Для связи в whatsapp +905441085890

Воображение в дошкольном возрасте — Воображение как психологический процесс

В сложной структуре человеческой психики есть удивительное свойство — сила воображения. Когда человек с помощью восприятия и мышления познает свойства, связи и отношения вещей, явлений, существующих в действительности, воображение отражает и то, что есть, но по каким-то причинам отсутствует, и то, что было, но свидетелем чего человек быть не может, и то, чего нет, но может быть. Фантазия также отражает то, что никогда не произойдет, чему не суждено стать реальностью. Другими словами, воображение человека выходит за пределы реальной жизни: он может перемещать вещи, события, процессы из настоящего в будущее, в прошлое, из одного пространства в другое.

Воображение — это умственный процесс создания образов объектов, ситуаций и обстоятельств путем приведения существующих знаний в новую комбинацию.

Воображение не может развернуться в пустой комнате. Чтобы начать воображать, человек должен видеть, слышать, получать и запоминать впечатления.

Чем больше знаний, тем богаче опыт человека, тем разнообразнее его впечатления, тем больше возможностей для комбинирования образов.

Существует мнение, что воображение ребенка богаче, чем у взрослого. Это основано на том, что дети фантазируют по самым разным поводам. Однако воображение ребенка не богаче, а во многом беднее, чем у взрослого. Ребенок может вообразить гораздо меньше, чем взрослый, потому что у детей более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для воображения. В возрасте от трех до четырех лет, когда ярко выражено стремление к подражанию, ребенок еще не способен удерживать ранее воспринятые образы. У маленького ребенка восприятие еще не очень полное. При восприятии целого ребенок часто не может хорошо уловить детали. Однако легко увести ребенка в мир фантазий со сказочными персонажами. В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым и начинает предвосхищать практическую деятельность и соединяться с мышлением — ребенок активно познает мир и решает различные типы задач — от познавательных до аналитических. Восприятие детей дошкольного возраста обычно связано с практическим обращением с соответствующими объектами: Воспринимать объект — значит осязать его.

Если бы деятельность человека ограничивалась простым воспроизведением старого, мы были бы существом, озабоченным только прошлым и способным адаптироваться к будущему лишь в той степени, в какой оно воспроизводит прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, озабоченным будущим, создающим его и преобразующим свое настоящее. Эта творческая деятельность, основанная на способности нашего мозга к комбинированию, в психологии называется воображением или фантазией. То, что обычно подразумевается под воображением или фантазией, не совсем то, что подразумевается под этими терминами в науке. В светском обиходе воображение или фантазия — это все то, что нереально, не соответствует действительности и поэтому не может иметь никакого практического серьезного значения. На самом деле, воображение, как основа всякой творческой деятельности, одинаково проявляется во всех аспектах культурной жизни и делает возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все, что нас окружает и что создано человеком, весь мир культуры, в отличие от мира природы, — все это продукт человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

Воображение способно творчески перестраивать реальность, его образы гибки и подвижны, а их комбинации позволяют получать новые и неожиданные результаты. В этом контексте развитие этой психической функции также является основой для совершенствования творческих способностей ребенка. В отличие от творческого воображения взрослого человека, воображение ребенка не задействовано в производстве продуктов общественного труда. Он участвует в творчестве «для себя», он не подчиняется требованиям целесообразности и продуктивности. В то же время это имеет большое значение для развития действий самого воображения, подготовки к предстоящему творчеству в будущем.

Воображение в дошкольном возрасте - Воображение как психологический процесс

Воображение как психологический процесс

Воображение — способность (а также умение и навык) сознания создавать образы и представления и манипулировать ими. «Воображение в собственном, очень специфическом смысле этого слова может быть только у человека Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПБ.,2008.» Она является неотъемлемой частью любой творческой деятельности человека (художественной, музыкальной, научной и т.д.). Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Прежде чем что-то сделать, человек представляет себе, что и как должно быть сделано.

С.Л. Рубинштейн пишет: «Воображение — это уход от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов». С помощью воображения человек может перенестись в будущее или в прошлое, побывать в несуществующих мирах.

Нейрофизиологической основой воображения является образование временных нейронных связей в области первой и второй сигнальных систем, их диссоциация (разложение на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотивов.

Принимая то или иное решение, человек осуществляет афферентный синтез, то есть извлекает из данной среды и из своей памяти все, что способствует формированию образа будущего результата действия.

Формирование образных представлений зависит от типологических особенностей высшей нервной деятельности. Таким образом, подвижность нервных процессов, высокая чувствительность нервной системы способствуют более быстрому формированию новых образов.

Воображение связано с эмоциями, с деятельностью подкорковых образований мозга, которые регулируют органические процессы. Под влиянием воображения в человеке происходят соответствующие органические изменения. Так, представляя определенные физические действия, можно вызвать усиление работы сердечного и дыхательного аппарата и т.д.

Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Его основой является трансформация образов, то есть создание модели ситуации, которой раньше не существовало. Источником воображения является объективная реальность. Л.С.Выготский говорил: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия предшествующего опыта человека, так как опыт — это материал, из которого создаются конструкции воображения. Чем богаче опыт человека, тем больше материала у его воображения» (Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте). То есть любая фантазия, какой бы невероятной она ни была, является комбинацией ранее воспринятых вещей.

Активный. Он характеризуется тем, что человек, который его использует, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивный. Она заключается в том, что ее образы возникают спонтанно, вместе с волей и желанием человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непроизвольное пассивное воображение возникает при нарушениях сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полусонном и сонливом состоянии. В сознательном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от реальности — грезы. Созданный человеком нереальный мир — это попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжелые потери, смягчить психологическую травму.

Воображение в цепи других психологических процессов

Процесс воображения всегда происходит в неразрывной связи с двумя другими психологическими процессами — памятью и мышлением. Когда мы говорим о воображении, мы подчеркиваем лишь преобладающее направление психической деятельности. Когда человек сталкивается с задачей воспроизведения репрезентаций вещей и событий, которые предшествовали в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новую комбинацию этих представлений или породить из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

Но не стоит путать термины «воображение» и «восприятие».

Воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Следует отметить, что образы фантазии формируются только путем обработки отдельных страниц образов реальной действительности, которые доступны человеку. Например, любой читатель художественной литературы может заметить, что образы персонажей или описания мест часто приобретают черты знакомых предметов или мест, то есть трансформируются из реальности воображением писателя.

Деятельность воображения тесно связана с эмоциональным опытом человека. Воображение желаемого может настроить человека на позитивный лад, а в некоторых случаях мечты о желаемом могут вывести человека из состояния сильного стресса и позволить переосмыслить текущую ситуацию, ее последствия и значение для будущего.

Воображение тесно связано с интересом. Интерес можно определить как эмоциональное проявление когнитивной потребности. Она выражается в ориентации человека на определенную деятельность, которая имеет для него особое значение. Началом формирования интереса является эмоциональная привлекательность объекта окружающей действительности.

И. П. Павлов рассматривал интерес как нечто, активизирующее состояние коры головного мозга.

Рассматривая процесс формирования образных представлений, исследователи утверждают, что в его основе лежат два механизма. Один из них был определен как «механизм транскрипции», иногда называемый «аксиоматизацией». В процессе творческого воображения человек устраняет случайные детали, отбрасывает балласт. Спирман назвал необходимость «отбросить» некоторые части знаний важным условием для творчества, отметив, что, устраняя не относящиеся к делу особенности, можно только увеличить выразительную силу произведения искусства.

Второй механизм воображения, гипераксиоматизация, означает стабилизацию, выделение определенных черт. Это можно объяснить с помощью понятия доминанты, введенного А.А. Ухтомским, который утверждал, что в высшей психической жизни источником «предрассудков», «галлюцинаций» и «ведущих идей» может быть инерция доминирующего возбуждения (доминанта переживаемого компонента). Эта доминанта способствует объединению фактов в единый опыт. Мысли Ухтомского были продолжены Н. Винером, основателем кибернетики. Он также отметил, что механизм, ограничивающий обратную связь, выполняет определенную стабилизирующую функцию в различных областях, включая фантастические явления. Эту функцию выполняет механизм гиперароузальности.

Оба паттерна воображения могут быть причинами положительных и отрицательных явлений при формировании образов воображения.

Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико.

Возникло и развивалось воображение в процессе труда, и его главное значение заключается в том, что без него любой человеческий труд был бы невозможен, так как невозможно работать, не представляя себе конечных и промежуточных результатов.

Без воображения не было бы прогресса ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Все школьные предметы не могут быть полностью освоены без работы воображения.

Деятельность воображения всегда связана с реальной действительностью.

Практика — критерий точности образов воображения, она позволяет конкретизировать планы, делает их более четкими, определенными, способствует их реализации.

Ценность воображения заключается в том, что оно позволяет принимать решения и находить выход в проблемной ситуации, даже если отсутствует необходимая полнота знаний.

Воображение ребенка не сильнее, чем у взрослого, но оно занимает большее место в его жизни. В школе воображение детей становится важной предпосылкой как для обучения, так и для эстетического воспитания.

Воображение у детей дошкольного возраста

Психологи выделяют 3 основных этапа в развитии воображения у детей:

Первый этап в развитии воображения можно отнести к возрасту 2,5-3 года. В этом возрасте происходит разделение воображения на когнитивное и аффективное. Когнитивное воображение проявляется в таких ситуациях, когда ребенок с помощью игрушек (кукол) разыгрывает какие-то знакомые действия и их возможные варианты. Аффективное воображение проявляется, когда ребенок играет через свои переживания. В этом случае дети изображают на разном материале моменты, которые принципиально связаны с переживанием страха: угрожают, прячутся, избегают или не угрожают (Баба-Яга, волк поджидают непослушных детей и забирают их или не забирают). В случае угрозы образу «Я» ребенок конструирует воображаемую ситуацию, которая снимает угрозу. Она дает ему позитивный материал для поддержания образа «Я», когда он не в состоянии примирить образ «Я» с требованиями реальности.

Второй этап в развитии воображения приходится на возраст 4-5 лет. Ребенок стремится овладеть нормами, особенно социальными, а также правилами и образцами действий. В этом возрасте снижается уровень творческого воображения. У здоровых детей частота устойчивой тревоги снижается, и, как правило, аффективное воображение здорового ребенка возникает в связи с переживанием реальной травмы. Познавательное воображение ребенка в этом возрасте связано с активным развитием ролевых игр, рисования, конструирования. Она носит репродуктивный характер, так как ребенок ориентирован на следование образцам. Особенности использования образа в создании воображением продуктов воображения заключаются в том, что образ строится с помощью действий «овеществления», но затем он дополняется разнообразными деталями. В возрасте 4-5 лет процесс воображения включает в себя конкретное планирование, которое можно назвать поэтапным планированием. Ребенок планирует шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует следующий шаг. Возможность поэтапного планирования приводит детей к возможности направленного вербального творчества, когда ребенок сочиняет сказку, нанизывая события друг на друга.

Третий этап в развитии воображения приходится на возраст 6-7 лет. Аффективное воображение ребенка направлено на переживание психотравмирующих воздействий через их многократное изменение в игре, рисовании и других видах творческой деятельности.

В этом возрасте обычно начинают существовать фантастические миры с воображаемыми друзьями и врагами. Творчество ребенка часто носит проективный характер и символизирует текущий опыт. Когнитивное воображение подвержено качественным изменениям. В своей работе дети не просто передают обработанные впечатления, а начинают специально искать приемы для такой передачи.

Особенности воображения в дошкольном возрасте

Начало развития воображения ребенка связано с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые проявляет способность заменять одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Воображение еще больше развивается в играх, в которых символические замены производятся довольно часто и с использованием разнообразных средств и примеров.

Развитие воображения детей в дошкольном возрасте оценивается не только по представлениям и ролям, которые дети принимают в игре, но и путем анализа материальных продуктов их творчества, особенно поделок и рисунков.

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, которые ребенок получает через непосредственное восприятие действительности, слушая истории, сказки, просматривая видео и фильмы. В этом типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизведенному материалу. Образные образы этого типа реконструируют реальность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе. На картинках обычно воспроизводится то, что произвело на ребенка эмоциональное впечатление, вызвало очень определенные эмоциональные реакции, оказалось особенно интересным.

Трехлетний ребенок еще не способен полностью воссоздать образ по памяти, творчески преобразовать его, препарировать и продолжать использовать отдельные части записанного образа как фрагменты, из которых можно составить что-то новое. Для детей младшего дошкольного возраста характерна неспособность видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной. Если попросить шестилетнего ребенка разместить предметы на одной части плоскости и одновременно поместить их на другую часть плоскости, повернутую под углом 900 к первой, дети этого возраста обычно испытывают большие трудности. Им трудно мысленно преобразовывать не только пространственные, но и простые плоскостные изображения. В старшем дошкольном возрасте, когда дана произвольность памяти, воображение превращается из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, в ее творческое преобразование. Она соединяется с мышлением, участвует в планировании действий. В результате деятельность детей приобретает сознательный, целенаправленный характер. Самым важным видом деятельности, в котором проявляется творческое воображение детей и активизируются все познавательные процессы, являются ролевые игры

Помимо познавательной и интеллектуальной функции, детское воображение имеет еще одну, аффективную и защитную функцию. Она защищает растущую, уязвимую и плохо защищенную детскую душу от чрезмерной боли и травм. Благодаря познавательной функции воображения ребенок лучше познает окружающий мир и легче и успешнее решает поставленные задачи. Эмоционально защитная роль воображения заключается в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, чего трудно достичь через реальные практические действия.

У детей дошкольного возраста обе эти важные функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному. Начальный этап в развитии воображения можно проследить до 2,5-3 лет. На этом этапе воображение, как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию, начинает превращаться в добровольный, опосредованный знаками процесс и делится на когнитивное и аффективное.

Когнитивное воображение формируется путем отделения образа от объекта и обозначения образа словами. Аффективное воображение формируется в результате становления и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от выполняемых действий.

На первой стадии развития воображение связано с процессом «овеществления» образа через действие. В ходе этого процесса ребенок учится контролировать свои образы, изменять их, уточнять и совершенствовать, и таким образом регулировать свое воображение. Однако ребенок еще не способен планировать это заранее, составлять в голове программу предстоящих действий.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психотерапия
  2. Расстановки по Хеллингеру
  3. Психологическая структура процесса обучения
  4. Расстройство психических процессов
  5. Личные и социально-психологические потребности во власти и подчинении
  6. Уильям Мак-Дугалл, англо-американский психолог
  7. Психологические особенности детей-сирот
  8. Лечение нервно-психических расстройств
  9. Гендерная психология
  10. Эмоциональное выгорание