Для связи в whatsapp +905441085890

Воображение и творчество- Сущность воображения

Как отмечал С.Л. Рубинштейн, воображение играет важную роль в любом творческом процессе, но особенно важно его значение для художественного творчества. Каждое произведение искусства выражает свое содержание в конкретной образной форме. В соответствии с традициями социалистического реализма С.Л. Рубинштейн считал, что «особая сила художественного воображения заключается в создании новой ситуации не через травму, а при условии соблюдения основных требований реальности жизни».

Однако художественное воображение имеет место и в абстрактной живописи, главным критерием которой является именно нарушение действительности. Однако, по словам С.Л. Рубинштейна, такая картина требует меньше воображения: «В корне неверно полагать, что чем причудливее и необычнее работа, тем больше воображения она вызывает. Для того, чтобы создать новые узоры и нарисовать широкую картину на большом холсте, максимально соблюдая условия объективной реальности, требуется особая оригинальность, пластичность и творческая независимость воображения. Чем реалистичнее произведение искусства, чем строже оно должно наблюдать реальность жизни, тем сильнее должно быть воображение ».

Это не значит, пишет С.Л. Рубинштейн, что наблюдение действительности связано с ее фотокопированием.

Задача произведения искусства — показать другим то, что видит художник (а он видит иначе, чем обычные люди). Даже в портрете художник не воспроизводит, а трансформирует то, что воспринимается, тем самым давая более точную и более глубокую характеристику. человека.

Воображение и творчество тесно связаны. Однако связь между ними не такова, что можно исходить из воображения как автаркической функции и извлекать из него творчество как продукт их функционирования.

Лидерство — это противоположные отношения; Воображение возникает в процессе творческой деятельности. Специализация разных типов воображения — не столько требование, сколько результат развития разных видов творческой деятельности.

Следовательно, существует столько же конкретных типов воображения, сколько и специфических, своеобразных видов человеческой деятельности — конструктивной, технической, научной, художественной, живописной, музыкальной и т. Д. Все эти типы воображения формируются и проявляются в различных типах творческой деятельности. , представляют собой некий более высокий уровень — творческое воображение.

Художник Мартини всегда видел перед собой картины, которые он писал, поэтому однажды, когда кто-то встал между ним и тем местом, где ему показалась картина, он попросил этого человека отойти в сторону, потому что это было невозможно. чтобы продолжить.

Воображение необходимо не только в художественном творчестве, но и в науке, например, в такой, казалось бы, строго ограниченной науке, как математика. Неудивительно, что немецкий математик Д. Гильберт сказал о несчастном ученике: «Он стал поэтом. У него было слишком мало воображения для математики. «Но когда воображение присуще каждому человеку, можно ли заранее рассматривать его как способность, указывающую на различия между людьми в уровне проявления этой функции?

Конечно, это не только возможно, но и необходимо. способность представлять сложное целое, в то время как другие не делают этого или только с большим трудом. В некоторых случаях изображения воображения очень яркие и подробные, как если бы человек видел реальный объект, в других результирующее изображение очень нечеткое Леонард (2000) утверждает, например, что демонстративный тип личности «может превосходно проявлять себя в художественном творчестве при определенных обстоятельствах, потому что у него богатое воображение».

Воображение и творчество- Сущность воображения

Сущность воображения

Вернемся в начало 20 века. Perky (1910) провел эксперимент, вызывая образы у испытуемых, произнося определенные слова. Оказалось, что некоторые изображения вещей легко узнаваемы и однозначны, связаны с определенным пространственным контекстом, при определенных обстоятельствах и с определенным человеком.

Другие образы вещей, возникающие у испытуемых, не распознавались как особый объект. Первые картины автор отнес к «воображению памяти», а вторую — к «воображению воображения». С тех пор и до сих пор в одном случае обновление представлений (образов памяти, то есть представлений) считается воображением, а в другом случае — созданием из них нового. В «Словаре …» С.И. Ожегова (1985) воображение трактуется так и так — и как способность мысленно представить что-то, и как умозрение, как изобретение воображения. Однако в научных определениях акцент смещается на другой уровень;

Еще Л. С. Выготский (1950) писал, что воображение «выстраивает новый набор ранее накопленных впечатлений. Другими словами, введение нового в ходе наших впечатлений и модификация этих впечатлений таким образом, что в результате этой деятельности появляется новый, ранее не существовавший образ. основа деятельности, которую мы называем воображением »(стр. 328).Такое же понимание воображения дается в современных словарях: «Воображение — это умственный процесс, заключающийся в создании новых образов (репрезентаций) путем обработки материала восприятия и идей, полученных из предыдущего опыта».

«Воображение — это способность создавать новые чувственные или ментальные образы в человеческом сознании на основе преобразования впечатлений, полученных от реальности»; «Воображение — это умственный когнитивный процесс, который состоит из преобразования представлений, отражающих реальную реальность, и на этой основе создания новых представлений.

Однако оно дает двоякое понимание воображения и неподвижности. Чтобы подчеркнуть, что это «истинное» воображение, многие психологи подчеркивают творческое воображение, а не репродуктивное.

Нет фантазии — нет искусства. Фантазия из потока реальных переживаний, наблюдений и фактов переплетается в творческий вымышленный узор.

Отправной точкой любого творчества является легкость, с которой возникают неожиданные ассоциации; Кстати, именно здесь и проявляется творческая фантазия.

Пиаже (1945) считал, что воображение одного ребенка является внутренней имитацией действий другого, а Э. Якобсон (1932) и Халл (Hull, 1933), что воображение есть имитация »(идеомоторный акт). Якобсон писал, что, когда мы представляем движение, функциональные токи, похожие на реальное движение, появляются в мышцах, которые в этом движении были« заняты ». Миллер (Miller, 1960) и Берлин (Berlyne, 1965) понимают себя как внутренние процессы, содержание и структура которых аналогичны содержанию и структуре сенсорных конфигураций.

Они используют термин «воображение» для определения любых система внутренних процессов, которая представляет то, что конкретный человек знает или оценивает, воспринимает, запоминает или конструирует о конкретном фрагменте внешней реальности. При таком подходе специфика воображения полностью исчезает.

Виды воображения

Есть несколько подходов к классификации воображения. Различают пассивное и активное воображение.

Пассивное воображение является примитивной формой и может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным).

Непреднамеренное воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая происходит под влиянием бессознательных потребностей и побуждений без сознательного вмешательства человека. Образы воображения трансформируются спонтанно, так сказать, они не формируются с помощью произвольного воображения, поэтому над ними нет операции. Такое пассивное воображение имеет место при ослаблении активности сознания при его нарушениях, во время сна (во сне) в состоянии покоя человека. В пассивном воображении преобладает аутистическое мышление и, так сказать, разрываются логические связи. Здесь скорее следует говорить о квази-воображении.

Пассивное намеренное воображение (сны) создает образы, не связанные с волей, в попытке воплотить их в жизнь. Преобладание сновидений в процессах воображения свидетельствует о дефектах развития личности, ее одиночестве и фрустрации.

Активное (истинное) воображение — это осознанный и осознанный процесс, в котором образы сознательно формируются и трансформируются в соответствии с целями, которые ставит человек.
Трудно провести четкую грань между активным и пассивным воображением. Всегда есть возможность их взаимопроникновения.

Активное воображение делится на воспроизводящее (воссоздающее) и творческое (до генерации). Это разделение законное, но часто относительное; репродуктивное воображение не связано с созданием нового образа объекта. Это может быть реализация нового чтения, например, когда студент пишет эссе по определенной теме или когда создается римейк на основе сюжета фильма.

Свободное воображение проявляется в создании объекта по чертежу. Моя двухлетняя внучка лепила «пасхальные куличи» на полу дома с помощью лопатки и ведра и с гордостью показывала всем, какие они красивые и т. д.

Трансформирующую фантазию можно объединить с воссозданием заданных образов, например при чтении описания героя литературного произведения. Но он считается креативным, потому что предполагает создание образа, которого у человека не было раньше. Например, художник, который иллюстрирует литературное произведение, то есть преобразует словесный образ литературного героя или события, описанного в книге, в визуальный образ, также является творческим, но иллюстративным.

Драматические художники используют свое воображение, чтобы нарисовать внешний вид героев, которых они должны играть (см. Врезку ниже).

Познавательное воображение позволяет детям творчески осваивать схемы и значения человеческих действий на основе индивидуальных впечатлений от реальности, чтобы создать и завершить целостную картину события или явлений. Это особая форма объективного мышления, позволяющая предвидеть изменения в действительности.

Когнитивное воображение проявляется в выполнении некоторых действий (детская игра с куклами и т. д.).
Аффективное воображение используется в спорных ситуациях, когда создание воображаемой ситуации снимает разочарование.

Проявляется, когда человек разыгрывает свой опыт (у детей — переживание страха при представлении угрожающей ситуации: волк, баба-яга и т. д.).

Является ли мечта видом воображения?

Назначьте особую форму воображения — сон. Есть известная фраза «человек без мечты, как птица без крыльев», которая отражает роль снов в жизни человека.

Д.И. Писарев писал в этом контексте: «Если бы человек был совершенно свободен от способности мечтать … если бы он не мог изредка забегать вперед и созерцать своим воображением в цельной и целостной картине то творение, которое только формируется под его руками». — тогда я совершенно не могу представить, какой мотивирующий разум заставит человека выполнять и доводить до конца большую и длительную работу в области искусства, науки и практической жизни … «21 Что такое мечта?

В» Психологический словарь »(1983) определяется как« самостоятельное создание новых образов; Сон — это создание образа желаемого и более или менее далекого. «Здесь сон понимается как мысленный процесс.

Понимание сна как мысленного процесса создания образа объекта, который удовлетворяет потребность, или процесса удовлетворения этой потребности широко распространено в повседневной жизни и даже в научном сознании. Например, К. К. Платонов (1986) писал, что мечта -это идея, создающая образы желаемого.

Собственно, об этом писал Б. И. Додонов (1976): «Сон всегда проявляется в воображении, порождающем образы желаемого будущего.

Однако понимание сна как процесса формирования представления о чем-либо как форме воображения неверно. На это обратил внимание Н. Д. Левитов (1964). «Невозможно назвать мечту процессом», — писал он. Существует ментальное состояние грез, результатом которого является сон: «Так же, как понимание является результатом мышления, сон является результатом специально направленного творческого воображения» (стр. 99). Хотя я согласен с основной идеей Н.Д. Левитова (мечта — продукт воображения), мне кажется, лучше говорить не о мечтаниях (это черта личности), а о мечтаниях как о своеобразном процессе воображения. Сновидение — это мысленный акт, обозначенный словами «приснилось», «я люблю мечтать».

Такой сон часто превращается в сновидения, то есть в нереальные воображаемые действия, действия и их результаты (вспомним Бальзаминова из пьесы А. Н. Островского).

Мечта больше похожа на желание, цель. В Словаре русского языка С.И. Ожегова сновидение четко определено: объект желаний, стремления, душевно тщеславный, воображаемый. В издании «Психология: словарь» 1990 г. написано, что сон — это стимул, мотив для деятельности, которая откладывается в своем окончательном завершении. Отсюда следует, что сон понимается не только в обыденном сознании, но и в психологии как мотив (цель).

Например, вы можете сказать: «Я мечтаю поехать на дачу на выходные», то есть я хочу, но не уверен, будет ли это возможно. При этом мне не нужно ничего придумывать или менять облик дачи; мне достаточно воспроизвести вашу знакомую картинку в своей презентации. Таким образом, повседневное употребление слова «мечта» по большей части не отражает процесс творческого воображения как преобразования действительности.

Точно так же давняя мечта человечества об управлении воздушным пространством, покорении космоса была не чем иным, как желанием.

Мечта — это мотивационное явление, отражающее желание человека, которое было отложено на некоторое время.

Творческая личность

Вы когда-нибудь задумывались, почему одни люди креативны (обычно их называют творческими личностями), а другие нет? Чаще всего они пытаются объяснить это явление с помощью другого уровня воображения. Воображение всегда присутствует в творчестве. Без развитого воображения не может быть продуктивной творческой деятельности. Можно ли контролировать развитие воображения и форму способности человека что-то создавать? На этот вопрос положительно отвечают авторы книги «Как стать гением» Г. Альтшуллер и И. Верткин.

«Было изучено около 1000 биографий, выявлены сходства, и вырисовалась такая картина: Всю жизнь творческой личности можно рассматривать как цепочку движений, шагов … Воспользуемся аналогией с игрой в шахматы и играем в условную целостную шахматную игру «Творческая личность — внешние обстоятельства». Творческий человек преследует творческую цель, и внешние обстоятельства явно влияют на него. Это, конечно, означает, что в какой-то момент творческий человек получит помощь и поддержку из внешней среды, но это хороший случай, здесь нет никаких проблем. Но проблемы такие: творческий человек сделал ход — в ответ получил мат, три хода, четыре хода — вот такая игра … Один из первых ходов называется «Встретить чудо».

Очень важно, чтобы творческий человек встал на путь как можно раньше. Это легче сделать к 5-7-10-12 годам, чем к 55 годам и старше. Хотя шансы остаются до тех пор, пока человек жив, переживая чудо — что это такое?

Иногда человеку попадается что-то, самое разнообразное, что запечатлевается в его сердце и производит впечатление во всех последующих действиях. Стать человеком, превратить обычного человека в человека с большой буквы. Вот простой пример. Шлиман увидел книгу «Падение Трои». На обложке был рисунок — крепость, огонь, воин с мечами …

Все это было так хорошо нарисовано, что ребенок пошел к отцу и объяснил ему, что интересного он прочитал. Ему было 5-7 лет. Отец сказал, что это сказка, легенда, изобретение художника. Шлиман-младший не ссорился со своим отцом, но в глубине души он верил, что этого не может быть — откуда художник знал? Короче говоря, вечером того дня Шлиман решил посвятить свою жизнь раскопкам Трои, чтобы открыть человечеству пласт новой культуры. И он это сделал, он прошел долгий путь, но Шлиман стал Шлиманом, стал человеком, когда ему было 57 лет.

Возникает проблема: можно ли провести искусственный эксперимент? Вам не терпится дождаться, когда ребенок самостоятельно сотворит чудо и ему повезет. Такую встречу необходимо организовать в процессе его обучения. Конечно, он не должен преподносить это как эксперимент, для него все должно быть естественно. Чудом может быть все: картина, книга, музыка … »

Итак, ответ очевиден: практический опыт — основа воображения, но этот опыт должен быть чем-то особенным. Он должен интересоваться своей уникальностью. Но для ребенка все необычно, поэтому ему нужно понимать, что то, с чем он столкнулся, действительно необычно. Его должны поддерживать взрослые и, прежде всего, родители.

Внимание родителей и забота о развитии ребенка определяют чудо, о котором пишут авторы книги.

Но разве для стимулирования воображения и особенно творчества требуется только «чудо»? Многие люди сталкиваются с чрезвычайно интересными для них фактами, но благодаря этой встрече не становятся творческими личностями. Видимо нужно еще что-то, а что?

На самом деле, есть много факторов, которые определяют успех творчества. Самые важные из них — это упорный труд и организованность. Академик Обручев, известный своей большой творческой продуктивностью в специальных вопросах, увлекался литературной деятельностью. Для него примечателен огромный объем этой второстепенной деятельности: 100 печатных листов художественной литературы — пять романов.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Виды развития личности
  2. Барьеры общения в психологии — Понятие коммуникации и ее функции
  3. Свойства внимания
  4. Этика психолога: общечеловеческие и профессиональные принципы взаимодействия
  5. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий
  6. Программа психологической подготовки
  7. Православная психология
  8. Задачи психотерапии
  9. Детская психология
  10. Душа – целесообразная основа человека