Для связи в whatsapp +905441085890

Воспитание детей в дворянских семьях — Условия домашнего воспитания детей в дворянских семьях

С современных позиций дворянское воспитание кажется чрезмерно строгим, даже суровым, непреклонным. Но мы не должны принимать эту строгость за отсутствие любви. Это можно объяснить, во-первых, четким представлением о том, какого человека нужно воспитывать; во-вторых, верой в то, что это возможно.

По мнению О.С. Муравьевой, воспитание дворян состояло не из особого метода, а из всего образа жизни, усвоенного как сознательно, так и путем подражания и наблюдения за традициями. Конечно, дворянское образование по-прежнему было подвержено различным влияниям: веяниям европейской моды, предписаниям высших властей, но в целом оно придерживалось устоявшихся принципов и целей.

Воспитание дворянства было направлено на шлифовку личности в соответствии с определенной моделью, которая включала в себя ряд различных добродетелей и этикетных норм. Решающей установкой в воспитании благородного ребенка было то, что он был ориентирован не на успех, а на идеал.

Мировоззрение дворянства во многом определялось положением и ролью в государстве всего сословия: В течение нескольких столетий это был как привилегированный, так и подневольный класс. С детства дворянских детей учили осознавать свой гражданский долг и верно служить обществу и правителю в любом качестве — военном или гражданском. Быть храбрым, честным, образованным дворянином следует не ради славы, богатства, высокого звания, а в соответствии со своим положением.

Следование нормам дворянской этики всегда вступало в противоречие с государственными предписаниями и влекло за собой всевозможные неприятности. Дворянский ребенок, которому в семье прививались традиционные этические нормы, был потрясен, столкнувшись с невозможностью следовать им в государственной школе, где он обычно получал первый опыт самостоятельной жизни. Настоящий дворянин чувствовал себя между двух огней: с одной стороны — законы своего сословия, с другой — государства.

Дворянин скрупулезно следил за своей честью и, конечно, учитывал чисто условный этикет. Но главное, в конце концов, заключалось в том, что он защищал свое человеческое достоинство. Сильное чувство собственного достоинства было привито ему с детства, целая система разнообразных, порой внешне не связанных между собой требований.

Независимо от характера деятельности, безусловным достоинством благородства считалась храбрость. Затем возобладало убеждение, что это качество можно воспитать, развить усилием воли. Это убеждение объясняет очень рискованную воспитательную меру, которая использовалась против детей, проявлявших застенчивость. Согласно воспоминаниям, в большинстве случаев сами дети воспринимали это не как произвол и жестокость со стороны старших, а как необходимую закалку характера.

Храбрость и выносливость, которые требовались от дворянина, были невозможны без соответствующей физической силы и ловкости, поэтому эти качества высоко ценились и развивались с детства.

А.И. Каменев писал о том, что благородный ребенок, готовясь к жизни в мире, должен научиться выражать свои чувства в сдержанной и правильной форме. Самыми серьезными проступками в глазах Льва Толстого были ложь и грубость, независимо от того, кому они были позволены — матери, учителю или слуге. Грубая фамильярность в отношениях между друзьями считается столь же неприемлемой.

По-настоящему хорошее образование основывалось на наборе этических постулатов, которые должны были реализовываться через соответствующие внешние формы поведения.

Обучение искусству угождать людям стало самым важным пунктом в воспитании благородного ребенка. Никаких особых секретов не было: Детей учили, что нужно всегда быть внимательным и доброжелательным, с уважением относиться к взглядам и привычкам других, не задевать самолюбие других, самому быть скромным и добрым. Но помимо моральных принципов, они были наделены способностью заставить людей почувствовать их уважение и доброжелательность, причем сделать это тактично и ненавязчиво. Молодые дворяне не только усвоили основные правила, вытекающие из этих принципов (не перебивать собеседника, смотреть людям в глаза, не сидеть, когда другие стоят, и т.д.), но и переняли множество тонких оттенков поведения и манер. В аристократических кругах высокомерие считалось безнадежно дурным тоном; истинные аристократы очаровывали людей именно своим дружелюбием и деликатностью.

Воспитание детей в дворянских семьях - Условия домашнего воспитания детей в дворянских семьях

Условия домашнего воспитания детей в дворянских семьях

Домашнее образование детей дворян было в основном поверхностным, цели и качество которого зависели не только от учителей, но и от состояния семьи и ее интеллектуальной ориентации.

Родители, занятые хозяйством или мирской жизнью, мало заботились об образовании своих детей. В благородных семьях детям часто не хватало родительской ласки и проявлений привязанности.

Согласно исследованиям А.С. Подольцева, дворянская семья объединяла гораздо более широкий круг людей, чем современная семья. Многочисленные родственники вполне могли активно вмешиваться в воспитание детей; представления о том, что это исключительная прерогатива отца и матери, в то время, видимо, не существовало.

Конечно, невозможно подогнать все дворянские семьи под один шаблон. Но все же при всем многообразии дворянской семейной жизни проявляются некоторые общие черты.

С одной стороны, воспитание ребенка совершенно произвольно: няни, гувернантки, родители, бабушки и дедушки воспитывают ребенка по своему усмотрению и желанию.

С другой стороны, он вынужден следовать единым и довольно строгим правилам поведения, которым его намеренно обучают сразу.

Послушание родителям, почитание старших выступали в качестве одного из основных элементов патриархально-иерархического общества. В благоговейной традиции аристократической семьи авторитет отца был безусловным и не подлежащим обсуждению. Именно отец оказывал влияние на сына. Мысль отца должна была стать «тайной совестью» мальчика.

Хотя многие дети находились на домашнем обучении, их день был строго распланирован: ранний подъем, уроки и разнообразные занятия.

Завтрак, обед и ужин подавались в кругу семьи, всегда в определенное время. Хорошие манеры были обязательны; нарушения этикета, правил вежливости, внешнего почтения к старшим не допускались и сурово наказывались. Дети никогда не опаздывали на завтрак и обед; они скромно и правильно сидели за столом.

Естественность и легкость, с которой мирские люди выполняли все требования этикета, была результатом сознательного воспитания. Правильные привычки прививались с раннего детства.

О.С. Муравьева раскрыла этапы дворянского воспитания следующим образом.

Период беззаботного детства заканчивался для благородных детей рано, в возрасте четырех или пяти лет. Основой домашнего воспитания на этом этапе было формирование религиозных и моральных устоев ребенка. Его знакомили с системой христианской этики и традиций, определявших стиль поведения дворянина, через целый комплекс различных, порой внешне не связанных между собой требований и педагогических приемов. Молитвой начинался и заканчивался день для детей из благородных семей. По воскресеньям и праздникам они посещали церковь вместе с родителями.

Первыми воспитателями дворянских детей, особенно в провинциях, были сельские священники и дьячки, а также образованные крепостные. Они знакомили ребенка с христианскими заповедями, давали ему первые уроки общения с природой, обучали основам счета и чтения по Часослову и Псалтырю; ежедневные занятия начинались и заканчивались молитвой.

В знатных семьях существовала развитая система наказаний за различные проступки, в том числе за недостаточное усердие в учебе. Детей лишали сладостей или заставляли стоять за столом во время обеда, ставили на колени в угол на несколько часов, запирали в темной комнате, били по рукам деревянными лопаточками или линейками, хлестали розгами и даже «подошвами» с кнутом из кожи. Часто кнут, висевший на стене в комнате, где проходили уроки, или ведро в углу служили прутьями как веский аргумент в пользу прилежной учебы и хорошего поведения. Родители не считали, что такое отцовское наказание наносит большой вред психике ребенка. Наказания применялись не только родителями, но и домашними воспитателями. Жестокость родителей и учителей часто навсегда отбивает желание изучать тот или иной предмет. Иногда телесные наказания принимали форму насмешек над ребенком. Девочек также подвергали физическому наказанию. Другой распространенной практикой было стыдить детей перед взрослыми, старшими и младшими братьями и сестрами, часто не щадя их самолюбия. Страх и благочестие были неотъемлемой частью домашнего воспитания.

Воспитание и обучение дворян в учебных заведениях

Чтобы получить представление о характере воспитания дворянских детей в учебных заведениях, обратимся к описанию двух из них: Первый кадетский корпус (позднее — Сухопутный кадетский корпус) и Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре. В XVIII-XIX веках они были ведущими учебными заведениями для детей знатных семей.

Первый кадетский корпус. До XVIII. Век в России для дворян, которые обязаны были нести военную службу на благо государства и получать образование, почти не было школ, ни специальных военных, ни общеобразовательных. Идею создания такого учебного заведения, которое могло бы готовить будущих офицеров для армии, впервые выдвинул союзник Петра I — граф Ягужинский. Корпус был открыт позже, в 1732 году.

Организация кадетских корпусов раскрыта в работах Д.И. Латышиной. Кадетский корпус (Первый кадетский корпус) был создан для 200 детей дворянского происхождения. Организация учебного процесса была сопряжена с определенными трудностями, многое приходилось делать, как говорится, «на ощупь», поэтому ошибки были неизбежны. Система обучения, принятая в корпусе, была далека от совершенства. Преподаватели редко объясняли материал и требовали от курсантов заучивания разделов; даже самостоятельная работа курсантов сводилась к заучиванию. Процесс обучения был монотонным, скучным и не вызывал интереса у студентов. Хотя уже тогда были попытки как-то разнообразить занятия и ввести некоторые элементы визуализации.

Что касается нравственного воспитания в кадетском корпусе, то на этот счет существуют разные мнения, но несомненно, что в первые годы своего существования корпус повторял старые ошибки, потому что в нем еще были живы воспоминания о военных училищах Петра Великого и царивших там порядках. К кадетам относились как к «нижним чинам», и, соответственно, требования, предъявляемые к ним, ничем не отличались от тех, которые предъявляет командир роты к своим солдатам. Их также наказывали за нарушения установленного порядка и правил. И так продолжалось до тех пор, пока корпус не возглавил Иван Бецкой. Под его руководством в корпусе произошел ряд изменений.

В 1766 году И.И. Бецкой составил «Устав Шляхетского сухопутного кадетского корпуса для воспитания и обучения благородного российского юношества».

Все принятые мальчики были разделены на пять возрастных групп.

В каждую эпоху кадет должен был оставаться на 3 года и учиться «по склонностям и по обучению в науках». Родители охотно отдавали своих детей на обучение в корпус, хотя не могли требовать, чтобы их сын возвращался домой в течение всех 15 лет обучения.

Кадеты первого возраста (от 6 до 9 лет) были «вверены» заботам стюардессы и воспитателей. В обязанности стюардессы входило наблюдение за поведением и манерами воспитателей и всех курсантов первого возраста. Она была ответственна перед советом директоров за детей и все, что с ними происходило. За детей отвечали опекуны, которые должны были «обучать кадетов со всей добротой, терпением и любовью, и следить за тем, чтобы молодые люди не имели никаких контактов с духовенством». Помимо общеобразовательных наук, курсанты первого года обучения изучали подмастерья, иностранные языки, рисование и танцы.

Вторая возрастная группа состояла из детей в возрасте от 9 до 12 лет и находилась под наблюдением мужчин-воспитателей, которые должны были «не обращаться с детьми сурово, заботиться о том, чтобы они сами подавали пример мягкости и умеренности, и чтобы период воспитания и обучения не прошел без пользы». Вместе с учителями они должны были научить учеников обслуживать себя, чтобы те могли обходиться без прислуги, внушить им «любовь к добродетели и благопристойности, заметить в каждом природную склонность и качество ума, чтобы те, кто был более понятен другим, могли помочь в других науках». Учителя и воспитатели должны были, наблюдая за учениками на уроках, играх и экскурсиях, увидеть, на что способен каждый человек, каковы его склонности и способности. Это позволило им определить, подходит ли молодой человек для военной или гражданской службы.

Третий возраст (от 12 до 15 лет) по своей организации практически не отличался от второго. По замыслу Бецкого, воспитанники этого возраста должны были заботиться «о приведении в совершенство начатых в предыдущих возрастах наук» и, кроме того, изучать латинский язык, основы военной и гражданской архитектуры, а также бухгалтерию. В третьем возрасте заканчивалась общеобразовательная подготовка кадет.

В четвертом (от 15 до 18 лет) и пятом (от 18 лет до 21 года) возрастах жизнь и учеба кадет менялась: они попадали под начало офицеров, которые должны были «особливо наблюдать, чтобы кадеты никогда праздны не были, склонять их с ласковостью и любовью, дабы сами для себя сыскивали полезные упражнения». От офицеров-воспитателей и командиров требовалось обращаться с кадетами твердо, но в то же время, не внушая им страха, от которого впоследствии трудно избавиться.

Образ жизни русского дворянства

Жизнь русского общества при Екатерине II, особенно в столицах, производила впечатление странного сочетания успехов образования, внешнего великолепия, роскоши, пышности и древнего варварства. Среди них были дамы и девушки, которые прекрасно говорили на трех или четырех языках и играли на различных музыкальных инструментах. Люди со средствами создавали французские библиотеки и выписывали французских гувернеров и гувернанток для своих детей; другие отправляли своих детей учиться в Париж.

Но несмотря на то, что дворяне старались усвоить европейские нормы поведения, дворяне были близки к простому народу, они жили по несколько месяцев в деревне, следовали православным праздникам, чтили обряды, традиции народа, брали кормилицу из крестьянства, поэтому патриархальный семейный быт находил отклик у крестьянина, особенно у провинциальных дворян.

Согласно исследованиям Д. Латышиной, дворянство в XVIII и XIX веках было неоднородным и этнически разрозненным. Чуть больше половины дворян были русскими и сохраняли патриархальные, народные черты и предпочтения. В состав дворянства входили также татары, поляки, литовцы, немцы и представители других национальностей.

Неоднородным было дворянство и собственность: верхний, чрезвычайно тонкий слой — элита, обладавшая огромными привилегиями и богатством; средний, имевший права дворянства и некоторое богатство; низший, жизнь которого в провинции мало чем отличалась от жизни простого народа. Но модный этикет, внешние манеры стремились к господству в каждой семье, но часто казались причудливыми. Это была дикая смесь затхлого невежества, сырой безыскусности и распущенности с мишурой западного просвещения и внешними формами европейской жизни.

Так получилось, что Франция стала для российского общества образцом светскости и социальной жизни, пишет В.О. Ключевского. Эти тенденции исходили от королевского двора. Вольтера сделали почетным членом Российской академии наук и поручили написать историю Петра Великого; в этом Вольтеру помогал горячий поклонник французской моды и литературы И.И. Шувалов, влиятельный человек при дворе Елизаветы Петровны и куратор Московского университета.

Мода на чтение развилась в высшем обществе. Люди без разбора читали все, что попадалось им под руку. Но затем чтение получило более определенное направление, призванное помочь в борьбе с досугом, от которого не знали, куда бежать, это чтение склонило вкус образованного общества к красивой литературе, чувствительной поэзии.

Некоторые знатные представители элиты достигли огромных успехов в усвоении французской моды и манер. Ключевский писал: «Один из образованных русских дворян — Бутурлин, разговаривая с приезжим французом-парижанином, удивил его точностью, с которой он говорил о парижских улицах, гостиницах, театрах, памятниках. Удивление иностранца перешло в неподдельное изумление, когда он узнал, что Бутурлин никогда не был в Париже и знает все только из книг.

Но в целом среди дворян в XVIII веке было мало образованных людей, и большинство из них своим культурным развитием были обязаны самообразованию. Универсальная культура, привнесенная иностранным влиянием, воспринималась как заслоняющая, а не освещающая понимание родной действительности; непонимание сменялось безразличием к ней, продолжалось в презрении и достигало кульминации в презрении.

Образование в дворянских семьях не имело четких теоретических и практических основ. В одних семьях детям предоставлялась полная свобода, даже за побеги ребенка не наказывали самого ребенка, а назначали ему в компаньоны крепостного мальчика или девочку, в других — детей держали в крайней строгости, страхе, прибегали к постоянным и жестоким наказаниям.

Девушки проводили целые дни, ничего не делая, смотрясь в зеркало, думая об удовольствиях и женихах, слушая сплетни. Образ Митрофанушки, созданный Фонвизиным, был не исключительным, а типичным. Конечно, были семьи, в которых родители, мудрые и нравственные люди, находили разумные способы воспитания детей.

И все же, как отмечала в своих трудах Муравьева О.С., повседневная жизнь провинциального дворянства менялась в соответствии с общими изменениями менталитета и быта в стране. Постепенно потребность в грамотности, образовании, стала собирать библиотеки, особенно, конечно, книги духовного содержания.

Устав кадетского корпуса

Были заложены основы нравственного воспитания. Так, надзирателям предписывалось «бдительно следить за вверенными им кадетами, чтобы во всем их поведении была добродетель, вежливость…». Всегда так делали, и ложь, и неверность, и другие непристойные пороки знати были в них сильно искоренены. Поощрялось нравственное воспитание, уроки музыки, танцев, без которых просто невозможно было воспитать мирского человека. По окончании корпуса кадет должен был освоить один из музыкальных инструментов.

Несмотря на многие недостатки, кадетский корпус пользовался большой популярностью. Он стал образцом для устройства других привилегированных учебных заведений России в плане организации, материального обеспечения, методов и принципов преподавания.

Воспитательное общество для благородных девиц в Смольном монастыре. В 1764 году в Смольном монастыре было основано Воспитательное общество благородных девиц. Устав общества был написан Иваном Бецким. За один прием принималось пятьдесят девственниц; прием проводился один раз в три года. Курс обучения длился от 6 до 18 лет, и родители должны были подписать обязательство, что до 12 лет они не имеют права требовать свою дочь из учебного заведения и видеться с ней. В гимназию благородных девиц принимали только дочерей дворян, которым было не больше шести лет. Ученики обучались в четырех классах, в четырех «возрастах» (классах) в течение трех лет каждый. (Классы) на три года каждый.

В уставе Общества было прописано, что представляет собой «идеальное образование молодых девушек». Это было «христианское благочестие, послушание властям, взаимная вежливость, самообладание, добродетельное поведение, чистое сердце, склонное к добру…». скромность и щедрость, подобающие благородным людям».

Каждый класс в учебном заведении должен был находиться под наблюдением классной дамы — надзирательницы. В ее обязанности входило наблюдение за обучением девочек и помощь учителям в преподавании. Надзиратели должны были постоянно находиться рядом с учениками, заботясь о «воспитании их характера», их успеваемости, поведении, чистоте и вежливости, одежде и белье учеников, а также о том, принимают ли они пищу «с благородным и подобающим поведением». По закону они должны были обращаться со своими учениками во всем с «величайшей осторожностью, мягкостью и жизнерадостностью, чтобы предотвратить все то, что называется скукой, грустью и задумчивостью».

Помимо надзирательниц, устав требовал двенадцать женщин-учительниц. Они также постоянно находились при служанках с утра до вечера и занимались воспитанием учеников, а также их обучением. Скорее, уроки должны были стать беседой между учителями и учениками. Преподаватели должны были следить за тем, чтобы студенты «не привыкали к излишней помпезности». Им также было предписано учитывать особенности характера и способности каждого ученика в процессе обучения.

Согласно исследованию Латышиной Д.И., программа была призвана дать благородным девицам достойное образование и способствовать их всестороннему развитию.

Религиозное образование было на первом плане. Утренние и вечерние молитвы должны были произноситься ежедневно. По воскресеньям и праздникам ученики были обязаны посещать церковные службы. Затем следовало нравственное воспитание, которое включало в себя приобретение «мирских добродетелей»: вежливости, хороших манер, скромности и щедрости. Важной частью было физическое воспитание: соблюдение личной гигиены, прогулки на свежем воздухе, здоровое питание.

Экономика занимала особое место в курсе. Даже арифметика должна была преподаваться только для того, чтобы в будущем заниматься домашним хозяйством.

Программа предусматривала развитие образовательных навыков девочек: Старшие ученицы должны были посещать несколько часов занятий со своими младшими, чтобы потом, когда они станут матерями, они могли обучать своих детей.

В свободное время ученики должны были читать книги исторического характера и нравоучительные рассказы, в основном на французском языке.

Можно сделать вывод, что школьное образование имело большое значение в воспитании дворянства, поскольку ребенок проводил несколько лет своей жизни вдали от родителей. Это способствовало не только приобретению новых знаний и навыков и улучшению их качества, но и формированию черт характера, необходимых для будущей самостоятельной жизни. Самыми известными учебными заведениями для дворян в XVIII-XIX веках были Первый кадетский корпус и воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Специфика деятельности учителя сельской школы
  2. Сущность педагогической деятельности
  3. Урок как основная форма образовательного процесса
  4. Знаниево-ориентированный и другие подходы к содержанию образования
  5. Становление коллектива по Макаренко
  6. Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями
  7. Воспитание детей в России
  8. Личностно-ориентированный методологический подход в исследованиях психолого-педагогической направленности
  9. Научная область педагогической антропологии
  10. Моделирование образовательной среды ДОУ