Для связи в whatsapp +905441085890

Воображение — Этапы развития воображения

Творческое воображение характеризуется тем, что человек трансформирует идеи и создает новые не по существующей модели, а самостоятельно очерчивает контуры созданного образа и подбирает необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта — самостоятельное создание новых образов. Основная характеристика сна в том, что он направлен на будущую деятельность, т.е. мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее.

Ведущий механизм воображения — это передача свойства объекта. Эвристика переноса измеряется степенью, в которой он способствует раскрытию особой целостной природы другого объекта в процессе человеческого познания или творчества.

Воображение людей развито по-разному и по-разному проявляется в их деятельности и в общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются уровнем развития воображения и типом изображений, которые они используют чаще всего.

Степень развития воображения определяется яркостью изображений и глубиной, с которой обрабатываются данные о прошлом опыте, а также значимостью результатов этой обработки. Сила и яркость воображения легко оценить, когда воображение является продуктом невероятных и причудливых образов, например, созданных авторами сказок.

Плохое развитие воображения проявляется в плохой обработке идей. Слабое воображение приносит трудности в решении проблем психического здоровья, требующих умения визуализировать определенную ситуацию; при недостаточно развитом воображении невозможна насыщенная и эмоционально разнообразная жизнь.

Наиболее ярко люди различаются по степени яркости образов их воображения. Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюсе находятся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости воображаемых образов, которые они воспринимают как видение, а на другом полюсе — люди с крайне бледными идеями. Обычно мы находим высокий уровень воображения у людей, которые работают творчески — писателей, художников, музыкантов, ученых.

Есть существенные различия между людьми с точки зрения преобладающего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, акустических или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых очень развиты все или большинство видов воображения. Этих людей можно отнести к так называемым смешанным типам. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень сильно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или моторного типа очень часто в своем мышлении драматизируют ситуацию и представляют несуществующего противника.

Развитие воображения происходит в процессе онтогенеза человека и требует накопления определенных идей, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием личности в целом, в процессе воспитания и обучения, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

Несмотря на сложность определения этапов развития человеческого воображения, существуют определенные закономерности. можно определить в их становлении. Таким образом, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, в возрасте полутора лет дети не могут слышать даже самые простые сказки или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но им нравится слушать рассказы о том, что они пережили сами. В этом явлении отчетливо просматривается связь между воображением и восприятием. Ребенок слушает рассказ о своем опыте, потому что он четко излагает то, что обсуждается. Связь между восприятием и воображением остается.

Воображение - Этапы развития воображения

Этапы развития воображения

Важный этап в развитии воображения связан с возрастом, в котором ребенок овладевает языком. Язык позволяет ребенку включать в свое воображение не только определенные образы, но и более абстрактные идеи и концепции. Кроме того, язык позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в ходе занятия к выражению их непосредственно на языке.

Этап овладения языком сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он уже воспринимает как самостоятельные и с которыми он все больше работает в своем воображении. . Однако синтез происходит со значительными искажениями реальности. Из-за неопытности и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать реалистичную картину.

Главная особенность этого этапа — непроизвольность появления образов воображения. Чаще всего образы воображения возникают непроизвольно у ребенка определенного возраста, в зависимости от ситуации, в которой они оказываются. Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения изначально связано с мотивационной инициативой взрослого человека. Например, когда взрослый просит ребенка что-то сделать (нарисовать дерево, построить дом из кубиков и т. д.), он активирует процесс воображения.

Чтобы выполнить просьбу взрослого, ребенок должен сначала создать или воссоздать определенный образ в своем воображении; более того, этот процесс воображения уже является произвольным по своей природе, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позже ребенок начинает использовать произвольное воображение без участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения во многом отражается на характере детской игры.

Вы становитесь сосредоточенным и повествовательным. Вещи, окружающие ребенка, не только становятся стимулами для развития предметной деятельности, но и служат материалом для воплощения образов его воображения. Ребенок в возрасте от четырех до пяти лет начинает рисовать, строить, формировать, переставлять и комбинировать предметы по своему плану.

Еще одна большая перемена в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость разобраться в причинах учебного материала активизирует процесс развлекательного воображения. Чтобы усвоить знания, полученные в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессивное развитие способности преобразовывать образы восприятия в образы воображения.

Еще одна причина, по которой воображение быстро развивалось в школьные годы, заключается в том, что ребенок активно получает новые и разнообразные идеи об объектах и ​​явлениях в реальном мире в процессе обучения. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую активность учащихся.

Творческое воображение — это тип воображения, при котором человек самостоятельно создает новые образы и идеи, ценные для других людей или общества в целом. и которые воплощены («кристаллизованы») в определенных исходных продуктах деятельности. Творческое воображение — необходимая составляющая и основа всех видов творческой деятельности человека.

Образы творческого воображения создаются с помощью различных методов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения выделяют два типа таких интеллектуальных операций. Первые — это операции, создающие идеальные изображения, а вторые — это операции, на основе которых обрабатывается готовое изделие.
Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо, выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.

Диссоциация — это негативная подготовительная операция, при которой чувственное переживание фрагментируется. Благодаря такой предварительной обработке опыта их элементы могут образовать новую комбинацию.

Основные определения

Воображение — это познавательный мыслительный процесс, в котором новое изображение (представление) объекта или ситуации создается путем реструктуризации (преобразования) идей человека.
Воображение как своеобразная форма рефлексии над реальностью приводит к мыслительному уходу за пределы того, что непосредственно воспринимается, способствует предвосхищению будущего, «оживляет» предыдущее.

Воображение — это творческий процесс, который включает в себя многие умственные процессы, особенно мышление, память и восприятие. В то же время во время того или иного мыслительного акта воображение «тревожит» себя, как бы пронизывая его и придает соответствующие характеристики.

Воображение — это аналитически-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели или чувств и переживаний, которые человек испытывает в данный момент.

В большинстве случаев воображение возникает в проблемной ситуации, в которой требуется быстрый поиск решения, прежде чем будут приняты определенные практические меры для его решения (упреждающее размышление), что также характерно для мышления. В отличие от мышления, в котором опережающее отражение действительности происходит через работу с концепциями, это происходит в воображении в конкретно-образной форме — в форме живых представлений. Таким образом, в проблемных ситуациях есть две системы управления результатами деятельности через сознание — организованная система образов (воображение) и организованная система концепций (мышление).

Способность выбирать образы (представления) и Реконструкция или возможность нового сочетания понятий придают человеку пластичность адаптации к жизненным ситуациям. В зависимости от обстоятельств, характеризующих проблемную ситуацию, одну и ту же задачу можно решить как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Роль воображения особенно велика в ситуациях неопределенности, когда нет необходимой полноты знаний, необходимых для мышления.

Существуют индивидуально-типологические особенности воображения, которые тесно связаны с особенностями памяти, мышления и мышления. Люди с художественным складом ума имеют самые разные фантазии, связанные с конкретно-образным восприятием мира (преобладание правого полушария), в то время как другие склонны оперировать абстрактными символами и концепциями (преобладание левого полушария).

Тесты на креативность — серия методов, используемых для изучения и оценки творческих способностей человека. Способность генерировать необычные идеи, отклоняться от традиционных моделей мышления и быстро решать проблемные ситуации была выделена как особый тип среди интеллектуальных способностей и описана как творчество.

Изучение факторов творческих достижений проводится по двум направлениям: анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности (личностные факторы); Анализ творческого мышления и его продуктов. Вопрос о творчестве как самостоятельной собственности, независимой от спецслужб, до сих пор не решен. Также не найдены надежные методы измерения креативности, поэтому, если решение по тестам на креативность можно принять как доказательство наличия у человека творческих навыков, то неспособность решить эти навыки еще не свидетельствует об отсутствии таких навыков.

Возрастная изменчивость креативности и ее восприимчивость к внешним воздействиям определяют низкую предсказуемость существующих тестов креативности в отношении успешной творческой деятельности. С точки зрения практического применения тесты на креативность недостаточно надежны. Творческие достижения во всех областях интересов человека требуют сложной комбинации навыков и личностных качеств в каждой конкретной области. — комплекс методик изучения и оценки творческих способностей человека.

Способность генерировать необычные идеи, отклоняться от традиционных образов мышления и быстро разрешать проблемные ситуации была выделена как особый тип среди интеллектуальных способностей.

Виды воображения

Воображение делится на досуг (репродуктивный) и творческий (продуктивное воображение).

Пассивное воображение характеризуется непроизвольными явлениями, которые проявляются в снах и снах. Человек может вызывать сны намеренно, но даже в этом случае появление образов воображения не является добровольным.

Характерной чертой пассивного воображения является его полное или почти полное отделение от практической деятельности человека. Продукты, образы снов и снов обычно непрактичны и являются своего рода заменой реальности, ее заменителем. Сновидения служат для человека средством «избежать» различных жизненных трудностей и в этой роли выступают в качестве особого механизма психологической защиты личности. Все люди склонны мечтать о чем-то радостном, приятном и соблазнительном, но преобладание человека во всех продуктах его образа сновидения может указывать на определенные недостатки в развитии личности, ее пассивность.

Активное воображение характеризуется произволом и в то же время человек действует по собственному желанию, усилием воли вызывает соответствующие образы, больше концентрируется на практической деятельности.

С помощью восстанавливающего, воспроизводящего воображения образ объекта или явления создается в соответствии с его словесным описанием. Это необходимо человеку при чтении книг, изучении различных схем и карт. Репродуктивное воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

При творческом, продуктивном воображении необходимо создавать совершенно новые изображения, не полагаясь на заранее подготовленное описание. Это требует выбора подходящих изображений из резервов памяти и их реконструкции в соответствии с намерением.

В творческом воображении проводится различие между объективной и субъективной новизной результата. Если образы и идеи оригинальны и не повторяют ничего из того, что уже есть в опыте других людей, то это объективно ново для этого человека и всех остальных. Если образы воображения являются новыми только для самого Творца (он не знал о существовании подобных исходов), то их следует отнести к субъективной новизне.

Если воображение втягивает в сознание такие образы, которые ничто или мало соответствуют действительности, то оно носит название фэнтези (в более широком смысле термины «фантазия» и «фантазия» часто отождествляются). Понятие «мечта» лучше всего применимо к содержанию образов воображения, имитирующих ситуации и события, которые особенно желательны и значимы для человека. Сны могут стимулировать активную деятельность, но они также могут оставить человека пассивным, как если бы он оставался в мире своей мечты.

Образы воображения генерируются разными способами:

• Агглютинация — «залипание», синтез различных свойств и частей предметов, не связанных в повседневной жизни (так складываются сказочные образы сотворил — русалка, кентавр);

• Гиперболизация — увеличение или уменьшение размера объекта, а также изменение его отдельных частей (сказочные великаны и гномы, многорукие богини);

• Резкость (выделение) — выделение отдельных персонажей (злые карикатуры и дружеские карикатуры);

• Схематизация — отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а сходства становятся ясно видимыми;

• Набор текста — выделение существенного, которое повторяется в однородных явлениях, с воплощением его в едином изображении.
Явления воображения видны в художественном творчестве людей (например, импрессионизм и кубизм в живописи, а в литературе — фэнтези).

В продуктах воображения всегда проявляется фантазия человека, его личность, особенно бессознательные эмоционально-мотивационные процессы. Этот факт нашел широкое применение в психологии для разработки различных проективных психодиагностических техник личности (тест Роршаха, тест фрустрации Розенцвейга и др.).

Знание особенностей воображения необходимо для того, чтобы врач мог понять внутреннюю

Ятрогении

Некоторые психические расстройства иногда возникают из-за чрезмерной подозрительности, впечатлительности и яркого воображения со стороны пациента. Часто непосредственной причиной такого заболевания является неверно истолкованное врачом слово.

Слово врача — действенный способ воздействия на пациента. Как и любое другое лечебное средство, слово врача может оказать на пациента не только положительное, но и вредное воздействие.

Немецкий психиатр О. Бумке (Bumke O., 1925) обратил внимание на вредные последствия неправильного (психологического) поведения врача по отношению к пациенту в своей небольшой статье «Врач как причина психических расстройств». Пациент здесь представляет себе, что он заболел опасной болезнью и даже «имеет соответствующие симптомы». Такие заболевания, которые возникают под влиянием неосторожных слов врача, принято называть ятрогенными заболеваниями.

Сила ятрогенного воздействия врача возрастает с авторитарным, директивным стилем его взаимоотношений с пациентом. Врач должен уметь использовать слова.

В случае ятрогении в сознании больного человека, обозначив его словами, постоянно присутствует смысл симптома, который он вообразил под влиянием слов врача. Человек, который не хочет думать о симптоме, думает об этом. Этот от него миф о болезни нужно постоянно подтверждать, чтобы человек прислушивался к себе и «находил» подходящие ощущения. Он начинает болеть там, где должно «болеть». В эту категорию также входит известный среди врачей «симптом 3-го курса», когда студент «обнаруживает» в себе все болезни, которые изучает.

Ятрогения (от лат .iatros — врач) — общее название, обозначающее психогенные расстройства у пациента, которые возникают из-за неосторожности и слов врача (на самом деле ятрогения) или его действий (ятропатия), медсестры (соророгения , от латинского Soror — сестра) и другие травмируют медицинский персонал. Вредное самовлияние, связанное с предубеждениями о докторе, страхом перед медицинским осмотром, также приводит к аналогичным расстройствам — эгогенности. Ухудшение состояния пациента под влиянием нежелательных воздействий со стороны других пациентов (сомнения в правильности диагноза, лечения и т. Д.) Обозначают термином Egrotogenia (от Aegrotus — пациент).

Миф о болезни играет особую роль в лечебной ситуации. Если пациент верит в лечение, его эффективность значительно возрастает. В некоторых случаях лекарственное средство (например, анальгетик) можно заменить плацебо («пустышкой»), для которой оценка субъективно имеет такой же эффект. Подобно мифу о болезни, миф об исцелении не имеет четкой структуры и подвержен внешним воздействиям.

Слава целителя также может быть мифом, способствующим исцелению. Иногда самые фантастические и нелепые терапевтические методы находят своих верных последователей, эксплуатируя этот неспецифический фактор «веры» пациента в лечебный эффект, на основании которого наблюдаются определенные успехи в исцелении, особенно в отношении немедленных результатов. Врач может найти сам находится в сложной ситуации, если считает миф реальностью, или наоборот.

Врач должен понимать как свой терапевтический потенциал, так и его способность исцелять тем или иным методом, а также осознавать фактическое состояние пациента; казалось бы, невинный обман врача в его качествах целителя, что может привести к потере терпеливого времени, потере усилий и деньги на проведение этого патогенетического лечения.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Провокативная психотерапия
  2. Вольф Соломонович Мерлин, советский психолог, автор теории интегральной индивидуальности
  3. Задачи нейропсихологии
  4. Манипуляция. Защита от манипуляции
  5. Защитная организация личности в норме и патологии
  6. Виды способностей
  7. Акцентуации характера как предпосылка развития психосоматических расстройств — Акцентуации и их типы
  8. Математические методы в психолого-педагогических исследования
  9. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
  10. Педагогические умения и навыки