Для связи в whatsapp +905441085890

Воображение и способы его развития — Воображение как познавательный психический процесс

В последнее время в нашем обществе все острее встает вопрос о формировании творческой личности. В этом контексте существует особая потребность в изучении развития творческих процессов и поиске путей их оптимизации. Традиционно воображение считается одним из самых важных процессов, участвующих в любом творческом акте.

Воображение преобладает в творческой деятельности человека на разных этапах жизни. Однако особенно значимо признание своеобразия воображения и его закономерностей при изучении дошкольного детства, когда, как справедливо отмечал Л.С. Выготский, закладываются основы развития этого процесса. Важность воображения и фантазии в жизни маленького ребенка отмечают практически все психологи, изучавшие психическое развитие в онтогенезе. Одни из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) указывали на относительность высокого уровня воображения ребенка, который может быть оценен только в сравнении с темпами развития других психических процессов. По этому поводу К.Д. Ушинский писал: «Детское воображение беднее, слабее и однообразнее взрослого, в нем нет ничего поэтического, так как эстетическое чувство развивается позже других, но дело в том, что даже слабое детское воображение имеет такую власть над слабой и еще не организованной детской душой, какую не может иметь развитое воображение взрослого над его развитой душой. (К.Д. Ушинский).

Значительный удельный вес фантазии в развивающейся психике ребенка требует особого внимания к ее изучению со стороны генетических психологов. Однако до сих пор в советской науке развитие воображения ребенка рассматривалось в основном в связи с развитием различных видов детской деятельности, что привело к выделению преимущественно специфических особенностей воображения, связанных с каждым конкретным видом деятельности: Игровые, визуальные, музыкальные, языковые. Общие механизмы воображения, этапы его развития у ребенка специально не изучались. А без такого исследования трудно наметить основную линию возможной активизации и формирования воображения, соотнести общие линии его развития с конкретными проявлениями воображения в разных видах детской деятельности.

Одним из подходов к анализу закономерностей развития воображения является подход, основанный на теории Л.С. Выготского. Согласно этой теории, развитие любой высшей психической функции, к которой относится и воображение, происходит опосредованно. Суть такого развития заключается в том, что субъект овладевает социально выработанными и сложившимися в человеческой культуре средствами, которые перестраивают и структурируют не окружающую действительность, а сами психические функции.

Л.С. Выготский и другие советские психологи (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) подчеркивали, что воображение — это не только познавательный процесс, оно тесно связано с эмоциональным опытом ребенка. В целом, развитие воображения ребенка обусловлено развитием его деятельности и, прежде всего, игрой.

Воображение и способы его развития - Воображение как познавательный психический процесс

Воображение как познавательный психический процесс

Воображение является основным компонентом наглядно-образного мышления, которое позволяет человеку находить свой путь в ситуации и решать проблемы без непосредственного вмешательства в практические действия. Это в значительной степени помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия либо невозможны, либо трудны, либо просто непрактичны или нежелательны.
Воображение — это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующего отражения действительности (В. Г. Крысько).
Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга: актуализация нейронных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким образом, создаются образы, которые не соответствуют предыдущему опыту, но и не оторваны от него. Предположительно, его физиологические механизмы расположены не только в коре, но и в более глубоких отделах мозга. В частности, главную роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.

Физиологические основы воображения — это остаточные формы процессов:

  • Возбуждение и торможение;
  • Иррационализация и концентрация;
  • Положительная и отрицательная индукция;
  • Анализ и синтез в корковых отделах различных анализаторов.

В результате этой сложной нервной деятельности формируются новые нереальные образы воображения, как сознательно, так и бессознательно.

Существуют различные виды воображения, наиболее важными из которых являются пассивное и активное. Пассив, в свою очередь, делится на добровольный (дневной сон, задумчивость) и непроизвольный (гипнотическое состояние, мечтательные фантазии). Активное воображение включает в себя художественное, творческое, критическое, воссоздающее и антивоссоздающее….. С этими видами воображения тесно связана эмпатия — способность понимать другого человека, проникать в его мысли и чувства, испытывать сострадание, радость, сочувствие…

В условиях депривации различные виды воображения активизируются, поэтому, очевидно, необходимо назвать их характеристики.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личной проблемы. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их движением в различных комбинациях по отношению друг к другу. Стимулирование этого процесса создает объективные возможности для возникновения новых оригинальных связей между условиями, зафиксированными в человеческой памяти, и обществом. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенных» фантазий. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как очень специфической категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не помещает себя вне временных контекстов и обстоятельств). Активное воображение больше направлено вовне, индивид преимущественно озабочен окружающей средой, обществом, деятельностью, и меньше — внутренними субъективными проблемами. Наконец, активное воображение возбуждается задачей и направляется ею; оно определяется волевым усилием и поддается волевому контролю.

Воссоздающее воображение — это вид активного воображения, при котором происходит построение новых образов, представлений у человека в соответствии с внешне воспринимаемой стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и так далее.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте

Общеизвестно, что воображение ребенка богаче, оригинальнее, чем у взрослого, что маленький ребенок живет наполовину в мире своего воображения. Такой взгляд на яркое воображение, изначально присущее ребенку дошкольного возраста, существовал среди некоторых психологов и педагогов. Однако в 1930-х годах величайший отечественный психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере того, как он приобретает определенный опыт. Все воображаемые образы, какими бы причудливыми они ни были, основаны на представлениях и впечатлениях, которые человек получает в реальной жизни. Поэтому вряд ли справедливо говорить, что воображение ребенка богаче, чем у взрослого. Просто иногда, не имея достаточного опыта, ребенок по-своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся взрослым неожиданными и оригинальными».

Ряд исследователей относят возникновение воображения к раннему детству, обнаруживая его зачатки как часть сенсомоторного интеллекта в возрасте одного года и восьми месяцев, когда ребенок начинает создавать внутренние образы сенсомоторных задач и открывать новые практические схемы действий с предметами в результате активной манипулятивной деятельности.

Появление зачатков воображения принято относить к концу раннего детства, поскольку в это время ребенок начинает дополнять, заменять, называть реальные предметы и действия воображаемыми. Этот процесс дети впервые осуществляют в игре, поскольку «само детское воображение обязательно порождается игрой и возникает именно в процессе проникновения ребенка в реальность».

Воображение начинает развиваться в возрасте двух-трех лет и достигает своего настоящего расцвета в старшем дошкольном возрасте.

На первой стадии развития (2,5 года) воображение делится на аффективное и когнитивное воображение. Эта двойственность воображения связана с двумя психологическими новообразованиями раннего детства: во-первых, с выделением личного «Я» и, связанным с этим, переживанием ребенком своей отделенности от внешнего мира; во-вторых, с появлением наглядно-действенного мышления.

Благоприятным фактором для развития воображения, как на данном этапе, так и на более поздних стадиях развития, является развитие языка. Это позволяет ребенку лучше представить себе объект, который он не видел, оперировать этим образом, то есть мыслить. Развитая речь освобождает ребенка от власти непосредственных впечатлений и позволяет ему выйти за их пределы, тем самым строя более адекватные (непротиворечивые) образы окружающей действительности.

Развитие познавательного воображения осуществляется ребенком в процессе эксплуатации игрушек, когда он разыгрывает знакомые действия взрослых и возможные варианты этих действий. Аффективное воображение развивается в процессе воспроизведения ребенком своего опыта.

Механизм формирования воображения предполагает наличие двух последовательных элементов: создание образа идеи и создание плана ее реализации. На первой стадии развития воображения присутствует только первый из них — образ идеи, который формируется путем проработки, когда ребенок с помощью воображения собирает свои отдельные и неполные впечатления от действительности в предметное целое. Второй этап развития идеи начинается в возрасте четырех или пяти лет. Происходит активное усвоение норм, правил и поведенческих образов, что, конечно, укрепляет «Я» ребенка и делает его поведение более осознанным по сравнению с предыдущим периодом. Возможно, именно это обстоятельство является причиной снижения творческого воображения. В этом возрасте частота стойкой тревоги (аффективного воображения) снижается, так как влияние искаженного восприятия реальности уменьшается по мере развития сознания.

Способы развития воображения у детей дошкольного возраста

На протяжении почти столетия детский рисунок привлекает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся докопаться до истоков творчества. Психологи ищут способ проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка через детский рисунок. Учителя ищут оптимальные методы обучения, которые способствуют общему развитию детей.

Так что же такое «графическая деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего, это одно из первых и наиболее доступных для ребенка средств самовыражения. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, они вкладывают в рисунок свое отношение к этому, они живут в рисунке. Рисование — это не только развлечение, но и творческая работа. При этом задействованы зрительный, двигательный, мышечно-тактильный анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется специфика многих сторон психики ребенка. Рисование помогает нам больше узнать о ребенке, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоциональной и волевой сфер. Не говоря уже о том, что уроки рисования приносят пользу ребенку, развивая память и внимание, язык и мелкую моторику, побуждая его думать и анализировать, измерять и сравнивать, воображать и сочинять.

Подражая действиям взрослых, ребенок в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой и создавать каракули. Постепенно ребенок отходит от бездумного рисования на бумаге. Он начинает понимать назначение карандашей, а его движения становятся более точными и разнообразными. Это период, предшествующий изобразительной деятельности. Рисование возникает, когда ребенок ассоциирует некоторые свои каракули с предметами и целенаправленно создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. В начале происходит попытка представить с помощью памяти знакомый графический образ. Чаще это круговые дуги, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д. «видит». Постепенно такие изображения перестают его удовлетворять, и ребенок начинает искать новые графические образы. Появляются «Головоногие моллюски». Значительный скачок в развитии, как самого ребенка, так и рисования происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются картинки с изображением домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он может представить, может изобразить в воображении, ребенок пытается нарисовать. У многих детей есть интерес к миру фантазий, они рисуют волшебников, принцесс, фей, ведьм и т.д. Дети также рисуют то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить социальную среду, мир, в котором он живет. В изобразительном искусстве дети сначала создают фантастические образы, используя элементарные приемы — меняя цвет или изображая необычное расположение предметов. Эти изображения лишены содержания и обычно бессмысленны. Постепенно рисунки приобретают конкретное содержание, например, ребенок рисует фантастическую чудо-машину, используя агглютинацию, олицетворение, парадоксальное сочетание (то есть поставить объект в необычную ситуацию). А содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений со знакомыми изменениями. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными.

В самом общем виде (на основе исследований Б. М. Неменского, Г. Каринского и др.) работа по стимулированию детского творчества может осуществляться в три этапа.

Развитие воображения в раннем возрасте

Вариативные действия с объектами включают материализованные формы воображения: перекомбинирование визуально данного, оживление объекта, придание ему неспецифических смыслов. Л. K. Балацка отмечает, что младшие школьники, склонные к буквальному пересказу, не отличаются живым воображением. Е. Е. Кравцова отмечает, что действия дошкольников с предметом «…однообразны и жестко регламентированы, потому что взрослый, показывая новый предмет, «…четко определяет его назначение и способ действия с ним». Деятельность детей остается «…схематичной, лишенной инициативы…. и не способствуют развитию воображения». О.М. Дьяченко считает, что воображение младшего дошкольника еще как-то приковано к предмету. Он/она начинает играть на основе предметов, которые он/она видит и с которыми может играть. Поскольку воображение ребенка связано с игрой с предметами, его базовое развитие может осуществляться через эту игру. Очень важно, чтобы ребенок видел различные способы использования одних и тех же предметов.

Исследования Н.Н. Палагина показала, что переменные действия с предметами содержат материализованные формы воображения: Рекомбинация визуально данных объектов, анимация объектов, придание им неспецифических смыслов. Их эксперимент проводился сначала с двухлетними детьми в форме занятий. В первом из них специфические для программы действия показывались с помощью объектов. Во втором мы выполняли эти действия в разных условиях или разными способами, а в третьем, после повторения программных действий, показывали варианты игры с предметами. Для каждого испытуемого последняя сессия проводилась как игра с предметами, наделяя их нетипичными функциональными значениями. Трудность этого метода заключается в том, что новое значение предмета функционально — показать его в действии, а затем назвать словом, так как представление в действии естественно для детей этого возраста.

По результатам первого этапа экспериментальной работы можно утверждать, что стимулирование вариативности в использовании предметов привело к значительному развитию у детей проактивной рекомбинации предметного окружения. Они могли долгое время общаться с неинформативными субъектами и имели большое количество возможностей для приобретения новых впечатлений. Таким образом, экспериментальная деятельность привела к развитию преобразовательной активности детей, активизировала их игру с предметами и их использование в неспецифических функциях.
Второй этап этой серии экспериментов был направлен на развитие воображения в предметной игре.

В повседневном общении с детьми воспитатели использовали следующие методические приемы:

  • Приносить предмет в разные места и предлагать полюбоваться им на новом фоне: поставить на шкаф, на стол, на подоконник;
  • Стимулирование необычных кожных и мышечных ощущений с помощью предмета: поглаживание ребенка по плечу, скатывание его с ладони;
  • Придание объекту необычных функциональных значений, новых имен, подсказанных действием или положением объекта;
  • Придать объекту ролевое значение и использовать его для выполнения действий.

Для развития воображения использовалась техника предметной анимации, разговора с игрушками.
Этот эксперимент показал, что для развития воображения в социальном воспитании детей второго года жизни можно и нужно использовать приемы народного воспитания: Перенос объектов и варьирование действий, оживление объекта, придание ему необычных функций и предметных смыслов. Эти приемы создают гуманный, мягкий, игровой стиль отношений между воспитателем и детьми и делают перекомбинирование предметной среды основным содержанием самостоятельной деятельности ребенка на доязыковом этапе.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Развитие общения с взрослыми в психическом развитии дошкольников
  2. Психологические основы командообразования
  3. Профилактика межличностных конфликтов детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации
  4. Интеграция психических процессов
  5. Развитие сознания в филогенезе
  6. Эмоциональный стресс
  7. Мотив как регулятор человеческого поведения
  8. Влияние темперамента младших школьников на взаимоотношения между сверстниками и учителем — Темперамент. Типы и характеристики его проявления
  9. Методы групповой психотерапии. Психодрама
  10. Проблема соотношения обучения и психического развития в зарубежной и отечественной психологии