памятью, восприятием, мышлением. Таким образом, восприятие произведений живописи становится более осмысленным, эмоциональным, если в него вовлечено воображение. Л.С. Выготский говорил: «Творческая деятельность воображения прямо зависит от богатства и разнообразия предшествующего опыта человека, потому что опыт — это материал, из которого делаются конструкции воображения. Чем богаче опыт человека, тем больше материала у его воображения». Связь воображения с ярким мышлением показана в проблемной ситуации. Столкнувшись с неизвестным, человек начинает анализировать, синтезировать, обращаться к воспринятому прошлому опыту, пытаясь проникнуть в суть фактов, явлений. В этом процессе ему помогают не только мышление и память, но и воображение, поскольку оно создает целостную картину, заполняет недостающие элементы. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Виды воображения различаются в зависимости от степени активности и осознанности создания человеком новых образов. В зависимости от этого различают непроизвольное (пассивное) и добровольное (активное) воображение. В непроизвольном воображении новые образы создаются под влиянием мало осознаваемых потребностей, влечений, установок. Это воображение работает, когда человек спит, находится в сонном состоянии, в задумчивости и так далее.

Воображение — это процесс сознательного построения образов в связи с целью, которую преследует та или иная деятельность. Произвольное (активное) воображение возникает в раннем возрасте и наиболее сильно развивается в детской игре. В ролевой игре дети принимают на себя разные роли, необходима во время игры активная работа воображения, так как нужно правильно построить свое поведение в соответствии с принятой ролью. Кроме того, необходимо представлять себе отсутствующие предметы и действия игры.

Произвольное воображение делится на воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение характеризуется тем, что в его процессе субъективно создаются новые образы, новые для индивида, а объективно они уже существуют, воплощенные в определенных культурных объектах. Суть воссоздающего воображения заключается в том, что человек воспроизводит, репродуцирует то, что он не воспринял, а что ему передали другие люди посредством языка, рисунков, диаграмм, знаков и т.д..

Здесь должна быть связь между образами и конвенциями, должна быть расшифровка сигналов, символов, знаков.

Таким образом, реконструктивное воображение — это создание нового образа на основе словесного описания, восприятия образов в виде картинок, схем, карт, чертежей, мысленных и материальных моделей.

Досуговые фантазии играют важную роль в жизни человека. Она позволяет обмениваться опытом, помогает каждому человеку освоить опыт и достижения других.

Творческое воображение — это самостоятельное создание новых образов, реализуемых в оригинальных продуктах деятельности. Это создание оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей.

Воображение и способы его развития - Понятие воображения, его виды, функции, механизмы, физиологическая основа

Понятие воображения, его виды, функции, механизмы, физиологическая основа

Особой формой воображения является мечта. Мечта всегда направлена в будущее, на перспективы человеческой жизни. Образы, которые человек создает в своих снах, характеризуются ярким, живым, конкретным характером и эмоциональной насыщенностью. Однако сновидение полезно только в том случае, если оно обычным образом связывает желаемое будущее с настоящим; если этого не происходит, то сновидение может стать заменой действия через стимул действия и выродиться в фантазию.

Нейрофизиологической основой воображения является образование временных нейронных связей в области первой и второй сигнальных систем, их диссоциация (распад на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотивов. Воображение связывают с эмоциями, деятельностью подкорковых образований мозга, но исследования последних лет подтверждают, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и в более глубоких отделах мозга — в гипоталамолимбической системе.

В основе воображения всегда лежит восприятие, которое является материалом, из которого строится новое. Затем происходит процесс обработки этого материала — объединение и рекомбинация. Компонентами этого процесса являются анализ и синтез воспринятого материала.

Вся дальнейшая деятельность воображения происходит с помощью следующих механизмов: агглютинация, акцентирование, гиперболизация, схематизация, типизация, реконструкция. Давайте рассмотрим каждый из них немного подробнее.

Агглютинация — это слияние отдельных элементов или частей нескольких объектов для формирования причудливого образа.

Акцентирование — подчеркивание и выделение определенных характеристик объектов, делая одну часть доминирующей. Гипербола — это преувеличение или преуменьшение объекта или его отдельных частей.

Реконструкция — создание целого изображения из частей объекта.

Схематизация — сглаживание различий объектов и выделение черт сходства между ними.

Типизация — разделение признаков различных объектов на изображении.

Человеческое воображение многофункционально. Среди наиболее важных:

  1. гностико-эвристический — позволяет воображению находить наиболее существенные, значимые аспекты реальности и выражать их в образах;
  2. защитная — позволяет регулировать эмоциональное состояние (удовлетворять потребности, снимать напряжение и т.д.);
  3. коммуникативный — предполагает общение либо в процессе создания воображаемого продукта, либо при оценке результата;
  4. прогностическая — заключается в том, что продукт воображения является целью, к которой стремится субъект.

Р.С. Немов отметил, что воображение включает интеллектуальные, эмоциональные и поведенческие переживания субъекта и содержится в различных видах его деятельности.

Этапы концептуального развития в онтогенезе

Способность к воображению не дается от рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современной психологии

Существует большое количество исследований, посвященных развитию воображения в онтогенезе. Основным объектом изучения стали возрастные периоды развития и виды деятельности, в которых он развивался. Существуют следующие этапы развития воображения:

Первая стадия (от 0 до 3 лет) — воображение, которое развивается на втором году жизни. В возрасте около полутора лет ребенок узнает, что изображено на картинке. Именно воображение помогает ей распознать картинку. Она достраивает то, что не совсем вписывается в память представления. Распознавая, ребенок не создает ничего нового. Поэтому воображение — это пассивный процесс. Он существует внутри других психических процессов, и его фундамент заложен в них. Способность ребенка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми объектами свидетельствует о первых проявлениях воображения. Первые подражательные игры, возникающие на втором году жизни, еще не содержат элементов воображения. Одной из причин возникновения фантазий является психологическая дистанция между ребенком и взрослым, ребенком и объектом его желания. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, но отражает их обобщенно и условно, передавая лишь их смысл и внешний рисунок.

Развитие первых форм воображения в раннем детстве связано с обобщением игровых действий и игровых объектов, а также с тем, что в репертуар игровых действий прочно входят замены.

По данным В.А. Скоробогатова и Л.И. Коноваловой, младенец не сразу реагирует на предложенную взрослым замену, а играет только с настоящими игрушками. Переломный момент наступает тогда, когда младенец отказывается использовать любую замену, предложенную взрослыми. Важнейшим фактором, обеспечивающим способность переносить смысл на другие объекты, является возникновение языковых форм. Овладение языком приводит к появлению первых самостоятельных замен в игре. Появляется новый способ работы с замещающими объектами — полное использование замещений. Выбор объектов

Таким образом, игровая деятельность маленьких детей является источником творческих элементов. Таким образом, в игровой деятельности маленьких детей возникают творческие элементы. Ребенок, на фоне интереса к новому виду деятельности, быстро начинает отклоняться от тех образов действий, которые дают взрослые, вносит в них свои нюансы. Но фантазия имеет репродуктивный характер.

На втором этапе (от 3 до 4 лет) происходит формирование вербальных форм воображения. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребенка, хотя и требует поддержки и поощрения со стороны взрослого. Главной опорой игры является развернутая ориентация на предметную сторону человеческой деятельности. Эта ориентация начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути самостоятельного творческого построения образов действий с предметами, все еще с обращением к реальным объектам. Следовательно, показателями развития воображения в игре являются: разнообразие действий, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор объекта-заместителя, гибкость в изменении функций и названий объектов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнера.

Возникает аффективное воображение, связанное с осознанием ребенком себя и отделения от себя и других. Воображение уже становится самостоятельным процессом.

Третий этап (от 4 до 5 лет) — в этом возрасте возрастают творческие проявления в деятельности, особенно в играх, рукоделии, рассказывании и пересказывании. Появляются сны о будущем. Они ситуативны, нередко непостоянны, вызваны событиями, которые спровоцировали эмоциональный отклик у ребенка. Воображение становится особой интеллектуальной деятельностью, направленной на преобразование окружающего мира. Создание изображений основано не только на реальных объект, но и представления, выраженные в словах. Воображение обычно остается непроизвольным. Ребенок еще не способен направлять деятельность воображения, но уже может представить себе состояние другого человека. Восстановленные образы дифференцированы, осмысленны и эмоциональны.

Четвертый этап (от 6 до 7 лет) — в этом возрасте воображение активно. Внешняя поддержка стимулирует идею, а ребенок произвольно планирует ее реализацию и выбирает необходимые средства. Повышается продуктивность воображения, это проявляется в развитии способности создавать идею и план ее достижения. Воссозданные образы появляются в различных ситуациях и характеризуются содержанием и спецификой. У ребенка развивается способность действовать образно, формируется интернализованное воображение, то есть оно переходит во внутренний план, исчезает необходимость в зрительной опоре для формирования образов. Появляются элементы творчества. В дошкольном возрасте у ребенка формируется особый внутренний настрой, а воображение уже становится самостоятельным процессом. Учитывая, что воображение развивается в разных видах деятельности, наиболее продуктивными в детстве являются игра и рисование.

Пятый этап (с 7 до 11 лет) — это качественно новый этап развития воображения у детей. Этому способствует значительное расширение объема знаний, которые получает ученик в процессе обучения, систематическое овладение разнообразными умениями и навыками, которые обогащают и в то же время уточняют, конкретизируют образы воображения, определяют их продуктивность. «Дети младшего школьного возраста не лишены воображения, которое расходится с реальностью. Это еще более характерно для детей среднего школьного возраста (случаи детской лжи и т.д.)».

Реализм воображения

Реализм воображения подразумевает создание образов, которые не противоречат действительности, но не обязательно являются прямым воспроизведением всего, что воспринимается в жизни. Для воображения младшего школьника характерна и другая особенность — наличие элементов репродукции, простого воспроизведения. Эта особенность воображения выражается в том, что дети повторяют в своих играх те действия и ситуации, которые они наблюдали у взрослых. Они разыгрывают истории, которые пережили, видели в фильмах, воспроизводят жизнь школы, семьи и т.д. Однако по мере взросления элементов репродукции становится все меньше, а творческих переработок представлений все больше.

«В младшем школьном возрасте начинает развиваться вербально — мыслительное воображение, что является как бы новым этапом в развитии воображения. В развитии вербально — мыслительного воображения опора на объект и даже действие, когда оно происходит, является случайной, третьего порядка».

Шестой этап (с 12 до 17 лет) — дальнейшее развитие воображения ученика происходит не только в классе, но и в процессе творческой деятельности в школьных кружках, факультативах и так далее. На этапе творческой деятельности ученика его нужно поддерживать, поощрять. Доброжелательное отношение взрослых к творческой деятельности ребенка, к результатам его творчества будет служить стимулом для дальнейшей активизации творческой деятельности.

Описанные здесь этапы развития фантазии как опосредованной функции представляют собой лишь возможности данного возраста, которые естественным образом реализуются меньшинством детей. Без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятный прогноз. Аффективное воображение без достаточной, обычно спонтанной, переработки травмы может привести к патологическим переживаниям (навязчивые страхи, беспокойство) или привести ребенка к полному аутизму, к созданию воображаемой замещающей жизни, а не к реальным творческим продуктам. Культура эмоциональной жизни (способность к сопереживанию, сочувствию), как и овладение различными другими элементами культуры, являются лишь необходимыми условиями для полноценного развития воображения человека.

Итак, воображение — это особая форма человеческой психики, благодаря которой человек творит, разумно планирует и контролирует свою деятельность. Воображение — это сложный психический процесс, который включает в себя несколько видов:

  1. произвольный и недобровольный ;
  2. Рекреационный и творческий;
  3. Мечты и фантазии.

Первые формы воображения появляются в раннем возрасте в связи с возникновением сюжетно-ролевой игры и развитием символико-символической функции сознания. Дальнейшее развитие воображения идет в трех направлениях. Во-первых, по линии расширения круга замещаемых объектов и совершенствования операции замещения. Во-вторых, совершенствуются операции реконструктивного воображения. В-третьих, развивается творческое воображение. На развитие воображения влияют все виды деятельности, особенно рисование, игра, конструирование, чтение художественной литературы.

Воображение выполняет основные функции:

  • Гностическая эвристика;
  • защитный;
  • Коммуникативный;
  • прогностические.

Деятельность воображения происходит через следующие механизмы: объединение, акцентирование, агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация, реконструкция.

Воображение и талант

Воображение — это всегда создание новых вещей в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без воображения. Творчество — это сложный психический процесс, который связан с характером, интересами и способностями человека. Воображение — это его фокус, его центр. Новый продукт, который личность получает в творчестве, может быть объективно новым (т.е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т.е. открытием для себя). У большинства детей мы чаще всего видим продукты творчества второго рода.

Хотя это не исключает того, что дети тоже могут делать объективные открытия. В свою очередь, развитие творческого процесса обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.

Творческая деятельность развивает эмоции детей. Во время реализации творческого процесса ребенок испытывает целый ряд положительных эмоций как в процессе деятельности, так и от достигнутого результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность обучения ребенка. В то же время воображение само по себе значимо участвует в процессе обучения, поскольку оно на 90 процентов состоит из открытия нового. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усвоить моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и так далее. Через создание творческих работ ребенок отражает в них свое понимание ценностей жизни, свои личностные качества, понимает их по-новому, проникается их смыслом и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность у ребенка формируется эстетическая восприимчивость к миру, понимание красоты.

Все дети, особенно старшие дошкольники и ученики начальной и средней школы, любят заниматься искусством. Они любят петь и танцевать, лепить и рисовать, сочинять музыку и истории, делать поделки и т.д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, счастливее. Дети способны к творческой работе не только независимо от места и времени, но особенно независимо от личных комплексов. Взрослые часто критически относятся к их творческим способностям, стесняются их проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне выражать себя в художественной деятельности. Они любят выступать на сцене, участвовать в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.

Творческая деятельность имеет особое значение для одаренных и талантливых детей. Одаренность — это набор способностей, которые позволяют человеку преуспеть в определенной области искусства, науки, профессиональной и общественной деятельности. Не так уж много детей являются ярко выраженными одаренными и талантливыми. Для одаренного ребенка воображение — самая важная черта характера. Она требует постоянной активности воображения. Нетривиальные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации, необычные способы взглянуть на проблему — все это характерно для одаренного ребенка и является результатом воображения.

Одаренность и талант тесно связаны с дальнейшим развитием. Такие дети отличаются более высокими результатами по сравнению со своими сверстниками. И они достигают этих результатов гораздо легче. Для них характерна повышенная чувствительность к окружающему миру. Кстати, для всех детей характерна особенно высокая чувствительность определенных психических функций в определенные периоды. Эти периоды, как уже упоминалось, называются «чувствительными периодами». В эти периоды определенная функция (например, язык, зрительно-действенное мышление или логическая память) наиболее восприимчива к стимулам из внешнего мира, легко поддается обучению и интенсивно развивается. Такие периоды выделяются в психологии для всех функций. В эти периоды все дети показывают особые показатели в результатах, основанных на соответствующих функциях. Для среднего ребенка возраст попадает в сенсорный период для одной или двух функций. Одаренный ребенок проявляет «чувствительность» ко многим функциям одновременно.

Одаренные дети требуют особого внимания. Однако это не исключает необходимости развития воображения и творческой активности у всех без исключения детей. Программы эстетического воспитания должны учитывать сенсорные периоды.

Развитая способность воображения, характерная для детей младшего школьного возраста, с возрастом постепенно теряет свою активность. При этом теряется живость и свежесть впечатлений, оригинальность ассоциаций, острота сравнений и многое другое. Таким образом, очевидно, что воображение тесно связано с личностью и ее развитием. В предыдущих главах мы уже отмечали, что воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, стимулируя эмоции, оно формирует сознание моральных норм. Все это — компоненты личности. Личность ребенка постоянно формируется под влиянием всех жизненных обстоятельств. Однако в жизни ребенка есть одна особая область, которая предоставляет особые возможности для развития личности — это игра. Самая важная психическая функция, которая позволяет играть, — это воображение, фантазия.

Придумывая и реализуя игровые ситуации, ребенок формирует ряд личностных качеств, таких как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных, но реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

Занимаясь творчеством (для которого воображение также имеет первостепенное значение), ребенок формирует такое качество, как духовность. В духовности воображение участвует во всех видах познавательной деятельности и сопровождается особенно положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такого важного личностного качества, как оптимизм.

В подростковом возрасте, когда развитие личности становится доминирующим, такая форма воображения, как мечта — картина желаемого будущего приобретает особое значение.

Подростки мечтают о вещах, которые доставляют им удовольствие, которые удовлетворяют их самые глубокие желания и потребности. В сновидениях подросток разрабатывает желаемую программу личной жизни, что часто определяет их основной смысл. Мечты часто нереалистичны, то есть определено только содержание, цель, но не способы ее достижения. Однако на этапе подросткового возраста она все еще носит позитивный характер, так как позволяет подростку «перебирать» различные варианты будущего в воображаемом плане. Сон содержит активное начало для развития личности подростка.

Воображение также значимо для взрослого человека в личном плане.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психологические особенности возникновения интернет-зависимости
  2. М. Вебер: концепция социального действия и его типов
  3. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями
  4. Психологические описания: сангвиник и холерик
  5. Формирование этнокультурной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций
  6. Нейрофизиологические основы интеллекта и креативности. Классические подходы и современные данные — Развитие креативности
  7. Мышление и его природа — Предыстория мышления
  8. Уильям Джеймс, американский психолог и философ
  9. Выявление типов поведения людей в дискуссии. Наблюдение по Бейлзу
  10. Влияние общения с матерью на эмоциональное благополучие ребенка раннего возраста — Особенности взаимоотношений матери и ребенка в контексте теоретических исследований