Для связи в whatsapp +905441085890

Вопрос о роли сознания в человеческой деятельности — Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу

развитого человека с миром. Проблема соотношения сознания и мозга актуальна. Мы еще многого не знаем о работе мозга, особенно о том, что лежит в основе его высших функций и человеческого сознания. Тем не менее, прогресс в этой области в последние годы вполне очевиден, и наука о мозге постепенно приближается к раскрытию этой тайны природы.Спектр наук, занимающихся изучением сознания, расширяется. Философия, антропология, социология, психология, физиология, физика, технические науки и информатика проводят такие исследования. Аспекты сознания, исследуемые в отдельных науках, оказываются весьма далекими друг от друга и, более того, не коррелируют с сознанием в целом. Каждая из наук использует свои методы, схемы, идеалы рациональности, объективности, строгости, научности.

Развитие специальных научных исследований стимулирует разработку и углубление собственно философских проблем сознания. Так, например, развитие современной информатики, создание «мыслящих» машин и связанный с этим процесс компьютеризации человеческой деятельности заставили по-новому рассмотреть сущность сознания, специфические возможности человека в работе сознания, оптимальные способы взаимодействия человека и его сознания с современной компьютерной техникой.

Вопрос о роли сознания в человеческой деятельности - Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу
Вопрос о роли сознания в человеческой деятельности — Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу

Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу

Сознание — один из самых сложных объектов философского анализа. Будучи неоспоримой очевидностью человеческого существования, сознание одновременно неуловимо для внешнего наблюдения, а ненаблюдаемая природа сознания задает естественные трудности для его теоретической реконструкции.

Потребность в теоретически корректной связи индивидуального и всеобщего, органическая связь которых раскрывается в опыте сознания, придает этой проблеме особый статус в философии. Сегодня можно говорить о трех основных парадигмах в философии сознания: субстанциональной, функциональной и экзистенциально-феноменологической.

Исторически первой моделью философии сознания была субстанциальная концепция (Платон, Аристотель, Августин, Декарт, Гегель и др.). Апеллируя к разуму как наиболее значимому и универсальному свойству сознания, субстанциализм проецирует разум в структуру мироздания в целом. Разум здесь выступает гарантом единства и упорядоченности бытия, той субстанциональной основой, которая обеспечивает мировой порядок и гармонию. Индивидуальное человеческое сознание рассматривается как отдельное проявление Мирового Разума, законы организации которого совпадают с логикой мышления, а идеи, составляющие сущностные свойства предметов, определяют его содержание.

Англо-французские теоретики Просвещения (Гоббс, Локк, Гартли, Гельвеций, Дидро и др.) рассматривали идеальное как результат ассоциаций и индуктивного обобщения чувственных данных. Формирующаяся здесь функциональная модель сознания трактует последнее как функцию материальных систем, не содержащих в своих исходных характеристиках идеальное и мышление. Согласно этой модели, сознание обеспечивается функционированием нервной системы и мозга, организованных в соответствии с универсальными законами механики. Их единая природа обуславливает согласованность чувственного опыта, который и является истинной основой мышления.

Одной из наиболее авторитетных неклассических версий философии сознания является экзистенциально-феноменологическая концепция (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти и др.). Акцент здесь делается на описании опыта индивидуального сознания, центральной характеристикой которого является интенциональность. Последняя подразумевает способность сознания всегда быть «сознанием о…», его направленность вовне с одновременным внесением в реальность личностных смыслов. По своей сути сознание — это не столько отражение, сколько постижение действительности. Именно сознание формирует «жизненный мир» человеческого существования, задает его мировоззренческие горизонты и определяет весь опыт его существования.

Субстанциализм подчеркивает идеальную природу сознания, где идеальное — как сфера общих понятий, смыслов и ценностей — существует относительно автономно по отношению к человеку или конкретным природным образованиям. Функционализм, напротив, отмечает зависимость сознания от природных структур (мозг как его материальный носитель, чувственный опыт как генетически первичный уровень отражения действительности, предметная деятельность как гарант адекватности этого отражения). Феноменологическая интерпретация обращает внимание на особую значимость самосознания, где в фокусе «Я» собираются идеально-всеобщее и чувственно-конкретное, создавая уникально универсальный духовный опыт личности.

Следует сказать, что формализация экзистенциально-феноменологической традиции отнюдь не привела к автоматическому исчезновению функциональной и субстанциональной парадигм в интерпретации сознания. Функционализм сегодня достаточно мощно представлен в рамках аналитической традиции, а о субстанциализме можно говорить в связи со структуралистскими и постструктуралистскими концепциями, сводящими сознание к феноменам языка и текста.

Проблема генезиса сознания

Вопросы о том, как и через что возникает сознание, являются одними из ключевых для современного философского и научного познания. В той или иной форме они пересекаются с проблемой антропогенеза, но представляют собой самостоятельную исследовательскую тему. Фундаментальная уникальность сознания обрекает исследователей на поиск тех возможных его природных оснований, эволюция которых могла бы стать предпосылкой человеческого мышления. Следует сказать, что эта проблема преимущественно разрабатывалась в рамках функциональной стратегии, наиболее последовательно ориентированной на науку.

В современной культуре сознание является объектом пристального интереса самых разных научных дисциплин, от физиологии высшей нервной деятельности, психологии до социологии, кибернетики. Многообразие научных версий сознания свидетельствует о несомненной сложности и комплексности этого феномена, развитие и функционирование которого обусловлено влиянием множества факторов как природного, так и социального порядка. В то же время реальный опыт сознания характеризуется уникальной целостностью, обеспечиваемой преимущественно интегративной природой самости, самосознания. Таким образом, сознание может быть интерпретировано как сложная многоуровневая система, включающая природно-психические, индивидуально-личностные и социокультурные проекции. Соответственно, проблема генезиса сознания может быть рассмотрена на нескольких уровнях: в контексте естественной эволюции, в связи с происхождением культуры и общества, а также в аспекте онтогенеза (индивидуального развития человека).

Естественной основой для возникновения сознания послужило свойство отражения, представленное в различных формах на уровне живой и неживой материи. Возникновение сознания было бы чудом без эволюции различных форм отражения в живой природе, что является его предысторией. В ходе развития философии и науки было доказано, что вся материя обладает свойством, по сути сродни ощущениям, — свойством отражения. Это положение поставило перед наукой фундаментальные вопросы о природе отражения как атрибута материи, о сознании как высшей форме отражения, связанной с деятельностью человеческого мозга.Отражение характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые черты и признаки воздействующих на них явлений. Вид, содержание и форма отражения определяются уровнем и особенностями системно-структурной организации отражающих объектов, а также способом их взаимодействия с отражаемыми явлениями. Вне и независимо от взаимодействия отражение не существует. Результат процесса отражения проявляется во внутреннем состоянии отражающего объекта и его внешних реакциях.

В развитии теории отражения выделяют две концепции: функциональную и атрибутивную. Сторонники функциональной концепции утверждают, что в неорганических объектах существуют лишь предпосылки свойства отражения, но не его активное проявление. Сторонники атрибутивной концепции настаивают на универсальности свойства отражения.

Сущность, основные характеристики и структура сознания

Философское понятие сознания является интегрирующим ключевым понятием для анализа отношений человека с действительностью, характеризующим одно из фундаментальных свойств высокоорганизованной материи, заключающееся в активной, творческой способности человека как социального существа отображать и познавать объективный и субъективный мир в виде идеальных образов, в том числе в экзистенциально-феноменологической и психоаналитической традициях.

Таким образом, суть философского исследования феномена сознания состоит, во-первых, в выявлении онтологического статуса сознания. С этой точки зрения, сознание осуществляется с помощью мозга, но сознание — это не функция мозга как такового, а функция специфического типа отношения социально развитой личности к миру. Такая характеристика сознания предполагает выяснение онтологических истоков сознания в тех формах организации материи, которые предшествовали человеку в процессе его эволюции.

Во-вторых, важной особенностью сознания является его характеристика в эпистемологическом аспекте. В этом отношении сознание — это отражение действительности, возникшее в результате формирования телесных органов, таких как нервная система и ее наиболее высокоорганизованный отдел — мозг.

В-третьих, сознание — это идеал, его бытие проявляется в виде идеальных образов.

В-четвертых, сознание — это не только отражение деятельности, но и отношение к ней. Это определяет ценностный и одновременно личностный аспект сознания, в котором наиболее ярко выражена социальная природа сознания.

В-пятых, сознание обозначает высший уровень психической деятельности человека, позволяющий благодаря идеальному предвосхищению практической деятельности человека придать ей целенаправленный характер.

В-шестых, философское понимание сознания предполагает анализ предпосылок развития наиболее сложных форм самосознания, саморефлексии человека, уникальности и неповторимости переживания им системы своих отношений к действительности, обществу, другим людям и самому себе.

В-седьмых, сознание характеризуется многоуровневой структурой, включающей в качестве своих компонентов различные формы индивидуального и общественного сознания, сознательного и бессознательного, чувственного и рационального.

В-восьмых, философская рефлексия ХХ века, наряду с содержательно-функциональной, социокультурной парадигмами, выявила другие, не менее важные измерения сознания, связанные с формированием экзистенциально-феноменологической и психоаналитической традиций, где акцент делается на описании опыта индивидуального сознания при творческом внесении личностных смыслов в реальность (Гуссерль, Сартр, Ясперс, Фрейд и др.). Истинное бытие сознания многовариантно в своей целостности и сложности, включая дорефлексивные и рефлексивные аспекты, сознательное и бессознательное, «архетипы» и ассоциации, онтологические и эпистемологические измерения, самосознание и самоидентификацию в непрекращающемся творческом диалоге «Я» и Мира, «Я» и Другого, межличностное общение, что порождает вариативность и открытость проекции человеческого сознания и бытия в мире.

Можно выделить следующие концепции, объясняющие сущность сознания: объективно-идеалистическая, дуалистическая, метафизическая, вульгарно-материалистическая и диалектико-материалистическая.

Объективно-идеалистическая концепция, объясняя сущность сознания, признает объективно существующее абсолютное духовное начало в качестве первоосновы материального мира: Мир идей Платона, абсолютная идея Гегеля, Бог теологов. Сознание предстает как чувственно непостижимая сущность, порождающая мир вещей и человеческих идей.

Сознание и самосознание

Сознание неразрывно связано с языком и возникает одновременно с ним. Между сознанием и языком существует определенная взаимосвязь. Язык выступает как способ существования сознания. Связь сознания и языка проявляется в том, что возникновение и формирование индивидуального сознания возможно, если человек включен в мир вербального языка. Вместе с речью индивид усваивает логику мышления, начинает рассуждать о мире и о себе. Чем богаче содержание духовного мира человека, тем больше языковых знаков ему требуется для его передачи. Изменение языка — это показатель изменения сознания. Язык — это система знаков, с помощью которых человек познает мир и самого себя. Знак — это материальный объект, воспроизводящий свойства другого объекта. Различают естественную (устная, словесная, письменная речь, звуки) и искусственную, возникающую на основе естественной (язык логики, математики, музыки) системы знаков языка.

Одним из условий возможности формирования и объективации сознания индивида является способность посредством языка заявлять о своем самостоятельном существовании. Благодаря речевому общению человек приобретает способность к сознанию и самосознанию. Содержание сознания напрямую зависит от пространства речевого общения. Специфика национального языка влияет на характер и содержание национальной культуры. Например, европейские языки ориентированы на рациональное отношение к миру и содержат меньше слов для передачи эмоционального состояния, внутреннего опыта. Разница между сознанием и языком заключается в том, что мысль — это отражение объективной реальности, а слово — способ фиксации и передачи мысли. Язык способствует взаимопониманию между людьми, а также осознанию человеком своих действий и самого себя.

Значение языка для понимания опыта сознания огромно. Практически любой факт нашего сознания отражается в соответствующей языковой конструкции: высказывании, слове, имени. Язык служит средством формирования и выражения мысли. Он действует как универсальный культурный механизм сохранения и передачи информации и коммуникации. Язык является необходимым посредником между человеком и миром, восприятие и познание которого возможно только через призму языка. Например, каждый язык содержит определенную «концептуальную схему», которая через конкретные грамматические формы задает категориально-логическую структуру восприятия пространства, времени, модальности, количества, качества и тому подобное, характерное для определенных этнокультурных групп.Сознание предполагает выделение самого субъекта как носителя определенной позиции по отношению к миру. Выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, образуют различные формы той специфической характеристики человека, которая называется самосознанием.

Самосознание — это динамичное, исторически развивающееся образование, которое проявляется на разных уровнях и в разных формах. Первая его форма, которую иногда называют самосознанием, — это элементарное осознание собственного тела и его интеграции в мир окружающих вещей и людей. Более высокий уровень самосознания связан с осознанием своей принадлежности к определенному человеческому сообществу, культуре или социальной группе. Наконец, высший уровень развития этого процесса связан с появлением сознания себя как совершенно особого образования, похожего на других людей и в то же время в какой-то мере уникального и неповторимого, способного совершать свободные действия и нести за них ответственность.

С проблемой самосознания тесно связана проблема рефлексии. Рефлексия — это обращение сознания к самому себе, его ориентация на собственные состояния, акты и содержания. Рефлексия — это вторичная позиция сознания. Дорефлексивное состояние, как непосредственная направленность сознания на свой объект, является первичной позицией.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Новейшая социальная философия
  2. Формы направленного изменения: проблема революционного и эволюционного развития общества
  3. Переход от гносеологии к онтологии
  4. Любовь, брак и семья в различных философских традициях
  5. Проблема выбора субъектом жизненных ориентиров, сознательного построения образа жизни
  6. Георг Вильгельм Гегель, немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии
  7. Наука в современной цивилизации
  8. Древнеиндийская философия
  9. Объективность истины и преемственность научного знания
  10. Соотношение языка и действительности